2. Система налогообложения «Маг+»


2.1 Краткая экономическая характеристика объекта исследования


Общество с ограниченной ответственностью «Маг+» создано в 2001 году. Основными видами деятельности данного предприятия являются оптовая торговля горюче-смазочными материалами и топливом, а также зерном. Форма собственности – частная. Среднесписочная численность работающих составляет 15 человек.

Для осуществления уставных видов деятельности предприятие приобрело основные средства (остаточная стоимость на 31.12.2003 – 696 тыс. руб.), осуществляет строительство (сумма незавершенного строительства на 31.12.2003 – 113 тыс. руб.).

Реализация товаров покупателям осуществляется в рамках договоров и заявок, составляемых на каждый месяц. Учет выручки от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной или натуральной формах. Согласно учетной политике для целей налогообложения утвержденной на предприятии доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Для налога на добавленную стоимость налогоплательщик утвердил в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств.

Бухгалтерский учет финансово – хозяйственной деятельности осуществляется с использованием бухгалтерской программы «1С».

Штат бухгалтерии состоит из трех человек – главный бухгалтер, бухгалтер материальной группы, бухгалтер - кассир.




2.2 Система налогообложения и финансовое состояние за 2001 г.


С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. 

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

·        организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

·        отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

·        масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

·        управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

·        финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета т оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции  и ее реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.д.);

·        материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

·        степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

·        уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Описание элементов учетной политики для целей налогообложения отражены в Приложении   .

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Поэтому финансовые результаты изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции. 

 Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (Приложение ).


                                                                                                                    Таблица 2.2.1

Анализ состава балансовой прибыли

Состав балансовой прибыли

Отчетный год


Сумма, руб.

Структура, %

Балансовая прибыль

10 567

100

Прибыль от продаж

735 474

6 960,1

Прибыль от других операций

- 724 955

-6 860,5

Внереализационные финансовые результаты


48


0,4


2001 год был первым годом работы предприятия, поэтому нет данных для сравнения состава и динамики балансовой прибыли. Анализ «Отчета о прибылях и убытках за 2001г.» позволил сделать вывод о том, что основную долю прибыли принесла оптовая торговля зерном – 2 151 930 руб., оптовая торговля ГСМ и мазутом оказалась убыточной ( - 1 282 руб.), посредническая деятельность принесла прибыль в размере 353 618 руб.

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения соотношения между статьями актива и пассива баланса. Между статьями актива и пассива баланса существует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет свои источники финансирования.

Собственный капитал в балансе отражается общей суммой в 1 разделе пассива баланса. Чтобы определить, сколько его используется в обороте, необходимо от общей суммы по 3 и 4 разделам пассива баланса вычесть сумму долгосрочных (внеоборотных) активов (сумма 1 и 3 разделов актива).

                                                                                                                  Таблица 2.2.2


Расчет собственного капитала, его структура на примере отчетного года


Показатели

На начало

На конец

Общая сумма текущих активов, руб.

 

11 300 946

Общая сумма краткосрочных долгов предприятия, руб.

 

11 407 424

Сумма собственного оборотного капитала, руб.

 

- 106 478

Доля в сумме текущих активов, %

Собственного капитала

Заемного капитала

 


 

100,0


Приведенные данные показывают, что на конец года текущие активы на 100 % были сформированы за счет заемных средств.

Коэффициент маневренности на конец года равен 0  и не обеспечивает гибкость в использовании собственных средств предприятия.

Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные  обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Для анализа ликвидности баланса необходимо сравнить активы, сгруппированные по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по степени срочности их погашения.

                                                                                                       Таблица 2.2.3


Группировка текущих активов по степени ликвидности

по данным отчетного года, руб.


Текущие активы

На начало

На конец

Денежные средства

 

10 559

Краткосрочные финансовые вложения

 

0

Итого по первой группе

 

10 559

Готовая продукция и товары для перепродажи

 

8 339 321

Товары отгруженные

 

0

Дебиторская задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев

 

1 803 636

Итого по второй группе

 

 10 142 957

Дебиторская задолженности, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев


0

Производственные запасы

 

76

Незавершенное производство


5 488

Расходы будущих периодов

 

3 540

Итого по третьей группе

 

9 104

Итого текущих активов

 

10 162 620

Сумма краткосрочных финансовых обязательств

 

11 407 424


Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитываются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой активы покрывают текущие пассивы. Превышение текущих активов над текущими пассивами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2. По данным нашего предприятия на конец года он равен 0,95.

Коэффициент быстрой ликвидности – отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия. В данном случае на конец периода величина этого коэффициента составляет 0,89. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0. Для данного предприятия этого  более чем достаточно, так как большую часть ликвидных средств составляет готовая продукция и товары для перепродажи, которые возможно быстро продать.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасения потери стоимости в случае ликвидации предприятия. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25. На анализируемом предприятии, на начало года абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,0009.


                                                                                                                  Таблица 2.2.4

Показатели ликвидности предприятия.


Показатель

На начало

На конец

Абсолютной ликвидности

 

0,0009

Быстрой ликвидности

 

0,89

Текущей ликвидности

 

0,95


Коэффициенты ликвидности – показатели относительные и на протяжении некоторого времени не изменяются, если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Поэтому для более полной и объективной оценки ликвидности можно использовать следующий показатель:


             Текущие активы                           Балансовая прибыль

К лик  =     -----------------------          х          -------------------------------- ,

             Балансовая прибыль                     Краткосрочные долги


чем выше его величина, тем лучше финансовое состояние предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

     Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1.     показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2.     показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3.     показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

     Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:


                      Валовая прибыль                                  Чистая прибыль

     Рентаб = ------------------------------------ , или       ----------------------

                  Затраты по реализ. продукции              Затраты по реализ. продукции 


                                                                                                         


 Таблица 2.2.5


Расчет рентабельности производственной деятельности, руб.


Показатели

Отчетный год

Валовая прибыль

2 504 266

Чистая прибыль

-96 862

Затраты по реализованной продукции

19 877 533


Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Для данного предприятия по результатам работы за 2001 год рентабельность производственной деятельности составила 0,126.

     Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки:


                      Валовая прибыль                                  Чистая прибыль

     Рентаб = ------------------------------------ , или       ----------------------

                  Сумма полученной выручки              Сумма полученной выручки 


                                                                                                                    Таблица 2.2.6


Расчет рентабельности продаж, руб.


Показатели

Отчетный год

Прибыль от реализации

735 474

Чистая прибыль

-96 862

Выручка от реализованной продукции

22 381 799


Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Для данного предприятия за отчетный год этот показатель равен 0,11.

Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестиционного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Уровень рентабельности продаж рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Общая оценка финансового состояния предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использования капитала, платежеспособность и кредитоспособность предприятия, его инвестиционную привлекательность и т.д.   Данные рассчитанные в ходе выполнения дипломной работы показывают, что отчетный год в плане финансовой ситуация закончился неплохо.  

 В связи с принятием в учетной политике метода признания доходов и расходов – по начислению, предприятием начислен налог на прибыль в размере 107 429 руб.

В отношении НДС предприятие утвердило моментом определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, и это для  отчетного (первого года существования) года оправдано, т.к. кредиторская задолженность значительно превышает дебиторскую.

 

2.3 Система налогообложения и финансовое состояние за 2002 г.


Обществом с ограниченной ответственностью «Маг+»  на 2002 год не вносились изменения в учетную политику для бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения.

Имея данные за два года работы предприятия проведем анализ финансового состояния, используя информацию Приложения  .

     

                                                                                                                    Таблица 2.3.1

Анализ состава и динамики балансовой прибыли

Состав балансовой прибыли

Прошлый год

Отчетный год


Сумма,руб

Структура,%

Сумма,руб

Структура,%

Балансовая прибыль

10 567

100

1 374 872

100

Прибыль от реализации продукции


735 474


6 960,1


2 153 596


156,6

Прибыль от других операций


- 724 955


- 6 860,5


- 677 315


-49,3

Внереализационные финансовые результаты


48


0,4


-101 409


-7,3


Увеличение балансовой прибыли отчетного года произошло за счет увеличения прибыли от реализации продукции в 2,9 раза. Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от уценки готовой продукции и материальных запасов и т.д.

По состоянию на конец 2002 года внереализационные операции принесли убыток в размере 101 409 руб., в то время как в 2001 году по данным операциям была получила прибыль в сумме 48 руб.

Проанализируем прибыль от реализации продукции полученную за 2001-2002 гг.

 

                                                                                                              Таблица 2.3.2


Данные для анализа прибыли от реализации продукции, руб.


Показатель

Прошлый год
Отчетный год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)



22 381 799



58 913 668

в том числе от продажи:



оптовая торговля ГСМ и мазутом

6 791 495

42 824 666

оптовая торговля зерном

15 236 686

16 089 002

посредническая деятельность

353 618


Полная себестоимость реализованной продукции

 19 877 533

51 592 367

в том числе от проданных:



ГСМ и мазута

6 792 777

40 770 056

Зерна

13 084 756

10 822 312

Прибыль от реализации продукции

735 474

2 153 596


Изменение выручки отчетного года по сравнению с прошлым составило +163,2%, в то время как себестоимость увеличилась на 161,3%. Основной прирост выручки произошел за счет увеличения выручки от оптовой торговли ГСМ в 6,3 раза. Прирост же выручки от оптовой продажи зерна составил всего 5,6% от уровня прошлого года. Вместе с тем увеличение себестоимости ГСМ и мазута в 6 раз не позволило получить большую прибыль. Себестоимость же реализованного зерна в 2002 году по сравнению с 2001 годом снизилась 17,3%.

Поэтому, если рентабельность за прошлый год составляла 3,29%, то за отчетный – 3,66%.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Что и подтверждается данными нашей организации.

Увеличение выручки произошло не только за счет роста цен на продаваемые товары, но и за счет увеличения объемов реализации.

Проанализируем финансовую устойчивость ООО «Маг+» используя данные бухгалтерского баланса на 01.01.2003г.

 

                                                                                               

                                                                                                                     Таблица 2.3.3


Расчет собственного капитала, его структура на примере отчетного года


(тыс. руб.)

Показатели

На начало

На конец

Общая сумма текущих активов, руб.

 11 301

11 604

Общая сумма краткосрочных долгов предприятия, руб.

 

11 407


12 449

Сумма собственного оборотного капитала, руб.

- 106

- 845

Доля в сумме текущих активов, %

Собственного капитала

Заемного капитала



100



100


Приведенные данные показывают, что на конец 2002 года не произошло изменения в структуре капитала, как и на начало года, так и на конец  текущие активы на 100 % были сформированы за счет заемных средств. Более того, сложилась тенденция осуществления деятельности за счет заемных средств. Обосновать оправданность такой политики не представляется возможным.

Коэффициент маневренности на конец 2002 года равен 0.

Сравним активы, сгруппированные по степени убывающей ликвидности с краткосрочными обязательствами по степени срочности их погашения и проанализируем ликвидность баланса по состоянию на 01.01.2003 г.

     

                                                                                                      







Таблица 2.3.4

Группировка текущих активов по степени ликвидности

по данным отчетного года, тыс. руб.


Текущие активы

На начало

На конец

Денежные средства

11

1 542

Краткосрочные финансовые вложения

0

0

Итого по первой группе

11

 1 542

Готовая продукция и товары для перепродажи

 8 339

5 770

Товары отгруженные

0

0

Дебиторская задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев

 

1 804


2 365

Итого по второй группе

 10 143

8 135

Дебиторская задолженности, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев

0

0

Производственные запасы

 0

26

Незавершенное производство

5

160

Расходы будущих периодов

 4

0

Итого по третьей группе

 9

186

Итого текущих активов

 10 163

 9 863

Сумма краткосрочных финансовых обязательств

 11 407

12 449


Для оценки платежеспособности  используем следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой активы покрывают текущие пассивы. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2. По данным нашего предприятия на начало периода он равен 0,89, на конец – 0,79. Превышение текущих пассивов над текущими активами не обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности. Произошло ухудшение коэффициента текущей ликвидности на конец 2002 года по сравнению с его началом.

Коэффициент быстрой ликвидности – отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия. В данном случае на начало периода величина этого коэффициента составляет 0,89, а на конец -  0,78. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0.  Данные анализа показывают, что на конец года произошло значительное увеличение, во много раз превышающее значение кредиторской задолженности над дебиторской, что не может положительно сказываться на финансовое положении организации.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасения потери стоимости в случае ликвидации предприятия. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25. На анализируемом предприятии, на начало года абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,001, а на конец – 0,12. Можно заметить, что возможно поступившие в конце года денежные средства не были перечислены кредиторам, что привело к значительному росту коэффициента абсолютной ликвидности.

                                                                                                                  Таблица 2.3.5

Показатели ликвидности предприятия.


Показатель

На начало

На конец

Абсолютной ликвидности

0,001

0,12

Быстрой ликвидности

0,89

0,78

Текущей ликвидности

0,89

0,79


Для характеристики эффективности работы предприятия рассчитаем показатели рентабельности, используя выше изложенные методики.

   

                                                                                                           Таблица 2.3.6


                   Расчет рентабельности производственной деятельности,  тыс. руб.


Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Рентабельность




Пр.год

Отч.год

Валовая прибыль

2 504

7 321

0,13

0,14

Чистая прибыль

- 97

987


0,02

Затраты по реализованной продукции


19 878


51 591




В 2002 году с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции ООО «Маг+» имело 14 копеек прибыли.

     

                                                                                                                     Таблица 2.3.7

Расчет рентабельности продаж, тыс. руб.


Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Рентабельность




Пр.год

Отч.год

Прибыль от реализации

735

2 154

0,033

0,036

Чистая прибыль

- 97

987

 

0,017

Выручка от реализованной продукции


22 382


58 914




В 2002 году  каждый рубль продаж приносит предприятию 3,6 копеек прибыли, что несколько лучше чем в 2001 году.

Анализируя данные рассчитанные  по итогам 2002 года показывают, что за отчетный год производственная и финансовая ситуация на предприятии  нестабильна.  Несмотря на то, что значительно повысились темпы роста выручки от реализации продукции, и рентабельность увеличилась с 3,29 в 2001 году до 3,66 в 2002 году, отмечается также высокий рост себестоимости некоторых видов реализуемых товаров. Также не отмечено снижение доли заемного капитала и соответственно степени финансового риска. Отмечен значительный разрыв между дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.

Все выше перечисленные показатели позволяют сделать вывод, что финансовое положение анализируемого предприятия не устойчиво и не стабильно. Уровень рентабельности еще очень низок.

По итогам работы в 2002 году ООО «Маг+» начислено 387 тыс. руб. налога на прибыль.


2.4 Система налогообложения и финансовое состояние за 2003 г.


В 2003 году также как и в 2002 году никаких изменений в учетную политику предприятия внесено не было.


Таблица 2.4.1

Анализ состава и динамики балансовой прибыли, тыс. руб.

Состав балансовой прибыли

Прошлый год

Отчетный год


Сумма,руб

Структура,%

Сумма,руб

Структура,%

Балансовая прибыль

1 375

100

55

100

Прибыль от реализации продукции

 

2 154

 

156,6

 

176


320,0

Прибыль от других операций


-  677


- 49,3


 - 22

 

- 40,0

Внереализационные финансовые результаты

 

- 101

 

- 7,3

 

- 99

 

- 180,0


Отмечается снижение балансовой прибыли отчетного года в 25 раз. Произошло снижение уровня прибыли от реализации товаров 12,2 раза. Убытки от других операций и внереализационных операций также уменьшились. Вероятнее всего это происходит в связи со снижением объемов реализуемых товаров.

 Используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение ___) проанализируем финансовые результаты деятельности ООО «Маг+» за 2003 год в сравнении с показателями 2002 года.

 

                                                                                                              Таблица 2.4.2


Данные для анализа прибыли от реализации продукции, руб.


Показатель

Прошлый год
Отчетный год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)



58 913



48 158

Полная себестоимость реализованной продукции

 

56 760

 

47 981

Прибыль от реализации продукции

2 153

176


Изменение выручки отчетного года по сравнению с прошлым составило +18,26%, в то время как себестоимость уменьшилась на 15,5%.  Следствием явилось снижение прибыли от реализации в 12 раз.

 Рентабельность продаж отчетного года – 0,36%  против 3,66% за прошлый год. В течение 2003 года показатель рентабельности продаж сильно уменьшился, что отрицательно характеризует деятельность предприятия.

 Проанализируем финансовую устойчивость ООО «Маг+» используя данные бухгалтерского баланса на 01.01.2004г. (Приложение ___).

 

                                                                                                

                                                                                                                     Таблица 2.4.3


Расчет собственного капитала, его структура на примере отчетного года


(тыс. руб.)

Показатели

На начало

На конец

Общая сумма текущих активов, руб.

11 604

8 237

Общая сумма краткосрочных долгов предприятия, руб.


12 134


9 414

Сумма собственного оборотного капитала, руб.

- 530

- 1 177

Доля в сумме текущих активов, %

Собственного капитала

Заемного капитала



100



100


Приведенные данные показывают, что на протяжении трех лет существования предприятия текущие активы на 100 % сформированы за счет заемных средств.   Обосновать оправданность такой политики не представляется возможным.

Коэффициент маневренности на конец 2003 года равен 0.

Сравним активы, сгруппированные по степени убывающей ликвидности с краткосрочными обязательствами по степени срочности их погашения и проанализируем ликвидность баланса по состоянию на 01.01.2004 г.

     

                                                                                                       Таблица 2.4.4

Группировка текущих активов по степени ликвидности

по данным отчетного года, тыс. руб.


Текущие активы

На начало

На конец

Денежные средства

1 542

312

Краткосрочные финансовые вложения

0

0

Итого по первой группе

1 542

312

Готовая продукция и товары для перепродажи

5 770

3 540

Товары отгруженные

0

0

Дебиторская задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев


2 365


2 462

Итого по второй группе

 8 135

6 002

Дебиторская задолженности, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев

0

0

Производственные запасы

 26

52

Незавершенное производство

160

152

Расходы будущих периодов

 0

2

Итого по третьей группе

186

206

Итого текущих активов

9 863

6 520

Сумма краткосрочных финансовых обязательств

12 449

9 414


Для оценки платежеспособности  рассчитаем показатели ликвидности: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой активы покрывают текущие пассивы.  Удовлетворяет обычно коэффициент > 2. По данным нашего предприятия на начало периода он равен 0,79, на конец – 0,69. На протяжении трех лет существования организации этот показатель ухудшался каждый год с 0,95 в 2001 году до 0,69 на конец 2003 года. Со снижением этого показателя уменьшается уверенность кредиторов в том, что их долги будут погашены предприятием. Это неблагоприятная ситуация. Ни о каком резервном запасе для компенсации убытков в данной ситуации не может идти речь.

  Коэффициент быстрой ликвидности – отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия. В данном случае на начало периода величина этого коэффициента составляет 0,78, а на конец -  0,67. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0.  Два предыдущих года показатель данного коэффициента еще удовлетворял требуемой величине. Но на конец 2003 года произошло его снижение до 0,67. Продолжает наблюдаться тенденция превышения кредиторской задолженности над дебиторской, что должно настораживать кредиторов, заемщиков и других пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.  Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25. На анализируемом предприятии, на начало года абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,12, а на конец – 0,03.  Показатель данного коэффициента также снизился на конец года по сравнению с его началом и не лучшим образом характеризует финансовое положение предприятия.


                                                                                                                  Таблица 2.4.5

Показатели ликвидности предприятия.


Показатель

На начало

На конец

Абсолютной ликвидности

0,12

0,03

Быстрой ликвидности

0,78

0,67

Текущей ликвидности

0,79

0,69


Для характеристики эффективности работы предприятия рассчитаем показатели рентабельности, используя методики применяемые выше.

   

                                                                                                           Таблица 2.4.6


                   Расчет рентабельности производственной деятельности,  тыс. руб.


Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Рентабельность




Пр.год

Отч.год

Валовая прибыль

7 321

5 678

0,14

0,007

Чистая прибыль

987

39

0,02

0,001

Затраты по реализованной продукции


51 591


42 479




Если в 2002 году с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции ООО «Маг+» имело 14 копеек прибыли, то в 2003 – менее 1 копейки. Отмечается ухудшение финансового состояния по всем показателям.

     

                                                                                                                     Таблица 2.4.7

Расчет рентабельности продаж, тыс. руб.


Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Рентабельность




Пр.год

Отч.год

Прибыль от реализации

2 154

176

0,036

0,004

Чистая прибыль

987

39

0,017

 0,0008

Выручка от реализованной продукции


58 914


48 158




 Каждый рубль продаж в 2003 году принес предприятию 0,4 копеек прибыли, что ничтожно мало для нормального развития данного предприятия.

 Рассчитанные  по итогам 2003 года показатели показывают, что  производственная и финансовая ситуация на предприятии не только нестабильна, но может быть отнесена к критической. Отмечено снижение выручки по сравнению с прошлым годом, показателей ликвидности, кредиторская задолженность во много раз превышает дебиторскую, и  из данных проведенного анализа видно, что резервов для ее покрытия нет. Несмотря на то, что значительно повысились темпы роста выручки от реализации продукции, 

Все выше перечисленные показатели позволяют сделать вывод, что финансовое положение анализируемого предприятия критическое. 

Несмотря на это по итогам работы в 2003 году ООО «Маг+» начислено 41 тыс. руб. налога на прибыль.