Содержание
1. Теоретико-методологическая часть: исследование проблемы формирования информационной культуры школьников 5-6 классов. 3
2. Методическая часть: разработка анкеты и тестов. 4
3. Аналитический отчет: обработка результатов анкетирования. 7
Список литературы.. 11
1. Теоретико-методологическая часть: исследование проблемы формирования информационной культуры школьников 5-6 классов
Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания – это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности» [4, с. 85].
Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:
• резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;
• неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;
• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [5, C. 7 – 8]
В настоящей контрольной работе мы бы хотели рассмотреть основы информационной культуры и ее роль в формировании личности.
Цель исследования – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий.
Задачи исследования таковы:
1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование.
2. Проанализировать и обобщить полученные сведения.
3. Сделать вывод относительно полученных результатов.
Объектом нашего исследования является информационная культура школьников, предметом – информационная культура школьников 5-6 классов г. Новосибирска.
2. Методическая часть: разработка анкеты и тестов
Исследование проводилось в 5-6 классах школ № 3 и № 5 г. Новосибирска и длилось пять дней. В нем приняло участие 90 человек: 41 учащихся школы № 3 и 47 школы № 5. Исследование проходило в два этапа: анкетирование и тестирование. Материалы для составления анкеты и теста был взят из результатов исследований Новосибирских социологов [см. 1, 2].
Этап 1. В анкетировании (на первом этапе исследования) ученикам 5 – 6 классов предлагалось ответить на ряд вопросов.
Вопросы анкеты
1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Какие источники информации Вы знаете?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Какой из источников является для Вас более важным?
___________________________
5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в каждой семье? И для чего?
_________________________________________________________
6. Считаете ли Вы обязательным для каждого человека чтение газет, журналом и других информационных периодических изданий?
___________
7. Оцените свой уровень информационной культуры:
а) низкий
б) средний
в) высокий
Этап 2. В тестировании учащимся было предложено выполнить задания теста.
Тест по определению уровня информационной культуры
1. Выберите правильное определение к слову «библиотека»:
а) собрание печатных и рукописных материалов;
б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных и рукописных материалов;
в) книгохранение.
2. Почему название профессии «библиотекарь» произносится и пишется в мужском роде:
а) с древнейших времен считалось мужской профессией;
б) в женском роде звучит не красиво;
в) можно произносить и писать как хочешь.
3. Материал для письма «пергамент» был сделан из:
а) глины;
6) речного тростника;
в) кожи.
4. Как называется место, где печатают книги и газеты:
а) фабрика;
б) типография;
в) цех.
5. Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:
а) Апостол;
6) Часовник;
в) Букварь.
6. Название короткометражного фильма, состоящего из отдельных кадров:
а) диафильм;
б) диапозитив;
в) видеофильм.
7. Какие носители информации используются в персональном компьютере:
а) грампластинка;
б) магнитный диск;
в) лазерный диск.
8. Что называют традиционным носителем информации:
а) дискета;
б) магнитная лента;
в) книга.
9. Художник, рисующий животных называется:
а) пейзажист;
б) маринист;
в) анималист.
10. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:
а) алфавитный;
б) тематический;
в) смешанный.
11. Словарь иностранных слов помогает ученику:
а.) сделать перевод слова;
б) объяснить слово, пришедшее из другого языка;
в) дать правильное написание.
Ключ к тесту:
1 А, Б, В. 2 А. 3 В. 4 Б. 5 А. 6 А. 7 Б, В. 8 В. 9 В. 10 А. 11 Б.
За правильный ответ - один балл (максимально можно набрать 11 баллов).
0 – 4 балла – низкий уровень информационной культуры;
5 – 8 балл – средний уровень информационной культуры;
9 – 11 баллов - высокий уровень информационной культуры.
Результаты тестирования в школе № 3:
Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры – 53,7%.
Результаты тестирования в школе № 5:
Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры – 48,94%.
По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов довольно низок.
Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить уровень информационной культуры школьников данных школ.
3. Аналитический отчет: обработка результатов анкетирования
Итак, приведем отчет по результатам анкетирования и тестирования на предмет выявления уровня информационной культуры школьников 5-6 классов г. Новосибирска.
Исследование проводилось в два этапа.
Этап 1. В анкетировании принимали участие ученики 5 – 6 классов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов.
Результаты анкетирования в школе № 3:
1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 85,37% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 36,6% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 75,6% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56,09% - компьютер.
5. 92,7% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 36,5% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 7,3% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 82,9% - средний и 9,8% - высокий.
Результаты анкетирования в школе № 5:
1. 19,1% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 87,23% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 40,4% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 53,2% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 38,2% - компьютер.
5. 87,2% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 44,7% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 10,6% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 74,5% - средний и 14,9% - высокий.
Данные анкетирования обеих школ практически одинаковы. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: дети не совсем точно понимают смысл понятия «Информационной культуры»; уровень опрашиваемых средний, но близок к низкому.
Этап 2. В тестировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов, которым было предложено выполнить задания теста.
Результаты тестирования в школе № 3:
Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры – 53,7%.
Результаты тестирования в школе № 5:
Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры – 48,94%.
По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов довольно низок.
Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить уровень информационной культуры школьников данных школ.
В данной работе были рассмотрены проблемы формирования информационной культуры учащихся среднего звена школ. Была выдвинута гипотеза о низком уровне информационной культуры школьников 5 – 6 классов, которая, в ходе исследования (анкетирования и тестирования учеников), была подтверждена. Были также предложены рекомендации и сценарии по проведению уроков по курсу «Информационная культура», которые, как мы полагаем, помогут учителям и работникам школьных библиотек повысить уровень информационной культуры школьников.
В заключение отметим, что овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.
Список литературы
1. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура как новое направление культурологических исследований. // Информатизация и информационное общество: Междунар. науч. конф. 14-15 сентября 2003: Тезисы докладов. – Новосибирск: издательство ГПНТБ, 2003. – 103 с.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Социс, 2001, № 1. – С. 12-15.
3. Красовский С.В. Информация в современном цивилизационном процессе. // Научные и технические библиотеки, 2002. № 6. – С. 19-22.
4. Краткий словарь по социологии / под ред. проф. С.Л. Иванова. – М.: Дело, 2002. – 207 с.
5. Суханов А.Л. Информация и прогресс. – Новосибирск: Сибирь, 2003. – 308 с.