Содержание

1. Сущность налоговой системы и налогообложения. 3

2. Содержание и порядок отдельных видов налогов. 7

Задача №1. 12

Задача №2. 13

Список использованной литературы.. 15

1. Сущность налоговой системы и налогообложения

Налоги – это финансово-экономическая категория. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства»[1].

Налоги являются специфической формой экономического отношения государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправны, односторонние. В них государство является главным решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивные исполнители[2].

Основные положения о налогах Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить  установленные налоги и сборы»[3].

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране. Налогообложение включает определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами[4].

Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит наименование валового (совокупного) общественного продукта (ВОП). В свою очередь, ВОП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (т). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление[5].

Основным методом перераспределения ВОП стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется непосредственно из ВНД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта[6].

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов[7].

Налоговая система – это целостное явление, состоящее из отдельных частей элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как формы проявления объективных налоговых  отношений. Однако по существу налоговая система – более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства[8].

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы[9].

Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога, и, следовательно, налоговой системы в целом. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

-       работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;

-       хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства[10].

А. Смит в своём классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определённость и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем это перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращён в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения[11].

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям[12].

Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведённый ВВП, за счёт которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции[13]. 

Действующая в настоящее время налоговая система оказывает разрушительное влияние на экономику России.

На сегодняшний день единственной задачей, которую ставит перед собой налоговая система, является максимально возможное пополнение доходной части бюджета. Налогообложение направлено исключительно на сиюминутное увеличение поступлений средств в бюджет, что приводит к неоправданному уровню совокупного налогового бремени.

Налоговый гнет, которому подвергаются предприятия, в первую очередь реального сектора экономики, является чрезмерным и непосильным, что вынуждает предпринимателей скрывать реальные размеры своего бизнеса. По оценкам экспертов, "серая экономика" составляет до 40% ВВП, несмотря на то, что в подавляющем большинстве налогоплательщики готовы и хотят платить посильные налоги.

Увеличение совокупного налогового бремени с целью пополнения бюджета приводит к обратному результату: планы по сбору налогов регулярно не выполняются, в бюджетах всех уровней недоимки достигли огромных размеров[14].

2. Содержание и порядок отдельных видов налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС) в РФ введен в действие с 01 января 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации зарубежных стран.

НДС относится к группе косвенных налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о федеральном бюджете устанавливаются пропорции распределения между региональным и федеральным бюджетами.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров и услуг в течение всего производственного цикла от завода изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог. Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ, услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль[15].

Законодательно определено, что сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет определяется как разница между суммами, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения[16].

  Акцизы – вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену товара или тариф. Акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход в государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ. К подакцизным товарам относят спирт этиловый, водку, ликероводочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, автомобили, ювелирные изделия, нефть, нефтепродукты, природный газ[17].

Объектами налогообложения признаются боле 20 видов операций, столько же операций не признаются объектами налогообложения. Кроме того, около 15 случаев налогообложения по акцизным имеют свои особенности при исчислении налога при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу[18].

Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели[19].

Налог на прибыль представляет собой прямой федеральный регулирующий налог[20].

Объектом налогообложения является валовая прибыль организации от реализации продукции, товаров (работ, услуг), основных средств, имущества и доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В прибыль не включаются суммы всех видов налогов и акцизов, затраты на производства товаров (работ, услуг), на подготовку и освоение производства, переподготовку кадров и другие затраты виды затрат[21].

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и продукции характеризует чистый доход организации, полученный в данном налоговом периоде.

Субъектами налога являются организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами, а также организации с иностранными инвестициями и международные организации[22].

Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов, формирующих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, так как налог в основном засчитывается в территориальные бюджеты.

Субъектами налога являются все физические лица как налогоплательщики: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной форме, так и в натуральной.

Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетный фонды:

-       Пенсионный фонд РФ;

-       Фонд социального страхования;

-       Фонда обязательного медицинского страхования РФ;

Налог предназначен для реализации гражданами своих конституционных прав на пенсионное и социальное страхование и медицинское обслуживание .

Налог является средством реализации прав граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь[23].

Налогоплательщиками являются организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица[24].

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников[25].

Налог на имущество организаций. Субъектом налога признаются организации, имеющие объект налогообложения в виде имущества, находящегося на балансе. Объектом налогообложения не признается земля, имущество органов государственной власти, фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования, Центрального банка РФ и другие объекты, предусмотренные законодательством[26].

Конкретные размеры ставок налога устанавливаются законами органов власти субъектов РФ, но не более 2,5%[27].

Налогоплательщиками налога на рекламу признаются организации и индивидуальные предприниматели, объектами налогообложения которых является приобретение ими рекламных услуг, состоящих в распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах)[28].

Налоговая база определяется исходя из стоимости оплаченных рекламных услуг налогоплательщиком или понесенных ими расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Конкретный размер налоговой ставки не может превышать 5% и устанавливается законодательным органом местного самоуправления[29].

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экономическую деятельность в сфере игорного бизнеса[30].

Объектом налогообложения признается игорный стол, игорный автомат и иные средства с любым видом выигрыша, кассы (точки) приема ставок на игру[31].

Налоговая база на игорный бизнес определяется как фиксированная величина в рублевом измерении на каждый объект налогообложения[32].

Минимальный размер налоговых ставок в год составляет фиксированную величину за каждый конкретный объект налогообложения. Конкретный размер ставок определяется законодательством субъектов Федерации[33].    

 Субъектом земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами и землепользователи[34].

Объектом налогообложения признаются земельные участки либо территории района, на которые распространяется действие нормативных актов налогового законодательства.

Налоговая ставка по отдельным категориям земель и группам налогоплательщиков устанавливается органом местного самоуправления.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов. 

Объектом налогообложения признаются транспортные средства.

Налоговая база определяется в лошадиных силах, валовой вместительности или количестве.

Налоговые ставки дифференцированы по всем транспортным средствам и устанавливаются в денежных единицах на физический измеритель субъектом Федерации.

Налогоплательщиками водного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств.

Объектом налогообложения признаются водные объекты применением сооружений, технических средств и устройств, используемых в целях забора воды, удовлетворения потребностей для выработки электроэнергии, лесосплава, добычи полезных ископаемых, коммуникаций, размещения сооружений, оборудования и установок, сброса сточных вод и в иных целях.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта налогоплательщиком.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в зависимости от размеров.

Задача №1

Мелкооптовое предприятие функционирует 1 год, занимается закупкой и реализующей продовольственных товаров. За квартал было закуплено товаров на сумму 7 596 800 000 руб., которые были проданы на сумму 9 670 700 000 руб. Издержки обращения за квартал составили 1 142 000 000 руб. Перечислите налоги, которые будут уплачены и рассчитайте их величину по результатам деятельности за квартал.

Решение[35].

Исходя из предположения, что предприятие применяет общий режим налогообложения, оно является плательщиком всех налогов, которые определены в Налоговым Кодексом (НК) РФ и Федеральным законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и имеющий соответствующий объект налогообложения.

Согласно условиям задачи, имеются два объекта налогообложения:

-       реализация товаров;

-       прибыль, полученная при реализации;

1. Счет поставщика оплачивается вместе с НДС, однако согласно п.2 ст. 171 и ст. 172 НК РФ при наличии счет-фактуры, оплаты, отражении в учете покупки товаров организация имеет право на налоговый вычет по уплаченной сумме  НДС:

7 596 800 000 * 18 / 118 = 1 158 833 898,31 – НДС, подлежащий вычету

7 596 800 000 – 1 158 833 898,31 = 6 437 966 101,69 – стоимость товаров, без учета НДС.

В сумме, на которую был продан товар, заложен НДС, который необходимо уплатить в бюджет согласно ст. 161 НК РФ:

9 670 700 000 * 18 / 118 = 1 475 191 525,42 – НДС, подлежащий уплате

9 670 700 000 – 1 475 191 525,42 = 8 195 508 474,58 – сумма выручки без НДС.

Таким образом, в бюджет подлежит уплата суммы НДС, полученная от покупателей рассчитанная с учетом суммы, подлежащей вычету:

1 475 191 525,42 – 1 158 833 898,31 = 316 357 627,11 – сумма НДС к уплате в бюджет.

2. При осуществлении деятельности организация имеет финансовый результат. При получении прибыли последняя считается объектом налогообложения согласно ст. 247 НК РФ. Согласно абз. 4 ст. 248 НК РФ.

Согласно абз. 3 ст. 247 НК РФ налоговой базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов.   

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно п. 2 ст. 254 в затраты не включаются суммы налогов, подлежащих вычету.

Исходя из вышеизложенного, расчет налоговой базы определяется без учета сумм уплаченных и полученного НДС.

НБ = 8 195 508 474,58 - 6 437 966 101,69 = 1 757 542 372,89

Сумма налога на прибыль  = 1 757 542 372,89 * 0,24 = 421 810 169,49

Таким образом, организация, согласно условиям задачи и НК РФ обязана уплатить НДС и Налога на прибыль в общей сумме:

421 810 169,49 + 316 357 627,11 = 738 167 796,60

Задача №2

Банк выпустил сберегательный сертификат на шесть (6) месяцев номиналом 10 000 руб., который продается по цене 7 750 руб. При погашении данного сертификата выплачивается сумма 10 000 руб. Рассчитайте годовой доход  по данному сертификату.

Решение[36].

Так как сертификат выпущен на шесть месяцев и при погашении выплачивается его номинал в 10 000 рублей, а приобретен он был по цене 7 750 рублей, то сумма дохода за пол года и год будет одинаковой и составит 2 250 рублей.

Список использованной литературы

1.     Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с.

2.     Базисные финансовые расчеты. Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Деньги, кредит банки». Сайт Красноярского государственного аграрного университета http://www.kgau.krasedu.ru/distance/resources/schnecke/index.htm

3.     Глоссарий.ru Служба тематических словарей. http://www.glossary.ru/

4.     «Конституция Российской Федерации» (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

5.     Налоги и налогообложение / Д.Г. Черник и др. – М.: Инфра-М, 2001г. 415с.

6.     Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития / http://www.bolshe.ru/unit/7/books/2782/s/1

7.      «Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.11.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).

8.     Сорокина Л.А. Механизм функционирования налоговой системы». Изд. Петербургского энергетического института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго РФ, СПб, 2003г., 63с.

9.     Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс. Он-лайн библиотека / http://www.xserver.ru/user/eksnl/

10.                        Яndex.энциклопедии. http://encycl.yandex.ru/


[1] Сорокина Л.А. Механизм функционирования налоговой системы». Изд. Петербургского энергетического института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго РФ, СПб, 2003г., 63с.  С.3

[2] Сорокина Л.А. Механизм функционирования налоговой системы». Изд. Петербургского энергетического института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго РФ, СПб, 2003г., 63с.  С.3

[3] «Конституция Российской Федерации» (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[4] Яndex.энциклопедии. http://encycl.yandex.ru/

[5] Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс. / Он-лайн библиотека http://www.xserver.ru/user/eksnl/

[6] Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс. / Он-лайн библиотека http://www.xserver.ru/user/eksnl/

[7] Глоссарий.ru Служба тематических словарей. http://www.glossary.ru/

[8] Налоги и налогообложение / Д.Г. Черник и др. – М.: Инфра-М, 2001г. 415с. С.31

[9] Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития / http://www.bolshe.ru/unit/7/books/2782/s/1

[10] Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития / http://www.bolshe.ru/unit/7/books/2782/s/1

[11] Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития / http://www.bolshe.ru/unit/7/books/2782/s/1

[12] Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития / http://www.bolshe.ru/unit/7/books/2782/s/1

[13] Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития / http://www.bolshe.ru/unit/7/books/2782/s/1

[14] Реформирование налоговой системы Российского государства. / Бюджетная система РФ http://budgetrf.nsu.ru/budget/Publications/Programs/Party/Otech99/Otech99020.htm#HL_14

[15] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.69

[16] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.70

[17] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.81

[18] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.81

[19] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.81

[20] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.85

[21] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.86

[22] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.86

[23] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.95

[24] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.95

[25] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 296с. С.95

[26] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.123-124

[27] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.124

[28] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.131

[29] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.131

[30] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –С.128

[31] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.128

[32] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.128

[33] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –. С.128

[34] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. –С.129

[35] «Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.11.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).

[36] Базисные финансовые расчеты. Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Деньги, кредит банки». Сайт Красноярского государственного аграрного университета http://www.kgau.krasedu.ru/distance/resources/schnecke/index.htm