Содержание


Тема 1. Информация, данные и знания................................................................................ 2

1.1.      Дать определение понятиям «тип» и «формат» данных................................... 2

1.2.      Из чего состоит семантическая сеть.................................................................... 2

Тема 2. Постановка и решение задач на компьютере......................................................... 3

2.1. Какова роль геометрических моделей?.................................................................... 3

2.2. Какова роль данных алгоритмического языка?...................................................... 5

2.3. Сформулировать принцип многоуровневой памяти............................................. 5

Тема 3. Сложные задачи и системный подход к их решению.......................................... 5

3.1. Определение модели состава системы..................................................................... 5

3.2. Значение понятия «сложная программа» и «проектирование»............................ 6

Тема 4. Информационные ресурсы и информационное общество................................... 6

4.1. В чем сущность и цели процесса информатизации общества............................... 6

Тема 5. Информатика – предмет и задачи........................................................................... 6

5.1.Что общего и в чем различие информатики и кибернетики.................................. 6

Тема 6. Архитектура вычислительных систем................................................................... 7

6.1. Дать определение персонального компьютера....................................................... 7

Тема 7. Основные концепции построения вычислительных систем............................... 7

7.1. В чем состоит принцип программной совместимости. Что такое

        совместимость снизу вверх?.................................................................................... 7

Тема 8. Архитектура персонального компьютера.............................................................. 8

8.1. Что такое порты, параллельные порты, последовательные?................................. 8

8.2. В чем смысл многооконного интерфейса................................................................ 8

Тема 9. Экономическая задача и пакет прикладных программ MS Office...................... 9

9.1. Рассказать о средствах управления приложением.................................................. 9

Тема 10. Подготовка текстовых документов. Текстовый процессор Word..................... 9

10.1.Основные виды форматирования документов...................................................... 9

Тема 11. Табличное хранение данных. Табличный процессор MS Excel...................... 10

11.1. Описать пользовательский числовой формат..................................................... 10

11.2. Привести примеры использования функции просмотра и ссылок (индексные

          функции или поисковые)..................................................................................... 10

11.3. Сколько дней прошло с 9 мая 1945 г. до сегодняшнего дня?............................ 11

11.4. Произвести поэлементные действия (+,-,*,/) над произвольными

         заданными матрицами........................................................................................... 11

Тема 12. Инструментальные средства MS Office............................................................. 12

12.1. Привести алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный

         диапазон в различные цвета.................................................................................. 12

12.2. Привести алгоритм создания пользовательской функции рабочего листа..... 12

Тема 13. Концепция развития информатики.................................................................... 13

13.1. Направление развития информационной деятельности в условиях

          массовой информатизации................................................................................... 13

 

Тема 1. Информация, данные и знания

1.1.      Дать определение понятиям «тип» и «формат» данных

Под типом данных понимается какая информация может храниться в ячейке.

Типы данных бывают текстовый, графический, звуковой и т.п.

Под форматом данных понимается какой объем физической памяти выделяется для хранения данных.

Бывают такие форматы данных, как числовой, текстовый, денежный и т.д.

1.2.      Из чего состоит семантическая сеть

Семантическая сеть - структура для представления знаний в виде узлов, соединенных дугами. Самые первые семантические сети были разработаны в качестве языка-посредника для систем машинного перевода, а многие современные версии до сих пор сходны по своим характеристикам с естественным языком. Однако последние версии семантических сетей стали более мощными и гибкими и составляют конкуренцию фреймовым системам, логическому программированию и другим языкам представления.

Начиная с конца 50-ых годов были создано и применены  на практике десятки вариантов семантических сетей. Несмотря на то, что терминология и их структура различаются, существуют сходства, присущие практически всем семантическим сетям:

1. узлы семантических сетей представляют собой концепты предметов, событий, состояний;

2. различные узлы одного концепта относятся к различным значениям, если они не помечено, что они относятся к одному концепту;

3. дуги семантических сетей создают отношения между узлами-концептами (пометки над дугами указывают на тип отношения);

4. некоторые отношения между концептами представляют собой лингвистические падежи, такие как агент, объект, реципиент и инструмент (другие означают временные, пространственные, логические отношения и отношения между отдельными предложениями;

5. концепты организованы по уровням в соответствии со степенью обобщенности так как, например,  сущность, живое существо, животное, плотоядное.

Однако существуют и различия: понятие значения с точки зрения философии; методы  представления кванторов общности и существования и логических операторов; способы манипулирования сетями и правила вывода, терминология. Все это варьируется от автора к автору. Несмотря не некоторые различия, сети удобны для чтения и обработки компьютером, а также достаточно мощны, чтобы представить семантику естественного языка.

Тема 2. Постановка и решение задач на компьютере

2.1. Какова роль геометрических моделей?

Одна из фундаментальных человеческих способностей состоит в создании и свободном оперировании пространственными образами в процессе решения учебных, графических, художественных, конструктивно-технических и многих других задач.

Наиболее последовательно и целенаправленно формирует у учащихся умение по двумерному изображению создавать пространственную конструкцию, отображать в образе форму и величину объектов, метрические отношения отдельных элементов, переводить представление о трехмерном объекте в его реальное изображение, курс стереометрии.

Чертежи, рисунки, которые используются в учебниках стереометрии, можно классифицировать следующим образом:

·        чертежи и рисунки, иллюстрирующие содержание вводимого понятия;

·        чертежи и рисунки, которые образно представляют условие решаемой задачи или рассматриваемого математического предложения;

·        чертежи и рисунки, иллюстрирующие преобразование геометрических фигур.

Уникальная возможность представлять графический материал средствами трехмерной компьютерной графики позволяет интенсифицировать процесс формирования графических образов пространственных объектов и оперативно управлять познавательной деятельностью учащихся.

Как показывает опыт, компьютер играет роль эффективного средства активного диалога в работе с моделями геометрических объектов. Педагогическое программное средство, реализующее эту функцию компьютера, должно удовлетворять следующим требованиям:

·        давать возможность учащемуся контролировать динамику процесса конструирования модели, задавая режим изменения параметров;

·        давать возможность управлять позицией наблюдателя при зрительном исследовании модели;

·        давать возможность отбора наиболее приемлемых с психолого–педагогической точки зрения соотношения размеров модели из большого числа экспериментальных данных;

·        позволять выборочно стирать изображение;

·        давать возможность достраивать модель;

·        проводить дублирование изображений

·        позволять проводить анализ корректности вводимых данных;

·        сопровождать модели интеллектуализированным диалогом, в ходе которого будут вводиться термины, обозначающие элементы модели, давать поясняющие сообщения.

Графические образы можно трактовать как мысленное или реальное двумерное отображение представление о пространственном объекте. При таком подходе, в качестве структурных компонентов деятельности по созданию графических образов, можно назвать:

·        создание пространственного образа по двумерному изображению;

·        создание мысленного двумерного образа (изображения) пространственной фигуры;

·        перевод мысленного двумерного отображения образа в реальное графическое изображение.

Свойства компьютерной графики дают возможность организовать и управлять познавательной деятельностью учащихся на всех указанных этапах процесса формирования графических образов многогранников.

2.2. Какова роль данных алгоритмического языка?

Данные алгоритмического языка используются для хранения некоторой информации, над которой можно выполнять действия.

2.3. Сформулировать принцип многоуровневой памяти

Принцип многоуровневой памяти состоит в том, что процессор может работать только непосредственно с встроенной быстрой памятью.

Но так как объем быстрой памяти довольно мал, то в неё данные попадают из более медленной оперативной памяти.

В оперативную память, в свою очередь, данные попадают с различных внешних носителей информации.

Тема 3. Сложные задачи и системный подход к их решению

3.1. Определение модели состава системы

Под моделью состава системы подразумевается описание процессов, происходящих между отдельными компонентами системы, а также их взаимосвязь.

3.2. Значение понятия «сложная программа» и «проектирование»

Под термином Сложная программа понимается такая программа, которая для реализации на каком-либо алгоритмическом языке может быть разбита на более мелкие подпрограммы, написание которых тривиально.

Под Проектированием понимается именно процесс разбиения сложной программы на отдельные более простые подпрограммы.

Тема 4. Информационные ресурсы и информационное общество

4.1. В чем сущность и цели процесса информатизации общества

Целью информатизации общества является предоставление всем членам общества возможности быстрого получения информации по любому интересующему вопросу.

Тема 5. Информатика – предмет и задачи

5.1.Что общего и в чем различие информатики и кибернетики 

Кибернетика возникла на стыке многих областей знания: математики, логики, семиотики, биологии и социологии.

Обобщающий характер кибернетических идей и методов сближает науку об управлении, каковой является кибернетика, с информатикой.

Задача обоснования исходных понятий кибернетики, особенно таких, как информация, управление, обратная связь и др. требуют выхода в более широкую, философскую область знаний, где рассматриваются атрибуты материи - общие свойства движения, закономерности познания.

Тема 6. Архитектура вычислительных систем

6.1. Дать определение персонального компьютера

Дадим определение персональному компьютеру, это совокупность физических и логических механизмов позволяющих решать те или иные проблемы с помощью или без помощи человека.

Таким образом, можно сказать, что ПК это средство или предмет труда большого класса людей, которые пользуются им как пользователи или разработчики. Если говорить о эффективности ПК, то можно привести следующие примеры:

Для ведения бухгалтерии в ручную на большом предприятии необходимо достаточно много человек, которые будут заниматься расчетами, подготовкой отчетов, написанием документов и контролем за уже сделанными документами. Если на такое предприятие установить один или несколько ПК с необходимым программным обеспечением, то можно сказать, что будут производиться следующие операции: ввод данных и получение результатов в виде отчетов и необходимых документов.

Так же можно говорить о подготовке бухгалтерских или статистических отчетов. ПК способен обработать базу данных в 500000 записей в течении нескольких минут, а на эту же работу группе человек необходимо несколько недель.

Тема 7. Основные концепции построения вычислительных систем

7.1. В чем состоит принцип программной совместимости. Что такое совместимость снизу вверх?

Под термином программная совместимость понимается возможность применения одних и тех же программных продуктов на различных аппаратных платформах.

Под совместимостью снизу вверх подразумевается то, что если некоторый программный продукт был разработан для более ранних аппаратных средств, то он должен также нормально функционировать на всех последующих платформах.

Тема 8. Архитектура персонального компьютера

8.1. Что такое порты, параллельные порты, последовательные?

Порт – разъем для подключения дополнительных устройств.

Параллельный порт (LPT) (25 контактный разъем) – предназначен для подключения принтера, сканера, а также - внешних устройств для хранения и транспортировки информации (накопителей). До недавнего времени отличался сравнительно высокой скоростью передачи данных (до 2 Мбайт/с). Как правило, LPT-разъем на задней стенке компьютера – единственный.

Последовательный порт (COM) (9 и 25 – контактный разъем), отличается куда меньшей скоростью (около 112 кбайт/с). Потому и выпала на их долю поддержка всяческих «неспешных» устройств – например, мыши и модема. Первоначально COM-портов было на компьютере 4 штуки, однако со временем их осталось лишь два. Оно и понятно – мышь предпочла последовательному порту свой собственный разъем PS/2, разделив его лишь с клавиатурой, а на долю COM-порта осталась лишь поддержка медлительного модема. Со временем, впрочем, и этот вечный поклонник COM-порта неизбежно эмигрирует к новому порту USB – и тогда COM-порт окончательно и бесповоротно уйдет в прошлое.

8.2. В чем смысл многооконного интерфейса

Смысл многооконного интерфейса состоит в том, что операционная система может одновременно обслуживать несколько приложений, открытых в разных окнах.

Переключение между отдельными окнами в обычном режиме осуществляется пользователем.

Но при возникновении в некотором приложении какой-либо ситуации, требующей вмешательства пользователя, операционная система может сама переключиться на окно с этим приложением.

Тема 9. Экономическая задача и пакет прикладных программ MS Office

9.1. Рассказать о средствах управления приложением

Любое приложение может быть запущено как пользователем, так и непосредственно операционной системой.

Приложение может находиться в свернутом состоянии, когда виден только его заголовок на панели задач. Приложение может быть в оконном состояние, когда оно занимает некоторую часть экрана. Также приложение может быть развернуто на весь экран.

Переход между обработкой одного приложения к другому может быть осуществлен либо пользователем, либо операционной системой. Переключение на приложение средствами ОС происходит, в основном, когда в приложении происходит некоторая исключительная ситуация, требующая немедленного реагирования.

Тема 10. Подготовка текстовых документов. Текстовый процессор Word

10.1.Основные виды форматирования документов

Основными видами форматирования документов являются:

- использование различных параметров шрифтов, таких как тип шрифта, размер шрифта, цвет шрифта, начертание (курсив, жирный, подчеркнутый), надстрочный или подстрочный индекс.

- использование различных параметров абзацев, таких как междустрочный интервал, отступ / выступ первой строки, отступы перед и после абзаца, выравнивание текста в абзаце.

- использование разных параметров страниц: формат печатных листов, их ориентация (книжная или альбомная), поля, верхние и нижние колонтитулы.

Тема 11. Табличное хранение данных. Табличный процессор MS Excel

11.1. Описать пользовательский числовой формат

Пользовательский числовой формат позволяет установить для ячейки или диапазона ячеек.

Из контекстного меню нужно выбрать пункт Формат ячеек. В одноименном окне можно установить для ячеек такие параметры, как Формат отображения данных ячеек, число десятичных знаков, выравнивание, шрифт, направление текста, начертание шрифта, типы границ и цвет заливки.

11.2. Привести примеры использования функции просмотра и ссылок (индексные функции или поисковые)

Ссылка указывает на ячейку или диапазон ячеек листа и передает в Microsoft Excel сведения о расположении значений или данных, которые требуется использовать в формуле. При помощи ссылок можно использовать в одной формуле данные, находящиеся в разных частях листа, а также использовать в нескольких формулах значение одной ячейки. Кроме того, можно задавать ссылки на ячейки других листов той же книги и на другие книги. Ссылки на ячейки других книг называются связями.

Функция ПРОСМОТР  возвращает значение из строки, из столбца или из массива. Функция ПРОСМОТР имеет две синтаксические формы: вектор и массив. Векторная форма функции ПРОСМОТР просматривает диапазон, в который входят значения только одной строки или одного столбца (так называемый вектор) в поисках определенного значения и возвращает значение из другого столбца или строки. Форма массива функции ПРОСМОТР просматривает первую строку или первый столбец массива, находит указанное значение и возвращает значение из аналогичной позиции последней строки или столбца массива.

11.3. Сколько дней прошло с 9 мая 1945 г. до сегодняшнего дня?

В ячейку А1 введем функцию =СЕГОДНЯ(), которая возвращает текущую дату.

В ячейку В1 введем дату 09.05.1945.

В ячейке С1 будет вычислять количество пройденных дней между двумя этими датами. Для .этого будет использоваться функция ДНЕЙ360.

Например, если расчет производился на дату 23 января 2005 г., то будет вычислено, что с 9 мая 1945 г. прошло 21494 дней.

11.4. Произвести поэлементные действия (+,-,*,/) над произвольными заданными матрицами

Для примера создадим две матрица размерностью 3×3..

                       

Сумму матриц запишем в диапазон D6:F8. Для этого выделим этот диапазон и нажмем «=». Теперь выделим сначала диапазон А1:С3, содержащий первую матрицу, нажмем клавишу «+» и выделим диапазон, содержащий вторую матрицу.

Получим сумму матриц:

Аналогичным способом вычислим разность (-), произведение (*) и частное (/) этих матриц. Получим:

Тема 12. Инструментальные средства MS Office

12.1. Привести алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в различные цвета

Шаг 1. Выполнить пункт главного меню Microsoft Excel Сервис > Макрос > Начать запись.

Шаг 2. Задать имя макроса.

Шаг 3. Перейти к необходимой ячейке.

Шаг 4. Из контекстного меню выбрать пункт Формат ячеек.

Шаг 5. Перейти на вкладку Вид и выбрать цвет заливки ячеек.

Шаг 6. Повторять шаги 4 и 5 для всех остальных ячеек диапазона.

Шаг 7. Завершить запись мастера, нажав кнопку останова записи макроса.

12.2. Привести алгоритм создания пользовательской функции рабочего листа

Привести алгоритм создания функции

Пусть в некоторой ячейке Х записано значение переменной х, а в некоторую ячейку Y нужно записать следующую функцию:

=2*СТЕПЕНЬ(A13;2)/(КОРЕНЬ(A13+1))+10*СТЕПЕНЬ(A13;4)/(КОРЕНЬ(СТЕПЕНЬ(A13;2))+1)

Тема 13. Концепция развития информатики

13.1. Направление развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации

Информатизация - это процесс разработки, создания и массового применения информационных средств и технологий для удовлетворения потребностей человека и общества.

Одной из главных целей эффективное обеспечение достоверной стратегической и оперативной информацией, поддержка принятия решений административно-управленческим персоналом. Цель достигается путем создания и внедрения корпоративной информационной системы.

Основные направлениями деятельности в области информатизации:

·        информационная поддержка процессов принятия решений (в первую очередь административно-управленческих, организационных и хозяйственных);

·        информационно-вычислительное обеспечение;

·        формирование, развитие и удовлетворение информационных потребностей подразделений;

·        создание баз данных, содержащих информацию, необходимую для эффективного функционирования административно-хозяйственных служб и базы (хранилища) знаний для информационного обеспечения основной миссии Университета;

·        формирование сферы информационных услуг для внутренних и внешних пользователей;

·        формирование и поддержка условий, способствующих и обеспечивающих развитие процесса информатизации;

·        организация доступа и проблемы безопасности;

·        правовое обеспечение вопросов интеллектуальной и информационной собственности.

Информатизация предполагает решение целого ряда сложных научных, производственно-технических и социальных задач:

·        проведение фундаментальных и прикладных исследований в области информатики и системных решений;

·        ускоренное развитие материально-технической базы;

·        внедрение существующих, а также разработка, развитие и применение новых информационных технологий, создание технологической базы информатизации;

·        создание и развитие информационной инфраструктуры;

·        подготовка кадрового состава и повышение "информационной" культуры пользователей;

·        разработка необходимой правовой базы.