Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы исследования гомофобии и гомосексуализма. 8
1.1. Гомосексуализм и гомофобия как предмет изучения психологии. 9
1.2. Теории возникновения гомосексуализма. 12
1.3. Гомофобия. 19
1.4. История и религия. 24
1.4. Проблемы социальной адаптации гомосексуалистов. 27
1.5. Социальные стереотипы восприятия гомосексуалистов. 29
1.6. Возрастные аспекты гомосексуализма. 31
1.7. Стадии формирования гомогендерной идентификации. 33
1.8. Социальные проявления гомофобии. 39
1.9. Выводы.. 40
Список литературы.. 43
Глава II. Социально-психологический портрет и проблемы социальной адаптации гомосексуала в г. Новосибирск
2.1. Ценностные ориентации гомосексуалистов
2.2. Психологический портрет людей гомосексуальной ориентации
2.3. Отношение общества к гомосексуалам и проблемы их адаптации
Глава III. Практическая значимость и рекомендации исследования социально-психологического портрета и социальной адаптации гомосексуалов в г. Новосибирск
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема гомосексуальности с самых ранних времён находится в фокусе внимания исследователей и имеет комплексный, межотраслевой характер, находясь на пересечении проблемных полей психологии, антропологии, биологии, медицины, криминологии, культурологии, социологии.
Исследования различных аспектов гомосексуальности неоднократно проводились во многих демократических и заботящихся о правах человека странах, но в России тема сексуальности долгое время относилась к числу табуированных тем. Частная жизнь человека как сторона научных изысканий долгое время оказывалась вне внимания российских учёных. При описании общественных явлений основной акцент делался на анализ экономических, внешне- и внутриполитических, реже - культурных факторов. В то время как социально-психологическая мотивация поведения социальных групп и отдельных индивидов оказывалась за рамками научного изучения. Меньшее внимание уделялось эмоциональной и эмоционально-сексуальной подоплёке поступков или моделей поведения. Причины такой ситуации, вероятно, различны; главная - прочный общественный запрет, практически одинаково сильный и в дореволюционной, и в советской России: говорить, писать, а тем более исследовать сексуальную проблематику считалось крайне неприличным. И хотя медицинская и судебно-криминологическая наука разрабатывала различные вопросы гомосексуальности, в целом публикации характеризуются явной гомофобией: "гомосексуализм - болезнь" или "гомосексуализм - общественное зло", из чего следует, что с ним следует бороться.
Корни официального преследования гомосексуалов в России лежат в систематическом уничтожении советскими законодателями самого понятия личной жизни. Становление сложных форм социально-бытовой жизни - того, что Норберт Элиас называл "процессом цивилизации" - было всегда тесно связано в России с эволюцией государственной власти. Нормы поведения, правила приличия обычно внедрялись и контролировались сверху. Из века в век русское государство устанавливало чёткие нормы индивидуального поведения, контролируя их соблюдение с помощью административно-правовых действий. Этот вывод относится и к сфере сексуальных нормативов и запретов. Однако, если страна выбрала европейские ориентиры развития, рано или поздно придётся пересмотреть отношение к данной проблеме.
За последнее десятилетие в России произошли и продолжают происходить позитивные перемены в отношении сексменьшинств, и этот процесс набирает силу во всём мире. С середины 80-х годов тема гомосексуальности постепенно стала раскрываться для изучения и обсуждения в обществе, но и в настоящее время информация часто обрывочна и не всегда объективна, научной литературы очень мало, едва ли не единственным доступным источником, отражающим взгляды современной отечественной науки, являются работы московского сексолога И. С. Кона. В целом интерес психологов к проблематике гомосексуальности продолжает возрастать, о чём свидетельствует появление большого количества русскоязычных публикаций, в том числе и в сети Internet.
Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к так называемым сексменьшинствам. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации и интеграции индивида является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах. Очевидна проблема стигматизации, выражающейся в разных формах и проявлениях, но всегда означающей угнетение и дискриминацию. Известно, что неустроенность, неустойчивость существования человека, пространственная сегрегация, стигматизация и нетипичность неизбежно сопровождается маргинальностью, социопатологией, разрушением духовных ценностей цивилизации. Такое положение осложняет межгрупповые отношения и накладывает отпечаток на психику и самосознание существующего меньшинства, порождая пониженное самоуважение, неврозы и ряд черт, которые американский социолог Эрвинг Гофман (E. Goffman, 1963) называет "испорченной идентичностью".
Современная наука часто обращается к изучению различных аспектов сексуальности человека, гендерных проблем. Анализируется особенности гендерного восприятия (В. С. Агеев, 1987, 1990; В. А. Лабунская, М. В. Буракова, 1988; Т. И. Юферева, 1987), половая идентичность и полоролевое поведение (Д. Д. Исаев, 1992, 1994; В. Е. Каган, 1991; И. С. Кон, 1984, 1988, 1989; Е. Г. Соколова, 1989; О. К. Труфанова, 1996), изучаются механизмы полоролевой социализации и стереотипизации ( В. С. Агеев, 1987, 1990; И.С. Кон, 1988, 1997, 1998; Т. А. Репина, 1987), обсуждаются причины сексуальной моралепатии (В. В. Нагаев, 1990, 1996).
Однако в отечественной науке практически отсутствуют работы, в которых в качестве субъектов социального действия, взаимодействия и поведения изучались бы представители групп "сексменьшинств". Данное обстоятельство противоречит общепризнанным научным положениям о том, что характеристики общения и поведения являются основными показателями социальной и гендерной идентичности. В культурологии, социальной психологии, социологии, в гендерных науках имеются многочисленные данные, указывающие на то, что чётким критерием различения многих видов социальной гендерной, сексуальной идентичности выступает комплекс социальных и психологических характеристик общения и поведения в межличностном взаимодействии; в то же время наблюдается отсутствие единства в тематике работ, методологическом обеспечении исследований и интерпретации факторов. Такая ситуация может быть объяснена тем, что мало разработана названная проблема и её методологический аспект, и это сдерживает её дальнейшую разработку. Но в работах российских учёных половое поведение не представлено в качестве разновидности социального поведения, гендерные и сексуальные идентичности не анализируются с позиций сравнения особенностей социального взаимодействия лиц, относящих себя к разным социальным группам на основе сексуальных предпочтений. В настоящее время целесообразным представляется изучение психологических аспектов гомосексуальности, поведения людей с особой сексуальной идентичностью.
Актуальность подобных исследований связана с процессами раскрепощения сферы сексуального самовыражения современной личности в европейском социокультурном пространстве, с борьбой геев и лесбиянок за социальное признание, облегчение социальной адаптации, строительстве открытого толерантного общества. Особенно это актуально в нашей стране, не отличающейся либеральным и терпимым отношением к этой социальной группе.
Используемые в системе воспитания и образования модели сексуального поведения не учитывают того, что гомосексуальная идентичность требует особых нормативно-ценностных образов, учитывающих особенности однополых отношений, а прямой перенос гетеросексуальных моделей жизни для них не подходит. Понимание того, что общество делится не только на мужчин и женщин, но и сами мужчины и женщины представляют разнородные группы, может помочь разрешению многих сложных социально-психологических проблем.
Актуальность всестороннего анализа гомосексуальности определяется необходимостью систематизации, переосмысления опыта смежных наук. В связи с этим необходимость психологического анализа гомосексуальности представляется естественной в аспекте развития гендерной психологии.
В представленном дипломе методом обзора литературы произведён анализ социально-психологического контекста гомосексуальности и гомофобии в современном российском обществе. В основе этой работы лежит анализ неразрывной связи явления гомосексуализма с другим, не менее сложным явлением – гомофобией, делается попытка подробно раскрыть понятия гомосексуализма и гомофобии.
В работе исследовался как сам феномен гомофобии, так и его первопричины и возможные механизмы возникновения гомофобного отношения к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.
В основу исследования были положены следующие задачи:
- социально – психологические условия возникновения гомофобии;
- условия актуализации гомофобии;
- социально – психологические условия снижения гомофобии.
Для четкого и структурированного исследования был использован ряд методов, таких как:
- теоретический анализ литературы с углублением в научно – публицистическую, сексуальную, психологическую и социологическую литературу, а так же анализ интернет – источников;
- контент – анализ личных, публицистических текстов и бесед;
- интервью, статистический анализ на основе интервью;
- тестирование.
Цель работы: выявление специфики оказания психологической помощи гомосексуалистам.
Объект исследования: люди нетрадиционной сексуальной ориентации, относящиеся к гомосексуалистам.
Предмет исследования: явление гомофобии, как одно из затрудняющих социальную адаптацию гомосексуалистов.
Гипотеза:
1. Гомофобия является основным фактором, влияющим на затрудненную социальную адаптацию гомосексуалов.
2. Гомосексуальность, по существу, не подразумевает ослабления в суждениях, стабильности, надежности, общей социальной или деловой активности, т.е. гомосексуалисты – такие же члены общества, ценности которых, социальная и деловая активность не отличается от остальных.
Глава I. Теоретические основы исследования гомофобии и гомосексуализма
На протяжении истории человечества гомосексуальность встречалась во все века и во всех известных культурах. Отношение к гомосексуалам значительно варьировало в разные времена - от полного принятия и институализации в качестве идеальной формы отношений (классическая Греция, древний Рим) до попыток тотального искоренения (позднее средневековье в Европе, в некоторых странах Азии и Африки в наши дни).
Несмотря на чудовищные попытки избавить общество от гомосексуалов (например, нацисты в Германии отправили в газовые камеры четверть миллиона геев), относительное число гомосексуальных людей во всей популяции заметно не изменилось. Возможно, лишь один аспект можно изменить - готовность гомосексуалов быть более честными по поводу своей сексуальности. Это станет возможным в том случае, если законы станут более либеральными, как это уже произошло во многих, особенно, в более развитых, странах.
Что касается России, в данный момент количество людей, относящихся к так называемым «сексуальным меньшинствам», значительно возросло. Эти вопросы получают все большую огласку в период последнего десятилетия. Данное явление связано с все большим проникновением гомосексуализма в культуру нашей страны и сознание граждан. Раньше об этом не говорили так открыто, как это делается сейчас, и поэтому об этом явлении было известно намного меньше. В связи с этим люди не могли сформировать личное мнение. Им навязывалось мнение государства, которое вообще отрицало факт существования гомосексуальных меньшинств.
1.1. Гомосексуализм и гомофобия как предмет изучения психологии
Ни для кого не секрет, что человек по своей природе может испытывать, и часто испытывает некоторую симпатию, притяжение к другим людям. Притяжение это может иметь самую разную окраску и разный оттенок. Это может быть все что угодно - от желания общаться, быть вместе, работать вместе до сексуального влечения и даже любви. Эти виды притяжения не имеют между собой очень жестких границ и могут переходить одно в другое.
Людей могут привлекать как представители противоположного, так и своего пола. Если рассматривать вопрос в плоскости сексуальных отношений, то здесь закрепились такие термины: конкретный выбор в пользу партнера того или иного пола в конкретной ситуации называют "сексуальным предпочтением". Закрепившееся, постоянное предпочтение именуют "сексуальной ориентацией".
Одним из общественных стереотипов, укрепившихся в современном обществе, и особенно в России является убеждение в том, что сексуальное и чувственное притяжение, а также любовь могут и должны происходить только между лицами различного пола. Это один из так называемых "социокультурных стандартов сексуального поведения".
Но всегда были, есть и будут люди, которых вопреки этим "стандартам" влечет к лицам своего пола. Для них такое влечение также естественно и органично, как для "обычных" людей - влечение к противоположному полу. Это может быть влечение мужчины к мужчине, а также влечение женщины к женщине. Также есть и "промежуточные стадии", когда человека влечет одновременно и к мужчинам и к женщинам.
Первое получило название - "гомосексуализм", а его представителей называют "гомосексуалистами", "геями" или "голубыми". Вторых называют "лесбиянками", а само явление "лесбийской любовью". Представителей "промежуточного варианта", называют "бисексуалы". Ну и, наконец, людей, которых влечет к лицам противоположного пола, называют "гетеросексуалами". Однако среди геев за ними закрепилось название "натуралы".
Хотя, как сказано выше, спектр разнообразных видов влечения человека к человеку очень широк, обычно общество подразумевает под гомосексуальностью именно сексуальное, половое влечение, стремление мужчины совершить интимный акт с мужчиной. Однако, гомосексуальное притяжение может быть чисто эмоциональным, чувственным и не включать в себя обязательно интимные отношения. Во всем остальном геи ничем не отличаются от "нормальных" людей - это полноценные члены общества, ничем другим из него не выделяющиеся.
Существует несколько пониманий термина «гомосексуализм» в работах отечественных и зарубежных исследований.
Слово гомосексуал ввел в обращение в 1869 году австро-венгерский писатель и переводчик Карл Мария Бенкерт фон Кертбени. В английский язык оно введено Хэвлоком Эллисом, который в 1890-х годах исследовал человеческую сексуальность. Это существительное, описывающее физическое и эмоциональное влечение к людям своего пола, происходит от греческого слова homoios - такой же, а не от латинского слова homo - человек, мужчина и от латинского слова (sexus - пол). Возможно, исходя из последнего предположения, существует тенденция использовать слово "гомосексуал" только тогда, когда имеют в виду мужчин.
В течение многих веков гомосексуализм рассматривался как половое извращение, не являясь при этом предметом медицинского исследования. В первой половине XIX века начинает распространяться отношение к гомосексуализму не как к форме полового пресыщения, а как к патологическому явлению.
Поставив вопрос о причинах гомосексуализма, медицинское знание отвечает на него, исходя из семи позиций. Первая, генетическая, согласно которой гомосексуализм - это наследственная патология; вторая, неврогенная, связывающая гомосексуализм с церебральными поражениями. С точки зрения эндокринного подхода, в основе гомосексуализма лежат эндокринные нарушения (например, опухоли коры надпочечников). Нейроэндокринная и внутриутробная модель объяснения выходит на уровень изменений гормональных процессов у формирующегося плода. Шестой, психоаналитический подход, объясняет гомосексуализм как следствие ранней фиксации на матери. Патологичность или инверсивность гомосексуализма у Фрейда не вызывала сомнения (ссылка на источник).
П.Б.Ганнушкин в 1933 году писал: "Совершенно несомненно, что как правило у большинства людей до наступления половой зрелости половое влечение отличается большой неустойчивостью, особенно в отношении цели и объекта влечения. Параллельно с этим элементы нормального полового чувства постепенно атрофируются и замирают".
Практически все исследователи различают два вида гомосексуализма - активный (врожденный, "истинный") и пассивный (приобретенный, "средовой" или "культоральный"). Активный гомосексуализм составляет "стержневую группу", представленную от 1% до 4% у мужчин, и от 1% до 3% у женщин, которая воспроизводится с биологической необходимостью и является антропологической особенностью любой культуры, включая и древние. Степень же распространения гомосексуализма, т.е. рост показателей "приобретенных" гомосексуальных отклонений, напрямую зависит от культурных влияний, к которым относятся позитивные либеральные установки общества, "мода", негативизм по отношению к традиционной морали.
Формой оправдания гомосексуализма для многих исследователей является идеализация языческой сексуальности. Например, доктор Д.Д.Исаев констатирует наличие гомосексуальных связей у античных богов - между Зевсом и Ганимедом, Апполоном и Гиацинтом, Ахиллесом и Петроклом, Гераклом и Хиласом. Ставится родственный диагноз Зенону, Сократу, Платону, Александру Македонскому и др. Понятие "эрос" истолковывается как "символ... гомосексуальных союзов". Подобные изыскания не новы. И уже в 1909 году Г.Миллер в своем фундаментальном исследовании "Половая жизнь человечества" (СПб., 1909) изобличает подобные трактовки, как некорректные интерпретации заинтересованных лиц. Наиболее убедительными в этом отношении являются следующие суждения Платона в "Законах": "Из-за влечения женщин к женщинам и мужчин к мужчинам проистекают несметные беды как для отдельных людей, так и для государства... Подобные отношения нечестивы, богопротивны и... позорнее всего позорного... Кто же из людей решится все это возвести в закон?". Отказ от уголовной наказуемости за мужеложество в современном законодательстве в значительной степени обусловлен мотивом "терпимости и гуманизма" по отношению к больным людям. Например, доктор И.М.Деревянко полагает: "Гомосексуализм - это клиническое проявление аномалий". При этом сам доктор приводит такую статистику: 60% от общего числа гомосексуалистов не ощущают себя больными, довольны своей гомосексуальной ориентацией и чувствуют себя весьма комфортно. И лишь 25% страдают, ощущают свою неполноценность и хотят излечиться, причем ощущение их неполноценности для многих специалистов обусловлено конфликтом с традиционной моралью.
Мы в своей работе будем придерживаться следующего понимания.
Гомосексуализм (от греческого "гомо" – такой же + лат. sexsus – пол; синоним – гомоэротизм, гомофилия, сексуальная инверсия, эквисексуализм), сексуальное отклонение, характеризующееся сексуальным влечением (либидо) к лицам своего пола. С середины прошлого века термин "гомосексуализм" употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только полового влечения) между лицами одного пола.
1.2. Теории возникновения гомосексуализма
Есть несколько теорий возникновения гомосексуализма: эндемическая теория Бартона, психоаналитическая Фрейда, генетическая, неврогенная, нейроэндокринная Дернера, эндокринная, условно - рефлекторная и др. На Западе широко распространена теория Хукер, согласно которой люди рождаются сексуально индифферентными и имеют скорее общую сексуальную предрасположенность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочтения. В дальнейшем же сексуальный опыт определяет выбор сексуального объекта.
Биологические теории
В 1952г. Каллман опубликовал данные, подтверждающие генетическую природу сексуальности. Он изучал группы однояйцевых близнецов, один из которых был гомосексуалистом. Суть рассуждений Каллмана сводилась к следующему: поскольку близнецы как до, так и после рождения находятся в совершенно одинаковых условиях, роль генетического фактора в гомосексуальности должна проявляться в том, что случаи, когда оба однояйцевых близнеца гогомосексуалы, должна встречатся гораздо чаще, чем случаи, когда они имеют различную ориентацию. Среди двуяйцевых близнецов частота соответствия должна быть ниже, т.к.они имеют разный набор генов. По данным Каллмана, однояйцевые близнецы демонстрируют по признаку мужской сексуальности 100% соответствия, для двуяйцевых близнецов этот показатель значительно ниже и составляет 12%. Дальнейшие исследования не подтвердили результаты Каллмана, в настоящее время генетическая теория гомосексуальности не столь популярна.
Более сложны по замыслу исследования, проведенные Хаммером (Hammer) и его коллегами. Они показали, что ген, с которым связана сексуальная ориентация, находится на участке q28 женской X-хромосомы (Xq28). Так как этот признак строго закреплен за определённой хромосомой, как говорят генетики "сцеплен с полом", вероятность того, что два сына получат от матери один и тот же Xq28 равна 50%.
В эксперименте Хаммера принимали участие 40 пар близнецов - геев. Но вместо ожидаемых 20 пар, от матери этот участок хромосомы получили 33 пары. Логично предположить, что все 66 мужчин из этих 33 пар обладают одинаковым Xq28. Однако, опыты показали, что аналогичные по строению участки хромосомы имеют только братья в каждой конкретной паре, которые не похожи на Xq28 других пар близнецов.
Подобные факты наводят на мысль, что специфического "гена гомосексуальности", который был бы присущ всей человеческой популяции, нет. На деле существует лишь участок, который встречается у ограниченного числа гомосексуалистов.
Даже если попытаться объяснить гомосексуальность таким способом, то всё равно необходимо разработать, или хотя бы предположить, несколько моделей, демонстрирующих, как гены влияют на её формирование. Распространение получили три подобных модели, которые так и остались на данный момент теоретическими, не получив должного научного обоснования. Вкратце охарактеризую каждую из них.
1. "Модель предписывающего действия" - гены и, возможно, другие биологические факторы воздействуют на сексуальную ориентацию на уровне связей между нейронами, закрепляя в них опыт поведения человека. В этом случае генетические факторы не ограничивают период времени, в течение которого опыт может повлиять на сексуальную ориентацию человека.
2. "Модель косвенного действия" - генетический код влияет на черты темперамента личности, от которых, в свою очередь, зависит то, как человек будет вести себя по отношению к окружающим его людям и как будет формировать и изменять свой личный опыт. С точки зрения такой модели, в одних социально-психологических условиях определенный вид генов (или их совокупность) может способствовать формированию гомосексуальности, в других - гетеросексуальности, а в третьих условиях вовсе не будет воздействовать на процесс формирования сексуальной ориентации.
3. "Модель прямого действия" - именно её придерживается большинство учёных. Согласно этой модели, гены и остальные биологические факторы влияют на структуры головного мозга (преоптическая зона коры головного мозга, гипоталамус, мозолистое тело) от которых зависит сексуальное поведение человека.
Один из вариантов "прямой модели" вызвал разговор о "генах гомосексуальности". Важно помнить, что гены сами по себе не в состоянии напрямую определять какое-либо поведение или психологические явления. Только через определенное количество промежуточных звеньев, генетический уровень влияет на поведение человека. Чтобы термин "ген гомосексуальности" обрел ясное значение, нужно предположить, что особый ген, возможно при помощи механизма регуляции уровня гормонов, находящемся в головном мозге, поддерживает желание вступать в половые отношения с лицами своего пола. Тем не менее, нет ни единого доказательства в поддержку такой простой и прямой связи между генами и сексуальной ориентацией.
Гипотеза о том, что в формировании гомосексуальности участвуют гормональные факторы высказывалась многими учеными. Существуют несколько групп данных, указывающих на это.
Во-первых, известно, что разного рода пренатальные гормональные воздествия вызывают у животных некоторых видов гомосексуальное поведение мужского или женского типа.
Во-вторых, предварительные исследования женщин с андрогенитальным синдромом показали, что такие женщины более склонны к развитию гомосексуальной ориентации.
В-третьих, при сравнении уровня половых гормонов у взрослых гомо и гетеросексуалов было обнаружено, что для мужчин с гомосексуальной ориентацией характерно либо более низкое содержание тестостерона, либо более высокое содержание эстрогена; в одной работе был выявлен более высокий уровень тестостерона в крови лесбиянок по сравнению с гетеросексуальными женщинами. Но последующими исследованиями эти результаты не подтвердились.
Аргументы в пользу природы гомосексуализма, приведенные выше, вызывают серьезную критику у многих исследователей и в какой-то мере опровергаются имеющимися данными. Например, введение взрослым гомосексуалам половых гормонов никак не влияет на их сексуальную ориентацию. Многие, кто всецело разделяет концепцию гормонального происхождения гомосексуальности, не считают, что здесь существует какая-то простая причинно-следственная связь. Скорее рассматривается возможность влияния на развитие головного мозга в направлении, предрасполагающем индивидуума к тем или иным типам сексуального поведения в зрелом возрасте.
Психологические теории
Концепция Фрейда. Фрейд полагал, что гомосексуальность представляет собой результат врожденной предрасположенности всех людей к бисексуальности. В обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути. Однако в некоторых случаях, например при неправильном разрешении эдипова комплекса, нормальное развитие может остаться на «незрелой» стадии, что в конечном итоге приведет к гомосексуальности. Кроме того, поскольку, по мнению Фрейда, у всех людей имеется срытая склонность к гомосексуальности, при определенных обстоятельствах гомосексуальное поведение может впервые появиться и в зрелом возрасте.
Модель Бивера. Поскольку Фрейд высказывал мнение, что неправильное отношение между родителями и детьми могут привести к гомосексуальности, психоаналитик И. Бивер и его коллеги изучили семейную жизнь своих пациентов, из которых 106 были гомосексуалами, а 100-гетеросексуалами. Оказалось, что у многих гомосексуалов были чрезмерно властные матери и слабовольные отцы; у гетеросексуалов подобное соотношение встречалось редко. Бивер высказал мнение, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола.
Дальнейшие исследования этой кажущейся «причины» мужской гомосексуальности привели к разноречивым результатам. По данным Бене, у мужчин - гомосексуалов были относительно менее близкие отношения со своими отцами, чем у гетеросексуалов; они чаще отзывались о своих отцах как о «пустых людях», «неудачниках»; однако никаких жалоб на чрезмерную властность матерей не было. В отличии от этого Гринблат сообщает, что по его данным отцы гомосексуалов - мужчины хорошие, добрые и заботливые люди, а матери не отличаются ни чрезмерной заботливостью, ни властностью. Зигельман указывает на отсутствие каких-либо существенных различий между группами психологически хорошо адаптированных гетеросексуалов в смысле отношений их в семьях.
В своем обзоре, посвященном этой теме, Мармор (1980г) пишет так: «гомосексуалы встречаются и в семьях, где матери очень неприветливы и неласковы, а отцы очень близки к детям; и в семьях, где отношения со старшими братьями были «двойственными», и в семьях, в которых мать или отец постоянно отсутствовали, и в семьях, где идеализировали отцов, а матери отводилась роль прислуги. Тем неменее, несмотря на высокую вероятность для мальчиков из неблагополучных семей стать гомосексуалами, это случается далеко не со всеми.
Продолжая подобного рода исследования, Вольф (1971г.) пришла к выводу, что для изученных ею 100 лесбиянок наиболее типичны отвергающая ребенка или равнодушная к нему мать и отстраненный или постоянно отсутствующий отец. Она была убеждена, что лесбиянками становятся девочки, которым матери уделяют недостаточно внимания и любви, вынуждая их искать все это у других женщин; а отсутствие близости с отцом лишает этих девочек возможности научиться общению с мужчинами. К этим наблюдениям следует добавить, что многие геи происходят из вполне благополучных семей. Многие родители считают себя виновными в том, что их ребенок стал гомосексуалистом и мучительно ищут ответ на вопрос: «Что мы сделали не так?». Однако современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность всегда или обычно возникает в результате неправильного воспитания.
Приверженцы бихевиористских взглядов придерживались того взгляда, что гомосексуалистами люди становятся в результате научения. Ранние сексуальные опыты людей могут направить их в сторону гомосексуального поведения в результате приятных, доставляющих удовлетворение сексуальных контактов с представителями своего пола или неприятных, разочаровывающих и даже вызывающих страх гетеросексуальных опытов.
В последнее время все большее внимание привлекают дети с нетипичным для своего пола поведением (изнеженные мальчики и девочки – «сорванцы»); высказывается мнение, что из таких детей чаще всего получаются гомосексуалисты.
Теория Стормза
По его мнению, существует некая связь между ранним половым созреванием и последующим предпочтением эротической активности с представителями своего пола.
Стормз исходит из того, что раннее половое созревание наступает в возрасте примерно в 12-13 лет, когда гомосексуальное экспериментирование достаточно обычно, а сильная установка еще не приобретена. Подростки, рано достигшие половой зрелости, обладают определенным сексуальным превосходством над теми своими ровесниками, у кого процесс полового развития происходит медленнее. Понятно, что более сильное половое влечение усиливает воздействие любого сексуального опыта, доставляющего удовольствие, однако в этом возрасте гомосексуальные контакты гораздо более доступны, чем гетеросексуальные. Взаимодействие между биологическими и психологическими факторами делает весьма возможным (хотя и не абсолютным) сохранение предпочтения к гомосексуальным контактам во взрослом возрасте. Однако результаты длительного изучения подростков, рано достигших половой зрелости, не подтверждают теории Стормза.
Как видно ни одна теория не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения.
Наступил XXI век, а невежество в области секса продолжает оставаться глубоким и непоколебимым. Особенно оно проявляется в отношении к гомосексуализму. Это невежество порождает гомофобию – одно из самых уродливых явлений современности. К сожалению, Россия – все еще одна из тех стран, где отношение общества к гомосексуалистам оставляет желать лучшего. Такие общества называют гомофобными.
1.3. Гомофобия
Гомофобией называют враждебность и страх, испытываемый многими людьми к гомосексуалам.
Вообще, любая фобия, это психическое расстройство, при котором человек непроизвольно испытывает болезненный страх, вынуждающий ему избегать относительно безопасных ситуаций или объектов. Хотя причины фобий сложны и не до конца поняты, эти расстройства, вероятно, развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своём семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой и страх, связанный с угрозой реальной.
Фобия (греч. Phobos – страх, боязнь; синоним – страх навязчивый), навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов действий, поступков, ситуаций; содержанием фобий может быть любое явление обыденной жизни. Фобия элементарная – фобия, ограниченная отдельным конкретным предметом или явлением. Применительно к сексологии, например, онанофобия, контофобия…
Гомофобия – это приемущественно иррациональное, гипертрофированное чувство ненависти или неприязни по отношению (в основном) к мужчинам, которые в представлении гомофоба являются гомосексуалистами.
Фобия – психическое расстройство, при котором человек непроизвольно испытывает болезненный страх, вынуждающий его избегать относительно безопасных ситуаций или объектов.
Гомофобия - термин, предложенный в 1972 году Джорджем Вейнбергом, описывает любые иррациональные страхи в отношении гомосексуальности. Гомофобные чувства могут проявлять как гетеросексуалы, так и сами гомосексуалы (как правило закрытые).
Гомофобия - чувство враждебности и страха, которое большинство людей испытывают к гомосексуалам. Причиной жестоких избиений и даже убийств гомосексуалов крайнего выражения гомофобии - может служить стремление погасить в самом себе все проявления гомосексуальности. В нашем обществе гомофобия проявляется по-разному. Гомосексуалы подвергаются насмешкам, их оскорбляют. Для многих обывателей гомосексуалы - больные люди, причем "заразные", способные повлиять на других, втянуть их в порочную жизнь. Поэтому неудивительно, что весь остальной мир уверен в том, что гомосексуалов необходимо лечить, чтобы превратить их в гетеросексуалов. Хотя такое лечение и возможно для тех, кто желает изменить свою сексуальную ориентацию, однако оно будет неэтично и незаконно по отношению к тем, кто не желает подобных метаморфоз.
Гомофобия – это преимущественно иррациональное, гипертрофированное чувство ненависти или неприязни по отношению (в основном) к мужчинам, которые в представлении гомофоба являются гомосексуалистами.
Это определение нуждается в расшифровке. Почему "иррациональное"? Потому, что это чувство часто основывается не на фактах или здравых рассуждениях, а на чисто эмоциональном, почти подсознательном рефлексе. Почему "гипертрофированное"? Потому, что очень часто гомофобия выражается в крайностях: родители отказываются от своих голубых детей, подростки избивают своих голубых сверстников, маньяки с особой жестокостью убивают геев, ставших их жертвами.
Как известно, пол человека определяется на разных уровнях: существует пол паспортный, психологический, физический. Так вот, бывает, что имеет человек мужской паспорт, мужскую внешность, а по сути — женщина. И поведение женское, и манеры, и особенности восприятия. Или наоборот. Зигмунд Фрейд был прав, заявив, что все мы начинаем жить как бисексуалы, однако во время взросления постепенно подавляем часть наших возможностей. Сегодня очевидно, что часть психики человека, ответственная за детерминирование сексуальной ориентации, закладывается в возрасте 5-ти лет, а затем устанавливается будущая позиция на шкале между абсолютной гетеросексуальностью, с одной стороны, и абсолютной гомосексуальностью, с другой. Предполагаемые причины такой фиксации можно разделить на те, что вызываются природой человека, и те, что продуцируются персональным опытом, т.е. обучением.
Враждебность и предубеждение против геев и лесбиянок может проявляться в прямой и косвенной форме. Психологическая конверсия страха в агрессию является известным и универсальным механизмом выживания в животном мире. Иррациональный страх, лежащий в основе гомофобии, может найти свое выражение либо в прямой агрессии (физическая разрядка), либо в форме каких-либо запретов, сплетен, историй, что соответствует невербальному проявлению агрессии. Индивидуальная тревога по поводу непознанного поведения носит оборонительный характер. При встрече с нетрадиционным поведением человек не знает, как реагировать. Социальные мифы о сексуальной распущенности гомосексуалов, об их готовности соблазнять и домогаться любого человека своего пола усиливают личностную защиту и формируют своеобразное невротическое ожидание стать "жертвой" такого интереса.
Причиной гомофобии может быть и страх гетеросексуала (вернее, человека, который считает себя таковым) потерять контроль над ситуацией и поддаться "соблазнению". Агрессия позволяет выстроить жесткие персональные границы и, тем самым, избежать вероятной ситуации усиления этого страха, т.е. непосредственного эмоционального контакта с гомосексуалом.
Можно различить три разные причины гомофобии:
1. предотвращение тревоги, связанной с собственными гомосексуальными характеристиками, что является попыткой разрешить внутриличностный конфликт,
2. гомофобия используется для получения одобрения от значимых лиц,
3. гомофобия может быть частью более общей идеологии, например, религиозной группы, к которой человек принадлежит.
В исследованиях авторы выделяют следующие часто встречающиеся типы гомофобов:
1. Латентный гомосексуал. Это - человек с гомосексуальными наклонностями, который под влиянием социального окружения старается подавить в себе эти чувства и с раздражением относится к тем, кто не боится самоидентифицировать себя в качестве гомосексуала.
2. Традиционалист. Это пожилой человек, который привык к тому, что в прошлом об однополой любви никто и никогда не говорил. Такому обычно кажется, что раньше, "в хорошие, добрые времена" геев просто не существовало, а вот сейчас они откуда ни возьмись появились.
3. Старая дева. Это женщина, которая по невежеству считает, что ее проблемы с поисками мужчины частично связаны с тем, что "мужики начали друг друга любить, а на нас теперь не обращают внимания". Таким женщинам можно посоветовать внимательно посмотреть на себя в зеркало.
4. Подросток. Подростки обычно стараются самоутвердиться среди ровесников. Один из наиболее легких путей для этого - нападки на ровесников-геев.
5. Религиозный фанатик. Это человек, для которого библейские заповеди о запрете на секс между мужчинами по какой-то причине более важны, чем все другие. Обычно такой фанатик не может внятно объяснить, почему одну заповедь нужно неукоснительно соблюдать, тогда как другими можно пренебречь.
Как правило, объективной информации люди, не являющиеся гомосексуалистами, об этом явлении не получают. Их представления, как правильно отрицательного оттенка, зиждяться на тех крохах, которые они впитали из скудных, отрывочных упоминаний, сделанных, как правило, с усмешкой людьми, также не имеющими о вопросе никакого представления.
В социальной психологии отмечается, что одним из источником гомофобии является черта, особенно распространенная среди подростков, которая заключается в том, что человек боится выделиться, сделать что-то "не так, как все", высказать самостоятельное суждение или совершить нестандартное действие. Эти комплексы, к сожалению, у многих блокируют зачатки их индивидуальных особенностей, заставляют поступать как "большинство" и в целом носят регрессивный характер. А одним из таких стереотипов поведения является как раз сексуальная ориентация. Некоторые исследователи высказывают предположение, что поскольку в подростковом возрасте сексуальное влечение повышено ("подростковая гиперсексуальность"), этот вопрос приобретает особую остроту. Молодой человек часто боится реализовать естественные для него влечения, и вынужден поступать "как все", вступая в отношения с девушками/женщинами исключительно из-за "стадного чувства". Потом это может войти в привычку, а собственные гомосексуальные наклонности могут так и остаться нераскрытыми, подавленными. После это может привести к психическим срывам, а также разными искажениями полого влечения, в том числе и разным извращениями.
Поскольку гомофобия предоставляет людям определенное чувство защищенности, с ней весьма трудно бороться. Особенно это проблематично там, где мы имеем дело со скрытыми чувствами и нереализованными гомосексуальными влечениями.
Самым распространенным видом гомофобии является как бы "пассивная", "латентная" гомофобия. При этом человек не испытывает напрямую негативных чувств к гомосексуалам, но подсознательно все же неприязнь, привитая с детства, присутствует. "Пассивный" гомофоб не пойдет "бить морду голубым" или кричать на каждом углу, что "все геи - сволочи", но его отношение к геям со знаком "минус" все же проявляется постоянно - при принятии решений, формировании оценки людей. Если ему как работодателю при приеме на работу придется выбирать между гомосексуалом и гетеросексуалом - выберет второго. И если при нем будут произносить речи, оскорбляющие честь и достоинство гомосексуалов - он будет кивать головой и соглашаться.
"Пассивный" гомофоб, узнав о сексуальной ориентации своего знакомого, сам того не желая, подсознательно изменит к нему свое отношение, их отношения могут стать менее теплыми. Это люди, не выработавшие собственную оценку "вопроса" и неявно воспринявшие общий негативный фон гомофобного общества. Такие гомофобы вполне поддаются "исправлению", если до них донести правдивую информацию о гомосексуалистах и/или поместить в негомофобную среду.
"Активные" гомофобы - те, кто принял резко негативную, непримиримую позицию относительно гомосексуалов. Это люди, активно осуждающие "нестандартную" ориентацию при любом удобном случае, пишущие резкие критические статьи на эту тему. Это люди озабоченные гомофобией. Они готовы нарушать права человека, даже нарушать закон, пытаясь "насолить" гомосексуалистам. К счастью, таких немного, но вред от них все равно большой.
1.4. История и религия
Гомогендерная сексуальная ориентация и гомогендерные отношения в той или иной степени являются частью любой культуры. В некоторых странах к Геям относятся с благосклонностью и терпимостью, в иных осуждают и подвергают гонениям.
Если заглянуть в историю, ненависть к мужеложству была унаследована у евреев. Ведь библейские запреты на гомосексуальность – ни что иное, как результат иудео-христианской религиозной традиции.
Принято считать, что христианская религия с самого начала осуждала гомосексуализм, однако не все историки придерживаются такой точки зрения. В своей книге «Христианство, общественная терпимость и гомосексуальность» Джон Босуж утверждает, что на протяжении многих веков католическая Европа не проявляла враждебности к гомосексуалистам.
Главное оружие против гомосексуалистов католической церкви дали труды св. Августина и св. Фомы Аквинского: оба они писали, что любые половые акты, исключающие возможность зачатия, противоестественны и поэтому греховны. Согласившись с подобным ходом рассуждений, церковь превратилась в мощную силу, регулирующую половое поведение. Гомосексуалистов стали осуждать свои наклонности и заставляли замаливать свой грех.
Ни одна религия мира в дохристианскую эпоху не ставила себе цель бороться с сексуальными наклонностями своих последователей. Только христианская церковь, с маниакальной одержимостью вытравляла из своей паствы все мысли о сексе, довела эту борьбу до изуверств вроде сжигания на кострах женщин и мужчин гомосексуалистов.
Нетерпимость к гомосексуалам включала такие также кастрацию «голубых». Канонические своды, предписывали наказание монахинь за лейсбийские контакты, классифицируя его по степени тяжести вины.
Уже во времена правления Юстиниана (VI в) христианская церковь стала прибирать к рукам гражданское законодательство.
В дальнейшем она продолжала «совершенствовать» законы, регламентирующие сексуальную жизнь граждан. Более бесцеремонно церковь действовала, разумеется, в рамках собственной «епархии» (т.е. в вопросах церковной этике).
Негативное отношение к гомосексуалам, проистекавшее из религиозных убеждений, преобладало в западном мире до тех пор, пока в XVIII в – XIX в этой проблемой не заинтерисовались медики. Крафт-Эббинг в своей книге «Половая психология…» связывает гомосексуальность с генетическими дефектами и аномалиями нервной системы.
К началу ХХ века представление о гомосексуальности как о врождённом заболевании стало общепринятым.
В 1973 году, после долгой внутренней борьбы, Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из своего перечня психических болезней. Но до российской медицины новые идеи о гомосексуальности доходят очень медленно. В 1983 г. отечественные сексопатологи ни сколько не сомневались, что гомосексуальность является болезнью, но и старалась излечить её с помощью аутогенной тренировки.
В справочнике по сексопатологии 1990 года даётся определение гомосексуализма как «патологического влечения», возникающего в результате нейроэндокринных нарушений и также воспитания неприязненного отношения к противоположному полу.
Строжайшими запретами на однополую любовь (в основном мужскую) и гонениями на впавших в такую любовь отличались самые тиранические и кровожадные режимы. Ненависть к гомосексуалам и страх перед ними объединяли религиозных фанатиков и революционеров: тоталитарные режимы Гитлера и Сталина.
В 1993 году в Германии существовала 175 ст. уголовного кодекса, определяющая гомосексуализм как преступление. На момент прихода Гитлера к власти, однако Рейхстаг, заканчивая дебаты по отмене данной статьи. Первое, что сделал Гитлер – усилил 175 ст. Наказание за гомосексуализм могло доводиться до 10 лет принудительных работ.
До начала столетия прирост населения Германии составлял 3,6%, а в 30-х годах он упал до 1,4%. Нацисты начали компанию под лозунгом «Кака можно больше детей».
Соответствующий закон о гомосексуалах был принят Сталиным в 1934 году. Однополая любовь в любой форме была вне закона. «Голубым» негде было открыто встречаться. Люди боялись шантажа и разоблачения. О правовой защите гомосексуалов не могло быть и речи. Организованные группы хулиганов, иногда при негласной поддержке милиции, провацировали, грабили, шантажировали, избивали и убивали «голубых», изображая себя защитниками общественной нравственности. Ст. 121 нередко использовали также для расправы с инакомыслящими и набавления лагерных сроков.
Первая антигомосексуальная компания в советской прессе была была очень короткой. Уже в середине 30-х годов на его счёт установилось полное молчание. Гомосексуализм больше нигде и никогда не упоминался. История мировой культуры оказалась переписанной таким образом, чтобы исключить любое упоминание о вкладе, который внесли в неё выдающиеся геи и бисексуалы художники, поэты (любовные стихи, обращённые к мальчикам, переадресовывались девушкам и т.д.).
1.4. Проблемы социальной адаптации гомосексуалистов
По мнению одного из авторов, отношение к гомосексуализму можно условно разделить на три стадии. На первой он воспринимается как вид извращения; на второй, в результате медикализации проблемы, как болезнь; и на третьей, современной, как норма. Причем одним из способов перехода со второй стадии на третью является отрицание норм и ценностей традиционной морали.
Действительно, отказ от традиционной морали если не излечивает, но превращает многие виды сексуальной патологии, в том числе и гомосексуализм, в норму. Существующая биопсихологическая идентичность гомосексуалиста требует морально-мировоззренческой идентичности. Но при этом нельзя забывать о людях, для которых принципы традиционной морали - не отвлеченные и пустые идеи, но "образы и смыслы их жизни". В системе их миропонимания гомосексуализм - это олицетворение совершенной противоестественности, приводящее существование человечества как вида и на уровне рождаемости, и на уровне моральном к физической деградации. Для сторонников традиционной морали "стержневая группа" гомосексуалистов (пресловутые 4%), не ограниченная ни юридически, ни морально, представляет собой опасность и постоянный фактор риска совращения детей и молодежи.
До 70-х годов 19-го века медицина рассматривала гомосексуальность как нечто негативное и опиралась, как правило, на психоаналитические выводы. Психиатры безуспешно пытались классифицировать гомосексуальность и поместить ее в известные рамки психопатологии, отсюда - многочисленные названия диагнозов (расстройство поведения, нарушение влечений, ментальное расстройство, невротический характер и т.д.). Многочисленные попытки "терапии" гомосексуальности не увенчались успехом. Среди применяемых методов были следующие (ссылка на источник):
- Психоанализ основывался на идее Фрейда о том, что ментальные расстройства обусловлены процессом подавления определенных инстинктов на ранних стадиях психосексуального развития. Психоаналитик стремится извлечь вытесненный конфликтный материал и помочь человеку его осознать. Сеансы терапии помогали пациентам лишь понять собственную гомосексуальность, а не изменить ее ориентацию на гетеросексуальную;
- Аверсивная терапия (через отвращение) исходит из предположения, что поведение человека формируется как результат наказания и награды за определенные реакции. Задача терапии - попытаться изменить ситуацию, т.е. наказать гомосексуальный паттерн поведения и наградить гетеросексуальную активность. Для того, чтобы сформировать отвращение к гомосексуальности (наказание), во время демонстрации гомосексуальных сцен применялись либо рвотные средства, либо электрический ток. Даже если во время такой "терапии" были какие-либо результаты, то заключались они не в смене ориентации, а в подавлении всех сексуальных импульсов. Кроме того, аверсивная терапия вызывала невроз у человека, который мог бы при других условиях не проявиться;
- Систематическая десенситизация основана на тех идеях, что и аверсивная терапия, но работает в другом направлении. Считается, что гомосексуальное поведение возникает как результат неблагоприятного гетеросексуального опыта, так что необходимо просто расслабить пациента и внушить ему доверие к гетеросексуальным ситуациям. Результатов не наблюдалось и при этой терапии, если изначально не было достаточного уровня гетеросексуального побуждения.
В 1973 году американские психиатры признали, что отныне гомосексуальность не считается патологией, а любые попытки медицинского преследования нарушают право человека на свободное выражение собственной сексуальности. В 1975 году акцию психиатров поддержала Американская Ассоциация Психологов, которая заявила, что: "Гомосексуальность, по существу, не подразумевает ослабления в суждениях, стабильности, надежности, общей социальной или деловой активности. Более того, Ассоциация настаивает на том, чтобы все специалисты в области психического здоровья руководствовались отменой ярлыка ментального расстройства, который долгое время сопутствовал гомосексуальной ориентации". Всемирная Организация Здравоохранения исключила гомосексуальность из своего списка ментальных расстройств в 1991 году.
Во многих странах (особенно тех, где сексуальное образование находится в жалком состоянии, как, например, в России) распространены мифы о геях, «благодаря» которым социальная адаптация гомосексуалов происходит с определенными трудностями. В обществах, которые проявляют враждебность к гомосексуалам, обычно существует целый набор мифов и анекдотов, изображающих геев и лесбиянок в негативном свете. Такое отношение является основой для предубеждений.
1.5. Социальные стереотипы восприятия гомосексуалистов
Для наиболее полного раскрытия вопроса о социальной адаптации гомосексуализма необходимо рассмотреть наиболее распространенные стереотипы, связанные с отношениями к гомосексуалистам.
1. Некоторые мужчины и женщины являются геями и лесбиянками потому, что не могут найти гетеросексуальных партнеров. Исследователи указывают, что лесбиянки и гомосексуалы имеют такой же количественный опыт общения с противоположным полом, как и их гетеросексуальные ровесники. Кроме того, большинство лесбиянок имели сексуальные контакты с мужчинами.
2. Геи и лесбиянки могут изменить свою сексуальность, если захотят этого. Доказательств того, что гомосексуалы и лесбиянки, как, впрочем, и гетеросексуалы, могут изменить свою ориентацию, нет. Психотерапия с теми геями и лесбиянками, которые чувствуют дискомфорт по поводу своей ориентации, помогает им лишь примириться с ней.
3. Лесбиянки и гомосексуалы "вербуют" гетеросексуалов, чтобы те стали геями. Люди не больше склоняются или соблазняются к гомосексуальному стилю жизни, чем к гетеросексуальному. Многие гомосексуалы и лесбиянки имели свой первый гомосексуальный опыт с ровесниками, с друзьями либо со знакомыми. Они сообщают, что испытывали гомосексуальные чувства уже до первого контакта.
4. "Неестественная страсть" - вот как часто описывают гомосексуальную любовь. Принятие или непринятие этой точки зрения зависит от субъективного понятия "естественный". Нет никакого основания объявлять гомосексуальность неестественной, поскольку гомосексуальные эмоции возникают изнутри, а не навязываются извне.
5. Развращение детей гомосексуалами - наиболее часто используемый аргумент для оправдания подавления гомосексуальности, дескать, все "голубые" мужчины привлечены к малолетним мальчикам. Отсюда - ошибочное употребление термина "педераст" вместо слова "гомосексуал". Необходимо помнить, что сексуальный интерес к детям своего пола квалифицируется, в первую очередь, как педофилия, а не как гомосексуальность. При этом жертвы не становятся исключительными гомосексуалами - если не имеют к этому предрасположенности. К тому же нет сведений о том, что относительное количество педофилов среди гомосексуалов больше, чем среди гетеросексуалов.
6. Дети или другие воспитанники геев станут такими же. Исследователи не наблюдали различий в сексуальной ориентации детей разнополых и однополых семей.
7. Угроза семейной жизни. Гомосексуальные люди редко имеют собственные семьи, хотя бисексуалы обычно вступают в разнополый брак. Если один из супругов бисексуален, то потребность в поиске гомосексуальных контактов может поставить под угрозу семейное благополучие.
8. Согласно другому мифу, гомосексуалы "повинны" в распространении СПИДа. Однако данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что подавляющее большинство больных СПИДом в мире – это гетеросексуалы.
Также сильное влияние на отношение к гомосексуалистам и на их адаптацию в обществе влияет стереотипизация, основанная на воспитании во всех социальных институтах общества. Мы лишь носим ярлыки, чувства или эмоции, оцениваемые как "мужские" или "женские". Следуя примеру взрослых ребенок с детства научается ограничивать выражение своих чувств и эмоций с тем, чтобы они соответствовали принятой в обществе половой идентичности.
1.6. Возрастные аспекты гомосексуализма
Дети начинают осознавать свою сексуальность различными способами и в разный возрастной промежуток. Первые сексуальные проявления возникают на телесном уровне, эмоциональный компонент формируется позднее. Ранний сексуальный опыт обычно является случайным и может происходить с людьми обоих полов. В определенных ситуациях, в которые попадают школьники одного пола, возникают гомосексуальные отношения. Элементы поведения, называемого гомосексуальным, можно обнаружить в следующих случаях:
- стремление оставаться в однополых группах, пока сформируется сексуальный интерес,
- готовность участвовать в сексуальных играх с лицами своего пола,
- эмоциональная влюбленность в старших по возрасту ребят.
Ни один из этих пунктов не является указанием на исключительно гомосексуальную ориентацию. На самом деле существование таких поведенческих паттернов просто подчеркивает тот потенциал, который мы все имеем для гомосексуального реагирования.
В ранние периоды сексуального развития гомосексуальные дети обычно не осознают собственного отличия от своих друзей, хотя они могут встречаться с враждебным отношением взрослых к некоторым формам поведения. Осознание гомосексуальными детьми того, что их сексуальность отличается от сексуальности других, может происходить постепенно или появиться как озарение, например, тогда, когда кто-то обзовет их гомосексуалом. Время от времени дети, которые не испытывают сексуального интереса к противоположному полу, задаются вопросом, а не гомосексуал ли я?
Каждый, кто желает больше узнать о гомосексуальности, встречается с проблемой - где взять необходимую информацию? Русскоязычной литературы на данную тематику еще немного. Зато можно легко наткнуться на старые психиатрические руководства, где гомосексуальность описывается как болезненное состояние. Кроме того, некоторые газетные публикации, фильмы и телевизионные программы изображают геев либо как безвольных, неудовлетворенных жизнью и несчастных людей, либо как легкомысленных и ветреных прожигатей жизни.
Неудивительно поэтому, что подростки могут придти в ужас и представить себя из-за своих наклонностей в изоляции. Они могут подумать, что имеют странную сексуальность, в то время как окружающие его люди являются "нормальными". Вдобавок к этой проблеме, подросток испытывает давление со всех сторон: ровесники, родители, учителя требуют от него соответствия гетеросексуальным нормам. Чтобы избежать этого, подросток, конечно же, может прибегнуть к некоторым гетеросексуальным отношениям, что, впрочем, еще более усилит осознание собственного отличия. Те, кому удаются сексуальные контакты с противоположным полом, могут внушить себе, что создание семьи - правильный шаг: Они не имеют другой модели, на основе которой они могли бы построить будущее, поскольку информация о гомосексуальных взаимоотношениях ограничена. Гетеросексуальный брак, при котором один из партнеров - гомосексуал, является непосильной ношей для обоих супругов, поскольку ложь и недопонимание между ними создают дискомфорт и напряжение в семье.
По каким же причинам люди боятся быть не понятыми противоположным полом? Если выяснить эти причины, можно вполне определенно ответить на вопрос, откуда берутся гомосексуалисты?
1.7. Стадии формирования гомогендерной идентификации
Кармен де Монтефлорес перечисляет четыре интрапсихических и межличностных механизма преодоления гомофобии и гетеросексизма и облегчения социальной адаптации гомосексуалов:
1. Ассимиляция. "Центральный вопрос ассимиляции связан с выживанием". Ассимиляция предполагает имитацию поведения, установок и языка доминирующей группы для того, чтобы получить "пропуск" в общество. Результатом этого является "ощущение предательства по отношению к самому себе, чувство неловкости и отчуждения от ценностей своей культурной группы". Кроме того, из-за ощущения своей "невидимости" для окружающих, включая самых близких людей, могут возникнуть чувства вины, сожаления и гнева.
2. Конфронтация. Примером этого является процесс "обнаружения" себя представителем сексуальных меньшинств. Бросая вызов негативным стереотипным оценкам большинства, представители сексуальных меньшинств "трансформируют свою слабость в силу". "Обнаружение" начинается с укрепления чувства собственного достоинства и обычно имеет своим результатом признание обществом "новой" идентичности представителя сексуальных меньшинств.
3. Геттоизация. Геттоизация предполагает жизнь в пределах географических и психологических границ определенной субкультуры. В большинстве городов, где имеются крупные сообщества лесбиянок и геев, можно найти определенные районы, где проживает значительный процент представителей сексуальных меньшинств. Субкультура меньшинств поддерживается лишь благодаря объединению их представителей друг с другом, чтению газет и книг соответствующей направленности, общению в специально отведенных для представителей сексуальных меньшинств местах. Иногда это сопровождается конфронтацией с гетеросексуалами, их культурными нормами и признанием их как явлений равного порядка или даже патологических.
4. Специализация. Де Монтефлорес определяет специализацию как "восприятие себя в качестве существа особого рода, наделенного уникальными свойствами - например, экзотичностью - либо особыми талантами; как имеющего превосходство над другими в силу перенесенных страданий, а также как принадлежащего к группе "избранных" или "изгнанных"". Все это, конечно же, является проявлением психологической защиты в форме рационализации.
Софи выделяет шесть копинговых стратегий, используемых ее клиентками-лесбиянками и позволяющих им прийти к согласию со своей сексуальной ориентацией. Эти стратегии являются эффективными в преодолении интернализированной гомофобии и могут быть использованы геями и бисексуалами.
1. Когнитивная реструктуризация - является одним из основных средств преодоления или нейтрализации интернализированной гомофобии и формирования положительного взгляда на собственную сексуальность. Психотерапевт может помочь в этом клиенту, проявляя готовность к обсуждению стереотипов негативной оценки обществом лесбиянок, геев и бисексуалов и многообразия их жизненных стилей. Библиотерапия (психотерапевтическое использование соответствующей литературы аффирмативного характера, реалистической и фантастической) может быть также очень полезна.
2. Избегание негативной идентичности. Софи обнаружила различие между представительницами клинической и неклинической популяций, заключавшееся в том, что последние предпочитали себя не "обнаруживать" до тех пор, пока не чувствовали, что их сексуальная идентичность может быть воспринята окружающими если не положительно, то, по крайней мере, нейтрально. Как следствие, психотерапевт должен давать клиенту, переживающему амбивалентные чувства по поводу своей гомосексуальности, возможность определить, насколько для него целесообразно себя "обнаруживать".
3. Адаптация ярлыка сексуальной идентичности. Используя ярлык сексуальной идентичности, человек обозначает свою принадлежность к определенному сообществу, что обеспечивает ему очевидную поддержку. Некоторые лица, ранее считавшие себя гетеросексуалами. осознавая изменения в своей сексуальной ориентации и устанавливая более тесные связи с сообществами лесбиянок или геев, идентифицируют себя в качество бисексуалов. Они полагают, что бисексуальная идентичность менее стигматизирована и позволяет им сохранять связь с гетеросексуальными нормами. Тем не менее гомофобия среди гетеросексуалов распространяется и на бисексуалов, а бифобия среди лесбиянок и геев может привести к их конфронтации с бисексуалами. Помимо этого, если человек слишком долго не решается осознать свою идентичность, это мешает ему установить связи с сообществами лесбиянок или геев.
4. Самораскрытие. "Обнаружение" себя и открытое обозначение своего отличия от гетеросексуальных норм в общении со значимыми для клиента людьми является и весьма эффективной стратегией преодоления интернализированной гомофобии. Здесь же имеет смысл отметить, что скрытая гомофобия ведет к такому "обнаружению", которое нередко осложняется негативными последствиями, поддерживающими низкую самооценку.
5. Контакты с другими лесбиянками, геями и бисексуалами. Это помогает преодолеть прежние негативные стереотипы.
6. Привычная гомосексуальная идентификация предполагает, что человек признает свою гомосексуальность вполне привычной. При этом сексуальные связи с лицами того же пола и контакты с представителями сообществ лесбиянок, геев и бисексуалов уже не воспринимаются как странные, но превращаются в регулярную практику. Параллельно с этим преодолевается и интернализированная гомофобия.
Согласно теории Касс, побудительным мотивом развития процесса формирования гомогендерной сексуальной идентификации является сексуальный интерес или влечение к лицу того же пола. Касс подразделяет процесс формирования сексуальной идентификации на шесть стадий.
I стадия – сомнения. Человек начинает осознавать, что информация о гомогендерной сексуальной ориентации в каком-то смысле имеет отношение к его собственным реакциям. Когда человек понимает, что не может продолжать игнорировать эти совпадения, у него возникают сомнения в правильности сексуального самовосприятия. Когда у человека возникает вопрос:«Я гей (лесбиянка, бисексуал)?», может возникнуть потребность в информации о гомогендерной сексуальной ориентации.
II стадия – сравнения. На этой стадии формирования сексуальной идентификации человек начинает ощущать свое отличие от других членов семьи и сверстников. В процессе развития гомогендерной идентификации человеку приходится отказываться от гетеросексуальных принципов полведения, в результате чего может возникнуть ощущение неприкаянности и растерянности. Люди могут по-разному отреагировать на чувство социального отчуждения. Вслед за позитивным осознанием своего отличия от других значение гетеросексуального поведения начинает снижаться. Однако даже в этой ситуации некоторые люди продолжают претворятся гетеросексуалами, стараясь избежать проблем, которое сулит им открытое признание своей сексуальной ориентации. В этом случае люди нередко считают свое гомогендерное сексуальное поведение следствием определенных отношений, сиюминутным соблазном или переходящим явлением. Негативная реакция вызвана страхом отчуждения со стороны окружающих и влечет за собой снижение оценки гомогендерной сексуальной идентификации. На этом этапе многие люди превращают собственную неуверенность во «внутреннюю гомофобию». В результате формируется негативная установка по отношению к собственной идентификации, а также по отношению к гомосексуалистам вообще. В таких случаях люди нередко стараются всем своим видом показывать свою принадлежность к гетеросексуальным принципам, хотя, на деле, могут втайне предаваться гомоэротическим фантазиям и даже сексуальной активности
III стадия – терпимости. Смирившись со своей гомогендерной сексуальной ориентацией, индивид начинает более терпимо относиться к своим предпочтениям и привыкает к ним. На этой стадии проблемы возникают у людей стеснительных, некоммуникабельных и не обладающих навыками общения, а так же у тех индивидов, которые опасаются, что об их склонностях станет известно окружающим. Если переживания человека на этой стадии в целом являются негативными, то развитие процесса формирования гомогендерной сексуальной идентификации может прекратиться. Если же человек чувствует себя достаточно уверенно и в целом положительно оценивает свои переживания, то, в конечном счете, он настолько привыкает к своей идентификации,что обретает способность спокойно констатировать факт своей ориентации.
IV стадия – внутреннее принятие своей ориентации. На этом этапе терпимое отношение к своей ориентации сменяется положительным самовосприятием. Связь с обществом геев или лесбиянок крепнет. Установки и образ жизни других людей с такой же ориентацией могут во многом определять степень комфортности самочувствия индивида. Если человек поддерживает отношения с людьми, которые полагают, что в гомосексуальной ориентации нет ничего постыдного, то у него может сформироваться такая же установка.
V стадия – гордости. Человек перестает считать гетеросексуальность нормой, на основании которой можно оценивать собственное поведение и поведение других людей. Желание скрывать свою ориентацию уменьшается и некоторые члены семьи и коллеги узнают о его сексуальных склонностях. Многие родители в конце концов начинают спокойно относиться к сексуальной ориентации ребенка.
VI стадия – синтез. На заключительной стадии формирования гомогендерной ориентации человек перестает разделять окружающих на «наших» и «других», перестает воспринимать людей в зависимости от их сексуальной ориентации.
Процесс, начиная с самоосознания гомосексуального интереса до его открытия гетеросексуалам называется - сoming out (самораскрытие). Молодой человек, который не может следовать гетеросексуальным путем, имеет выбор: либо остаться одиноким, либо искать способы для выражения своих гомосексуальных чувств. Если он решит следовать своим чувствам, ему может быть трудно найти других гомосексуалов. Особенно затруднительно это в местностях, отдаленных от больших городов.
Родители зачастую нелегко мирятся с гомосексуальным поведением своих детей. Иногда родители случайно узнают об их гомосексуальном интересе, и затем, как правило, следует скандал. Это происходит из-за недостатка знаний и родительского понимания, с одной стороны, а также от чувства "вины" в том, что они сами каким-то образом ответственны за гомосексуальность ребенка, с другой. Родители современных молодых людей воспитывались в условиях тотального игнорирования и даже осуждения гомосексуальности. Они получали много отрицательной информации относительно этого вопроса и, возможно, никогда не встречали людей, свободно выражаюших свою иную сексуальную ориентацию. Осознание социального прессинга против гомосексуальности и отсутствие позитивного подхода к гомосексуальности ребенка вызывают эмоциональное напряжение у родителей, что неизбежно сказывается на последующих отношениях в семье.
Социальный прессинг проявляется практически во всех сферах жизни гомосексуалов. Тогда как гетеросексуальные пары в любом месте держатся за руки, целуются, тем самым публично выражая свою сексуальность и взаимный интерес, гомосексуальные партнеры должны строго подавлять естественные желания показать свои чувства до тех пор, пока не останутся наедине. Такое положение накладывает определенные ограничения на геевские отношения и может препятствовать их естественному развитию. К тому же, создается ложное впечатление, будто бы гомосексуальных пар существует крайне мало.
1.8. Социальные проявления гомофобии
У натуралов есть «особое право» не быть уволенными из-за того, кого они любят. Но как можно догадаться, гетеросексизм подразумевает, что если у человека есть отношения с кем-то его собственного пола, это достаточный повод чтобы уволить его или не взять на работу. Обычно без всяких законных оснований. Можно уволить гомосексуала только потому, что он гомосексуал. И он или она ничего не смогут сделать.
У гетеросексуалов есть привилегии не только в законодательстве и общественных институтах. У них есть социальные «особые льготы», которые нельзя не упомянуть. Гетеросексизм предоставляет натуралам возможность смотреть сериалы, фильмы, рекламу и журналы, посвященные исключительно их образу жизни. Гомосексуалы практически не представлены в СМИ и на телевидении, а если и представлены, то только как «скандальные», «комичные» и «антисоциальные» типы. Реальная жизнь гомосексуалов спрятана глубоко в подполье, и гетеросексисты хотят, чтобы она там и оставалась. Именно по этой причине гомосексуалы часто испытывают потребность сделать coming out, т. е. открыто заявить о своей сексуальности миру - уничтожить подполье, в которое их загоняют.
Если бы гетеросексизм не заставлял людей чувствовать неудобство по отношению к гомосексуальности, то не было бы никакой нужды в гей-парадах или «показной» гомосексуальности. Это способ сказать другим гомосексуалам, что они не одиноки в гетеросексистской системе.
Эти примеры показывают, что повседневная жизнь любого человека, независимо от сексуальной ориентации, буквально пропитана гетероссксизмом. Он предоставляет гетеросексуалам особые привилегии. Они причиняет непоправимый вред геям и лесбиянкам. И он приводит к ненависти со стороны людей, который этот вред причиняют.
В обществе, где гомосексуалов, как правило, осуждают, представление о том, что все являются гетеросексуалами, служит защитой для молодых геев и лесбиянок, которые предпочитают не раскрывать свою сексуальную ориентацию. Тем не менее, сохранение анонимности сопровождается постоянным чувством тревоги. Невозможно быть полноценной личностью, подавляя такой центральный аспект своего "я", каким является сексуальная ориентация. Если общество поддерживало бы однополые пары в такой же степени, как это делается при разнополых парах, многие проблемы просто-напросто могли бы исчезнуть. В более терпимом обществе намного легче открыть свою сексуальную ориентацию и найти других гомосексуалов; что в большинстве случаев имеет положительные результаты. Но, в конце концов, каждый гомосексуал должен решить сам, быть открытым или закрытым и когда и как стать открытым и сообщить другим о своей сексуальной ориентации.
Научные и социально-психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что терпимое или нетерпимое отношение к гомосексуалистам не влияет на их количество в обществе. Нетерпимое отношение к ним лишь затрудняет существование этих людей в обществе, увеличивает число психических и межличностных конфликтов, невротических и депрессивных состояний. Поэтому для улучшения ситуации - будет выступать за равноправие гомосексуалистов.
1.9. Выводы
Итак, сделаем выводы по теоретическому исследованию, проведенному в первой главе дипломной работы.
1. Для исследования вопроса о социальной адаптации гомосексуалистов необходимо иметь в виду то, что, во-первых, гомофобия является основным фактором, влияющим на затрудненную социальную адаптацию гомосексуалов; во-вторых, гомосексуальность не подразумевает ослабления в суждениях, стабильности, надежности, общей социальной или деловой активности, т.е. гомосексуалисты – такие же члены общества, ценности которых, социальная и деловая активность не отличается от остальных.
2. Наступил XXI век, а невежество в области секса продолжает оставаться глубоким и непоколебимым. Особенно оно проявляется в отношении к гомосексуализму. Это невежество порождает гомофобию – одно из самых уродливых явлений современности. К сожалению, Россия – все еще одна из тех стран, где отношение общества к гомосексуалистам оставляет желать лучшего. Такие общества называют гомофобными.
3. Гомофобия – термин, предложенный в 1972 году Джорджем Вейнбергом, описывает любые иррациональные страхи в отношении гомосексуальности. Гомофобные чувства могут проявлять как гетеросексуалы, так и сами гомосексуалы (как правило закрытые). Другими словами, гомофобия - чувство враждебности и страха, которое большинство людей испытывают к гомосексуалам. Причиной жестоких избиений и даже убийств гомосексуалов крайнего выражения гомофобии - может служить стремление погасить в самом себе все проявления гомосексуальности. В нашем обществе гомофобия проявляется по-разному. Гомосексуалы подвергаются насмешкам, их оскорбляют. Для многих обывателей гомосексуалы - больные люди, причем "заразные", способные повлиять на других, втянуть их в порочную жизнь. Поэтому неудивительно, что весь остальной мир уверен в том, что гомосексуалов необходимо лечить, чтобы превратить их в гетеросексуалов. Хотя такое лечение и возможно для тех, кто желает изменить свою сексуальную ориентацию, однако оно будет неэтично и незаконно по отношению к тем, кто не желает подобных метаморфоз.
4. Одним из источников социальной гомофобии является отношение христианской церкви к гомосексуалистам. Ни одна религия мира в дохристианскую эпоху не ставила себе цель бороться с сексуальными наклонностями своих последователей. Только христианская церковь, с маниакальной одержимостью вытравляла из своей паствы все мысли о сексе, довела эту борьбу до изуверств вроде сжигания на кострах женщин и мужчин гомосексуалистов. Кроме того, во многих странах (особенно тех, где сексуальное образование находится в жалком состоянии, как, например, в России) распространены мифы о геях, «благодаря» которым социальная адаптация гомосексуалов происходит с определенными трудностями. В обществах, которые проявляют враждебность к гомосексуалам, обычно существует целый набор мифов и анекдотов, изображающих геев и лесбиянок в негативном свете. Такое отношение является основой для предубеждений – социальных стереотипов восприятия гомосексуалистов, из-за которых люди с детства научаются ограничивать выражение своих чувств и эмоций с тем, чтобы они соответствовали принятой в обществе половой идентичности.
В заключение отметим, что, как известно, пол человека определяется на разных уровнях: существует пол паспортный, психологический, физический. Так вот, бывает, что имеет человек мужской паспорт, мужскую внешность, а по сути — женщина. И поведение женское, и манеры, и особенности восприятия. Или наоборот. Зигмунд Фрейд заявлял, что все мы начинаем жить как бисексуалы, однако во время взросления постепенно подавляем часть наших возможностей. Сегодня очевидно, что часть психики человека, ответственная за детерминирование сексуальной ориентации, закладывается в возрасте 5-ти лет, а затем устанавливается будущая позиция на шкале между абсолютной гетеросексуальностью, с одной стороны, и абсолютной гомосексуальностью, с другой. Предполагаемые причины такой фиксации можно разделить на те, что вызываются природой человека, и те, что продуцируются персональным опытом, т.е. обучением.
Список литературы
1. Келли Г. Основы современной сексологии – СПб: Питер, 2000.
2. Малая медицинская энциклопедия. Москва: Медицина, 1996 г., т. 3
3. www. gay. ru
4. Журналы Арго и 1/10
5. www. gayly. ru (Доминик Дэйвис «Все грани неприязни»).
6. Кон И.С. «Лунный свет на заре».
7. Кон И.С. Введение в сексологию. Москва: Медицина, 1989 г.
8. Крафт-Эббинг «Половая психология с обращением особого внимания на извращения полового чувства». Москва: Республика, 1996.
9. Кон И.С. «Сексуальная культура в России: клубничка на берёзке. Москва, 1997 г.
10. www. dix. ru (гомосексуальность).
11. Мастерс, Джонсон, Колодж. Основы сексологии. Москва: мир, 1998 г.
12. Николаева. Психофизиология, 2001 г.
13. Квир. Журналы №2-3 2003 г., №1-10 2004 г.
14. Колесов. Проблемы сексуальной ориентации (Мы другие. Ну и что?). Москва-Воронеж, 2000 г.
15. «Лесбиянки и Геи». Москва: «Рипол-классик», 2000.
16. Вейнингер. Пол и характер. Москва: Тера, 1992 г.
17. Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. Киев, 1998 г.
18. Розанов В.В. Люди лунного света. Москва: Правда, 1990 г.
19. Мондимор Ф. Гомосексуальность, естественная история. Екатеринбург, 2002 г.
20. Колесов. Пол и секс в современном обществе. 1999 г.
21. Соня Франета. «Розовые фламинго»: 10 сибирских интервью. Госнимед, 2004 г.
22. Савченко Борис. «Вадим Козин». Смоленск: «Русич», 2001 г.
23. Жаров Л.В. Бисексуальная революция. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 г.
24. Эрик Хайнце. «Сексуальная ориентация: Право человека». Москва: Идея-пресс, 2003 г.
25. Коелл Рудестам. Групповая психотерапия.
26. Мастерс и другие. Мастерс и Джонсон о любви и сексе в 2ч. перевод с англ. Спб, Ретур, 1991 г. 264с, 296с.