Содержание

Введение. 2

1.Характеристика предприятия общественного питания. 4

2. Характеристика мероприятия. 5

3. Прием заказа. Форма пригласительного билета. 6

4. Меню приема банкета чая. 7

5. Расчет потребного сырья для банкета чая на 32 человека. 9

6. Подготовка банкетного зала к обслуживанию.. 10

6.1. Уборка и оформление зала. 10

6.2. Расчет длины столов. 11

6.3. Расчет и получение посуды, приборов, белья. 12

6.4. Расчет количества официантов, распределение обязанностей между ними  14

6.5. Составление заявок. 14

7. Инструктаж и личная подготовка обслуживающего персонала. 15

8.Проведение банкета. 20

8.1 Встреча гостей. 20

8.2 Приглашение к столу. 20

8.3 Подача блюд и напитков. 21

8.4.Техника обслуживания на банкете. 21

8.5. Организационно правовая форма предприятия. 23

9. Проводы гостей и уборка зала. 24

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Приложение. 28

Введение

В настоящее время в России стал увеличиваться уровень и количество заведений общественного питания. Это очень благоприятно, так как в условиях здоровой конкуренции потребитель может выбрать наилучшее заведение, удовлетворяющее его по качеству обслуживания, цене, качеству приготовления пищи.

Стоит вернуться на десять лет назад, и мы увидим, что в нашей стране в то время были лишь пельменные и закусочные, в которых предлагалось крайне мало блюд.

Используя достижения современной науки о питании, прогрессивную технологию и высокопроизводительное оборудование, широко развитая сеть предприятий различного типа общественного питания имеет большие возможности для обеспечения населения высококачественной пищей в соответствии с возрастом, профессией, состоянием здоровья людей, а также климатическими условиями.

В перспективе общественное питание должно преобладать над домашним приготовлением пищи.

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующие единством форм организации производства и обслуживания потребителей. Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на путь преобразования.

За последние полтора-два года ресторанный бизнес пережил настоящий подъем. И сегодня владельцу ресторана, который хочет добиться успеха на этом поприще, необходимо четко представить себе, кто является посетителем его заведения, какие блюда и напитки предпочитают клиенты, в какой день недели наблюдается пик посещения, а когда – затишье, кому из официантов клиенты отдают предпочтение.

 Для того чтобы ресторан действительно приносил доходы, и люди стремились чаще посещать его, среди прочих услуг, предлагаемых рестораном, должна присутствовать и услуга предварительного заказа.

Заказ банкетного зала – необходимая процедура при различных видах торжественных обедов и ужинов, когда нужно соблюсти не только определенное меню и особый вид услуг, но и приготовить индивидуальную программу встречи гостей и проведения самого торжества.

Когда речь идет о крупном торжестве, заказчик договаривается по телефону о встрече с менеджером ресторана.

Ответственный менеджер ресторана, как правило, ведет переговоры с организатором в специальной комнате и выясняет все, что хочет. Прежде всего, обсуждается характер торжества, форма застолья, виды заказываемых блюд и напитков, денежная сумма, которой располагает заказчик.

Цель работы – спроектировать проведение банкета чая по поводу встречи друзей на предприятии общественного питания г. Новосибирска – закусочной «Любовь».

Задачи работы - дать характеристику предприятия; дать характеристику мероприятия, определить порядок приема заказа, описать меню, составление заказа-счета, определить порядок расчета потребности сырья по меню, рассмотреть правила подготовки зала к обслуживанию, порядок проведения банкета.


1.Характеристика предприятия общественного питания

Закусочная «Любовь» - это место где всегда можно быстро и вкусно перекусить. Закусочную отличает качественное обслуживание, сервис и быстрота обслуживания.

Закусочная «Любовь» - это всегда большой выбор блюд и разнообразных закусок. Меню закусочной состоит из нескольких пунктов: горячие блюда, супы, горячие закуски, холодные закуски, вино-водочные изделия и разнообразные десерты.

Развитие и улучшение общественного питания возможно в том случае, если проектирование столовых, кафе и др. будет вестись с применением новых форм обслуживания, передовой технологии производства и рациональных приемов размещения этих предприятий.

Закусочная «Любовь» расположена по адресу Аникина, 6 на первом этаже.

Производственная мощность предприятия 40 мест. Зал оборудован мягкими креслами и удобными столиками. Всегда играет приятная расслабляющая музыка, что позволяет хотя бы на минутку отвлечься от проблем.  

Функциональный состав помещений:

·        Складская группа помещений,

·        Производственная группа помещений,

·        Торговая группа помещений,

·        Административная группа помещений.

Так как закусочная расположена в здании исследовательского института, там постоянно присутствует шум. В целях защиты от него при строительстве между стеновыми панелями проложен слой звукоизоляции.

В закусочной «Любовь» представлен широкий ассортимент различных национальных блюд. Есть и плов и русские блинчики и французские закуски.



2. Характеристика мероприятия

Будет собран банкет чай по поводу встречи друзей. Для банкета характерна праздничная сервировка стола, наличие разнообразных блюд. Обычно столы расставляются в один ряд, главное предусмотреть расположение так, чтобы, выходя из-за стола, гость не беспокоил сидящих рядом. Банкет чай по поводу встречи друзей – знаменательное событие. Очень важно предусмотреть все нюансы.

Важно правильно разработать программу для гостей, чтобы сбор друзей не оказался обычной пьянкой.

Так как это все же банкет чай, нужно в первую очередь позаботиться о десерте.  Для банкета чая на 32 человека понадобится как минимум 4 блюда.

Обычно применяют следующую сервировку стола:

1-десертная тарелка,

2- салфетка,

3- приборы десертные,

4-фужер,

5-рюмка для ликера,

6-чайник,

7-молочник,

8-чайная пара,

9-чайная ложка.

Тарелки для пирожных располагаются на столе так, чтобы их край совпадал с краем стола.

Чашки с блюдцем должны располагаться справа от тарелок, немного наискосок.

Ложечку нужно положить на блюдце или справа от него.

Ложечка или вилочка для пирожных кладется на правую сторону тарелки для пирожных, между ней и чашкой. Для фруктовых пирожных нужно положить специальную лопаточку, для сухих пирожных – специальные щипцы.

3. Прием заказа. Форма пригласительного билета

Заказ на проведение банкета оформляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Заказ на обслуживание банкета принимает менеджер или администратор. Он уточняет вид банкета и предлагает заказчику ознакомиться с помещением, планом расстановки столов и размещения гостей, согласовывает дату и время проведения банкета, количество участников, состав по возрасту, полу, национальности, метод обслуживания, предполагаемую стоимость заказа, особенности оформления банкетного зала, подачи аперитива, вид музыкального обслуживания.[1]

В книге заказов, которая заполняется при всех видах заказов, как правило, фиксируется следующая важная информация о проводимом    застолье:

·        фамилия, имя, отчество клиента-заказчика;

·        дата и время проведения торжества;

·        форма застолья;

·        гарантированное количество приглашенных;

·        помещение;

·        план размещения гостей;

·         меню блюд и напитков;

·        план проведения застолья;

·        специально оговариваемые требования или услуги;

·        расценки и процедура расчета;

·        номер контактного телефона заказчика;

·        имя человека со стороны ресторана, через которого будут поддерживаться контакты.

Также нужно предусмотреть форму пригласительного билета.

4. Меню приема банкета чая

Слово «меню» происходит от французского и обозначает расписание блюд и напитков на завтрак, обед и ужин, а также рационы (трехразового питания), составленные в столовых и ресторанах, перечисление блюд для приемов и другого обслуживания.

Второе определение «меню» – это бланк, карта, лист бумаги, где печатают или пишут название блюд[2].

Меню – это перечень блюд,  закусок, кулинарных изделий, напитков расположенных в определенном порядке.

Меню составляется заведующим производством, метрдотелем и передается  калькулятору  для определения продажных цен блюд.

Утверждается директором предприятия. Помимо директора меню и прейскурант обязательно подписывают калькулятор и заведующий производством с указанием даты.

Меню

банкет чая на 32 человека

Таблица №3

Наименование блюд

Масса порции

Количество порций

Десерт

Суфле

85

32

Желе фруктовое

85

32

Пирожные «Графские развалины»

80

36

Торт «Заказной»

120

64

Печенье «Орешек»

100

90

Миндаль

50

40

Горячие напитки

Чай с сахаром

200/20

32

Кофе

150

20

Сливки

15

32

Варенье

50

40

Конфеты

100

40

Спиртные напитки

Коньяк

150

64

Шампанское

200

64

Прохладительные напитки

Сок «Я» апельсиновый

200

20

Минеральная вода

250

40

Напиток «Coca Соla» 2 л

250

16

Фрукты

Лимон (нарезанный дольками)

50

30

Банан (нарезанный дольками)

50

64

Апельсины

50

64

5. Расчет потребного сырья для банкета чая на 32 человека

                                                                                                Таблица №4

Наименование блюд

Масса одной порции, гр

Количество порций

Итого продуктов

Миндаль

50

40

2000

Чай

200

32

6400

Кофе

150

20

3000

Сливки

15

32

480

Варенье

50

40

2000

Коньяк

150

64

9600

Шампанское

200

64

12800

Сок «Я» апельсиновый

200

20

4000

Минеральная вода

250

40

10000

Напиток «Coca Соla» 2 л

250

16

4000

Лимон (нарезанный дольками)

50

30

1500

Банан (нарезанный дольками)

50

64

3200

Апельсины (нарезанные дольками)

50

64

3200

Суфле

85

32

2720

Желе фруктовое

85

32

2720

Пирожные «Графские развалины»

80

36

2880

Торт «Заказной»

120

64

7680

Печенье «Орешек»

100

90

9000

Конфеты

100

40

4000

Сахар

20

32

640

6. Подготовка банкетного зала к обслуживанию

6.1. Уборка и оформление зала

Уборка помещений проводится в утренние и вечерние часы работы предприятия. Она может быть как влажной, так и сухой с применением пылесосов. Последовательность уборки зависит от покрытия полов. Подсобные столы накрывают небольшими скатертями, цветовая гамма которых соответствует стилевому решению интерьера.

Мебель в зале является одним из элементов интерьера. При расстановке мебели учитывают конфигурацию зала. Для удобства в работе официантов в залах устанавливают подсобные столики, которые стоит располагать у стен.

Перед сервировкой столов официанты протирают (полируют) посуду и приборы полотенцами, соблюдая при этом определенные правила. При протирке тарелок их держат ребром через полотенце левой рукой, а правой, постепенно поворачивая, протирают другим концом полотенца.

Стеклянную посуду на низкой ножке протирают, держа за ножку левой рукой также через полотенце, а правой взяв другой конец полотенца, протирают внутри и снаружи.

Вилки, ложки, ножи протирают каждый предмет поочередно.

Сервировку стола производят в такой последовательности:

·        Накрытие стола скатертью;

·        Сервировка стеклянной посудой;

·        Украшение стола салфетками;

·        Расстановка приборов со специями и других аксессуаров стола.

Тарелки ставятся стопками в нескольких местах стола.

Для банкетного стола порядок расположение посуды, бокалов, фужеров, рюмок и приборов находится в полной зависимости от меню, порядка и очередности подачи закусок, блюд, вин. Предварительную сервировку стола выполняют в процессе подготовки зала к обслуживанию.

Стол сервируют закусочной и пирожковой тарелкой, а из приборов раскладывают закусочные нож и вилку, и соответствующие приборы   не более чем для одного горячего блюда, включенного в меню. На стол ставят только фужер, рюмку для вина и рюмку водочную. Десертные приборы подают вместе с десертом, а не заранее[3].

При расстановке тарелок соблюдают следующие правила:

–       борт тарелки должен находиться от края стола на расстоянии 1-2 см;

–       фирменная эмблема или знак предприятия, изображенный на тарелке, должен быть обращен к гостю;

–       места, предназначенные для почетных гостей, сервируют несколько иначе: тарелки здесь расставляют с гораздо большим интервалом одна от другой, чем в других местах.

После того как все подготовлено к проведению банкета, метрдотель собирает официантов, проверяет готовность их к работе (внешний вид), инструктирует об особенностях проведения и обслуживания банкета, о подаче напитков и некоторых блюд, количестве и составе участников банкета. Он распределяет официантов по секторам обслуживания, поручая одним подачу вин, другим – блюд. Напоминает, чтобы официанты были предусмотрительными, внимательными, тактичными с гостями, обслуживали их по схеме, работали четко, красиво и синхронно.


6.2. Расчет длины столов

Столы для гостей расположены в одну линию и рассчитаны на 32 человек при двустороннем обслуживании. Общая длина стола при двухсторонней посадке (1х32+0,5)/2=16,25м. Ширина стола 1,25 м. В итоге для 32 человек нам понадобится 16,25/0,8= 21 стол. Количество стульев – 32 штуки.

            6.3. Расчет и получение посуды, приборов, белья

Расчет-заявка на производство к банкету-фуршету на 32 человека

Таблица5

Наименование блюд

Количество порций

Вид посуды

Количество порций в блюде

Количество блюд

Миндаль

40

Ваза для миндаля

1

40

Чай

32

Чайная пара

1

32

Кофе

20

Кофейник, пирожковая тарелка

4

5

Сливки

32

Сливочник

5

7

Варенье

40

Креманка, пирожковая тарелка

1

40

Коньяк

64

Рюмка коньячная

1

64

Шампанское

64

Фужер

1

64

Сок «Я» апельсиновый

20

Бокал

1

20

Минеральная вода

40

Бокал

1

40

Напиток «Coca Соla» 2 л

16

Бокал

1

16

Лимон (нарезанный дольками)

30

Блюдо, щипцы

30

1

Банан (нарезанный дольками)

64

Блюдо, щипцы

32

2

Апельсины (нарезанные дольками)

64

Блюдо, щипцы

32

2

Суфле

32

Креманка

1

32

Желе фруктовое

32

Креманка

1

32

Пирожные «Графские развалины»

36

Пирожковая тарелка, шипцы

1

36

Торт «Заказной»

64

Пирожковая тарелка, лопата

1

64

Печенье «Орешек»

90

Конфетница

30

3

Конфеты

60

Конфетница

20

3

Для сервировки стола

32

Пирожковая тарелка

1

32



Длина скатерти составит 55,8 м. Салфеток необходимо на 32 человек 32 шт. + 20% на непредвиденную замену + 12 салфеток для официантов (по 3 на каждого). Всего –51салфеток. Необходимое количество ручников – 4 штуки на каждого официанта, всего: 4х4=16 штук. Полотенца для полировки и протирки посуды по 2 штуки на официанта, всего: 4х2=8 штук, фартуки белые по 1 на каждого официанта, всего – 4 штук. На основании расчета оформляется заявка на бельевую.

6.4. Расчет количества официантов, распределение обязанностей между ними

Нормы количества официантов

Таблица 6

Наименование

Количество гостей на 1 официанта

Банкет чай

5-10


Для банкета чая на 32 человека потребуется 4 официанта для подачи блюд и розлива напитков и для уборки, а также замены использованной посуды.

6.5. Составление заявок

Заявка в бельевую к банкету «7» июля 2004 г.

Время готовности 16:00

Таблица 7

Наименование столового белья

Количество, шт

Скатерть банкетная (цельная)

9 (2х1,5 м)

Салфетки полотняные белые

51 (20х20 см)

Ручники для официантов

16(40х40 см)

Фартуки белые

4







Заявка в сервизную к банкету


Время готовности 17-00                                                          «7» июля 2004 г


Таблица 8

Наименование посуды и приборов

Количество

Фарфоровое блюдо

3

Пирожковая тарелка

172

Бокал для сока

60

Бокал для напитка

16

Щипцы

8

Лопатка

10

Ложка десертная

64

7. Инструктаж и личная подготовка обслуживающего персонала

Уровень обслуживания в современном ресторане зависит не только от его интерьера, оборудования, качества пищи, но и от профессионального мастерства тех, кто призван создавать здесь обстановку радушия и гостеприимства, и в первую очередь от официантов. Тактичность и доброжелательность всегда оставят у потребителя хорошее впечатление от посещения ресторана.

Первое впечатление о ресторане складывается от того, каким будет внешний вид официанта. Форменная одежда метрдотеля, официантов и бармена – неотъемлемая часть имиджа фешенебельного ресторана, поэтому к ней предъявляются высокие требования. Основные требования к внешнему виду официанта:

·        опрятность;

·        подтянутость;

·        изящество движений.

Важную роль в облике официанта играет аккуратная, хорошо сшитая и отглаженная одежда, которая должна быть не только красивой, но и удобной. Обувь должна быть нетесной, на низком каблуке.

Официант должен в совершенстве владеть техникой обслуживания, знать основы технологии приготовления пищи, кулинарную характеристику блюд и напитков, правил подачи блюд и напитков, правила подачи блюд и напитков, сервировку стола, назначение столовых приборов и посуды.

Каждый официант должен стремиться стать первоклассным специалистом ресторанного дела и приносить радость людям гостеприимным обслуживанием.[4]

Официант в течение всего банкета занят непосредственно обслуживанием его участников. Квалифицированная работа, элегантный внешний вид, доброжелательное, тактичное и внимательное отношение к гостям являются обязательными условиями культуры обслуживания в ресторане «Емеля» и способствуют созданию хорошего настроения участников банкета.

От официантов требуется дисциплина, организованность, безусловное выполнение всех распоряжений и указаний метрдотеля.

Работа официантов должна быть быстрой, но спокойной и уверенной без суеты и спешки. Следует помнить, что ни одна просьба гостя не должна остаться без внимания. Официант должен знать, кто из его товарищей работает в предыдущем и последующем секторе для своевременного и организованного входа  в зал и выхода из него: он должен запоминать очередность подачи закусок, блюд, напитков, схему организации обслуживания для индивидуальной работы и работы в паре с другими официантами.

Качество обслуживания во многом зависит от правильного распределения обязанностей между официантами и их слаженной совместной работы.

Особенность организации данного банкета заключается в том, холодные закуски, воды и фрукты на банкетный стол ставят официанты до прихода гостей.

После приема холодных закусок делается перерыв на 20-30 минут, во время которого официанты смогли бы убрать освободившиеся блюда, тарелки, приборы и пустые бутылки и заменить их чистой посудой и приборами для подачи горячих блюд.

Получив на раздаче блюда, официанты направля­ются с ними к входу в банкетный зал, где собираются по порядку номеров, присвоенных секторам стола, ко­торые они обслуживают. [5]

По­дача блюд может производиться и с правой стороны, если кушанье было заранее разложено или разлито в посуду индивидуального пользования. При этом надо предупредить гостя: разрешите поставить. На каждом блюде обязательно должны быть приборы для раскладки. После подачи блюд, которые принято есть руками, не пользуясь приборами гостям подают небольшие чашки с водой и кусочком лимона для ополаскивания пальцев и салфетки.

После окончания банкета, официанты убирают со столов и сервируют  столы для подачи кофе и чая. По окончанию банкета официанты все вместе убирают со столов посуду, расставляют столы и убирают зал.

Необходимое условие хорошей организации банке­та - бесшумная работа официантов, без лишних раз­говоров, без громких вопросов.

Официант должен за­ранее уяснить себе схему обслуживания и очередность подачи закусок, вин, блюд и обязательно соблюдать принятый порядок.

На обслуживание торжественных вечеров официанты надевают белые перчатки, следя за тем, чтобы они вовремя были заменены.

В закусочной «Любовь» официанты одеты в одинаковые костюмы, которые отличаются цветом от костюма администратора.

Обязательным условием для повышения рейтинга и для привлечения новых клиентов закусочной «Любовь» является честность. Поэтому официанты, гардеробщики и другой обслуживающий персонал закусочной «Любовь» немедленно сдают все забытые посетителями вещи, которые метрдотель записывает в специальный журнал. [6]


Вот примерная схема обслуживания при организации банкета чая зха столом с полным обслуживанием официантами:


1 – банкетный стол, 2 – столы для официантов, 3 – чайные столы

Работоспособность человека в течение рабочего дня не постоян­на.- Доказано, что она повышается в начале рабочего дня, достига­ет максимума через полтора часа работы и держится на этом уровне тем дольше, чем лучше организована выполняемая работа. Затем работоспособность снижается и снова достигает максимума после хорошо организованного обеденного перерыва. Утомление организма наступает в результате тяжелой напряженной или дли­тельной работы, неправильной организации трудового процесса, неудобной рабочей позы, плохой организации отдыха, что приво­дит к ощущению усталости и ухудшению самочувствия. Учитывая колебания работоспособности человека, целесообразно все трудо­емкие процессы выполнять в первой половине дня и в начале по­слеобеденного периода. Для снижения утомляемости в течение дня следует разнообразить виды работ, что на предприятиях общест­венного питания вполне выполнимо.

Очень важно в процессе работы соблюдать правильную позу. Это обеспечивается подбором оборудования определенных разме­ров и высоты. Работник должен стоять прямо, не сутулясь. Неко­торые операции повар и кондитер могут выполнять сидя на высо­ких табуретах. Правильно организованное рабочее место помогает избежать лишних движений, а следовательно, предупреждает преждевременное утомление.

Работоспособность человека во многом зависит от степени обу-ченности, т. е. от производственной натренированности.

Важным фактором в работе является чередование труда и от­дыха, поэтому обеденный перерыв на предприятиях общественного питания следует использовать по назначению.

Для сохранения работоспособности и укрепления здоровья большое значение имеет специальная производственная гимнасти­ка, которая должна проводиться периодически в течение рабочего дня, продолжительностью около 5 мин под руководством общест­венных инструкторов. - Не менее важны систематические занятия физкультурой и спортом в свободное от работы время.

Все перечисленные факторы способствуют рациональной орга­низации трудового процесса и борьбе с утомлением.

8.Проведение банкета

8.1 Встреча гостей

В вестибюле навстречу посетителям выходят гардеробщики и, принимая от гостей верхнюю одежду, дают им фирменные номерки. К этому времени выходит метрдотель приветствует гостей и приглашает пройти в зал. Официант, подходит к столику, приветствует гостей в зависимости от времени посещения словами «Добрый вечер»[7].

Перед приглашением гостей нужно позаботится о чистоте помещения.

8.2 Приглашение к столу

Гости входят в зал, предъявляя специальное приглашение. Официанты же встречают гостей в отведенном секторе. Обычно, гости приходят в четко обозначенное в приглашении время. Необходимо заготовить поздравления и конкурсы. Дружеская непринужденная беседа украшает застолье, делает его более содержательным и интересным. Неспешный задушевный разговор за столом способен не только создать приподнятое настроение, но и сблизить между собой присутствующих, вызвать взаимное расположение.  Нужно заранее позаботится о том, как рассадить гостей. Лучше посадить вместе гостей, например, гостей, имеющих общие интересы, хотя в компании близких друзей или родственников этого можно и не придерживаться.

Однако во время больших торжеств места во главе стола оставляют для самых почетных гостей. Нужно заблаговременно положить к каждому бакалу карточку с именем гостя.


8.3 Подача блюд и напитков

Все блюда, как правило, оформляются высококвалифицированными поварами или официантами непосредственно перед подачей посетителям. Оформляют блюда с использованием овощей (зелени петрушки, укропа, листьев салата), консервированных и свежих фруктов. Холодные закуски и блюда ставятся на стол не ранее чем за пол часа до начала банкета, чтобы они имели свежий, привлекательный вид. Им отводится значительное место в питании – они повышают аппетит, поэтому  должны быть хорошо оформлены, уложены в соответствующую посуду, украшены веточками зелени, а также красиво нарезаны. Чай подают в чайных чашках, поставленных на блюдцах, вместе с чайной ложкой. Ручка чашки и ручка ложки должны быть повернуты вправо от гостя. Чай ставят справа правой рукой. Его приносят налитым в чашки на подносе. Кофе приносят в кофейнике, его ставят справа в торце стола на пирожковую тарелку и разливают непосредственно на столе в кофейные чашки с блюдцами и кофейными ложками, поставленными перед гостями. Сахар к кофе подают отдельно в сахарницах.[8]

8.4.Техника обслуживания на банкете

Официанты, подающие блюда приносят в подсобное помещение холодные закуски и расставляют их на столы в порядке подачи. Кладут в каждое блюдо прибор для раскладки, встречают гостей и помогают им расположится за столом, подают холодные закуски, ставят на поднос икорницы, тарелки с маслом, кладут лопатки для икры и ножи для масла. Обносят гостей, затем уходят и вновь возвращаются с блюдами с овощами, обносят гостей и уходят. Возвращаются в зал и приносят рыбное ассорти, обносят гостей и уходят. Два официанта входят в зал с пустыми подносами, оставляют их на подсобных столах, собирают посуду из  под рыбной закуски и уносят их из зала. Приносят в зал мясную закуску, обносят гостей и выходят из зал. Два официанта приносят и подают горячую закуску к кокотницах на подстановочных тарелках с чайной ложкой. Готовят к подаче суп-пюре и бульон с пельменями, приносят их в подсобное помещение и устанавливают на подносы: суп-пюре и бульон в бульонных парах, гренки на пирожковых тарелках. Вносят в банкетный зал подносы с супом и бульоном и ставят на мелкие столовые тарелки перед гостем, подавая справа. Два официанта приносят из кухни в подсобное помещение второе рыбное блюдо. Два официанта приносят в зал подогретые мелкие столовые тарелки и, поставив их на подсобном столе, убирают с банкетного стола мелкие столовые тарелки, поставленные при сервировке как подстановочные, бульонные чашки, блюдца, ложки. Уносят их из зала. Вносят в зал рыбное блюдо и обносят гостей. Собирают использованную посуду из под рыбного блюдца и устанавливают на подсобные столы. Уносят использованную посуду из зала. Два официанта приносят в подсобное помещение второе мясное блюдо. Входят в зал и вносят блюда с горячим мясным блюдом, уходят из зала с освободившейся посудой. Два официанта входят в зал с пустыми подносами и , оставив их на подсобном столе, собирают со стола столовые тарелки и приборы, уносят их из зала. Два официанта готовят к подаче десертные блюда. Ставят на поднос, застеленный салфеткой, креманки с мороженным и стопку пирожковых тарелок. Вносят в зал мороженое. Креманки с мороженным ставят на пирожковые тарелки и расставляют перед гостями. Готовят к подаче салат-коктейль из фруктов, креманки с салатом на подносах приносят в зал. Устанавливают на пирожковые тарелки и подают. Сервируют в отдельном зале столы для кофе и чая. Встречают гостей в кофейном зале и обслуживают их.

Торты подают к столу в вазах или на блюдах, заранее нарезав их на куски, которые перекладываются на тарелку кондитерской лопаточкой или щипцами.

Бисквитные торты и пирожные, как правило, едят чайной ложкой или специальной вилкой и только некоторые сорта бисквитных пирожных берут двумя пальцами левой руки и осторожно откусывают небольшие кусочки.

Песочные, а также слоеные торты и пирожные едят при помощи ножа и вилки.

Твердые миндальные пирожные едят, держа двумя пальцами левой руки и осторожно откусывая небольшими кусочками.

 Пирожные типа ромовой бабы или кекса едят по кусочкам, отламывая рукой.

Печенье, сухие пирожные, вафли берут руками и едят, отламывая по кусочкам.

На стол к чаю ставят сахарницу с сахаром щипчиками или ложкой для перекладывания сахара в чашку, вазу с вареньем, рядом с которой ставят стопку розеток и кладут ложку для перекладывания варенья в розетки.

Какао и шоколад подают горячими и сладкими в чайных чашках на блюдцах с чайной ложкой. Вначале их пьют с ложки, а затем так же, как и чай, отпивают из чашки небольшими глотками.

Какао можно подавать и с мороженным. Какао охлаждают до 8-100С, наливают в бокал, сверху кладут шарик мороженного. Подают так же, как кофе глясе: в коническом или цилиндрическом стакане на подставной тарелке вместе с ложкой для мороженного и двумя соломинками.[9]

Обо всех этих мелочах должен позаботится обслуживающий персонал.

8.5. Организационно правовая форма предприятия

            Предприятие пищевой промышленности было создано в форме общества с ограниченной ответственностью. Органами управления ООО  будут являться: общее собрание учредителей, совет директоров. Общее собрание Учредителей является высшим органом управления. В период между собраниями высшим органом управления является совет директоров. Текущей деятельностью ООО  руководит коммерческий директор, который решает главную задачу: обеспечение охраны капитала учредителей и его приумножение.

Коммерческий директор осуществляет практическое выполнение решений собрания учредителей в области инвестирования средств, развития производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, сбыта и реализации продукции и другие вопросы хозяйственной и социальной жизни работающих.

9. Проводы гостей и уборка зала

После десерта гости начинают расходиться. [10]

После проводов гостей метрдотель дает распоряжение официантам приступить к уборке посуды, которая производится в такой последовательности: бутылки, вазы фруктовые и цветочные, салфетки полотняные, приборы, креманки, фарфоровая посуда, чашки кофейные, посуда из стекла. Во время уборки посуды со стола рекомендуется тут же сортировать ее по видам. Это уменьшит бой посуды, ускорит ее уборку и последующую  мойку. Использованную посуду и приборы можно убрать с помощью передвижной тележки.

Оставшиеся на скатерти крошки сметают специальной щеткой или салфеткой на поднос и только после этого снимают скатерти[11].

Принято, чтобы, прощаясь, гость сам открывал себе дверь, чтобы не возникло впечатление, что его выпроваживают. Но официант, все равно должен проводить гостя до дверей, подать ему его одежду. Как правило гости уходят все вместе. Однако надо подождать, пока не простятся наиболее важные гости. Когда гостей много, прощаются только с организаторами банкета и соседями по столу.

Заключение

Проведенная работа над темой «Организация обслуживания банкета чая по поводу встречи друзей» помогла ознакомиться с проведением такого банкета в ресторане.

Из этой работы мы научились:

·        как нужно встречать гостей,

·        как накрывать столы для банкет чая,

·         как рассчитывать количество продуктов, столовых приборов на определенное количество гостей,

·        как составляется меню и о многом другом.

От того, как будут чувствовать себя гости, во многом зависит успех банкета. Поэтому с первой же минуты гости должны почувствовать, что им рады. Гостей должен встретить официант, принять у них верхнюю одежду, проводить до стола.

От организатора зависит очень многое. Если он неправильно рассчитает количество сырья или столовых приборов, то, скорее всего кто-то из гостей останется голодным или, наоборот, излишки продуктов выбросятся, что приведет к лишней трате денег.

Очень важно правильно предусмотреть все мелкие нюансы, от которых в целом зависит репутация ресторана, организатора.

Также важно проследить за работой обслуживающего персонала. От их работы то же очень многое зависит. Официанты должны быть вежливы, галантны, обходительны, но в то же время, их  приветливость и вежливость не должна становится навязчивой.

В настоящее время, в большинстве ресторанов проблемы с клиентами возникают из-за некачественной работы официантов. Для устранения этой проблемы нужно нанимать на работу людей, только тех, которые окончили курсы подготовки, только тех, у кого есть к этому призвание. Мало кому из клиентов понравится, если ему нагрубит официант.

В выбранной мной закусочной «Любовь» к подбору кадров относятся крайне серьезно, поэтому обслуживание там, на высшем уровне.

Крайне важно правильно подобрать рекламную компанию для привлечения клиентов. Применение делового франчайзинга (“бизнес-формат”) характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению.

В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы.

Этот вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не столь очевидна.

Список литературы

1.     Ридель Х. Бары и рестораны. Техника обслуживания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-497с.

2.     Захарченко М.Н.; Кучер Л.С. Обслуживание на предприятиях общественного питания. – М.: Экономика, 1999.-468с.

3.     Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 2000.-589с.

4.     Станкович Г.П., Дунцова К.Г. Справочник молодого официанта. М.: Высшая школа, 1989.-461с.

5.     Аносова М.М., Кучер Л.С.  Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: Наука, 1985.-349с.

6.     Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-681с.

7.     Захарченко М.Н., Кучер Л.С. и др. Обслуживание на предприятиях общественное питания. М.: Экономика, 1999.

8.     Коршунов Н.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 1999.-342с.

9.     Чудакова Н. Этикет от А до Я для детей и взрослых. М.: Кулинария, 2001.

10.                        Кричевский Р. Л. Если вы руководитель ресторана. М.: Дело, 2001.-421с.

11. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях. А. А. Никитенко. М. : Агропромиздат, 2000.-364с.

Приложение

Пригласительный билет

Администрация закусочной «Любовь» и выпускники школы №192 приглашают Вас принять участие в банкете по поводу встречи друзей.

Просим Вас прибыть 7 июля к 18:00 в закусочную «Любовь», находящейся по адресу Аникина,6

 

                                     

Желаем приятно провести время!



 
Приложение №1






















                                                                                             











     Приложение №2

Заказ-счет

Закусочная «Любовь»                                      «7» июля 2004г.


Заказ-счет № 1010

на 32 человека

Заказчик Иванова Мария Федоровна

Дата и часы обслуживания 7 июля 2004 года

С правами и обязанностями заказчика, установленными рекомендациями о порядке приема и выполнения заказов на обслуживание торжеств на предприятиях общественного питания, ознакомлен, с условиями заказа согласен

Заказ-счет составили:

Метрдотель________________            Заказчик________________

                                 (подпись)                                             (подпись)

Из кондитерской на 19-00 ч.

Таблица 1

Наименование

Количество порций

Цена, руб.

Сумма

Суфле

32

11

352

Желе фруктовое

32

15

480

Пирожные «Графские развалины»

36

20

720

Торт «Заказной»

64

180

1620

Печенье «Орешек»

90

80

72

Миндаль

40

100

200

Итого                                                                                          3444-00

Из буфета на 18-00                                                 

Таблица 2

Наименование

Количество порций

Цена, руб.

Сумма

Чай

32

2,5

80-00

Кофе

20

5-00

100-00

Сливки

32

30-00

960-00

Варенье

40

50-00

2000-00

Коньяк

64

150-00

9600-00

Шампанское

64

70-00

4480-00

Сок «Я» апельсиновый

20

35-00

700-00

Минеральная вода

40

12-00

480-00

Напиток «Coca Соla» 2 л

16

35-00

560-00

18960-00


Цены и суммы проверены

__22404____________________

                   (калькулятор)

7 июля 2004 года

Доплата №___________ от _____________

Получено всего 22404 руб. 00 коп.



[1] Аносова М.М., Кучер Л.С.  Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: Наука, 1985.- 36с.

[2] Коршунов Н.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 1980. С. 62.

[3] Аносова М.М., Кучер Л.С.  Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: Наука, 1985. С. 61-62.


[4] Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 2000.-161с.


[5] Станкович Г.П., Дунцова К.Г. Справочник молодого официанта. М.: Высшая школа, 1989.-25с.


[6] Захарченко М.Н.; Кучер Л.С. Обслуживание на предприятиях общественного питания. – М.: Экономика, 1999.-110с.

[7] Ридель Х. Бары и рестораны. Техника обслуживания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 165

[8] Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-21с.

[9] Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях. А. А. Никитенко. М.: Агропромиздат, 2000.-99с.

[10] Ридель Х. Бары и рестораны. Техника обслуживания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-69с.

[11] Усов В.В. Организация обслуживания в ресторане. М.: Высшая школа, 1990. С. 90.