Государственная политика занятости населения:  цели  и задачи.

Актуальность. Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.

Главные, социально значимые цели государственной политики занятости - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда.

Повышение качества рабочей силы, улучшение использования квалифицированных кадров, сохранение и обновление их состава, снижение численности безработных, содействие трудоустройству безработных, их материальная поддержка – необходимые предпосылки для решения проблемы занятости населения на государственном уровне.

Степень изученности. В доперестроечной России данная тема не была столь актуальной, поэтому широко не изучалась. В современной России данная тема рассматривается во многих источниках, в  частности, в таких как  «Государственное управление занятостью населения на рынке труда» Трунина В.И.,  «Соцзащита»  Букина С.С., «Рынок труда и политика занятости: вопросы теории, методологии, практики» Золина И.Е., «Занятость населения и ее регулирование» Старовойтова Л.И., «Теория и методы социальной работы» под ред. Жукова В.И. и др.

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Различают активную и пассивную государственную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) это:

o   совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

o   мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

o   обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

o   активный поиск и подбор рабочих мест;

o   финансирование создания новых рабочих мест;

o   организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

Проблема занятости населения может быть решена лишь комплексно – усилиями государства, предприятий и коммерческих организаций по занятости населения (рекрутинговых компаний).

Главным действующим лицом в процессе интеграции государственной политики занятости населения и кадровой политики предприятия должно выступать само государство. Оно должно быть инициатором этой интеграции, так как предприятие все-таки больше ориентировано на получение прибыли и эффективную деятельность, чем на сохранение кадрового состава, а социальная поддержка – это больше функция государства.

 По моему мнению, государство должно осуществлять руководство данным процессом интеграции в следующих направлениях:

1)    стимулирование экономического роста (роста производства);

2)    подготовка высококвалифицированной рабочей силы для потенциальных инвесторов;

3)    создание системы государственного содействия по выводу избыточной рабочей силы из одних предприятий и ее перевод в другие;

4)    содействие рекрутинговым компаниям.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Стимулирование экономического роста государством должно иметь главной целью – рост производства, который обеспечит создание новых и дополнительных рабочих мест, а значит, будет содействовать увеличению занятости населения. Это стимулирование касается множества экономических механизмов, которые подробно описаны в специальной литературе (предоставление налоговых льгот, развитие кредитной политики и т.д.). Кроме того, стимулирование экономического роста касается не только существующих предприятий. Особое значение должно уделяться формам самозанятости, т.е. малому бизнесу, предпринимательству и индивидуальной трудовой деятельности.

Разрабатывая различные варианты политики сокращения безработицы, государственные органы должны пытаться не только уменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений, но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все более широкое распространение получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных к более активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест.

В России мелкое производство в разнообразных формах имеет большие перспективы. Так, уже сейчас около 15 процентов общей численности занятых работает на малых предприятиях всех форм собственности. Десятую часть занятых составляют лица ненаемного труда (фермеры, владельцы и совладельцы частных фирм, лица, работающие на индивидуальной основе, работники семейных предприятий). По данным Госкомстата РФ, в среднем на одном малом предприятии занято 9 чел., что означает: предприниматель, его организовавший, обеспечивает работой не менее 8 чел. Известно, что только 3-5 процентов людей имеет склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита. При обеспечении занятость населения в трудоизбыточных районах, при высвобождении работников с государственных предприятий, среди инвалидов, женщин, учащихся значительной может быть роль частной индивидуальной деятельности. Поддержка самозанятости должна осуществляться через предоставление скидок или полное освобождение от налогов в зависимости от остроты ситуации в конкретном регионе, выделение ассигнований и целевых кредитов предпринимателям, обучение и консультации для начинающих бизнесменов. Нужна также соответствующая реклама самозанятости. Наконец, необходима помощь в обеспечении нежилыми помещениями, сырьем, транспортом, налаживании связей с поставщиками и сбыте готовой продукции и др.

На микроэкономическом уровне могут возникнуть какие-то новые импульсы, способные активизировать хозяйственную деятельность благодаря выявлению потенциальных работодателей, которых интересует возможность получения высококвалифицированной рабочей силы, предварительно подготовленной за счет государства. Такая возможность может оказаться привлекательной для потенциальных инвесторов, нацеленных на освоение современных технологий и имеющих соответствующие финансовые возможности, но пока не находящих кадров нужной квалификации.

Одновременно необходимо создать систему государственного содействия добровольному выводу работников из убыточных или трудоизбыточных предприятий и переводу их в другие организации с предварительной профессиональной подготовкой.

И, наконец, государство должно всячески содействовать программам рекрутинговых компаний по трудоустройству безработных.

Следуя этим направлениям, государство будет содействовать увеличению занятости населения и сокращению безработицы.

Заключение

Предприятие является важнейшим субъектом реализации государственной политики занятости населения.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест.

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Совместная политика занятости – государства и предприятия – повышает качество рабочей силы, способствует улучшению использования квалифицированных кадров, сохранению и обновлению их состава, созданию новых рабочих мест, содействует трудоустройству безработных, их психологической и материальной поддержке.

Следовательно, эффективное решение проблемы занятости населения возможно лишь комплексно - усилиями государства, предприятий и рекрутинговых компаний.

Список литературы

1.                Артамонова Н.В. Управление качеством. Кадровая политика. Ч.2. – СПб., 1999.

2.                Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М., 2002.

3.                Государственная политика на российском рынке труда. – М., 2001.

4.                Даниленко Н.Н. Эффективная занятость. – Иркутск, 1997.

5.                Золин И.Е. Рынок труда и политика занятости: вопросы теории, методологии, практики. – М., 2001.

6.                Косов П.И. Трудовые ресурсы и занятость. – Иваново, 2000.

7.                Меркулов П.А. Государственное управление и социально-экономические проблемы труда. – Орел, 1999.

8.                Проблемы управления персоналом в организациях: Тем. сб. науч. трудов / Под ред. Кибанова А.Я. – М., 2000.

9.                Рачек С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. – Екатеринбург, 2001.

10.           Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.

11.           Трунин В.И. Государственное управление занятостью населения на рынке труда. – М., 2001.

12.           Швецов К.В. Рынок труда и управление занятостью. – СПб., 1998.