Содержание
Введение. 3
1. Сущность экономической безопасности. 4
2. Классификация угроз экономической безопасности в сфере торговли. 11
3. Организация службы безопасности в торговле. 15
Заключение. 19
Список литературы.. 21
Введение
Одной из главных причин, которые отрицательно сказываются на развитии рыночных отношений, предпринимательства и создают серьезные препятствия для повседневной деятельности предпринимателя, является нахождение предпринимательства в зоне повышенного риска. Оно небезопасно для жизни, здоровья и материального положения участников этой деятельности и членов их семей. Предприниматель, деятельность возглавляемой им фирмы, имущество его фирмы подвергаются постоянной опасности со стороны преступных элементов. Традиционная (обычная) и особенно активизировавшаяся в современных условиях организованная преступность ежегодно лишает жизни десятки и сотни предпринимателей, банкиров, их сотрудников и членов их семей, причиняет многомиллионные убытки предпринимательству, наносит ему моральный ущерб, и поэтому оно подлежит защите со стороны государства, его правоохранительных органов, общественности и требует четкой организации самозащиты предпринимательства.
Из-за отсутствия до недавнего времени у подавляющего большинства юридических и физических лиц навыков экономического поведения в условиях рыночных отношений, малой осведомленности о процедурах и правилах совершения сделок и других хозяйственных операций существенно повысилась незащищенность населения от экономических преступлений и правонарушений, снизился уровень защиты собственности этих лиц.
Цель работы заключается в изучении экономической безопасности предприятий, как экономическая безопасность влияет на деятельность организаций.
Исходя из цели задачей контрольной работы будет написание работы в соответствии с планом и методическому указанию, так же необходимо привести сущность экономической безопасности и организация безопасной деятельности предприятия.
1. Сущность экономической безопасности.
Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное
управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Исторически и логически проблема экономической безопасности связана со становлением и развитием государственности, осознанием нацией своих экономических интересов. Проблема эта в разных странах и в разное время стояла с различной степенью актуальности. Однако она никогда не исчезала из поля зрения общественности, лидеров государства. В равной мере это относится и к России, особенно в современный реформенный период.[1]
Уровни экономической безопасности. Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.
Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Международная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических организаций — МВФ, МБРР, ВТО, ФАО и др. Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом отношении странами.
Экономическую безопасность страны характеризует система показателей, включающая способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне научного потенциала, сохранение единого экономического пространства и целостности общероссийского рынка, создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества, обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, обеспечение приемлемого уровня жизни населения.
Под экономической безопасностью предприятия понимается такое состояние, при котором обеспечивается эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия являются оценка и управление экономическими рисками, общее состояние экономики. Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Экономическая безопасность личности во многом определяется состоянием экономики.
Экономическая безопасность — составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что кризисное состояние экономики — основная причина возникновения угроз национальной безопасности России. Это означает, что состояние национальной безопасности России зависит от жизнеспособности экономики, ее эффективности, мобильности, конкурентоспособности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Никто другой не в состоянии решить эту задачу. В практическом плане обеспечить экономическую безопасность страны — значит создать некую систему ее самосохранения, которая автоматически приводила бы в движение ее защитные механизмы по отражению той или иной угрозы.
Составляющие экономической безопасности. Экономическая безопасность имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам, возникающим вследствие экономических, социальных, технологических, экологических и иных процессов, которые происходят внутри страны. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что угрозы безопасности России в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности, носят преимущественно внутренний характер.
На это следует обратить внимание, поскольку в прошлом вопрос об экономической безопасности трактовался односторонне, он связывался с действием исключительно внешних факторов. Речь шла о капиталистических государствах и их международных организациях типа Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО) и др., устанавливавших запреты либо ограничения на поставку в СССР не только передовой технологии, но и обычных товаров, на выдачу кредитов.
Что же касается внутренних факторов, порожденных собственными непродуманными действиями, ведущими к нарастанию экономических трудностей, то они в контексте угроз экономической безопасности страны никогда йе рассматривались, хотя их разрушительное воздействие на экономику оказывалось порой куда более масштабным, чем внешних факторов.
Необходимо подчеркнуть, что в последние годы воздействие внутренних факторов на негативное развитие экономики не только не приостановлено, но, напротив, продолжает усиливаться. Объясняется это как объективными трудностями переходного периода, так и субъективными причинами в управлении ее развитием. Все это свидетельствует о том, что стратегия экономической безопасности страны должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент — эффективность и устойчивость развития отечественной экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других многообразных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Нарушение связей между различными компонентами экономической системы ведет к сокращению возможностей сопротивляемости, к внутренним и внешним угрозам ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.[2]
Перенесение акцента из сферы военно-политического противостояния стран в сферу конкуренции и глобального бизнеса — одна из характерных особенностей современного состояния международных экономических отношений. В новых условиях мировой бизнес и повышение конкурентоспособности для российской экономики становятся средством выживания и борьбы за достойное место в международном разделении труда со странами, традиционно занимающими в нем господствующее положение. Поэтому многие государства проявляют необычайно высокий интерес к тому, что происходит в российской экономике и вокруг нее.
В этой связи заслуживает внимания тот факт, что в некоторых странах-конкурентах разработана так называемая система «индикаторов чувствительности», на основе анализа которых они по отношению к России как к потенциальному конкуренту намерены принимать как тактические, так и стратегические решения. Эти «индикаторы чувствительности» включают различные оценочные показатели, и в частности стабильность социально-политической ситуации и ее возможные изменения в перспективе (возможные варианты изменений); оценку уровня управленческой деятельности правительства; уровень компетентности директорского корпуса; характеристику официальной оппозиции и ее отношение к экономическим преобразованиям; характер тенденций в экономической политики правительства страны; отношение властных структур к зарубежному капиталу; риск национализации капитала и возможные варианты его компенсации; уровень коррумпированности высших эшелонов власти; степень государственного вмешательства в экономику; удельный вес государственной собственности и перспективы его изменения в обозримом будущем. Перечень этих «индикаторов» характеризует не столько интерес к декларируемому партнерству, сколько заинтересованную оценку расчетливого конкурента, обеспокоенного собственной экономической безопасностью, защитой своих экономических интересов.[3]
Сущность экономической безопасности. Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.
Объекты экономической безопасности. Ими выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.
Субъекты экономической безопасности. Ими выступают: государство и его институты (министерства, ведомства и др.), законодательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.
Угрозы экономической безопасности — это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
Показатели экономической безопасности — наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.
Пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране. Для характеристики реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Последние не могут быть универсальными. Их величины зависят от уровня развития экономики, сложившихся традиций, текущей хозяйственной ситуации, сочетания и комбинации этих показателей. Разработка системы пороговых значений для России — одна из актуальных и важных задач экономической науки.
Меры по обеспечению экономической безопасности — это сознательная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений и процессов в сфере экономики. Такая деятельность включает прогнозирование угроз экономической безопасности; определение пороговых значений экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации; устранение деформаций в структуре экономики; содействие в становлении и развитии частного предпринимательства, его защиту, дедолларизацию экономики; поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства. Главным условием обеспечения экономической безопасности России является подъем экономики, создание условий для ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства и высокой конкурентоспособности.[4]
2. Классификация угроз экономической безопасности в сфере торговли.
В самом общем виде угрозы экономической безопасности могут быть классифицированы по таким агрегированным признакам, как внутренние и внешние угрозы. Исходя из реально сложившейся ситуации в российской экономике и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования, можно выделить следующие ключевые экономические угрозы:
усиление структурной деформации экономики;
снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
усиление импортной зависимости;
утечка из страны валютных ресурсов;
усиление имущественного расслоения общества;
рост внешнего долга;
чрезмерная открытость экономики;
криминализация экономических отношений.
Структурная деформация экономики. Структурная деформация экономики, дальнейшее усиление этой неблагоприятной тенденции— фундаментальная угроза безопасности России, поскольку | она является перманентной основой воспроизводства сложившихся в прошлом народнохозяйственных диспропорций и связанных с этим трудностей в народном хозяйстве. Сложившаяся негативная структура экономики обусловливает и постоянно воспроизводит многие современные проблемы, а возможности ее изменения определяют будущее российской экономики, судьбу рыночных преобразований. Суть унаследованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрезвычайно слабом развитии отраслей и сфер производства, работающих непосредственно на человека, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др. Фактически в стране сложилась экономическая структура, которая постоянно воспроизводилась, не обеспечивая должного развития названных отраслей и сфер хозяйства. Разумеется, с такой структурой выйти из кризисной ситуации будет сложно.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на встречающиеся призывы к немедленному приостановлению падения производства и обеспечению его роста. Конечно, в общей форме такая постановка верна. Однако не следует забывать, что рост производства при сохранении прежней структуры мало что прибавит экономике России. Ей нужен рост, сопровождающийся структурными изменениями. Привязка структуры производства к структуре рыночного спроса — ключевая проблема российской экономики.
Изменение структуры экономики включает два этапа — пассивный и активный. На первом этапе происходит сокращение мощностей по производству продукции, не востребованной рынком. Этот этап необходим для достижения текущей сбалансированности спроса и предложения. На втором этапе наращиваются мощности по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создаются мощности для производства новых видов продукции. Направления и подходы к структурной перестройке обозначены. В первую очередь к ним относятся:
а) определение места и роли действующих предприятий на предмет целесообразности их сохранения в хозяйственной системе;
б) определение перечня предприятий оборонного комплекса, целиком работающих по военному заказу и не подлежащих конверсии;
в) определение предприятий, у которых контрольный пакет акций или «золотая акция» должны быть закреплены за государством в целях оказания влияния на принимаемые решения;
г) привлечение иностранного капитала в те отрасли и сферы экономики, которые в большей мере оказывают воздействие на структурные сдвиги;
д) законодательное определение так называемых «локомотивных» отраслей и сфер производства, способствующих формированию оптимальной структуры экономики (приоритетное финансирование, льготы и т. д.). Значение таких «локомотивов» подтверждает исторический опыт других стран, которые выходили из кризиса именно с помощью концентрации ресурсов в этих отраслях, стимулировавших в дальнейшем развитие экономики в целом (в США — это автомобилестроение, в Японии — электроника, в Германии — тяжелое машиностроение, в странах Скандинавии — сельское хозяйство и т. д.).
Разрушение научно-технического потенциала. Снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала — серьезная угроза экономической безопасности страны. Кризисное состояние экономики проявляется прежде всего в существенном снижении инвестиционной и инновационной активности. Это значит, что без крупных капиталовложений в стратегические сферы народного хозяйства экономическое возрождение России невозможно. Парадокс сложившейся ситуации в эт5й сфере состоит в том, что российская экономика, располагая огромными ресурсами, мощным инвестиционным и инновационным потенциалами, тем не менее проявляет признаки стагнации инвестиционной и инновационной активности, что не может не отражаться отрицательно на состоянии экономической безопасности страны. Следует учитывать, что в мире нет страны, наделенной так щедро, как Россия, природными ресурсами. По подтвержденным данным, стоимость (в ценах свободного рынка) разведанных запасов основных видов полезных ископаемых в середине 90-х годов составляла 28,6 трлн. долл., а прогнозный потенциал —140 трлн. долл.
Проводимая экономическая политика последних лет привела к тому, что наиболее остро встал вопрос уже не о развитии или хотя бы стабилизации инвестиционного процесса, а о восстановлении потенциала инвестиционного комплекса страны.
К основным характеристикам угроз экономической безопасности в инвестиционном комплексе можно отнести резкое уменьшение объемов ресурсов капитального строительства; разрушение экономических связей между его подсистемами (сырьевая база, техническое и технологическое обеспечение, научная и кадровая база); отсутствие стратегических ориентиров в инвестиционной сфере; преобладание тактической направленности в инвестиционном процессе (элитное жилищное строительство, поддержание экспортно-ориентированных сырьевых отраслей и др.) над стратегической.[5]
3. Организация службы безопасности в торговле.
Служба безопасности (СБ) является важным структурным подразделением, организуемым администрацией для обеспечения целостности технико-технологических, экономических, правовых, коммерческих, режимных и физических компонентов предприятия, организации, учреждения. Она формируется на основе анализа, оценки и прогнозов их внутренней деятельности с целью решения задач защиты интересов предприятия (фирмы).
Ее статус определяется соответствующим приказом руководителя предприятия (фирмы) либо решением вышестоящей организации, в которую входит это предприятие (фирма).
Правовое оформление она проходит через регистрацию в органах государственной безопасности и внутренних дел, но подчиняется только руководителю предприятия, учреждения, организации либо одному из заместителей, которому поручено непосредственно ее курировать. Чаще всего это лицо, занимающееся вопросами режима.
Служба безопасности является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в его работе. Структура и штаты службы безопасности определяются руководителем предприятия в зависимости от объема работ и особенностей производственно-коммерческой деятельности. Назначение на должность начальника службы безопасности предприятия (фирмы), а также его освобождение производятся только руководителем предприятия (фирмы).
Вышеназванные и другие требования включаются в устав службы безопасности, который разрабатывается по указанию руководителя предприятия. Наиболее оптимальная структура службы безопасности может быть определена при анализе всех функций обеспечения экономической безопасности и выделении из всего комплекса тех, которые наиболее адекватно соответствуют производственно-коммерческой деятельности предприятия. Приведем наиболее полный перечень функций, выполняемых службами экономической безопасности с привлечением специалистов предприятия (рис. 1.).
Рис. 1. Функции службы безопасности на предприятии.
*административно-распорядительная, которая реализуется путем подготовки решений по установлению и поддержанию системы безопасности, определению полномочий, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности объекта;
*хозяйственно-распорядительная, которая реализуется путем участия службы безопасности в определении ресурсов, необходимых для решения задач безопасности объекта, в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению сохранности имущества, финансовой, интеллектуальной и иной собственности;
*учетно-контрольная, которая реализуется выделением наиболее важных направлений финансово-коммерческой деятельности и работой по организации своевременного обнаружения внешних и внутренних угроз финансовой стабильности и устойчивости объекта, оценкой их источников, налаживанием контроля за критическими ситуациями, ведением учета негативных факторов, влияющих на безопасность объекта, а также накоплением информации о недобросовестных конкурентах, ненадежных партнерах, лицах и организациях, посягающих на жизненно важные интересы объекта;
*социально-кадровая, с участием службы безопасности в расстановке кадров, выявлении негативных тенденций, возможных причин и условий социальной напряженности, в предупреждении и локализации конфликтов, создании нормальной обстановки, инструктаже персонала объекта по вопросам своей компетенции, формировании у него чувства ответственности за соблюдение установленных режимов безопасности;
*организационно-управленческая, по воздействию на создание и эффективное поддержание организационной структуры управления процессом обеспечения безопасности, гибких временных структур по отдельным направлениям работы, организации взаимодействия и координации между отдельными звеньями системы для достижения заданных программных целей;
*планово-производственная, по разработке комплексной программы и отдельных подсистемных целевых планов обеспечения безопасности объекта, подготовке и проведению мероприятий по их осуществлению, установлению и поддержке режимов безопасности;
*организационно-техническая, которая осуществляется путем материально-технического и финансового обеспечения системы безопасности объекта, освоением специальной техники и достижений соответствующего потребностям обеспечения безопасности уровня, содействием в освоении новых видов техники для специальной деятельности;
*научно-методическая, которая реализуется накоплением и освоением опыта обеспечения безопасности, организацией обучения штатного контингента объекта, научной разработки возникающих проблем обеспечения безопасности и методического сопровождения деятельности в этой сфере;
*информационно-аналитическая, по целенаправленному сбору, накоплению и обработке информации, относящейся к сфере безопасности, созданию и использованию необходимых для этого технических и методических средств аналитической обработки информации, организации информационного обеспечения заинтересованных подразделений и отдельных лиц в сведениях, имеющихся в службе безопасности.[6]
Заключение
Переходное состояние российской экономики, необходимость преодоления кризисных явлений настоятельно требуют существенного расширения экономических и политических отношений с развитыми странами мира. Страна нуждается в иностранных капиталах и инвестициях, в передовых технологиях, в импорте продовольствия и потребительских товаров. В то же время расширение этих связей не должно приводить к экономической зависимости страны, к потере ею своей безопасности.
После окончания «холодной войны» и снижения военной угрозы на первое место выходят проблемы экономической безопасности.
Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Экономическая безопасность охватывает систему следующих уровней: международный, национальный, хозяйственной структуры, личности. Экономическая безопасность имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам, возникающим внутри страны. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов.
Для современной России характерны следующие ключевые экономические угрозы: усиление структурной деформации экономики; снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала; тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; усиление импортной зависимости; утечка из страны валютных ресурсов; усиление имущественного расслоения общества; рост внешнего долга; чрезмерная открытость экономики; криминализация экономических отношений.
Для предотвращения этих угроз государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных, значений, способного вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.
Список литературы
1. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / В.Б. Зубик. – Минск.: Высш.школа., 2002. - 391 с.
2. Мур Алек Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. – М.: ФИЛИНЪ, 2001. – 328 с.
3. Экономика. Учебник для вузов поб/ред. А.И. Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 792 с.
4. О.Г. Туровца. Организация производства на предприятии: Учебник для технических и экономических специальностей. Ростов/н.Д, МАРТ, 2002. – 464 с.
5. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие- Ростов, МАРТ, 2000, - 544 с.
6. Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ, 1996. – 367 с.
[1] Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / В.Б. Зубик. – Минск.: Высш.школа., 2002. - 391 с.
[2] Мур Алек Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. – М.: ФИЛИНЪ, 2001. – 328 с.
[3] Мур Алек Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. – М.: ФИЛИНЪ, 2001. – 328 с.
[4] Экономика. Учебник для вузов поб/ред. А.И. Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 792 с.
[5] Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / В.Б. Зубик. – Минск.: Высш.школа., 2002. - 391 с.
[6] Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ, 1996. – 367 с.