Содержание
1. Нормы права. 3
1.2. Структура правовой нормы.. 6
1.3. Классификация норм права. 9
1.4. Соотношение нормы права и статьи. 15
1.5. Способы изложения нормы в статье нормативно-правового акта: 16
2. Исполнительная власть как вид государственной власти, ее организация в РФ. 17
3. Трудовой договор. 22
Задача 1. 29
Задача 2. 30
Задача 3. 32
Список использованной литературы: 35
1. Нормы права.
Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения ( непосредственно или в сочетании с другими нормами права ) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Бабаев В.К. несколько по-другому дал понятие норм права. По его мнению юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно - властного предписания и регулирующее общественные отношения[1].
В процессе становления общества в современном его значении система социальных норм постоянно усложнялась, постепенно подразделяясь на различные группы, такие как нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические нормы и, наконец, нормы права, являющиеся предметом данного исследования. Система социальных норм соответствует достигнутой ступени экономического, социально-политического и духовного развития общества. В них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны. В этой системе заключается определенный стандарт поведения установленный как постепенно - в процессе исторического развития - так и (применительно к нормам права) при активном участии государства.
Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются “ общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения “. Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, норм права в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники .
В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы - взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни, ( а это уже напрямую зависит от конкретной политической доктрины государства ).
Соотношение юридических и политических норм в современном демократическом обществе строится на принципе приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека. Это, несомненно, является величайшей общечеловеческой ценностью. Юридические нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.
Из вышеизложенного, по-видимому, можно заключить, что нормы права - это, по своей сути, основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм ( а также государственных органов ) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития.
Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств):
1) Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Норма права предназначена для регулирования общественных отношений. Ее содержание составляют так называемые статутные права и обязанности субъектов права, которые затем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях. Хорошо проиллюстрировать этот признак можно, приведя мысли древнеримских юристов по поводу нормы права. Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать права, как сказал Феофат, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят то, что происходит лишь в одном или двух случаях. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.
2) Системность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с другими нормами права, не может регулировать общественные отношения. Так, к примеру, для того, чтобы наказать преступника, применив соответствующую норму уголовного права, следует воспользоваться очень многими нормами уголовно-процессуального права, определяющими порядок возбуждения уголовного дела, его расследования и рассмотрения в суде.
3) Говоря о системности, нельзя не упомянуть о том, что обязательно надо учитывать юридическую силу каждой нормы права, т.е. ее места в иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта. Таким образом еще один признак нормы права – иерархичность.
4) Норма права установлена компетентными государственными органами. В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приняты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдельных случаях нормы права могут устанавливаться общественными организациями
5) Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.
6) Формальная определенность. Содержание правовых норм со всей определенностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее установленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества.
7) Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими не персонифицированными адресатами.
8) Неоднократность (многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме[2].
1.2. Структура правовой нормы
Структура правовой нормы - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. Структуры у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: социологическую, логическую и юридическую. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.
Диспозиция - это элемент юридической нормы указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности.
Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.
Гипотезы можно подразделить следующим образом:
1) По строению гипотезы подразделяются на простые и сложные. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм. Например: ст. 444 ГК РФ ‘’Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту’’. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например: п.4. ст. 101 УК РФ ‘’Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения’’.
2) В зависимости от уровня определенности они могут быть определенными, относительно-определенными и альтернативными. В первом случае в гипотезе четко перечислены конкретные обстоятельства, при наличии которых осуществляется предписание. Такой четкой конкретизации не содержится в относительно-определенных элементах. Так, в относительно-определенной диспозиции указываются пределы, в которых поведение субъекта является правомерным, в относительно-определенной санкции установлены пределы (верхний и нижний или же только верхний) наказания (“Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет” ст. 105 УК РФ). Использование относительно-определенных элементов правовых норм позволяет более гибко осуществлять нормативное регулирование общественных отношений. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ ‘’Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...’’, и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.
3) В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств и предписываемых ими действий различают абстрактные и казуальные гипотезы. Казуальное изложение предполагает простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. (Например, в статьях 312-317 УПК РСФСР здесь указаны реквизиты, которые должны содержаться в приговоре суда по уголовному делу. Абстрактное изложение - это изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков, различных юридических терминов, конструкций (например, “вина”, “юридическое лицо” и г. п.). Казуальное изложение довольно громоздко и, как правило, свидетельствует о низком уровне юридической техники. Оно оставляет место для пробелов, ведь заранее невозможно предвидеть все конкретные обстоятельства и указать на них в норме права. Однако данный способ облегчает понимание и использование правовых норм. Кроме того, иногда он наиболее целесообразен, поскольку не всегда возможно достаточно полно изложить содержание правовых норм, не прибегая к казуальному перечислению. Абстрактное изложение гипотез и диспозиций правовых норм свидетельствует о высоком развитии юридической культуры, позволяет во многих случаях кратко и четко формулировать нормы права. Вместе с тем при абстрактном изложении используются понятия и выражения высокой степени общности, причем их содержание в законодательстве во многих случаях полностью не раскрывается. Поэтому при реализации таких норм права практически неизбежны трудности, связанные с правильным уяснением их содержания. В частности, проблемы такого рода могут возникать в процессе применения правовых норм, содержащих так называемые оценочные понятия[3].
Аналогично можем подразделить диспозиции на:
1) Простые и сложные. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК РФ ‘’Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...’’. Сложная или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ ‘’Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению’’.
2) Определенные, относительно-определенные, альтернативные. (аналогично с гипотезами)
3) По методу регулирования подразделяются на императивные и диспозиционные. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом — нормы относятся к императивным.
4) В зависимости от характера предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие диспозиции предоставляют субъективные права т.е. разрешают что-либо, устанавливают меру возможного поведения. Обязывающие содержат предписания о том, что необходимо делать при тех или иных обстоятельствах т.е. возлагают на лицо юридическую обязанность, устанавливают меру должного поведения. Запрещающие устанавливают от каких действий необходимо воздерживаться.
5) По функции подразделяются на регулятивные и охранительные[4].
Санкции подразделяются на
1) Простые и сложные.
2) Определенные, относительно-определенные и альтернативные.
3) По отраслевой принадлежности делятся на: уголовные, гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные.
4) В зависимости от характера воздействия: негативные (ретроспективные) и позитивные.
5) Восстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав нарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).
1.3. Классификация норм права
Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического) осмысления явлений правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.
1) Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них, в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права),
Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.
Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы “должен”, “обязан” и т. п.
Так, в части 1 статьи 614 ГК РФ указано: “Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом”. Часть 1 статьи 80 СК РФ: “Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей”. Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: “Государственная Дума избирается сроком на четыре года” (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии. При их изложении обычно используются глаголы “воспрещается”, “запрещается”, “не допускается” и т. п.
“Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд” (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). “Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы” (ст. 1066 ГК РФ). “Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка”(ст. 17 СК РФ).
Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения “имеет право”, “вправе”, “может”, “возможно” и т. п. “Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия” (ч.4 ст. 405 ГК РФ).
Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.
“Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года” (ст. 329 УК РФ).
Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие. “Работник может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю виновными действиями или бездействием при исполнении трудовых обязанностей” .
Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные — санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.
Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы[5].
К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы. Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта.[6]
Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм. Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.
Декларативные (целеустановительные) нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.
Различие между общезакрепительными и декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление определение го состояния общественных отношений вполне может служить и правовым принципом, например: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную” (ст. 10 Конституции РФ; см. и ст. 6 Конституции РБ). “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие” (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ).
Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.
2) В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, от
принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права), нормы частного и нормы публичного права.
3) По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т. е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Причем специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.
4) В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают также на исключительные (или чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных норм). Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения “в исключительных случаях”, “в виде исключения” и т. п. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать.
5) По характеру обязательности правила поведения выделяют следующие виды норм права:
Императивные (категорические) нормы права. Правила, содержащиеся в императивных нормах права (как обязывание, запрет, так и дозволение), не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права является императивными.
Диспозитивные нормы права. Они действуют лишь постольку, поскольку субъекты конкретного правоотношения не установили для себя иных правил поведения. Обычно диспозитивные нормы права формулируются следующим образом: должно быть то, “если иное не установлено законом или договором”.
Рекомендательные нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно. В частности, такие рекомендации давались ранее колхозам, иным негосударственным предприятиям по вопросам организации сельскохозяйственного производства и оплаты труда. Данный юридический институт является свидетельством важности права как инструмента социального управления. Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности- не подвергались правовому регулированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмешательство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы получили распространение в международном праве, где следует учитывать суверенность каждого государства, являющегося субъектом межгосударственных отношений.
6) По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те, и другие нормы имеют также свою иерархию.
7) По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.
Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.
8) По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
9) По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство; и нормы права временного действия, т. е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.
10) В зависимости от способа выражения и закрепления, т. е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в .нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации.
11) Так, в зависимости от механизма право реализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т. е. при наличии соответствующего юридического факта.
12) По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение.
13) По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические — регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные — регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п.
14) По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они “поощряют” такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это — правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения (женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста).
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т.е. предоставление различных материальных, духовных благ.
Поощрительные нормы — это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Это побуждает ряд ученых усматривать в поощрениях не особые поощрительные нормы права, а лишь “поощрительные санкции” к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания.
Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.
15) Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.
Нормы права содержаться в нормативных правовых актах.
1.4. Соотношение нормы права и статьи.
С внешней стороны (т. е. со стороны внешней формы) нормы-предписания и логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях акта.
Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и статьей во многом зависит от того, рассматривается ли это соотношение применительно к логической норме или же к нормепредписанию.
Логическая норма, призванная выразить в основном связи между специализированными нормативными предписаниями, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества, в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях разных нормативных актов. Усиливающийся процесс специализации права приводит к тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим статьям нормативных актов.
Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста). Дробление нормы-предписания, распределение ее содержания между разными статьями, пунктами статьи и т. д. вообще невозможно. Норма-предписание - это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно-логическому построению она представляет собой нерасчленяемое единство по формуле «если-то».
Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и «усеченная» норма).
Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи важно отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание-это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права и статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.
1.5. Способы изложения нормы в статье нормативно-правового акта:
1) Прямой способ изложения.
Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
2) Отсылочный способ изложения.
При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса РФ “Умышленное убийство” гласит: “Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств , указанных в статье 102 настоящего кодекса , - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет”. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102 , где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму , которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.
3) Бланкетный способ изложения
При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного Кодекса России гласит : “Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от2 до 10 лет”. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.
2. Исполнительная власть как вид государственной власти, ее организация в РФ.
«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ[7].
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет регулирование в социально - экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
- Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации[8].
В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее
недельного срока после его утверждения на данной должности должен представить
Президенту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти.
В настоящее время эта структура утверждена Указом Президента РФ от 10 января
Созданы государственные комитеты по: антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; высшему образованию; оборонным отраслям промышленности; промышленной политике; статистике; управлению государственным имуществом; санитарно-эпидемиологического надзора; таможенный.
Действуют комитеты РФ по: водному хозяйству; геологии и использованию недр; государственным резервам; делам молодежи; драгоценным металлам и драгоценным камням; земельным ресурсам и землеустройству; кинематографии; машиностроению; металлургии; патентам и товарным знакам; печати; рыболовству; стандартизации, метрологии и сертификации; торговле; физической структуре и туризму; химической и нефтехимической промышленности.
Функционируют федеральные службы: Государственная архивная служба России; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба занятости России; Федеральная служба контрразведки РФ; Федеральная служба лесного хозяйства России; Федеральная миграционная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Государственная налоговая служба РФ; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию.
Образованы федеральные агентства: Федеральное агентство правительственной связи и информации; Российское космическое агентство.
Организованы федеральные надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Учреждены также: Главное управление охраны РФ; Департамент налоговой полиции РФ; Высший аттестационный комитет РФ.
Федеральные органы исполнительной власти подчинены Правительству РФ. Непосредственно Президенту РФ подчинены министерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки, Главное управление охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная архивная служба.
В соответствии с Конституцией федеральные органы РФ для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
В полномочия Председателя Правительства входит подбор команды, входящей в состав Правительства. Глава Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. Президент в свою очередь назначает их на должности.
В соответствии со ст. 113 Конституции Глава Правительства организует работу Правительства в рамках той политики, которую определяет Президент.
Правительство РФ разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет. Последняя в свою очередь принимает федеральный закон о бюджете и направляет его в Совет федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению. При подписании бюджета Президентом и вступлении закона о федеральном бюджете в силу, начинается исполнение закона о бюджете. Он является одним из основополагающих документов, на которых государство строит свою жизнь в течение года.
Обеспечение исполнения закона о бюджете тоже является полномочиями Правительства. Кроме того, Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении закона о бюджете.
Правительство обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. А также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В прерогативы Правительства РФ также входит осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечение законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Эти сферы деятельности Правительства в наше время очень актуальны.
Для деятельности вновь избранного Президента большое значение имеет, кто является Председателем Правительства, поэтому перед вновь избранным Президентом РФ Правительство должно слагать свои полномочия, даже если Председатель Правительства был назначен лицом, которое на момент назначения являлось Президентом и вновь избрано на эту должность.
Политические и другие мотивы могут привести Правительство к решению прекратить свои полномочия, в этом случае оно должно подать в отставку. Однако, согласно Конституции, последнее слово об отставке остается за президентом, который может принять ее или отклонить. В последнем случае Правительство обязано продолжать свои полномочия в полной мере. Со своей стороны Президент может согласно Конституции принять решение об отставке Правительства. Последнее обязано подчиниться этому решению.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума может на повестке дня поставить вопрос о недоверии Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов. Мотивы, по которым может возникать данный вопрос, Конституция не предусматривает. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент по своему усмотрению может либо объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если этот вопрос будет поднят еще раз в течение трех месяцев, то Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.
Глава Правительства может по Конституции поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такая ситуация может возникнуть, если Правительство хочет заручиться поддержкой Государственной Думы перед решением каких-либо кардинальных вопросов политики. Если Государственная Дума выражает доверие Правительству, то оно продолжает выполнять свои полномочия, если Государственная Дума в доверии Правительству отказывает, то Президент РФ в течение семи дней объявляет о роспуске Государственной Думы, либо об отставке Правительства и назначает новые выборы.
3. Трудовой договор.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами по трудовому договору являются работник и работодатель. В качестве работника выступает лицо, реализующее свою способность к труду. Трудовой договор заключается с лицами, достигшими 16 летнего возраста. В случае получения основного общего образования трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 15 лет. С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может заключаться с учащимися , достигшими 14 лет, для выполнения в свободное время от учебы легкого труда, не причиняющего вред здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами не достигшими 14 лет, для участия в создании и исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию[9].
Работодателем, может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
От гражданско-правовых договоров, например от договора подряда, трудовой договор отличается:
- продолжительностью действия (либо на неопределенный срок, либо на определенный),
- права, обязанности устанавливаются ТК РФ, локальными актами организации,
- режим труда строго определяется законом.
При заключении трудового договора в нем указываются определенные положения:
- фамилия, имя , отчество работника и наименование работодателя заключивших трудовой договор,
Существенными условиями трудового договора являются (ст. ТК РФ):
- место работы ( с указанием структурного подразделения). Местом работы считается расположенное в определенной местности конкретное предприятие, учреждение , организация. Условие о месте работы, часто уточняется путем указания на отдельную часть или филиал предприятия, где будет проходить трудовая деятельность работника (определенный цех, лаборатория, отдел, студия и т.д.).
- дата начала работы,
- наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Соглашение о трудовой функции определяет обязанности работника, характер работы, от которого могут зависеть размер и порядок оплаты труда, продолжительность рабочего дня и отпусков. Должность и специальность-это разные понятия. Должность определяет полномочия работника, их конкретное содержание и границы. От должности зависит как объем прав работника, так и степень возлагаемой на него ответственности. Специальность свидетельствует о наличии определенных навыков и познаний приобретенных в процессе специального образования.
- права и обязанности работника,
- права и обязанности работодателя,
- характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда,
- режим труда и отдыха,
- условия оплаты труда, виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре так же могут содержаться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны , об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производится за счет работодателя, а так же иные условия не ухудшающие положение работника.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой храниться у работодателя.
Виды трудового договора.
1. Дифференциация трудовых договоров по составу субъектов. Можно выделить категории общего и специального субъекта. Понятие общего субъекта, которое определяется терминами работник и работодатель, позволяет подчеркнуть природу данного соглашения именно как трудового договора, в отличие от договоров с иными субъектами. Что касается специального субъекта, то под эту категорию подпадают субъекты трудового договора, то есть работник и работодатель, обладающие определенными, установленными законом, специфическими качествами, позволяющими выделить различные группы таких субъектов. Например, трудовой договор, заключаемый с лицо не достигшем 14 лет. Трудовой договор, заключаемый с государственными и муниципальными служащими, с иностранными гражданами, с руководителем организации.
2. Дифференциация трудовых договоров по содержанию. Содержание любого договора формулируется исключительно сторонами, и в этом смысле между различными договорами нет никаких различий. Однако законом для различных трудовых соглашений предусматривается различный круг условий. Так договор с государственным служащим, содержит определенные условия ограничивающие свободу сторон.
3. дифференциация трудовых договоров по порядку их заключения, изменения или прекращения. В ряде случаев законодательством устанавливается более сложный порядок заключения трудового договора с отдельными категориями работников (работниками транспорта, педагогическими работниками).
4. Дифференциация трудовых договоров по срокам их действия.
- на неопределенный срок.
- Срочные, заключаются на срок не более пяти лет. Срочный трудовой договор заключается в случае если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условиями ее выполнения[10].
Предметом трудового договора является живой труд (труд как человеческая деятельность). Деятельность же, как правило, не может ограничиваться одномоментным актом, а представляет собой процесс, так или иначе разворачивающийся во времени. Из этого следует, что в силу объективных причин условие о сроке является обязательным условием любого трудового договора, вне зависимости от того, к какому виду из рассмотренных выше он относится. Таким образом, срок трудового договора является универсальным критерием, применимым для всех видов трудовых договоров[11]. Разделение трудовых договоров в зависимости от сроков их действия, проводимое российским законодательством о труде еще, по крайней мере, с начала XIX столетия, в настоящее время осуществляется ст. 58 ТК РФ.
Как вытекает из указанной статьи, различают два вида трудовых договоров: заключаемые на неопределенный срок и срочные. При этом законодатель исходит из того, что основным видом является трудовой договор, заключаемый на неопределенный срок, срочные же трудовые договоры являются исключением из этого общего правила. Соответственно, как порядок формулирования самого срока договора, так и основания, обусловливающие возможность и необходимость заключения срочного трудового договора, определяются действующим законодательством о труде.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться на определенный срок не более пяти лет, «если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами Из этого следует, что, во-первых, общий предельный срок, на который может быть заключен трудовой договор, составляет пять лет; во-вторых, как исключение из этого общего правила федеральный закон может предусмотреть иной предельный срок трудового договора (причем процитированный пункт ст. 58 не исключает возможности ограничения федеральным законом срока трудового договора как в пределах пяти лет, так и за рамками этого срока), наконец, в-третьих, срок конкретного трудового договора определяется самими сторонами в границах максимального срока, устанавливаемого федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Как вытекает из содержания ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может быть заключен по инициативе работника либо работодателя в случаях (при наличии к тому оснований), определяемых федеральным законом. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок. Запрещается заключение срочных трудовых договоров с целью уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 и 6 ст. 58 ТК РФ).
Заключая срочный трудовой договор, стороны должны обязательно оговорить срок его действия, поскольку в противном случае договор считается заключенным на неопределенный срок (ч. 3 ст. 58 ТК РФ).
Таким образом, как следует из Трудового кодекса РФ, заключение срочного трудового договора возможно при соблюдении трех условий: а) инициативы работника или работодателя; б) наличия хотя бы одного основания, указанного в федеральном законе, и в) указания в договоре срока его действия, определяемого сторонами в пределах общего пятилетнего срока либо максимальных сроков, устанавливаемых Федеральным законом для отдельных видов трудового договора. При отсутствии одного из указанных условий трудовой договор считается заключенным на срок неопределенный.
Анализируя указанные общие условия, следует уточнить, что действующее законодательство о труде устанавливает ряд случаев, когда заключение срочного трудового договора является обязательным в силу прямого указания закона. Следовательно, в этих случаях инициатива сторон может быть направлена не на определение вида трудового договора (срочный или заключаемый на неопределенный срок), а лишь на уточнение срока действия конкретного трудового договора в рамках максимального срока, устанавливаемого федеральным законом для договоров данного вида.
Общий перечень оснований, при наличии которых возможно заключение срочного трудового договора, формулируется в ст. 59 ТК РФ. Все такие основания могут быть объединены, как минимум, в три основные группы. Это основания, обусловливаемые: а) особенностями личности (правового положения) работника или работодателя; б) ограниченностью во времени, в силу определенных обстоятельств, трудовой деятельности, для выполнения которой привлекается работник, и в) местом применения труда работника.
1. Срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в качестве совместителей; для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника. Кроме того, заключение срочного трудового договора допускается с лицами, обучающимися по дневным формам обучения; являющимися пенсионерами по возрасту, а также лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера[12].
Наконец, трудовой договор на определенный срок заключается с безработными, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том числе на проведение общественных работ.
Возможность заключения срочного трудового договора может быть обусловлена особенностями юридической личности (правового положения) работодателя. В силу ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор вправе заключать:
— юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства (с численностью до 40 работников, а в организациях розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников);
— любые юридические лица, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы;
— работодатели — физические лица.
2. Характер трудовой деятельности работника обусловливает возможность или необходимость срочного трудового договора, заключаемого:
— для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;
— на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона); — для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
— для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные и пусконаладочные и другие работы), а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
— с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;
— в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях;
— с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— с научными, педагогическими и другими работниками, заключившими трудовые договоры, предусматривающие работу на определенный срок по конкурсу, проведенному в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления;
— с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности[13].
3. Специфика места применения труда работника обусловливает срочный характер трудового договора, заключаемого с:
— лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
— лицами, направляемыми на работу за границу.
Срок действия трудового договора определяется в договоре и приказе о зачислении на работу. Продолжительность договора может определяться путем указания как общего срока его действия, так и точного момента окончания договора. Однако конкретный день окончания договора иногда установить невозможно, например, в случае если работник принимается на работу для замещения женщины ушедшей в отпуск по уходу за новорожденными ребенком. В силу того, что за женщиной в этом случае сохраняется рабочее место и в соответствии с законом она вправе в любое время прервать свой отпуск и возвратиться на работу, при заключении срочного трудового договора с работником, принимаемым для ее замещения, практически невозможно определить день окончания договора. Поэтому в данном случае возможно заключение срочного трудового договора с неопределенной датой его окончания: «на период отсутствия на работе в связи с отпуском по уходу за ребенком»[14].
Поскольку основным видом трудовых договоров являются договоры, заключаемые на срок неопределенный, действующее трудовое законодательство в качестве общего правила устанавливает, что если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
В качестве разновидности срочного трудового договора действующий Трудовой кодекс РФ трактует договоры с временными и сезонными работниками. Поскольку такие договоры относятся к категории срочных, им присущи все те особенности, которые характеризуют срочный трудовой договор. Вместе с тем действующее законодательство (гл. 45 и 46 ТК РФ) устанавливает некоторые особенности применения труда временных и сезонных работников.
Временными, в соответствии с законом (ст. 59 ТК), признаются работники, заключившие трудовой договор для выполнения временных, сроком до двух месяцев, работ. Условие о временном характере работы, как и срок трудового договора, должны быть определены сторонами при заключении договора. Следовательно, в силу ст. 58 ТК РФ, если работы, для выполнения которых приглашен работник, не ограничены каким-либо сроком, либо этот срок превышает два месяца, или если в трудовом договоре не оговорено условие о временном характере договора, работник не будет считаться временным, и нормы гл. 45 ТК РФ на него не распространяются.
Законодательство о труде устанавливает особенности как в порядке заключения и прекращения трудового договора сроком до двух месяцев, так и в содержании соответствующего трудового правоотношения.
Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев[15]. Перечни сезонных работ утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 293ТК РФ) Распространяя на труд сезонных работников действие общих норм, трудовое законодательство предусматривает для них некоторые особенности, характер которых аналогичен тем, которые устанавливаются при регулировании труда лиц, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев.
Задача 1.
Супруги Зайцевы расторгли брак. Зайцева выдала своему бывшему мужу расписку о том, что она отказывается от получения алиментов на содержание сына Олега 10 лет. Одновременно она потребовала от мужа оформления обязательства согласно которому последний уедет из города и не будет в нем проживать до достижения сыном совершеннолетия. Данные обязательства были оформлены нотариально.
1. дайте понятие правоспособности, каково ее содержание.
2. дайте характеристику принципу недопустимости лишения и ограничения правоспособности граждан
3. противоречит ли соглашение между бывшими супругами положениям ГК РФ.
Правоспособность способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и
прекращается смертью.
Содержание правоспособности граждан включает в себя:
-Граждане могут иметь имущество на праве собственности;
наследовать и завещать имущество;
- заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
-создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
-совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства;
- иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений
и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
- иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В соответствии со ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности не иначе как в случаях и в порядке установленных законом. Таким образом, соглашение достигнутое между супругами о том, что Зайцев не будет проживать в одном городе с сыном, до достижения им совершеннолетия, противоречит положениям ГК РФ о правоспособности.
Задача 2.
Зорин и Козин решили совершить убийство Алексеева. Для этого они подговорили Степанова пригласить Алексеева на рыбалку. Степанов заехал за Алексеевым на личном автомобиле, в который как бы попутчиком сел Зорин и Козин. Зорин набросил на Алексеева удавку, а Козни держал Алексеева за руки.
1. какое деяние , согласно УК признается преступлением? В чем отличие от других правонарушений.
2. дайте уголовно-правовую оценку действиям Зорина, Козина, Степанова. В отношении кого из них можно говорить о соисполнительстве.
3. дайте характеристику элементов состава рассматриваемого деяния.
Преступление – это запрещенное уголовным законом общественно опасное , виновное , наказуемое деяние (действие или бездействие).
В данном случае речь идет об убийстве группой лиц ( п. Ж ч.2. ст. 105 УК РФ). В соответствии со. Ст. 33 УК РФ Зорин и Козин являются организаторами и соисполнителями, а Степанов пособником (ч. 5 ст. 33УК РФ). Таким образом о соисполнительстве можно говорить в отношении Козина и Зорина.
Объектом незаконного лишения жизни человека является - право человека на жизнь
Объективная сторона убийства состоит в лишении жизни другого человека.
Убийство путем активных действий.
Убийство является преступлением с материальным составом, а это значит, что, для оконченного преступления недостаточно совершение тех или иных деяний, необходимо еще наступление определенного негативного результата – лишение жизни человека. При этом не имеет значения, наступила ли смерть зразу или последовала спустя какой то промежуток времени после этого.
Необходимым элементом объективной стороны является причинная связь между противоправным деянием и наступившем последствием. При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи между деянием и последствием необходимо исходить из того, что она является объективной, существующей вне зависимости от нашего сознания связь, в силу которой действие (бездействие) порождает и обуславливает возникновение последствия. Отсутствие причинной связи между деянием и наступившей смертью потерпевшего либо исключает полностью уголовную ответственность либо влечет иную квалификацию деяния..
Субъективная сторона характеризует психическое отношение субъекта к своим действиям и наступившей смерти потерпевшего.
В данном случае убийство совершено с прямым умыслом. При прямом умысле лицо осознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность или неизбежность лишения жизни потерпевшего в результате своего деяния и желает смерти другому лицу.
Субъектом, то есть лицом, совершившим убийство, является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 летнего возраста (по ст. 105 УК РФ), а при совершении других видов убийства – 16 лет.
Виды соучастия:
Группа без предварительного сговора- это собравшаяся непосредственно перед совершением преступления либо в процессе его группа из двух или более лиц. В тех сравнительно редких случаях, где статьи Кодекса говорят о группе лиц, имеется в виду группа без предварительного сговора, например, в п. «б» ч. 2 ст. 131 УК о совершении изнасилования «группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Здесь предусмотрены три вида групп и первая из них- группа без предварительного сговора. Аналогична формулировка п. «а» ч. 2 ст. 213 УК о групповом хулиганстве.
Группа без предварительного сговора представляет собой простое соисполнительство, где все соучастники непосредственно сами полностью или частично выполняют соответствующий состав преступления. Такими группами совершаются массовые беспорядки, изнасилования, хулиганство, драки, жестокое обращение с животными, некоторые воинские преступления.
В группе с предварительным сговором совместность и соорганизованность ограничивается предварительным сговором на совершение, как правило, одного конкретного преступления. Подобную группу ч. 2 ст. 35 УК характеризует такими признаками: «заранее договорившиеся о совместном совершении преступления».
«Заранее» означает, что договоренность в любой форме - словами, жестами, взглядами состоялась до начала совершения преступления.
Договоренность по содержанию суть соглашение соучастников о том, какое преступление им предстоит совершить и что делать они это будут совместно. Здесь в отличие от группы без предварительного сговора не требуется простого непосредственного соисполнительства. Сговор для того и производится, чтобы при необходимости для. облегчения совершения преступления технически разделить функции. Например, двое возвращавшихся из ночного клуба молодых человека увидели в темном переулке пьяного мужчину. Они договорились похитить у него меховую шапку. Распределили роли так: один подойдет к потерпевшему и попросит прикурить, второй в это время сзади сорвет головной убор, затем оба скроются проходными дворами. Налицо грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору.
Организованная группа - вид сложного соисполнительства с более высоким уровнем совместности в совершении преступления. Она согласно ч. 3 ст. 35 характеризуется такими признаками, как: а) устойчивость, б) объединенность, в) цель совершения одного или нескольких преступлений.
Устойчивость группы связана с целью совершения ею, как правило, не одного, а неопределенного числа преступлений. Если же одного, то такого сложного, как терроризм, захват заложника, захват самолета и т. п. В судебной практике вывод об устойчивости группы часто обосновывается длительностью или многоэпизодностью преступной деятельности.
Объединенность означает структурно-системное взаимодействие членов организованной группы, функциональное распределение ролей, иерархическое взаимодействие руководителей и исполнителей, материальную связанность, круговую поруку и проч.
Наконец, формой группового соучастия является преступное сообщество (преступная организация). Закон называет следующие признаки преступного сообщества: а) сплоченность; б) объединение организованных групп; в) цель - совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Задача 3.
Автомобильный завод недополучил от шинного завода шины и взыскал за это с последнего неустойку.
Вследствие отсутствия шин автозавод не смог своевременно выполнить договоры поставки готовых автомобилей и его покупатели , в свою очередь, взыскали с завода предусмотренную неустойку. На этом основании автомобильный завод потребовал от шинного завода разницу между суммой, полученной им от шинного завода, и суммой взысканной с него покупателями.
Шинный завод отказался платить, считая что его ответственность ограничена неустойкой.
1. основательно ли требование автомобильного завода и на чем оно основывается.
2. что согласно ГК РФ, следует понимать под неустойкой и убытками. Какой вид неустойки можно применить.
3. какой срок исковой давности предусмотрен для взыскания убытков.
4. как осуществляется взыскание неустойки и убытков.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
На основании с, 332 ГК РФ требование автомобильного завода законно.
Взыскание убытков и неустойки осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. 196 ГК РФ применяется общий срок исковой давности – 3 года.
Зачетная неустойка позволяет кредитору помимо неустойки требовать возмещения убытков в части, не покрытой неустойкой, т.е. с зачетом неустойки. Неустойка считается зачетной во всех случаях, если законом или договором не предусмотрено иное, и является наиболее часто употребляемым видом неустойки. При штрафной неустойке кредитор вправе требовать возмещение в полном объеме причиненных убытков и, сверх того, уплаты неустойки. Это наиболее строгий вид неустойки, используемые за наиболее грубые и значительные нарушения обязательств, например, при некачественной поставке продукции и товаров массового потребления.
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты.
Конституция – М., 1997.
Трудовой Кодекс РФ. – Новосибирск, 2004.
Гражданский Кодекс РФ. – М., 2002.
Уголовный кодекс РФ. – М., 2004
ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12. 1997.
Специальная литература.
1. Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993.
2. Анисимов Л.Н., Анисимов. А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры. – М.: Бератор – пресс, 2002.
3. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: -НОРМА, 1997
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М., 1998
5. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. – М., 1998.
6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права, М., 1998.
7. Маврин С., Хохлова Е. Трудовое право России. – М., 2002.
8. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Курс лекций М.1996.
9. Пустозерова В.М. Трудовой договор на основе трудового кодекса РФ. – М.: Кн. Сервис, 2002.
10. Сыроватская Л.А. Трудовое право. – М.: Юристъ, 2000.
[1] Мальтузов Н.И., Малько А.В. Курс лекций М.1996. – С. 243.
[2] Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993. – С. 216.
[3] Мальтузов Н.И., Малько А.В. Курс лекций М.1996. – С. 249
[4] Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993. – С. 219
[5] Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993. – С. 221
[6] Мальтузов Н.И., Малько А.В. Курс лекций М.1996. – С. 251
[7] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: -НОРМА, 1997 – С. 265.
[8] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: -НОРМА, 1997 – С. 267
[9] Маврин С., Хохлова Е. Трудовое право России. – М., 2002. – С. 110
[10] Маврин С., Хохлова Е. Трудовое право России. – М., 2002. – С. 112.
[11] Шеломов Б. Трудовой договор // Человек и труд. – 2002. - №10. – С. 78.
[12] Анисимов Л.Н., Анисимов. А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры. – М.: Бератор – пресс, 2002.- С. 162.
[13] Катькало О.И., Ситникова Е.Г. Трудовой договор. – М.: Приор, 2002 – С. 76.
[14] Катькало О.И., Ситникова Е.Г. Трудовой договор. – М.: Приор, 2002 – С. 76.
[15] Анисимов Л.Н., Анисимов. А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры. – М.: Бератор – пресс, 2002.- С. 165.