Содержание


1. Теоретико-методологическая часть: исследование проблемы формирования информационной культуры школьников 5-6 классов. 3

2. Методическая часть: разработка анкеты и тестов. 4

3. Аналитический отчет: обработка результатов анкетирования. 7

Список литературы.. 11


1. Теоретико-методологическая часть: исследование проблемы формирования информационной культуры школьников 5-6 классов


Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повы­шать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными сло­вами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания – это неразрывно связан­ные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффектив­ную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности» [4, с. 85].

Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:

• резким увеличением объемов информации, обусловленным    уско­ренными темпами развития научно-технического прогресса;

• неизбежным рассеянием информации, вызванным  дифференциацией и интеграцией современной науки;

• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.

Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [5, C. 7 – 8]

В настоящей контрольной работе мы бы хотели рассмотреть основы информационной культуры и ее роль в формировании личности.

Цель исследования – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий.

Задачи исследования таковы:

1.                Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование.

2.                Проанализировать и обобщить полученные сведения.

3.                Сделать вывод относительно полученных результатов.

Объектом нашего исследования является информационная культура школьников, предметом – информационная культура школьников 5-6 классов г. Новосибирска.


2. Методическая часть: разработка анкеты и тестов

Исследование проводилось в 5-6 классах школ № 3 и № 5 г. Новосибирска и длилось пять дней. В нем приняло участие 90 человек: 41 учащихся школы № 3 и 47 школы № 5. Исследование проходило в два этапа: анкетирование и тестирование. Материалы для составления анкеты и теста был взят из результатов исследований Новосибирских социологов [см. 1, 2].

Этап 1. В анкетировании (на первом этапе исследования) ученикам 5 – 6 классов предлагалось ответить на ряд вопросов.

Вопросы анкеты

1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Какие источники информации Вы знаете?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Какой из источников является для Вас более важным?

___________________________

5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в каждой семье? И для чего?

_________________________________________________________

6. Считаете ли Вы обязательным для каждого человека чтение газет, журналом и других информационных периодических изданий?

­­­­___________

7. Оцените свой уровень информационной культуры:

а) низкий

б) средний

в) высокий


Этап 2. В тестировании учащимся было предложено выполнить задания теста.

Тест по определению уровня информационной культуры

1.      Выберите правильное определение к слову «библиотека»:

а) собрание печатных и рукописных материалов;

б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных и рукописных материалов;

в) книгохранение.

2.      Почему название профессии «библиотекарь» произносится и пишется в мужском роде:

а) с древнейших времен считалось мужской профессией;

б) в женском роде звучит не красиво;

в) можно произносить и писать как хочешь.

3.      Материал для письма «пергамент» был сделан из:

а) глины;

6) речного тростника;

в) кожи.

4.      Как называется место, где печатают книги и газеты:

а) фабрика;

б) типография;

в) цех.

5.      Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:

а) Апостол;

6) Часовник;

в) Букварь.

6.      Название короткометражного фильма, состоящего из отдельных кадров:

а) диафильм;

б) диапозитив;

в) видеофильм.

7.      Какие носители информации используются в персональном компьютере:

а) грампластинка;

б) магнитный диск;

в) лазерный диск.

8.      Что называют традиционным носителем информации:

а) дискета;

б) магнитная лента;

в) книга.

9.      Художник, рисующий животных называется:

а) пейзажист;

б) маринист;

в) анималист.

10. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:

а) алфавитный;

б) тематический;

в) смешанный.

11. Словарь иностранных слов помогает ученику:

а.) сделать перевод слова;

б) объяснить слово, пришедшее из другого языка;

в) дать правильное написание.

Ключ к тесту:

1 А, Б, В. 2 А. 3 В. 4 Б. 5 А. 6 А. 7 Б, В. 8 В. 9 В. 10 А. 11 Б.

За правильный ответ  - один балл (максимально можно набрать 11 баллов).

0 – 4 балла – низкий уровень информационной культуры;

5 – 8 балл – средний уровень информационной культуры;

9 – 11 баллов - высокий уровень информационной культуры.


Результаты тестирования в школе № 3:

Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры – 53,7%.


Результаты тестирования в школе № 5:

Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры – 48,94%.


По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов довольно низок.


Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить  уровень информационной культуры школьников данных школ.


3. Аналитический отчет: обработка результатов анкетирования

Итак, приведем отчет по результатам анкетирования и тестирования на предмет выявления уровня информационной культуры школьников 5-6 классов г. Новосибирска.

Исследование проводилось в два этапа.

Этап 1. В анкетировании принимали участие ученики 5 – 6 классов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов.

Результаты анкетирования в школе № 3:

1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 85,37% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 36,6% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.

4. 75,6% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56,09% - компьютер.

5. 92,7% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 36,5% использовали бы его для учебы.

6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.

7. 7,3% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 82,9% - средний и 9,8% - высокий.

Результаты анкетирования в школе № 5:

1. 19,1% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 87,23% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 40,4% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.

4. 53,2% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 38,2% - компьютер.

5. 87,2% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 44,7% использовали бы его для учебы.

6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.

7. 10,6% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 74,5% - средний и 14,9% - высокий.

Данные анкетирования обеих школ практически одинаковы. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: дети не совсем точно понимают смысл понятия «Информационной культуры»; уровень опрашиваемых средний, но близок к низкому.

Этап 2. В тестировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов, которым было предложено выполнить задания теста.

Результаты тестирования в школе № 3:

Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры – 53,7%.

Результаты тестирования в школе № 5:

Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры – 48,94%.

По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов довольно низок.

Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить  уровень информационной культуры школьников данных школ.

В данной работе были рассмотрены проблемы формирования информационной культуры учащихся среднего звена школ. Была выдвинута гипотеза о низком уровне информационной культуры школьников 5 – 6 классов, которая, в ходе исследования (анкетирования и тестирования учеников), была подтверждена. Были также предложены рекомендации и сценарии по проведению уроков по курсу «Информационная культура», которые, как мы полагаем, помогут учителям и работникам школьных библиотек повысить уровень информационной культуры школьников.

В заключение отметим, что овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.


Список литературы


1.                Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура как новое  направление  культурологических исследований.  //  Информатизация  и  информационное общество:  Междунар.  науч. конф.  14-15 сентября 2003:  Тезисы докладов. – Новосибирск: издательство ГПНТБ, 2003. – 103 с.

2.                Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Социс, 2001, № 1. – С. 12-15.

3.                Красовский С.В. Информация в современном цивилизационном процессе. // Научные и технические библиотеки, 2002. № 6. – С. 19-22.

4.                Краткий словарь по социологии / под ред. проф. С.Л. Иванова. – М.: Дело, 2002. – 207 с.

5.                Суханов А.Л. Информация и прогресс. – Новосибирск: Сибирь, 2003. – 308 с.