Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

1.     Современные требования к работникам торговли: теоретические аспекты...................................................................................................………4

2.     Современные требования к работникам торговли: пример из деятельности предприятия ООО «Оптторг»………………………………12

Список литературы …………………………………………………………17 Введение

Коммерция (от лат. coomercium — торговля) является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Предприниматели, занимающиеся коммерческой деятельностью, с выгодой для себя выполняют об­щественно полезную деятельность, содействуя производителям материальных благ в обмене продуктами их труда.

С развитием рыночных отношений расширяется сфера ком­мерческой активности, охватывая обмен продуктами не только материального производства, но и интеллектуальной деятель­ности. Более того, коммерция активно влияет на развитие про­цессов производства и потребления. Коммерческие структуры изучают тенденции рыночного спроса и ориентируют произво­дителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров, а также нередко участвуют в финансирова­нии их производства. С другой стороны, коммерсанты активно воздействуют и на потребителей, создавая условия для роста спроса на современные виды товаров. Закупкой исходных мате­риалов и сбытом готовой продукции занимаются как сами про­изводители, так и созданные ими или полностью независимые от них посреднические, оптовые и розничные фирмы. Коммер­ческие структуры создают условия для сотрудничества заказчи­ков и подрядчиков при сооружении гражданских и промышлен­ных объектов, содействуя повышению эффективности строитель­ства и росту экономики в целом.

Специализированные коммерческие фирмы организуют и оп­тимизируют отношения при аренде и лизинге имущества, являю­щихся одними из наиболее эффективных способов инвестирова­ния средств в развитие экономики. Практически невозможно найти области предпринимательской деятельности, в которой коммерческие структуры не играли бы важнейшей роли.

Целью данной работы является изучение современных требований к работника торговли.

1. Современные требования к работникам торговли.

В соответствии с Законом Россий­ской Федерации "О защите прав потребителей" разработаны требования к работника торговли, которые  регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов про­довольственных и непродовольственных товаров.

Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобре­сти либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляю­щие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именует­ся договор).

Режим работы продавца - государственной или муниципальной ор­ганизации устанавливается по решению соответствующих органов ис­полнительной власти или органов местного самоуправления.

Режим работы продавца - организации иной организационно - право­вой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления своей деятельности (для прове­дения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятель­но в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.[1]

Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и спе­циализации своей деятельности требования, установленные в государст­венных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных пра­вилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты).

Продавец должен располагать необходимыми помещениями, обору­дованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требования­ми стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хра­нении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность прав ильного, выбора покупателями товаров.

Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить и метрологическую поверку.

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации,  место ее нахождения. К (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения и покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на к ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется

Вне постоянного места нахождения продавца.

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильно го выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

фирменное наименование (наименование) и место нахождения

(юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;[2]

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последст­виях при невыполнении таких действий, если товары по истече­нии указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену и условия приобретения товара.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть пре­доставлена информация об этом.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным тре­бованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертифи­ката, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдав­шим сертификат;

товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовите­лем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому на­именованию товара сведения о подтверждении его соответствия ус­тановленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего деклара­цию, и орган, ее зарегистрировавший).

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготови­теля (поставщика, продавца) с указанием адреса и телефона.

Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной ли­цензии), выдаваемого Государственным комитетом Российской Федера­ции по охране окружающей среды, а из объектов животного мира, под­падающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, - на основании разрешения компетентного органа страны экспортера.

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупате­лю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие со­ответствующего разрешения.[3]

Продавец должен предоставить также другую информацию о това­рах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна дово­диться до сведения покупателя способами, установленными федеральны­ми законами, иными нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, переда­ваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соот­ветствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных пра­вовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандар­тов.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотре­нию продавца, на государственных языках субъектов Российской Феде­рации и языках народов Российской Федерации.

Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и дос­товерная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при про­даже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать прове­дения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его дейст­вия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.

Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия до­говора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключени­ем случаев,  когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных ка­тегорий покупателей.

Продавец обязан обеспечить наличие  единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименова­ния товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи матери­ально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.[4]

Договор считается заключенным в надлежащей форме с момен­та выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не преду­смотрено федеральным законом или договором между продавцом и поку­пателем.

Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применени­ем  контрольно - кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров мо­гут оказываться только с согласия покупателя.

Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязатель­ным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техниче­ским требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подклю­чены) без участия соответствующих специалистов.

В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя про­давец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное сред­ство покупателя.

Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качест­ва, в таре и (или) упаковке, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежно­стями.

Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту това­ров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодатель­ством Российской Федерации.

Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан пе­редать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

При продаже товара с условием о его принятии покупателем в оп­ределенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.

Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупате­лем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобрете­ния товара.

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему не­продовольственного товара надлежащего качества, если более длитель­ный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных мес­тах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продав­цом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупа­тель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить упла­ченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольствен­ного товара, о его поступлении в продажу.

2. Пример из деятельности предприятия ООО «ОПТТОРГ».


Компания ООО «ОПТТОРГ» занимается торговой деятельностью, основном компания торгует мясной кондитерскими продукцией, руководители компании определили следующие требования своим работникам:

Для продавцов мясной продукции:

Подготавливает рабочее место: инвентарь, инструмен­ты, упаковочный материал, устанавливает весы на уровне и проверяет их.

Проверяет наличие товаров мясной и молочной гас­трономии на рабочем месте. Получает товары и произво­дит оценку их качества. Подготавливает товары к продаже: зачищает колбасные изделия и копчености; загрязненную поверхность творога, сметаны, сливочного масла; протирает поверхность бато­нов колбас, сыров, разрезает головки сыров для показа на прилавочной витрине. Производит предварительную раз­делку окороков и лопаток, нарезку колбас и копченостей, выполняет другие подготовительные работы.

Выкладывает товары на рабочем месте с учетом товар­ного соседства, доступности для обозрения покупателем и частоты спроса на них.

Обслуживает покупателей: выясняет спрос, предлагает товары, по указанию покупателя нарезает товар, взвеши­вает, производит разлив товаров в посуду покупателя. Отпускает штучные и фасованные товары, подсчитывает стоимость покупки, проверяет реквизиты чека, упаковы­вает и вручает товар. Консультирует покупателей о вку­совых качествах товаров, предлагает взаимозаменяемые товары.

Изучает спрос покупателей. Следит за наличием ас­сортимента товаров на рабочем месте и своевременном пополняет его. Помогает в работе младшему продавцу. Подготавливает товар к инвентаризации. Убирает рабочее место, подсчитывает чеки и сдаст их в установленном порядке.



Для продавцов кондитерской продукцией:

Характеристика работы:

Подготавливает рабочее место: проверяет исправность инвентаря и инструментов, наличие упаковочного мате­риала. Устанавливает и проверяет весы в соответствии с действующими правилами.

Выявляет недостающий ассортимент товаров на рабочих местах и получает от материально-ответственного лица то­вары. Производит оценку качества товаров по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции и структуре в соответст­вии с требованиями стандартов. Изучает особенности им­портных продуктов, учитывая страну-изготовителя. В слу­чае необходимости отбирает средний образец товаров для лабораторного анализа. Совместно с материально-ответст­венных лицом размещает товары на хранение в подсобном помещении по группам, исходя из свойств товаров и то­варного соседства. Проверяет срок годности продуктов, сер­тификаты.

Подготавливает товары к продаже: вскрывает коробки, ящики и пересыпает товары в ящики прилавков и в пристенные шкафы. Заготавливает и оформляет подарочные наборы, сюрпризы, объединяет в одном наборе кондитер­ские товары с подарочными или декоративными изделия­ми (например, плитки шоколада сочетает с детскими иг­рушками), наполняет изделиями чашки и художественно оформляет их.

Выкладывает товары в на прилавочную витрину по груп­пам, применяя различные способы выкладки, обеспечиваю­щие лучший показ товаров потребителям. Проверяет нали­чие и правильность ярлыков цен. Контролирует наличие ценников на все товары.

Оформляет внутримагазинную и оконную витрины. Ор­ганизует информацию о товарах, поступивших в продажу.

Обслуживает покупателей: выясняет их требования, пред­лагает и показывает товары, разъясняет покупателю свой­ства и вкусовые особенности отдельных видов кондитер­ских изделий. Рекомендует новые товары и товары сопут­ствующего спроса. При отсутствии в продаже требуемого покупателями товара, предлагает взаимозаменяемые кон­дитерские изделия, близкие по вкусовым качествам, цене.

Взвешивает товары, подсчитывает их стоимость, упаковы­вает, проверяет реквизиты чека и вручает кондитерские изделия покупателю. Осуществляет продажу фасованных и штучных товаров. По просьбе покупателя упаковывает в один общий сверток несколько пакетов и кульков.

Выявляет и учитывает спрос покупателей. Информиру­ет администрацию магазина о спросе покупателей на от­дельные товары.

Изучает прогрессивные методы обслуживания покупа­телей и внедряет их в секции.

В часы наименьшей загрузки производит расфасовку сыпучих товаров, пользующихся повышенным спросом.

Руководит работой продавцов низших разрядов и уче­ников.

Следит за своевременным пополнением ассортимента товаров, состоянием витрин, чистотой и порядком в сек­ции. Составляет заявку на товары.

Принимает участие в инвентаризации.

Подсчитывает кассовые чеки (деньги), сверяет сумму реализации с показателем кассового счетчика и сдает чеки в установленном порядке.

Убирает рабочее место.

Должен  знать:

Ассортимент кондитерских товаров, деление их на груп­пы и виды. Ассортиментный минимум кондитерских това­ров, установленный для магазина. Новые товары, способы использования их.

Основы товароведения кондитерских изделий. Основные понятия о технологии производства и о сырье, из которого изготовлены различные группы и виды кондитерских изде­лий. Требования ГОСТов к качеству кондитерских товаров. Методы определения качества товаров. Способы определе­ния размера изделий, полновесности штучных изделий, со­держания начинки и т. п. Взаимозаменяемые кондитерские изделия.

Основных поставщиков товаров и особенности в ас­сортименте и качестве их продукции. Упаковку и марки­ровку кондитерских изделий.

Правила и порядок приема товаров от поставщиков. Правила составления актов на недостачу, пересортицу, и соответствие качества товаров требованиям стандарта.

Режим хранения и порядок размещения товаров в под­собном помещении с учетом свойств товаров и допусти­мого товарного соседства. Сроки реализации кондитерских товаров.

Порядок составления заявки на кондитерские изделия.

Требования к устройству и оборудованию рабочего мес­та продавца кондитерских изделий. Виды инвентаря и ин­струментария и правила пользования им. Устройство и основные эксплуатационные показатели работы холодиль­ного оборудования и правила пользования холодильным оборудованием. Правила взвешивания товаров. Правила установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними. Содержание клейма и сроки клеймения весов и гирь.

Правила торговли кондитерскими товарами.

Правила подготовки кондитерских товаров к продаже.

Правила декоративного оформления и фигурной вы­кладки кондитерских изделий по группам и видам на ра­бочем месте. Требования к художественному оформлению внутренней и внешней витрин.

Способы изготовления пакетов и кульков и упаковка различных видов изделий (кексов, пирожных) в мягкую и полужесткую тару. Способы обвязки коробок с изделиями. Методы изучения спроса покупателей.[5]

Список литературы

1.                 Морозов Л.Л. Квалификационная характеристики должностей работников предприятий торговли. – СПб.: ИЧП АКТИВ, 2002. – 333 с.

2.                 Торговля. Все, что необходимо и полезно знать бухгалтеру и менеджеру. Практическое пособие под.ред. В.В. Карпова,- М.: Экономика и финансы. 2001. – 560 с.

3.                 Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 2002. – 659 с.

4.                 Правила торговли. Оптовая торговля. – М.: ПРИОР, 2003. – 160 с.

5.                 Экономика торгового предприятия. Под.ред. Попова П.Н.- М.: ЮНИТИ, 2004 – 452 с.


[1] Морозов Л.Л. Квалификационная характеристика должностей работников предприятий торговли. – СПб.: ИЧП АКТИВ, 2002. – 333 с.


[2] Морозов Л.Л. Квалификационная характеристики должностей работников предприятий торговли. – СПб.: ИЧП АКТИВ, 2002. – 333 с.


[3] Торговля. Все, что необходимо и полезно знать бухгалтеру и менеджеру. Практическое пособие под.ред. В.В. Карпова,- М.: Экономика и финансы. 2001. – 560 с.


[4] Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 2002. – 659 с.


[5] Правила торговли. Оптовая торговля. – М.: ПРИОР, 2003. – 160 с.