Содержание
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Современные требования к работникам торговли: теоретические аспекты...................................................................................................………4
2. Современные требования к работникам торговли: пример из деятельности предприятия ООО «Оптторг»………………………………12
Список литературы …………………………………………………………17 Введение
Коммерция (от лат. coomercium — торговля) является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Предприниматели, занимающиеся коммерческой деятельностью, с выгодой для себя выполняют общественно полезную деятельность, содействуя производителям материальных благ в обмене продуктами их труда.
С развитием рыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Более того, коммерция активно влияет на развитие процессов производства и потребления. Коммерческие структуры изучают тенденции рыночного спроса и ориентируют производителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров, а также нередко участвуют в финансировании их производства. С другой стороны, коммерсанты активно воздействуют и на потребителей, создавая условия для роста спроса на современные виды товаров. Закупкой исходных материалов и сбытом готовой продукции занимаются как сами производители, так и созданные ими или полностью независимые от них посреднические, оптовые и розничные фирмы. Коммерческие структуры создают условия для сотрудничества заказчиков и подрядчиков при сооружении гражданских и промышленных объектов, содействуя повышению эффективности строительства и росту экономики в целом.
Специализированные коммерческие фирмы организуют и оптимизируют отношения при аренде и лизинге имущества, являющихся одними из наиболее эффективных способов инвестирования средств в развитие экономики. Практически невозможно найти области предпринимательской деятельности, в которой коммерческие структуры не играли бы важнейшей роли.
Целью данной работы является изучение современных требований к работника торговли.
1. Современные требования к работникам торговли.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" разработаны требования к работника торговли, которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется договор).
Режим работы продавца - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Режим работы продавца - организации иной организационно - правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.
В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.[1]
Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты).
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность прав ильного, выбора покупателями товаров.
Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить и метрологическую поверку.
Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения. К (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения и покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на к ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется
Вне постоянного места нахождения продавца.
Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильно го выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
наименование товара;
фирменное наименование (наименование) и место нахождения
(юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;[2]
обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
цену и условия приобретения товара.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием адреса и телефона.
Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, а из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, - на основании разрешения компетентного органа страны экспортера.
При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.[3]
Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.
Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).
При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.
Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.[4]
Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно - кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя.
Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.
В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.
Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.
Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.
При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.
Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.
Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.
2. Пример из деятельности предприятия ООО «ОПТТОРГ».
Компания ООО «ОПТТОРГ» занимается торговой деятельностью, основном компания торгует мясной кондитерскими продукцией, руководители компании определили следующие требования своим работникам:
Для продавцов мясной продукции:
Подготавливает рабочее место: инвентарь, инструменты, упаковочный материал, устанавливает весы на уровне и проверяет их.
Проверяет наличие товаров мясной и молочной гастрономии на рабочем месте. Получает товары и производит оценку их качества. Подготавливает товары к продаже: зачищает колбасные изделия и копчености; загрязненную поверхность творога, сметаны, сливочного масла; протирает поверхность батонов колбас, сыров, разрезает головки сыров для показа на прилавочной витрине. Производит предварительную разделку окороков и лопаток, нарезку колбас и копченостей, выполняет другие подготовительные работы.
Выкладывает товары на рабочем месте с учетом товарного соседства, доступности для обозрения покупателем и частоты спроса на них.
Обслуживает покупателей: выясняет спрос, предлагает товары, по указанию покупателя нарезает товар, взвешивает, производит разлив товаров в посуду покупателя. Отпускает штучные и фасованные товары, подсчитывает стоимость покупки, проверяет реквизиты чека, упаковывает и вручает товар. Консультирует покупателей о вкусовых качествах товаров, предлагает взаимозаменяемые товары.
Изучает спрос покупателей. Следит за наличием ассортимента товаров на рабочем месте и своевременном пополняет его. Помогает в работе младшему продавцу. Подготавливает товар к инвентаризации. Убирает рабочее место, подсчитывает чеки и сдаст их в установленном порядке.
Для продавцов кондитерской продукцией:
Характеристика работы:
Подготавливает рабочее место: проверяет исправность инвентаря и инструментов, наличие упаковочного материала. Устанавливает и проверяет весы в соответствии с действующими правилами.
Выявляет недостающий ассортимент товаров на рабочих местах и получает от материально-ответственного лица товары. Производит оценку качества товаров по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции и структуре в соответствии с требованиями стандартов. Изучает особенности импортных продуктов, учитывая страну-изготовителя. В случае необходимости отбирает средний образец товаров для лабораторного анализа. Совместно с материально-ответственных лицом размещает товары на хранение в подсобном помещении по группам, исходя из свойств товаров и товарного соседства. Проверяет срок годности продуктов, сертификаты.
Подготавливает товары к продаже: вскрывает коробки, ящики и пересыпает товары в ящики прилавков и в пристенные шкафы. Заготавливает и оформляет подарочные наборы, сюрпризы, объединяет в одном наборе кондитерские товары с подарочными или декоративными изделиями (например, плитки шоколада сочетает с детскими игрушками), наполняет изделиями чашки и художественно оформляет их.
Выкладывает товары в на прилавочную витрину по группам, применяя различные способы выкладки, обеспечивающие лучший показ товаров потребителям. Проверяет наличие и правильность ярлыков цен. Контролирует наличие ценников на все товары.
Оформляет внутримагазинную и оконную витрины. Организует информацию о товарах, поступивших в продажу.
Обслуживает покупателей: выясняет их требования, предлагает и показывает товары, разъясняет покупателю свойства и вкусовые особенности отдельных видов кондитерских изделий. Рекомендует новые товары и товары сопутствующего спроса. При отсутствии в продаже требуемого покупателями товара, предлагает взаимозаменяемые кондитерские изделия, близкие по вкусовым качествам, цене.
Взвешивает товары, подсчитывает их стоимость, упаковывает, проверяет реквизиты чека и вручает кондитерские изделия покупателю. Осуществляет продажу фасованных и штучных товаров. По просьбе покупателя упаковывает в один общий сверток несколько пакетов и кульков.
Выявляет и учитывает спрос покупателей. Информирует администрацию магазина о спросе покупателей на отдельные товары.
Изучает прогрессивные методы обслуживания покупателей и внедряет их в секции.
В часы наименьшей загрузки производит расфасовку сыпучих товаров, пользующихся повышенным спросом.
Руководит работой продавцов низших разрядов и учеников.
Следит за своевременным пополнением ассортимента товаров, состоянием витрин, чистотой и порядком в секции. Составляет заявку на товары.
Принимает участие в инвентаризации.
Подсчитывает кассовые чеки (деньги), сверяет сумму реализации с показателем кассового счетчика и сдает чеки в установленном порядке.
Убирает рабочее место.
Должен знать:
Ассортимент кондитерских товаров, деление их на группы и виды. Ассортиментный минимум кондитерских товаров, установленный для магазина. Новые товары, способы использования их.
Основы товароведения кондитерских изделий. Основные понятия о технологии производства и о сырье, из которого изготовлены различные группы и виды кондитерских изделий. Требования ГОСТов к качеству кондитерских товаров. Методы определения качества товаров. Способы определения размера изделий, полновесности штучных изделий, содержания начинки и т. п. Взаимозаменяемые кондитерские изделия.
Основных поставщиков товаров и особенности в ассортименте и качестве их продукции. Упаковку и маркировку кондитерских изделий.
Правила и порядок приема товаров от поставщиков. Правила составления актов на недостачу, пересортицу, и соответствие качества товаров требованиям стандарта.
Режим хранения и порядок размещения товаров в подсобном помещении с учетом свойств товаров и допустимого товарного соседства. Сроки реализации кондитерских товаров.
Порядок составления заявки на кондитерские изделия.
Требования к устройству и оборудованию рабочего места продавца кондитерских изделий. Виды инвентаря и инструментария и правила пользования им. Устройство и основные эксплуатационные показатели работы холодильного оборудования и правила пользования холодильным оборудованием. Правила взвешивания товаров. Правила установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними. Содержание клейма и сроки клеймения весов и гирь.
Правила торговли кондитерскими товарами.
Правила подготовки кондитерских товаров к продаже.
Правила декоративного оформления и фигурной выкладки кондитерских изделий по группам и видам на рабочем месте. Требования к художественному оформлению внутренней и внешней витрин.
Способы изготовления пакетов и кульков и упаковка различных видов изделий (кексов, пирожных) в мягкую и полужесткую тару. Способы обвязки коробок с изделиями. Методы изучения спроса покупателей.[5]
Список литературы
1. Морозов Л.Л. Квалификационная характеристики должностей работников предприятий торговли. – СПб.: ИЧП АКТИВ, 2002. – 333 с.
2. Торговля. Все, что необходимо и полезно знать бухгалтеру и менеджеру. Практическое пособие под.ред. В.В. Карпова,- М.: Экономика и финансы. 2001. – 560 с.
3. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 2002. – 659 с.
4. Правила торговли. Оптовая торговля. – М.: ПРИОР, 2003. – 160 с.
5. Экономика торгового предприятия. Под.ред. Попова П.Н.- М.: ЮНИТИ, 2004 – 452 с.
[1] Морозов Л.Л. Квалификационная характеристика должностей работников предприятий торговли. – СПб.: ИЧП АКТИВ, 2002. – 333 с.
[2] Морозов Л.Л. Квалификационная характеристики должностей работников предприятий торговли. – СПб.: ИЧП АКТИВ, 2002. – 333 с.
[3] Торговля. Все, что необходимо и полезно знать бухгалтеру и менеджеру. Практическое пособие под.ред. В.В. Карпова,- М.: Экономика и финансы. 2001. – 560 с.
[4] Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 2002. – 659 с.
[5] Правила торговли. Оптовая торговля. – М.: ПРИОР, 2003. – 160 с.