СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Античная и средневековая демократия. 4
2. Идентитарная демократия. 5
3. Конкурентная демократия. 6
4. Современные либеральные демократии. 7
5. Экономическая теория демократии. 9
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Задание 1. Кроссворд. 13
Задание 2. 14
Задание 3. 16
Введение
Простое определение демократии — это власть народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции,республиканский Рим, городские демократии средних веков в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.д.)
Демократия как цивилизационный феномен выступает в качестве специфического продукта западной цивилизации, успевшего к концу XX в. получить статус общечеловеческой ценности. Сегодня в политических науках преобладает представление о демократии не только как о собственно политическом институте (или системе институтов), но как о более комплексном явлении, включающем культурный (демократическая политическая культура), социально-психологический, идеологический аспекты. Целью работы является изучение термина демократия во всех её научных аспектах – историческом, политическом, правовом и др.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. По ходу написания работы коснутся различных исторических этапов становления теории демократии;
2. Рассмотреть основные теории демократии и дать их краткую характеристику;
1. Античная и средневековая демократия
Никакое государство не устоит, считал софист Протагор, если политическим искусством будут владеть немногие.
Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до н.э. вели ораторы-софисты во главе с софистом Демосфеном. В своих речах они подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаранта гражданских прав, защищали права собственников на свое имущество, указывая на полноправную роль богатства в государственной жизни, доказывали преимущества демократического строя по сравнению с другими формами государства.
Аристотель к правильным формам государства относит монархию, аристократию и политию; демократию тиранию и олигархию к неправильным. Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.
Средневековая муниципальная демократия была ближе к идеалу самодеятельного гражданского общества, где граждане сами производят проекты и сами осуществляют их. Только достаточно «укорененный» индивид, чувствующий тесную групповую поддержку, способен к такой демократии.[1]
Марсилий Падуанский (ок. 1275 -1343) дает теоретическое обоснование принадлежности народу законодательной власти, строгой подзаконности деятельности правительства, выборности народом главы исполнительной власти — все эти идеи исходили из практики управления в городских республиках .[2]
Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
Современные теоретические модели демократии базируются приемущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль).
2. Идентитарная демократия
Идентитарная (идентичность, тождество) демократия строится на основе социально-гомогенной модели структуры общества, иначе говоря, на признании социального единства о котором так много говорили и писали ученые и политики в советское время. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. Здесь исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов. Именно в таком образе представлялась социалистическая демократия в советской литературе. Признание единства коренных общественных и личных интересов, коллективизм, обеспечение государством социальных гарантий, прав и свобод каждого члена общества считалось основой советской социалистической демократии как теоретической ее модели. Государство — это «мы», весь народ — таков ее лозунг.
Таким образом, идентитарная концепция абсолютизирует роль общей воли народа как основы демократии и отвергает автономность отдельных субъектов, в том числе индивидов, в системе демократических отношений. Единство некоторых, наиболее важных интересов членов политического сообщества, без чего едва ли возможен демократический строй, гипертрофируется. В итоге подрывается свобода выбора и политического самоопределения личности, а стало быть, основная предпосылка демократии. Абсолютизация общей воли народа и вытекающее отсюда подавление индивидуальных воль — прямом путь к «тирании» большинства, к диктатуре политических сил, которые практически узурпируют общую волю и подменяют ее своей бюрократической волей. Все известные диктаторы XX века выступали от имени народа и как бы по его поручению. И каждый из диктаторов до поры до времени опирался на поддержку известной части народа, подавляя остальные слои населения, шагающие не в ногу с диктаторским режимом.[3]
Потенциальная реальная возможность превращения идентитарной демократии в авторитаризм и даже в тоталитаризм не исключает эту концепцию из числа теорий, претендующих на объяснение современных политических процессов и тенденций становления разнообразных демократий в мире.
3. Конкурентная демократия
Конкурентная демократия. Ее теоретическая модель лежит в основе современных западных концепций демократии, воплощенных в политической практике многих стран. Одним из показателей, характеризующих конкурентные демократии, является характер присущих им партийных систем, по виду которых можно судить об уровне конкурентности демократических режимов. Нельзя считать идентитарными только классовые социалистические концепции демократии. Таковыми по природе своей являются националистические концепции, основывающиеся на приоритетности общего национального интереса, единой национальной воли над интересом и волей отдельного индивида. В значительном числе стран с неконкурентными системами в 60-х гг. утверждались националистические идентитарные демократии, которые впоследствии превращались в авторитарные режимы. Такая метаморфоза политических систем объяснялась, прежде всего, объективными социально-экономическими факторами. В тех странах (а это главным образом африканские), где к моменту обретения политической независимости не сложились национальные экономические системы и дифференцированные социальные структуры, появляющиеся демократические институты опирались исключительно на общий интерес этнических сообществ, на единую волю их активных секторов, сформулированную элитой, чаще всего военными.
Конкурентные демократии представлены в ряде современных концепций.
4. Современные либеральные демократии
Традиционно-либеральная концепция. Унаследует в сути своей основу либеральных теорий. Главная идея — приоритет личности, индивида над обществом, над государством. Личность, с точки зрения данной концепции, первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.
Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии — предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства, основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь — не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители и те, кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань: с одной стороны, ответственность, с другой, — соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателей. Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия.[4]
Современные либеральные демократии чаще всего рассматриваются как плюралистические. Теория плюралистической демократии исходит из возможно более полной представленности в системе политической власти и управления интересов различных социальных групп и мнений политических сил. Монополизация политических решений со стороны отдельных групп отвергается. Плюралистическая концепция предполагает установление в демократическом процессе известного равновесия сил, исключающего политическое действие в особых интересах лишь какой-то одной группы, стоящей у власти.
Одним из приверженцев плюралистической демократии является политолог Р. Даль. Суть его аргументов сводится к следующим положениям:
— демократия плюралистическая предполагает сосуществование большого числа организованных интересов;
— организованные интересы конкурируют между собою в обладании политической властью и влиянием;
— конкурирующие интересы взаимно контролируют друг друга и ограничивают власть;
— плюралистическая конкуренция интересов ведет к общественному равновесию, наилучшим образом учитывая общественные и групповые интересы при принятии политических решений.
Основополагающее понятие плюралистической концепции Р. Даля — «полиархия», обозначающее систему политического управления посредством открытого соперничества политических групп за власть[5].
Элитарная теория демократии. Сторонники данной теории выступают против переоценки традиционных либеральных идеалов (И. Шумпетер). Они исходят из того, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, демократической элитой. И в этом они не видят недостатка демократического режима. По мнению И. Шумпетера, «Демократический метод — это тот порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа».[6] Следовательно, концепция элитарной демократии по сути своей утверждает, что в действительности идеал народовластия в современную эпоху (как и прежде) не реализуется в полной мере. Народ представляет в системе политической власти господствующая или господствующие элиты. Демократия же в таком случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.
В качестве альтернативы по отношению к концепции элитарной демократии выступает теория партиципационной демократии. Под «партиципацией» в западной политической науке понимаются все виды участия граждан (добровольной и вынужденной) в политической жизни с целью оказания воздействия на принятие решений различными уровнями и институтами политической системы. Концепция партиципационной демократии тяготеет к непосредственной форме демократии. Ее авторы сосредоточивают свое внимание на обосновании необходимости участия большинства народа не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и во всех других видах политического процесса, включая формирование правящих групп и выдвижение политических лидеров. При разработке понятий «партиципация» первоначально исходили из участия в политической сфере отдельного гражданина, то есть имелось в виду проведение в жизнь индивидуальных интересов. Затем, благодаря социальным исследованиям, стало ясно, что индивидуалистическая модель партиципации охватывает лишь ограниченный спектр всей комплексности явления. И был предложен иной подход, учитывающий групповые виды участия и дифференциацию населения на слои: апатично настроенные к политическим действиям, сочувствующим тем кто участвует в деятельности, и наконец, участвующие в политических действиях.
5. Экономическая теория демократии
В калейдоскопе политических теорий демократии немаловажное место занимает экономическая теория демократии. Она построена на основе образа экономического — Homo oeconomiks, т.е. человека всесторонне информированного, способного действовать рационально и добиваться для себя максимальной пользы. Экономическая демократия — это сфера рыночных отношений, к чему нередко сводятся политико-властные отношения. Во всяком случае, либерально мыслящие теоретики и политики связывают воедино демократию и рынок. Бывший американский президент Клинтон однажды назвал современную западную демократию рыночной демократией. Следуя западным моделям, нынешняя правящая элита в России общим понятием «переход к рыночным отношениям» по сути, обозначает и экономические и политические процессы, происходящие в стране.
Анализируемые концепции выделяют разнообразные составные элементы современной демократии, обосновывают приоритетную роль тех или иных элементов.
Заключение
Анализ современных теоретических концепций демократии и исторических показывает многообразие подходов к определению и характеристике демократии, что, безусловно, связано с реальным многообразием ее практических форм существования, а также идеолого-мировоззренческими позициями исследователей. Есть в рассмотренных теориях и общее. Демократия представляется в основном как определенный образ политического общества и даже всей конкретной общественной системы. Каждое из направлений носит концептуально-нормативный характер, т.е. характеризует тот или иной вид демократии в идеале. Вместе с тем теоретическое рассмотрение опирается на реальный опыт, а следовательно, на эмпирически-описательный подход.
Список литературы
1. Гугенбергер Б. теория демократии // Политические исследования, 1991 №4
2. История политических и правовых учений \ под ред. В.С. Нерсесянса М.; 1988.-
3. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.-
4. Краткий словарь. Основы политологии. М.; 1993.-
5. Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 1998.-
6. Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.-
Задание 1. Кроссворд
По горизонтали: 1. Французский идеолог и философ 18 века. – Фурье. 2 Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - консерватизм. 4. Политическая дисциплина (раздел политической науки) - парламентаризм. 5. Неотъемлемый институт государства - право. 7. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - шовинизм. 9. Орган государственной власти - парламент. 11. Способ взаимодействия субъектов политики - конформизм. 12. Государственная организация -орган. 13. Социальная общность - классы. 14. Символ государственной власти - трон. 15. Тип отношения к отдельным народам или группам населения - экстремизм. 16. Тип руководителя государства - лидер. 17. Направление политической мысли и одна из форм государства - авторитаризм. 19. Государство в Восточной Африке - Кения. 20. Несостоятельный политик - политикан. 21. Страна в Восточной Азии - Корея. 25. Тип политического поведения - партии. 27. Психологическое состояние субъекта политики - эмоции. 29. Орган государственной власти - суд. 31. Характерная особенность одного из типов политических субъектов - политик. 32. Понятие политологии, характеризующее политическую систему - режим. 34. Один из основоположников политической науки - Пудуанский. 39. Тип политического поведения - подход. 40. Философ 20 века – Берк. 41. Человек, который решает политические проблемы крайне радикальным способом - радикал. 43. Мотив осознанной политической деятельности и элемент политической культуры - воля. 45. Должностное лицо - чин. 46. Тип отношений между государствами. 47. Польский политолог - Гуго. 48. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - этатизм. 49. Состояние отношений между государствами - мир. 50. Элемент политической культуры - поведение. 51. Часть целого - один.
По вертикали: 1. Политический режим - фашистский. 3. Форма государственного правления - консерватизм. 4. Философ 19 века - Бентам. 5. Человек, который оказывает сопротивление оккупантам - партизан. 6. Сочинение одного из основоположников социализма - утопия. 8. Инструмент политического исследования - анкета. 9. Субъект политики - политик. 10. Ученый, который считал необходимым исследовать власть социологическими и юридическими методами - Еллинек. 11. Философ 18 века - Оуэн. 15. Философ 17 века - Гоббс. 18. Направление политической мысли и способ политического поведения, согласно которому «цель оправдывает средства» - модернизация. 21. Государственное устройство - конфедерация. 22. Способ принятия политических решений - референдум. 23. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения. 24. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - социализм. 26. Способ решения политических проблем - компенсация. 28. Ученый, который одним из первых исследовал политическую систему США - Мэдисон. 30. Тип субъекта политики - либерал. 33. Граждане, которые участвуют в формировании государственной власти - избиратели. 35. Способ решения политических проблем - урегулирование. 36. Способ решения политических проблем - война. 37. Процедура, которую может применить парламент в отношении глав государства - импичмент. 38. Передовая часть общества - элита. 39. Тип политической деятельности - подход. 42. Представитель политической мысли 19 века – Бентам. 44. Представитель политической мысли 18 века - Фурье.
Задание 2.
1. Назовите формы государственного правления:
парламентарная;
президентская;
полупрезидентская;
суперпрезидентская;
военно-политическая;
псевдопарламентарная;
монархическая.
2. Назовите государственного устройства:
унитарное;
федеративное;
конфедеративное.
3. Назовите основные современные направления определения власти:
телеологическое;
бихевиористское;
инструменталистское;
структуралистское;
конфликтное.
4. Назовите основные направления политической мысли XVIII-XX вв.:
либерализм;
консерватизм;
социализм;
фашизм.
5. Назовите основные функции политического лидера:
диагностическая;
предписывающая;
мобилизующая.
6. Назовите основные типы современных парламентов:
абсолютно доминирующие;
ограниченно доминирующие;
автономные;
ограниченно зависимые;
абсолютно зависимые.
7. Назовите основные типы политической культуры, предложенные
Г. Алмондом и С. Вербой:
патриархальная;
подданическая;
активистская.
8. Назовите основные элементы политической культуры:
знания;
оценки;
нормы.
9. Назовите основные типы современных правительств:
абсолютно парламентарное;
ограниченно парламентарное;
полупарламентарное;
ограниченно внепарламентарное;
абсолютно внепарламентарное;
псевдопарламентарное;
однопартийное;
многопартийное;
беспартийное.
Задание 3.
1 – г;
2 – в;
3 – г;
4 – в;
5 – з;
6 – е;
7 – к;
8 – д;
9 – а;
10 – в;
11 – а;
12 – б;
13 – а;
14 – б;
15 – б;
16 – в;
17 – д;
18 – е;
19 – в;
20 – б;
21 – а.
[1] Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 1998.- ст.126
[2] История политических и правовых учений \ под ред. В.С. Нерсесянса М.; 1988.- ст.131
[3] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.- ст.176
[4] Гугенбергер Б. теория демократии // Политические исследования, 1991 №4 ст.140
[5] Краткий словарь. Основы политологии. М.; 1993.- ст. 35
[6] Гугенбергер Б. теория демократии // Политические исследования, 1991 №4 ст.142