Содержание

 

Введение

3

1. Сущность финансового контроля

1.1.         Понятие и значение, содержание и формы финансового контроля

1.2.          Методы финансового контроля

5

5

7

2. Анализ финансового контроля

11

3. Совершенствование финансового контроля

3.1. Органы финансового контроля

3.2. Совершенствование эффективности финансового контроля

16

16

17

Заключение

21

 Список литературы

22

 

Введение


Внешний государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Результативность предполагает не только предупреждение, выявление, пресечение фактов незаконного, нецелевого, неэффективного использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, но и устранение порождающих их причин и условий, аудит эффективности системы управления государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами и выработку предложений по ее совершенствованию.

Действенность выражается в совокупности мер, принятых органами власти и подконтрольными организациями по результатам контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и других мероприятий, осуществляемых контрольно-счетными органами.

Экономичность означает, что контрольно-счетные органы должны служить примером целевого и экономичного использования бюджетных средств, выделяемых на их деятельность. Контрольно-счетные органы должны добиваться высокой результативности и действенности своей работы при минимальных затратах сил и средств. Вместе с тем экономичность должна сочетаться с необходимым уровнем материально-технического и информационного обеспечения контрольно-счетных органов и не наносить ущерб полноте и объективности их деятельности.

Эффективность в широком смысле слова означает обеспечение экономической безопасности государства, динамичного развития экономики и рационального использования всех видов государственных и муниципальных ресурсов.

Финансовые нарушения происходят из-за несовершенства законодательства. Кроме того, низкий уровень финансовой дисциплины также является причиной нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Цель моей работы – изучить систему финансового контроля и пути повышения его эффективности.

Задачи работы – дать понятие, определить значение, а также содержание и формы финансового контроля, рассмотреть методы финансового контроля, дать анализ финансового контроля, а также предложить пути совершенствования финансового контроля.



1.                Сущность финансового контроля

1.1.        Понятие и значение, содержание и формы финансового контроля

 

Финансовый контроль считается специальным видом осуществления государственного контроля, и означает применительно к финансам, что помимо функций распределения, финансам свойственна и функция контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми без исключения государственными органами: Президентом, представительной, исполнительной властью и т.д. Значение финансового контроля заключается в том, что в процессе его осуществления проверяется:

1.                Соблюдение действующего правопорядка в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

2.                Проверяется экономическая эффективность и обоснованность действий конкретных органов государства.

Финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой государством политики.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий органов государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Финансовый контроль присущ всем без исключения финансово-правовым образованиям[1].

Содержание финансового контроля:

1.                Проявляется в проверке финансовых обязательств юридических и физических лиц перед государством и муниципальными образованиями.

2.                Проявляется в проверке правильности использования предприятиями, учреждениями и организациями различных денежных ресурсов (собственные средства, банковские ссуды, бюджетные и внебюджетные средства и т.д.).

3.                Проверка правильности соблюдения финансовых операций.

4.                Выявление внутренних резервов производства. Финансовый контроль позволяет определить возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более эффективного использования факторов производства и т.д.

5.                Возможности устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина выражает одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования различных денежных фондов государства и муниципальных образований. Требования к финансовой дисциплине распространяется не только на хозяйствующие субъекты, но и на органы государственной власти, тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы не только государства, но и обеспечивает соблюдение законных интересов предприятий и их права.

Объект финансового контроля: ресурсы финансовые, материальные, трудовые, природные и другие ресурсы страны.

Формы финансового контроля. Самая распространенная форма - финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и муниципальных образований, в рамках этой формы делаются не только замечания, но и предложения по улучшению качества работы.

Специфической формой финансового контроля является контроль рублем, он осуществляется в основном в коммерческой сфере, и происходит тогда, когда имеет место быть система финансирования, кредитования расчетов и т.д. (когда хозяйствующие субъекты используют различные виды своей деятельности). Контроль рублем осуществляется:

а. при ценообразовании;

б. при формировании себестоимости продукции;

в. при определении прибыли и иных экономических показателей деятельности хозяйственных субъектов.

Напр., создание единого тарифного органа для естественных государственных монополий.

Изменение форм и методов финансового контроля на современном этапе. Это переходный период. Любой переходный период характеризуется неустойчивостью экономических отношений, политических процессов и поэтому с постоянными изменениями, меняется система форм и методов органов финансового контроля. Это в первую очередь выражается в создании новых органов финансового контроля, упразднение старых органов, которые себя исчерпали. Сейчас серьезно усиливается президентская роль, в первую очередь за счет полпредов[2].


1.2. Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

1.               проверка;

2.               обследование;

3.               надзор;

4.               анализ финансового состояния;

5.               наблюдение (мониторинг);

6.               ревизия.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффектив­ное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требова­нию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фи­нансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии[3]:

1.                полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

2.                частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствую­щих субъектов;

3.                комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учрежде­ния, организации, охватывают хозяйственную и финансовую дея­тельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффектив­ного использования материальных, трудовых и финансовых ресур­сов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к реви­зии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффектив­ность и полноту ее результатов;

4.                тематические - проводятся на определенную тему по дея­тельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяй­ственных операций различают ревизии:

1.                сплошные - предполагают проверку всех операций на оп­ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

2.                выборочные это проверка определенной части первич­ных документов за тот или иной промежуток времени. Как прави­ло, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении наруше­ний переходят к сплошной ревизии;

3. комбинированные – предусматривают проверку одних уча­стков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осу­ществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении под­ведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудитор­скими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по кото­рому принимаются меры по устранению нарушений, возмеще­нию материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответ­ственности.

2. Анализ финансового контроля


На сегодняшний день процесс развития экономики Российской Федерации характеризуется устойчивыми тенденциями к усилению позиций государства. За время рыночных преобразований эти позиции существенно пошатнулись, причем наиболее негативные последствия это имело для бюджетной сферы, для государственного сектора экономики. Вследствие целого ряда причин и, прежде всего, из-за инертности государственных структур существовавшая ранее система государственного финансового контроля не была своевременно адаптирована к реалиям рынка. В течение длительного времени с момента начала рыночных реформ государственный финансовый контроль как система в Российской Федерации отсутствовала. В связи с этим большинство исследователей сходятся во мнении, что текущее состояние государственного финансового контроля в Российской Федерации нельзя считать удовлетворительным. В то же время ГФК является одним из ключевых элементов системы государственного управления финансовыми ресурсами.

Прямым следствием недооценки значения и возможностей контрольной функции государства является то, что финансовая система как на федеральном, так и на региональном уровнях охвачена государственным контролем далеко не полностью. Некоторые субъекты РФ не имеют контрольно-счетных органов. Некоторые из действующих органов носят декоративный характер. Даже средства федерального бюджета формируются и расходуются во многом бесконтрольно, что приводит к массовым случаям их нецелевого использования, задержкам выплаты заработной платы, срыву финансирования федеральных программ, социальных программ, а нередко и к прямым хищениям. Сохраняется закрытость для ревизий и проверок отдельных секторов народного хозяйства и сегментов финансовой деятельности. Практически недоступна для государственных контролеров банковская система страны, которая сама по себе еще весьма несовершенна.

В настоящее время в научной среде дискуссионным остается вопрос о сфере осуществления государственного финансового контроля и общих направлениях его деятельности. Некоторые авторы предлагают при определении сферы осуществления государственного финансового контроля исходить из наличия четырех основных составляющих:

·       контроля за процессами формирования и использования бюджетных средств, продуманностью и эффективностью управления бюджетными потоками;

·        контроля за бюджетными средствами, направляемыми в негосударственный сектор российской экономики и надлежащим использованием в нем финансовых средств в точном соответствии с их целевым назначением;

·       контроля за сохранностью государственной собственностью, эффективностью управления ею, приносящего максимальную пользу обществу и государству при минимуме затрат;

·       контроля за чистотой финансовых операций, противодействующего «отмыванию» преступных доходов.

Другие авторы полагают, что государственный финансовый контроль должен осуществляться по следующим направлениям:

·       формирование и использование все государственных средств, независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или любой другой;

·       деятельность органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

·        привлечение и использование средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым законодательно предоставлено такое право.


В деятельности органов, так или иначе причастных к осуществлению финансового контроля в стране, очевиден явный перекос в сторону проверок в ущерб ревизиям, проведение которых сложно и трудоемко. Количество ревизий даже не учитывается. В последнее время происходит направленное удаление ревизии не только из практики, но и из правовой базы контроля.

В этой связи возникает необходимость создания теоретически проработанной и законодательно оформленной концепции государственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты можно свести к двум основным подходам. Первый подход связан с позицией ряда авторов рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически сверху донизу выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения – объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

Авторы другого подхода активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемой единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться с одной стороны из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, так и вновь создаваемые. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций.

Таким образом, основным принципиальным моментом второго подхода является соответствие структуры органов финансового контроля федеративному устройству государства, конституционному разделению ветвей власти и многообразию форм финансово-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

На сегодняшний день выработано, по крайней мере, две концепции государственного финансового контроля – Счетной палаты и Министерства финансов. Минфин РФ в предложенной им концепции считает, что преимущественное направление развития гражданского финансового контроля в России – это расширение внутреннего контроля, введение в структуре объектов финансового контроля должностей внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний (ведомственный) финансовый контроль. Счетная палата считает, что тех же результатов можно достичь путем укрепления финансовой дисциплины со стороны уже имеющихся работников бухгалтерских служб.

Следует отметить, что система государственного финансового контроля эффективно действующая во многих развитых странах состоит из внешнего контроля (по большей части независимые и подотчетные лишь парламентам высшие органы) и внутреннего контроля (исполнительная власть, действующая через казначейство и органы контроля министерств и ведомств). Между высшими органами и структурами внутреннего контроля сложилось определенное функциональное «разделение труда». Если высшие органы, как правило, сосредоточены на финансовом аудите годовых отчетов исполнения бюджета правительством, министерствами и ведомствами, то внутренний контроль занимается проверкой правильности ведения финансовой отчетности внутри министерств и ведомств. При этом высшие органы играют ведущую роль. Именно они оценивают контрольно-ревизионную деятельность внутреннего контроля и используют полученные результаты при организации своей работы по контролю за исполнением бюджета.

3. Совершенствование финансового контроля


3.1. Органы финансового контроля

           

В настоящее время государственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля Минфина России, Главным управлением федерального казначейства Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами – Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Внутриведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств. К этому следует добавить контролирующие органы и сугубо регионального уровня.

На федеральном уровне в соответствии с действующим законодательством к органам государственного финансового контроля относятся Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление аппарата Президента, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), налоговые органы (МНС РФ и его территориальные органы, органы налоговой полиции), Государственный таможенный Комитет РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные службы федеральных органов власти, а также иные органы контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов[4].

На уровне субъектов РФ к органам государственного финансового контроля относятся Счетные и Контрольно-счетные палаты, контрольно-ревизионные органы. На этом уровне действуют территориальные органы федеральных органов контроля (так, например, на платных началах могут привлекаться контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ). Также по закону «О финансовых основах местного самоуправления» органы местного самоуправления могут создавать свои собственные контрольные органы, в т.ч. муниципальную налоговую службу и казначейство.

Контрольные органы представлены различными ветвями государственной власти. Счетная палата образована представительным органом государственной власти - Федеральным Собранием, и подотчетна только ему. Также со стороны представительной власти созданы комитеты и комиссии Совета федерации и Государственной Думы, и контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Остальные органы ГФК находятся в системе исполнительной власти или представляют Президента РФ.


3.2. Совершенствование эффективности финансового контроля


В настоящее время в РФ действует более 269 федеральных законов, указов и постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная и надзорная деятельность. В результате становится затруднительно сориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов.

 Главными недостатками действующей системы государственного финансового контроля в РФ являются:

·     возможность ухода от ответственности за использование бюджетных средств не по целевому назначению, за неэффективное использование бюджетных средств, неполный и несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

·       разобщенность действий различных органов ГФК, отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему, в государственные внебюджетные фонды, так и за целевым и эффективным использованием средств из бюджетной системы и внебюджетных фондов;

·       неупорядоченность действий отдельных органов финансового контроля порождает взаимную заинтересованность контролеров и объектов проверки и, соответственно, коррупцию и взяточничество.

Эффективное функционирование системы общегосударственного финансового контроля возможно при условии реализации следующих принципов в деятельности контрольных органов:

·       принцип достаточности законодательно установленных полномочий для контрольных органов обеих ветвей государственной власти и органов местного самоуправления;

·       принцип объективности органов государственного финансового контроля и гласности их деятельности;

·       ринцип неотвратимости наказания за нарушение налогового и бюджетного законодательства;

·       принцип планомерности в системе отбора объектов финансового контроля, основанный на цикличности (периодичности) проверок;  принцип консолидированного взаимодействия органов государственного финансового контроля, осуществляемых в форме совместных проверок, других организационных формах временного характера как по линии одноименных разноуровневых органов (Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, федеральное, региональное и муниципальное казначейства), так и по линии разноименных органов, функционирующих на одном уровне – федеральном, региональном, муниципальном.

Весьма важным как в практическом, так и в теоретическом аспекте является вопрос оценки эффективности деятельности отдельно взятого органа государственного финансового контроля. Существует множество подходов к решению этого вопроса. Однако все авторы сходны во мнении, что оценить эффективность деятельности контрольно-счетного органа только с помощью количественных показателей невозможно. Так, С.А. Магомедов считает, что эффективная деятельность субъекта финансово-бюджетного контроля результируется в социальном, организационном и экономическом эффекте. Социальный эффект контроля выражается в выявлении допущенных объектом контроля нарушений и их устранении, что в конечном итоге должно привести к минимизации объективно совершаемых нарушений.

Организационный эффект контроля проявляется в том, что по его результатам могут применяться административные меры к лицам, допустившим нарушения финансового законодательства. При этом количественному измерению данный эффект не поддается.

Экономический эффект проявляется в том, что обеспечивается возврат средств, использованных не по целевому назначению и штрафных санкций за это в бюджетную систему.

При этом ряд авторов указывает на то, что оценивать эффективность работы органов финансового контроля, исходя только из выявленных нарушений организациями и предприятиями действующих норм финансового регулирования и примененных санкций неправильно. Такой критерий оценки аналогичен оценке деятельности контролеров на транспорте по объему штрафов, взысканных с пассажиров.

В.В. Мясников, ссылаясь на опыт западных специалистов, предлагает обратить внимание на мотивы поведения субъектов контроля. Таких мотивов, как утверждает автор, три: мотив «гордыни», агентский мотив и синергетический мотив. Первые два имеют своей конечной целью моральное удовлетворение и рост собственного благосостояния соответственно. Особенность синергетического мотива состоит в том, что его результатом является так называемый синергетический эффект, то есть сложение ресурсов, сил и средств всех контролирующих и управляющих органов, дающее в итоге повышение эффективности деятельности объекта контроля[5].




Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В настоящее время в РФ можно наблюдать процесс постоянного реформирования системы государственного финансового контроля и соответствующих контрольных органов. Одним из направлений такого реформирования должна стать автоматизация данных процессов управления.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.

Главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.

Деятельность контрольно-счетных органов должна быть созидательной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества, и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность.

Финансовый контроль может реализовываться в различных формах (предварительный, текущий, последующий) и методах (проверки, надзор, обследования, наблюдение, ревизии).




Список литературы


1.                       Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

2.                      Большаков С.В. Основы управления финансами: М.: ФБК-Пресс, 2000.

3.                      Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1998.

4.                      Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2000.

5.                      Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.

6.                      Ламыкин А., Мамий И. Финансовый механизм регулирования национальной экономики. М., 1997.

7.                      Миляков Н.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2002.

8.                      Никольский Д.В. Государственный финансовый контроль в    России // Финансы №2, 2003.

9.                      Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2000.

10.                 Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы и статистика, 2000.

11.                 Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.

12.                 Черноморд П.В. Господдержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000.



[1] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. С. 200.


[2] Миляков Н.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2002. С. 67-68.


[3] Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. С. 38-40.

[4] Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2000.- С.3

[5] Черноморд П.В. Господдержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000. С. 99-101.