1. Спрос, предложение, рыночная цена

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут.

Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

2.  Производство с одним переменным фактором. Закон убывающей отдачи

Производство — основная область деятельности фирмы. Фирмы используют производственные факторы,которые называются также вводимыми (входными) факторами производства.Мы можем подразделить производственные факторы на крупные категории — труд, материалы и капитал, каждая из которых включает более узкие группировки. Например, труд как производственный фактор через показатель трудоемкости объединяет как  квалифицированный (плотников, инженеров), так и неквалифицированный труд (сельскохозяйственных рабочих), а  также  предпринимательские усилия руководителей фирмы. К  материалам относятся сталь, пластиковые материалы, электричество, вода и любое  другое изделие, которое приобретает фирма и превращает в готовый товар. К капиталу относятся здания, оборудование и товарно-материальные ценности.    Взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговым выходом продукции описывается производственной функцией. Производственная функция указывает максимальный выпуск продукции Q, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов производства. Для упрощения предположим, что имеются два вводимых фактора: труд L и капитал К. Тогда мы можем  записать производственнуюфункцию  как

Q =F(L,K)

  Рассмотрим случай, при котором капитал является фиксированным производственным фактором, а труд — переменным, причем фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. В табл. приводится объем выпуска при различных затратах труда и при фиксированном капитале, составляющем 10 единиц. Когда объем трудовых  затрат равен нулю, выпуск тоже нулевой. При увеличении трудозатрат до восьми единиц выпуск продукции растет. Выше этой точки объем выпуска  снижается: до этого момента использование каждой дополнительной единицы труда увеличивало производительность оборудования, однако после указанной точки дополнительные трудозатраты перестают быть полными и могут стать «антиэффективными».

Таблица . Результаты производства с одним переменным фактором

 

Затраты труда(L)

Затраты капитала (К)

Объем выпуска продукции (Q)

Средний продукт (Q/L)

Предельный продукт (AQ/AL)

0

 10

0

1

>

10

10

10

10

2

10

30

15

20

3

10

60

20

30

  3. Издержки производства: постоянные, переменные, средние и предельные

Постоянные издержки. Постоянными назы­ваются такие издержки, величина кото­рых не меняется в зависимости от из­менения объема производства. Постоян­ные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит.

Переменные издержки. Переменными назы­ваются такие издержки, величина кото­рых меняется в зависимости от измене­ния объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы.

Общая сумма издержек. Термин "общая сумма издержек" говорит сам за себя: это сумма по­стоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. При нулевом объеме производства общая сумма изде­ржек равна сумме постоянных издержек фирмы.

Конечно, для производителей вовсе не безразлична общая сумма их издержек, однако они не меньше беспокоятся и о средних издержках, то есть издерж­ках в расчете на единицу продукции. В частности, именно показатели средних издержек обычно исполь­зуются для сравнения с ценой, которая всегда указы­вается в расчете на единицу продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) опреде­ляются путем деления суммарных постоянных изде­ржек (TFC) на соответствующее количество произ­веденной продукции (Q). То есть

AFC = TFC / Q.

Средние переменные издержки (AVC) опреде­ляются путем деления суммарных переменных изде­ржек (TVC) на соответствующее количество произ­веденной продукции (Q):

AVC = TVC / Q.

Средние общие издержки (АТС) можно рас­считать путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции (Q) или же, проще, путем сложения AFC и AVC для каждого из возможных объемов производства. То есть

АТС = TC / Q = AFC + AVC.

Теперь нам остается рассмотреть еще одну очень важную концепцию издержек производства — ко­нцепцию предельных издержек. Предельными издержками (МС) называются дополнительные, или добавочные, издержки, связанные с производ­ством еще одной единицы продукции. МС можно определить для каждой добавочной единицы про­дукции, просто-напросто заметив то изменение сум­мы издержек, которое явилось результатом про­изводства этой единицы.

MC = (изменение ТС) / (изменение Q).

4. Способы расчета валового национального продукта

Системы национальных счетов (СНС) является валовой внутренний продукт (ВВП). Таким образом, с помощью показателей валового продукта делается попытка измерить объем годового (квартального, ме­сячного) выпуска товаров и услуг в экономике.

Следовательно, ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:

— добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);

— всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);

всех доходов, полученных в стране от производства про­дукции в данном году (ВВП по доходам).

Анализ показателя ВВП, исчисленный первым методом (по отраслям), позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП.  В соответствии со вторым методом рас­чета ВВП (по расходам) он включает следующие статьи:

1. Конечные потребительские расходы домашних хозяйств. Это товары повседневного спроса, предметы потребления дли­тельного пользования, расходы на потребительские услуги и др.

2. Конечные расходы органов государственного управления (государственных учреждений).

3. Конечные расходы некоммерческих организации, обслу­живающих домашние хозяйства.

4. Валовое накопление основного капитала (валовые капи­таловложения), которое состоит из так называемых чистых ка­питаловложений.

5. Изменения в запасах материальных оборотных средств, которые, как и валовое накопление основного капитала, яв­ляются составной частью всего валового накопления.

6. Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внут­ренних ценах.

Расчет ВВП по доходам отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные виды смешанного дохода), а также чистые налоги.










5. Экономические циклы. Фазы цикла

Цикличностьэто форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе экономики в целом к другому.

Поэтому цикличность можно рассматривать как один из способов саморегулирования рыночной экономики. Так как характерная черта цикличности – движение не по кругу, а по спирали, то она является формой прогрессивного развития.

Циклы (волны) – это периодические колебания экономической или деловой активности.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии экономик, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост.

Известно несколько типов экономических циклов, которые называются волнами. В экономической литературе им обычно дают имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования. Наиболее известны циклы Н. Д. Кондратьева (50 – 60 лет), получившие название длинных волн, циклы С. кузнеца (18 –25 лет), циклы К. Жугляра (7 –12 лет), короткие циклы Дж. Китчина (2 –4 года), Форрестера (200 лет), Тоффлера (1000 – 2000 лет) – развитие цивилизаций.

Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н. Д. Кондратьеву.

В результате исследований он выделил следующие большие циклы:

I цикл: с 1787 по 1814 г. – повышательная волна, с 1814 по 1851 г. – понижательная волна;

II цикл: с 1844 по 1875 г. - повышательная волна , с 1870 по 1896 г. - понижательная волна;

III цикл: с 1896 по 1920 г. – повышательная волна.

Т.о., экономический цикл (волна) – это общая черта почти всех областей экономической жизни и всех стран с рыночной экономикой.