Содержание

1. Образование, коммуникация, средства массовой информации как социальные институты.. 3

2. Социальные функции образования. 5

3. Образование, средства массовой информации как. 7

институты социализации. 7

Список литературы.. 11

1. Образование, коммуникация, средства массовой информации как социальные институты



Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основ­ным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функцио­нирует, выполняя ту или иную социальную потребность. [1]

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие при­знаки с другими институтами.

Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В.Петровским).[2]

Общая специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение,  данное Л.Д.Столяренко).

 В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 К средствам общения относятся:

1.Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2.Интонация,эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3.Мимика,поза,взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4.Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи.

5.Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.[3]


2. Социальные функции образования


Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономи­ческие, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единст­венной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определен­ную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система об­разования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравст­венное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функ­цию образования гуманистическую.

Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышле­ния и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозгла­шавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло от­ражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подго­товке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Цен­ность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного разви­тия была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незамени­мых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в тру­довую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам обще­ства. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, прихо­дится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утра­тилась уже и ценность труда.

Рассмотрим другие социальные функции образования.

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в обра­зовательные процессы и ценностным  отношением к образованию, и их воспроизвод­ство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — при­витие сходных социальных   характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обу­словлено образованием, все более зримой   становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно   стано­вится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам  труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более   эгалитар­ной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягча­ются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопре­деляющим их будущий статус. Формальное  обоснование этого — уровень способно­стей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный   культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной куль­туры (на которой построены тесты) и   культурных особенностей микросреды первич­ной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными  ти­пами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная   карьера индивида, таким образом, во многом обу­словлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к ко­торым обусловлена  образовательными сертификатами. Школа дает индивидам не­одинаковое образование, неравное развитие способностей и   навыков, что подтвержда­ется, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия   соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

  Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения.  Ради нее создаются специализированные ор­ганизационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В   выпол­нении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую  дифференциацию, присущие семье.[4]

3. Образование, средства массовой информации как

институты социализации

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами семьи.

Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы.

Между членами первичных групп (семья, группа друзей ) устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамп, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно.



Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.

Для того, чтобы рассмотреть динамику группы с демократическим управлением, необходимо рассмотреть влияние различных способов коммуникации на деятельность группы ( было изучено А. Бовеласом ). Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые он назвал так: “круг”, “змея”, ”штурвал”, ”игрек”, ”паутина”.

 А. Бовелас установил, что схема коммуникации при выполнении группового задания в значительной степени влияет на результат действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время, наиболее эффективным способом коммуникации является “штурвал” так как в данном случае исключается общение членов между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре “штурвала”, который получает информацию ото всех, перерабатывает ее  и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ очень хороши два способа коммуникации: “круг” и “паутина”. Ни один из членов группы не перегружен информацией и каждый находится в равном положении и может получать информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.

     Одной из динамических характеристик групп является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли наиболее значимые по отношению к остальным. Таковой можно признать роль лидера. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способностей, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания высоким формальным статусом. Выдвижение в лидеры обусловлено эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого- либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом базируется на признании коллективом его личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, то есть существовать только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных, незаурядных качествах индивида.[5]


Список литературы

1.                мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 2002. - 368 с.

2.                Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 2003. №4. – с. 24-29.

3.                Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 2003. №12. -10 - 17.

4.                Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512 с.

5.                Фролов П.Р. Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.



[1] Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. – с. 38.

[2] Цит. по Фролов П.Р. Социология: учебник. - М.: 1999. – с. 203.

[3] Фролов. Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.

[4] Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 2003. №4. – с. 24-29.

[5] Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512 с.