Содержание

Введение. 3

1. Понятие и особенности административно-процессуальных норм. 4

2. Понятие, характеристика, особенности административно – процессуальных правоотношений. 7

Заключение. 13

Список использованной литературы. 14

Введение

Административное право — целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри от­расли существует субординация норм разной юридической силы, об­щих и специальных. А в целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования общественных отношений.

Административное право принадлежит к числу публичных отрас­лей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер. Это означает прежде всего опосредова­ние публичных, общественных интересов. В качестве обязательного субъекта общественных отношений, регулируемых административным правом, выступает государство в лице своих институтов. К сожале­нию, ранее именно деятельность государства по осуществлению пуб­личных интересов, ведению общих дел была абсолютизирована, кол­лективное довлело над индивидуальным. В настоящее время корен­ным образом меняется подход к целям и задачам административного права. И отправным пунктом выступают положения ст. 2 Конститу­ции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью — признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства». Главное место среди задач исполнительной власти занимает закрепление, со­блюдение и защита прав и свобод человека.

Административное  право  как и все отрасли право состоит из  норм права. Целью данной  работы является  изучение  административно – процессуальных норм и отношений. Задачами работы являются:

- изучение понятия и  особенностей административно процессуальных норма,

- изучение  понятия, характеристики  административно процессуальных отношений.

1. Понятие и особенности административно-процессуальных норм

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общест­венных отношений раскрываются при анализе правовых норм, со­ставляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определять ее место в правовой системе России.

Норма права по своему юридическому значению есть опреде­ленное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стиму­лирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисципли­нарная, административная, материальная, уголовная ответствен­ность). Подобные качества в полной мере присущи администра­тивно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток обществен­ных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно про­являются определенные особенности, характерные для админи­стративно-правовых норм.

Изложенные исходные позиции позволяют определить адми­нистративно-правовую норму в качестве устанавливаемого госу­дарством правила поведения, целью которого является регулиро­вание общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функциониро­вания механизма исполнительной власти или (в широком смыс­ле) государственного управления[1].

В административно-процессуальных нормах непосредственно выра­жается регулятивная роль административного права, проявляю­щаяся в следующем:

а) административно-процессуальные  нормы одним из своих основных назначений имеют обеспечение аффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их право­вую защиту;

б)  административно-процессуальные нормы преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности административного производства,

в) административно-процессуальные нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового го­сударства поведения всех лиц и организаций, действующих непо­средственно в сфере государственного управления и выполняю­щих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объ­единения,  граждане).   Должное  поведение  предполагает,   какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздер­жаться (запреты),  какие совершать  необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воздействие на поведение;

г)  административно-процессуальные  нормы, действуя в сфере госу­дарственного управления, прежде всего и главным образом пред­назначены для обеспечения эффективной реализации конститу­ционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. ис­полнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной: ветви единой государственной власти;

д)   административно-процессуальные   нормы,    определяя   границы должного поведения в сфере государственного управления, слу­жат интересам установления и обеспечения прочного режима за­конности и государственной дисциплины в общественных отноше­ниях,  возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

е) административно-процессуальные  нормы достаточно часто устанав­ливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами[2].

Общая характеристика административно-процессуальных норм нуж­дается в акцентировании некоторых их особенностей. Прежде всего заслуживает внимания вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Процессуальные административно-правовые нормы регламен­тируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

В соответствии со сложившимися в юридической теории и практике представлениями о процессе и процессуальной деятель­ности следует акцентировать внимание преимущественно на их юридической сущности, как это имеет место, например, в отноше­нии уголовного и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно-юрисдикцгюнные нормы, регламен­тирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудебной форме различного рода административно-правовых споров. Имеется в виду реализация административной юрисдик­ции, то есть принадлежащих соответствующим органам управле­ния (должностным лицам) полномочий по самостоятельной право­вой оценке поведения лиц или организаций и по применению в не­обходимых случаях установленных мер административно-принуди­тельного характера (например, производство по делам об админи­стративных правонарушениях).

Налицо, следовательно, правоохранительный аспект админи-стративно-юрисдикционных норм.

Но управленческая деятельность не сводится только к юрис-дикционной. Существенна значимость, например, подготовки и при­нятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные дей­ствия. В силу этого административно-процессуальные нормы, рег­ламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятель­ности по управлению, прежде всего, практической работы аппара­та управления, можно выделить в особую группу — администра­тивно-процедурные нормы.

Различение материальных и процессуальных норм имеет большое значение для ряда отраслей права, в т.ч. и администра­тивного права. Материальные нормы, а их большинство, устанав­ливают юридические границы и объем правового регулирования с учетом приведенной выше классификации норм, определяют права; обязанности и ответственность субъектов.

Административно-процессуальные нормы служат реализа­ции материальных норм, но не всех, а лишь тех, которые требу­ют нормативно установленной последовательности действий и этапов принятия конкретных решений. Пока их явно не хватает, и это создает трудности в реализации норм. Ослабляются гаран­тии прав участников административно-правовых отношений.

Административно-процессуальные нормы могут составлять исключительно или преимущественно процессуальные акты типа кодекса об административных правонарушениях. Довольно часто они «соседствуют» с материальными нормами, особенно это каса­ется норм нашей третьей группы.


2. Понятие, характеристика, особенности административно – процессуальных правоотношений


Административно-процессуальные отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему ха­рактеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свой­ственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотно­шение есть результат регулирующего воздействия на данное об­щественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая пра­вовой нормой; а также установление их юридической ответствен­ности за несоответствующее требованиям правовой нормы пове­дение.

Соответственно под административно-процессуальным отношением понимается урегулированное административно-правовой нор­мой управленческое общественное отношение, в котором сторо­ны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой[3]. Налицо выражение одного из существенных качеств ад­министративно-процессуальных отношений, а именно то, что они пред­ставляют собой не любое общественное отношение, а управленчес­кое, получившее юридическую, в нашем случае — администра­тивно-правовую окраску.

В чем особенности административно-процессуальных  отношений?

Широко распространено мнение, что административно-пра­вовые отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на на­чалах «власть — подчинение». Называя административно-процессуальными  отношения властеотношениями, не следует впадать в крайность и низводить роль адми­нистративного права до уровня полицейского, а административ­но-правовые отношения — до признания основанными исключи­тельно на государственном принуждении[4].

Властеотношения как категорию не следует рассматривать в качестве специфического свойства административно-процессуальныхот­ношений, тем более — безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак является доминирующим, поскольку он предоп­ределен важнейшими приоритетами государственно-управленчес­кой деятельности.

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, диктует необхо­димость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регу­лируемых административным правом управленческих отноше­ний, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая уп­равляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые прояв­ления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направлен­ности обычно характеризуется как «команда»; это — мостик к формуле «власть — подчинение».

Конечно, слово «команда» звучит достаточно жестко. Но всегда надо исходить из реального учета того, что все зависит от регули­руемой ситуации. В одних случаях (например, в условиях чрезвы­чайного положения) она действительно жесткая, но в других может ощущаться как мягкое воздействие на поведение (напри­мер, дозволение, стимулирование). Поскольку государственное управление властно, трудно представить в ином виде процесс упо­рядочивающего (регулирующего) воздействия на волю, сознание и поведение управляемых.

Административно процессуальные отношения возникают между  специальными субъектами. Органами исполнительной власти и  правонарушителями

Характер административно-процессуальныхотношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны — субъекта управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое выражение властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления, но выражаемое по-разному.

Административные правоотношения, как и все иные право­отношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущност­ными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненность воль. Воля всех участ­ников регулируемых управленческих отношений подчинена, еди­ной управляющей воле. Отсюда и властный характер этих отно­шений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они со­вершают определенные, предписанные административно-право­выми нормами действия или воздерживаются от них. Из этого следует, что объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (дейст­вия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти[5].

Административно-процессуальные  отношения, будучи по своей сути управленческими, имеют широкую сферу для своего возник­новения, изменения либо прекращения. Это — сфера государст­венного управления — понятие, границы которого и раньше, и в современных условиях определяются объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной влас­ти.

Административно-процессуальные отношения— вне конкуренции, ибо они напрямую связаны с практической реали­зацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязан­ности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечивают­ся, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений.

Сфера государственного управления — поле практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, вы­ступающих от имени этих органов. Из этого утверждения вытека­ет полностью подтверждаемый практикой вывод о том, что в гра­ницах названной сферы нередко возникают правоотношения иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-пра­вовые). И в этом нет ничего необычного, так как, во-первых, ад­министративно-правовые по своей сути отношения также могут возникать в иных сферах государственной деятельности (напри­мер, имущественные отношения, основанные на властной подчи­ненности) и, во-вторых, что особенно важно, административные правоотношения возникают непосредственно в процессе государ­ственного регулирования или управления финансовыми, земель­ными и иными природными ресурсами, их охраной, предприни­мательством и т.п. Следовательно, для административных правоотношений ха­рактерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае — админи­стративно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (на­пример, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых пра­воотношений, оформляется управленческим актом администра­ции и т.п.).

Сфера государственного управления есть та область деятель­ности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами государственного управле­ния, либо органами исполнительной власти. Это значит, что в ад­министративно-правовых отношениях опосредствуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не погло­щается исключительно взаимодействием разноуровневых субъек­тов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкрет­ные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов.

Соответственно разнообразные административно-процессуальные  от­ношения возникают не просто в сфере государственного управле­ния (здесь могут возникать и гражданско-правовые отношения), границы которой весьма широки, но и в связи или по поводу со­вершения полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции.

Поэтому в административно-процессуальных отношениях всегда одной из сторон является официальный и полномочный субъект испол­нительной власти (в широком смысле — государственного управ­ления). Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-процессуальных отношениях практически могут участвовать различные сто­роны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения вообще не возникают. Следовательно, они возникают только при условии обязательного участия в них со­ответствующего исполнительного органа (должностного лица), представляющего публично-правовой интерес. В этом — прямое следствие властной природы государственно-управленческой дея­тельности. Очевидно, что, например, гражданин не может вы­ступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участ­ником самых разнообразных административно-правовых отно­шений.

Указанная особенность административно-процессуальных отноше­ний выражает качества, обнаруживаемые и в ряде иных правоот­ношений (например, финансово-правовых, земельно-правовых, природоохранительных, частично — трудовых). В этом нет ничего необычного, так как административные по своей сути правоотно­шения нередко обнаруживаются в иных сферах государственной деятельности, а также в силу того, что названные правоотношения фактически возникают непосредственно в процессе государствен­ного управления финансами, земельными ресурсами, природо­охраной и т.п. Другой стороной всегда является лицо совершившее правонарушение (гражданин,  юридическое лицо, должностное лицо)



Заключение


Административно-процессуальные  отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере административного производства.

Административно-процессуальные  отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Административное право — очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата испол­нительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» адми­нистративного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные госу­дарством правила, регулирующие отношения, возникающие при фор­мировании и деятельности исполнительной власти. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии оп­ределенных условий (гипотезы). Она регулирует общественные от­ношения. Ее реализация обеспечивается разнообразными средства­ми, включая государственное принуждение.

Список использованной литературы.

1.     Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,  Козлов Ю.М.  Административное право Российской Федерации. – М., 2002

2.     Бахрах Д. Административное право. – М., 2001

3.     Козлов  Ю. Административные правоотношения. – М., 1976.

4.     Овсянко  Д.М.  Административное право. – М., 2002

5.     Козлов Ю.М.,  Попов Л.Л.  Административное право . – М., 2000





[1] Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,  Козлов Ю.М.  Административное право Российской Федерации. – М., 2002 – С. 52


[2] Овсянко  Д.М.  Административное право. – М., 2002 – С. 39.


[3] Козлов  Ю. Административные правоотношения. – М., 1976.  – С. 36.

[4] Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,  Козлов Ю.М.  Административное право Российской Федерации. – М., 2002 – С. 59


[5] Козлов  Ю. Административные правоотношения. – М., 1976.  – С. 39