Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
по философии на тему:
Историческое развитие социальной философии.
(Вариант № 2)
Преподаватель: Зельников Юрий Иванович
Работа выполнена Беркутовой Людмилой Константиновной
Студенткой 2 курса
Учетно-статистического факультета
Личное дело № 07УББ01730
Группа вечерняя
Калуга – 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….....3
Позитивистская социальная философия О. Конта…………………….……….….......4
Суть органической теории общества Г. Спенсера………………………………….….8
Роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности……...……………………………...……………………...……………...11
Заключение………………………………………..…………………………………….12
Список используемой литературы…………………………………..……………...…13
Введение.
Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений о существовании и развитии общества ведет свое начало с 20 – 40-х годов XIX в.
В то время ее обширная проблематика была представлена в работах французского философа Огюста Конта, а в дальнейшем его последователей – Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма и др.
Позитивистская социальная философия О. Конта.
Огюст Конт (1798 – 1857) ввел в науку термин «социология», образованный из сочетания латинского слова «societas» (общество) и греческого «logos» (учение), что означает учение об обществе. Именно его называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией. Это вполне отвечает современному состоянию данной науки, ибо в своем учении Конт ставил и решал те общетеоретические и методологические проблемы, которые составляют ныне содержание именно социальной философии.
О. Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые многими мыслителями до него рассматривались как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной или иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет само общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Лессинг, Гердер, Вольтер, Руссо и др.
Иная точка зрения, которую проповедовали, например, французские мыслители XVIII в. Гольбах и Гельвеций, заключается в том, что человек есть продукт социальных обстоятельств. Они убедительно показали роль социальной среды в формировании личностей, писали, что не только навыки к той или иной деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество, если не во всем, то во многом формирует личность по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить общество, присущие ему социальные и политические институты, систему образования и воспитания. Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические, правовые и другие институты.
Такой подход к весьма актуальной не только в XVIII, но и в XIX в. проблеме взаимодействия личности и общества поддерживал и развивал О. Конт. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Именно он предложил рассматривать общество как систему. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминание о которых часто встречается в его работах. Он ввел в социологию понятие «социальная статика» для истолкования структуры общества, взаимосвязей его различных сторон и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал систему понятий социальной философии, с помощью которой выразил свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому посвящены многие его работы, среди которых особое место занимают «Курс позитивной философии» в шести томах и «Система позитивной политики» в четырех томах.
О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображении или догадках, писал он, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных и поныне направлений философии.
Центральными проблемами позитивистской философии О. Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти проблемы, он сформулировал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей, их общественное сознание и, в конечном счете, человеческая история прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой из этих стадий – теологической – доминирует религиозное мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни. На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. Однако в силу слабого развития знаний людей об окружающем их мире эти понятия довольно-таки абстрактны. Метафизический метод мышления, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не позволял понять более конкретно сущность многих явлений и не мог окончательно избавить сознание от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. Теологический (религиозно-мифологический) и абстрактно метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов, - «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. В этом О. Конт видел практическое назначение позитивной философии и социологии (социальной философии). Делается вывод: «истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов».
Позитивизмом ставилась и решалась проблема прогрессивного развития общества под влиянием биологических и «астрономических» (космических) законов. Конт писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Однако основное влияние на развитие общества оказывает, по его мнению, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества – таков подход основоположника позитивистской философии О. Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции человечества.
В своем учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда. Особенное значение он придавал политической деятельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики». Решая проблему социального прогресса, Конт писал: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения». При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.
Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижении его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Гармония в обществе, по Конту, ест гармония «между целым и частями социальной системы», а также между самими частями, в качестве которых выступают духовная, политическая, экономическая, биологическая и другие стороны жизни общества. Гармония в обществе, - подчеркивал он, - это, прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Значение политической власти и достоинство политиков, писал он, состоит в мудром согласовании интересов социальных субъектов. Гармония в обществе достигается, в частности тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы идеи – с другой, гармонируют между собой».
В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека. По его мнению, социальной гармонии и стабильности можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества, согласования интересов всех социальных слоев и личностей с интересами общества.
Суть органической теории общества Г. Спенсера.
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Основное сочинение Г. Спенсера «Система синтетической философии», в котором он глубоко и подробно изложил свои взгляды на проблемы развития природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в своем труде «Основные начала». Спенсер – основатель органической школы в социологии.
Его воззрения на развитие общества носили в полном смысле философский характер и касались фундаментальных проблем взаимодействия социальных явлений и их эволюции, которые ныне изучает социальная философия. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении под названием «Научные, политические и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается в решении основополагающей и актуальной по сей день проблемы взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии общества. Г. Спенсер рассматривал общество как единую систему природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль любого субъекта. Особое значение он придавал деятельности государства и церкви.
В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподоблялось им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и политических партий. Торговля в обществе сравнивалась с кровообращением в живом организме. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнедеятельности общества, сравнивались с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, - писал Г. Спенсер, - мы находим, что эти крупные аналоги влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать».
Представляет интерес решение Г. Спенсером проблемы эволюции, в том числе социальной. В эволюции он видел следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределенного к определенному (возрастание порядка). «Что такое социальная эволюция?» - ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том смысле, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Он показал объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей.
С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал: «Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий действиями корпоративных органов». В то же время он подчеркивал, что общество должно служить инвалидам, а не поглощать их. Он обращал внимание на то, что в ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, они «возрастают, в разнообразии, в определенности и сложности».
Так же, как и О. Конт, Г. Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывались ими как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Со временем Конта и Спенсера проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе постоянно решаются в западной социальной философии.
Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упорядок, - писал он. Этот процесс совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распад общества, по Спенсеру, начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армии, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов». Движению масс мешают отдельные личности, прежде всего из числа политиков. При распаде общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений и возрастание движений дезинтегрированных, центробежных». Растет беспорядок, правительство часто демонстрирует неумелые и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом.
Роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности.
Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности с одной стороны, и распада общества как следствия социальной напряженности и конфликта - с другой. Предмет его анализа — структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно-функционального анализа, представителями которого являются американские социологи Т. Парсонс (1902—1979) и Р. Мертон (р. 1910). Главное внимание уделяется проблеме стабильности социальной системы, ее «нормальному» функционированию, изучению условий, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций. Как видно, современный позитивизм решает весьма актуальные проблемы существования и развития общества.
Заключение.
Как видно, проблемы, которые решались в социальной философии О. Конта, весьма актуальны и в настоящее время. Не утратила своего значения и методология решения этих проблем. Речь идет, прежде всего, о подходе к обществу как к целостной социальной системе, а также о методологическом значении его положений о закономерном и прогрессивном развитии общества, роли в этом общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры.
Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильности, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных субъектов. Эти и другие положения социальной философии Конта помогают глубже осмыслить современные проблемы развития общества. Именно в силу актуальности проблем, поставленных Контом, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.
Также стоит оценить актуальность высказываний Г. Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада общества нарисована им масштабно, всесторонне, убедительно и дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе.
Список используемой литературы.
1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов/Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.
4. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов Н/Д.: «Феникс», 2003.
5. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2 тт., т. 1. – СПб., 1898.
6. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.
24.02.2009 г. __________________/Беркутова Л.К./