Содержание диплома:
Введение.............................................................................................................. 3
1. Особенности налогообложения прибыли кредитных организаций............ 7
1.1. Современная налоговая система.............................................................. 7
1.2. Налог на прибыль кредитных организаций........................................... 8
1.3. Проблемы налогового администрирования......................................... 22
1.4. Эволюция налоговой системы. Налоговая реформа............................ 24
Введение
По общему признанию, существуют два основных институциональных столпа рыночной экономики - налоговая и банковская системы. Понятно, при множестве других институтов, в том числе абсолютно необходимых и в каком-то смысле даже более важных, таких, например, как частная собственность. Но наш собственный опыт показывает, что есть и другие экономические системы, которые могут существовать без налогов и банков, довольствуясь их суррогатами. Рыночная же экономика не может. Плохие налоги и банки делают невозможной эффективную рыночную экономику.
После крестьянской реформы в дореволюционной России сложилась довольно развитая налоговая система. Во многом она была воссоздана в период нэпа с определенными особенностями, присущими этому периоду.
Применялись следующие виды налогов:
Прямые – сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины;
Косвенные – акцизы и таможенное обложение.
Сельскохозяйственный налог, введенный вместо продналога, который, в свою очередь, сменил продразверстку времен гражданской войны, взимался в денежной форме и рассчитывался в зависимости от количества земли и голов скота на едока. Одна голова скота приравнивалась к 0,8 десятины пашни. Ставки определялись по прогрессивной шкале для подавления зажиточных хозяйств.
Промысловый налог платили торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесленники. Он состоял из платы за патент и уравнительного сбора. Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения. Можно провести аналогию между платой за патент и нынешним налогом на вмененный доход. Уравнительный сбор взимался с суммы продаж (сейчас бы сказали, что это оборотный налог). Первоначальная ставка - 7% (3% - в местный бюджет, 1 % - в пользу голодающих - расщепляющийся налог), а затем он был снижен вдвое, так как был признан чрезмерным, а ставки дифференцированы по отраслям.
Подоходно-поимущественный налог взимался как с физических, так и с юридических лиц. Физические лица платили этот налог с годового дохода свыше 300 руб. и с имущества стоимостью более 300 руб. Госпредприятия имущественный налог (налог на капитал) не платили, а с дохода уплачивали 8%. Для остальных это был прогрессивный налог, нацеленный на подавление частника. Акционерные общества платили дважды – с дохода и с дивидендов.
Акцизы были установлены на чай, кофе, сахар, соль, алкоголь, табачные изделия, спички, нефтепродукты, текстильные изделия.
Прямые налоги к 1926 г. составляли 82% доходов бюджета.
Этот обзор позволяет понять масштабность изменений, которые принесла налоговая реформа 1929 г. Точнее, можно говорить о ликвидации налоговой системы за ненадобностью ее для социалистической плановой экономики.
С этого времени доходы государственного бюджета формировались в основном за счет трех источников:
а) отчисления от прибыли предприятий (в абсолютных суммах в соответствии с финансовыми планами предприятий);
б) налог с оборота. Реально его нельзя назвать налогом, так как он представлял собой форму чистого дохода, изымаемую государством из принадлежащих ему предприятий за счет механизма государственного ценообразования. Налог с оборота взимался по абсолютным или относительным ставкам, образуя разницу между заниженной оптовой ценой предприятия и ценой промышленности. Он реализовался в розничном или оптовом звене недалеко от выхода изделия из госсектора (к населению, за рубеж). С ликвидацией двухуровневой государственной системы ценообразования он становился невозможен. В первые годы после налоговой реформы 1929 г. налог с оборота давал до 80% всех доходов госбюджета, при том что множество госпредприятий были планово-убыточными;
в) подоходный налог с населения с единой ставкой 13%, взыскиваемый у источника. Кроме того, был еще налог на холостяков (6%). По многим причинам, прежде всего нечувствительности плательщиков к этому постоянному фоновому изъятию, подоходный налог тоже трудно назвать налогом. Не случайно Н.С. Хрущев, стремясь побыстрей добраться до коммунизма, намеревался отменить эти налоги, тем более что для советской финансовой системы они не играли заметной роли. В законченной логической модели социализма они выглядели анахронизмом.
В советском бюджете более важную роль, чем прежде, даже в годы нэпа, играли доходы от внешней торговли. Как уже отмечалось, эти доходы, прежде всего от роста экспорта нефти, в 1970-е гг. выросли с 10 до 20% доходов бюджета. Но они также носили неналоговый характер: в бюджет поступала разница между внешнеторговой ценой и оптовой ценой предприятия-изготовителя за вычетом наценки внешнеторговой организации.
Когда встал вопрос о переходе снова к рыночной экономике, выяснилась необходимость восстановления налоговой системы хотя бы потому, что отчисления от прибыли, налог с оборота, изъятие в бюджет доходов от внешней торговли вне социалистической системы существовать не могли.
Но началось это движение с внедрения нормативных методов распределения доходов предприятия, от которых ожидалось стимулирующее влияние на повышение эффективности предприятий.
Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1965 г., в годы косыгинской реформы. В том, что тогда было сделано, нельзя усмотреть шаги к восстановлению налоговой системы. Более очевидной эта связь стала в 1987 г., когда все доходы предприятий взамен абсолютных плановых объемов стали распределяться по нормативам. Нормативы оставались еще индивидуальными или групповыми. Они менялись ежегодно при планировании, хотя и ставилась задача придать им долговременный, хотя бы на пятилетку, характер. Но стоило им придать единый для всех и постоянный характер - сделать всего лишь шаг, и они превращались в ставки налогов. Это и произошло в 1990 г., когда Верховный Совет СССР принял Закон о налоге на прибыль. С этого, собственно, началась обратная налоговая реформа.
С 1 января 1991 г. был введен налог с продаж, близкий по методике исчисления к налогу на добавленную стоимость. Введен порядок обязательной продажи экспортерами 40% валютной выручки по заниженному курсу 1,8 рубля за доллар США. По инициативе B.C. Павлова были созданы внебюджетные фонды стабилизации, в которые все предприятия должны были вносить 11% фонда заработной платы и 20% суммы амортизационных отчислений. Но поступления налога с оборота таяли ввиду того, что оптовые цены, менее контролируемые, росли намного быстрее розничных. Кризис финансовой системы нарастал.
В данной дипломной работе основной целью будет являться более детальное рассмотрение налоговой системы кредитных организаций.
Для этого будут решены следующие задачи:
1. Рассмотрена действующая налоговая система в РФ
2. Отдельно рассмотрен налог на прибыль.
3. Проанализировано действующее в г. Новосибирске кредитное учреждение
4. Выявлены пути усовершенствования налоговой системы
1. Особенности налогообложения прибыли кредитных организаций
1.1. Современная налоговая система
Настоящая налоговая реформа, приведшая к восстановлению налоговой системы в России, была проведена в конце 1991-начале 1992 гг. В основных чертах эта система продолжает действовать и сейчас. В нее входят следующие основные налоги:
Прямые:
• налог на прибыль предприятий;
• подоходный налог с физических лиц;
• налоги на имущество;
• платежи за природные ресурсы;
• платежи в социальные фонды.
Косвенные:
• налог на добавленную стоимость (НДС);
• налог с продаж;
• акцизы;
• таможенные пошлины.
По своей конструкции наша налоговая система близка к налоговым системам стран ОЭСР, особенно Европейского союза, учитывая, что США не применяют НДС. Есть, однако, важные особенности, связанные с незрелостью рыночных отношений, с неготовностью субъектов экономики нести налоговые обязательства, со слабостью налогового администрирования.
То обстоятельство, что значительную долю ВВП, экспортных доходов дают отрасли добывающей промышленности, обусловливает довольно высокую роль платежей за природные ресурсы, рентных платежей. В их числе до 2002 г. были платежи за пользование недрами (роялти); акцизы на некоторые виды сырья, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Акциз на газ составлял 30% стоимости продаж (без НДС) при поставках на экспорт и 15% - при поставках внутри страны и в Белоруссию. Роялти варьировал от 6 до 16% стоимости добытого сырья. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, из которых финансировались поисковые геологоразведочные работы по нефти, составляли около 10%.
Еще надо учесть экспортную пошлину, которая с сентября 1999 г. была установлена в размере 7,5 евро за тонну и может изменяться в зависимости от мировых цен на нефть и другие экспортные товары.
Важная характеристика налоговой системы, действовавшей до 2001-2002 гг., – ее ориентация на задачи первого этапа рыночных реформ, прежде всего на финансовую стабилизацию. Отсюда общий высокий уровень номинального налогового бремени (высокие ставки налогов) и предпочтение налогов, легче администрируемых, оставляющих меньше возможностей для уклонения от их уплаты. Отсюда также предпочтение косвенных налогов прямым, поскольку они точно следуют за динамикой цен и зарплаты, облегчая сбалансирование бюджета.
1.2. Налог на прибыль кредитных организаций
Как уже было выше сказано налог на прибыль является прямым налогом, который уплачивают все организации, основной деятельностью которых является получение прибыли.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения признается: для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ.
К доходам относятся:
а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав,
б) внереализационные доходы.
Доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Внереализационными доходами признаются доходы:
а) от долевого участия в других организациях,
б) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту
в) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
г) от сдачи имущества в аренду (субаренду);
д) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности),
е) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
ж) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;
з) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу.
и) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе
к) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
л) в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
м) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;
н) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
о) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
п) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок,
р) в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и иного имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
с) в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукций, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции.
К доходам банков, кроме доходов, рассмотренных выше, относятся также доходы от осуществления банковской деятельности:
в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные банки-корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по и за розыск сумм;
от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями,
по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
от депозитарного обслуживания клиентов;
от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;
в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);
в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;
по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу, либо списанных за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали налоговую базу;
в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;
от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк»;
в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;
в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов.
в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;
другие доходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
расходы на освоение природных ресурсов;
расходы на обязательное и добровольное страхование;
прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
3) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
Отрицательной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств;
4) расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностраннойвалюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
5) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы
6) расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
7) в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана;
8) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
9) другие обоснованные расходы.
К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва;
потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
убытки по сделке уступки права требования.
К расходам банка, кроме расходов, перечисленных выше, относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности,
1) проценты по:
договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;
собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);
межбанковским кредитам, включая овердрафт;
по приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;
займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах.
иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по сред-, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам;
2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;
3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;
4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков,
Для определения расходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается отрицательная разница между доходами, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 250 настоящего Кодекса, и расходами, определенными в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса;
5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;
7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;
8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);
9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или)доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;
10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;
11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;
12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;
13) расходы по аренде брокерских мест;
14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;
16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;
17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;
18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;
19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;
20) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам)
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.
Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последний день отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последний день отчетного (налогового) периода.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента зачисляется в федеральный бюджет,
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента зачисляется в бюджеты субъектов РФ,
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процента зачисляется в местные бюджеты.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
20 процентов - со всех доходов
10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки
6 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации;
15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:
15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.
Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.
Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 24 процента.
Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам подлежит зачислению в федеральный бюджет.
1.3. Проблемы налогового администрирования
Суть налогового администрирования - в обеспечении сбора налогов в размерах, соответствующих закону, т.е. в сближении реального и номинального налогового бремени. Эта работа выполняется в России налоговой службой (Министерство по налогам и сборам - МНС), Государственным таможенным комитетом (ГТК), налоговой полицией (Федеральная служба налоговой полиции - ФСНП), ведомством по банкротствам (Федеральная служба по финансовому оздоровлению-ФСФО). Последние два ведомства выполняют функции инфорсмента, принуждения в отношении неплательщиков. В общей сложности в этих ведомствах занято примерно 300 тыс. человек.
От советского периода в плане налогового администрирования новая Россия не получила ничего. Это и естественно: если нет налоговой системы, нет нужды и в службах сбора налогов. Поступление доходов в бюджет обеспечивали государственные органы и предприятия, от которых эти доходы поступали, по ступеням административной иерархии, под контролем Минфина и Госбанка. Поэтому все органы налогового администрирования пришлось практически создавать заново. Понятно, что поначалу в их работе было много недостатков, не изжитых и по сей день. Тем не менее следует констатировать и постепенный прогресс.
Уклонение от налогов - одно из важнейших свойств теневой экономики, играющей существенную роль в России (ниже мы специально обратимся к этой теме). Система налогового администрирования - один из важнейших фронтов противостояния ей. А одно из главных орудий теневой экономики, обращенное прежде всего против этой системы, - коррупция. Объективно на этом фронте идет непрерывная тихая и не всегда тихая война.
Сбор налогов становится все более опасной профессией. Только в 1996 г. 26 налоговых инспекторов были убиты и гораздо большее число ранены или подвергнуты угрозам физического насилия, а 18 налоговых инспекций были взорваны или обстреляны. Все эти годы на моральном состоянии 180 000 сотрудников налоговой службы сказывались задержки с выплатой зарплаты, что вынуждало многих наиболее квалифицированных работников уйти. Выполнение требований закона также осложнилось в связи с появлением фальшивых налоговых полицейских, конфискующих собственность или налагающих псевдоштрафы. Учитывая, что жертвы фальшивых агентов налоговой полиции часто подыскиваются среди бизнесменов, которые явно участвуют в укрытии от налогов, они не склонны искать справедливости у правоохранительных органов.
Каждый налогоплательщик, каждая фирма стремится уменьшить налоговое бремя. Многие из них обращаются к услугам консультантов с целью оптимизации налогообложения – специфический термин, обозначающий нахождение таких схем оформления деловых операций, которые позволяют свести к минимуму суммы уплачиваемых налогов. Оптимизация может производиться в рамках действующего законодательства. Чем больше лазеек, пробелов в нем, тем больше возможности такой оптимизации. У нас, учитывая молодость налоговой системы, такие возможности весьма велики.
Оптимизация может производиться и с нарушением законодательства. Тогда это просто уклонение от уплаты налогов, квалифицируемое как преступное деяние. Чаще всего грань провести трудно.
1.4. Эволюция налоговой системы. Налоговая реформа
Ключевую роль для понимания закономерностей эволюции налоговой системы играет рассмотрение ее в контексте перехода ко второму этапу трансформации российской экономики.
Первый этап - исходные рыночные реформы, высокая инфляция и приоритет требований финансовой стабилизации. Отсюда высокое налоговое бремя, жесткое давление, порой без правил, в сборе налогов, оставление на втором плане задач оживления деловой активности. Этот этап позади.
Второй этап - экономический рост и реструктуризация. Оживление деловой активности на первом плане. Отсюда общее требование провести налоговую реформу под лозунгом снижения налогового бремени.
Второе требование, исходящее из необходимости улучшения делового климата, снижения риска предпринимательства, состояло в установлении равных и справедливых отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, в исключении случаев произвола, в расширении прав налогоплательщиков по защите своих интересов. Это предполагает существенное улучшение налогового администрирования. Но пока, как представляется, важность этого направления еще не оценивается должным образом: стремление налоговиков "выбить" требуемые суммы любым путем не преодолено.
Налоговый кодекс состоит из двух частей - общей и специфической. Часть первая описывает общие принципы построения налоговой системы, часть вторая - конкретные налоги.
До сих пор вторая часть принята не полностью. Тем не менее основные направления налоговой реформы определились.
Реформа проводится в два этапа: первый - 2000-2001 гг., второй - 2002-2003 гг. Так как основная цель дипломной работы – рассмотрение налогообложения прибыли, то выделим изменения, касающиеся налога на прибыль.
Переход на метод начислений (метод счетов-фактур) вместо кассового метода при исчислении НДС и налога на доходы организаций. Давние споры по этому вопросу связаны с тем, что для перехода от кассового метода (учет по моменту поступления денег на расчетный счет) к методу начислений (практически учет по моменту отгрузки, выписки счета-фактуры) требуется замораживание значительных финансовых средств, особенно ощутимое в условиях их острой нехватки, бартера и взаимозачетов.
Переход на метод начислений тем не менее абсолютно необходим, поскольку облегчает налоговое администрирование и борьбу с укрывательством доходов. Он повсеместно принят в мировой практике. У нас он должен состояться на втором этапе налоговой реформы.
Отмена большей части налоговых льгот, в том числе по НДС, налогу на прибыль, подоходному налогу. В частности, отменена льгота по расходам на инвестиции, но вводятся новые правила амортизации, компенсирующие связанные с этим потери.
Налог на прибыль. Суть изменений в том, что налог на прибыль снижается и, кроме того, сокращается налоговая база благодаря вычетам всех расходов, обусловленных ведением дела, включая все расходы, ныне относимые на себестоимость, и иные, которые прежде осуществлялись из прибыли, например: большая часть инвестиций, погашение ссуд, расходы на рекламу, подготовку кадров, представительские расходы. Это один из главных факторов снижения налогового бремени.
Ставка федерального налога - 24% была принята как резкое снижение - с 35%, но с условием отмены всех льгот. Инвесторы отмечают, что с учетом отмены льготы, позволявшей освобождать от налога на прибыль до 50% прибыли, расходуемой на инвестиции, они теряют до 6,5 процентного пункта (24 - 35 - 0,5). Тем не менее в целом снижение налога на прибыль - большой шаг вперед.
Кроме того, реформа предполагает ряд других не столь существенных изменений. По оценкам Бюро экономического анализа, на первом этапе реформы налоговое бремя должно сократиться на 1,9% ВВП, на втором этапе - дополнительно на 1,5%.
Если брать уровень 1999 г., то к завершению реформы должно произойти сокращение доходов бюджета расширенного правительства с 33,3 до 29,9% ВВП, в том числе консолидированного бюджета - с 26,4 до 24,8% ВВП, социальных внебюджетных фондов - с 7 до 5,7% ВВП.
Вывод такой: налоговая реформа, несомненно, представляет собой крупный шаг вперед в направлении, благоприятном для улучшения делового климата и модернизации российской экономики. Но предстоит еще немало работы.