Организация сети мини-пекарен в г.Челябинске




Содержание


Введение.......................................................................................................................................................................................... 3

1. Аспекты, характеризующие предприятие.................................................................................................. 4

2. Аспекты, характеризующие отрасль............................................................................................................... 7

3. Аспекты, характеризующие продукцию................................................................................................... 11

4. Производственные аспекты.................................................................................................................................. 13

5. Финансовые аспекты (стратегия обеспечения финансирования проекта)............. 17

6. Социально-экономические аспекты проекта...................................................................................... 21

7. Финансовая эффективность проекта........................................................................................................... 24

8. Риск потери вложенных средств в результате влияния различных факторов.... 28

Заключение................................................................................................................................................................................ 30

Список использованной литературы............................................................................................................... 31


Введение


Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.

В инвестициях важно также то, что они всегда ориентированы на будущее. Как правило, капитальные блага, приобретённые за счёт инвестиций, окупят себя не сразу. Кроме того, они часто высоко специализированы. Именно эти свойства делают инвестиции рискованными. Обычно путь от чертёжной доски до полноценного производства занимает от трёх до пяти лет. Значит необходимо предвидеть характер спроса в достаточно отдалённой перспективе.

В данной работе проанализированы инвестиции в производство хлеба «Уральский новый», для чего двумя предприятиями – ООО «Инстал-плюс» и ЗАО «Продторг» было проведено маркетинговое исследование рынка хлебобулочной промышленности г. Челябинска, выявлен недостаток производства данной продукции и было принято решение зарегистрировать Закрытое Акционерное Общество «ХлебПрод», целью которого и будет занять определенный сегмент данного рынка.

Цель работы: описать процесс организация сети мини-пекарен в г.Челябинске, на примере ЗАО «ХлебПрод».

1. описать аспекты, характеризующие предприятие;

2. раскрыть аспекты, характеризующие отрасль;

3. дать характерситику аспектам, характеризующим продукцию;

4. описать производственные аспекты;

5. раскрыть финансовые аспекты (стратегия обеспечения финансирования проекта);

6. раскрыть социально-экономические аспекты проекта;

7. просчитать финансовую эффективность проекта;

8. описать риск потери вложенных средств в результате влияния различных факторов.

1. Аспекты, характеризующие предприятие


1.1. Репутация продукции. Так как продукция предприятия еще только анализируется к выпуску, то о ее репутации можно сказать немного. Положительным фактором является то, что до начала внедрения плана реализации производства продукции была проведена достаточно широкая рекламная компания в СМИ, которая была рассчитана на позиционирование товара, т.е. на создание в «умах» потенциальных покупателей положительного образа товара – хлеба «Уральский новый»: потребителям было рассказано о его уникальных свойствах, об отличиях от аналогичной продукции фирм – конкурентов, была придумана миссия организации.

1.2. Технологический уровень производства. Технологический уровень производства достаточно высокий, что мы проанализируем с помощью табл. 1 (критерии оценки – по 10-ти балльной шкале). Стоимость оборудования для производства хлеба «Уральский новый» составляет 500000 рублей (на данный момент времени), все оборудование – германской фирмы Grundic (Поставщик – ЗАО «Уральская мануфактура»), которое характеризуется высокой производительностью и долговечностью, а также качеством произведенной продукции.

Таблица 1

Характеристика технологического уровня производства

№ п/п

Характеристика оборудования

Обор-е

данной фирмы

Оборудование конкурентов

"Уральский подовый"

"Кирпич"

"Белый"

"Хлеб от Берестова"

1

Цена

9

8

6

9

7

2

Качество

10

9

8

7

9

3

Эксплуатационные характеристики

10

10

8

9

7

4

Престиж торговой марки

7

9

10

8

9

5

Надежность и срок эксплуатации

10 лет

5 лет

8 лет

9 лет

4 года

6

Сложность и стоимость ремонта

10

9

7

10

9

7

Гарантийное и сервисное обслуживание

10

10

10

10

10

8

Быстрота обслуживания

10

9

8

10

6


1.3. Уровень развития сети сбыта продукции. Сбытовая сеть развита в достаточно слабой степени, что объясняется тем, что ЗАО «ХлебПрод» было создано вновь для выхода на рынок хлебобулочной продукции, контакты с покупателями не установлены. ЗАО «ХлебПрод» предполагает осуществлять оптовую продажу хлеба, скидки не предусмотрены, т.к. цена хлеба достаточно низкая (6 рублей за 1 булку хлеба) для данного уровня качества и при таких стартовых затратах на рекламу (156400 рублей).

Немалое значение для удобства продажи продукции является расположение производственных помещений предприятия – г. Челябинск, Свердловский пр-т, д. 52А.

1.4. Доступ к источникам сырья, материалов, комплектующих. Доступ к источникам сырья и материалов покажем с помощью таблицы 2. Услугами фирмы «Челябоблснабсбыт» пользуется также 3-ий Хлебокомбинат.

Таблица 2.

Доступ к источникам сырья и материалов

Наименование сырья

Цена за кг

Поставщики

мука

5

ООО "Челябоблснабсбыт"

дрожжи

11

ООО "Челябоблснабсбыт"

соль

1,2

ООО "Челябоблснабсбыт"

другие ингридиенты

-

ООО "Челябоблснабсбыт"

вода

0

-


Материалы, комплектующие для оборудования предоставляются поставщиком данного оборудования – ЗАО «Уральская мануфактура»

1.5. Доступ к источникам энергии и топлива. Так как ЗАО «ХлебПрод» арендует производственное и офисное помещения (общая сумма аренды составляет 7000 рублей в месяц), то сумма за электроэнергию входит в стоимость аренды. Транспортные расходы фирмы не велики (около 1000 рублей в месяц), поэтому топливо необходимо только на транспортные расходы, оно покупается на автозаправках «Соболь» (На них существуют дисконтные карты, которые можно списать на себестоимость продукции).

1.6. Уровень развития транспортной сети. Для производства данной продукции развитая транспортная сеть не нужна, т.к. покупатели самостоятельно забирают продукцию со склада (в силу специфики производства – из хлебного цеха), а транспортные расходы (доставка сырья) составляют 1000 рублей в месяц. В дальнейшем, при количественном развитии производства (может быть и при качественном) планируется развитие собственной транспортной сети.

1.7. Доступ к рынку. Доступ на этот рынок несколько ограничен тем, что многие конкуренты (подробнее они будут рассмотрены в п. 2.4.) уже прочно утвердились как на рынке хлебобулочной продукции, так и в сознании покупателей, т.е. они склонны предпочитать определенные сорта и марки хлеба остальным.

1.8. Культура производства. Хлеб «Уральский новый» имеет очень высокое качество, что достигается благодаря использованию новейшего оборудования и высококачественного сырья.

1.9. Экология производства. Влияние производственного процесса не оказывает влияния на окружающую среду, т.к. оборудование соответствует международным экологическим стандартам; само производство хлеба не предполагает выброса в окружающую среду загрязняющих веществ.


2. Аспекты, характеризующие отрасль


2.1. Перспективы развития отрасли. Для челябинского рынка хлебобулочных изделий в последнее время характерен бурный рост, т.к. потребителями хлебобулочных изделий является все население города Челябинска, т.к. хлеб по русским традициям является основной пищей людей. Существует даже множество пословиц, связанных с данным продуктом, отражающих сущность русского менталитета (в некоторых семьях до сих пор считается большим грехом выбрасывать очерствевший хлеб).

Также характерна ценовая конкуренция и рост числа производителей, постепенное утверждение некоторых производителей в качестве основных на данном рынке.

Особенностью данного рынка заключаются в том, что с ростом благосостояния населения число покупок хлеба падает, т.к. люди находят ему различного рода товары - субституты (заменители). Но, тем не менее, есть некоторая предельная величина, ниже которой потребление хлеба не опускается. При экономическом кризисе наоборот – потребление хлеба (как, в прочем, и макаронных изделий) резко возрастает, т.к. резко возрастают цены на все продукты.

2.2. Влияние проекта на развитие смежных отраслей. Данный проект оказывает определенное влияние отрасли, обслуживающие производство хлеба – это мучная промышленность и производство необходимого оборудования для изготовления хлеба. На остальные отрасли данный проект не оказывает существенного влияния.

2.3. Масштаб рынка. Для определения масштаба рынка необходимо сегментировать рынок потенциальных потребителей хлеба. Т.к. хлеб является национальным русским продуктом, то особого сегмента для выявления потенциальных потребителей хлеба  выделить нельзя. Население города Челябинска по данным на конец 2004 года составляет 1193562 человека.

Хотя, в принципе, можно выделить несколько категорий людей, не употребляющих хлеб (по данным маркетингового исследования, проведенного фирмой Стратум-Консалтинг): грудные дети (до 1 года) – 5% населения; люди, которые в силу своей болезни не едят хлеб – 1,5%; люди, которые в силу своих убеждений не употребляют хлеб – 2%; люди, которые употребляют только определенную марку хлеба – 1,5%.

Графически данную картину можно представить следующим образом (рис. 1 и табл. 3).

Таблица 3

Сегментация потребителей.

Наименование группы потребителей

%

Количество

Грудные дети (до 1 года)

5,0%

59678

люди, которые в силу своей болезни не едят хлеб

1,5%

17903

люди, которые в силу своих убеждений не употребляют хлеб – 2%;

2,0%

23871

люди, которые употребляют только определенную марку хлеба

1,5%

17903

Потенциальные потребители

90,0%

1074206

Итого:

100,0%

1193562


Таким образом, число потенциальных потребителей нашей продукции – 1074206 человек.

Рис. 1 Сегментация потребителей


Но эта сегментация является неполной, т.к. многие потенциальные потребители предпочитают нашей марке и типу хлеба разного рода булочки, батоны и т.п. Их количество – 10% от выбранного нами ранее числа потенциальных потребителей, скорректируем их число на величину данного процента: 1074206*0,9=966785 человек – это и будет конечная величина наших потенциальных потребителей.

Далее, для того, чтобы определить емкость рынка, необходимо подсчитать, сколько булок хлеба в день в среднем съедает человек.

По данным проведенного маркетингового исследования, один человек в день в среднем съедает ¼ булки хлеба, таким образом, емкость рынка определяется следующим образом: 966785*¼=241696 булок хлеба в сутки или 241696*6=1450176 рублей в сутки.

2.4. Конкуренция. Описание фирм-конкурентов представим по следующим параметрам (табл. 4, где п. 4, 5 оцениваются по 10-ти бальной шкале): доля рынка; перечень предлагаемой продукции; цена продукции; качество продукции; престиж марки; конкурентные преимущества.

Таблица 4

Описание фирм – конкурентов

№ п/п

Характеристика продукта

Данная фирма (потенц.)

Конкуренты

1 хлебокомб.

Хлебпром

2 хлебокомб.

3 хлебокомб.

1

Доля рынка

10%

65%

15%

5%

5%

2

Перечень предлагаемой продукции

1

25

15

10

10

3

Цена

6

5,3

6,3

5,9

6

4

Качество

10

9

8

7

9

5

Престиж торговой марки

7

9

10

8

9

6

Конкурентные преимущества

качество и реклама

Зарекомендованность

ассортимент

низкие цены

низкие цены


2.5. Готовность рынка принять продукцию. ЗАО «ХлебПрод» может занять (согласно маркетинговому исследованию и проведенной бурной рекламной кампании) до 10% рынка, т.е. это 24169,6 булок в сутки и 145017,6 рублей в сутки. Таким образом, видно, что у нашей фирмы есть реальная возможность увеличивать производственные мощности в 10 раз (если у нас на данный момент производственная мощность 2500 булок в сутки).

2.6. Стабильность спроса. Как уже говорилось выше, спрос на хлеб неэластичен, практические совершенно неэластичен, а значит стабилен.

2.7. Тенденции спроса. В данный момент времени общий уровень жизни населения увеличивается, поэтому наблюдается небольшой спад величины спроса на хлебобулочную продукцию, но он не существенен.

2.8. Затраты на продвижение продукции на рынок. Для продвижения товара (хлеба) на рынок ЗАО «ХлебПрод» провело достаточно бурную рекламную кампанию (о чем уже говорилось раньше).

Рекламная кампания проводилась за 1,5 месяца до регистрации предприятия и начала производства, что обеспечило продукции выход на рынок с уже раскрученной торговой маркой.

Реклама организовывалась следующим образом: в СМИ – 80000 рублей; на щитах – 56400 рублей; в газетах – 20000 рублей.

Итого:      156400 рублей


3. Аспекты, характеризующие продукцию


3.1. Функциональные и потребительские свойства продукции. Хлеб «Уральский новый» отличается от существующих аналогов хорошей усваиваемостью, великолепным вкусом, хлеб медленно черствеет, обладает высокой каллорийностью, и имеет невысокую цену, соответственно, высокое качество (в табл. 5 сравнение по качеству дано по 3-х балльной шкале).

Таблица 5

Оценка качества продукции (по сравнению с существующими аналогами)

Характеристика продукта

«Уральский новый»

Конкуренты

«Уральский подовый»

«Кирпич»

«Белый»

«Хлеб от Берестова»

Цена

6

5,3

6,3

5,9

6

Качество

10

9

8

7

9


Как видно из данной таблицы, продукция ЗАО «ХлебПрод» имеет наивысшее качество по сравнению с существующими на рынке аналогами, что достигается благодаря использованию высокотехнологичного оборудования, экологичного производства и качественного сырья.

3.2. Дизайн. Дизайн хлеба не отличается особой оригинальностью, т.к. это, на мой взгляд, не существенный момент в выборе потребителем какой-либо марки хлеба. Но на упаковке хлеба (целофан) полноцветная наклейка с названием фирмы и марки хлеба.

Упаковка хлеба «Уральский новый» не уступает по красочности и оригинальному дизайну конкурентам. Она была специально разработана в соответствии с особенностями российского маркетинга и с особенностями восприятия хлеба как продукта питания.

3.3. Надежность и долговечность. Критерий надежности вряд ли применим к хлебобулочной продукции. Долговечность, т.е. срок хранения стандартный – трое суток.

3.4. Потенциал развития продукции. Возможности совершенствования данного продукта заключаются в увеличении его полезности, в увеличении срока очерствения, в разнообразии продукции. Таким образом, для данной марки хлеба существует целый спектр характеристик для его дальнейшего усовершенствования.

3.5. Экологичность. Экологичность продукта оценивается достаточно высоко, т.к. производство хлеба не является вредным производством, и для его приготовления (хлеба) используются только экологически чистые ингредиенты, которые соответствуют международным санитарным требованиям; производство также соответствует санитарным требованиям. Упаковка подлежит утилизации. Оценим степень соответствия экологическим требованиям продукции ЗАО «ХлебПрод» и конкурентной продукции (по 10-ти балльной шкале, рис. 2).

Рис. 2 Экологичность продукции


3.6. Безопасность. Безопасность употребления хлеба напрямую зависит от его экологичности, а как уже было сказано выше, хлеб «Уральский новый» изготавливается только из высококачественного сырья.

3.7. Цена. Цена продукции (включая НДС и налог на прибыль, причем т.к. предприятие является малым, то по российскому законодательству в 1е 2 года оно не платит налог на прибыль и т.к. предприятие производит хлебобулочную продукцию, то не платит налог с продаж) – 6 рублей.

Цена конкурентов на аналогичную продукцию следующая: «Уральский подовый» – 5,3 рубля; «Кирпич» – 6,3 рубля; «Белый» – 5,9 рубля; «Хлеб от Берестова» – 6 рублей.

При высоком уровне качества хлеба «Уральский новый» данный уровень цены (6 рублей за 1 булку хлеба) вполне приемлем и не лишает продукцию конкурентоспособности.

4. Производственные аспекты


4.1. Эффективность использования технологического потенциала. Технологический потенциал на данный момент используется предприятием на 100%; в дальнейшем, при расширении производственных мощностей предприятия и при увеличении ассортимента продукции этот показатель может уменьшится, что зависит от экономической ситуации и от платежеспособного спроса населения. Хотя, учитывая тот факт, что спрос на хлебобулочные изделия является практически совершенно неэластичным, эффективность использования технологического потенциала в большей мере зависит от конкуренции, чем от внешней среды компании. Поэтому эффективность продаж напрямую зависит от грамотности проведения рекламной кампании, от грамотного использования производственных ресурсов предприятия, от степени полноты использования максимальных возможностей по снижению затрат фирмы и т.п. (т.е. от внешней среды организации).

4.2. Система обеспечения и контроля качества продукции. Качество продукции обеспечивается за счет использования высококачественного сырья и за счет правильного соблюдения технологического процесса производства хлеба. Каждая булка хлеба проходит автоматическое тестирование на соответствие принятому за норму качеству продукции, на экологичность, на соответствие форме, на отсутствие пригаров, недоиспеченности теста. Далее хлеб проходит тест на правильность его упаковки и на отсутствие дефектов в упаковке.

Каждая десятая булка хлеба проходит дополнительное тестирование специалистами на правильное сочетание ингредиентов.

Технологический процесс производства хлеба следующий: взвешивание и загрузка сырья; замес; созревание теста; разделение теста; созревание в форме; выпечка; охлаждение; контроль качества испеченного хлеба; упаковка; контроль правильности упаковки хлеба

4.3. Затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия

Их можно представить в следующем виде (табл. 6):

Таблица 6

Расходы сырья на 100 кг. теста

Наименование

кг

Цена за 1 кг, руб.

Цена, руб.

мука

90

5

450

дрожжи

1,3

11

14,3

соль

1,6

1,2

1,92

вода

40

0

0

Итого:

466,22


Производительность хлеба – 500 кг теста в смену, в 1 сутках – 3 смены, т.е. за смену производится 1500 кг теста. В 1 кг теста 1,083333 кг хлеба. В смену производится 1625 кг хлеба, или 2500 булок. Таким образом, затраты на сырье в сутки составляют 1500*(466,2/100)=6993,3 рублей.

4.4. Накладные расходы. Постоянные и условно-постоянные издержки предприятия (заработная плата, т.к. она повременная и практически не зависит от величины произведенной продукции) составляют следующие величины: (табл. 7,8)

Таблица 7

Условно-постоянные расходы на производство продукции (руб./мес.)

Статья расходов

руб./мес.

1

Директор

12000

2

Зав. производством, гл. технолог

9000

3

Главный бухгалтер

7500

4

бухгалтер

5000

5

механик-энергетик

3000

6

зав. магазина

4000

7

продавец-кассир

2000

8

продавец-кассир

2000

9

водитель автофургона

2500

10

электрик-водитель

2000

11

пекарь (бригадир)

1500

12

пекарь

1000

13

пекарь

100

14

пекарь (бригадир)

1500

15

пекарь

1000

16

пекарь

100

17

пекарь (бригадир)

1500

18

пекарь

1000

19

пекарь

100

20

вспомогательный рабочий

800

21

вспомогательный рабочий

800


Итого:

58400

Таким образом, условно-постоянные расходы (а именно заработная плата составляют 58400 рублей в месяц).

Таблица 8

Постоянные издержки

Статья расходов

руб./мес.

1

Аренда производственного помещения

5000

2

Аренда офисного помещения

2000

3

Амортизация оборудования

4167


Итого:

11167


Амортизация рассчитывается линейным способом (10% в год) от стоимости оборудования (500 тыс. руб.).

По сравнению с фирмами-конкурентами постоянные и условно-постоянные издержки невелики (см. рис. 3)

Рис. 3 Распределение затрат в их общей сумме среди конкурентов


4.5. Затраты на топливо и энергоносители: коммунальные услуги – 2000 руб./мес.; расходы по доставке сырья – 1000 руб./мес.

Итого:                                        3000 руб./мес.

По сравнению с фирмами-конкурентами затраты на топливо и энергоносители невелики (рис. 4).

Это связано с тем, что ЗАО «ХлебПрод» реализует продукцию оптом.

Покупатели (мелкооптовые продавцы) самостоятельно забирают продукцию из пекарни, что намного уменьшает себестоимость производимой продукции.

Рис. 4 Распределение затрат в их общей сумме среди конкурентов


4.6. Производственная кооперация. Эффективность производственной кооперации, предусмотренной проектом, высока. Это характеризуется тем, что производственные мощности предприятия загружены на 100%.


5. Финансовые аспекты (стратегия обеспечения финансирования проекта)


5.1. Объем финансирования. Объем финансирования необходим следующий (стартовые затраты) (табл. 9):

Таблица 9

Стартовые затраты на производство хлеба «Уральский новый»

За первый месяц расходов, руб. (стартовые затраты)

Сырье на 1 месяц (+расходы по доставке сырья и оборудования + коммунальные услуги)

186329

На рекламу (за 1,5 месяца до регистрации)

156400

Регистрация ЗАО «УралПрод»

2700

Покупка оборудования

500000

Итого:

845429,15


Далее будут рассмотрены источники финансирования рассмотренных стартовых затрат.

5.2. Участие организации, представляющей проект в финансировании. В финансировании инвестиции в производство хлеба «Уральский новый» участвует 2 предприятия – ООО «Инстал-плюс» и ЗАО «Продторг», первому принадлежит 51% акций, а второму, соответственно, 49% акций.

5.3. Возможность привлечения вкладов населения. Т.к. в уставном капитале полностью участвуют юридические лица, то вклады населения могут быть толь в виде покупки ЗАО «ХлебПрод» облигаций. В целом, для финансирования стартовых затрат необходимо использовать следующие источники: уставный капитал – 525429 рублей; заемные средства – 320000 рублей.

Таким образом, заемные средства должны быть равны 320000 рублей. Облигации – не самый выгодный источник инвестирования, т.к. он, во-первых, достаточно дорогой; во-вторых, их достаточно трудно разместить, т.е. на это уйдет дополнительное время, и еще неизвестно, купят ли их все, либо нет. Т.е. в нашем случае облигации выпускать неэффективно.

5.4. Возможность привлечения российских институциональных инвесторов (банки, инвестиционные фонды). Для анализа возможности привлечения кредитных ресурсов кредитных организаций обратимся к табл. 10.

Таблица 10

Процентные ставки банков Челябинска

№ п/п

Наименование коммерческого банка

Юридические лица и ЧП

Физические лица

% ставка

Примечание

% ставка

Примечание

1

Челябинвестбанк

23

наличие р/сч в банке, срок до 3х месяцев, залог: $, автомобиль, нет овердрафта

25

1 год – неотложные нужды

28

2 года – покупка недвижимости, автомобиля

2

Инвестбанк

26

наличие р/сч в банке, срок до 3-х месяцев

30

залог

3

Урал-Интер МСЭБ

%я ставка и срок устанавливает головное отделение г. Москвы

Ликвидный залог – не квартира, машина остается в пользовании банка на весь срок кредита

нет

по кредитованию физ. лиц не работает

4

АКБ Уралвнешторгбанк



нет

по кредитованию физ. лиц не работает

5

Челиндбанк

min – 15%,

max – 33%

срок 3 месяца max, РКО в банке min 6 месяцев, залог – золото, квартира без прописки, $

28%

срок 6 месяцев, залог,  справка о з/пл, поручительство физ. лиц

6

АКБ Мечелбанк


min – 24%

max – 34%

срок 6 месяцев max, РКО в банке, залог – золото, квартира без прописки, $

нет

по кредитованию физ. лиц не работает

7

АКБ Дорожник


25-30%

залог – авто

24-30%


8

Челябкомзембанк


25%

товары в обороте, залог до 6 мес.

нет

по кредитованию физ. лиц не работает

9

Сбербанк РФ



22%

min – 10 тыс., срок – 5 лет.

10

Автобанк

срок min-1 мес., max – 1 год




11

Тюменьэнергобанк

15-18%

ЧП – 28%, 1 мес., ЮЛ – 3 мес., РКО в банке, залог – недвижимость, товары в обороте.

нет

по кредитованию физ. лиц не работает

12

Золото Платина Банк

11%




13

АКБ Снежинский

15%




14

КБ Резерв

23%




15

Лефко-банк

14%


нет

по кредитованию физ. лиц не работает


Таким образом, достаточно привлекательным для нас выглядит вариант получения ссуды в Золото Платина банке под 11% годовых сроком на 1 год. Просчитаем далее этот вариант в нашем курсовом проекте.

5.5. Возможность привлечения иностранных инвесторов. Для малого предприятия, на мой взгляд, нет необходимости привлекать иностранных инвесторов, т.к. сумма, которую нужно взять в кредит не на столько велика (320000 рублей), к тому же гораздо выгодней найти инвестиции в России в кредитных организациях, в которых условия предоставления гораздо выгодней и проще.

5.6. Возможность получения кредитов в российском банке. Как уже было проанализировано раньше, достаточно выгодно получить кредит в Золото Платина банке под 11% годовых сроком на 1 год. Во всех остальных банках процент по кредиту гораздо выше.

Условия предоставления кредита в Золото Платина банке следующие: необходимо предоставить бизнес-план и возможность обеспечения кредита (залог). В качестве залога выступают прежде всего имущество и продукция ЗАО «ХлебПрод», а далее – имущество ООО «Инстал-плюс» и ЗАО «Продторг».

5.7. Возможность получения кредита в зарубежном банке. Как уже было проанализировано раньше, для ЗАО «ХлебПрод» нет необходимости брать кредит в зарубежном банке, т.к., во-первых, размер кредита небольшой для международных займов; во-вторых, для получения кредита в иностранном банке необходимо оформлять гораздо больше документов; в-третьих, процесс получения кредита (первоначальные переговоры и т.п.) гораздо дольше, чем в российском банке; в-четвертых, условия получения кредита несколько хуже, чем в российском банке. Таким образом, ограничимся получением кредита в российском банке.

5.8. Обеспечение гарантий. В нашем случае, как уже и было сказано раньше, для получения кредита необходимо предоставить кредитору (в нашем случае – Золото Платина банку) бизнес-план (или инвестиционный план) и гарантии обеспечения кредита (залог). В качестве залога выступают прежде всего имущество и продукция ЗАО «ХлебПрод», а затем – имущество ООО «Инстал-плюс» и ЗАО «Продторг». Т.е. для кредитора практически не существует опасности невозвращения кредита со стороны заемщика (ЗАО «ХлебПрод»).


6. Социально-экономические аспекты проекта


6.1. Обеспечение занятости населения. Для работы в рассматриваемом инвестиционном проекте должны быть привлечены рабочие в качестве 21 человека (включая и управленческий персонал). Т.е. данное малое предприятие обеспечит рабочими местами 21 человека, что, на первое время работы (без увеличения производственной мощности предприятия и без увеличения ассортимента производимой продукции) положительно повлияет на уровень занятости специалистов в области производства хлебобулочной продукции г. Челябинска.

6.2. Использование научно-технического потенциала. Внедрение данного проекта повлияет на уровень использования наукоемкого оборудования фирм-конкурентов, т.е. в общем случае, для достижения сопоставимого качества продукции конкурентов с продукцией, производимой ЗАО «ХлебПрод», первые вынуждены будут в дальнейшем обновлять производственное оборудование, повышая тем самым использование научно-технического потенциала хлебобулочной промышленности г. Челябинска.

6.3. Рост личных доходов населения региона. Данный проект вряд ли сильно повлияет на рост личных доходов всего населения региона.

6.4. Развитие отрасли. Реализация проекта в целом повлияет на развитие отрасли в целом в качественном плане, т.е. в технологическом уровне используемого оборудования, что, в целом приведет к улучшению качества хлебобулочной продукции.

6.5. Экспортный потенциал. Деятельность данной фирмы не рассчитана на производство товара на экспорт

6.6. Развитие производств, связанных с проектом. Это может быть развитие мучной отрасли (производство более качественной муки), также возможно развитие производства российского оборудования для производства хлебобулочных изделий по аналогам зарубежного оборудования (возможно создание совместных предприятий).

6.7. Развитие объектов социальной сферы в регионе. Деятельность данной фирмы не рассчитана на развитие объектов социальной сферы в регионе.

6.8. Решение демографических проблем. Деятельность данной фирмы не рассчитана на решение демографических проблем в регионе.

6.9. Разработка новых рынков. Влияние данного проекта на развитие новых рынков сбыта продукции в регионе оценивается положительно, т.к. при производстве более качественного хлеба его будут потреблять более широкие слои населения, а также, в дальнейшем, при расширении ассортимента продукции, возможно завоевание новых рынков сбыта совершенно новой продукции.

6.10. Рациональное использование ресурсов. Для производства хлебобулочных изделий необходима мука высшего сорта, получаемая из пшеницы, поэтому данный проект благотворно влияет на рациональное использование природных ресурсов.

6.11. Экология. Данное производство соответствует международным санитарным стандартам и не приносит вреда окружающей среде, не осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, не загрязняются водоемы, рабочие находятся в безопасных для здоровья рабочих условиях. Применение ЗАО «ХлебПрод» высокотехнологичного и новейшего оборудования служит примером для фирм-конкурентов для установки аналогичного оборудования для улучшения экологической обстановки в регионе.

6.12. Безопасность. Данный проект совершенно безопасен для населения в регионе

6.13. Политическая стабильность. Данный проект может повлиять на социально-политическую стабильность в регионе только в том случае, когда экономика региона пойдет на спад, средний уровень жизни населения резко ухудшится, а ЗАО «ХлебПрод» не станет повышать цены на хлеб, что поможет обеспечить на некоторое время стабильность масс.

6.14. Развитие национальной инфраструктуры. Данный проект не имеет цели влиять на развитие национальной инфраструктуры региона.

6.15. Рост деловой активности. При выходе на рынок продукции ЗАО «ХлебПрод» деловая активность региона будет повышаться, т.к. на входе в отрасль существуют различные барьеры, как ценовые, так и неценовые. После их преодоления конкуренты будут стараться вытеснить анализируемую нами фирму с рынка хлебобулочной продукции, в результате чего деловая активность и повысится. Далее, конкуренты будут прикладывать больше усилий для производства более качественной и конкурентоспособной продукции для удержания своей доли рынка.


7. Финансовая эффективность проекта


7.1. Прибыльность проекта. Для оценки прибыльности проекта воспользуемся следующими финансовыми показателями[1] (все показатели будем рассчитывать на 3 года, это стандартный срок для расчета эффективности инвестиционного проекта в российских условиях):

§  Величина инвестиций (IC)

§  Величина дисконтированных доходов (PV)

§  Чистый приведенный эффект (NPV)

§  Индекс рентабельности (PI)

IC = 845429,15 рублей

где n – количество лет работы проекта

Pfi – чистая прибыль за i-ый год работы проекта

r – коэффициент дисконтирования (обычно берется равным 0,1)

 руб.

NPV = PV – IC = 1005091,59 рублей, т.е. величина чистых дисконтированных доходов за 3 года превышает величину стартовых затрат (инвестиций) на 1005091,59 рублей, т.е. проект следует принять.

Для расчета этих коэффициентов были рассчитаны следующие данные (табл. 11, 12, 13):

 



Таблица 11

Себестоимость, выручка и чистая прибыль продукции за 1 год

Наименование статьи расходов и показателя

В месяц, руб.

В год, руб.

Сырье

В сутки 6993,3 руб.

178329,2

1961621

Аренда

7000

77000

Коммунальные услуги

2000

24000

Амортизация

4167

50000

Зарплата

58400

700800

Расходы по доставке сырья

1000

11000

Итого с/с

250895,8

3010750

Итого с/с 1 булки

3,935621

Цена без НДС и НП

5


НДС

1


Цена с НДС

6


НП

0


Конечная цена

6


Выручка

382500

4590000

Выручка без НДС и НП

318750

3825000

Прибыль на ед. в мес.

1,064379


Чистая прибыль в мес.

67854,18

814250,2


Таблица 12

Себестоимость, выручка и чистая прибыль продукции за 2 год

Наименование статьи расходов и показателя

В месяц, руб.

В год, руб.

Сырье

178329,2

2139950

Аренда

7000

84000

Коммунальные услуги

2000

24000

Амортизация

3750

45000

Зарплата

58400

700800

Расходы по доставке сырья

1000

12000

Итого с/с

250479,2

3005750

Итого с/с 1 булки

3,929085

Цена без НДС и НП

5


НДС

1


Цена с НДС

6


НП

0


Конечная цена

6


Выручка

382500

4590000

Выручка без НДС и НП

318750

3825000

Прибыль на ед. в мес.

1,070915


Чистая прибыль в мес.

68270,85

819250,2




Таблица 13

Себестоимость, выручка и чистая прибыль продукции за 3 год

Наименование статьи расходов и показателя

В месяц, руб.

В год, руб.

Сырье

178329,2

2139950

Аренда

7000

84000

Коммунальные услуги

2000

24000

Амортизация

3375

40500

Зарплата

58400

700800

Расходы по доставке сырья

1000

12000

Итого с/с

250104,2

3001250

Итого с/с 1 булки

3,923202

Цена без НДС и НП

5


НДС

1


Цена с НДС

6


НП

0


Конечная цена

6


Выручка

382500

4590000

Выручка без НДС и НП

318750

3825000

Прибыль на ед. в мес.

1,076798


Чистая прибыль в мес.

48052,1

576625,1


7.2. Период окупаемости инвестиций. Срок окупаемости инвестиций (PP) можно рассчитать из данных таблиц 11,12,13.

PP = 1,1 года

В качестве заемных средств, как уже было сказано выше, выступает кредит банка «Золото Платина Банк» под 11% годовых на 1 год в размере 320 тыс. руб.

Порядок погашения кредита:

352000 – сумма к погашению (используется простая ставка начисления процентов, т.к. она более удобна для нас). Каждый месяц чистая прибыль идет не на потребление, а перечисляется на специальный расчетный счет в банке до тех пор, пока не накопится величина в 352000 рублей для того, чтобы в конце года отдать долг.

1 месяц: 254183,3 руб. (67854,18 – чистая прибыль, а остальная сумма – возврат денег, которые мы первоначально вложили в сырье, когда в начале работы вносили стартовые затраты);

2 месяц: 67854,18 руб. - чистая прибыль;

3 месяц: 29962,48 руб. – из чистой прибыли;

Таким образом, за 3 месяца мы расплатимся с долгом.

7.3. Показатели эффективности финансового состояния. Оценка платежеспособности, т. е. способности предприятия в покрытии своих обязательств, предусматривает анализ ликвидности (способность фирмы в покрытии краткосрочных обязательств) и анализ структуры капитала для оценки степени защищенности кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в фирму.

Для анализа ликвидности обычно используют ряд оценочных показателей, характеризующих различную степень привлечения финансовых и материальных ресурсов предприятия для покрытия своих текущих обязательств.

Коэффициент общей ликвидности Kо показывает, достаточно ли у фирмы средств для погашения краткосрочных обязательств в предстоящем году, т. е. характеризует способность фирмы расчитаться со своими кредиторами. Расчет показателя Ко ведется по формуле:

 K0 = CА / CL,

где: CA - текущие активы предприятия; CL - текущие обязательства.

В нашем случае К0=1,8, что вполне положительно оценивается в российских условиях

Ka = LA / CL - коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий способность фирмы в погашении текущих обязательств за счет наиболее ликвидной части актива;

Ка=1,0

Kc = INV / CL - коэффициент ликвидности, показывающий степень покрытия текущих обязательств за счет наименее ликвидной части актива.

Кс=0,8

Проверка:

К0ас=1,0 + 0,8 = 1,8

8. Риск потери вложенных средств в результате влияния различных факторов


8.1. Риск рынка. Для оценки величины данного риска воспользуемся методом аналогий (возможно экспертным методом), т.е. возьмем рассчитанную величину риска потери вложенных средств в связи с проблемой сбыта продукции по всей отрасли в целом[2]. Величина этого риска оценивается в 5,8%. Это достаточно большой процент риска. Таким образом, в случае осуществления данного риска, потери от него будут для ЗАО «ХлебПрод» равны 845429,15*0,058=49034,89 рубля.

Для минимизации этого риска необходимо либо проводить более масштабную рекламу по СМИ, либо нанимать дистрибьюторов продукции.

8.2. Риск качества. Риск производства продукции, не соответствующей качеству, оценивается в 0,05%, т.к. оборудование для производства хлеба самое новое, высокотехнологичное и существует тройная система проверки качества хлеба.

Но, тем не менее, в случае возникновения брака ущерб может быть оценен в 382500*0,0005=191,25 рублей в месяц. Эта величина очень незначительна, т.е. ей можно пренебречь (где 382500 – выручка в месяц).

8.3. Риск обеспечения производства. По отрасли в целом этот риск (риск ненадежного снабжения производства) оценивается в 8,7%. Это достаточно большая величина, риск в количественном выражении составит 382500*0,087=33277,5 рублей в месяц.

Минимизировать данную величину риска можно путем нахождения новых, резервных поставщиков, либо путем заключения долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, в которых, в случае неисполнения последними своих обязательств, они платят неустойку величиной потерь от нее ЗАО «ХлебПрод».

8.4. Бюджетный риск. После 3х месяцев работы проекта предприятие переходит полностью на самофинансирование, поэтому данный риск для данного предприятия равен нулю.

8.5. Социально-политический риск. Социально-политический риск в настоящее время очень невелик и составляет 0,3%, что в денежном выражении составляет 382500*0,003=1147,5 рублей в месяц. Эту величину риска тоже можно опустить.

8.6. Природный риск. Вероятность природных катаклизмов в нашем регионе сводится к нулю.

8.7. Экологический риск. Экологический риск проекта оценивается в 3,7%, что в количественном выражении составляет 382500*0,037=14152,5 рублей в месяц.

Минимизировать величину данного риска можно путем постоянного контроля экологической ситуации на предприятии.

8.8. Криминальный риск. Криминальный риск в нашем регионе оценивается достаточно высоко – около 15-20%. В денежном выражении он составит 382500*0,2=76500 рублей в месяц. Эта величина очень велика, и для избежания (минимизации) данного риска необходимо обеспечить надежную систему охраны на предприятии; к примеру, это может быть Государственная Вневедомственная Охрана МВД России.

Заключение


Таким образом, в заключение проведенного инвестиционного анализа можно сделать вывод о том, что проект достаточно прибыльный и привлекательный для инвестора. Срок погашения кредита (начальная величина кредита – 320000 рублей сроком на 1 год под 11% годовых в Золото Платина Банке) – 3 месяца, срок окупаемости первоначальных (стартовых) затрат составляет 1,1 года (845429,15 рублей).

Выручка за 3 года составляет 11475000 рублей. У ЗАО «ХлебПрод» есть возможность увеличить производственные мощности минимум в 10 раз, для чего потребуются дополнительные инвестиции, для чего, в дальнейшем, может быть нужно будет писать еще один инвестиционный план для инвестора.

Список использованной литературы


1.     Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов/ Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 631 с.

2.     Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 144 с.

3.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4.     Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. Второе европейское издание. – М., СПб, Киев: Вильямс, 1999.

5.     Никифорова М.В. Инвестиционный анализ. – Челябинск, 1998.

6.     Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. Учебное пособие. – М.: Приор, 2000.

7.     Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: Инфра-М., 1999.

8.     Экономика предприятия. Учебник. / под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: Инфра-М., 2000.



[1] Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2000.

[2] Данные были рассчитаны независимыми экспертами в конце 2004 года и были опубликованы в приложении к журналу «Эксперт».