Содержание

Задача № 1_____________________________________________________ 3

Задача № 2_____________________________________________________ 9

Задача № 3____________________________________________________ 11

Список источников и литературы_______________________________ 12

Задача № 1

Ответ:

В данном случае применить режим переработка на таможенной территории.

На основании ст. 173 Таможенного кодекса РФ основной целью использования таможенного режима переработки на таможенной территории является предоставление возможности отечественным производителям реализовывать свою продукцию или услуги на международном рынке на конкурентоспособных условиях, что будет способствовать развитию производства на таможенной территории РФ, а также загрузке производственных мощностей и созданию условий для дополнительных рабочих мест. На современном этапе экономического развития РФ это имеет особое значение для градообразующих предприятий, работающих над выполнением иностранных заказов на давальческом сырье.

Для уяснения различных аспектов правовой регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории следует остановиться на некоторых аспектах изменения юридической таможенной лексики, которая будет использоваться в комментариях к статьям § 1 гл.19 ТК РФ.

В новом ТК РФ не используется термин "товарная продукция", а новые товары, полученные в результате проведенных операций по переработке, обозначены термином "продукты переработки".

Продукты переработки - товары, произведенные из объектов переработки и являющиеся конечной целью применяемого режима.

Объектом переработки являются ввозимые либо ввезенные иностранные товары, помещаемые под таможенный режим переработки.

Остатки - часть предназначенных для переработки иностранных товаров, которая не была использована для изготовления продуктов переработки и не изменила свои товарные характеристики по классификационному коду ТН ВЭД России.

Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе по изготовлению продуктов переработки.

Новый ТК РФ умалчивает о российских товарах, которые могут быть использованы в производственном процессе по переработке. Поскольку смысл таможенного контроля заключается в контроле за иностранными товарами, помещенными под льготный таможенный режим без уплаты таможенных платежей, российские товары могут использоваться при переработке иностранного сырья без ограничений со стороны таможенных органов.

Правовые рамки регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории ориентированы на положения европейского таможенного законодательства и Киотской конвенции. В отличие от положений предыдущего ТК РФ помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории осуществляется с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки в определенный срок. Это предполагает, что заинтересованное лицо активно занимается экспортом, производит продукцию, одинаково ориентированную как на внутренний рынок страны, так и на рынки третьих стран, или, по меньшей мере, изыскивает рынки сбыта. Содержание таможенного режима передает общее правило помещения иностранных товаров под рассматриваемый таможенный режим переработки - освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем в случае невывоза продуктов переработки по окончании сроков переработки они выпускаются для свободного обращения или помещаются под иные таможенные режимы. При выпуске для свободного обращения уплачиваются причитающиеся суммы таможенных платежей. При помещении под иные таможенные режимы режим налогообложения определяется в зависимости от положений избранных таможенных режимов. В отношении отходов и остатков установлен специальный режим налогообложения, который применяется в случае, если они не вывезены за пределы страны или не переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования.

В отличие от ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ к иностранным товарам, ввозимым для переработки, нетарифные меры регулирования, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, подлежат применению в полном объеме.

Таможенный режим переработки на таможенной территории относится к таможенным режимам, помещение под которые осуществляется с разрешения таможенного органа. При этом формально-юридически такое разрешение представляет собой допуск уполномоченным таможенным органом на применение данного режима. Поэтому необходимым условием для помещения иностранных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (наряду с иными экономическими таможенными режимами) является получение разрешения. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории выдается таможенным органом российскому лицу после того, как таможенный орган удостоверится, что все условия, необходимые для использования данного режима, выполнены. Требования к разрешению на переработку, а также порядок его выдачи либо отзыва регламентированы положениями ст.179-181 ТК РФ.

Одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки является идентификация иностранных товаров в продуктах переработки, которая заключается в возможности установления того факта, что продукт переработки получен в результате проведенных операций по переработке с товарами, которые были помещены под таможенный режим. Изъятием из принципа идентификации является эквивалентная компенсация - замена ввезенных для переработки товаров другими, в том числе российскими, если они обладают одними и теми же качествами и характеристиками или полностью идентичны; подобная компенсация допускается с разрешения таможенного органа в соответствии с положениями ст.186 ТК РФ.

Помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории не ограничивается только товарами, ввезенными для переработки из-за рубежа. Любые иностранные товары могут помещаться под таможенный режим переработки на таможенной территории независимо от того таможенного режима, под которым они ранее находились. Так, под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться товары, ранее помещенные, например, под таможенный режим таможенного склада, или товары, находящиеся в режиме международного таможенного транзита либо временного ввоза. Основная логика в том, чтобы предыдущий таможенный режим был соответствующим образом завершен, а также чтобы были соблюдены все условия, предусмотренные для помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории, в том числе требование к статусу товаров (они должны быть иностранными).

В соответствии с п.4 комментируемой статьи Правительство РФ наделяется правом устанавливать ограничительные барьеры по допуску иностранных товаров на внутренний рынок страны в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Такой подход обусловлен созданием равных конкурентных условий, поскольку возможность льготного использования таможенного режима переработки не должна ставить отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия по сравнению с импортными поставщиками сырья, материалов и комплектующих для производства продуктов переработки. Согласно налоговому законодательству отечественные производители должны уплачивать налог на добавленную стоимость и акцизы при продаже таких товаров переработчику, даже если после переработки они экспортируются за пределы РФ. Очевидно, что реализация этой нормы потребует определения критериев оценки экономической целесообразности использования переработки путем проведения мониторинга дефицита товарно-сырьевого баланса, сложившегося в различных отраслях отечественного производства, и ограниченного спроса на товарную продукцию соответствующих отраслей промышленности на внутреннем рынке.

Таможенный режим переработки на таможенной территории имеет определенную специфику, которая заключается в том числе и в возможности идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки. Такая особенность объясняется характером предмета регулирования, а именно производственным процессом, осуществляемым под контролем таможенных органов. Поэтому идентификации товара в продуктах переработки в ТК РФ уделяется особое внимание. Идентификация иностранного товара, помещенного под таможенный режим переработки, представляет собой способы установления того факта, что в целях получения продуктов переработки операциям по переработке подвергались именно иностранные товары, помещенные под таможенный режим. Для идентификации товаров в продуктах переработки могут использоваться следующие способы:

проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;

подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;

использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.

Предложенные способы идентификации уже апробированы в практической деятельности таможенных органов и теперь нашли свое отражение в новом ТК РФ.

Следует отметить, что окончательное решение о приемлемости того или иного способа идентификации принимает таможенный орган.

Учитывая, что на практике в отдельных случаях перечисленные выше способы идентификации не могут быть применены (например, при переработке драгоценных металлов на аффинажных заводах идентифицировать давальческое сырье при непрерывном цикле производства указанными выше способами не представляется возможным, разве что на молекулярном уровне), предусмотрено положение, допускающее возможность обеспечения идентификации путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, используемых в производстве, а также о технологии такого производства. Идентификация также может быть обеспечена путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке.

Задача № 2

Ответ:

На основании ст. 126 Таможенного кодекса РФ декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;

иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

В соответствии со ст. 133 Таможенного кодекса по мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.

Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:

если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;

если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;

если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.

Следовательно, в данном случае действия сотрудника таможенного органа правомерны.

Задача № 3

Ответ:

На основании ст. 363 Таможенного кодекса РФ для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

Получение подобных справок может быть обусловлено только целями проведения таможенного контроля. В связи с изложенным следует обратиться к ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ). В соответствии с п.2 ст. 363 предусмотрена выдача кредитной организацией справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Следовательно, действия уполномоченного банка не правомерны.

Список источников и литературы

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа 2004 г.)

Краснолуцкая Н.Т. Специальные таможенные режимы – М.: Благовест-В, 2003. – 111 с.