Содержание:


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Персонал предприятия.................................................................................. 4

2.  Планирование персонала предприятия........................................................ 9

3.  Отбор персонала предприятия................................................................... 12

3.1.  Тестирование.......................................................................................... 16

3.2.  Собеседование........................................................................................ 17

4.  Совершенствование персонала предприятия............................................. 22

5.  Персонал на предприятии «Автосервис»................................................... 26

Заключение........................................................................................................ 27

Список используемой литературы................................................................... 28


Введение


Достижение любой совокупности корпоративных целей требует использования двух основных ресурсов: человеческих и денежных. Недостаток любого из этих ресурсов может превратить оптимально продуманную стратегию в несбыточный воздушный замок.

К сожалению, многие организации считают разработку стратегии , связанной с человеческими ресурсами , делом излишне хлопотным, но на самом деле эта стратегия тесно связана с бизнес-стратегией и необходима для успеха. Если ограничивающее влияние нехватки капитала довольно легко предвидеть, то давление, которое вызвано дефицитом человеческих ресурсов, не столь очевидно. Точно так же трудно заметить тот факт, что довольно хорошо разработанная политика управления персоналом может затруднять внедрение общей стратегии бизнеса. Качество всех денег одинаково, однако потребность в человеческих ресурсах имеет и качественные, и количественные характеристики. В то время как недостаток капитала может стать непреодолимым препятствием, необходимого количества людей можно достигнуть путем определенных экстренных мер, таких, как оплата труда выше среднего уровня, независимо от возможного влияния этой меры на прибыльность корпорации. Задача стратегического планирования в области человеческих ресурсов сложнее, чем задача удовлетворения потребностей компании в капитале.[1]

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий связанных с персоналом предприятия.

Для этого будут решены следующие задачи:

–       Рассмотрено понятие персонала предприятия и его виды,

–       Дано пояснение планирования персонала,

–       Раскрыт смысл отбора персонала,

–       Рассмотрено совершенствование персонала,

–       Каждый пункт для конкретного предприятия.

1.   Персонал предприятия


Персонал предприятия – это его трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной его деятельностью.

Трудовые ресурсы (кадры) являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.

Организованные в профсоюзы трудовые ресурсы выступают в качестве субъекта переговоров с администрацией об условиях труда и его оплате при заключении коллективных договоров на предприятии.

Кадровый состав или персонал предприятия имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями;

–       списочная и явочная численность работников предприятия и(или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;

–       среднесписочная численность работников предприятия и(или) его внутренних подразделений за определенный период;

–       удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;

–       темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;

–       средний разряд рабочих предприятия;

–       удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и(или) работников предприятия;

–       средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;

–       текучесть кадров по приему и увольнению работников;

–       фондовооруженность труда работника и(или) рабочих на предприятии и др.

Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях их изменения, что необходимо для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия в первую очередь измеряется такими показателями как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

Списочная численность работников предприятия — это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность — это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.

Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).

Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава с учетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Кроме численности работников количественная характеристика, трудового потенциала предприятия и (или) его внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда. В человеко-днях или в человеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников на среднюю продолжительность рабочего времени в днях или часах.[2]

Качественная характеристика трудовых ресурсов персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ.

Качественные характеристики персонала предприятия и качество труда оценить значительно сложнее.

Структурная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия.

В зависимости от выполняемых функций работники производственного предприятия разделяются на несколько категорий и групп.

Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания в культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т. е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на 2 основные группы: рабочие и служащие.

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных, средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В свою очередь рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных.

В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющим, по существу, значение общероссийского государственного стандарта.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, а также их заместители но следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.).

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.

К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.).

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Профессионально-квалификационная структура кадров складывается под воздействием профессионального и ква лификационного разделения труда. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, под специальностью — вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков (специальность) и т.д. Профессия токаря подразделяется по специальностям: токарь-карусельщик, токарь-расточник и т. д.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т. е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категорий — это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.[3]


2.   Планирование персонала предприятия


Часть общей системы планирования в организации, включающая, в частности, следующие сферы: определение потребности в персонале, планирование привлечения персонала, планирование задействования персонала, планирование высвобождения персонала, планирование развития персонала, планирование затрат на персонал.

Планирование персонала - процесс определения потребностей организации в персонале, т.е. определение того, когда, где, сколько и какие (какой квалификации) сотрудники потребуются организации. План человеческих ресурсов служит основой подбора персонала.

Планирование персонала кадров включает три этапа:

·        оценка наличных ресурсов;

·        прогнозирование численности персонала;

·        разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

На этапе оценки наличных ресурсов необходимо с помощью руководителей определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели.

Прогнозирование численности персонала, необходимо для реализации краткосрочных и перспективных целей.

В случае крупных организационных изменений, например, реконструкции старого завода или создания нового, внедрения новой сложной продукции, оценка будущей потребности в рабочей силе представляет собой весьма сложную и важную задачу. В этой ситуации необходимо оценить рынок труда и определить имеющуюся на нем рабочую силу.

Определив потребности, руководство с участием кадровых служб должно разработать программу удовлетворения будущих потребностей. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.

Подбор кадров представляет собой единый комплекс из пяти форм его обеспечения:

·        научно-методической;

·        организационной;

·        кадровой;

·        материально-технической;

·        программной.

Научно-методическое обеспечение определяет общую методологию подбора, научные принципы, методы, критерии и применяемый математический аппарат. Большое значение имеют оценка и проверка эффективности подбора, анализ и обобщение данных, разработка рекомендаций по совершенствованию работы кадровых служб.

Организационное обеспечение подбора кадров - комплекс научно обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на различных этапах работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора.

Кадровое обеспечение подбора - привлечение всех необходимых специалистов на разных этапах работы: руководителей высшего звена, руководителей соответствующих подразделений, специалистов-мастеров, психологов, юристов, экономистов, внешних экспертов.

Материально-техническое обеспечение подбора - необходимое финансирование проводимых мероприятий и оснащенность их требуемой организационной техникой.

Программное обеспечение предусматривает автоматизацию отдельных этапов подбора кадров с использованием соответствующих компьютерных программ.

Научно-методические принципы подбора кадров таковы:

·        комплексность - всестороннее исследование и оценка личности кандидата (изучение биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья, мнения коллег о нем);

·        объективность - повторяемость результатов оценки указанных качеств кандидата при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияния субъективного мнения консультанта, принимающего окончательное решение;

·        непрерывность - постоянная работа по вербовке и отбору лучших специалистов, формирование кадрового резерва для руководящих должностей;

·        научность - использование в процессе подготовки и проведения подбора последних научных достижений и новейших технологий.

Научно-методически обоснованный подбор кадров позволяет избежать главной и широко распространенной ошибки - субъективности оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о его приеме на работу.

Психологи предупреждают, что первое впечатление формируется обычно в течение первых двух минут и в дальнейшем меняется незначительно. Устойчивость первого впечатления объясняется тем, что восприятие и оценка дальнейших слов и поступков данного человека будут не объективны, а трансформированы первым впечатлением. Например, если человек сразу не понравился, то в его словах и поведении замечают в первую очередь ошибки и недостатки, стараются покритиковать и оспорить его мнение, испытывают чувство неприязни к нему. И наоборот, тому, кто сразу произвел благоприятное впечатление, прощают ошибки и изъяны, подбадривают словами, поддерживают действиями, испытывают к нему чувства симпатии и уважения.[4]



3.   Отбор персонала предприятия


На современном этапе развития нашего общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями большое значение приобретает изучение человека как субъекта деятельности. От уровня подготовки личности: профессиональной, правовой, психологической - во многом зависит ее личный успех, успех предприятия в целом и развитие нашего общества. Актуальным, в связи с этим, является разработка психолого-культурологического аспекта профессионального отбора персонала.

Действия специалиста по отбору персонала направлены на достижение вполне конкретной цели - обеспечение нормального функционирования фирмы или отдела учреждения, создание профессиональной атмосферы в коллективе, нормализация межличностных отношений. Такое внимание к межличностным отношениям неслучайно. Ведь человек выбирает не только профессию или конкретное место работы, вместе с этим он выбирает и круг своего общения, и социально-экономический уровень, и перспективы дальнейшего жизненного пути. Поэтому недостаточно учитывать только сферу узкопрофессиональных интересов, склонностей, способностей человека. Следует принимать во внимание целостную личность, выявить особенности мировоззрения, жизненных мотивов, широту интересов, способность контактировать с коллегами. То есть, необходимо видеть в человеке личность, а не рассматривать его как механизм для выполнения определенных задач.

Оценивая качества личности, можно выявить склонности и способности человека к данной профессии. Нет необходимости говорить, что работник выполняет свое дело несравнимо лучше и более удовлетворен своим трудом, если он увлечен своей профессией и имеет определенные способности и навыки.

Во многих случаях необходимо учитывать и возраст кандидата или работника. Вряд ли в коллективе зрелых людей выпускник школы сможет почувствовать себя равноправным членом коллектива. Да и многие задачи при выполнении профессиональной деятельности требуют определенного жизненного опыта, умения предвидеть ситуацию, способности брать на себя обязательства. С другой стороны, человек “в возрасте” не всегда сохраняет способность отойти от традиционного решения проблемы, легко принимать  новшества и изменения.

Иногда значительную роль играет и пол претендента. Существуют определенные сферы деятельности, где необходимо применение физической силы или работа, связанная с высоким уровнем риска. Несомненно, эта область профессиональной деятельности принадлежит мужчинам. Чисто женской работой можно назвать, например, работу секретаря.

Как было упомянуто выше, решение проблем отбора и аттестации  кадров подразумевает использование технологий. По определению А.К.Марковой, технологией является “четкое планирование специалистом психологической стороны производственного процесса и подчинение постоянным системам целей его содержания, методов, контроля за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей  и приемов труда ”.

Прежде всего, следует отметить, что “отбор - это процесс выбора из группы кандидатов лиц, которые по своим социальным, психологическим, психофизическим свойствам в максимальной степени соответствую требованиям профессиональной деятельности”[5]. При широком рассмотрении можно выявить, что вся теория профессионального отбора базируется на теоретических основах физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики. Такой широкий спектр научных знаний прикладного характера требует квалификация специалиста по отбору персонала.

Наиболее остро проблема стоит с оценкой психофизических качеств. Дело в том, что недостаточное развитие той или иной специальности таких качеств может стать противопоказанием к выбору профессии, поскольку некоторые из этих качеств мало поддаются развитию и совершенствованию. Еще Платон в свое время заметил, что “люди рождаются не слишком похожими друг на друга, и их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже”. Мало людей, одинаково способных ко многим занятиям. Природа награждает нас способностью в одной или нескольких сферах профессиональной деятельности. Что-то получается лучше, что-то хуже, чем у других. С этим надо смериться и найти свое место в жизни, где применение способностей будет наиболее полезным и приносить радость и удовлетворение от труда.

Решая проблемы отбора и прогнозирования успешной профессиональной деятельности, необходимо учитывать не только психофизические свойства личности, но и другие, не менее важные характеристики. Общим условием для проведения аттестации и отбора персонала является определение желательных для данной профессии качеств. Создание идеальной модели работника необходимо. Самый важный и трудный процесс - определить круг профессионально важных качеств для конкретного рабочего места. Найти идеального работника невозможно, поэтому нужно делать ставку на приобретение необходимых навыков в ходе трудовой деятельности. А значит, большую роль играет способность кандидаты быстро адаптироваться к новому рабочему месту, мобильность мышления, умение постоянно совершенствоваться. Увидеть потенциал работника не менее важно, чем оценить его реальные качества.

Целью любого профотбора является, в первую очередь, определение способностей человека; причем, способностей, необходимых для данной конкретной профессии. Способности прежде всего представляют собой качества личности.

Перед началом выполнения человеком какой-либо деятельности его способности только потенциальны и, по существу, выступают лишь как возможности к ее выполнению. Генетическим фондом возможностей являются задатки, которые и служат основой развития тех или иных способностей. Одно и тоже психофизиологическое свойство может быть по отношению к одной деятельности - способностью, а по отношению к другой - не имеет практического значения, то есть не быть способностью.

Способности - это общее качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и возможность совершенствоваться в ней. Ошибочно мнение, будто каждый человек способен ко всему. Абсолютно неспособных людей тоже нет. Выявить способности каждого претендента на работу -  главная задача тестирования.

Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности некоторые исследователи включают также удовлетворенность человеком в процессе его труда и при оценке его результатов.

Профессиональную подготовленность психологи определят как совокупность специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность человека выполнять определенную работу с тем или иным качеством. Подготовленность, профессиональные способности нельзя отождествлять с профпригодностью, ибо она, кроме всего прочего, включает и мотивацию, удовлетворенность трудом.

Профпригодность - это гибкое, динамическое образование, которое складывается и шлифуется в ходе профессиональной деятельности.

Не для каждого вида профессиональной деятельности уместно проведение профотбора. Он нужен лишь там, где профессия предъявляет высокие требования к личности специалиста. Несмотря на то, что история исследования в области профотбора насчитывает многие десятилетия, до настоящего времени не выработано единого пути, средств, методов определения необходимых для каждого вида деятельности качеств работника. Трудности усугубляются тем, что по многим профессиям нет четких и полных профессионограмм, поэтому есть вероятность того, что в процессе отбора измеряются не самые главные качества, определяющие эффективность деятельности.[6]

Рассмотрим два основных метода применяемых при отборе.

3.1.  Тестирование


Любой образованный человек не единожды в своей жизни  сталкивался с прохождением тестов. Профессиональное тестирование имеет ряд отличительных особенностей, которые необходимо знать и быть к ним готовым. Процедура тестирования в ряде случаев может показаться довольно длительной, проводиться в несколько приемов по 1,5-2 часа. Количество различных тестов может составлять до двух  десятков.

Примером системы тестирования может служит разработка В.В.Колышкина, предложенная им для профессионального отбора большинства специалистов, особенно “конторских” работников: бухгалтеров, экономистов, кассиров, так же частных охранников и даже студентов в чисто учебных целях для прививания знаний и практических навыков[7]. Структура всего комплекса тестов определяется, с одной стороны, требованиями к профессиональной деятельности, а с другой стороны, психологической структурой личности. С помощью данного конкретного комплекса тестов, оцениваются следующие профессионально значимые свойства индивидуальности:

–       уровень умственной работоспособности (объем и точность выполнения работы);

–       волевая регуляция внимания (устойчивость внимания);

–       владение счетными операциями, аналитический характер мышления;

–       зрительная память (удержание материала);

–       дисциплинированность(аккуратность ведения документации);

–       умение быстро ориентироваться в большом количестве документов (гибкость мышления);

–       добросовестность, усидчивость, тщательность при работе с документами и ценностями, исполнительность;

–       “вкус к работе”, желание хорошо выполнить порученное дело, интерес к работе;

–       умение ладить с коллегами по работе, клиентами (общительность, контактность, эмоциональная стабильность);

–       личная склонность к работе со знаковыми системами и с людьми.

Предложенная методика В.В.Колышкина дает некоторое представление о том, как может проходить тестирование, какие качества личности оцениваются, какие черты характера являются желаемым для работодателя.

Тестирование не всегда является актуальным методом для работодателя по причине сравнительной трудоемкости обработки полученных результатов, довольно длительного процесса самого тестирования и т.д. В большинстве же случаев профотбор осуществляется путем анализа предоставленных документов и обязательно включает в себя личное собеседование, которое может проводиться в несколько туров. Существуют конкретные технологии проведения обследования, но будет более интересно остановиться на практических рекомендациях непосредственно для кандидатов.

3.2.  Собеседование


Одним из широко применяемых методов отбора персонала является собеседование. Более 90% организаций используют в арсенале средств выбора подходящего кандидата на вакансию накопленный опыт интервьюирования. Хотя по оценкам специалистов в области управления персоналом – собеседование не является идеальным методом отбора. Авторы этого утверждения говорят прежде всего о том, что люди, проводящие собеседование, формируют свои оценки по первому впечатлению, многие отборочные собеседования проводятся неспециалистами, которые плохо представляют себе последствия принимаемых ими решений. В этой связи следует остановиться на основных идеях правильного, с позиций опыта, собеседования.

Первое, что предшествует собеседованию с положительным эффектом – это отражение в двух соответствующих документах описания работы и личностных характеристик работника. Для специалистов отделов управления персоналом и социологов это кропотливая, постоянная работа в связи с изменяющимися функциями и задачами сотрудников организации в условиях объективного процесса научно-технического прогресса.

Основной целью собеседования является получение ответа на два вопроса: способен ли претендент выполнить данную работу (уровень его квалификации) и будет ли он ее выполнять (уровень его мотивации). В подготовленной к проведению собеседований организации каждому виду работы соответствует свой набор критериев, вытекающих из описания работы и личностных характеристик.

И именно этими двумя факторами предопределяется решение о выборе того или иного кандидата. Обычно же формирование мнений и принятие решений о назначении на должность большинство интервьюеров связывают с третьим вопросом: подходит ли кандидат для работы? Действительно, если имеется несколько претендентов (два-три) с одинаковой квалификацией и мотивацией к выполнению предлагаемой работы, то решающим фактором будет являться именно третий вопрос. Именно он является наиболее сложным, поскольку нужно определить, подойдет ли и сможет ли по своим личностным качествам новичок сработаться с уже сформированным коллективом таких же сложных личностей в сложной системе взаимоотношений, которая называется организацией. В действительности сложность эта относительна. И объясняется она тем, что многие интервьюеры предпочитают решать этот вопрос интуитивно, а не рационально. Они просто “знают”, подходит ли данный человек для работы, без составления перечня критериев и выработки у себя умений задавать вопросы и вести ход собеседования, умения слушать, умения принимать решения.

Когда собеседование подготовлено, проходит в нормальной обстановке и есть достаточно времени, чтобы еще раз и еще возвратиться к сравнению того или иного кандидата, решение может быть принято более взвешенным и с большей вероятностью правильным. Но в любом случае нельзя позволять принимать случайные чисто интуитивные решения о пригодности претендентов к работе.

Однако есть ситуации, которые требуют быстрых незамедлительных решений о приеме на работу. Такие ситуации чаще всего возникают на малых предприятиях, когда решения принимает сам руководитель. В этих случаях возникает вопрос, как отобрать кандидата с большей вероятностью выбора лучшего из претендентов при наименьшем числе собеседований.

Задача нахождения оптимальной стратегии в связи с принятием решения может быть решена с помощью динамического программирования (или в частности методом “обратной индукции”).

Предположим, что руководитель малого предприятия намерен подыскать срочно продавца магазина (условия требуют его немедленного выхода на работу). Он обратился в бюро найма с просьбой направить к нему для собеседования только трех девушек, имеющих соответствующую подготовку. Критериями для отбора (из опыта руководителя) служат оценки: 3 балла (отличные качества), 2 балла (хорошие) и 1 балл (посредственные). Практика отбора предполагает, что вероятность заполучить для собеседования работника с отличными данными равняется 0.2, с достаточно хорошими данными – 0.5, а с посредственными – 0.3. (Такая градация достаточно точно отражает реальность: даже в студенческой группе обычно 1/3 имеет удовлетворительные оценки). Задача осложняется тем, что после собеседования кандидат покидает организацию, так как времени для последующего детального рассмотрения решения у руководителя нет.

Если первая из кандидатур оценивается на отлично, руководитель естественно берет ее на работу немедленно. Если же она оказывается посредственной, он рассматривает следующую кандидатуру. Однако в случае, если первая кандидатура оценивается в 2 балла, возникает ситуация как поступить.

Проблему выбора удобно продемонстрировать с помощью дерева альтернатив. (см. рис. 1).

Кружочками изображены кандидатуры, проходящие собеседование. Ветви, исходящие из узлов, служат для представления вероятностей исхода.

Черными точками обозначены акты принятия решений. Категории оценки кандидатов обозначены цифрами 3,2,1. На каждой из ветвей указаны вероятностные оценки кандидатов в зависимости от последовательности процедуры собеседования.

Построение дерева альтернатив и подсчет вероятностных исходов начинается справа налево, а цифры вероятностных оценок служат исходным материалом для принятия решений в ходе собеседований.

Предположим, что администратор хочет провести интервьюирование всех трех кандидатов, следовательно, на работу будет принят третий, так как первые два покинули организацию (см. условия задачи). Тогда ожидаемое значение оценки исхода (математическое ожидание) с учетом его случайного характера равняется:

3х0,2 + 2х0,5 + 1х0,3 = 1,9




Другими словами, средняя оценка кандидатуры, случайно подобранной для прохождения собеседования, равна 1,9 балла (см. узел 3, рис. 1).

Рассмотрим теперь ситуацию, когда хорошей оказывается первая кандидатура. Если бы интервьюер остановился на этой кандидатуре, то он бы достиг результата 2 балла. Если же продолжить процесс выбора, то ожидаемая оценка исхода второго (возможно и третьего) собеседования равна: 3х0,2 + 2х0,5 + 1,9х0,3 = 2,17 (см. узел 2).

Полное же математическое ожидание оценки исхода интервьюирования равняется: 3х0,2+2,17х0,5+2,17х0,3 = 2,336 (см. узел 1)

По сути, если интервьюер действует оптимально, то результат, на который можно рассчитывать при отборе (с учетом случайного характера задачи), будет оценен величиной 2,336 балла. Если же ограничить себя только одним собеседованием, то вероятность исхода дает оценку в 1,9 балла. Возможность же использования двух собеседований дает прирост оценки на величину 2,336 –1,9 = 0,436 балла.

Имея перед собой дерево альтернатив как инструмент для выбора оптимального решения, интервьюер всегда может остановить или продолжить поиск кандидата с необходимым ему результатом.

Оптимальная стратегия выглядит следующим образом:

Процесс выбора ограничивается рассмотрением единственной кандидатуры лишь в том случае, когда первый из прошедших собеседование оценивается на отлично, т. e. на 3 балла. Если на 2 балла – опрос продолжить, поскольку в вероятностном смысле можно ожидать оценку более 2, т.е. 2,17>2. В случае если первый кандидат оценивается в 1 балл, собеседование продолжить, поскольку 1,9>1 (см. узел 1).

При рассмотрении второй кандидатуры – стоп, если 3 балла. И следует также остановиться, если второй кандидат получит оценку 2 балла, поскольку 2>1,9. Если же второй кандидат оценивается в 1 балл – продолжить, т.к. 1<1,9 (см. узел 2).

При рассмотрении третьего кандидата – стоп при любом исходе (см. узел 3).

В заключение следует заметить, что оптимальная стратегия выбора будет аналогичной и в случае с 4-мя и т.д. кандидатами.[8]







4.   Совершенствование персонала предприятия


В последние годы предприятия поставлены в жесткие условия выживания: изучить рынок товаров и услуг, найти в нем свое место, устоять в конкуренции. Почти каждое предприятие должно определить приемлемую форму и структуру для успешной работы, наметив стратегию развития, внедрения не только успешной формы управления, но и современных технологий, высокопроизводительной техники, новых материалов. Если нашел, успел и внедрил - значит, встал на ноги и начал успешно развиваться.

Так думают многие руководители. Так оно и есть, но это не все. Есть еще одна задача, не решив которую, не двинешься вперед. Речь идет о развитии и совершенствовании персонала.

Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, менеджеров, которые будут способны помочь предприятиям перейти на выпуск конкурентоспособной продукции, внедрять новые, более современные технологии производства, стоит очень остро. Вот почему администрация области, учитывая значимость кадровой политики, уделяет особое внимание вопросам подготовки, переподготовки кадров. Проводится работа по созданию областной системы содействия предприятиям и организациям в развитии персонала.

Управлением труда администрации области изучено состояние дел с подготовкой и переподготовкой персонала в 1998-2000 годах на ведущих предприятиях области с общей численностью работающих более 190 тысяч человек. Интересен результат мониторинга.

Если рассматривать динамику обучения кадров на производстве, то количество обучившихся с 1986 по 1996 годы снизилось почти в два раза. Правда, в последние годы дела с подготовкой персонала на производстве пошли в сторону улучшения.

По данным проведенного в 2000 году мониторинга, 64,5 тыс. работников прошли подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям, что составило 33,1 процента к численности работающих. В 1998 году - 37,9 тысячи, или пятая часть.

Следует отметить, что в 1999 году 73,4 процента обучающихся составляли рабочие (47,6 тысячи человек).

Многие работодатели пришли к пониманию, что при переходе на производство новой продукции и современную технологию надо обучать не только специалистов, но и рабочих. Только при наличии высококвалифицированных рядовых исполнителей можно выпускать продукцию высокого качества, отвечающую всем требованиям современного рынка потребления.

С переходом к рыночным формам хозяйствования работники сами заинтересованы в обучении и переобучении, освоении смежных профессий для того, чтобы успешнее конкурировать на рынке труда. А возможностей для повышения квалификации достаточно.

Почти на половине обследованных предприятий сохранились учебные центры, отделы технического обучения, постоянно действующие курсы по подготовке персонала.

Около 70 процентов работающих обучаются в учебных центрах, отделах технического обучения, на постоянно действующих курсах по подготовке и переподготовке персонала на предприятиях. Таким образом, задача подготовки кадров массовых и не очень квалифицированных профессий решается. Правда, не обеспечивается пока потребность в высококвалифицированных кадрах.

Понимая всю важность вопроса подготовки и переподготовки кадров, Министерство финансов 15 марта 2000 года издало приказ N 26Н, где в п. 3 определено, что к расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации.

Вышеуказанные расходы по этому приказу подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию, и могут составлять до 4 процентов расходов на оплату труда работников. И руководители безусловно должны воспользоваться этим правом и возможностями.

Одной из важнейших задач в области подготовки кадров является определение оптимального количественного и качественного уровня подготовки специалистов в вузах, средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях начального профессионального образования.

Следует добиться сбалансированности подготовки специалистов в учебных заведениях и потребности предприятий области в кадрах всех уровней. В январе 2001 года на предприятия был сделан запрос о потребности в рабочих и служащих в соответствии с перспективой развития и ростом объемов производства.

Только 60 процентов из обследуемых предприятий на сегодняшний день знают перспективы развития предприятия и потребность в кадрах на ближайшие 3 года. Но даже и по этим данным становится ясно, что в ближайшие годы потребуются специалисты по следующим направлениям: инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-программист, инженер-электронщик. По рабочим профессиям: токарь, токарь-универсал, слесарь механосборочных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, фрезеровщик, электромонтер, каменщик.

Из-за желания выжить в жестких условиях рынка многие учебные заведения перешли на подготовку модных профессий на коммерческой основе, таких как секретарь-референт, продавец, портной, модельер, парикмахер, бухгалтер и так далее. Но вскоре потребности рынка на эти профессии были исчерпаны, и многие выпускники, получившие эти профессии, безуспешно ищут себе работу.

Серьезнейшей проблемой сегодня стала потеря взаимовыгодных связей между предприятиями и учебными заведениями. Возрождение этих связей позволит предприятиям стать прямыми заказчиками специалистов тех или иных профессий, с возросшими требованиями к их качеству.

Заслуживает пристального внимания работников по персоналу и открытие при региональном межотраслевом центре подготовки кадров по инициативе клуба директоров по персоналу факультета по управлению человеческими ресурсами, на котором с 1 сентября 2001 года предполагается организовать обучение работников кадровых служб, их руководителей и резерва по специальной очно-заочной и вечерней форме обучения. Срок подготовки по специальности 062100 "Управление персоналом" составит около 10 месяцев. От 30 до 50 процентов учебного времени планируется уделять практическим занятиям на предприятиях.

Большие надежды возлагаются на возобновление сотрудничества предприятий и учебных заведений.

В целях повышения эффективности профессионального обучения работников непосредственно на предприятиях и в образовательных учреждениях актуальным будет обеспечение соответствия материальной базы учебных заведений потребностям рынка учебных услуг, необходимо добиться взаимодействия предприятий и их ведомственных учебных центров с государственными учебными заведениями, объединения их усилий в подготовке специалистов различных уровней.

Система имеет уникальные возможности для проведения практики, получения профессий, организации широкого перечня специализаций. Важно, что выпускник задолго до своего окончания на протяжении 4-5 лет считается работником предприятия, ему идет трудовой стаж, выплачивается заработная плата в период практики и дополнительная стипендия в период обучения.

В целом практика сотрудничества промышленных предприятий и ПГТУ в области подготовки специалистов с высшим образованием доказывает, что решение этой проблемы вполне возможно. [9]


5.   Персонал на предприятии «Автосервис»

Рассматриваемое в данной работе предприятие занимается проведением технического инструментального осмотра автомобилей.

На данном предприятии работает всего 7 человек. Все они относятся к промышленно-производственному персоналу. Среди них выделяют служащих и рабочих.

К рабочим относятся четыре человека. Это автослесарь, автомеханик, специалист по компьютерным технологиям и сверщик.

К служащим относится сам директор предприятия и бухгалтер. Выше было сказано, что в штате присутствует семь человек, а по описанию получается шесть. Это не ошибка, объясняется такое состояния просто – одна девушка находится в отпуске по беременности, но продолжает числиться на предприятии.

Отбор персонала происходит по трем этапам:

1.     Разговор по телефону с кандидатом на место. Инициатива может исходить от самого безработного, если ему известно о вакантном месте, либо от руководителя – если резюме кандидата размещено в интернете. Сейчас второй способ набора персонала получает все большее распространение.

2.     Собеседование. Кандидат на вакантное место приходит к директору предприятия и с ним проводится беседа, результат которой является основополагающим при дальнейшем сотрудничестве с этим человеком.

3.     Уведомление по телефону. Кандидату на вакантное место звонят по телефону и сообщают о принятии или об отказе данного места работы.

Совершенствование персонала происходит по мере необходимости, т.е. если директор видит, что человек очень хорошо справляется со своей работой и может повысить свою квалификацию, он отправляет рабочего или служащего на специальные курсы повышения квалификации в Новосибирский государственный технический университет, с которым у компании «Автосервис» подписан контракт. После курсов этому работнику повышается квалификация и соответственно заработная плата.

Заключение


Современный этап научно-технической революции привел к качественному изменению роли человека в производстве, превращению его в решающий фактор последнего.

Успех деятельности предприятия обеспечивает работающий персонал. Именно поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение той функциональной сферы управленческой деятельности, которая связана с руководством персоналом предприятия. В центре этой концепции находится наивысшая ценность - человек. Поэтому все системы управления персоналом нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия. В этой связи основное внимание следует уделять развитию человеческого потенциала, особенно - его образовательной составляющей. Причем возможно повышение профессионального мастерства, квалификации и образовательного уровня как в специальных образовательных центрах, так и непосредственно на рабочих местах.[10]

Проблемы управления персоналом и закономерности управленческой деятельности являлись предметом исследования ученых в течение всего XX века и являются жизненно актуальными и в настоящее время.

Анализ развития концепций управления персоналом (от концепции использования трудовых ресурсов — тейлоризма до концепции командного менеджмента) показывает, что различие подхода к пониманию сущности организации и сущности работника обусловливает различие принципов управления, рычагов власти, организационной культуры предприятия, методов принятия управленческих решений. [11]


Список используемой литературы


1.     Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2.     Е.Ф. Коханов. Решение ситуационных задач при отборе персонала//Менеджмент в России и за рубежом, №2, 1998.

3.     Колышкин В.В. Практические основы профотбора. – Новосибирск: Высшее знание, 1995.

4.     Макарова А.К. Психология профессионализма. М.: Инфра-М, 1996.

5.     Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6.     Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 1998.

7.     Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

8.     Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2003. – 495 с.

9.     Управление персоналом организации/Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 1997. – 345 с.

10.                        Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 365 с.

11.                        Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 318 с.



[1] Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

[2] Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

[3] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 1998.

[4] Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000.


[5] Макарова А.К. Психология профессионализма. М.: Инфра-М, 1996

[6] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 1998.

[7] Колышкин В.В. Практические основы профотбора. – Новосибирск: Высшее знание, 1995

[8] Е.Ф. Коханов. Решение ситуационных задач при отборе персонала//Менеджмент в России и за рубежом, №2, 1998.

[9] Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 365 с.

[10] Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

[11] Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 365 с.