Содержание
1. Законодательное и нормативное регулирование учета валютных операций в России_ 3
2. Основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации_ 4
3. Различия в порядке учета текущих операций и операций, связанных с движением капитала 5
4. Порядок лицензирования операций по экспорту и импорту_ 8
5. Основные принципы осуществления валютного контроля в Российской Федерации_ 10
6. Задача 14
Список литературы_ 16
1. Законодательное и нормативное регулирование учета валютных операций в России
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.[1]
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.
Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества регулируется Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и нормативными актами Банка России.
Совокупность различных валютных операций образует валютный рынок, являющийся неотъемлемой частью всего рыночного механизма. Он, как и всякий другой рынок, представляет собой единство предложения и спроса на товар и уравновешивающей их цены. Но, вместе с тем, это рынок сугубо специфичный, ибо, объектом купли-продажи является не обычный товар, а иностранная валюта. Валютный рынок представляет собой механизм, обеспечивающий обмен национальных валют на иностранные, т.е. включает в себя всю совокупность операций по обмену одной валюты на другую. Поэтому, валютный рынок приобретает важную роль в системе внешнеэкономических отношений любой страны. Он позволяет протекать процессу интегрирования национальной экономики в мировую и выполняет ряд функций.
Цель валютного регулирования в любом государстве заключается в создании прочной основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты.
К числу основных федеральных законов, составляющих нормативно-правовую базу валютного контроля, следует отнести также Таможенный кодекс РФ, Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон «О центральном банке РФ (Банке России)», Закон «О банках и банковской деятельности».
Во исполнение и развитие законов издаются подзаконные акты, содержащие номы, регулирующие отношения по валютному контролю. Среди них указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
2. Основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации
На территории России официальной денежной единицей является Российский рубль. Все расчеты и платежи в стране осуществляются в рублях, за исключением случаев предусмотренных законом. Золотое содержание рубля не устанавливается. Банк России периодически устанавливает курсы иностранных валют в рублях, которые применяются российскими организациями для целей учета и таможенных платежей. Коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление валютных операций, самостоятельно производят котировку валют в рублях, и по этим курсам (отличающимся от курсов ЦБ РФ) осуществляют обмен валют на рубли (и обратно). Эти курсы различны для наличных и безналичных расчетов[2].
Валютными операциями считаются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используется иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов.
Валютные ценности могут находится в собственности как резидентов, так и нерезидентов, это право защищается государством.
3. Различия в порядке учета текущих операций и операций, связанных с движением капитала
С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» впервые в российском валютном законодательстве появляется правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В соответствии с прежним законом существовал перечень «текущих операций», совершаемых без ограничений, а все прочие относились к «операциям, связанным с движением капитала». Порядок совершения последних определялся Центральным банком РФ и часто предусматривал необходимость получения индивидуального разрешения на совершение конкретной операции.
Новый Закон № 173-ФЗ, направленный на валютную либерализацию, не предусматривает такой классификации валютных операций (хотя термин «валютные операции движения капитала» все же используется в статьях 7 и 8 Закона № 173-ФЗ). Установлено общее правило, в соответствии с которым все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, если сам Закон № 173-ФЗ прямо не предусматривает иного.
При этом одним из преимуществ нового закона является закрытый перечень операций, по которым органы валютного регулирования могут устанавливать ограничения. Перечень возможных ограничений также стал закрытым.
Раньше, чтобы совершить ряд операций, связанных с движением капитала, надо было получить индивидуальное разрешение в порядке, установленном Центральном банком РФ. В частности, положением Центрального банка РФ от 21 декабря 2000г. № 129-П был определен порядок выдачи юридическим лицам - резидентам разрешений на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала.
А чтобы предоставить иностранному покупателю отсрочку платежа по экспортному контракту на срок более 90 дней, надо было получить разрешение в Минфине России. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 24 сентября 2002 г. № 699.
С 18 июня 2004 года отменяется практика выдачи индивидуальных разрешений. Вместо этого устанавливаются два вида валютных ограничений, распространяющихся на все случаи совершения конкретной валютной операции: резервирование и режим специального счета.
Но в любом случае все ограничения, которые могут быть введены Правительством РФ и Центральным банком РФ, будут действовать только до 1 января 2007 года. С этой даты отменяются все валютные ограничения операций между резидентами и нерезидентами, кроме требования о репатриации валютной выручки (то есть обязательном перечислении ее на счета в уполномоченных банках). Об этом прямо сказано в части 3 статьи 26 Закона № 173-ФЗ.
Резервирование состоит в том, что лицо, совершающее валютную операцию, вносит денежные средства в рублях на специальный счет в Центральном банке РФ или уполномоченном банке. Проценты при этом не начисляются (ст. 16 Закона № 173-ФЗ). По некоторым операциям (в частности, покупка валюты, операции с внешними ценными бумагами между резидентами и нерезидентами) резервирование означает, что сама операция может быть произведена только по истечении срока резервирования, то есть внесенная денежная сумма на определенный срок замораживается, а операция блокируется.
Режим специального счета означает, что денежные средства в рамках конкретной валютной операции можно перечислять только через специально открытый для этого банковский счет в уполномоченном банке. А права на ценные бумаги передаются с использованием специального раздела лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Новый Закон, так же как и старый, содержит нормы о репатриации и об обязательной продаже резидентами экспортной валютной выручки. Обязательной продаже подлежит 30 процентов суммы валютной выручки. При этом установлено, что Центральный банк РФ может снизить размер обязательной продажи части валютной выручки. В старом Законе такой размер составлял 25 процентов (указание Центрального банка РФ от 9 июля 2003 г. № 1304-У).
Закон № 173-ФЗ возлагает на Центральный банк РФ полномочия установить порядок обязательной продажи части валютной выручки через уполномоченные банки. При этом Центральный банк РФ может установить, что валютную выручку можно будет продавать непосредственно уполномоченным банкам либо на валютных биржах через уполномоченные банки. Раньше резиденты имели такие же возможности в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 5 сентября 2002 г. № 1192-У.
Наряду с иными валютными ограничениями требование обязательной продажи резидентами части валютной выручки будет действовать только до 1 января 2007 года. Однако обязанность резидента зачислить на свой счет в уполномоченном банке 100 процентов валютной выручки (за исключением четко установленных случаев) останется и после этой даты.
Таким образом, валютными операциями, связанными с движением капитала являются:
- прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал организаций;
- портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров.
4. Порядок лицензирования операций по экспорту и импорту
Согласно п. 8 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 N 1299, лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств (п. 12 Положения).
Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Для оформления лицензии заявитель представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:
а) заявление о выдаче лицензии;
б) копию контракта (договора);
в) копию договора между экспортером или импортером и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;
г) копии учредительных документов;
д) копии регистрационных документов:
для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации, справку налогового органа о постановке на учет;
для физических лиц - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;
е) решение соответствующего федерального органа исполнительной власти (по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством Российской Федерации);
ж) разрешение соответствующих федеральных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
з) выписку из протокола Межведомственной комиссии по организации
проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных
квот или сертификат Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, являющиеся основанием для оформления лицензии (в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта);
Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).
5. Основные принципы осуществления валютного контроля в Российской Федерации
Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является также инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства[3].
С этой точки зрения валютный контроль можно определить как «деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций»[4].
В настоящее время в Российской Федерации валютный контроль сводится к контролю за соблюдением действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов в области валютного регулирования. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций[5].
Основными направлениями валютного контроля являются[6]:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Соответственно, органы, осуществляющие валютный контроль, выполняют следующие функции.
1. Определяют соответствие проводимых валютных операций действующему законодательству, наличие необходимых для них лицензий и разрешений, полученных в установленном порядке.
2. Проверяют выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Обязательная продажа части валютной выручки экспортером являются частью таможенного режима экспорта, который может быт надлежащим образом завершен только после выполнения данного требования. Создание системы таможенно-банковского валютного контроля за экспортными операциями позволяет контролировать товарные и денежные потоки при осуществлении экспортных операций.
3. Проверяют обоснованность платежей в иностранной валюте. Государство контролирует соответствие стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, денежным средствам, переведенным импортером в счет оплаты данных товаров, а также в случае осуществления предоплаты поступление товаров в установленный законом срок, либо возвращение денежных средств при невозможности исполнения обязательства по поставке товаров.
4. Проверяют полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
В установлении системы валютного контроля в современном виде прослеживается ярко выраженная «этапность». Ее можно отразить следующим образом[7].
Первый этап – контроль за экспортом товаров (Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров»).
На сегодняшний день действует «Положение о применении ИНС Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров».
Второй этап – контроль за импортными операциями (Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»).
Третий этап – контроль за другими внешнеэкономическими операциями (Указ Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», «Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации»).
Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности – предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Данное направление валютного контроля получило название таможенно-банковский валютный контроль.
Для реализации поставленных задач было начато создание системы таможенно-банковского контроля, которая включает в себя следующие виды валютного контроля:
- валютный контроль за экспортом товаров;
- валютный контроль за импортными операциями;
- валютный контроль за иными внешнеторговыми операциями.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в формировании судебной и административной практики, содействуют отмене устаревших и принятии новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранения пробелов в законодательстве, в организации контроля за деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке дискреционных полномочий, т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению.
6. Задача
Организация в соответствии с договором с иностранным партнером оформила грузовую таможенную декларацию на реализуемую продукцию на сумму 28000 дол США на таможне 15 апреля. Договором предусмотрен переход права собственности на продукцию экспортера в день оформления грузовой таможенной декларации. Оплата за продукцию зачислена на транзитный валютный счет продавца 20 апреля. Условный курс доллара США к рублю, установленный ЦБ РФ, составил на 15 апреля – 28,4086 руб., на 20 апреля 28,2034 руб. Таможенная пошлина равна 4200 дол, сбор за таможенное оформление в валюте 14 дол (28000*0,05%), в рублях 195,44 руб. (28,4086 руб. * 28000 дол*1%), которые были перечислены 15 апреля. Представьте записи на счетах бухгалтерского учета (без отражения НДС) при использовании для целей налогообложения прибыли метода начисления.
Решение
Доход организации для целей налогообложения:
1. 15 апреля зачислена валютная выручка: Дебет 90 «Продажи» субсчет «Выручка» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 795440,8 руб..
Выручка определяется следующим образом: курс доллара, установленный ЦБ на 15 апреля 28,4086*28000 = 795 440,8 руб.
2. 15 апреля оплачена таможенная пошлина:
28,4086*4200 = 119316,12 руб.
а) Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Таможенная пошлина» Кредит 51 «Расчетные счета» 119 316,12 руб.
б) Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет» субсчет «Таможенные сборы» Кредит 51 «Расчетные счета» 795,44 руб.
3. 20 апреля оплата за продукцию зачислена на транзитный валютный счет Дебет 52 «Валютные счета» субсчет 3 «Транзитные валютные счета» Кредит 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» 789 695,2 руб. (28,2034*28000)
20 апреля отражаем получившуюся отрицательную курсовую разницу:
789695,2-795440,8 = -5 745,6 руб.
Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 52-3 5 745,6 руб.
Список литературы
1. Закон РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.96 №1299 «Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (в ред. от 12.10.2000).
3. Инструкция от 1.06.2004 г. N 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций»
4. Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»
5. Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства: Указание N 500 от 12. 02. 1999 г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 23. 08. 99 N 629-У, от 17. 09. 2001 N 1034-У, от 27. 11. 2001 N 1056-У) // Финансы и кредит. - 2002. - N 2. - С. 37-39
6. Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)"
7. Артемов Н.М. Валютный контроль. – М.: Профобразование, 2001. – 126с.
8. Банки и банковское дело: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.
9. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под общ. Ред. В. Крашенинникова. – М.: Экономика, 2003. – 397с.
[1] Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 29.06.2004 )
[2] Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций: Учебное пособие для вузов.- М.:Финстатинформ,1998 г.
[3] Шалашов В.П. Валютные расчеты в Российской Федерации (при экспортно-импортных операциях). – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. – С.14
[4] Артемов Н.М. Валютный контроль. – М.: Профобразование, 2001. – С.8
[5] Артемов Н.М. Валютный контроль. – М.: Профобразование, 2001. – С.9
[6] Банки и банковское дело: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2003. – С.190-191
[7] Артемов Н.М. Валютный контроль. – М.: Профобразование, 2001. – С.10-11