Конспект темы «Инфляция» из учебника

Семенов А.Л. Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов.- М.Изд-во "СОМИНТЕК": 2003 г. – 514 с.





СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРИРОДА И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.. 3

1.1 Сущность инфляции как экономического явления. 3

1.2 Причины (источники) инфляции. 8

1.3 Причины высоких темпов инфляции в 2002 году в России. 10

2. ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.. 14

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ.. 20

3.1 Социально-экономические последствия инфляции. 20

3.2 Новые подходы к управлению инфляции. 23

3.3 Основные направления антиинфляционной политики. 28

ЛИТЕРАТУРА.. 34






1. ПРИРОДА И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ


1.1 Сущность инфляции как экономического явления

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их поку­пательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефи­цитом и снижением качества товаров и услуг[1]. Она ведет к перераспре­делению национального дохода между секторами экономики, коммер­ческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной де­нежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стиму­лируются государством, когда использованы все прочие формы пере­распределения общественного продукта и национального дохода.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; пере­насыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движе­ния и др.

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономичес­кой политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внеш­неэкономической деятельностью и т.д.

Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспро­изводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммер­ческих банков.

Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обра­щении. Так, сокращение обращения объема товаров и услуг при дан­ной массе денег в обращении в США в 40-х и 70-х гг. вызвало инфляци­онные процессы, что было обусловлено ускорением оборота денег По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизмен­ных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в об­ращение.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сфе­ру обращения, так как там скорость обращения значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство и предложение товаров.

Экономика современной России пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от централизован­ной экономики к рыночной.

Первоначальная ориентация преимущественно на монетаристские методы экономической трансформации, резкая либерализа­ция цен в России, отсутствие антиифляционной программы при­вели к галопирующей инфляции, по уровню которой Россия в начале 90-х годов занимала одно из ведущих мест в мире.

Таблица 1

Динамика среднегодового уровня инфляции в России


Годы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Инфляция (%)

5,3

92,6

2508,8

844,2

215,0

131,3

21,9

11,0

84,4

36,5

20,0

12,0

8,5


Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в сред­нем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годо­вом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%)[2].

Гиперинфляция потре­бовала денежные знаки бо­лее высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены но­вые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продол­жался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Благодаря введению валютного коридора и других мер прави­тельства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. - до 15%.

До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г[3].

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.

По предварительным оценкам при нынешних тенденциях в экономике уровень инфляции в 1999 г. составил 36,5%.

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения от­носительно высоких (по сравнению с другими странами мира) темпов инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования внутренних цен.

Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действу­ют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек.

Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешне­экономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна актив­но использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции из­держек. Импортные цены не только «подталкивают» цены националь­ной продукции, но и повышают издержки производства при использо­вании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.

Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток ино­странных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, способ­ствуя тем самым обесценению денег, усилению инфляции. Здесь нема­лое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая цент­ральным банком страны в части создания валютных запасов, использо­вания механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику.

Важным инфляционным фактором является и долларизация эконо­мики, когда доллар становится параллельной валютой, выполняя фун­кции денег. Наличие в денежном обороте более твердой валюты вытес­няет из обращения национальную и ускоряет снижение ее курса.

Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожида­ниями, связанными с воздействием политической нестабильности, с дея­тельностью средств массовой информации, потерей доверия к правитель­ству. На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса ино­странной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.

Адаптивные инфляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможнос­тям кредитной системы, что делает их еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот.

Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой госу­дарства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета проис­ходит на инфляционной основе - при спаде производства прибыль об­разуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уп­латы налогов, снижаются возможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налог на добавленную стоимость только усугубляет инфляцию, он впрямую влияет на увеличение цен.

Налоговая политика государства может преследовать фискальную или регулирующую цель. При стагфляции решающим направлением бюджетной политики должно быть стимулирование частного предпри­нимательства и сбережений населения, эффект от создания противове­са инфляционным процессам компенсирует предшествующие налого­вые потери государства.

Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабиль­ности в государстве и социальной активности населения, связанной с за­бастовками в базовых отраслях экономики. В России политический фак­тор сыграл важную роль в развитии инфляции.

В процессе преобразования планово-распределительной системы в ры­ночную в российской экономике в наибольшей степени проявилась коррек­тирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансфор­мации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюдже­та, спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта, платежного баланса, валютного курса.

При закрытости экономики государственное регулирование цен со­здавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие.

Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неодноз­начный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием произ­водства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отноше­нию к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией явля­ется сближение внутренних и мировых цен.

Таким образом, факторы инфляции действуют как при производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости обращения денег.

Временное нарушение сбалансированности макроэкономических пропорций в рыночной экономике преодолевается рыночным механиз­мом хозяйствования через цены, перераспределением денежных и то­варных ресурсов, умелой политикой центрального банка и государства. При длительном постоянном нарушении сбалансированности начина­ются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны, и главная задача в этом случае - не до­пустить неконтролируемого ускорения инфляции, инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и све­сти к минимуму потери инвесторов.


1.2 Причины (источники) инфляции

Причины возникновения инфляции чрезвычайно многообразны. Часто бывает трудноопределим, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конфетном случае, так как они всегда существуют в какой-то комбинации.

Прежде всего следует назвать центральный эмиссионный банк страны, поскольку диспропорциональность и несбалансированность государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците госу­дарственного бюджета, приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен[4];

- милитаризация экономики, ибо рост военных расходов - одна из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения го­сударственного долга во многих странах, для покрытия которых выпу­скаются бумажные деньги. Кроме того, милитаризация экономики истощает ресурсы общества, гражданские отрасли начинают отставать, рост потребительского комплекса замедляется, рост денежной массы происходит без соответствующего товарного покрытия;

- монополизация общества, поскольку монополии, сокращая кон­куренцию, ведут к уменьшению предложения, за счет чего устанавли­ваются и удерживаются монопольно высокие цены. Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополисты, ограничивая приток новых производителей в отрасль, поддерживают длительное несоот­ветствие спроса и предложения;

- неразумная налоговая политика также служит толчком для роста инфляции. При повышении ставок старых налогов и/или вводе но­вых налогов происходит либо сокращение предложения из-за нерен­табельности производства, что усиливает давление на рынок спроса, либо издержки учитываются при формировании цены выпускаемого товара, причем и первый, и второй варианты приводят к повышению цен;

- рост цен на мировых рынках при так называемой открытости эко­номики страны и втягивании ее в мировые хозяйственные связи вызы­вает опасность «импортируемой» инфляции. Так, в 1999 г. решение ОПЕК об ограничении добычи нефти привело к росту цен на импорти­руемую нефть, а далее, по технологической цепочке, на многие другие товары;

- одной из особых причин инфляции в странах, где доверие общест­ва к государству было не единожды подорвано многочисленными фис­кальными «обменами денег», «заменами старых купюр на новые», при­нудительными «облигационными займами» и размещениями государ­ственных, ничем не обеспеченных бумаг, являются адаптивные инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опас­ны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфля­ции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания по­вышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост и делает покупки, не делая сбережений. Население запасается товарами впрок, производители же, опасаясь, что цены на сырье, обо­рудование и комплектующие поднимутся и желая обезопасить себя, переносят повышенные издержки на цену продаваемого товара, мно­гократно завышая цену на свою продукцию.

Указанные причины инфляции являются основными, но не един­ственными. Приводя в пример Россию, можно отметить и дополните­льные инфляционные факторы, такие, как: развал СССР, разрушение хозяйственных связей, утяжеленная структура экономики, неразумная политика «связанных кредитов» и сохранение неэффективного произ­водства. Эти причины можно назвать внутренними. К внешним при­чинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерна.


1.3 Причины высоких темпов инфляции в 2002 году в России

Кроме сезонного фактора, можно выделить две ключевые причины, которые приводят к высокой степени инерционности инфляции в России. Первая связана с денежно-валютной политикой Центрального банка (мо­нетарные факторы), вторая - с государственным регулированием тарифов естественных монополий (немонетарные, или структурные, факторы)

Монетарные факторы

Одной из наиболее часто упоминающихся причин сохранения высо­кой инфляции в России является денежная эмиссия Центрального банка, которая практически неизбежно является следствием накопления золото­валютных резервов ЦБ. Благоприятная внешнеторговая конъюнктура и сохранение высокого положительного сальдо торгового баланса увеличи­вают приток валюты в страну, и ЦБ вынужден из «двух зол» - номиналь­ного укрепления рубля и высокой эмиссии - выбирать меньшее.

Дискуссия об инфляционной опасности, которую создают высокий приток иностранной валюты и порождаемый политикой ЦБ «рублевый навес», не прекращается уже полтора года. За это время как старое, так и новое руководство Центрального банка неоднократно заявляло, что хотя темпы роста денежного предложения опережают плановые, это не пред­ставляет собой серьезной угрозы для экономики. Однако если провести сравнительный анализ изменения темпов роста цен в зависимости от тем­пов роста денежного предложения в 2001 и 2002 гг. по данным Госком­стата, то мы увидим достаточно противоречивую картину (см. табл. 2).

Таблица 2[5]

Чувствительность инфляции к росту денежной массы М2*

Год


3-месячный рост М2


Инфляция по ИПЦ


Эластичность инфляции по

М2**


Декабрь пред.

года - февраль

Февраль -апрель


Март


Май


2001

7,1%

12,1%

1,9%

1,8%


-0,02

2002

5,8%

7,9%

1,1%

1,7%

0,28

* Предполагается средний 3-месячный лаг между ростом М2 и потребительски­ми ценами.

** Отношение абсолютного ускорения инфляции (май к марту, в базисных пунктах) к абсолютному ускорению роста денежной массы (3-месячный интер­вал с началом в феврале к 3-месячному интервалу с началом в декабре, в базис­ных пунктах) Источник: Расчеты АКБ «Госбанк» по данным Госкомстата и ЦБР.

Действительно, несмотря на 3-месячный рост агрегата М2 и в 2001 и в 2002 годах в феврале-апреле, по сравнению с интервалом декабрь-фев­раль предыдущего года, инфляция по ИПЦ в следующем после оценивае­мого интервала месяца (в мае) показывает в 2001 и 2002 годах разнонаправленное движение. В 2001 году она упала на 10 базисных пунктов, а в 2002 году выросла на 60 базисных пунктов.

Таким образом, если ориентироваться только на прирост денежной массы и абстрагироваться от влияния немонетарных факторов, тогда можно прийти к следующему выводу: фактически в 2002 г. способность экономики «переваривать» более быстрые инъекции рублевых средств без резкого ускорения инфляции снизилась. При общем уменьшении уровня инфляции в 2002 году по сравнению с прошлым су­щественно растет ее восприимчивость к темпам роста денежной массы. Это опасный признак, поскольку в эффективно функционирующих эко­номиках инфляция тем более волатильна, чем выше ее уровень, но не на­оборот. Все это говорит о необходимости принятия априорных мер, на­правленных на стабилизацию инфляционных процессов со стороны Бан­ка России и Министерства Финансов.

«В защиту» Центрального банка можно привести следующий аргу­мент: темпы роста денежной массы в этом году находятся на более низком уровне по сравнению с прошлым, поэтому, в определенном смысле, ЦБ «делает что может» (рисунок 1). Однако если признать, что тари­фы естественных монополий должны постепенно повышаться и об этом ниже будет сказано более подробно, то появляется необходимость решать другую задачу. Речь идет о разработке такой текущей политики прави­тельства и Центрального банка, которая могла бы еще более активно «оттягивать» свободные денежные средства из оборота для того, что­бы целевые показатели по инфляции все же были достигнуты.

Немонетарные факторы

По расчетам Госкомстата, в первом квартале 2002 года около 90% всего роста индекса потребительских цен было вызвано подорожанием услуг ЖКХ. Именно через них «обычный потребитель» на себе ощущает вопрос о контроле над тарифами естественных монополий. Вопрос об их тарифах имеет два измерения. Во-первых, это различия во внутренних и внешних ценах. Во-вторых, это внутренние цены на услуги естественных монополий по сравнению с докризисным периодом (до 1998 г.).

В номинальном выражении внутренние цены являются сильно зани­женными - природный газ в России стоит 14-15 дол. за 1000 куб. м, а на Западе - 70-80 дол.; средний тариф на электроэнергию у нас - 1,85 цента за кВт'ч, а в США - 4,9-5,4 цента, во Франции - 5,4-6 центов, в Англии - 7,1-7,9 цента для промышленных предприятий. Однако пересчет этих величин по паритету покупательской способности (ППС, 1 дол. = 8.5 рублям), по данным Всемирного Банка, показывает, что внутренние цены на электроэнергию, энергетический уголь, дизтопливо пример­но соответствуют ценам в Европе и Америке, тарифы на газ почти вдвое занижены; цены на нефть вдвое, а на мазут в полтора раза за­вышены, цены на бензин находятся между ценами Европы и Амери­ки, которые разнятся почти втрое[6].

Поэтому монополии апеллируют не столько к зарубежным тарифам, сколько к относительной динамике цен на свою продукцию по отноше­нию к индексу цен производителей в целом. А по этому показателю ре­альные отпускные цены монополий (с коррекцией на рост всех цен в промышленности) остаются существенно ниже докризисного уровня. Суммарное повышение тарифов в 2002 г. ограничено уровнем 35%, а на 2003 год вообще запланирован показатель в 15% и резерв для повышения остается еще у РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпрома». МПС же свой го­довой резерв исчерпало - уровень повышения для него определялся уровнем инфляции, а тарифы в феврале увеличились на 16%. Несмотря на введенные ограничения, последние повышения тарифов в конце второго квартала уже практически достигли установленных в декабре 2001 г. гра­ниц роста.

Дальнейшее повышение тарифов в реальном выражении без существенных изменений в структуре расходов компаний-монополий будет только ускорять инфляционную волну. С учетом январского по­вышения тарифов и целевым уровнем инфляции 14% на год последнее повышение соответствует темпам роста цен, и изменение в тарифной по­литике может означать наличие в экономике серьезных структурных про­блем. По расчетам ФЭК, рост на 1% тарифа на электроэнергию приводит к росту инфляции на 0,16-0,18%, на грузовые железнодорожные перевоз­ки - на 0,12-0,14%, на газ - на 0,6-0,8%. Если повышение тарифов состо­ится в конце года, то это будет означать банальный перенос сегодняшних проблем на завтрашний день - текущая инфляция от роста тарифов про­явится в году следующем. Инфляционная угроза, порождаемая «чрезмер­ными аппетитами» монополий, остается реальной[7].



2. ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ


В современных условиях инфляция во всем мире носит хроничес­кий, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не толь­ко денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйство­вания невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение то­варных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в уровне повышения цен. Искусственное, административное сдерживание цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производ­стве, с другой - на полное игнорирование спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, совершенствование его тех­нического уровня и порождало товарный дефицит.

Цены, регулируемые государством, длительное время могут оста­ваться неизменными, но купить многие товары по фиксированным це­нам практически невозможно, их нет в свободной продаже. В таких слу­чаях, как правило, возникает официальное и неофициальное норми­рование, усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве по­являются различные рынки, где товары реализуются по повышенным ценам

Такая инфляция называется «подавленной», скрытой, в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Проявление скрытой инфляции выражается и в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем коли­честве, происходит более быстрый рост цен на новые изделия по срав­нению с качеством, из торговли «вымывается» более дешевый ассорти­мент. В народном хозяйстве из-за роста издержек производства и сох­ранения стабильных цен снижается рентабельность, возрастают госу­дарственные дотации[8].

«Подавленная» инфляция может иметь место и в условиях рыноч­ных отношений. Правительство пытается «подавить» инфляцию не пу­тем развития производства, а зажимая денежную массу и фиксируя курс доллара В этом случае инфляция проявляется в огромных неплатежах, в натурализации хозяйственных отношений, падении производства.

Для достижения заданного уровня инфляции государство задержи­вает платежи по государственным заказам, по оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.

Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повы­шение цен связано с инфляцией. Повышение товарных цен может про­исходить и в условиях обращения золотой валюты, и в период оживле­ния и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или но­вых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметь социально-экономических последствий.

При инфляции неравномерно возрастают цены на различные груп­пы товаров, в результате меняется структура цен и национальный до­ход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения.

В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных де­нежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с разной скоростью. Раньше всех при образовании лишних денег увеличивают­ся цены на товары первой необходимости, затем - на товары длитель­ного пользования и особенно недвижимость. В условиях инфляции не обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие - снижать­ся. Так, в США в 1970-1980 гг., когда наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры фактически были снижены[9].

Повышение цен может быть не только проявлением, но и причиной «раскручивания» инфляции, как это случилось в российской экономи­ке в 1992 г., когда в результате либерализации цен оптовые цены воз­росли: в 34 раза, розничные - в 26-28 раз, ВНП - в 15 раз, денежная масса возросла в 8-9 раз и кредитные вложения в экономику - в 6 раз.

Повышение оптовых цен вызвало необходимость приспосабливать денежную массу к ценовой динамике. Рост наличной и безналичной денежной массы происходил медленнее роста цен, т.е. в хозяйственном обороте постоянно наблюдался недостаток денег, а цены продолжали расти. Государство начало выпускать 10-, 50- и 100-тысячные рублевые купюры.

Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, ана­лизируя факторы повышения цен, связанные с формированием потре­бительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызы­вающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства.

Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюд­жетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег.

На первоначальной стадии накопления избыточной денежной мас­сы стимулируются наращивание производства и продаж, .снижение без­работицы, цен и в итоге - установление равновесия. Поэтому делается вывод, что в минимальных размерах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятос­ти. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит рост цен. За­тем, начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и обострение инфляции.

При инфляции спроса в платежном обороте существует определен­ный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с огра­ниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесцене­ние денег.

Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокра­щает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, со­кращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим це­нам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует уве­личения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработной платы и цен.

Инфляция издержек может быть лишь в том случае, если увеличива­ются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Однако заработная плата является лишь одним из элементов цены и, как правило, производство товаров дорожает за счет увеличения зат­рат на приобретение сырья, энергоносителей, оплату транспортных услуг. Повышение материальных затрат во всем мире - закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырьевых ресурсов и энергоносителей, и это всегда будет влиять на рост издер­жек производства. Противодействующим фактором выступает исполь­зование новейших технологий, снижающих затраты на единицу про­дукции.

Рост заработной платы вызывает рост издержек производства и со­ответственно рост цен, если происходит одновременное ее повышение в основных отраслях хозяйства вне взаимосвязи с ростом производи­тельности труда. В реальной жизни рост заработной платы в масшта­бах государства всегда значительно отстает от роста цен и полной ком­пенсации никогда не осуществляется.

При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их об­ращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, вызванному воз­действием неденежных факторов со стороны производства и предложе­ния товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит пла­тежных средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка произ­водства, сокращение товарной массы.

Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообус­ловлены, их трудно четко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется даль­ше, поражая производство и потребление, деформируя потребительс­кий спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность разви­тия различ-ных сфер хозяйствования, приводя в конечном счете к инф­ляции издержек.

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит неболь­шое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбеж­ным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматри­вается в качестве фактора экономического роста. Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) и гиперинфляция ха­рактерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распреде­лительной системы к рыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напря­жение в обществе.

Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной мас­сы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и пос­ледовательно мелких бумажных купюр.

Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накоп­ления с целью приобретения товаров не только длительного пользова­ния и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повсед­невного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и -происходит переориентация покупательского спроса практически пол­ностью на продовольственные товары.

В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз. Примером гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны[10].

В зависимости от продолжительности различают хроническую инф­ляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением произ­водства, что также характерно для современной России.


3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ

 

3.1 Социально-экономические последствия инфляции

Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. При любой системе компенсации дополнительные выплаты отстают от темпов ро­ста цен. Сокращаются реальные ценности личных сбережений. Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег. Каждый но­вый виток инфляции сокращает массу товаров, которые мог бы приоб­рести потребитель на имеющиеся у него сбережения. В несколько луч­шем положении оказывается владелец акций, наименьший ущерб не­сут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.

От инфляции сильно страдает и производство. По мере ее нараста­ния у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производите­ли не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осу­ществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функ­ционирование не рыночной, а командной экономики. Цены диктуют не рыночный механизм, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель. Подавленная инфляция приводит к натуральному и уравнительному распределению, а следо­вательно, исчезает экономический интерес.

Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала в тех областях, где высокие издержки производства. Поэтому из них уст­ремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефици­ту товаров, который становится хроническим. У населения образуются вынужденные сбережения, которые не выражают рост благосостояния, а по существу представляют собой отложенный спрос. Дефицит товаров и вынужденные сбережения становятся питательной средой для очередей и возникновения черного рынка, который обогащает криминальные структуры, становится неизбежным спутником подав­ленной инфляции. Замедляется и рост благосостояния общества. Ведь если нет роста предложения, то и государственная казна лишается ожидаемого накопления налоговых поступлений. Если предложение не увеличивается, нет основы и для роста доходов, заработной платы. Спекулятивные же сделки на черном рынке обогащают только мафию. Последняя становится единственной реальной фигурой, которая по­лучает выгоды от подавленной инфляции.

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и пол­ной загруженности производительных мощностей. В этом случае по­вышение спроса на какой-либо товар вызывает производственный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы не задействована, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Государство, увеличивая военные расходы и социальные програм­мы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку[11].

Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в такой же ситуации, вызывают инфляционное движение экономики. И профсоюзы, добивающиеся роста заработной платы в экономике при ограничениях, связанных с полной занятостью, получат такой же результат.

Инфляция издержек может вызвать рост цен любого из факторов производства, будьте земля, капитал или рабочая сила. Издержки про­изводства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него этот товар является ресурсом для последующего производства, то издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя ком­пенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный ин­фляционный передаточный механизм. Инфляция издержек распро­страняется в стране подобно эпидемии.

Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост рас­ходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль. Часть капиталов из-за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения. Совокупное предложение уменьшится, что неизбежно также приведет к общему росту цен.

Кроме перечисленных выше социально-экономических последст­вий можно добавить[12]:

• перераспределение доходов и богатства;

• отставание цен государственных предприятий от рыночных;

• скрытую государственную конфискацию денежных средств че­рез налоги;

• ускоренную материализацию денежных средств;

• нестабильность экономической информации;

• падение реального процента;

• обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безра­ботицы.

Инфляция представляет собой опасность для экономического раз­вития в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляци­онную волну.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными по­ставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличе­нию цены выпускаемой продукции.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется. Ее очень трудно уст­ранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ра­нее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покуп­ку «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания сдержи­вают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

Мрачный прогноз гиперинфляции в России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84.5 % в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена[13].

3.2 Новые подходы к управлению инфляции

Так кто же должен нести основную ответственность за контроль над темпами роста цен? Понятно, что инфляция неизбежна как по причине эмиссии, так и из-за роста тарифов естественных монополий. Кто - Цен­тральный банк или правительство - должен противостоять повышению цен через реализацию мер, которые «компенсировали» бы или «сглажи­вали» инфляцию?

Монетарные методы

Первая группа мер - это действия ЦБ и правительства по более ак­тивной стерилизации денежной массы. Что касается шагов правительства, оно может делать это с использованием механизма внутреннего заимст­вования на рынке ГКО-ОФЗ. После кризиса 1998 года объем операций на нем значительно сократился, однако правительство, понимая его важ­ность в проведении эффективной денежной политики, недавно анонсиро­вало решение об его «восстановлении». Сегодня пока еще рано оценивать результативность этих шагов, поскольку сейчас доминирует рефинанси­рование погашаемых выпусков ОФЗ (серии 27002 - 27005 гасятся в этом году), а привлечение новых средств пока не стоит на повестке дня. Наи­более реальным способом стерилизации со стороны правительства явля­ется накопление неиспользованных средств на бюджетных счетах и фор­мирование резервного фонда. Но и здесь есть свои проблемы: известно, что правительство часто балансирует на грани между желательностью стерилизации и фактической неизбежности секвестра, несмотря на бод­рые рапорты о профицитном исполнении бюджета. Поэтому именно ЦБ должен принять на себя всю сложность задачи по связыванию рублевых средств. Какие возможности открыты перед ним?

В последнее время Центральный банк активизировал работу, связан­ную с повышением своей роли на денежных рынках по управлению структурой процентных ставок. Конечно, этот механизм не помогает на­прямую контролировать ценовую динамику в реальном секторе экономи­ки, однако ему принадлежит ведущая роль в определении структуры де­нежных потоков. Манипулируя процентными ставками, ЦБ способен соз­давать для коммерческих банков стимулы к изменению ставок по их соб­ственным кредитам и депозитам, что в свою очередь непосредственно связано с определением объемов кредитования и сбережений. В частно­сти, Центробанк намерен обсудить с представителями коммерческих банков и, возможно, предложить новые виды операций на денежном рын­ке, которые будут способствовать формированию ориентиров рыночных процентных ставок. Конкретный механизм такого воздействия пока прорабатывается, но уже известно, что ставки как по привлечению, так и по размещению рублевых ресурсов ЦБ будет формировать на конкурсной основе. Предполагается, что базовым ориентиром для денежной политики ЦБ станут процентные ставки по двухнедельным операциям репо. Иначе говоря, ЦБ намерен выстраивать для банков ориентиры стоимости спроса и предложения рублевых средств, которые соответствуют его ориенти­рам в денежной программе, а значит - ориентирам по инфляции. При этом предполагается, что ЦБ будет задавать не ставку, а будет решать, какой объем средств он намерен разместить или привлечь на определен­ный срок исходя из своих целей денежно-кредитной политики.

Не стоит недооценивать роль процентной политики главного банка страны в управлении инфляцией. В конце концов центральные банки всех промышленно развитых стран весьма активно используют именно крат­косрочные ставки денежного рынка для достижения целевых показателей по росту цен. «Таргетирование денежной массы», то есть использование показателя М2 в качестве операционного инструмента для контроля за инфляцией, практически повсеместно отступает в прошлое. Только одно обстоятельство может вызывать опасения - если механизм денежной трансмиссии (связки финансовых рынков и реального сектора) у нас ока­жется слишком отличающимся от развитых стран, манипулирование про­центными ставками для контроля над инфляцией окажется бесполезным. И уже в который раз будет решаться не та проблема, которая важна, а та, которая решается.

Регулирование тарифов

Другим эффективным механизмом сдерживания инфляции может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Важной про­блемой при решении этой задачи является необходимость учета интере­сов самих монополий. Понятно, что если тарифы вырастут слишком сильно, то удержать уровень инфляции в планируемом на 2003 год кори­доре 10-12% будет непросто. Чтобы избежать этой угрозы, правительство предлагает ограничить совокупный уровень увеличения тарифов уровнем в 15%. Правда, непонятно, как при такой инфляции монополисты смогут реализовывать свои инвестиционные программы. Ведь тогда реальный уровень цен на их товары и услуги практически останется на уровне этого года. Действительно, если рассматривать только реальные рублевые до­ходы, которые подвержены инфляции, то значительная их часть обесце­нится из-за инфляции, значение которой сопоставимо с уровнем увеличе­ния тарифов. Такая ситуация делает целесообразным при определении уровня повышения тарифов для конкретного монополиста учи­тывать, какую долю в его доходах составляет валюта.

Цель такого подхода - найти компромисс между реальными потреб­ностями монополий в целом и стабильностью экономической ситуации. Задача усложняется тем, что долгожданное признание за Россией статуса страны с рыночной экономикой и предстоящее вступление в ВТО указы­вают, что выравнивание внутрироссийских и мировых тарифов «не за го­рами». В этой ситуации все больший вес приобретает фактор участия мо­нополистов в экспортной деятельности. Понятно, что чем больше такое участие, тем меньше монополист зависит от внутренних тарифов, осо­бенно если мировая конъюнктура складывается в его пользу. Нужно со­вершенствовать механизм регулирования внутренних тарифов.

Прежде всего, давайте определим, на какие тарифы и каких монопо­листов может распространяться предлагаемый подход. С точки зрения законодательства, к монополистам относят не только привычные веем естественные монополии (Ростелеком, «Газпром», РАО «ЕЭС», МПС), но и компании, которые в масштабах субъекта федерации имеют на рынке определенного товара долю выше 35%. По информации МАП, таких ком­паний в стране сотни. Из всех монополистов предлагается рассматривать группу, существенную с точки зрения поступления в страну валютной выручки. Например, в качестве объекта такого регулирования могут рас­сматриваться транспортировка газа, электричества, нефти, тарифы на же­лезнодорожные перевозки. Ведь транспортная составляющая входит в цену практически любого товара.

В чем особенность бизнеса "экспортной" группы монополий? Их выручка складывается из валютной и рублевой составляющей. Первая определяется мировой конъюнктурой, вторая - решениями ФЭК. В номи­нальном выражении наши внутренние цены как на продукцию монопо­лий, так и на ее транспорт занижены по сравнению с мировыми. Однако многое зависит от конъюнктуры.

На фоне интеграции в мировую экономику спрос на услуги монопо­листов, задействованных в экспортных потоках, растет. Поступают пред­ложения о целевом экспорте нефти в США. Евросоюз выдвигает инициа­тиву об увеличении доли их экспорта нефти и газа с сегодняшних 65% до 75%. У нефтегазовых монополистов растут не только доходы от экспорта, но и появляется соблазн начать выравнивание российских и международ­ных цен на свои услуги. На уровне принципа с этим все согласны. Но наступил ли подходя­щий момент? Ответ можно найти в данных Госкомстата. Доля продукции естественных монополий в ВВП составляет 10%. А их прибыль - 25% от прибыли всех хозяйствующих субъектов, инвестиции - 18% от совокуп­ных капиталовложений. Финансовое положение монополий более устойчиво, чем у предприятий в среднем по стране. Поэтому запросы по пово­ду повышения тарифов выглядят неубедительно[14].

Темпы изменения внутренних цен на услуги рассматриваемых мо­нополий должны учитывать не только финансовые показатели самих компаний, но и влияние экспортной конъюнктуры, объем их валютной выручки, который практически не подвержен рублевой инфляции, и со­стояние платежеспособности потребителя. Тем более что система транс­фертного ценообразования позволяет компаниям формировать любую финансовую отчетность. При этом рост тарифов монополий надо рас­сматривать не по отдельности, а все вместе- как единый «возмущающий фактор», влияющий на экономику страны. Как учесть при этом интересы и монополистов и потребителей их услуг?

Выход в том, чтобы повышать тарифы экспортоориентированных и "обычных" монополий дифференцированно. Например, сначала опреде­ляется общий уровень изменения тарифов, внутри него рост тарифов варьируется в зависимости от конъюнктуры рынков, на которых работает монополия. Монополии, меньше связанные с экспортом, получат воз­можность увеличить тарифы как бы за счет других монополий, в доходах которых валютная составляющая больше. Конечный потребитель при этом не в накладе: в среднем реальное изменение тарифов не превышает запланированного. В результате не только исключается цепная зависи­мость расценок одних монополий от других, но и учитывается влияние конъюнктуры на доходы, расходы и потребности монополий.

Календарный план повышения тарифов на текущий финансовый год было бы логично разрабатывать исходя из прогнозных параметров очеред­ного бюджета. Работать такая система могла бы до момента завершения рыночной реструктуризации основных монополистов. Этот подход позво­лит более точно планировать инфляцию и спокойнее переживать ежегод­ные тарифные всплески внутри страны. Он выгоден не только государству, но и монополистам, так как позволял бы установить справедливые и зара­нее оговоренные условия внутристранового ценообразования.

Как результат, использование рассмотренных выше монетарных и немонетарных подходов позволит повысить эффективность управления инфляционными процессами в стране в целом.


3.3 Основные направления антиинфляционной политики

Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не ха­рактерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись эко­номические и политические факторы, денежные и воспроизводствен­ные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток мате­риальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный раз­рыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутри российского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусствен­ное административное сдерживание инфляции, нарастающие непла­тежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и вне­шние займы и т.д.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным ре­альным условиям российской экономики. Антиинфляционная програм­ма должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возмож­ность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, что­бы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляци­ей путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, отклады­вания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социаль­ной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уро­вень населения.

Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо преж­де всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стра­не с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и эко­номического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной ак­тивности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оз­доровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том чис­ле экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и по­литикой валютного курса, способствующих решению вопросов конку­рентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структур­ная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демо­нополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе ус­луг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляци­ей будет возможность восстановления государственных структур управ­ления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспреде­лением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производи­телями, профсоюзами и правительством по всей технологической це­почке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологичес­ких потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами соб­ственности.

На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондово­го рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом вза­имных интересов и интересов России.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращени­ем дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уде­лено совершенствованию налоговой системы[15]:

• сокращению количества взимаемых налогов;

• отказу от использования инфляции как источника финансирова­ния бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать ос­новные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибы­лях и убытках;

• пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки произ­водства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, пла­ты за землю, налога на имущество и т.д.;

• изменению методики налогообложения;

• ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

• регулированию перераспределительных отношений между бюдже­тами федерации и бюджетами регионов.

Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют рас­ходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдержива­ния инфляции важно определить пределы внешних заимствований и пре­доставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее исполь­зовать различные формы регулирования обязательств страны и реали­зации ее долговых активов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются даль­нейшее развитие и государственное регулирование валютного и финан­сового рынков, а также совершенствование механизма формирования ва­лютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставать­ся развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе воз­вращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь пере­стройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выруч­ка на десятки миллиардов долларов в год.









ЛИТЕРАТУРА



1.     Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования. // Маркетинг. – 2000. - № 5. – С. 5.

2.     Амосов А.И. Об антиинфляционной политике // ЭКО. - 1998. - №7. - С. 54-59.

3.     Баранова Е.П. Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста // Деньги и кредит. - 1999. - №1. - С.65-75.

4.     Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002.

5.     Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001.

6.     Инфляция и антиинфляционная политика // Деньги и кредит. - 1998. - № 11. - С. 76-79.

7.     Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабиотности. // Финансы. – 2000. - № 4. – С. 36.

8.     Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. - М.: Республика, 1992.

9.     Манцев В. Инфляция: ее особенности и последствия в России. // Диалог. – 1998. – 3 2. – С. 40.

10.                       Пашковский В. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России. // Общество и экономика. – 2000. - № 1. – С. 106.

11.                       Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 75.

12.                       Усов В.В. Деньги, денежное обращение, инфляция. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999.





[1] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 127.

[2] Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования. // Маркетинг. – 2000. - № 5. – С. 5.

[3] Там же. – С. 5.

[4] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 337.

[5] Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 75.

[6] Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 78.

[7] Там же. - С. 78.

[8] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 129.

[9] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. - М.: Республика, 1992. - С. 163.

[10] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 135.

[11] Манцев В. Инфляция: ее особенности и последствия в России. // Диалог. – 1998. – 3 2. – С. 40.

[12] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 344.

[13] Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабиотности. // Финансы. – 2000. - № 4. – С. 36.

[14] Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 82.

[15] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 155.