Содержание



Введение……………………………………………………………………………..3


1. Становление и развитие идеи правового государства………………………….4

2. Основные характеристики правового государства……………………………..5

3. Признаки правового государства………………………………………………...7

4. Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России……………………………………………………………………..8

5. Верховенство закона. Верховенство закона в Российской Федерации………..9


Заключение………………………………………………………………………...10


Список литературы……………………………………………………………….11


Введение

Цель данной работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так как Конституция – главный нормативный акт государства, то каждый гражданин России должен знать, что значат понятия, изложенные в ней.

В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.


1. Становление и развитие идеи правового государства

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей. 1 В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.

В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

2. Основные характеристики правового государства.

Определение и основы правового государства:

Определений правового государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. 1

Рассмотрим основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.


Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие.

Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. 1

3. Признаки правового государства

Признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем. 1

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Связанность с законом самого государства и его органов.

4. Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.

5. Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.

6. Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

7. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; установление парламентской системы управления государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций.

4. Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. 1

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

5. Верховенство закона. Верховенство закона в Российской Федерации

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. 1

Заключение

Таковы основные характеристики правового государства.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности.

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

Список литературы:


1. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. – М, 1995 г.


2. Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология. – М.: 1999 г.


3. Мальцев В. А. Основы политологии. – М., 1998 г.


4. Политология. Учебное пособие / Сост. И отв. ред. А. А. Радугин. – М., 1997 г.


5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.


6. Чиркин В. Е. Государствоведение. – М., 1999 г.

Задание 1. Кроссворд

По горизонтали: 1. Французский идеолог и философ 18 века. – Фурье. 2 Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - консерватизм. 4. Политическая дисциплина (раздел политической науки) - парламентаризм. 5. Неотъемлемый институт государства - право. 7. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - шовинизм. 9. Орган государственной власти - парламент. 11. Способ взаимодействия субъектов политики - конформизм. 12. Государственная организация -орган. 13. Социальная общность - классы. 14. Символ государственной власти - трон. 15. Тип отношения к отдельным народам или группам населения - экстремизм. 16. Тип руководителя государства - лидер. 17. Направление политической мысли и одна из форм государства - авторитаризм. 19. Государство в Восточной Африке - Кения. 20. Несостоятельный политик - политикан. 21. Страна в Восточной Азии - Корея. 25. Тип политического поведения - партии. 27. Психологическое состояние субъекта политики - эмоции. 29. Орган государственной власти - суд. 31. Характерная особенность одного из типов политических субъектов - политик. 32. Понятие политологии, характеризующее политическую систему - режим. 34. Один из основоположников политической науки - Пудуанский. 39. Тип политического поведения - подход. 40. Философ 20 века – Берк. 41. Человек, который решает политические проблемы крайне радикальным способом - радикал. 43. Мотив осознанной политической деятельности и элемент политической культуры - воля. 45. Должностное лицо - чин. 46. Тип отношений между государствами. 47. Польский политолог - Гуго. 48. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - этатизм. 49. Состояние отношений между государствами - мир. 50. Элемент политической культуры - поведение. 51. Часть целого - один.

По вертикали: 1. Политический режим - фашистский. 3. Форма государственного правления - консерватизм. 4. Философ 19 века - Бентам. 5. Человек, который оказывает сопротивление оккупантам - партизан. 6. Сочинение одного из основоположников социализма - утопия. 8. Инструмент политического исследования - анкета. 9. Субъект политики - политик. 10. Ученый, который считал необходимым исследовать власть социологическими и юридическими методами - Еллинек. 11. Философ 18 века - Оуэн. 15. Философ 17 века - Гоббс. 18. Направление политической мысли и способ политического поведения, согласно которому «цель оправдывает средства» - модернизация. 21. Государственное устройство - конфедерация. 22. Способ принятия политических решений - референдум. 23. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения. 24. Направление политической мысли и тип общественно-политического движения - социализм. 26. Способ решения политических проблем - компенсация. 28. Ученый, который одним из первых исследовал политическую систему США - Мэдисон. 30. Тип субъекта политики - либерал. 33. Граждане, которые участвуют в формировании государственной власти - избиратели. 35. Способ решения политических проблем - урегулирование. 36. Способ решения политических проблем - война. 37. Процедура, которую может применить парламент в отношении глав государства - импичмент. 38. Передовая часть общества - элита. 39. Тип политической деятельности - подход. 42. Представитель политической мысли 19 века – Бентам. 44. Представитель политической мысли 18 века - Фурье.


Задание 2.

1. Назовите формы государственного правления:

парламентарная;

президентская;

полупрезидентская;

суперпрезидентская;

военно-политическая;

псевдопарламентарная;

монархическая.

2. Назовите государственного устройства:

унитарное;

федеративное;

конфедеративное.

3. Назовите основные современные направления определения власти:

телеологическое;

бихевиористское;

инструменталистское;

структуралистское;

конфликтное.

4. Назовите основные направления политической мысли XVIII-XX вв.:

либерализм;

консерватизм;

социализм;

фашизм.

5. Назовите основные функции политического лидера:

диагностическая;

предписывающая;

мобилизующая.

6. Назовите основные типы современных парламентов:

абсолютно доминирующие;

ограниченно доминирующие;

автономные;

ограниченно зависимые;

абсолютно зависимые.

7. Назовите основные типы политической культуры, предложенные

Г. Алмондом и С. Вербой:

патриархальная;

подданическая;

активистская.

8. Назовите основные элементы политической культуры:

знания;

оценки;

нормы.

9. Назовите основные типы современных правительств:

абсолютно парламентарное;

ограниченно парламентарное;

полупарламентарное;

ограниченно внепарламентарное;

абсолютно внепарламентарное;

псевдопарламентарное;

однопартийное;

многопартийное;

беспартийное.

Задание 3.

1 – г; 

2 – в; 

3 – г; 

4 – в; 

5 – з; 

6 – е; 

7 – к; 

8 – д; 

9 – а; 

10 – в; 

11 – а; 

12 – б;

13 – а;

14 – б;

15 – б;

16 – в;

17 – д;

18 – е;

19 – в;

20 – б;

21 – а.


1 Мальцев В. А. Основы политологии. – М., 1998 г., С. 251 – 263.

1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г. С. 72 – 78.

1 Чиркин В. Е. Государствоведение. – М., 1999 г. С. 231 – 247.

1 Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. – М, 1995 г. С. 181 – 193.

1 Политология. Учебное пособие / Сост. И отв. ред. А. А. Радугин. – М., 1997 г. С. 51 – 57.

1 Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология. – М.: 1999 г. С. 245 – 251.