Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы исследования. 5

1. 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа. 5

1.2. Социальные проблемы молодежи. 8

1.2.1. Демографические проблемы.. 8

1.2.2. Здоровье молодежи. 11

1.2.3. Молодежь в сфере образования. 15

1.2.4. Молодежь в материальном производстве. 19

1.2.5. Молодежь в сфере распределения и обмена. 22

1.2.6. Положение отдельных групп молодежи. 25

2. Пути и способы решения социальных проблем молодежи. 32

Заключение. 40

Список литературы.. 43

Введение

Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».

Социальные проблемы молодежи - круг проблем со­циально-демографической группы, переживающей период становле­ния социальной зрелости, вхожде­ния в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 14 – 30 лет. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими черта­ми: она, как правило, более обра­зованна, владеет новыми профес­сиями, является носителем нового образа жизни и социального ди­намизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к об­разованию молодежной субкуль­туры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, до­суга. Основные социальные проблемы молодежи связанны с «жиз­ненным стартом» — с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, про­фессиональным ростом и продви­жением. В современных условиях они обо­стрились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социаль­ной, которая, напротив   затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы.

В советском обществознании преобладала, трактовка молодежи как монолитного целого. И тому были основания. В процессе строительства социалистического общества была создана система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей.

Высокие   скорости   политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня очевидно, что в молодежной  среде  преобладают  процессы  дифференциации.  Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радиального преобразования российского общества происходят более глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Молодежь не редко сталкивается с серьезными проблемами в труде, учебе, личной жизни. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии.  Ряд социальных проблем молодежи связан с досугом, общением, в том числе сексуальными отношениями, образованием семьи. Другой круг проблем связан у части молодежи с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков).

Протекающие в нашей стране процессы преобразований всех сфер жизни общества открывают новые возможности для решения социальных проблем молодежи: более активное выдвижение и продвижение кадров молодежи, развитие различных форм трудовой деятельности, развитие социальной инфраструктуры, включение молодежи в процесс демократизации, рост числа самодеятельных объединений и неформальных групп – все это способствует повышению ее активности в решении собственных проблем.

Целью данной работы является изучение социальных проблем молодежи и способов их решения. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: характеристика молодежи как особой социально-демографической группы, рассмотрение социальных проблем молодежи, описание способов и путей решения социальных проблем молодежи.

1. Теоретические основы исследования

1. 1. Молодежь как особая социально-демографическая группа

Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходит одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности. Таким образом, молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. Современная молодежь как социальная группа характеризуется не только некоторыми особенностями, но и общими чертами. По данным переписи населения 1989 г., молодежи от 14 до 30 лет в Российской Федерации насчитывалось 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979 г.) численность молодежи в республике сократилась на 4,8 млн. человек. Эта тенденция продолжается и в 90-е годы. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к “старению” молодежи: увеличилась доля 25—29-летних. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в структуру ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России. Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2% экономически активного населения; 38% всех безработных — молодые люди до 30 лет. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на “поточное” воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны. Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995 г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств — в 1,6 раза, мошенничеств — на 75,8%, вымогательств — в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия — в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 1995 г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи — 1874 (85,1%). Из года в год растет число “женских” преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к “омолаживанию” женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995 г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийства. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья. Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. К сожалению, существующие экономические и социальных программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития[1]. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением.

1.2. Социальные проблемы молодежи

1.2.1. Демографические проблемы

На октябрь 1999 г. численность населения России составляла 145,7 млн. человек. Из них 11,5 млн. в возрасте 15-19 лет, 10,6 млн. 2024 лет, 10,1 млн. человек 2529 лет. Общая численность 15-29-летних россиян составила 32,2 млн. человек, или 22% населения страны. Современная демографическая ситуация характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом.

Вопрос об уровне рождаемости, прежде всего вопрос о репродуктивном поведении молодых женщин. За 90-е годы коэффициенты рождаемости снизились в группе 15-19-летних женщин с 55,6 живорождений на 1000 женщин в этом возрасте (1990 г.) до 34,0 (1998 г.), в группе 2024-летних с 156,8 до 99,0, в группе 25-29-летних с 93,2 до 68,0, т. е. в среднем по трем возрастным группам в 1,5 раза.

Репродуктивное поведение молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей), в целом молодежи остается сдержанным, что, как правило, связывается с высоким уровнем жизненной неустроенности, неопределенности будущего, различными социальными рисками. При этом следует также учитывать и фактор состояния здоровья потенциальных матерей.

Общий показатель смертности населения на 1000 населения за 19871994 гг. увеличился с 10,4 до 15,7, впоследствии он уменьшался и за 1998 г. составил 13,6 промилле. Смертность среди молодых россиян крайне высока. Из 100 тыс. мужского населения по данным за 1998 г. не доживет до 15 лет 2,9 %, женского 2,1 %; до 20 лет - соответственно 3,8 % и 2,5 тыс.; до 25 лет 5,7 % и 3,0 %; до 30 лет 7,9 % и 3,6 %.

К 30-летнему возрасту смертность мужчин более чем в два раза превосходит смертность среди женщин. В 1998 г. из 71,6 тыс. россиян, умерших в возрасте 1529 лет, 56,2 тыс. составляли мужчины (или 78,5%). Это один из симптомов резкого обострения характерной для России проблемы: уровень преждевременной смертности для населения в рабочем возрасте вырос в конце 90-х годов более чем на треть в сравнении с концом 80-х годов. Среди причин смертности этой категории населения высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий при снижении смертности от других неестественных причин.

Как и в предыдущие годы, в 1998-1999 гг. низким оставалось количество браков и высоким число разводов. По данным Госкомстата России, если в 1995 г. на 1000 человек населения приходилось 7,3 брака и 4,5 развода, то в 1998 г. соответственно 5,8 и 3,4, в 1999 г. 6,3 и 3,7 (для сравнения: в 1979 г. заключалось 11,1 брака и регистрировалось 4,3 развода на 1000 населения).

Возрастная структура браков, заключенных в молодежном возрасте, претерпевала существенные изменения. Прежде всего резко сократилось число браков, в которых жениху менее 18 лет: если в 1997 г. таких браков было заключено 5,9 тыс., то в 1998 г. 4,8 тыс. (в сравнении с началом 90-х годов сокращение почти в 3 раза: в 1990 г. 13,5 тыс. браков). Сократилось, но в меньшей доле и число браков, в которых невесте менее 18 лет (с 43,8 тыс. до 37 тыс.). В 49% всех браков возраст жениха был в 1998 г. от 18 до 24 лет, это также известное снижение в сравнении с 1990 г. (52,5%) и особенно с 1970 г. (61,4%). Браки с возрастом невесты от 18 до 24 лет стали составлять в 1998 г. 58,2 % всех браков, что немного ниже показателей 1990 г. (59,1%) и значительно ниже показателей 1970 г. (70,7%).

Некоторое снижение числа разводов, треть которых приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет, обусловлено заметным сокращением числа браков. Тем не менее, в масштабах страны общее число разводов остается громадным: более полумиллиона в 1998 г. (501,7 тыс.), в результате которых остались без одного из родителей 389,7 тыс. детей. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоявших в зарегистрированном браке, значительная часть которых было в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей. С 1994 по 1998 г. доля детей, родившихся вне брака, возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,0%. В ряде регионов России свыше 40% детей рождается вне зарегистрированных браков[2].

В 1999 г. сокращение численности россиян продолжалось и составило по предварительным данным - 784,5 тыс. человек, или 0,54% (за 1998 г. 411,8 тыс. человек, или 0,28%). Естественный прирост зафиксирован только в 16 регионах (в 1998 г. в 22 регионах). Ускорение процесса депопуляции обусловлено увеличением естественной убыли населения при одновременном уменьшении миграционного прироста населения из зарубежных государств (в основном из государств участников СНГ и стран Балтии). В результате естественные потери в 1999 г. только на 15,1% были компенсированы положительным сальдо в межгосударственном миграционном обмене (в 1998 г. на 40,9%). Это самый низкий показатель за весь период сокращения населения, т. е. с 1992 г.

Почти половину всех прибывших и выбывших в Российской Федерации в 1998 г. составляли молодые люди от 14 до 29 лет (соответственно 42,9 и 44,8%). Из всех возрастных групп населения наивысшие миграционные показатели приходятся на возрастную группу 20-24-летних.

Демографические процессы, столь остро проявившиеся в конце ХХ века в России, требуют специальной государственной политики. Уменьшение населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи ведут к ухудшению генофонда нации, могут явиться угрозой национальной безопасности нашей страны.

Вместе с тем демографическая ситуация в стране будет определяться во многом стабилизацией экономической жизни, гуманистической социальной политикой и в первую очередь заботой о материнстве и охраной детства. В не меньшей степени она будет зависеть от положительного отношения молодежи к созданию семьи и таким ценностям, как дети и родительство.

1.2.2. Здоровье молодежи

Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, принимавших участие в 52-й Всемирной ассамблее здравоохранения (октябрь 1999 г., Женева), не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время. В 90-е годы продолжительность жизни у мужчин в России снизилась более чем на 7 лет. В 1998 г. она составила в среднем по стране 61,3 года, а в 25 регионах менее 60 лет, что сопоставимо с беднейшими странами Африки. Россия в последние годы устойчиво сохраняет лидирующее место в мире по смертности от самоубийств, убийств, несчастных случаев и других внешних воздействий. В 1999 г. в России было зарегистрировано 39,1 случая смертности от самоубийств на 100 тыс. населения, в 1998 г. 35,4 (Великобритания 9, США 12, СССР (1986 г.) 18). По данным последних опросов, мысль о самоубийстве возникала у 19% юношей и 43% девушек.

В молодежной среде отмечается всплеск внимания к вопросам здоровья, и сам факт осознания молодыми людьми состояния своего здоровья как проблемы это новое явление российской действительности, прежде не свойственное молодежи.

По данным мониторинга НИЦ ИМ, 40% молодых россиян серьезно обеспокоены состоянием своего здоровья (в группе подростков 36%, в группе 25-29-летних - 49 %). Это беспокойство не является проявлением "моды на здоровье", отмечаемое в развитых странах, а отражает реальные обстоятельства России рост числа заболеваний, в том числе эпидемий и социально обусловленных заболеваний, значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, ведущей к стрессам, обострение экологических проблем, особенно в городах, и т. п[3].

В молодежной среде проблема здоровья связывается с рядом других общероссийских и глобальным проблем. Так, обеспокоенность экологическими проблемами стабильно, многие годы фиксируется как особо значимая для молодежи (она занимает постоянно третье место в шкале "страхов", уступая лишь опасениям по поводу преступности и инфляции).

В среднем лишь треть молодых людей определяет свое здоровье как "хорошее", остальные дают ему удовлетворительную и даже неудовлетворительную оценку.

Здоровье молодого поколения и тем самым генофонд нации находится под угрозой. Происходит снижение качества здоровья молодого поколения, растет число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям, а теперь приобретающих все большее распространение (кардиологические заболевания, заболевания сосудов, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, заболеваний крови, дистрофических изменений и т. п.).

Заболеваемость активным туберкулезом печальное следствие социального неблагополучия огромных масс россиян не удается снизить. В 1998 г. показатель ее составил 76 на 100 тыс. населения. Смертность от туберкулеза возросла более чем в два раза.

Сифилис получил невиданное распространение. Если в 1991 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло 46,6 тыс. человек, то в 1998 г. 835,8 тыс. человек, т. е. в 18 раз больше.

По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями, такими, как заболевания нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания. Распространенность гинекологических заболеваний среди девочек-подростков составляет 12-14%.

Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД, еще десятилетие назад в стране практически неизвестный (первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 г.). На 1 января 1999 г. было зарегистрировано 10 952 ВИЧ-инфицированных (из них 450 детей), в том числе больных СПИДом 357 (115 детей). В последние годы, по оценке Минздрава России, рост числа ВИЧ-инфицированных среди потребителей наркотических веществ породил проблему, связанную с увеличением количества ВИЧ-инфицированных беременных, так как страдающие наркоманией женщины не применяют средства контрацепции и не обращаются своевременно в медицинские учреждения для прерывания беременности. В связи с этим число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, ежегодно увеличивается.

Особую обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья молодежи, так как в этом возрасте происходит формирование репродуктивного потенциала, чрезвычайно важных процессов и функций, определяющих в дальнейшем фертильность и здоровье.

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена “подростковое материнство”, что негативно отражается как на здоровье новорожденных, так и на здоровье матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери моложе 20 лет, ежегодно около 1,5 тыс. рождений у матерей в возрасте 15 лет, в возрасте 16 лет 9 тысяч и 30 тысяч новорожденных - в возрасте матери 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнение беременности, преждевременные роды. В структуре смертности около 10% приходится на смертность среди женщин моложе 20 лет.

Особенно остро стоит проблема абортов у молодежи. В результате реализации федеральной целевой программы “Планирование семьи” в возрастной группе до 19 лет число абортов снизилось на 27,4%, но еще остается достаточно высоким. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране в указанной возрастной группе.

Необходимым условием успешной работы по сохранению репродуктивного здоровья молодежи является широкое санитарное просвещение, в том числе нравственное, гигиеническое и половое воспитание[4].

Качественное медицинское обслуживание для значительной части российской молодежи недоступно или малодоступно. Воспользоваться помощью квалифицированных специалистов и получить лечение с помощью современных технологий и препаратов могут сегодня немногие, платные медицинские услуги стоят очень дорого. Так, индекс потребительских цен на медикаменты в декабре 1998 г. составлял 208% в сравнении с декабрем 1997 г. при том что индекс стремительно рос на протяжении всех 90-х годов. Возможности получить соответствующую медицинскую помощь оцениваются молодыми людьми невысоко.

Но главное значение в вопросе поддержания здоровья имеет образ жизни молодого человека и тесно с этим связанное его отношение к собственному здоровью. В этой связи отрицательное значение имеет то обстоятельство, что культура здоровья, здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди российской молодежи.

Главным негативным фактором, влияющим на здоровье молодежи, остается кризисное состояние общества и его следствия некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и снижение качества предоставляемых ими услуг, нарастающее воздействие военного фактора и др. Так, под воздействием массовой бедности произошло изменение рациона питания среднестатистического жителя России. Потребление мясных и молочных продуктов опустилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов до уровня 50-х годов, калорийность питания обеспечивается в основном за счет потребления хлебных продуктов и сахара.

Неблагоприятные характеристики состояния здоровья молодых россиян отмечаются в течение всего периода реформирования страны. Некоторое улучшение показателей по отдельным видам заболеваний не изменяют крайне опасных тенденций, в том числе выражающихся в расширении географии и интенсивности заболеваний наиболее опасными болезнями, распространении наркомании и алкоголизма в молодежной среде. Столь длительное и массовое распространение этих тенденций разрушает генофонд России. Усиливается прямая угроза национальной безопасности в результате ухудшения состояния здоровья молодежи[5].

1.2.3. Молодежь в сфере образования

Период 1998-1999 гг. характеризовался противоречивыми тенденциями в сфере образования молодежи. С одной стороны, не была преодолена неблагоприятная тенденция к увеличению числа подростков, покидающих учебные заведения по разным, в том числе и материальным причинам. По данным Государственной Думы, вне системы обучения находятся около 2 млн. подростков школьного возраста.

Доля студентов негосударственных вузов в общем числе студентов составляет 7% (по данным 1998/99 учебного года), и нет основания считать, что формирующаяся негосударственная система образовательных услуг подрывает сложившиеся принципы высшей школы. Напротив, появление новых образовательных возможностей если они основываются на требованиях закона и государственных образовательных стандартах создает лучшие перспективы для подрастающего поколения и для социального, экономического и культурного развития России. Более того, несмотря на ежегодное увеличение приема в государственные вузы, потребность молодежи в получении высшего образования на бесплатной основе не удовлетворяется: в вузы не могут поступить около половины желающих. Конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы в 1998 г. составлял в среднем 194 заявки на 100 мест, а по отраслевым специализациям "просвещение", "здравоохранение, физическая культура и спорт", "искусство и кинематография" более 200[6].

В результате расширение охвата молодежи высшим образованием в период с 1992 г. по 1998 г. обеспечивалось в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в вузах госсектора, а также расширения студенческого контингента негосударственных вузов. По данным на 1998 г., общее число студентов, получающих высшее образование с полным возмещением затрат в вузах госсектора, составляет 728,7 тыс. человек, или 20,3% от общего контингента студентов, против 474,4 тыс. человек, или 14,6% в 1997 г.

Такой путь свидетельствует о том, что решение накопившихся проблем развития образовательной сферы оказалось ограниченным малыми возможностями бюджетного финансирования. В последние годы не удавалось преодолеть тенденции к сокращению средств на образование из бюджетов всех уровней. По оценкам специалистов, затраты на образование от совокупного ВВП должны составлять не менее 6%, на самом деле они составляют менее 3%. Россия теряет свои позиции в сфере образования, достигнутые ранее. Расчеты индекса развития человеческого потенциала, исчисляемого как важный интегральный показатель социально-экономического развития стран, показывают утрату Россией своего места в мировом образовательном пространстве: за пять лет с 1992 по 1997 г. по этому показателю Россия спустилась с 52-го на 55-е место в мире и вплотную подошла к черте, отделяющей группу стран с высоким уровнем человеческого развития от других стран (ИРЧП России 80,4 при пороговом значении 80 пунктов). Индекс интеллектуального потенциала России, определяемый по показателям образованности населения и состояния науки, в 1997 г. оказался примерно на уровне 1960 г. и имеет тенденцию к снижению в начале следующего столетия как результат катастрофического состояния сферы образования в первой половине 90-х годов.

Изменение ситуации в лучшую сторону не может быть осуществлено слишком быстро, и в настоящее время достижением следует считать усиление мотивации молодежи к учебе.

Отсутствие должного финансирования снижает уровень качества подготовки специалистов. Наличие платных студенческих мест в государственных учебных заведениях и учебных заведениях негосударственного сектора профессионального образования (платное обучение) не может существенно повлиять на доступность образования в связи с ухудшением материального положения семей и снижением платежеспособности населения.

Общественностью справедливо ставится вопрос о необходимости разработки и принятия федеральной программы и национальной доктрины развития образования. Крупные стратегические решения призваны создать механизм постоянного партнерства между системой образования, государством и обществом. Образование должно рассматриваться как сфера выгодных инвестиций, а не отвлечения ресурсов и непроизводительных затрат, поскольку постиндустриальная экономика это экономика технологий, наращивания качества человеческого капитала. Показательно, что в таких странах, как Канада, Австралия, Республика Корея, США, Финляндия, Новая Зеландия, Норвегия, численность студентов на 1000 населения превосходит соответствующий показатель по России примерно в 1,5 раза.

В этой связи особо остро стоит проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Отказ от плановой обязательной системы распределения выпускников таких учреждений (снимавшей в прошлом проблему востребованности молодых специалистов на рынке труда, создавая, правда, другие проблемы), определенные диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда, сопровождающий дефицит определенных специалистов, все это не могло не сказаться на проблеме занятости молодежи, получившей профессиональное образование, ее востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. Так, в 1998 г. из 287,2 тыс. подготовленных вузами страны специалистов 37,3% не получили направления на работу, из 325,4 тыс. выпускников средних специальных учебных заведений не получили направления на работу 44,4% (следует, однако, подчеркнуть, что положение несколько улучшилось в сравнении с серединой 90-х годов. В 1994 г. аналогичные показатели по выпускникам вузов и ссузов составляли 47 и 55,5%).

Наиболее значимый негативный фактор, снижающий эффективную занятость молодежи после завершения профессиональной подготовки, сохраняющееся профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В результате три пятых выпускников вузов, одна треть выпускников ПТУ и три четверти выпускников техникумов работают не по специальности, а около четверти безработной молодежи это выпускники школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Резко упала конкурентоспособность молодых специалистов при занятии вакансий в промышленности (по традиционным специальностям), что сказывается на уменьшении приема студентов в вузы технического профиля. В то же время большое число вакансий имеется в банковско-финансовых структурах, в сфере обслуживания, органах управления и в области юриспруденции. Вследствие этого наметилось явное перепроизводство специалистов в области экономики, управления и финансов, а также юристов, что, однако, пока не повлекло за собой снижения конкурса в вузы по этим специальностям[7].

1.2.4. Молодежь в материальном производстве

Труд занимает ведущее место в жизненных ориентациях и планах большинства молодых людей. Три четверти (76,3%) из них определенно связывают с ним свою жизнь. По сравнению с 1997 г. повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42% в 1997г. и 46,9% в 1999 г.).

Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи, т.е. меньше, чем в среднем среди занятого населения (62,3%). За годы реформ ее занятость в этой сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране. Особенно пострадал государственный сектор производства, где занятость молодежи за эти годы сократилась почти в 1,5 раза. В 1997 г. ее занятость в госсекторе равнялась 58%, т.е. за 2 года сократилась на 12%. Приток же молодежи в материальное производство с другими формами собственности составил по отношению к 1997 г. 17%.

Таким образом, перераспределение молодежи в структуре занятости продолжается, хотя и замедленными темпами, в направлении из государственной в частные, личные и акционерные формы собственности.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 85,4% работают по найму, 2,3% владеют бизнесом с наемным трудом, 4,1% работают по найму и имеют собственный бизнес, 3,9% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 4,3% - другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более 2% молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около 10% занимаются малым бизнесом.

Это значит, что развитие молодежного предпринимательства и малого бизнеса, осуществляемое в рамках государственной молодежной политики, распространяется по меньшей мере на каждого десятого молодого человека, занятого в сфере материального производства. Повышение эффективности этих мероприятий имеет важное значение для роста производства в стране.

За последние 2 года произошли некоторые изменения в уровне образования и профессиональной подготовки молодежи, занятой в сфере материального производства. Отмечается приток в материальное производство молодежи с общим средним и средним специальным образованием. Каждый второй имеет среднее специальное образование (55,5%) и каждый восьмой (12,2%) - незаконченное высшее и высшее образование. Это значит, что почти 70% молодежи в материальном производстве имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале данной сферы.

О положении молодежи в материальном производстве можно судить также по уровню ее квалификации, по степени соответствия профессии выполняемой работе, по отношению к своей профессии.

Чем выше оценки этих показателей, тем устойчивее социально-профессиональное положение молодых людей и выше уровень их социально- профессионального статуса в материальном производстве.

Важным показателем профессионального статуса является уровень зарплаты. Исследование позволяет выявить значительное расслоение молодежи по уровню зарплаты в профессиональной структуре материального производства.

Следует, что уровень зарплаты молодежи в материальном производстве находится на низкой отметке и граничит с прожиточным минимумом. Сравнение этих данных с 1997 г. показывает, что распределение профессиональных групп по уровню зарплаты не изменилось. Самые низкие зарплаты у молодых рабочих в сельском хозяйстве и в легкой промышленности, несколько выше среди транспортных рабочих и строителей.

Вместе с тем за положительными тенденциями скрываются далеко не однозначные оценки молодыми людьми своих возможностей. Не надеются найти работу 33,8% молодых людей, добиться повышения зарплаты - 44,6%, повысить квалификацию - 23%, продвинуться по службе - 43,8%, организовать собственный бизнес - 70,8%. Наибольшие трудности в решении жизненно важных проблем испытывает молодежь, занятая в сельскохозяйственном и промышленном производстве, то есть в наиболее массовых профессиях.

Одним из главных факторов, препятствующих интеграции молодежи в материальное производство, остается молодежная безработица. Ее официальный уровень хотя и стабилизировался по сравнению с 1997 г., все же остается высоким.

Таким образом, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, положение молодежи в материальном производстве остается крайне тяжелым. Происходит дальнейшее снижение роли молодежи в экономической сфере, что во многом объясняется ухудшением отношения молодежи к труду, который для большинства молодых людей утратил смысл как средство самоутверждения, самореализации. Молодежь желает хорошо жить и все иметь, но не хочет и не умеет трудиться интенсивно, добросовестно, качественно. Материальный достаток многие молодые люди связывают не с трудом, а с удачей и риском. Для абсолютного большинства молодежи труд на производстве не имеет смысла, не является естественным компонентом жизни, а носит характер принудительности. Ощущение нестабильности и незащищенности в сфере труда характерно для 60,1% молодых людей.

Все это свидетельствует о низком воспроизводственном потенциале современного молодого поколения в материальном производстве. Соответствующим структурам всех уровней исполнительной власти необходимо определить действенные меры в реализации государственной молодежной политики по повышению мотивации участия молодежи в сфере труда.

1.2.5. Молодежь в сфере распределения и обмена

В эмпирическом плане к данной сфере относится занятость молодежи финансово-банковской, посреднической деятельностью, оказанием услуг, включая охрану, торговлю, трудоустройство, материально-техническое снабжение и сбыт. Всего в сфере распределения и обмена занято 17,7% молодежи. Это основной резерв расширенного воспроизводства среднего класса в структуре общества, необходимое условие его стабилизации. Период наиболее бурного притока молодежи в эту сферу прошел, тем не менее тенденция ее роста сохраняется. Причем значимым фактором роста является перераспределение молодежи из государственного в негосударственный сектор, где концентрируются сегодня отношения распределения и обмена. Это подтверждается анализом структуры занятости молодежи в данной сфере.

Подавляющее большинство молодежи, занятой в сфере распределения и обмена, работает в негосударственном секторе экономики. Две трети (73,1%) из них выполняют работу по найму, 11,4% владеют собственным бизнесом с привлечением наемного труда, 8% занимаются мелким предпринимательством, 4,6% - индивидуально-трудовой деятельностью, остальные 2,9% работают по найму и "имеют свое дело".

Таким образом, численный рост сферы распределения и обмена за счет притока в нее молодежи сопровождается улучшением структуры ее занятости. Однако нельзя не учитывать, что этот в целом позитивный процесс происходит за счет оттока молодежи из сферы материального производства. На фоне продолжающегося снижения производительности труда в материальном производстве подобное перераспределение молодежной занятости вряд ли можно назвать позитивным. Невозможно распределять, не производя. Поэтому на сегодняшний день задача государственной молодежной политики в сфере распределения и обмена состоит в выработке мер, преимущественно экономических и социальных, направленных на кардинальное перераспределение каналов пополнения работников данной сферы.

Возникают проблемы внутри сферы распределения. Сравнение оценок социально-профессионального статуса молодежи в этой сфере и в материальном производстве дает весьма противоречивую картину. С одной стороны, субъективные показатели профессионального статуса несколько выше у молодежи в сфере распределения и обмена. Выше оценки престижа профессии (в сфере распределения гордятся своей профессией 29,7%, а в материальном производстве - 25,9%), удовлетворенности своей профессией (не собираются менять профессию соответственно 38,3% и 37,8%). С другой - несколько ниже уровень квалификации (4,75 по семибалльной шкале в материальном производстве и 4,38 в сфере распределения), меньший удельный вес молодежи, профессиональная подготовка которой полностью соответствует выполняемой работе - соответственно 32,5 и 24,0%.

Молодежь, занятая в сфере распределения и обмена, по своему составу весьма неоднородна. Во-первых, в результате спонтанного расширения этой сферы в последние годы в нее включилось большое число молодых людей в профессиональном отношении не состоявшихся в других сферах, образовавших маргинальные слои в ее составе. Во-вторых, основаниями неоднородности явились не только различия условий жизнедеятельности в структуре занятости по формам собственности, но и характер трудовой деятельности в них.

У молодежи, занятой в государственном секторе, уровень социально-профессионального статуса по ряду характеристик выше, чем в частном секторе. Реально выполняемая работа чаще соответствует приобретенной профессии, большая степень удовлетворенности профессией и выше уровень квалификации, что является важной предпосылкой стабильности социально-профессионального положения данной группы молодежи. Однако заработная плата и соответственно престиж профессионального труда существенно выше в частном секторе. Соответственно молодежь, занятая в нем, образует группу не только более продвинутую в социальном отношении, но и референтную (эталонную) для остальных. Тем самым создается мощный мотивационный стимул для перераспределения молодежной занятости внутри сферы распределения. Поддержка процессов саморегулирования профессиональной мобильности молодежи в рамках государственной молодежной политики является важным условием преодоления наметившихся деформаций в соотношении материального производства и распределения.

Более значимым фактором расслоения молодежи в сфере распределения и обмена является характер труда. Среди молодых предпринимателей существенно ниже уровень квалификации и соответствие профессиональной подготовки характеру выполняемой работы, что вполне объяснимо. На бизнесменов не учатся, а ими становятся. Вместе с тем у них значительно выше уровень доходов и субъективные показатели своего статуса (престижа профессии и удовлетворенности ею).

В 1998 г. доля молодежи в возрасте от 15 до 19 лет в составе занятого населения составляла 1,4% (в 1994 г. 2,8%), в возрасте от 20 до 24 лет 9,5% (1994 г. 10,4%), в возрасте от 25 до 29 лет 11,8% (1994 г. 11,4%). Таким образом, в числе занятых молодые россияне составляют 22,7% (против 24,6% в 1994 г.).

Проблемы занятости оставались одними из наиболее сложных для решения в ряду социальных проблем молодежи. Заметные колебания занятости молодежи по отраслям производства иногда наблюдались в очень короткие временные интервалы. Так, по данным всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, в III квартале 1999 г. по сравнению со II кварталом того же года численность молодежи по обследуемой совокупности предприятий сократилась на 3,6%, причем в цветной металлургии сокращение составило 28,7%, в угольной промышленности 21,7%, нефтедобывающей промышленности 18%, швейной промышленности 11,9%. Хотя в тот же период молодежный контингент увеличился в черной металлургии на 19,1%, в нефтехимии на 8,7%, машиностроении на 6% и т. д.

Угроза безработицы, проблемы с трудоустройством оказываются в 90-е годы неизменно на высоком месте среди обстоятельств, вызывающих беспокойство российской молодежи. Согласно данным государственной статистики, в августе 1999 г. уровень безработицы, по методологии МОТ, составил 12,4% от экономически активного населения. В абсолютном выражении это означает, что в качестве безработных квалифицировались 9,1 млн. россиян. Небольшое увеличение числа занятых в экономике в сравнении с августом предыдущего года в основном было обусловлено вовлечением в хозяйственную деятельность ранее не работавших групп населения, чье материальное положение ухудшилось в результате финансового кризиса. Хотя в 1999 г. потребность предприятий в работниках, заявленная в органы по содействию занятости, постоянно росла, она составляла в августе лишь 673 тыс. рабочих мест, между тем как на учете со статусом безработных состояли 1,4 млн. человек. Заметное снижение благодаря работе органов по содействию занятости коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда России (за восемь месяцев 1999 г. он снизился с 6,6 до 2,4 человек на одну вакансию) все же является совершенно недостаточным для решения проблем занятости в стране.

1.2.6. Положение отдельных групп молодежи

Процесс реформирования общественного производства и политической жизни в стране в 1998-1999 гг. продолжал развиваться с немалыми сложностями, сопровождался рецидивами нестабильности и ростом напряженности в обществе. Сужаются возможности социальной интеграции через включение в материальное производство, растет удельный вес той части молодежи, которая не имеет профессии и существует на случайные заработки, обладает низким социальным статусом. Продолжается деформация профессионального самосознания молодых россиян и их этических ориентаций в сфере труда. Указанные процессы влияли на положение всех социальных групп молодежи.

Социальная значимость каждой такой группы молодежи неодинакова в различные периоды трансформации общества. В зависимости от социально-политических целей того или иного этапа изменяется социальная роль и значение каждой социальной группы молодежи.

Сегодняшние учащиеся старших классов это завтрашняя наиболее активная часть населения России. Однако уже сегодня они имеют свое мнение по различным вопросам российской действительности, свои социальные ориентации, которые в недалеком будущем станут влиять не только на их поведение, но и на стратегические решения в различных областях общественной жизни нашей страны.

Школьная молодежь менее отягощена проблемами обеспечения материального благополучия, в своем большинстве считая это обязанностью родителей, что отражается и в самооценках материального положения своих семей (60,8% учащихся относит свою семью к материально среднеобеспеченным), и в том, что эту группу более других волнуют проблемы учебы, любви, здоровья, взаимоотношений с родителями, проведение досуга и т. д. Особенности социального положения и обыденной практики школьной жизни обусловливают избирательность в отношении к общероссийским проблемам: ситуация в Чечне, отсутствие политического лидера, способного сплотить народ, коррупция во властных структурах, инфляция, рост цен, опасность распада России волнуют старшеклассников гораздо меньше, чем такие проблемы, как экономическая ситуация, преступность, безработица, падение морали, нравственности.

Современные школьники демонстрируют высокую степень активности и самостоятельности. Несмотря на то, что основная масса находится на иждивении родителей, тем не менее в оценках и суждениях по многим вопросам проявляет независимость. Сознание школьников носит весьма противоречивый характер. Хотя каждый третий стремится сделать карьеру, но не связывает это с достижением высокой квалификации. Противоречивость особенно характерна для ценностного сознания школьников, ибо здесь в весьма причудливый форме соседствует позитивное отношение к иждивенчеству и желание зарабатывать, эгоизм и коллективизм, социальная активность и агрессивность.

Таким образом, старшеклассников в настоящее время больше волнуют социально-экономические и нравственные проблемы, чем политические. В своем большинстве они имеют конкретные цели в жизни и ориентированы на успех за счет проявления социальной активности в различных сферах жизни общества. Рассматривая школьников старших классов как стратегический ресурс развития российского общества, можно заметить, что они более, чем прежде, ориентированы на себя и свои интересы, но в то же время - способны воспринимать демократические ценности, готовы принять участие в процессах либерализации социально-экономической сферы общества. Своим трудом, личными качествами и социальной активностью они намерены сделать карьеру, достичь высокого социального положения.

Современное российское студенчество существенно "помолодело" по сравнению с прошлым десятилетием: в 1997/9 учебном году 55,6% студентов не достигли 20-летнего возраста. Доля женщин в общей численности студентов государственных вузов составляет 55,7%, а с учетом негосударственных 56,0%. Студенты выступают как наиболее активная часть молодежи и в своих взглядах, ценностных ориентациях отражают как трудности переходного периода, так и стремление новых поколений к социальным изменениям, реформированию российской действительности.

Среди проблем, характерных для современной России, студентов более всего беспокоят экономические проблемы. Они не сводятся к вопросу о личных низких доходах. Минимальная стипендия студентов государственных вузов составляла на 1 октября 1998 г. 26% от величины прожиточного минимума, а студентов учреждений среднего специального и начального профессионального образования всего 9%. Очевидно, что повышение стипендии принципиально не решает вопроса о приемлемых жизненных условиях для студентов, вопрос затрагивает материально-бытовые условия жизни российских семей.

По отношению к социально-политическим проблемам активные студенты, имеющие свое мнение и отстаивающие его, составляют незначительную группу, но при определенных обстоятельствах участие в различных формах социально-политической жизни России, в том числе и в протестных действиях, могут принять широкие студенческие массы. При этом по предполагающему характеру участия студентов в протестных действиях можно судить об отсутствии у них настроений радикализма.

Следует отметить, что в последнее время стало укрепляться организованное студенческое движение, в том числе различные студенческие профсоюзы, общественные объединения по интересам, общероссийские и региональные союзы студентов.

Приобщение к различным традиционным формам культуры в студенческой среде не имеет высокой значимости. Лишь каждый пятый из числа опрошенных студентов постоянно или часто бывает в театре или на концертах, причем это мало зависит от региональных особенностей, а обусловлено другими факторами отсутствием денег на билеты и свободного времени. Более популярны свойственные молодежной культуре формы, среди которых все более распространенной становится коммуникация через Интернет.

Таким образом, современное студенчество представляет наиболее организованную и продвинутую часть российского общества, которая, наряду с традиционными формами повышения уровня саморазвития, активно использует и новые, такие как Интернет. Способность к самосовершенствованию и развитию одна из главных характеристик интеллектуального ресурса общества. Важным и новым в современном студенчестве является зарождающийся здоровый рационализм, благодаря которому студенчество начинает осознавать невозможность решения личных проблем без создания общественных структур, которые должны быть поддержаны соответствующими государственными органами. Как стратегический интеллектуальный ресурс студенческая молодежь ориентирована на успех, достижение высокого социального статуса за счет высокой квалификации и социальной активности. Студенчество может выступать социальной базой дальнейших либерально-демократических преобразований, хотя имеется определенный протестный потенциал и неприятие образа жизни и ценностей западного общества.

На положение в армии существенное воздействие оказывает ухудшение качественных показателей очередных призывов на срочную службу. Последние данные показывают, что отмеченные в исследовании тенденции в ближайшие годы будут усиливаться. Призывной контингент 1998 г. характеризовался следующим распределением по уровню образования: начальное 3,9%; неполное среднее 25,6%; среднее образование 66%; высшее и незаконченное высшее 2,8% и 1,2% соответственно. По данным исследований, употребляли наркотики и токсичные вещества 58% прибывших к месту службы новобранцев; имели приводы в милицию и имели судимость 76%; злоупотребляли алкоголем 10,4%; у 11% молодых воинов выявлены признаки нервно-психической неустойчивости. Количество юношей призывного возраста, состоящих на учете в наркологических диспансерах по поводу алкоголизма и наркомании, в последние годы увеличилось в несколько раз, лиц, состоящих на учете в МВД за антиобщественные действия, в 2,5 раза, до призыва нигде не учившихся и не работавших, в 3 раза. Доля таких призывников, к примеру, в военно-строительных частях возросла до 30%.

Ухудшение качества призывов отражает снижение престижа армейской службы, которое зафиксировано многочисленными исследованиями среди призывников, в студенческой среде и др. Негативное отношение к армии как к социальному институту получило широкое распространение и до осени 1999 г. активно поддерживалось средствами массовой информации (публикации в прессе, передачи на телевидении, выступления политических и государственных деятелей, родителей погибших и изувеченных военнослужащих и т. д.).

Особенности контингента призывников, связанные с обстоятельствами их предыдущей гражданской жизни, активно влияют на распределение неформальных ролей в среде молодых военнослужащих ("дедовщина", "молодовщина" и т. д.). Неформальные отношения имеют относительно устойчивую структуру и передаются новому пополнению военнослужащих как должные, как социальная норма. Склонные к девиациям молодые люди быстрее и охотнее включаются в коллективные формы неформального социального контроля с криминальным оттенком, внося в неформальные отношения модели поведения, свойственные криминальной среде.

На склонность солдат срочной службы к правонарушениям оказывает воздействие и имевшая место в гражданской жизни семейная обстановка. По данным исследований, проведенных среди военнослужащих, осужденных к отбыванию наказания в дисциплинарных воинских частях, 43% из них не имели одного или обоих родителей. Показательны данные и по судимости родителей: у 32,4% данного контингента военнослужащих имеют судимость оба родителя либо кто-то один. Из числа осужденных военнослужащих 37,5% поддерживают с родителями плохие отношения или вообще их не поддерживают. Характер службы в армии претерпевает изменения в связи с реформой, получившей закрепление, в частности, в положениях новой редакции Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (1998 г.). Формирование правового института военной службы по контракту имеет важное значение для развития армии.

В то же время нормы закона, охраняющие функциональную определенность армии, ее ответственность за обеспечение безопасности России и в этой связи устанавливающие порядок, согласно которому военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, находятся в противоречии с реальностями.

Молодые офицеры и прапорщики сталкиваются с хроническими задержками выплаты денежного довольствия и дополнительных компенсаций (продпайковые, санаторно-курортные, премиальные и т. п.), многие из них не имеют квартир, на их долю чаще всего приходятся переводы в другие гарнизоны, переезды, связанные с выводом и передислокацией войск в другие регионы, сокращением воинских частей и ликвидацией военных городков. Все это определяет высокий уровень социально-бытовой неустроенности этой категории молодежи. По данным исследований, 90% офицеров со стажем службы менее 10 лет испытывают огромный дискомфорт и чувство неполноценности, связанные с невозможностью обеспечения своей семьи, имеют на этой почве частые семейные конфликты.

В этих условиях уклонения от исполнения служебных обязанностей в офицерской среде приобретают массовый характер и своим основным мотивом имеют высвобождение времени для обеспечения своих жизненных потребностей и интересов своих семей (в том числе в формах незаконной предпринимательской деятельности[8]).

2. Пути и способы решения социальных проблем молодежи

Социальная работа с молодежью в России, как во всех развитых странах мира, является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики оформилась на рубеже 80 – 90 – х гг. В настоящее время курс проводится с учетом современных тенденций и реалий[9].

   Для достижения целей государственной молодежной политики (например, таких как содействие социальному, культурному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодежи и т.д.) проводится поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих сферах – правовой, в сфере труда и занятости, в сфере социальных услуг и поддержки семьи, в сфере развития молодежи и поддержке талантов, международных обменов и  других. В социальной работе с молодежью ведущими проблемами следует признать: проблему молодежной безработицы и занятости, молодежной девиантности, досуга, молодежной миграции, поддержки молодой семьи, переживание кризисной ситуации в юности и ряд других острых вопросов. Социальная работа с молодежью направлена, прежде всего, на решение обозначенных проблем

Целенаправленные меры государства в области поддержания здорового образа жизни молодежи могут принести вполне ощутимые результаты. Так, расчеты Минздрава России, проведенные на базе многофакторных моделей ожидаемых показателей смертности в зависимости от уровней ряда основных факторов риска, свидетельствуют о том, что при условии снижения на 15% распространенности среди трудоспособного населения лишь 4 факторов, а именно: курения, артериальной гипертонии, гиперхолестеринемии, избыточной массы тела, следует ожидать снижения общей смертности и в том числе смертности от сердечно-сосудистых заболеваний примерно на 10%.

Разработанные за последние годы политические документы, такие, как "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"; "К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет основные неинфекционные заболевания"; "Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России"; "Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания"; "Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года", наметили стратегические направления в обеспечении здоровья россиян. Однако практическая реализация этих направлений, в том числе в отношении молодого поколения, решительно отстает от поставленных целей и задач[10].

Общее повышение уровня образованности населения как потребность развивающегося общества неотъемлемо связано с воспроизводством профессиональной и квалификационной структуры совокупной рабочей силы, адекватной потребностям формирующейся рыночной экономики. Удовлетворение потребностей государства в этом плане тесно связано с удовлетворением индивидуальных потребностей молодых людей на основе учета их способностей и склонностей.

Учитывая значение процесса индустриализации материального производства для модернизации общества, становится очевидной первостепенная задача государственной молодежной политики - повышение молодежного потенциала воспроизводства отечественной промышленности.

К числу краткосрочных задач, решение которых позволит поддержать занятость молодежи, относятся: оформление профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в государственной системе; организация масштабных общественных и временных работ; содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства; повышение эффективности работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения в вопросах регулирования рынка труда на основе стабилизации Государственного фонда занятости населения Российской Федерации; развитие и совершенствование системы профессионального образования на основе прогнозирования спроса на квалифицированные кадры; восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения, в том числе и как инструмента превентивной профориентационной работы на предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников. В решении всех этих задач чрезвычайно важна совместная деятельность Госкоммолодежи России с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Опыт такой работы заложен при реализации Президентской программы "Молодежь России", в мероприятиях "Молодежной практики". Но масштабы принимаемых мер не соответствуют масштабам проблемы, что проявилось, в частности, в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы.

Однако проблема занятости молодежи не имеет простого решения. Анализ ожиданий безработной молодежи показывает, что интерес к работе в различных отраслях промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, энергетике имеется у незначительной ее части (13,5%), в то же время приоритет отдается кредитно-финансовой сфере, кроме того, на работу в торговле, снабжении, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании рассчитывают около трети молодых безработных (31,5%). Привлекательна работа в органах управления и в силовых структурах (армия, милиция, ФСБ), а наиболее важные для общества области профессиональной деятельности имеют самый низкий престиж в глазах безработной молодежи: в здравоохранении желают работать всего 3,4%, столько же в сфере образования и воспитания. Малопривлекательными являются сельское и лесное хозяйство.

В значительной степени престиж профессий определяется уровнем оплаты труда, и в этом отношении нередко более важно для молодого человека не столько содержание труда, сколько возможность получить приемлемую оплату. Это стало тем более актуальным после финансового кризиса 17 августа 1998 г. Уровень оплаты труда ниже некоторых принятых в молодежных сообществах стандартов определяет неприемлемость для молодых людей, ищущих работу, тех или иных вакансий.

Молодые люди все меньше надеются на помощь со стороны государства в вопросах трудоустройства, больше половины опрошенных полагаются в поисках работы на себя (52%). Это обстоятельство приобретало бы стимулирующий характер в формировании профессиональных навыков, если бы рынок труда был адекватен высоким требованиям молодежи по качеству предлагаемых рабочих мест, а система профессионального образования повсеместно позволяла бы достигать необходимого уровня подготовки. Однако этого пока нет, и треть, а в ряде территорий гораздо больше половины молодых людей выражают убеждение в том, что не смогут получить хорошей работы. Такое убеждение питательная среда для маргинализации молодежи, различных социальных патологий.

Ориентация на участие в социальной жизни в реальности во многом будет зависеть от создания и эффективности работы различного рода государственных структур и общественных объединений, которые содействуют социализации и осуществляют воспитание учащейся молодежи. Особое внимание в процессе воспитания школьников следует уделять привлечению их к участию в самоуправлении и формированию гуманистических качеств личности.

Государственным структурам всех уровней исполнительной власти следует более активно ставить и решать вопросы об экономической поддержке студенческой молодежи, обеспечивая не только выживание, но и культурное развитие будущей российской интеллектуальной элиты.

Социальное развитие армии должно стать одной из стратегических задач обеспечения национальной безопасности России, и деятельность в этом направлении следует рассматривать как относящуюся и к области государственной молодежной политики.

Рассматривая молодых военнослужащих как стратегический ресурс, можно видеть, что качественный состав призывного контингента остается на очень низком уровне, сохраняются неуставные отношения, имеющие криминальный характер, и склонность солдат срочной службы к правонарушениям. Наряду с этим можно отметить позитивный перелом в настроениях молодых солдат в отношении к Правительству и определенный подъем боевого духа в армии, связанный с событиям в Чечне.

В то же время армейскую молодежь нельзя в полной мере рассматривать как силовой ресурс, способный решать ответственные боевые задачи, особенно в отношении реализации внешнеполитических целей.

Следовательно, в условиях нарастающей внешнеполитической напряженности в мире и необходимости реализации новой доктрины безопасности России нужно особое внимание уделять улучшению качественного состояния армейской молодежи, формированию у нее гражданского сознания и патриотизма.

При анализе проблемы жизнеспособности молодого поколения необходимо рассматривать прежде всего социокультурный, нравственный фактор. В самые сложные, критические периоды истории человек спасался «запасами» духовных ценностей, нравственными устоями. Именно поэтому самой опасной является деструкция духовно-нравственных основ, охватившая общество, и отсюда необходимы нравственное противостояние, жизнестойкость, жизнедеятельность, жизнеспособность, развитие потенциала личности[11].

Встает вопрос, что можно и должно использовать в качестве факторов, стимулирующих жизнедеятельность, жизнеспособность молодого поколения в условиях создания нового типа развивающейся социальной среды?

Во-первых, следует активно создавать правовое, социальное государство, которое обеспечивает формирование и реализацию механизмов права, демократической культуры и социально-экономических гарантий.

Чтобы эта идея могла быть реализована применительно к молодежной политике, необходимо, прежде всего, принятие закона Российской Федерации и правовых актов субъектов Федерации «Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации». Принятие закона явилось бы базой, механизмом правового обеспечения государственной молодежной политики.

Вместе с этим необходим действенный механизм апробации, реализации уже принятых федеральных законов «Об образовании», «О высшем послевузовском профессиональном образовании», а также федеральных программ «Молодежь России», «Дети России». Важно и активизировать нормативно-правовое обеспечение молодежной политики на региональном и местном уровнях. Для того, чтобы на государственном и региональном уровнях принимались эффективные решения по вопросам жизнедеятельности молодежи и детей, необходимо экономические, социально-политические системы законодательства подвергать серьезной социально-гуманистической экспертизе.

Во-вторых, молодежную политику следует развивать в тесной связи с утверждением общепризнанных духовных, культурных ценностей и воссозданием на новой основе некоторых агентов воспитания и социализации. В обществе радикально изменилась роль общественных и государственных институтов (партий, профсоюзов, молодежных и юношеских организаций, школы, семьи и др.) в вопросах воспитания, появились многочисленные новые общественные и политические движения, организации, которые не занимаются вопросами воспитания и социализации в традиционных формах. Идеи развития семьи должны быть в постоянном фокусе внимания государственной социальной политики, войти в плоть и кровь всех сфер жизнедеятельности общества, становления рыночных отношений. Семья - это более фундаментальные понятия и реальность, чем рынок, прибыль и т. п. Воспроизводство физического, социального, интеллектуального субъекта - человека связано с проблемой выживания, безопасности общества, семьи, человека и их будущего.

В-третьих, жизнедеятельность, жизнеспособность реализуются через такую общечеловеческую ценность, как свобода. Это, прежде всего, свобода самоосуществления своих возможностей, склонностей, способностей молодого человека, реализация его как личности в самых разнообразных сферах жизнедеятельности.

В-четвертых, новая парадигма жизнедеятельности, жизнеспособности предполагает и новый мотивационный комплекс как совокупность взаимодействующих мотивов, интересов, потребностей, образующих целостную систему, и ее приложение к специфике социального развития молодежи в условиях рыночных отношений. Система организации социального развития молодежи, ее жизнеспособности - это средство приведения в действие мотивирующих факторов социализации, промежуточное звено между потребностями, интересами, ориентациями личности и ее активностью. Потребности, интересы и мотивы выступают движущей силой человеческой деятельности и поведения. Важно умело их использовать и помогать направлять в нужное русло.

В-пятых, при анализе проблемы жизнедеятельности, жизнеспособности молодого поколения, как нам представляется, можно достаточно продуктивно использовать концепцию развития человеческого потенциала как некой комплексной системы качественных и количественных показателей. Понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) появилось в международной терминологии во второй половине 80-х гг. Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП). Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания. достойный человека уровень жизни.

Суть второй задачи. Общественно-экономические преобразования, происходящие в России, породили противоречие между нарождающейся рыночной экономикой и неверием определенной части молодежи в успех реформ, поскольку именно они обернулись для многих молодых людей нищенским существованием, невозможностью продолжить образование, найти интересную, творческую работу.

Именно молодое поколение в условиях нарождающегося рынка оказалось наиболее социально незащищенной, социально «запущенной» частью общества. Совершенно очевидно, что в этой ситуации необходима экспресс-помощь молодежи и детям. Нужно придать этому процессу большое общественное звучание и оказать им социально-экономическую поддержку как на государственном, так - и на местном уровне.

Вместе с решением вопросов тактического характера принципиальное значение имеет определение задач, связанных с долговременными программами, фиксирующими острейшие проблемы молодежи в новых социальных условиях. При этом важно четко сформулировать общероссийские и региональные проблемы молодежи, выработать действенные механизмы их разрешения.

Государственная молодежная политика должна носить интегративный характер, выражающийся в выработке и реализации стратегии развития всех субъектов Федерации с максимальным привлечением молодежи к участию в реформировании, обновлении общества и своих регионов.

Заключение

Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры, своеобразная "дебилизация" части населения убивают у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно. Требуется радикальная перестройка общества.

Возрастает политизация молодежных движений, идет поиск "врага", на которого можно было бы свалить причины всех бед. Молодых обманывают как левые радикалы, так и правые консерваторы, руководители новоявленных партий и неформальных объединений. Борьба идет не только за голоса молодежи, но и за ее взрывоопасную энергию.

Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов (выпускников вузов и техникумов) особенно резко сказывается на трудоустройстве выпускников. Возник вопрос о физическом выживании научной интеллигенции. "Утечка мозгов" принимает катастрофический характер.

Очень остро стоят проблемы социальных гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав молодежи, создания системы стимулирования выпуска дешевых товаров для детей, подростков, юношей и девушек.

По оценкам зарубежных политологов Россия превращается в некий Чикаго 20-х годов. Латентными, то есть не выявленными, остаются многие организованные преступления. Резко возрастает детская и подростковая преступность, пьянство и наркомания.

Подростково-молодежная преступность занимает особое место в ряду актуальных социальных проблем. Процесс омоложения преступности достиг в последние годы кульминации. Молодыми людьми в возрасте 14-29 лет совершается 57% всех преступлений в России. Особую тревогу вызывает преступность несовершеннолетних, которая в России в последнем десятилетии росла в 7 раз быстрее, чем общее число лиц в подростковом возрасте. Социальное сиротство, обнищание, ощущение социальной бесперспективности приводят к росту озлобленности и закладывают основы для преступного поведения. Российский закон "Об образовании", снизивший "планку" обучения до 9 классов, создал практические предпосылки "вытеснения на улицу" неуспевающих и трудновоспитуемых подростков.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Особенностью молодежи является то, что при всей своей неоднородности, она характеризуется процессами физиологического, социального и личностного становления. Поэтому эффективной может быть только такая государственная молодежная политика, которая отвечает нуждам молодежи, заинтересованно воспринимается ею, в реализации которой она принимает активное участие в качестве активного субъекта деятельности. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

Численность молодежной популяции в начале XXI века резко сократится, т. к. падает рождаемость и появляется на свет все больше и больше нездоровых детей. Это расплата и за неблагоприятную экологическую ситуацию, и за "достижения прогресса", и за плохое питание и недоедание родителей.

Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня. Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии.

Совершенно очевидно, что в новых условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой идеологии, стратегии и политике социального развития молодежи. Стратегия и политика социального развития молодежи должны строиться на базе принципиально новых подходов и, в частности, на основе самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государственных и общественных институтов. Эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической России.

Важнейшая задача состоит в том, чтобы адаптировать молодое поколение к новым экономическим и социально-политическим реалиям жизнедеятельности российского общества, показать его историческую перспективу. Отсюда концепция реформирования, обновления всех сторон общественной жизни российского общества (ее последовательная реализация), идея патриотического служения России должны лечь в основу формирования и осуществления государственной молодежной политики, в центр всей воспитательно-образовательной деятельности государственных. общественных организаций, органов и лиц, занимающихся воспитанием молодежи

При этом можно выделить две задачи в деле осуществления молодежной политики: стратегическую, связанную с формированием и реализацией долговременных программ воспитания жизнедеятельных, жизнеспособных молодых поколений, и тактическую, связанную с экспресс-помощью молодым людям по всему спектру их коренных интересов и потребностей.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Консусян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи// СоцИс. – 2003. - № 6. – С. 113.

2. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации//СоцИс. – 2003. - № 7. – С.100.

3. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России// СоцИс. – 2002. - № 6.

4. Букин С.С., Чернов Д.В. Соцзащита. Поощб новосибирца в годы реформ (1992-2002). – Новосибирск: Наука-Центр, 2003.

5. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологич. Аспект)// Вестник МГУ. – 1997. – Сер. 18. Социология и политология. - № 3. – С. 45 – 76.

6. Иванников В.А. Социальные службы помощи детям и молодежи //Воспитание школьников. - 1994. - №4. - С.9-12.

7. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. – СПб.: НОРМА, 2000.

8. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 89.

9. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан// СоцИс. – 2002. - № 10.

10. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда// СоцИс. – 2002. - № 5.

11. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Издательство МГУ, 1999.

12. Социология молодежи. Учебник / Под ред. В.Т.Лисовский. -  СПб.: НОРМА, 1996.


[1] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. – СПб.: НОРМА, 2000.

[2] Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации//СоцИс. – 2003. - № 7. – С.100.

[3] Букин С.С., Чернов Д.В. Соцзащита. Поощб новосибирца в годы реформ (1992-2002). – Новосибирск: Наука-Центр, 2003.

[4] Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России// СоцИс. – 2002. - № 6.

[5] Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологич. Аспект)// Вестник МГУ. – 1997. – Сер. 18. Социология и политология. - № 3. – С. 45 – 76.

[6] Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан// СоцИс. – 2002. - № 10.

[7] Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Издательство МГУ, 1999.

[8] Социология молодежи. Учебник / Под ред. В.Т.Лисовский. -  СПб.: НОРМА, 1996.

[9] Социология молодежи. Учебник / Под ред. В.Т.Лисовский. -  СПб.: НОРМА, 1996.

[10] Иванников В.А. Социальные службы помощи детям и молодежи //Воспитание школьников. - 1994. - №4. - С.9-12.

[11] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. – СПб.: НОРМА, 2000.