Содержание

1.Введение. 3

2.Основная часть. 4

2.1 Социальные нормы, понятие. 4

2.2 Общие черты и отличия норм права от социальных норм. Правовое сознание, формирование правосознания. 5

2.3 Правовая и политическая культура. 10

3. Заключение. 15

Литература. 16

1.Введение


Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного регулирования.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Целью контрольной работы является рассмотрение содержания понятий мораль, право, правовая культура.


 

2.Основная часть

2.1 Социальные нормы, понятие

 

Социальные нормы – правила поведения людей в обществе? Распространяющиеся на всех членов общества и имеющие социальный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей [4, с. 13].

Представляют собой систему, в которую входят нормы права, нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций, политическими нормы, экономические нормы, нормы общественных организаций и иные социальные нормы.

Нормы права – установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы обычаев – устойчивые правила поведения, которые сохраняются длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

Нормы традиций – правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

Нормы общественных организаций – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимосвязь членов общественных организаций.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

- социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

- норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

- норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма) [2, с. 139].



2.2 Общие черты и отличия норм права от социальных норм. Правовое сознание, формирование правосознания

Норма права — это: признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

- общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения субъектов права.

Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:

согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е. одинаковому подходу к регулируемому отношению, и соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их юридической силы. Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует определенный  способ правового регулирования  [3, с. 87].

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы — устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения. По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения: обязывающие,  запрещающие, управомочивающие. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные. По кругу лиц нормы права подразделяются: общие и специальные.

Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т.д.). Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирования поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом социальных норм – нормами морали.

Право и мораль имеют общие черты: право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества; право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений, они основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Право и мораль имеют отличительные черты:

- если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества;

- право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением;

- в нормах права выражается и закрепляется воля народа,  в морали же воля выступает в форме общественного мнения;

-содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования;

- характер гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства;

- опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством;

- оценка мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

- исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

         Правосознание

Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений людей к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента: правовая идеология, правовая психология.

Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования, она образует ту «среду», где формируется правосознание отдельной личности.

Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает:

-                    общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

-                    психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

-                    представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

-                    чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

-                    способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Индивидуальные знания о праве – уровень правовых знаний каждой отдельно личности, который влияет на восприятие права.

Личностные ценности индивида – та система убеждений, личный опыт, опираясь на который человек оценивает правовые явления.

Субъективная воля индивида – способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое, корпоративное, массовое, общественное. Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое). От уровня и зрелости правосознания  будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Основными функциями правосознания являются: информационно-познавательная, оценочная, регулятивная [1, с. 205].

Таким образом, формирование, правосознания как объективной реальности – это сложившееся на основе права и вместе с ним применение системы идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова. На  формирование правосознания огромную роль влияет правовая психология. Формирование и направление правосознания народа для блага и правды в человеческих отношениях является, высшим призванием юриспруденции.


2.3 Правовая и политическая культура

Правовая культура представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка [5, с. 54].

Правовую культуру определяют: степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности, степень развития всей системы правовых актов.

Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

- признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод;

- осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма и правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей;

- правовой установкой граждан на правомерное поведение;

- знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и нормативных актов;

- широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;

- позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:

- наличие сильной юридической науки;

- качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля;

- вовлечение широких масс в деятельность, связанную с правом;

- высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

- соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

- развитость и совершенство государственного аппарата;

- авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

- наличие гарантий независимости судебной власти;

- демократичность правосудия, его понятность и близость к обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

- высокое качество правоприменительной деятельности.

Совершенствование системы правовых актов достигается благодаря:

-наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

-соответствию конституции законов, а всех иных правовых (подзаконных) актов – законам;

-четкой иерархии нормативно-правовых актов;

-высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества [3, с. 218-219].

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура классифицируется:

-                     по содержанию: знание права, отношение к праву, привычка соблюдать право, правовая активность;

-                     по субъективному составу: индивидуальная, групповая, общественная;

-                     по уровню: обыденная, профессиональная, теоретическая.

Политическая культура общества - стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. она, закрепляет нормы, стереотипы, приемы, общения и прочие в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну).

 Тем самым политическая культура стремится интегри­ровать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и элек­тората. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориента­ций человека, в опредмеченных формах его практической деятельно­сти, а также закреп­ленной в строении органов политического и государственного управ­ления, их функциях.

Функции политической культуры:

 - идентификации, раскрывающей постоянную потребность чело­века в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- ориентации, характеризующей стремление человека к смыс­ловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политиче­ской системе;

- адаптации, выражающей потребность человека в приспособ­лении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

- социализации, характеризующей обретение человеком опре­деленных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические фун­кции и интересы;

- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной полити­ческой системы, сохранения целостности государства и его взаимоот­ношений с обществом в целом;

- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъек­тов и институтов власти на базе использования общепринятых терми­нов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Разнообразные внутренние структуры поли­тической культуры отображают технологию формирования политическо­го поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), на­личие разнообразных субкультурных образований и т.д.

Наиболее важными элементами политической культуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое обще­ственное положение в способ достижения сугубо индивидуальных це­лей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высо­кое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

Основными типами политической культуры признаны три идеальных "чистых" типа политической культуры: патриархальную, подданническую политиче­ские культуры и культуру участия. Однако идеальные типы политической ориентации в чистом ви­де на практике не встречаются, часто они существуют, не вытесняя друг друга [2, с. 59].

 


3. Заключение


Таким образом, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется, прежде всего, тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.

Эволюция нормативно-правовой базы связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом, чтобы не повторялась более такая ситуация, которая сложилась в России в 2005 году после принятия закона о монетизации льгот пенсионеров.


          

Литература


1. Алексеев С.С. Теория права. – М., 2001.

2. Общая теория права и государства. // под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001.

3. Общая теория права. / под ред. В.К. Бабаева. – Н-н, 1999.

4. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. – М., 2000.

5. Теория права и государства. / под ред. А.В.Якушева. – М.: «Приор – издат» 2003.