Содержание:


1.  Вопрос № 9. Эффективность перевозок товаров железнодорожным и автомобильным транспортом............................................................................. 3

2.  Вопрос № 18. Показатели эффективности использования автотранспортных средств............................................................................................................... 10

2.1.  Грузоподъемность автотранспорта....................................................... 11

2.2.  Грузовместимость кузова...................................................................... 12

2.3.  Допустимая осевая нагрузка.................................................................. 12

2.4.  Натуральные и экономические критерии.............................................. 13

2.5.  Разработка рациональной транспортно-технологической схемы доставки грузов.............................................................................................................. 13

3.  Вопрос № 29. Методика разработки маршрутов централизованной доставки товаров в розничную сеть................................................................................ 15

Список используемой литературы................................................................... 16




1.   Вопрос № 9. Эффективность перевозок товаров железнодорожным и автомобильным транспортом

В системе товародвижения существенная роль отводится транспорту. Правильный выбор и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.

Существуют различные виды транспорта, каждому из которых присущи свои особенности и сфера применения.

В торговле значительная доля перевозок приходится на автомобильный транспорт. Его используют при перевозках грузов на короткие и средние расстояния. Так, почти все товары, поступающие в розничную торговую сеть, доставляются этим видом транспорта.

Все автотранспортные средства, используемые в процессе товародвижения, делятся на универсальные и специализированные.

Универсальный подвижной состав представлен бортовыми автомобилями и прицепами с открытым кузовом. В них перевозят грузы, не требующие особых условий при транспортировании.

Специализированный подвижной состав включает в себя автомобили и прицепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов. Это могут быть фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.

Автомобили-фургоны используют для доставки товаров, требующих специальных условий при их транспортировании. Например, в них перевозят подготовленную к продаже одежду, ковры, мебель и другие товары. В автомобилях-фургонах, имеющих приспособления для загрузки лотков, доставляют хлеб и хлебобулочные изделия, а в оборудованных подъемными устройствами — осуществляют контейнерные перевозки.

Для доставки в розничную торговую сеть скоропортящихся продуктов в охлажденном и замороженном виде используют автомобили-рефрижераторы, оснащенные машинной холодильной установкой.

В автомобилях-цистернах перевозят жидкие наливные продукты (молоко, квас и т. п.).

В зависимости от грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяют на пять классов:

Особо малой грузоподъемности   ....До 1 т

Малой грузоподъемности....... 1-3 т

Средней грузоподъемности.... 3-5 т

Большой грузоподъемности... 5-8 т

Особо большой грузоподъемности         Свыше 8 т

Автомобили первых двух классов используют для доставки небольших партий товаров на незначительные расстояния. Доставка товаров на большие расстояния крупными партиями чаще всего производится на автомобилях средней и большой грузоподъемности. Железнодорожный транспорт занимает первое место по объему грузоперевозок. За счет возможности перемещения товаров большими партиями на значительные расстояния средняя себестоимость железнодорожных перевозок намного ниже себестоимости перевозок автомобильным транспортом. Кроме того, использование этого вида транспорта в наименьшей степени зависит от погодных условий по сравнению с другими.[1]

Перевозка грузов, принадлежащих торговым предприятиям и организациям, может производиться их собственным автомобильным транспортом. Однако часто для этого используют транспорт специализированных автотранспортных организаций. В этом случае грузоперевозки осуществляют на основании договора перевозки. Взаимоотношения сторон такого договора регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта издаваемыми в соответствии с ним правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается соглашением и выдачей грузоотправителю товарно-транспортной накладной.

При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать между собой долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В таком договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

При перевозках грузов автомобильным транспортом применяются свободные тарифы. Они определяются автотранспортными организациями (перевозчиками) независимо от их организационно-правовой формы и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок.

В зависимости от условий перевозок основными параметрами для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, масса отправки груза, километр пробега автомобиля, час работы автомобиля, авто-тонно-час или комбинации этих измерителей.

В соответствии с представляемой грузоотправителем заявкой на перевозку грузов автотранспортные организации обязаны обеспечить своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными организациями в зависимости от объема и характера перевозок (при применении сдельных тарифов).[2]

Транспортные средства должны находиться в исправном состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Для перевозки пищевых продуктов должен выделяться специализированный транспорт с маркировкой, соответствующей перевозимым грузам (например, «Хлеб», «Продукты»).

Грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть оформлены товарно-транспортными накладными. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза грузоотправителем и его оприходование грузополучателем. Составляется она, как правило, в четырех экземплярах.

Для перевозки товаров по железной дороге используются универсальные и специализированные вагоны, изотермический подвижной состав и цистерны.

К универсальным вагонам относятся:

–       крытые вагоны (для перевозки различных упакованных товаров, не требующих поддержания особых условий при транспортировании);

–       полувагоны (для перевозки контейнеров, насыпных грузов и т. п.);

–       платформы (для перевозки длинномерных грузов).

Специализированными являются:

–       вагоны для муки (муковозы), лесоматериалов (лесовозы) и т. д.;

–       хопперы и цистерны для цемента (цементовозы);

–       вагоны и двухъярусные платформы для автомобилей (автомобилевозы) и др.

Скоропортящиеся продовольственные товары (охлажденные и замороженные) перевозят в изотермическом подвижном составе. Сюда относят: рефрижераторы; вагоны-ледники; вагоны-термосы.

Цистерны используют для перевозок нефти и нефтепродуктов, спиртов, а также наливных скоропортящихся грузов.

Отношения, возникающие между железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями, регулируются Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации. В нем определены права, обязанности и ответственность сторон, а также основные условия перевозок грузов. Вопросы, связанные с организацией приема грузов к перевозке, их перевозок и хранения в местах общего пользования железнодорожных станций, регулируются специальными правилами, издаваемыми в соответствии с Транспортным уставом.

При систематическом осуществлении перевозок грузов между железными дорогами и грузоотправителями могут заключаться долгосрочные договоры об организации перевозок. В них определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, а грузоотправители — предъявлять их для перевозок.

Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными, а также сборными повагонными отправками.

Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерной отправкой признается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера. Под мелкой отправкой понимается предъявляемый по 1 одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. При этом общая масса предъявленного к перевозке груза не должна превышать 20 т, а его количество не превышать по объему более одной трети вместимости контейнера по внутреннему объему.

Групповой отправкой считается предъявление к перевозке по одной накладной груза, для перевозки которого требуется предоставить более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Под маршрутной отправкой понимается предъявление перевозке по одной накладной груза, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по кассе или длине.

Сборной повагонной отправкой называется предъявляемый по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя.

Грузы могут перевозиться грузовой или большой скоростью. Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если для данного груза допускается перевозка только большой скоростью, то грузоотправитель должен указать ее.

Перевозка грузов осуществляется в соответствии с заявкой установленной формы, которую грузоотправитель представляет в управление железной дороги не менее чем за 10 дней до начала перевозки (при перевозках грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении — не менее чем за 15 дней). Заявка на перевозку грузов составляется в трех экземплярах. В ней указывается объем перевозки грузов в вагонах и тоннах с распределением по родам грузов, железным дорогам и станциям назначения, датам погрузки.

Управление железной дороги должно рассмотреть заявку в течение трех дней, после чего направить один экземпляр с отметкой о ее принятии грузоотправителю, а другой — начальнику железнодорожной станции отправления.

В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте грузоотправитель обязан подготовить грузы для перевозки с целью обеспечения безопасности движения, сохранности грузов, вагонов, контейнеров. Качество перевозимых товаров, их тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и т. п.

Предъявляемые к перевозке грузоотправителем тарные и штучные грузы должны иметь надлежащую транспортную маркировку. Она состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.

Основные надписи на грузовых местах должны содержать:

–       полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

–       полное наименование станции назначения и сокращен­ное наименование железной дороги назначения;

–       число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке), если в однотипной таре перевозятся разнородные или разносортные грузы или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов, или когда перевозят комплекты оборудования, а также при перевозке с перегрузкой в пути следования или перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи на грузовых местах должны содержать:

–       полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

–       наименование пункта отправления с указанием станции отправления и сокращенного наименования железной дороги отправления;

–       железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками, в виде дроби: числитель — порядковый номер по книге приема грузов к отправлению и через тире — число мест в отправке, знаменатель — код станции отправления согласно тарифному руководству.

Для перевозки товаров и доставки их в северные и другие отдаленные районы применяется водный транспорт (речной и морской).

Использование еще одного вида транспорта — воздушного — ограничено из-за высокой себестоимости перевозки. В основном его применяют при доставке грузов в труднодоступные районы, а также при транспортировании срочных грузов.

При завозе товаров в сельские магазины иногда используют гужевой транспорт, то есть транспорт, в котором для перемещения грузов используется сила животных (лошадей и др.).[3]


2.   Вопрос № 18. Показатели эффективности использования автотранспортных средств


К специализированному подвижному составу автомобильного транспорта относятся одиночные автомобили и автопоезда, предназначенные для перевозки определенных видов грузов в специфических дорожных и климатических условиях. Специализация подвижного состава осуществляется путем оборудования автомобилей, прицепов и полуприцепов специальными приспособлениями для перевозки отдельных видов грузов (длинномерных, тяжеловесных, строительных деталей и др.), закрытыми кузовами (фургоны, цистерны), погрузочно-разгрузочными механизмами (самосвалы, самопогрузчики), а также агрегатами и устройствами для повышения проходимости и механизации погрузки и разгрузки. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта имеет преимущества по сравнению с универсальным подвижным составом: большая сохранность количества и качества грузов в процессе перевозки (изотермические фургоны, цистерны); более высокая механизация процессов погрузки и разгрузки (самосвалы, самопогрузчики, цистерны с пневматической разгрузкой); возможность перевозки специфических грузов (жидких, длинномерных, тяжеловесных и др.); снижение затрат на тару (фургоны); исключение дополнительных операций при перевозке грузов (готовое платье и др.); повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозки некоторых грузов (цистерны) для перевозки химических продуктов, пылевидных грузов (цементовозы).

Критерия правильного выбора и эффективности автотранспортного средства являются минимальная себестоимость перевозки, максимальная производительность труда, обеспечение сохранности груза и своевременная его доставка, максимальная безопасность движения. [4]

Эффективность использования автотранспортного средства зависит от ряда факторов:

–       транспортных (вид груза и его характеристика, партионность перевозок, объем и себестоимость перевозки, дальность перевозки, способы выполнения погрузки (разгрузки),

–       режим работы, вид маршрута движения);

–       дорожных (прочность дорожного покрытия, допустимая осевая нагрузка, элементы профиля и плана дорог, интенсивность движения, проезжаемость дороги);

–       природно-климатических (зоны умеренного, холодного климата и жаркого климата, высокогорные районы);

–       конструкционных (тип кузова, масса кузова); эксплуатационных (адаптация кузова, грузовместимость, удобство использования, проходимость);

–       экономических и натуральных (производительность, себестоимость, приведенные затраты, трудоемкость перевозок, внетранспортный эффект). [5]


2.1.         Грузоподъемность автотранспорта

От грузоподъемности автотранспортных средств в конечном итоге зависит уровень рентабельности транспортного предприятия. Грузоподъемность устанавливается на основе партионности перевозок грузов. Исходя из потребности клиентуры (срочность доставки, режим хранения груза, режим работы обслуживаемых предприятий, условия, обусловленные договорами и т. п.), устанавливают целесообразную частоту ввоза или вывоза груза. Среднесуточная потребность в грузе Qcc определяется по формуле:

Qcc = Qr*K*n/Dp,

гдеQr - годовой объем перевозок по группе обслуживаемых предприятий, т; Dр - число календарных рабочих дней; [K] - коэффициент использования парка, n - число обслуживаемых предприятий, т/сут


2.2.         Грузовместимость кузова

В конкретных условиях эксплуатации грузоподъемность и геометрические параметры кузова ввиду различных форм, размеров и специфики укладки самого груза не всегда используются полностью. В связи с этим возникает необходимость оценить граничные условия использования параметров кузова при изменяющихся размерах кузова, для чего используется такое эксплуатационное качество, как пороговая адаптация кузова, т. е. его способность реагировать в условиях эксплуатации на изменение объемных масс перевозимых грузов. Критериями пороговой адаптации кузова являются пороговые коэффициенты приспособленности по грузоподъемности и грузовместимости (по объему) кузова.


2.3.         Допустимая осевая нагрузка

По допустимой осевой нагрузке установлены 4 основные группы дорог:

1)       грунтовые дорога, имеющие наименьшую несущую способность (преимущественно для автотранспортных средств повышенной и высокой проходимости);

2)       дороги с твердым покрытием, выдерживающие осевую нагрузку в 6 т (преимущественно для автотранспортных средств группы Б);

3)       дороги с усовершенствованным покрытием, выдерживающие осевую нагрузку в 10 т (преимущественно для автотранспортных средств группы А, а также с осевой нагрузкой 8 т);

4)       дороги специальные, технологические, выдерживающие осевую нагрузку от одиночной оси, превышающую 10 т (для внедорожных автотранспортных средств).

Все автотранспортные средства разделены на две группы:

группа А - автомобили и автопоезда, предназначенные для эксплуатации на автодорогах первой и второй категории с усовершенствованным капитальным покрытием, а также на других дорогах, проезжая часть которых рассчитана на пропуск автотранспортных средств этой группы;

группа Б - автомобили и автопоезда, предназначенные для эксплуатации на всех автодорогах общей сети России.


2.4.         Натуральные и экономические критерии

Натуральные критерии характеризуются, прежде всего, производительностью автотранспортного средства, соответствующие характеру перевозок и условиям работы. Одним из показателей по которому производят сравнительную оценку подвижного состава, является часовая производительность в тоннах (Wo) и тонно-километрах.

Выбор подвижного состава по показателю производительности и времени оборота не является окончательным, так как не всегда автомобиль, имеющий большую выработку, обеспечивает минимум эксплуатационных затрат. Кроме того, показатель производительности не отражает экономической эффективности использования подвижного состава. Поэтому для окончательного решения поставленной задачи необходимо сравнить выбранные модели подвижного состава по такому окончательному показателю, как себестоимость перевозок. Себестоимость перевозок является обобщающим показателем при оценке эффективности использования конкретной марки подвижного состава. Поэтому экономически целесообразным будет подвижной состав с минимальной величиной себестоимости. Себестоимость перевозок рассчитывается как совокупность всех расходов, связанных с перевозкой, по формуле:

СС = (С1*ТС + Са)*au/Dp*Т,

где С1- переменные расходы, ТС – часовая тарифная ставка для водителей, руб., Са - постоянные расходы, исчисляемые на 1 авт.ч, руб. и переменные расходы, исчисляемые на 1 км пробега; Dр - число рабочих дней в году; Т - время в наряде, ч; аu - коэффициент использования парка (для расчетов принимаем аu =0.765).


2.5.         Разработка рациональной транспортно-технологической схемы доставки грузов

Снижению размеров запаса грузов в отраслях способствует четкая, без сбоев, организация транспортного обслуживания. Такая организация может быть обеспечена достаточно современным технологическим процессом доставки грузов. Технологический процесс доставки грузов автомобильным транспортом носит межотраслевой характер. Поэтому любые работы, направленные на его совершенствование, должны учитывать специфику обслуживания объектов и исходить из требований, предъявляемых предприятиями к качеству их транспортного обслуживания. Технологический процесс доставки грузов в целом и в каждой отдельной фазе представляет собой совокупность взаимосвязанных частичных процессов. Структурной единицей любого технологического процесса, используемой для его нормирования, планирования, учета и контроля, является технологическая операция. При разработке технологии выявляются специфические закономерности хода производственного процесса с целью выявления наименования операций и установления их продолжительности. Применительно к грузовым автомобильным перевозкам это совокупность приемов, способов и методов перемещения грузов от производителей к потребителям продукции, а также от складов грузоотправителей к станциям и портам либо из этих пунктов к складам грузополучателей. Технологическая документация представляет собой комплекс текстовых и графических материалов, регламентирующих процесс перевозок грузов и контроль за его осуществлением. Важнейшим обобщающим технологическим документом является карта технологического процесса доставки грузов. Независимо от рода груза все карты составляются по единой форме. [6]

3.   Вопрос № 29. Методика разработки маршрутов централизованной доставки товаров в розничную сеть


Разработка и выбор маршрута доставки товара – дело серьезное. Поэтому при выборе маршрута лучше опираться на существующие описания, которые имеются в литературных источниках и в сети. Можно также самостоятельно разработать маршрут, пользуясь географическими картами, а также на основе данных о характере местности. При выборе маршрута необходимо принимать во внимание:

А) протяженность маршрута;

Б) характер существующих и возможных препятствий (мосты, плотины, лесосплав, пороги и т.д.);

В) возможности подъезда к пункту отправки и варианты отъезда;

Г) особенности района, по которому необходимо везти груз (населенность, загрязненность, лесистость и т.д.);

Д) время и сроки поездки;

Е) другие факторы.

В результате из существующих описаний выбирается наиболее отвечающее предъявляемым требованиям.

В случае самостоятельной разработки маршрута необходимо учитывать возможные трудности, связанные с недостатком информации о количестве и характере препятствий.

Полезно составить приблизительный график движения по схеме:

День пути

Дата

Маршрут

Километраж

Примечания [7]

Список используемой литературы


1.        Автомобильные двигатели. Под редакцией Ховаха М.С. М., "Машиностроение", 1999.592 с.

2.        Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1999. 336с.

3.        Дегтярёв Г.Н. Организация и механизация погрузочно- разгрузочных работ на автомобильном транспорте: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и дополн.-М.: Транспорт,1999.-264 с.

4.        Демченко И.И., Омышев М.Г., Ковалёв В.А., Выбор и обоснование специализированных автотранспортных средств для перевозки грузов: Методические указания по курсовому проектированию и практическим занятиям для студентов спец.240100- "Организация перевозок и управление на транспорте". Красноярск: КГТУ, 1999. 56 с.

5.        Ковалёв В.А.. Автомобильный транспорт и доставка грузов: Учебное пособие/ КГТУ. Красноярск, 2002 г. 145 с.

6.        Ковалёв В.А., Фадеев А.И. Организация грузовых автомобильных перевозок: Учебное пособие.- Издательство Красноярского университета. 2002.-112 с.


[1] Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1999. 336с.

[2] Ковалёв В.А.. Автомобильный транспорт и доставка грузов: Учебное пособие/ КГТУ. Красноярск, 2002 г. 145 с.

[3] Автомобильные двигатели. Под редакцией Ховаха М.С. М., "Машиностроение", 1999.592 с.

[4] Ковалёв В.А., Фадеев А.И. Организация грузовых автомобильных перевозок: Учебное пособие.- Издательство Красноярского университета. 2002.-112 с.

[5] Автомобильные двигатели. Под редакцией Ховаха М.С. М., "Машиностроение", 1999.592 с.

[6] Дегтярёв Г.Н. Организация и механизация погрузочно- разгрузочных работ на автомобильном транспорте: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и дополн.-М.: Транспорт,1999.-264 с.

[7] Ковалёв В.А., Фадеев А.И. Организация грузовых автомобильных перевозок: Учебное пособие.- Издательство Красноярского университета. 2002 .-112 с.