Содержание
1. Содержание и значение финансовой политики в Российской Федерации.. 3
2. Экономическая сущность страхования и его роль в развитии общества. 9
3. Финансовый контроль. 12
Список литературы.. 16
1. Содержание и значение финансовой политики в Российской Федерации
Финансовая политика – совокупность мероприятий государства, правительственных органов по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач (5, стр. 115).
Проявляется финансовая политика в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, и их распределении между регионами страны, между отраслями, между социальными группами населения, в финансовом законодательстве в структуре государственных доходов и расходов. Финансовая политика тесно взаимосвязана с денежно-кредитной политикой.
Конкретные методы проведения финансовой политике в отдельной стране зависят от исторических условий, экономического развития и национальных традиций.
В нашей стране на отдельных этапах её развития решались разные задачи, а значит и финансовая политика тоже менялась.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. А именно:
1. Разработка концепций финансовой политики;
2. Создание адекватного финансового механизма;
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов (5, стр. 115).
В зависимости от длительности периода и значимости решаемых задач финансовая политика подразделяется на:
· Финансовую стратегию
· Финансовую тактику
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, который предусматривает решение крупномасштабных задач, рассчитанных на перспективу.
Финансовая тактика направлена на решение текущего этапа развития государства.
Стратегия и тактика финансовой политики должны быть взаимосвязаны.
Основная задача финансовой политики любого государства является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, повышения эффективности общественного производства.
Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую и таможенную политику.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т. п.,
В демократическом государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления.
Ошибки бюджетной политики последних лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации - все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к современному состоянию экономики (5, стр. 117).
Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.
· Без налогов государство не может существовать.
· Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту.
· При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс — экономика саморазрушается.
· В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
· Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.
· Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.
· Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.
· Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
· Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.
· Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.
· Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80-90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.
· Опасность косвенной системы налогов заключается в том, что у основной части населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и системы вторичного финансового рынка.
· Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаях.
· Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.
Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно — высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.
Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга — введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами.
Финансовая политика России за последние годы не отличалась научной обоснованностью, не была целенаправленной, скоординированной и зачастую действовала в разрез с интересами субъектов воспроизводственного процесса. Об этом свидетельствует рост внутреннего и внешнего долга, сокращение золотовалютных резервов государства, неудержимая инфляция, рост дефицита бюджета, снижение ВВП, падение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
2. Экономическая сущность страхования и его роль в развитии общества
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни (10, стр. 11).
Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.
При этом, чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.
Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное страхование. За счет запасов зерна, фуража и других однородных, легко делимых продуктов, формируемых путем натуральных подушных взносов, оказывалась материальная помощь отдельным пострадавшим крестьянским хозяйствам. Однако такое страхование ограничивалось естественными рамками однородности и делимости, формируемых с его помощью натуральных запасов, поэтому по мере развития товарно-денежных отношений оно уступило место страхованию в денежной форме.
Раскладка ущерба в денежной форме создавала широкие возможности, прежде всего для взаимного страхования, когда сумма ущерба возмещалась его участниками на солидарных началах либо после каждого страхового случая, либо по окончании хозяйственного года. Взаимное страхование в условиях капитализма стало закономерно перерастать в самостоятельную отрасль страхового дела. Если при взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный с помощью теории вероятности страховой фонд, то в дальнейшем вероятная средняя величина возможного ущерба, приходящаяся на каждого участника страхования, стала применяться в качестве основы страховых взносов для заблаговременного формирования страхового фонда.
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.
Термин “страхование”, выражающий перераспределительные отношения, по поводу возмещения ущерба, следует отличать от других смысловых значений этого слова. В частности, выражение “страхование” (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо, обеспечения безопасности людей при проведении опасных работ, при выступлениях гимнастов и акробатов, а также запаса прочности и надежности сооружений и механизмов и т.д. В данном случае этот термин употребляется в значении инструмента возмещения ущерба.
Перераспределительные отношения, присущие страхованию, связанны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей, с другой - с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования (10, стр. 38). Поскольку указанные перераспределительные отношения связанны с движением денежной формы стоимости, экономическая категория страхования является составной частью категории финансов. Специфичность финансовых отношений при страховании состоит в вероятном характере этих отношений. Вероятность ущерба лежит в основе построения страховых платежей, с помощью которых формируется страховой фонд. Использование средств страхового фонда связанно с наступлением и последствиями страховых случаев.
Эти особенности страховых отношений включают их в самостоятельную сферу финансовых отношений.
Специфические страховые отношения являются объектом страховой науки. Эта наука освещает фундаментальные теории страхования, охватывающие рассмотрение его экономической сущности, функции, роли и сферы применения в современном обществе. Она изучает содержание важнейшей страховой терминологии, классификацию страхования и организационные принципы построение системы страховых организаций, методику исчисления страховых тарифов; освещает важнейшие условия каждого вида страхования, методику определения ущерба и страхового возмещения ущерба, экономического анализа и планирования страховых операций, вопросы перестрахования.
3. Финансовый контроль
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов (2, стр. 307).
Финансовый контроль – это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Деятельность органов государственного финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в законах и подзаконных актах.
Правовая база органов государственного финансового контроля включает:
1) Конституцию РФ;
2) Бюджетный кодекс РФ;
3) федеральные законы: «О Правительстве РФ», «О Счетной палате РФ» «О Центральном банке РФ» «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»;
4) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»;
5) постановление Правительства РФ «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».
Вопросы государственного финансового контроля нашли свое отражение также и в налоговом, валютном законодательстве, Таможенном кодексе РФ. Кроме того, полномочия органов государственного финансового контроля определяются законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти относительно органов государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а для его проведения со стороны представительных органов создаются специальные структуры: Счетная палата, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Банк России, контрольно-ревизионные службы и т. д.
Особое место в системе финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, сфера полномочий которой является контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Основными задачами, стоящими перед должностными лицами Счетной палаты являются:
- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств;
- финансовая экспертиза;
- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управлению ею и т.д.
Основными формами финансового контроля, проводимого Счетной палатой, являются тематические проверки и ревизии.
В соответствии с Конституцией РФ осуществляется президентский контроль путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Оно осуществляет контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Правительство РФ на основании Конституции РФ:
- контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита;
- контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств;
- направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ; осуществляет методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проводит аттестацию по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (1).
Оперативный финансовый контроль осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Контрольно-ревизионное управление осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета. На Казначейство возложены следующие задачи:
- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
- контроль за состоянием государственных финансов
- контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами.
Главной задачей Министерства по налогам и сборам является обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, а также осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно – один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года – в остальных учреждениях. Сферой ведомственного финансового контроля является сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства и бесхозяйственности; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Список литературы
1. Бурцев Л.В.: Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2000;
2. Вахрин П.И., Нешитой А.С.. Финансы, денежное обращение и кредит.-М.:Информационно технический центр «Маркетинг», 1999.
3. Дробозина Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Ковалёв В. В. Финансовый анализ. – М.: «Финансы и статистика», 1997.
5. Ковалёв В. В. Финансы. – М.: «Проспект», 2001.
6. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. – М.: «Дело и сервис», 1998.
7. Лайков А.Ю. Учитывать интересы российских страхователей// Финансы. №6. 2002.
8. Овсянников Л.Н.: Финансовый контроль как система.-Финансы, №12, 2000.
9. Плотников Г.Д., Филипова М.И. Концепция развития страхования на 2002-2006 годы в интерьере современных проблем российского страхового рынка // АВАЛЬ, №3, 2002
10. Рейтман Л. И Страховое дело.- М.: «Финансы и статистика», 2002
11. Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. Страховой портфель. - М.: “СОМИНТЕК”, 1994
12. Сербиновский А. В. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000
13. Фёдоров Т. А. Основы страховой деятельности. – М.: БЕК, 1999
14. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. –М.: БЕК. 2000.
15. Справочник финансиста. – М.: ИНФРА-М, 1999.