Содержание

1. Общая характеристика государственных финансов. 3

2. Государственный бюджет. 5

3. Задача. 8

Список литературы.. 13


























1. Общая характеристика государственных финансов

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы  страны,  призванной обеспечить государство денежными  средствами,  необходимыми  ему для  выполнения  экономических,  социальных  и  политических   функций.   По экономической сущности государственные финансы - это денежные  отношения  по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта  и части  национального  богатства,  связанные   с   формированием   финансовых ресурсов в распоряжении  государства  и  его  предприятий  и  использованием государственных   средств   на   затраты   по    расширению    производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей  членов  общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами  денежных  отношений  в  данной сфере  являются  государство  (в  лице  соответствующих  структур   власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане [5,с . 148].

  В состав  государственных  финансов  включаются:  бюджеты  разных  уровней государственного управления,  внебюджетные  фонды,  государственный  кредит, финансы  государственных  предприятий.  Благодаря  разному   функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает  влияние  на  широкий спектр  экономических  и  социальных   процессов,   решение   отраслевых   и территориальных проблем.

   Важную  роль  в  составе  государственных   финансов   играют   бюджетные взаимосвязи,  складывающиеся  на  федеральном,  республиканском   (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений  в  распоряжение государственных   структур  мобилизуется  значительная  часть  национального дохода, перераспределяемого финансовым методом.  Бюджеты  разных  уровней: федеральный,   республиканские,   местные    являются    финансовой    базой деятельности  соответственно  для  федеральных,  республиканских  и  местных органов власти и управления.

  Для  выполнения  общих  функций  в  границах  федерации  Россия  формирует федеральный  (центральный)   бюджет.   Его   ресурсы   предназначаются   для финансирования государственных  целевых  комплексных  программ,  обеспечения государственных  расходов,  связанных  с  выполнением  Россией   федеральных функций, а также содержания вооружённых сил и органов управления. [5,с . 149].

   В  системе  бюджетных  отношений  Российской   Федерации   особое   звено составляют   республиканские   бюджеты.   Аккумулируемые   в   них   финансы предназначены  для   выполнения   республиками,   входящими   в   Российскую Федерацию, своих государственных функций [3,с . 59].

  Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным  бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми  темпами  в  связи  с  повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы  местного  хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.

  Отдельное звено в составе государственных финансов  образуют  внебюджетные фонды. Они хотя и  управляются  федеральными,  республиканскими  и  местными властями,  тем  не  менее  организационно  отделены  от  бюджетов  и   имеют определённую  самостоятельность.  К  внебюджетным  фондам  относятся:   фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости  населения,  другие целевые фонды  государственного  и  регионального  значения  (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.).

   Специфической  частью   государственных   финансов   выступают   денежные отношения, составляющие содержание  государственного  кредита.  Госкредитные отношения возникают в  связи  с  мобилизацией  временно  свободных  денежных средств предприятий, организаций и населения и  их  передачей  во  временное пользование органам государственной власти  для  обеспечения  финансирования государственных  расходов.  Привлечение  государством   временно   свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется  путём  продажи на финансовом рынке облигаций,  казначейских  обязательств  и  других  видов государственных ценных бумаг.  Основными  формами  государственного  кредита являются займы и казначейские ссуды [2, с. 114].

   С  помощью  госкредита  ресурсы,  аккумулируемые  на  финансовом   рынке, направляются на финансирование  потребностей  экономического  и  социального развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным  способом  покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег  из  обращения,  государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

2. Государственный бюджет

По определению профессора Радионовой В.М.: «Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.  По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием  бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития». И далее: «…будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории». Таким образом, профессор Родионова В.М. рассматривает бюджет как триединое понятие – денежные отношения, экономическую форму существования распределительных отношений, самостоятельную экономическую категорию.

Содержанием государственного бюджета является подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный, или федеральный бюджет.

Структура доходов и расходов каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, другие важные моменты.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер, и их можно встретить практически повсеместно. В расходной части к ним относятся социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. На всех стадиях бюджетного процесса проводится экономический анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменения структуры доходов и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджетных ассигнований.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

·        Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

·        Местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие [5, с. 101]:

·        Единство бюджетной системы;

·        Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;

·        Самостоятельность бюджетов разных уровней;

·        Полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней;

·        Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        Сбалансированность бюджета;

·        Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

·        Общее покрытие расходов бюджета;

·        Гласность;

·        Достоверность бюджета;

·        Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».




3. Задача

Таблица 1

Данные бухгалтерской отчетности

Показатели

На начало периода

На конец периода

Баланс

548715121

564478959

1. Внеобортные активы

456313002

458158881

В том числе основные средства

383613755

382791434

2. Оборотные активы, всего

92302822

106320390

В том числе:

50758467

59104565

Заасы

37943611

39953350

Дебиторская задолженность

329229

451583

Денежные средства

329229

450467662

3. Капитал и резервы

450456588

11068897

4. Долгосрочные пассивы

11177921

102942399

5. Краткосрочные пассивы

87041475

64923037

Нетто- ыручка от реализации

53520338

61923037

Себестоимость реализованной продукции

25743283

24397676

Прибыль до налогообложения

26599608

36919360

Чистая прибыль

4923871

5387304


         По данным бухгалтерской отчетности  рассчитать коэффициенты рыночной активности  предприятия.

РЕШЕНИЕ

         Расчет коэффициентов рыночной активности предприятия представлен в таблице 2.










        

Таблица 2

Коэффициенты рыночной активности предприятия за год и их характеристика

№ п/п

Показатель

Расчет

На начало период

На конец периода

Динамика

Темп изменения

Оценка

расчет

значение

расчет

значение

1

Прибыльность одной акции

чистая прибыль/ число акций в обращении

4923871/1800000

2,7

5387304/1800000

3

0,3

111,11

повышение рыночной  активности предприятия в связи с ростом показателя

2

Отношение цены и прибыли на одну акцию

рыночная стоимость одной акции/чистая прибыль на одну акцию

36/2,7

13,3

38/3

12,7

-0,6

95,49

Снижение рыночной активности несущественно

3

Норма дивиденда на одну акцию

Дивиденд на одну акцию/ Рыночная стоимость акции

3500000/1800000/36*100

5,4

4500000/1800000/38*100

6,6

1,2

122,22

Повышение рыночной активности

4

Доходность акции с учетом курсовой стоимости акции

(Сумма выплаченных дивидендов на одну акцию +(Стоимость продажи акции -Стоимость покупки акции))/ стоимость покупки акции

(5,4+36-25)*100/25

65,6

(6,6+38-25)*100/25

78,4

12,8

119,51

рост активности предприятия на рынке

5

Балансовая стоимость акции

Стоимость собственного капитала/Число акций в обращении

450456588/1800000

250,3

11068897/1800000

6,15

-244,15

2,46

падение балансовой стоимости акции

6

Доля выплаченных дивидендов

Сумма выплаченных дивидендов/ Чистая прибыль

3500000/4923871

7,1

4500000/5387304

83,3

76,2

1173,24

рост рыночной активности






         Как видно из таблицы 2,  на предприятии  динамика большинства коэффициентов свидетельствует о повышение рыночной активности.





























Список литературы

1)    Бюджетная классификация. Указания по применению. - М.: ПРИОР, 2001.- 256 с.

2)    Бюджетный кодекс Российской Федерации: Закон РФ от 31.07.98 № 145 – ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 31.- Ст.3823

3)    Бюджетное планирование и прогнозирование: Хрестоматия / Сост. М.М. Сорокина. - Новосибирск: СибАГС, 2002.- 88 с.

4)    Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособ./ Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: Перспектива, Инфра - м, 1998.- 222 с.

5)    Бюджетная система Российской Федерации: Учеб./ М.В.Романовский и др.; Под ред.М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – 2 –е изд., перераб., испр. - М.: Юрай – М, 2001.- 615 с.

6)    Бюджетная система России: Учеб. пособ./ Под ред. Г.Б. Поляка. -  М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.- 550 с.

7)    Денисов Е.Ф., Павлов Г.С., Тимошенко О.Ф. Финансовая и денежно- кредитная система. Федеральный и местный бюджеты. Учеб. пособ./ Под ред. В.А.Гневко, А.Ф. Бучинского. - СПб.: ИУЭ, 1998.- 127 с.

8)     Татаркин А.И., Пыкова И.А., Шеломенцев А.Г. Бюджетный федерализм и его роль в формировании и развитии системы межбюджетных отношений. - Екатеринбург: УрОРАН,2002 .- 188 с.

9) Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. - М.:      Диалог МГУ, 1999.- 50 с.: ил.

10) Федеральный бюджет на 2000 год // Росс. газ. – 1999.- 31 дек.

11)Федеральный бюджет на 2001 год // Росс.газ. – 2000.- 31 дек.

12)Федеральный бюджет на 2002 год // Росс.газ. – 2001.- 31 дек.

13)Федеральный бюджет на 2003 год // Росс.газ. – 2002.- 31 дек.

14)Швецов Ю.Г. Концептуальные основы формирования системы бюджетного регулирования в Российской Федерации: монография. -  Барнаул: АлТГТУ, 2002.- 304 с.