Содержание:


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Теоретическая часть. Классическая (административная) школа управления     4

1.1.  Исторические предпосылки возникновения............................................ 4

1.2.  Основные положения классической школы управления........................ 4

1.3.  Система управления Тейлора.................................................................. 5

1.4.  Хронометраж движений Ф. Гилберта..................................................... 6

1.5.  Бюрократическая система М. Вебера...................................................... 6

1.6.  Схема управления организацией по Г. Форду....................................... 7

1.7.  Принципы и функции управления Файоля............................................. 8

1.8.  Применимость и значение концепций в практике современного управления        9

2.  Практическая часть..................................................................................... 10

2.1.  Характеристика организации................................................................ 10

2.2.  Особенности и специфика управления предприятием.......................... 15

Выводы и рекомендации.................................................................................. 17

Список использованной литературы............................................................... 18


Введение


Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. В последствии наука об управлении развивалась на как ряд последовательных, взаимосвязанных разделов теории, а как отдельное направление исследований по теории и практике управления. Эти самостоятельные направления в исследованиях формировали вокруг себе приверженцев и в конечном итоге получили название школ управления. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. [1]

Целью данной работы является рассмотрение классической (административной) школы управления.

Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы (задачи): исторические предпосылки возникновения, основные положения школы управления, система управления Тейлора, хронометраж движений Ф. Гилберта, бюрократическая система М. Вебера, схема управления организацией по Г. Форду, принципы и функции управления Файоля, применимость и значение концепций в практике современного управления.

1.   Теоретическая часть. Классическая (административная) школа управления

1.1.  Исторические предпосылки возникновения


Основателем классической школы управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу 19 – началу 20 века исчерпал себя.

С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.

Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. Отдельные движения были им прохронометрированны, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможности всего в результате рационализации самой работы и, в частности введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.[2]

1.2.  Основные положения классической школы управления


Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.

Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?

Классическая школа занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Основные положения выглядят следующим образом:

–       Развитие принципов управления.

–       Описание функций управления.

–       Систематизированный подход к управлению всей организацией. [3]

1.3.  Система управления Тейлора


Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

1.4.  Хронометраж движений Ф. Гилберта


Типичным для классической школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.

1.5.  Бюрократическая система М. Вебера


Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

–       Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.

–       Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.

–       Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.

–       Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.

–       Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности. [4]

1.6.  Схема управления организацией по Г. Форду


Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.

Он применил стандартизацию и унификацию – важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное производство, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.

Свою теорию управления Форд назвал «Террор машины».[5]

1.7.  Принципы и функции управления Файоля


А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

1.     Разделение труда.

2.     Полномочия и ответственность.

3.     Дисциплина.

4.     Единоначалие.

5.     Единство направлений.

6.     Подчиненность личных интересов общим.

7.     Вознаграждение персонала.

8.     Централизация.

9.     Скалярная цепь

10.Порядок.

11.Справедливость.

12.Стабильность рабочего места для персонала.

13.Инициатива.

14.Корпоративный дух.

Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.

1.8.  Применимость и значение концепций в практике современного управления


На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

–       четкое функциональное разделение труда;

–       передача команд и распоряжений сверху вниз;

–       единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

–       соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. [6]


2.   Практическая часть

2.1.  Характеристика организации


Полное название предприятия – закрытое акционерное общество «Автодиск» (ЗАО «Автодиск»). Оно было зарегистрировано в Торгово-промышленной палате РФ, номер лицензии 16478561.

Фирма находится по адресу: 115522, г. Москва, ул. Новослободская, 34. Филиал в городе Новосибирске находится по адресу: ул. 2-ая Станционная, 52 а.

Учредителями данной фирмы являются: НПО Тред-Авто (адрес: осква, ул. Тверская, 11), КБ Промстройбанк (адрес: 115522, г. Москва, ул. Шаболовка, 15).

Общество организовалось на базе собственного капитала и используя заемные средства.

Организационно-правовая форма – закрытое акционерное общество.

Предприятие занимается производством автомобильных литы дисков для автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Объемы производства данной организации зависят от уровня спроса покупателей и постоянно меняются. За последние два года объемы увеличились на 25%. Прибыль в 2004 году составила 719,28 тыс. руб.

Рентабельность производства (отношение прибыли к полной себестоимости продукции) равна 719,28/2663,3 = 0,27.

Рентабельность продукции (прибыль от реализации, деленная на себестоимость переработки) = 719,28/1028 = 0,7.

Рентабельность продаж (отношение балансовой прибыли к выручка) = 719,28/3377,2 = 0,21.

Норма прибыли (отношение чистой прибыли к инвестициям) = 467,53/2663 = 0,18.

Количество работающих составляет 50 человек.

ЗАО планирует производство новых дисков для автомобилей и выход на рынок города Новосибирска, а также и других городов России. Фирма планирует занять 2% рынка за год, 8% во второй год, 14% в третий год. На данных момент состояние для фирмы оценивается как положительное.

Миссия организации и цели будут представлены на рис. 1.

ЗАО «Автодиск» как система имеет следующие характеристики: сложная вероятностная система, инерционная, целостная (устойчивость к внешней среде за счет системообразующих связей), открытая (все развитие системы ЗАО «Автодиск» опосредовано системами более высокого уровня).

ЗАО «Автодиск» как систему можно представить в виде различных комбинаций ее элементов:

ЗАО «Автодиск» как гомогенная система может быть представлено как совокупность двух рабочих площадок: Кировская площадка и Ленинская площадка.

Наиболее обобщенная интерпретация ЗАО «Автодиск» как гетерогенной системы выглядит следующим образом:


 

Агрегированный вид системы ЗАО «Автодиск» (рис. 2.) можно детализировать различными способами и выделить, таким образом, несколько уровней системы.

При этом каждый из элементов первого уровня (территория, население, экономическая база) можно представить в виде совокупности элементов (II уровень), их составляющих, например таким образом:

Территория

·        Ремонтный цех

·        Цех покраски

·        Административно-управленческая зона

·        Депо

Экономическая база

·        Промышленные предприятия местного значения

·        Производственная инфраструктура местного значения

Население

·        Пассажиры, оплачивающие полную стоимость проезда

·        Пассажиры-пенсионеры

·        Пассажиры-студенты

Выделение элементов в подсистеме может осуществляться по различным принципам.

Инфраструктура

·        Коммуникации

·        Столовая и буфет

·        Здравоохранение

Организационная структура предприятия показана на рис. 3.

Вид данной организационной структуры можно определить как линейная, так как все управление идет сверху вниз и все службы не имеют права принимать самостоятельное решение.

В таблице 1 дана характеристика внешней среды предприятия.

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Факторы внешней среды прямого воздействия

Государство 

Законодательные акты, на которых основана деятельность предприятия

Ограничение действия руководителей организации

Потребители

Все слои населения, являющиеся владельцами автомобилей марок ВАЗ 2101, ВАЗ 2107, ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 и автомобилей импортного производства среднего класса типа FIAT, OPEL, Volkswagen и др., фирмы занимающиеся техническим обслуживанием автомобилей

Изменение в прибыли предприятия

Поставщики

Поставщики электроэнергии, различных материалов, трудовых ресурсов

Сбои в работе на производстве за счет несвоевременной поставки ресурсов

Конкуренты

Отечественные ВАЗ и зарубежные Rover и Ghrusler

Понижение стоимости дисков, проведение рекламных акций и т.д.

Факторы косвенного воздействия

Технические

Внедрение технического прогресса в подразделения автомобильного транспорта

Использование нового оборудования и материалов, новой технологии, а также автоматизации и телемеханизации управления производственными процессами

Экономические

Состояние экономики

Получение прибыли

Социальные

Хищение персонала

Востребование и сохранение выручки

В соответствии с классификацией Минцберга роль руководителя определяется как

главный руководитель (межличностная роль) – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового, или социального характера,

представитель (информационная роль) – руководитель передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли,

предприниматель (инноватор с точки зрения принятия решения) – руководитель изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает проекты по совершенствованию различных аспектов деятельности, контролирует разработку определенных проектов.

Если рассматривать управленческую решетку Моутон-Блейка, то скорее всего, руководитель данного предприятия будет относиться к квадрату 7.6. (рис. 4.)

Ориентация на людей (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе

Высокий уровень

9

1.9








9.9

8










7










6










5





5.5





4










3










2










1

1.1








9.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Низкий уровень

Высокий уровень

Ориентацию на задачу (создание организационно-технических условий производства)


На предприятии нет неформальных группировок, потому что нет более сильных личностей, которые могут сделать так, чтобы люди плясали под их дудку. Поэтому рассматривать этот аспект не имеет смысла.

2.2.  Особенности и специфика управления предприятием


Система управления Тейлора широко применяется на данном предприятиях. Здесь производится тщательный отбор рабочих на основе установленных требований, происходит их обучение и проводятся меры для повышения их квалификации. Администрация тесно сотрудничает с рабочими, постоянно объясняя им цели фирмы и ставит перед рабочими новые задачи, а так же осуществляет постоянные выплаты доплат за скорую работу и точно выполненные задания.

Принципы управления по Файолю также применяются на многих современных предприятиях, в том числе и на рассматриваемом. На них существует четкое разделение труда, каждый знает, какие задачи перед ним стоят и какую работу он должен выполнять. Все руководители фирмы наделены властью, в зависимости от занимаемой должности, и несут за себя и своих подчиненных строгую ответственность. В данной фирме административно-командный стиль управления, все руководство осуществляется верхним звеном управления фирмы, там же и происходит принятие решений, касающиеся работы фирмы. Поэтому используется следующие принципы управления по Файолю – «Единство распорядительства», «Единство руководства», «Централизация», «Иерархия».

Так какфирма производит продукцию промышленного назначения, то на данную продукцию существуют разработанные стандарты , которые повышают качество и позволяют быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, управление всеми частями и этапами производства из одного центра.


Выводы и рекомендации


На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести такие подходы: научного направления; административный; с точки зрения человеческих отношений; с точки зрения науки о поведении; с точки зрения количественных методов; к управлению как к процессу; системный, ситуационный.

Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным. [7]

В работе была рассмотрена одна из этих школ – административная (классическая).

Классическая школа управления, или административная школа управления, впервые раскрыла сущность управления как универсального процесса, содержание которого составляют такие общие функции, как предвидение, организация, руководство, координация и контроль.

Были сформулированы основные принципы управления: разделение труда, дисциплина, единство руководства, централизация и др., многие из которых используются до сих пор.

На рассматриваемом предприятии используются система управления Тейлора, принципы управления Файоля, такие как «Единство распорядительства», «Единство руководства», «Централизация», «Иерархия».

Хотелось бы порекомендовать руководителям этой фирмы обратить внимание на проведение хронометража, который облегчает работу сотрудников предприятия, и кроме этого освобождает часть времени работников.

Список использованной литературы


1.     Менеджмент. П. А. Кохно. – М.:Финансы и статистика, 1993.

2.     Профессионалы в управлении. Мартынов С. Д. – Л.:Лениздат, 1991.

3.     Менеджмент – путь к успеху. Любимова Н. Г. – М.:Агропромиздат, 1992.

4.     Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

5.     Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 1995.







[1] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

[2] Профессионалы в управлении. Мартынов С. Д. – Л.:Лениздат, 1991.

[3] Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 1995.

[4] Менеджмент – путь к успеху. Любимова Н. Г. – М.:Агропромиздат, 1992

[5] Профессионалы в управлении. Мартынов С. Д. – Л.:Лениздат, 1991.

[6] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

[7] Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 1995.