Содержание


1. Анализ издержек обращения в торговле. 3

2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве  6

Задача № 1. 12

Задача № 2. 14

Задача № 3. 15

Задача № 4. 16

Задача № 5. 17

Список литературы.. 18


1. Анализ издержек обращения в торговле


Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей.

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.[1]

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах.

Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. (1000 руб.) товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанных с движением товаров от производителя к потребителю.[2]

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей. Анализ издержек обращения и затрат предприятия в целом является составным элементом анализа финансовых результатов предприятия.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, которая должна обеспечивать превышение выручки от реализации над совокупными затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между затратами, объемом выручки и прибылью. Все элементы этой связи должны быть постоянно объектами и финансового, и управленческого анализа. Основной целью анализа издержек обращения является определение комплекса показателей, с помощью которых можно оценить их роль в системе формирования финансовых результатов предприятия.

Задачами полного анализа издержек обращения является определение:

- ожидаемых (фактических) уровней выполнения плана издержек обращения и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям расходов;

- динамики и степени выполнения плана по издержкам;

- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с плановым уровнем;

- величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

- изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

- изменений в издержках обращения подведомственных предприятий;

- издержкоемкости отдельных видов товаров; размера различий в сравнении с издержками конкурентов.

Анализ начинают с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения:[3]

А эк./пер. = ИО 1 – ИО 0 ,

Где А эк./пер. – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек                          обращения, руб.;

ИО 1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного периода, руб.;

ИО 0 – плановая сумма издержек обращения отчетного периода или                      фактическая сумма базисного периода.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительно отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем розничного товарооборота отчетного периода. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные.

ИО скор.о = ИО пост.0 + Рi * УИО пер.0 / 100

Где ИО скор.0 – базисная сумма издержек обращения, скорректированная на фактический товарооборот отчетного периода, руб.;

ИО пост.0 – условно-постоянные издержки обращения базисного  периода, руб.;

УИО пер.0 – уровень условно-переменных издержек обращения базисного периода , %;

Рi – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками:

О экс./пер. = ИО 1 – ИО скор.0

При проведении анализа издержек обращения определяют размер и темп изменения их уровня:

DУИО = УИО1 – УИО2,

где DУИО – размер изменения уровня издержек обращения, %

УИО1 – отчетный уровень издержек обращения, %;

УИО0 – базисный уровень издержек обращения, %

Т ио = УИО1  / УИО0 * 100%,

где Т ио – темп изменения уровня издержек обращения, %.

Анализ общего уровня и суммы издержек обращения в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расходов, соблюдения сметы по отдельным видам затрат. При этом в первую очередь должны анализироваться статьи, занимающие наибольший удельный вес в издержках обращения, и условно-постоянные расходы. Оценку выполнения сметы издержек обращения по условно-переменным статьям следует давать по их уровню, по условно-постоянным статьям – по абсолютной величине.

Затем следует выявление объективности значительного влияния прочих факторов на издержки обращения. Если это обусловлено качественным совершенствованием процесса продаж, то такое изменение издержек допустимо, если же нет, следует срочно разработать меры по уменьшению влияния прочих факторов на условно-постоянные затраты, которые несет торговое предприятие в процессе осуществления им своих функций и задач.


2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве

 

Эффективность производства сельскохозяйственной продукции зависит от множества факторов: породный состав стада и сортовой состав культур, структура стада и качественный состав сельхозугодий, технологии и т.д. Анализ производства отраслей сельского хозяйства дает возможность оценить изменение уровня производства каждого вида продукции и общей их совокупности в зависимости от тех или иных факторов.

Один из наиболее важных показателей в анализе показателей производства – валовая продукция сельского хозяйства – основной суммарный показатель, характеризующий объем производства. Этот показатель участвует практически во всех разделах анализа и используется для качественной оценки использования ресурсов (трудовых, земельных и т.д.). Приведенные в единое стоимостное измерение показатели производства разных отраслей сельского хозяйства можно суммировать, что дает возможность определить структуру производства предприятия.[4]

Валовая продукция рассчитывается путем суммирования произведений цены единицы продукции на количество произведенной продукции. Путем проведения факторного анализа рассчитывается влияние изменения цен на различную продукцию и ее количества на итоговую сумму валовой продукции. Анализ производства сельскохозяйственных предприятий подразделяется на два вида:

1) Анализ производства продукции растениеводства.

Отрасль растениеводства является базой для любого сельскохозяйственного предприятия, так как является базисной не только в плане реализации продукции, но и как поставщик кормов для животноводческих отраслей. В связи с этим анализ производства продукции растениеводства выступает в качестве одного из наиболее важных этапов и служит отправной точкой для анализа производства сельскохозяйственной продукции.

Анализ проводится как в разрезе культур: зерновые, картофель, овощи, кормовые и т.д., так и в целом по отрасли. Для проведения комплексного отраслевого анализа используются таблицы перевода в условные гектары, в кормовые единицы и сопоставимые цены.

Источниками для анализа производства продукции растениеводства являются форма 9-АПК типовых и специализированных форм годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций «Производство и себестоимость продукции растениеводства» и данные соответствующего раздела производственно-финансового плана.

Показателем эффективности производства продукции растениеводства является валовой сбор сельскохозяйственных культур: зерновые, картофель, овощи, кормовые и т.д. Этот показатель зависит  от множества факторов:  природно-климатические условия, плодородие почв, внесение удобрений, структура и прочее, но основными факторами, которые непосредственно влияют на валовой сбор определенной культуры, являются урожайность и фактически убранная площадь, которая, в свою очередь, определяется как разница между посевной площадью и площадью, на которой погибли посевы.

Таким образом, факторная зависимость выражена в виде формулы:[5]

ВС = (S – Г) * У,

где ВС – валовой сбор сельхозпродукции, ц;

       S – посевная площадь, га;

       Г – площадь погибших посевов, га;

       У – урожайность культур.

Для определения степени влияния каждого фактора на валовой сбор применяют метод цепных подстановок, который является универсальным, весьма простым и наглядным методом, применяемым для любых типов моделей. При этом методе анализа достигается полное факторное разложение, требуется установление очередности изменения факторов, причем изменение порядка замены приводит к иному факторному разложению.[6]

Наиболее важным показателем, определяющим состояние отрасли растениеводства, является урожайность сельскохозяйственных культур, которая зависит от множества факторов. В процессе анализа этого показателя следует оценить зависимость урожайности от ряда показателей.

а) Оценка окупаемости минеральных удобрений, которая измеряется в центнерах прибавки урожая на 1 центнер внесенных минеральных удобрений (комплекс азотных, фосфорных и калийных удобрений – NPK:

О = (Уф – Ур) / Кф,

где О – окупаемость 1 ц NPK;

       Уф – фактический уровень урожайности;

       Ур – расчетный уровень урожайности;

        Кф – фактическое количество внесенных удобрений на 1 га посевов культуры, ц NPK.

Расчет дает возможность определить изменение урожайности в сравнении с базовыми показателями  в зависимости от количества внесенных удобрений.

б) Большое влияние на урожайность оказывает сортовая структура посевов. Преобладание более урожайных сортов приводит соответственно к повышению урожайности культуры в целом.

2) Анализ производства продукции животноводства.

Анализ производства продукции животноводства так же как и анализ отрасли растениеводства строится на анализе структуры, оценке влияния различных факторов на объем производства, но с учетом ряда особенностей, присущих этой отрасли. Сравнивать и суммировать поголовье разных групп животных невозможно, поэтому расчет структуры стада необходимо проводить в условных головах. Специфика отрасли животноводства такова, что одна и та же половозрастная группа животных может иметь несколько видов продуктивности, например, молоко и выход телят, шерсть и выход ягнят и т.д., в то время как быки-производители оценки продуктивности не имеют.

Еще одна особенность отрасли: в ряде случаев, особенно при сокращении поголовья животных, реализация скота и птицы в живом весе (мяса) значительно превышает прирост живой массы, что делает невозможным оценку товарной продукции в мясном скотоводстве.

Источниками информации для анализа производства продукции животноводства служит форма №15-АПК «Наличие животных» и форма №13-АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства». Анализ структуры стада можно проводить как в разрезе отраслей животноводства путем расчета удельных весов половозрастных групп внутри одной отрасли: скотоводство, овцеводство, свиноводство и т.д.

Методика расчета влияния структуры стада на выход продукции идентична расчету влияния структуры посевных площадей  на валовой сбор продукции. За качественный показатель на 1 голову берется выход валовой продукции в денежном измерении при анализе структуры по половозрастным группам. При анализе породной структуры стада используются показатели продуктивности.

Факторный анализ производства продукции животноводства по каждому ее виду в динамике, в сравнении с базисными показателями проводится на основании зависимости:

ВП = П * ПР,

где ВП – валовая продукция животноводства определенного вида в натуральном измерении;

          П – поголовье животных, гол.;

          ПР – продуктивность животных по соответствующему виду продукции, в натуральном измерении.

Продуктивность животных определяется количеством продукции, полученной от одной головы за соответствующий период времени (день, месяц, год).

По взрослому стаду крупного рогатого скота (КРС) показателем продуктивности является надой молока на фуражную корову и выход телят на 100 коров, а по молодняку и откормочному поголовью – среднесуточный прирост живой массы. В свиноводстве показателем продуктивности служат выход поросят на свиноматку и живая масса одного поросенка при отъеме, а по молодняк и откормочному поголовью – среднесуточный прирост живой массы. Показателем в птицеводстве является выход яиц на одну несушку и среднесуточный прирост молодняка. В овцеводстве – настриг шерсти на одну голову, приплод на одну овцу и среднесуточный прирост живой массы молодняка. В пчеловодстве – масса собранного меда на одну пчелосемью, а в рыбоводстве – выход рыбы с 1 га зарыбленного водоема.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по продуктивности животных, провести межхозяйственный сравнительный анализ и установить причины изменения уровня.

Рост и развитие животных, их продуктивность зависят от многих факторов: содержания скота, породной и половозрастной структуры стада, но в первую очередь – от уровня кормления, то есть от количества использованных кормов на одну голову за сутки, месяц, год. Не менее важным фактором, влияющим на продуктивность, является качество кормов, характеризующееся их энергетической и протеиновой питательностью.

Обеспеченность животных кормами – один из основных этапов анализа производства продукции животноводства. Анализ проводится в целях сравнения количества фактически заготовленных кормов с потребностью в центнерах кормовых единиц для запланированного уровня производства животноводческой продукции.

Анализ производства продукции животноводства свидетельствует об эффективности структуры стада в хозяйстве, в зависимости от отраслевой направленности, об обеспеченности животных, имеющихся в хозяйстве, кормами, что имеет особенно важное значение при переходе к стойловому периоду. Показатели эффективности дают представление о качественном состоянии отрасли и ее экономической выгоде.

Выручка от реализации продукции представляет собой основной, главный источник для возмещения авансированных средств и обеспечения простого и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

Задача № 1

Определить влияние факторов на изменение стоимости проживания контингента турфирмы в арендуемых помещениях гостиниц «Восток»и «Южная» Сделать выводы о том, где выгоднее турфирме размещать туристов при условии равнозначности гостиничных услуг и расположения гостиниц.


Решение:

Необходимо определить стоимость проживания контингента в гостинице «Восток» и в гостинице «Южная» в предыдущем и в отчетном году.



Год

Показатели

Предыдущий

Отчетный

1. Количество койко-суток проживания

1250

1400

2.Стоимость койко-суток при аренде, руб.

2.1.в гостинице «Восток»

2.2. в гостинице «Южная»



300

310



350

340

            Стоимость проживания контингента, руб.

3.1. в гостинице «Восток»

3.2 в гостинице «Южная»


1250*300=375 000

1250*310=387 500


1400*350=490 000

1400*340=476 000


Определяем влияние факторов:

Для гостиницы «Восток»

1) Общее изменение стоимости Собщ = Со-Сп,

где     Сп- стоимость проживания в предыдущем году;

Со – стоимость проживания в отчетном году;

Собщ = 490 000-375 000=115 000руб.

2) Влияние количества койко-суток

Ск=(Ко-Кп)*Ап

где    Ко – количество койко-суток  проживания в отчетном году;

Кп- количество койко-суток  проживания в предыдущем году;

Ап- стоимость койко-суток при аренде в предыдущем году;

Ск=(1400-1250)*300= 45 000 руб.

3) Влияние стоимости аренды

Са=(Ао-Ап)*Кп

где    Ап- стоимость койко-суток при аренде в предыдущем году;

Ао- стоимость койко-суток при аренде в отчетном году;

Кп- количество койко-суток  проживания в предыдущем году.

Ск=(350-300)*1250= 62 500 руб.


Для гостиницы «Южная»

1) Общее изменение стоимости: Собщ=476 000-387 500=88 500руб.

2) Влияние количества койко-суток: Ск=(1400-1250)*310= 46 500 руб.

3) Влияние стоимости аренды: Ск=(340-310)*1250= 37 500 руб.


Вывод: Турфирме выгоднее размещать туристов в гостинице «Южная», т.к. стоимость проживания в ней меньше на 14 000 руб. (490 000 – 476 000) и влияние факторов ниже, чем в гостинице «Восток»

 

Задача № 2

Провести анализ объема грузовых перевозок транспортной организации, определить влияние факторов на изменение объема перевозок.


Показатели

Базисные

Отчетные

+,-

1. Количество автомобилей

12

14

+2

2. Средний пробег, км

150

120

-30

3. Средняя производительность 1 автомобиля, т

3

3,5

+0,5

4. Тариф за 1 т/км, руб. 

250

280

+30

Объем перевозок, тыс. руб.

12*3*150*250= 1350

14*3,5*120*280= 1646,4

296,4


Решение:

1) Влияние количества автомобилей:

Ка=(Ко-Кб)*Пб*Прб*Тб

Где Ко - количество автомобилей в отчетном году;

Кб - количество автомобилей в базисном году;

Пб – средний пробег в базисном году;

Прб – средняя производительность в базисном году;

Тб – тариф в базисном году;

Ка=(14-12)*150*3*250= 225 000 руб.

2) Влияние пробега автомобилей

Кп=Ко*(По-Пб)* Пб*Прб*Тб

Где По - средний пробег в отчетном году

          Кп=14*(120-150)*3*250= -315 000руб.

3) Влияние производительности автомобиля

Кпр=Ко*По*(Про-Прб)*Тб

Где По - средняя производительность в отчетном году

          Кпр=14*120*(3,5-3)*250= 210 000руб.

4) Влияние тарифов

Кт=Ко*По*Про*(То-Тб)

Где То - тариф в отчетном году

           Кт=14*120*3,5*(280-250)= 176 400руб.

Вывод:

влияние количества автомобилей 225000 руб.

влияние пробега автомобилей –315000 руб.

влияние производительности автомобиля 210000 руб.

влияние тарифов 176400 руб.

На увеличение объема перевозок в отчетном году положительное влияние оказало увеличение автомобилей в количестве 2 единиц, рост средней производительности автомобиля на 0,5 т, увеличение тарифа на 30 руб. за 1 т/км.


Задача № 3

Определить необходимый объем продаж за предстоящий год с таким расчетом, чтобы получить прибыль от торговой деятельности в сумме 500 тыс. руб.


Год

Показатели

Предыдущий

Предстоящий

Сумма условно-постоянных расходов, тыс. руб.

250


Уровень условно-переменных расходов, %

15


Уровень валового дохода к товарообороту %

30


Прибыль


500

Товарооборот


16667


Определяем валовой доход

ВД=(П+Пост)/Увд

где     П – прибыль

           Пост – сумма условно-постоянных затрат

Увд – уровень валового дохода к товарообороту

500+250/0,3=2500

Рассчитываем поправку на условно-переменные затраты

Т=ВД/Упер

где   Упер – уровень условно-переменных расходов

2500/0,15=16667

Задача № 4

Пропускная способность предприятия (ПС) общественного питания характеризуется количеством посетителей, обслуживаемых за период времени и определяется по формуле:

 ПС=(ВР*Чм):ВО,

где ВР – продолжительность работы предприятия за день, мин.;

Чм – число посадочных мест в зале;

ВО – время обслуживания посетителя.

Определить влияние факторов на изменение показателя пропускной способности кафе.

Показатели

Данные
+,-

Базисные

Отчетные

Время работы кафе, мин

10*60=600

12*60=720

+120

Число посадочных мест

45

50

+5

Время обслуживания 1 посетителя, мин

25

30

+5

Пропускная способность, чел

(600*45)/25=1080

(720*50)/30=1200

+120


1) Необходимо перевести время работы кафе в минуты, т.к. в расчетах участвует время обслуживания посетителей в минутах.

2) Определяем влияние работы кафе

ПСв=((ВРо-ВРб)*Чмб)/ВОб

Где   ВРо – время работы кафе в отчетном периоде

ВРб - время работы кафе в базисном периоде

Чмб – число посадочных мест в базисном периоде

ВОб – время обслуживания в базисном периоде

ПСр=(120*45)/25=216 чел

3) Определяем влияние числа посадочных мест

ПСч=(ВРо*(Чмо-Чмб))/ВОб

где   Чмо – число посадочных мест в отчетном периоде

ПСч=(720*5)/25=144 чел

4)Влияние времени обслуживания

ПСво=(ВРо*Чмо*(ВОб-ВОо))/(ВОо*ВОб)

где    ВОо – время обслуживания в отчетном периоде

ПСво=(720*50*(-5)/(25*30)=180000/750= -240чел

Вывод: основные факторы влияющие на пропускную способность кафе – количество времени работы кафе и время, затраченное на обслуживание 1 посетителя.

Задача № 5


Провести анализ себестоимости единицы продукции животноводства. Определить влияние факторов на изменение себестоимости 1 центнера молока.


Год
+,-

Показатели

базисный

Отчетный

Затраты на содержание животных, руб.

120 500

135 500

+15000

Количество животных (коров)

80

75

-5

Продуктивность 1 коровы, ц

4,5

5

+0,5

Себестоимость 1 ц молка, руб.

120500/(80*4,5)=334,7

135500/(75*5)=361,3

26,6


1) Определяем влияние затрат на содержание животных

Сз=(Зо-Зб)/(Кб*Пб) = 15000/(80*4,5)=41,7

где    Зо – затраты в отчетном году;

Зб – затраты в базисном году;

Кб – количество животных в базисном году;

Пб – продуктивность коровы в базисном году;

2) Определяем влияние количества животных

Ск=(Зо*(Ко-Кб)*Пб)/(Кб*Ко*Пб)

где Ко – количество животных в отчетном году

Ск=(135500*(-5)*4,5)/(75*80*4,5)= -3 048 750/27000= -112,9

3) Определяем влияние продуктивности 1 коровы

Сп==(Зо*Кб*(По-Пб))/Ко*Кб*Пб*По)

где По - продуктивность 1 коровы в отчетном году

Сп=135500*80*0,5/75*80*5*4,5= 5 420 000/135000=40,1

Вывод: наибольшее влияние на себестоимость молока оказало количество коров.

Список литературы

1.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

2.     Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002.

3.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001.

4.     Миронова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. – СПб.: ПрофиКС, 2002.

5.     Соломатин А. Н.Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: ИНФРА М, 2001.



 


[1]Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 256


[2]Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. –  с. 143


[3]Соломатин А. Н.Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: ИНФРА М, 2001. – с. 201


[4]Миронова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. – СПб.: ПрофиКС, 2002. – с. 17

[5]Миронова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. – СПб.: ПрофиКС, 2002. – с. 19


[6]Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 104.