СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Прибыль и рентабельность как основные оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов. 5

1.1 Прибыль предприятия – сущность, экономическое значение. 5

1.2 Основные виды прибыли. 6

1.3 Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности. 8

2. Планирование прибыли и рентабельность организаций – залог будущих экономических успехов. 13

2.1 Необходимость планирования прибыли и рентабельности организации на современном этапе. 13

2.2 Основные методы планирования прибыли и рентабельности. 14

2.2.1.Метод прямого счета. 14

2.2.2. Аналитический метод. 15

2.2.3. Факторный метод. 15

3.Основные пути повышения эффективности организаций на современном этапе. 20

Заключение. 23

Литература.. 25

Введение

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 

Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).

Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.  Объектом исследования является АО ”Хабаровский хлебокомбинат”.  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·     изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

·     определить основные виды  прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

·     проанализировать основные методы планирования прибыли и рентабельности;

·     рассмотреть основные пути повышения эффективности организации на современном этапе.

1. Прибыль и рентабельность как основные оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов.

1.1 Прибыль предприятия – сущность, экономическое значение.

Экономисты используют понятие “прибыль” для выражения разницы между доходом предприятия и его затратами. Прибыль выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (фирм).

Прибыль выполняет две важнейшие функции:

1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

2) является главным источником финансирования издержек на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).

Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. В экономической теории и хозяйственной практике различают экономическую прибыль, бухгалтерскую прибыль и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль — разница между общим доходом и явными издержками. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерским (или иначе хозрасчетным), так как она учитывает при расчете только явные (денежные) платежи, которые фиксируются в бухгалтерской отчетности предприятия.[1]

Нормальная прибыль — это та минимальная прибыль, которую должен заработать предприниматель, если он хочет остаться в своем бизнесе и продолжать деятельность. Это — плата за исполнение предпринимательских функций.

Понятие “нормальная прибыль” часто используют для обозначения альтернативных (неявных) издержек капитала фирмы. Нормальная прибыль — это прибыль, от которой собственник фирмы отказывается, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую он мог бы получить, вкладывая свои ресурсы в другое дело.

В конкретных отраслях предприятия могут получать прибыль только определенное время. Прибыль работает как сигнал. Если бы все отрасли были конкурентными, то предприятия могли бы постоянно вступать в новую для себя отрасль, или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В длительный период времени ни одна фирма ни в одной отрасли не смогла бы получать больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неминуемо уменьшится до нуля, как только новые производители вступят в данную отрасль. Это называется парадоксом прибыли: экономическая прибыль порождает межотраслевую конкуренцию, которая сводит ее к нулю.[2]

1.2 Основные виды прибыли.

На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая прибыль), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.

Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:

Пв = Прп + Прф + Пвн       (1)

где Пв — валовая прибыль;

Прп — прибыль от реализации продукции;

         Прф — прибыль от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;

         Пвн — прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как  разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:

Прп = Вд — НДС — А — И        (2)

где Вд — выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг);

НДС — налог на добавленную стоимость;

А — акцизы;

И — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции). При этом остаточная стоимость имущества исчисляется применительно к основным фондам, нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия составляет:

Пр.ф.и. = Вр.ф.и. — Сф.и. * Jинф.          (3)

где Вр.ф.и — выручка от реализации основных фондов и имущества;

Сф.и. * Jинф. — стоимость основных фондов, скорректированная на индекс инфляции.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

— доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;

— от сдачи имущества в аренду;

— доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам;

— а также иные доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

Прибыль от внереализационных операций составляет:

Пви = Дв — Рв                      (4)

где Дв — доходы от внереализационных операций;

Рв — расходы на внереализационные операции.

Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.[3]

1.3 Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности.

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

Рп = (Ц+С)/С*100    (5)

где Ц - цена единицы продукции;

 С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

Ро = (П /ОСср + ОБСср )*100                   (6)

где П сумма прибыли;

ОСср - среднегодовая стоимость основных средств;

ОбСсрсредние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово - хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. Это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности формируются следующим образом :

R СиИ = П / R СиИ       (7)

RСиИ - рентабельность тех или иных хозяйственных средств и их ситочников;

П - прибыль (чистая либо балансовая)

Далее представлены некоторые основные показатели рентабельности, применяемые при анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общая рентабельность

Показатель показывает какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя.[4]

R общ = П днреал          (8)

Пдн - прибыль до налогообложения;

Вреал - выручка от реализации

Рентабельность оборотных активов

Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

R оба = ЧП/ОА         (9)

ЧП - чистая прибыль;

ОА - среднегодовая стоимость оборотных активов

Рентабельность производственных фондов

Определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно - материальных ценностях.

Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)).[5]

Rпрф = П/ПФ    (10)

П - прибыль до налогообложения;

ПФ - среднегодовая стоимость производственных фондов

Рентабельность активов предприятия

Определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия

Ra = ЧП/ВБ   (11)

ЧП - чистая прибыль;

ВБ - валюта баланса

Рентабельность финансовых вложений

Определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.

 

R фв = Пфв /ФВ          (12)

Пфв - прибыль предприятия от финансовых вложений за период;

ФВ - величина финансовых вложений;

Рентабельность производства

Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции.

 

R пр-ва = ВП / СС           (13)

ВП - валовая прибыль;

СС - себестоимость продукции

Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

СК пер.окуп. = СК/ЧП                (14)

СК - средняя стоимость собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

2. Планирование прибыли и рентабельность организаций – залог будущих экономических успехов.

2.1 Необходимость планирования прибыли и рентабельности организации на современном этапе.

Объектом рассмотрения курсовой работы является ОА «Хабаровский хлобокамбинат».Который является монополистом на рынке в производстве хлебо -булочной продукции. Важнейшим вопросом в данном ОА является планирование прибыли, рентабельности и  других финансовых результатов.

В таблице 2.1 представлены основные финансовые показатели с помощью которых можно провести анализ прибыли и рентабельности производства.

Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности АО "Хабаровский хлебокомбинат"

Показатель

2004 г., тыс. руб.

2003 г., тыс. руб.

2004г.  к  2003 г., %

Выручка от реализации (без НДС)

17852679

16115794

110,78

Полная себестоимость продукции

16622938

14721995

112,91

Прибыль от реализации ТП

1229741

1393799

88,23

Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций

-329905

5958

 55

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

71,60

Чистая прибыль

584956

910256

60,61

Нераспределенная прибыль

85725

430095

19,93

Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2003 года за 9 месяцев 2004 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Рассмотрим основные методы планирования прибыли и рентабельности и про анализируем их.

2.2 Основные методы планирования прибыли и рентабельности.

2.2.1.Метод прямого счета.

Метод прямого счета, в основе которого лежит по ассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продук­ции. Более простой вариант расчета предполагает укрупненное планирование по позициям плана.

Рассчитывается

Птп = Цтп – Стп                                 (15)

где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат).

Затем рассчитывается

Прп = Врп - Срп,                                        (16)

где Прп - планируемая прибыль по продукции подлежащей реализации

в пред­стоящем периоде;

Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Таким образом, 

Прп = Пн + Птп – Пк                  (17)

где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

Пн - прибыль в остатках продукции не реализованной на начало планируемого периода;

Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

Пк - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планового периода.

Расчеты по данным формулам представлены в таблице 2.1

2.2.2. Аналитический метод

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяется базовая рентабельность:

Рб = (По:Стп) * 100%                (18)

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного периода);

Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Рб = (1229741/16622938)*100% = 7,39%

2.2.3. Факторный метод.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

2. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.

3. Программирование индексов инфляции

4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального варианта.

Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.[6]

Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль.

Показатель

По базису (2003 г.)

По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию

Фактически по отчету (2004 г.)

Динамика                         

усл. об.

тыс.руб.

усл. об.

тыс. руб.

усл. об.

тыс.руб.

%

Реализация ТП

N0

16115794

N10

13600008

N1

17852679

110,2

Полная себестоимость

S0

14721995

S10

12323729

S1

16622938

112,9

Прибыль от реализации ТП

P0

1393799

P10

1176250

P1

1229741

88,2

Объем производства,  т

Q0

6740

— 

Q1

5688

84,4

Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Хабаровском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:

DP1=N10-N1               (19)

         DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

DP2=P0*K1-P0                 (20)

где, K1 коэффициент роста объема продукции:   K1=S10/S0   

         DP2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции.

DP3=P0*(K2-K1)                         (21)

         DP3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости.

DP4=S10-S0.                 (22)

         DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

DP5=S0*K2-S10.                 (23)

         DP5=14721995*0,8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:

DPа=P1-P0.      (24)

где P1  и P0 — прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно;

DPа -  общее изменение прибыли от реализации товарной  продукции .

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

DPб=                   (25)

DPб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.

Анализ рентабельности на Хабаровском хлебокомбинате будет строится показателя:  рентабельности продукции.

Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. 

         K0= ;

         K1=.

Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%. Влияние фактора изменения цены на продукцию:

         DKN=.

Влияние фактора изменения себестоимости:

DKS=

DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76

Влияние фактора рентабельности продукции

а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:

        

         .

б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

        

Влияние фактора изменения фондоемкости:

а)

б)

Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

а)

б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

   

 Итак, суммарное влияние факторов:

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:

ü    общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

3.Основные пути повышения эффективности организаций на современном этапе.

Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.[7]

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Это прежде всего:

·     совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;

·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.[8]

На АО "Хабаровский хлебокомбинат", в условиях когда предприятие само не может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн. руб. ).

Таким образом на АО "Хабаровский хлебокомбинат" резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на АО "Хабаровский хлебокомбинат" напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

Таким образом напрашивается вывод о том, что АО "Хабаровский хлебокомбинат", производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

·     уменьшению ресурса затрат, ведущее к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.[9]

Заключение

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

В результате анализа деятельности АО "Хабаровский хлебокомбинат" было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 2003 года за 9 месяцев 2004 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.

Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб. (на 11,77%) и составила 1229741 тыс. руб.; балансовая прибыль сократилась на 499921 тыс. руб. (на 35,71%), составив 899836 тыс. руб.;  чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (на 39,39%), составив 564862 тыс. руб. Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций составило -329905 тыс. руб.

Прибыль от реализации товарной продукции находится под влиянием ряда факторов — изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации на 4252671 тыс. руб., второго уменьшило последнюю на 4199209 тыс. руб.

При анализе рентабельности продукции АО "Хабаровский хлебокомбинат" было выявлено, что данный показатель напрямую зависит от изменения цен на продукцию и уровня себестоимости. За счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.

Анализ деятельности АО "Хабаровский хлебокомбинат" продемонстрировал,  что рентабельность производства за анализируемый период снизилась на 2,22%, что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств.

Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами;

·     уменьшению ресурса затрат, ведущее к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     совершенствование системы управления производством;

Литература

1.  Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2000г.. - 215 с.

2.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.

3.  Барулин С.В. Самофинансирование  предприятий в условиях рыночной экономики // Финансы. - 2003. - №3 - С. 13-15.

4.  Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.

5.  Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 5 - С. 16-20.

6.  Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. - 2000. - №10 - С. 10-15.

7.  Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 2003. - №7 - С. 77-83.

8.  Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. - 2004. -   № 4 - С. 5-7.

9.  Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.

10.Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 1998. - №5 -     С. 16-20.

11.Федотов М.А.  Анализ прибыли предприятия // Финансы. - 2003. -№12 - С. 10-13.

12.Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.

13.Финансы предприятия. / Под редакцией Бородиной Е.И. -М.: Биржи и банки, 1995. - 285 с.

14.Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2004. - №4 - С. 45-69.

 


[1] Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2000г. - 215 с

[2] Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2000г.. - 215 с.

[3] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.

[4] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.

[5] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.

[6] Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.

[7] Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2004. - №4 - С. 45-69.

[8] Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2004. - №4 - С. 45-69.

[9] Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.