СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. Правовые основы банковского аудита. Права, обязанности и ответственность аудиторов. 3

Задание 2. 11

Задание 3. 12

Задание 4. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18





Задание 1. Правовые основы банковского аудита. Права, обязанности и ответственность аудиторов

История банковского аудита в Российской Федерации началась практически одновременно с изменением структуры банковской системы и созданием первых коммерческих банков.

Уже Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», принятым 2 декабря 1990 г., были введены следующие нормы:

·       деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РСФСР на осуществление таких проверок;

·       банки публикуют годовой баланс после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в них сведений.

Одновременно законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР», было установлено, что Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

В связи с отсутствием в тот период законодательных актов, непосредственно регулирующих аудиторскую деятельность, Банк России 6 февраля 1991 г. утвердил Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР, которым были введены следующие определения и требования.

Аудит в банковской системе РСФСР – это независимый нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Банковский аудит осуществляется специализированными аудиторскими предприятиями, организациями или физическими лицами – аудиторами, имеющими лицензию Центрального банка РСФСР на аудиторскую деятельность в банковской системе. Основная цель банковского аудита – подтверждение достоверности отчетности коммерческих банков, представляемой в учреждения Центрального банка РСФСР, соответствия бухгалтерского учета требованиям нормативных документов, проверка соблюдения коммерческими банками банковского законодательства РСФСР, анализ их финансово-хозяйственной деятельности, а также оказание консультационных услуг.

Для методического руководства, координации и контроля за банковской деятельностью в Центральном банке РСФСР и его территориальных главных управлениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности.

Этим же Положением были установлены основные критерии и требования к лицам, имеющим право заниматься банковским аудитом:

·     аудиторские организации могут быть созданы в форме малых предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ;

·     права на осуществление банковского аудита аудиторские организации приобретают с момента получения лицензии Центрального банка РСФСР;

·     аудиторские организации не должны иметь в составе учредителей или акционеров коммерческие банки;

·     Центральный банк РСФСР может выступать учредителем банковских аудиторских предприятий, создаваемых, как правило, в форме малых предприятий;

·     физические лица могут заниматься аудиторской деятельностью в банках при условии приобретения ими патента на занятие индивидуальной трудовой деятельностью и получения лицензии Центрального банка РСФСР;

·     для работы в банковских аудиторских организациях должны привлекаться специалисты с экономическим образованием и опытом практической работы в банковской системе;

·     аудиторская организация при выполнении своей работы имеет право:

-         получать от руководителей коммерческих банков и других кредитных учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;

-         присутствовать на общих собраниях акционеров банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;

-       требовать от любого сотрудника проверяемого банка информацию и разъяснения, необходимые для выполнения аудиторами своей работы;

-       затребовать в любое время все первичные бухгалтерские документы проверяемого коммерческого банка.

·     аудиторская организация обязана предоставлять объективное аудиторское заключение:

-       о достоверности данных бухгалтерского баланса коммерческого банка на дату составления отчета;

-         о соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов;

-       о соблюдении коммерческим банком банковского законодательства РСФСР;

-       о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка его отчетности;

-       о правильности объявления налогооблагаемой прибыли.

В случае выявления злоупотреблений аудиторская организация обязана информировать о них правоохранительные и финансовые органы и Центральный банк РСФСР.

·     аудиторское предприятие может не подтвердить отчетность коммерческого банка, если в ходе аудита выявлены серьезные недостатки, в случаях, если на аудиторов оказывалось давление, и в других случаях, когда нет возможности установить достоверность отчетности, о чем указывается в аудиторском заключении. В этом случае учредители и руководители коммерческого банка обязаны в течение месяца от даты составления аудиторского заключения устранить выявленные недостатки и другие обстоятельства, мешающие подтвердить отчетность, и представить исправленный отчет вновь на подтверждение аудиторской организации.

·     если в ходе аудита выявляются незначительные нарушения, которые не нанесли ущерба интересам государства, вкладчиков и учредителей коммерческого банка, аудиторская организация подтверждает отчетность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков.

·     право проверки деятельности банковских аудиторских организаций и аудиторов имеют Центральный банк РСФСР и его учреждения, финансовые органы, а также другие государственные контролирующие органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

·     в случае неоднократного некачественного проведения аудита, сокрытия фактов нарушения коммерческими банками законодательства РСФСР Центральный банк РСФСР вправе отозвать лицензию на проведение банковского аудита, после чего годовые отчеты коммерческих банков с аудиторским заключениями, выданными аудиторскими организациями и аудиторами, не имеющими лицензии, учреждениями Центрального банка РСФСР не принимаются.

Ряд норм данного Положения отражал в определенной степени нормы, принятые в практике стран с рыночной экономикой, например, провозглашение независимого аудита, установление квалификационных требований к аудиторам, право на получение необходимой для аудита информации. Другие нормы отражали особенности периода зарождения и начала становления новой банковской системы – например, право Банка России на участие в создании аудиторской организации.[1]

Важнейшим этапом формирования нормативной базы в области регулирования аудиторской деятельности в России было принятие Указа Президента от 22.12.93 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ». Этим Указом были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые являлись основополагающим нормативным актом, регулирующим аудиторскую деятельность вплоть до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в сентябре 2001 года.

Среди нововведений Указа можно отметить следующие:

предусмотрена обязательная аттестация физических лиц, занимающихся аудиторской деятельностью;

предусмотрена обязательность аудиторской проверки в случаях, установленных законодательством РФ, определена ответственность экономического субъекта за уклонение от обязательного аудита;

определены права и обязанности аудиторов и проверяемых организаций;

определены требования к независимости аудиторов;

определены требования к содержанию аудиторского заключения;

определены квалификационные требования к аудиторам;

определены органы, осуществляющие лицензирование аудитора, а также основания для аннулирования лицензий и ответственность за осуществление аудиторской деятельности без лицензии.

Органом, организующим государственное регулирование аудиторской деятельности, была определена Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КАД).

Временными правилами были предусмотрены четыре направления аудиторской деятельности: общий аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; банковский аудит. Генеральные лицензии на право аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности были выданы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ следующим органам: Банку России (по банковскому аудиту); Минфину России (по общему аудиту, страховому аудиту и аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов).

В период с 1996 по 2000 год был введен в действие целый ряд нормативно-законодательных актов, регламентирующих аудиторскую деятельность, в том числе в сфере банковского аудита.[2]

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ, а также Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.02 г. № 696, Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» от 07.10.04 г. № 532. Установленные Законом права, обязанности и ответственность аудиторов представлены в табл. 1.[3]

Таблица 1. Права, обязанности и ответственность аудиторов

Норма закона

Права, обязанности и ответственность

Условия и требования, обеспечивающие независимость аудиторов и аудиторских организаций

Запрет на проведение проверок установлен:

1)  для аудиторов:

·     являющихся учредителями (участниками) аудируемых лиц;

·     являющихся руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

·     состоящих с указанными лицами в близком родстве;

·     оказывавших в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц;

2)  для аудиторских организаций:

·       если руководители и иные должностные лица аудиторской организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, или состоят с ними в близких отношениях;

·       в отношении аудируемых лиц, являющихся учредителями, а также в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных лиц;

·       в отношении аудируемых лиц, для которых аудиторские организации являются учредителями, а также в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных лиц;

·       в отношении организаций, имеющих общих с аудиторской организацией учредителей (участников);

·       оказывающих в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц.

Ответственность за осуществление аудиторской деятельности без лицензии

Взыскание штрафа в установленном размере в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа

Права аудиторских организаций при проведении аудита

Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита

Проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации

Получать разъяснения в устной и письменной форме по возникшим вопросам

Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случаях:

·      непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

·      выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

Обязанности аудиторов и аудиторской организации

Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ

Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора

В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор

Обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ

Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг

Ответственность за невыполнение данных обязанностей

В соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством

Ответственность за систематические нарушения требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, выявленные в ходе проведения проверки качества

Федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности может быть наложено взыскание вплоть до аннулирования у аудитора квалификационного аттестата, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности

Обязанности аудиторов и аудиторской организации

Хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие услуги

Ответственность за невыполнение данных обязанностей

Аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие услуги, вправе потребовать возмещения причиненных убытков

Ответственность за уклонение от внешней проверки качества или непредоставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации

Аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора

Ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения

Аннулирование у индивидуального аудитора лицензии, а для лица, подписавшего такое заключение, аннулирование квалификационного аттестата и привлечение его к уголовной ответственности

Задание 2

Назовите основные источники информации, изучаемые в ходе аудиторской проверки операций формирования и изменения уставного капитала банка, и типичные нарушения, допускаемые банками при их осуществлении.

Порядок проверки правильности формирования уставного фонда зависит от способа его формирования. Уставный фонд может создаваться паевыми взносами или выкупом акций.

При проверке выясняются:

·     полнота перечисления заявленного взноса;

·     соблюдение сроков формирования уставного фонда;

·     источники формирования (за счет собственных средств учредителей или участников банка либо путем привлечения кредита, взносов третьих лиц).

Для проверки используются: учредительный договор, в котором указывается сумма взноса учредителей и подписные листы, список пайщиков или акционеров с указанием сумм взносов в уставной фонд.

Анализируются порядок и сроки формирования объявленного уставного фонда. При этом используется список акционеров (пайщиков) с указанием взноса в уставной фонд банка. По ежедневным банковским балансам и первичным банковским документам проверяется фактическое поступление средств от акционеров (пайщиков), их зачисление на балансовый счет 010 “Уставный фонд” и полнота внесения взносов каждым участником банка.

Особое внимание при аудите кредитной деятельности следует уделять соблюдению экономических нормативов. Как известно, для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил предельные нормативы деятельности коммерческих банков:

·         норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска, и не должен быть менее 0,04;

·         норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04;

·         минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке;

·         максимальный размер риска на одного заемщика, который не может превышать 10% суммы активов банка.[4]

Задание 3

1.  Лицензия на осуществление аудиторской деятельности может быть аннулирована в случаях:

1)    систематического нарушения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

2)    неоднократных отказов от проведения аудиторской проверки;

3)    необеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей;

4)    уклонения от проведения внешней проверки качества работы аудиторской организации;

5)    установления аудиторской фирмой расценок на свои услуги, значительно превышающих средние ставки оплаты, сложившиеся на рынке аудиторских услуг;

6)    составления заведомо ложного аудиторского заключения.

2.  Аудиторские фирмы имеют право:

1)      самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2)доводить полученную в ходе проверки информацию до третьих лиц;

3)      проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица;

4)      не передавать аудируемому лицу аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5)      отказаться от проверки в случае непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации.

3.  Рабочая документация аудита находится в собственности:

1)    кредитной организации;

2)    акционеров (участников) кредитной организации;

3)    аудиторской фирмы;

4)    Банка России.

4.    Несовместимыми с проведением у экономического субъекта аудиторской проверки являются услуги по:

1)    ведению бухгалтерского учета;

2)    компьютеризации бухгалтерского учета;

3)    составлению бухгалтерской отчетности;

4)    подбору и тестированию бухгалтерского персонала;

5)    анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

6)    восстановлению бухгалтерского учета.

5.    Надлежащий характер аудиторских доказательств является их … стороной: 1) качественной;

2)  количественной.

Ответы:

Номер тестового задания

Правильный ответ

1

1, 4, 6

2

1, 3, 5

3

3

4

1, 3, 6

5

1

Задание 4

Аудиторская фирма ООО «Плюс-Аудит» заключила договор на проведение аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности банка «Зенит» за 2003 год. Внутрифирменным стандартом аудиторской фирмы ООО «Плюс-Аудит» определены следующие доли от базовых показателей отчетности для практического определения единого показателя уровня существенности: капитал и фонды – 4%; прибыль – 6%; доходы – 2,5%; расходы – 2,5%; валюта баланса – 0,25%. Программой аудита предусмотрена выборочная проверка оформления документов на выдачу кредитов. Объем аудиторской выборки установлен на уровне не менее 75 % от общей суммы задолженности по кредитам на дату подтверждения бухгалтерской отчетности, которая составила в целом 878 468 тыс. руб. Для осуществления выборки каждому кредитному досье клиентов присвоены порядковые номера. Сплошной проверке предполагается подвергнуть кредитные досье клиентов, имеющих просроченную задолженность хотя бы по одному кредитному договору, кредиты инсайдерам, акционерам и персоналу банка (досье с порядковыми номерами 6, 13, 18, 32, 35, 40, 56, 68, 79, 82, 92, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100), а также кредитные досье, суммарная задолженность по которым превышает единый показатель уровня существенности.

Требуется:

1.    На основе базовых показателей, взятых из финансовой отчетности банка «Зенит» по состоянию на 01.01.2004, определить единый показатель уровня существенности.

Базовые показатели, взятые из финансовой отчетности банка «Зенит» по состоянию на 01.01.2004, и расчет уровня существенности

Наименование                          Сумма                          Доля, %               Значение, применяемое

базового показателя                    тыс. руб.                                                     для нахождения уровня

                                                                                                                                существенности

Капитал и фонды                     658020                             4               (658020*4%) = 26321

Прибыль                                    63093                              6                                          3786

Доходы                                     509431                            2,5                                        12736

Расходы                                    445304                            2,5                                        11133

Валюта баланса                      4839703                           0,25                                      12099

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(26321 + 3786 + 12736 + 11133 + 12099) / 5 = 13215 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(13215 - 3786) / 13215 * 100% = 71%, т.е. в 3,5 раза.

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(26321 - 13215) / 13215 * 100% = 99,2%.

Поскольку значение 13215 тыс. руб. и 26321 тыс. руб. отличаются от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее и наименьшее значение. Новое среднее арифметическое составит:

(12736 + 11133 + 12099) / 3 = 11989 тыс. руб.

Полученную величину допустимо округлить до 12 000 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет: (12 000 - 11989) / 11989 * 100% = 0,09%, что в пределах 20%.

2.  На основе данных о размерах задолженности по кредитам в разрезе кредитных досье клиентов банка «Зенит» по состоянию на 01.01.2004 г. сформировать перечень кредитных досье клиентов, которые не войдут в перечень проверяемых в обязательном порядке. Из сформированного перечня произвести систематический отбор досье для проверки на основе определенного числа элементов совокупности, начиная с третьей позиции и отбирая каждое пятое досье до достижения требуемого объема аудиторской выборки.

Объем аудиторской выборки установлен на уровне не менее 75 % от общей суммы задолженности по кредитам на дату подтверждения бухгалтерской отчетности и составила в целом – 658 851 тыс. руб. (878 468 тыс. руб. * 75%).

Таблица 2. Перечень кредитных досье клиентов, которые не вошли в перечень проверяемых в обязательном порядке

Порядковый № кредитного досье

Сумма, тыс. руб.

Порядковый № кредитного досье

Сумма, тыс. руб.

Порядковый № кредитного досье

Сумма, тыс. руб.

1

2587

31

1352

65

2475

2

5230

36

7564

66

3547

3

1257

37

9831

67

952

5

2387

38

2546

70

7638

7

1874

41

3984

71

865

8

254

44

8285

72

8457

10

2576

45

8563

73

3257

11

6523

46

2354

74

651

12

9824

48

6321

76

3652

15

4284

49

11682

77

6584

16

3251

50

6258

78

3254

17

8954

51

2584

80

962

19

231

52

9358

81

1872

20

7258

53

754

83

9584

21

5698

54

2652

85

3257

23

1584

57

324

86

2146

25

687

58

1682

88

9200

27

10259

61

2358

89

6580

28

5267

62

9572

90

3579

30

6524

64

6852

93

1563

Таблица 3. Систематический отбор досье для проверки

Порядковый № кредитного досье

Сумма, тыс. руб.

3

1257

5

2387

11

6523

15

4284

19

231

23

1584

27

10259

36

7564

37

9831

46

2354

48

6321

52

9358

61

2358

67

952

74

651

81

1872

89

6580

Итого по систематическому отбору:

74 366

Итого по обязательному аудиту

588 774

Всего (75,5%)

663 140

3.  Определить, каким образом повлияют на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности выявленные в ходе аудита факты несвоевременного отнесения на счета просроченной задолженности не погашенных в срок кредитов по кредитным договорам на суммы 850 тыс. руб. и 1380 тыс. руб., хранящимся в кредитных досье № 45 и № 73. Нарушение срока на 01.01.2004 г. составило 8 и 11 дней соответственно, группа риска по данной задолженности не менялась. По остальным договорам данных заемщиков сроки погашения основного долга и уплаты процентов нарушены не были. На момент проверки просроченная задолженность по основному долгу в обоих случаях погашена. Все кредиты данных заемщиков на 01.01.2004 отнесены к 1-й группе риска. Какие действия по данным фактам должны предпринять аудиторы?

Несвоевременное отнесение на счета просроченной задолженности не погашенных в срок кредитов по кредитным договорам (нарушение срока на 01.01.2004 г. составило 8 и 11 дней, а группа риска по данной задолженности не менялась) влечет необходимость оценки существенности нарушений, вызванных неверной классификацией ссуд по группам риска, так как данные нарушения приводят к созданию по отдельным ссудам РВПС в меньшем размере, чем установлено Банком России.

В данном случае могут произведены следующие аналитические процедуры:

·         пересчитать с учетом выявленных искажений величина общей суммы РВПС;

·         пересчитать с учетом выявленных искажений величина РВПС, в которой он должен быть создан в соответствии с нормативными требованиями Банка России, сравнить с суммарной величиной РВПС, фактически созданного банком и отраженного в его отчетности, и в результате такого сравнения принимается одно из следующих решений:

a)  если рассчитанная аудитором суммарная величина РВПС существенно не превышает общий размер фактически созданного банком, то выявленное нарушение не признается существенным, так как в отчетности отражена сумма РВПС, соответствующая нормативным требованиям Банка России;

b)  если рассчитанная аудитором суммарная величина РВПС существенно превышает размер фактически созданного банком, то выявленное нарушение признается существенным, так как в отчетности отражена суммарная величина РВПС, не соответствующая нормативным требованиям Банка России.

При выявлении незначительных недостатков, не нанесших ущерба интересам государства, вкладчиков и учредителей коммерческого банка, аудиторская фирма подтверждает отчетность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков. [5]


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 583 с.

2.     Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 492 с.

3.     Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 278 с.

4.     Об аудиторской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. 30.12.01 г.).

5.     Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты № 1-6 / Комментарий Н.А. Ремизова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2003. – 184 с.

6.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 409 с.



[1] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.138-140.

[2] Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 117.

[3] Об аудиторской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. 30.12.01 г.).

[4] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 362-363.

[5] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 364.