Содержание






Введение.. 3

1. Налоговая система Российской Федерации.. 4

1.1 Федеральные налоги. 9

1.2 Региональные налоги и сборы.. 10

1.3 Местные налоги и сборы.. 10

2. Характеристика основных налогов, собираемых на территории РФ.. 11

2.1. Налог на добавленную стоимость. 11

2.2. Акцизы.. 12

2.3. Подоходный налог с физических лиц. 13

2.4. Единый социальный налог (взнос) 14

Заключение.. 16

Список литературы... 17


Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Поэтому изучение системы налогов в Российской Федерации необходимо для дальнейшего совершенствования этой системы. Вследствие этого данная тема является актуальной.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение системы налогов в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-              Рассмотреть налоговую систему РФ;

-              Раскрыть содержание основных налогов в РФ.


1. Налоговая система Российской Федерации

В  России  существует трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы подразделены на федеральные, региональные и местные.

  На территории РФ с 01.01.05 взимаются только те налоги и сборы, которые предусмотрены статьями 13 – 15 НК РФ. Полный перечень налогов и сборов в сравнении с ныне действующим приведен ниже. Обращаем Ваше внимание, что перечень состоит всего из 15 налогов и сборов (10 – федеральных, 3 региональных, 2 – местных). Однако, как нам ранее указал Конституционный Суд РФ, кроме налогов и сборов в РФ существуют обязательные фискальные платежи неналогового характера (в НК РФ не включенные и под действие его норм не подпадающие), например, такие как плата за загрязнение окружающей среды, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, плата за техосмотр автотранспортных средств и т.п. Перечень таких платежей и порядок их введения  в настоящее время ничем не ограничиваются.


Наименование налога, сбора

Предусмотрен НК РФ

(действует с 01.01.05)

Предусмотрен Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (действует до 01.01.05)

1. Федеральные налоги

НДС

+

+

Акцизы

+

+

НДФЛ

+

+

ЕСН

+

+

Налог на прибыль организаций

+

+

Налог на добычу полезных ископаемых

+

+

Налог на наследование или дарение

+

+

(в настоящее время налог имеет несколько иное название – налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения)

Водный налог

+

(вводится с 01.01.05 Федеральным законом от  28.07.04 №83-ФЗ (информацию о нем см. ниже))

+

(примерную аналогию водному налогу, вводимому с 01.01.05 Федеральным законом от  28.07.04 №83-ФЗ (информацию о нем см. ниже), до 01.01.05 составлял федеральный налог "плата за пользование водными объектами")

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

+

+

Государственная пошлина

+

+

Налог на операции с ценными бумагами

+

Таможенная пошлина

(с 01.01.05 регулируется не налоговым, а таможенным законодательством и из перечня налогов и сборов исключена)

+

Платежи за пользование природными ресурсами

+

(система платежей за пользование природными ресурсами в законодательстве РФ не была однозначно установлена, особенно учитывая, что налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, сборы за пользование объектами животного мира и лесные подати были выделены в самостоятельную категорию платежей. Кроме того, Конституционный Суд РФ, плату за негативное воздействие на окружающую природную среду вообще признал платежом неналогового характера. Таким образом, говорить о том, какие именно платежи за пользование природными ресурсами имелись в виду в Законе "Об основах налоговой системы в РФ" достаточно сложно.

Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

+

Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции

(считаем, что с 01.01.05 данный сбор потеряет статус "налогового", но останется, как обязательный фискальный платеж неналогового характера (см. пояснение ниже таблицы))

+

2. Региональные налоги

Налог на имущество организаций

+

+

Налог на игорный бизнес

+

+

Транспортный налог

+

+

Лесной доход

(считаем, что с 01.01.05 данный сбор потеряет статус "налогового", но останется, как обязательный фискальный платеж неналогового характера (см. пояснение ниже таблицы))

+

3. Местные налоги

Земельный налог

+

+

Налог на имущество физических лиц

+

+

Налог на рекламу

+

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

(отсутствует, как самостоятельный вид налогового сбора, но фактически, как вид платежа, сохранился в качестве государственной пошлины)

+

(соответствующий сбор отменен с 01.01.04 Федеральным законом от 08.12.03 №169-ФЗ, но фактически как вид платежа он сохранился в качестве государственной пошлины)


Из приведенной таблицы видно, что с 01.01.05 перестают существовать и взиматься:

-       налог на операции с ценными бумагами;

-       сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

-       налог на рекламу.

При этом, Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" (в редакции Федерального закона от 18.10.95 №158-ФЗ) и Закон РФ от 02.04.93 №4737-I "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" в настоящее время не признаны утрачивающими силу с 01.01.05. Однако напоминаем, что налоги и сборы, не предусмотренные частью первой НК РФ, взиматься не могут, соответственно названные платежи с 01.01.05 не будут взиматься независимо от факта признания утратившими силу Законов, их устанавливающих.

То же самое касается и налога на рекламу – с 01.01.05 он перестанет взиматься независимо от отмены нормативных актов органов местного самоуправления, устанавливающих на своих территориях данный налог.

Кроме того, перестают существовать в качестве налоговых платежей, но остаются в качестве фискальных платежей неналогового характера, то есть, не регулируемых НК РФ:

-       лицензионные сборы за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

-       таможенные пошлины;

-       лесной доход.

Так, уплата таможенных пошлин будет полностью регулироваться таможенным законодательством. Следует признать, что в настоящее время в связи с тем, что таможенные пошлины включены в состав налогов, существует множество противоречий между налоговым и таможенным законодательством. Например, невозможность уплаты налогов со счетов третьих лиц (не следует путать с исполнением обязанностей налоговыми агентами) и предусмотренная таможенным законодательством возможность перечисления таможенных пошлин со счетов декларантов. Кроме того, что таможенные пошлины исключены из перечня налогов, по всему тексту НК РФ Законом №95-ФЗ внесены изменения, касающиеся исключения из текста первой части НК РФ упоминания о таможенных пошлинах (что еще раз подтверждает тот факт, что данная категория платежей с 01.01.05 не будет регулироваться НК РФ). В то же время таможенные органы продолжают оставаться агентами налогового контроля в связи с уплатой организациями в составе таможенных платежей НДС и акцизов при ввозе товаров на территорию РФ. При этом обращаем Ваше внимание, что Законом №95-ФЗ с 01.01.05 признается утратившим силу пункт 3 статьи 34 НК РФ, в котором было установлено, что таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Лесной доход и в настоящее время взимается на основании не налогового законодательства, а в соответствии с Лесным кодексом РФ (от 29.01.97 №22-ФЗ).

Взимание лицензионных сборов, в том числе за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, регулируется Федеральным законом от 08.08.01 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

С 01.01.05 в связи с Законом №95-ФЗ вступает в силу и статья 18 первой части НК РФ "Специальные налоговые режимы" (при введении в действие первой части НК РФ, как и в отношении статей 12 – 15 НК РФ, для статьи 18 было предусмотрено вступление ее в силу с момента полной отмены Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ").

При этом Законом №95-ФЗ текст статьи 18 "Специальные налоговые режимы" изложен в новой редакции. В соответствии с внесенными изменениями налоговым законодательством предусматривается только 4 специальных налоговых режима, причем каждый из них уже существует на сегодня в виде отдельной главы:

-       система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

-       упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

-       система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

-       система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

Таким образом, с 01.01.05 перестают существовать специальные налоговые режимы (которые раньше были предусмотрены не только статьей 18 НК РФ, но и отдельными федеральными законами), например, такие, как:

-       система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,

-       система налогообложения при выполнении договоров концессии;

-       система налогообложения в особых экономических зонах (например, системы налогообложения, предусмотренные Федеральными законами от 22.01.96 №13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" и от 31.05.99 №104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области").


1.1 Федеральные налоги

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.


1.2 Региональные налоги и сборы

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.


1.3 Местные налоги и сборы

К местным налогам и сборам относятся:

а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

г) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по      рекламе.

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

-         налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

-         налоги с имущества (предприятий и граждан);

-         налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).


2. Характеристика основных налогов, собираемых на территории РФ

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим поподробнее, что представляет собой каждый из этих налогов.

2.1. Налог на добавленную стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль, и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы.

Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.[1]

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

-         услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,

-         плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,

-         услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,

-         услуги по уходу за больными и престарелыми,

-         ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий;

-         услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

2.2. Акцизы

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачиваются покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.[2]

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

2.3. Подоходный налог с физических лиц

Является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ существенно изменилась система налогообложения доходов физических лиц. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного дохода с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.[3]

Ставка в размере 30%  устанавливается для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

-             Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.

-             Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Значительно увеличены размеры вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование и медицинское обслуживание. При этом учитывают не только расходы по оплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может быть более 25 000 руб. на человека в год по каждому виду расходов.

2.4. Единый социальный налог (взнос)

ЕСН зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых  в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.[4]

Особенно следует отметить, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога согласно НК РФ с 2001 г. признаются:

-             производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

-             не производящие выплаты наемным работникам, в том числе индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.[5]

В случае если субъект налоговых отношений одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком налога по каждому отдельно взятому основанию.

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена система налогов в Российской Федерации.

При раскрытии данного вопроса были решены следующие задачи:

-              Рассмотрена налоговая система РФ;

-              Раскрыта сущность основных налогов в РФ.

Итак, налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.

Список литературы

1.     Налоговый Кодекс РФ. Части I, II. С изменениями от июля 2004. – Справочная система Гарант.

2.     Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" от 29.07.04 г. N 95-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.     Налогообложение. Учебник для ВУЗов  / Под ред. Иванченко Н.С. - М.: Инфра-М, 2004.

4.     Русакова И.Г. Налоги и налогообложение в России. - М.: Инфра-М, 2003.

5.     Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003.

6.     Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.//Финансы. - 2003. - № 4. - С. 22-30.






[1] Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003. – с. 88.

[2] Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.//Финансы. - 2003. - № 4. - С. 25.

[3] Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.//Финансы. - 2003. - № 4. - С. 27.

[4] Налогообложение. Учебник для ВУЗов  / Под ред. Иванченко Н.С. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 94.

[5] Налоговый Кодекс РФ. Части I, II. С изменениями от июля 2004. – Справочная система Гарант. – ст.235.