Содержание

Введение. 3

1. Сущность экономической безопасности. 4

2. Классификация угроз экономической безопасности в сфере торговли. 11

3. Организация службы безопасности в торговле. 15

Заключение. 19

Список литературы.. 21


Введение

Одной из главных причин, которые отрицательно сказы­ваются на развитии рыночных отношений, предпринима­тельства и создают серьезные препятствия для повседневной деятельности предпринимателя, является нахождение пред­принимательства в зоне повышенного риска. Оно небезопасно для жизни, здоровья и материального положения участников этой деятельности и членов их семей. Предприниматель, деятельность возглавляемой им фирмы, имущество его фир­мы подвергаются постоянной опасности со стороны пре­ступных элементов. Традиционная (обычная) и особенно активизировавшаяся в современных условиях организо­ванная преступность ежегодно лишает жизни десятки и сотни предпринимателей, банкиров, их сотрудников и членов их семей, причиняет многомиллионные убытки предпринимательству, наносит ему моральный ущерб, и поэтому оно подлежит защите со стороны государства, его правоохранительных органов, общественности и требует четкой организации самозащиты предпринимательства.

Из-за отсутствия до недавнего времени у подавляющего большинства юридических и физических лиц навыков экономического поведения в условиях рыночных отноше­ний, малой осведомленности о процедурах и правилах со­вершения сделок и других хозяйственных операций суще­ственно повысилась незащищенность населения от эко­номических преступлений и правонарушений, снизился уровень защиты собственности этих лиц.

Цель работы заключается в изучении экономической безопасности предприятий, как экономическая безопасность влияет на деятельность организаций.

Исходя из цели задачей контрольной работы будет написание работы в соответствии с планом и методическому указанию, так же необходимо привести сущность экономической безопасности и организация безопасной деятельности предприятия.

1. Сущность экономической безопасности.

Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, дос­таточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное

управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Исторически и логически проблема эко­номической безопасности связана со становлением и развитием го­сударственности, осознанием нацией своих экономических интере­сов. Проблема эта в разных странах и в разное время стояла с различной степенью актуальности. Однако она никогда не исчезала из поля зрения общественности, лидеров государства. В равной мере это относится и к России, особенно в современный рефор­менный период.[1]

Уровни экономической безопасности. Экономическую безопас­ность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня от­дельно взятой хозяйственной структуры, личности.

Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свобод­ный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-эконо­мического развития и участия в международном разделении труда. Международная экономическая безопасность обеспечивается с по­мощью созданной мировым сообществом системы международных экономических организаций — МВФ, МБРР, ВТО, ФАО и др. Важ­ную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглаше­ния о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет вза­имных экономических интересов, отказ от силового давления, рав­ноправные отношения с менее развитыми в экономическом отно­шении странами.

Экономическую безопасность страны характеризует система показателей, включающая способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне научного потенциала, сохранение единого экономического пространства и целостности общероссийского рын­ка, создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества, обеспечение необходимого государствен­ного регулирования экономических процессов, обеспечение прием­лемого уровня жизни населения.

Под экономической безопасностью предприятия понимается такое состояние, при котором обеспечивается эффективное исполь­зование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качест­во управления, постоянное обновление технологий и информацион­ной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нор­мального функционирования предприятия являются оценка и управление экономическими рисками, общее состояние экономики. Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечивают­ся правовая и экономическая защита его жизненных интересов, со­блюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьез­ными видами угроз личности являются нарушение прав потребите­ля, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невоспол­нимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Эко­номическая безопасность личности во многом определяется состоя­нием экономики.

Экономическая безопасность — составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что кризисное состояние экономики — основная причина возникновения угроз национальной безопасности России. Это означает, что со­стояние национальной безопасности России зависит от жизнеспо­собности экономики, ее эффективности, мобильности, конкуренто­способности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Никто другой не в со­стоянии решить эту задачу. В практическом плане обеспечить эко­номическую безопасность страны — значит создать некую систему ее самосохранения, которая автоматически приводила бы в движе­ние ее защитные механизмы по отражению той или иной угрозы.

Составляющие экономической безопасности. Экономическая безопасность имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, обще­ства и государственных институтов к стихийным и преднамерен­ным угрозам, возникающим вследствие экономических, социальных, технологических, экологических и иных процессов, которые проис­ходят внутри страны. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что угрозы безопасности России в настоя­щее время и в обозримой перспективе не имеют военной направ­ленности, носят преимущественно внутренний характер.

На это следует обратить внимание, поскольку в прошлом во­прос об экономической безопасности трактовался односторонне, он связывался с действием исключительно внешних факторов. Речь шла о капиталистических государствах и их международных орга­низациях типа Международного валютного фонда (МВФ), Между­народного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО) и др., устанавливавших запреты либо ограничения на поставку в СССР не только передовой технологии, но и обычных товаров, на выдачу кредитов.

Что же касается внутренних факторов, порожденных собствен­ными непродуманными действиями, ведущими к нарастанию эконо­мических трудностей, то они в контексте угроз экономической безопасности страны никогда йе рассматривались, хотя их разру­шительное воздействие на экономику оказывалось порой куда бо­лее масштабным, чем внешних факторов.

Необходимо подчеркнуть, что в последние годы воздействие внутренних факторов на негативное развитие экономики не только не приостановлено, но, напротив, продолжает усиливаться. Объяс­няется это как объективными трудностями переходного периода, так и субъективными причинами в управлении ее развитием. Все это свидетельствует о том, что стратегия экономической безопасно­сти страны должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент — эффективность и устой­чивость развития отечественной экономики. Устойчивость экономи­ки отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других многообразных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Нару­шение связей между различными компонентами экономической системы ведет к сокращению возможностей сопротивляемости, к внутренним и внешним угрозам ее дестабилизации и является сиг­налом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.[2]

Перенесение акцента из сферы военно-политического противо­стояния стран в сферу конкуренции и глобального бизнеса — одна из характерных особенностей современного состояния международ­ных экономических отношений. В новых условиях мировой бизнес и повышение конкурентоспособности для российской экономики становятся средством выживания и борьбы за достойное место в международном разделении труда со странами, традиционно зани­мающими в нем господствующее положение. Поэтому многие госу­дарства проявляют необычайно высокий интерес к тому, что про­исходит в российской экономике и вокруг нее.

В этой связи заслуживает внимания тот факт, что в некоторых странах-конкурентах разработана так называемая система «индика­торов чувствительности», на основе анализа которых они по отно­шению к России как к потенциальному конкуренту намерены при­нимать как тактические, так и стратегические решения. Эти «ин­дикаторы чувствительности» включают различные оценочные пока­затели, и в частности стабильность социально-политической ситуа­ции и ее возможные изменения в перспективе (возможные вариан­ты изменений); оценку уровня управленческой деятельности прави­тельства; уровень компетентности директорского корпуса; характе­ристику официальной оппозиции и ее отношение к экономическим преобразованиям; характер тенденций в экономической политики правительства страны; отношение властных структур к зарубежно­му капиталу; риск национализации капитала и возможные вариан­ты его компенсации; уровень коррумпированности высших эшело­нов власти; степень государственного вмешательства в экономику; удельный вес государственной собственности и перспективы его изменения в обозримом будущем. Перечень этих «индикаторов» характеризует не столько интерес к декларируемому партнерству, сколько заинтересованную оценку расчетливого конкурента, обеспо­коенного собственной экономической безопасностью, защитой сво­их экономических интересов.[3]

Сущность экономической безопасности. Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.

Объекты экономической безопасности. Ими выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природ­ные богатства, производственные и непроизводственные фонды, не­движимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.

Субъекты экономической безопасности. Ими выступают: госу­дарство и его институты (министерства, ведомства и др.), законо­дательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.

Угрозы экономической безопасности — это явления и процес­сы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и госу­дарства.

Показатели экономической безопасности — наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической сис­темы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными пока­зателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфля­ции, норма безработицы, структура экономики, имущественное рас­слоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, откры­тость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Пороговые значения экономической безопасности — предель­ные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране. Для характеристики реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Последние не могут быть универсальными. Их величины зависят от уровня развития экономики, сложившихся традиций, текущей хозяйственной ситуа­ции, сочетания и комбинации этих показателей. Разработка системы пороговых значений для России — одна из актуальных и важ­ных задач экономической науки.

Меры по обеспечению экономической безопасности — это сознательная, повседневная деятельность государственных и обще­ственных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений и процессов в сфере экономики. Такая дея­тельность включает прогнозирование угроз экономической безопас­ности; определение пороговых значений экономической безопасно­сти; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации; устранение деформаций в струк­туре экономики; содействие в становлении и развитии частного предпринимательства, его защиту, дедолларизацию экономики; под­держание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства. Главным условием обеспечения экономи­ческой безопасности России является подъем экономики, создание условий для ее функционирования в режиме расширенного воспро­изводства и высокой конкурентоспособности.[4]

2. Классификация угроз экономической безопасности в сфере торговли.

В самом общем виде угрозы экономической безопасности мо­гут быть классифицированы по таким агрегированным признакам, как внутренние и внешние угрозы. Исходя из реально сложившей­ся ситуации в российской экономике и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования, можно выделить сле­дующие ключевые экономические угрозы:

усиление структурной деформации экономики;

снижение инвестиционной и инновационной активности и раз­рушение научно-технического потенциала;

тенденция к превращению России в топливно-сырьевую пери­ферию развитых стран;

усиление импортной зависимости;

утечка из страны валютных ресурсов;

усиление имущественного расслоения общества;

рост внешнего долга;

чрезмерная открытость экономики;

криминализация экономических отношений.

Структурная деформация экономики. Структурная деформа­ция экономики, дальнейшее усиление этой неблагоприятной тен­денции— фундаментальная угроза безопасности России, поскольку | она является перманентной основой воспроизводства сложившихся в прошлом народнохозяйственных диспропорций и связанных с этим трудностей в народном хозяйстве. Сложившаяся негативная структура экономики обусловливает и постоянно воспроизводит многие современные проблемы, а возможности ее изменения опре­деляют будущее российской экономики, судьбу рыночных преобра­зований. Суть унаследованной от бывшего СССР структурной де­формации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрез­вычайно слабом развитии отраслей и сфер производства, работаю­щих непосредственно на человека, удовлетворение его потребно­стей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пи­щевой промышленности, индустрии услуг и быта и др. Фактиче­ски в стране сложилась экономическая структура, которая постоян­но воспроизводилась, не обеспечивая должного развития названных отраслей и сфер хозяйства. Разумеется, с такой структурой выйти из кризисной ситуации будет сложно.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на встречающие­ся призывы к немедленному приостановлению падения производст­ва и обеспечению его роста. Конечно, в общей форме такая по­становка верна. Однако не следует забывать, что рост производст­ва при сохранении прежней структуры мало что прибавит эконо­мике России. Ей нужен рост, сопровождающийся структурными из­менениями. Привязка структуры производства к структуре рыноч­ного спроса — ключевая проблема российской экономики.

Изменение структуры экономики включает два этапа — пассив­ный и активный. На первом этапе происходит сокращение мощно­стей по производству продукции, не востребованной рынком. Этот этап необходим для достижения текущей сбалансированности спро­са и предложения. На втором этапе наращиваются мощности по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создаются мощности для производства новых видов продукции. Направления и подходы к структурной перестройке обозначены. В первую очередь к ним относятся:

а) определение места и роли действующих предприятий на предмет целесообразности их сохранения в хозяйственной системе;

б) определение перечня предприятий оборонного комплекса, це­ликом работающих по военному заказу и не подлежащих конвер­сии;

в) определение предприятий, у которых контрольный пакет ак­ций или «золотая акция» должны быть закреплены за государст­вом в целях оказания влияния на принимаемые решения;

г) привлечение иностранного капитала в те отрасли и сферы экономики, которые в большей мере оказывают воздействие на структурные сдвиги;

д) законодательное определение так называемых «локомотив­ных» отраслей и сфер производства, способствующих формирова­нию оптимальной структуры экономики (приоритетное финансирование, льготы и т. д.). Значение таких «локомотивов» подтвержда­ет исторический опыт других стран, которые выходили из кризиса именно с помощью концентрации ресурсов в этих отраслях, сти­мулировавших в дальнейшем развитие экономики в целом (в США — это автомобилестроение, в Японии — электроника, в Гер­мании — тяжелое машиностроение, в странах Скандинавии — сель­ское хозяйство и т. д.).

Разрушение научно-технического потенциала. Снижение ин­вестиционной и инновационной активности, разрушение науч­но-технического потенциала — серьезная угроза экономической безопасности страны. Кризисное состояние экономики проявляется прежде всего в существенном снижении инвестиционной и иннова­ционной активности. Это значит, что без крупных капиталовложе­ний в стратегические сферы народного хозяйства экономическое возрождение России невозможно. Парадокс сложившейся ситуации в эт5й сфере состоит в том, что российская экономика, располагая огромными ресурсами, мощным инвестиционным и инновационным потенциалами, тем не менее проявляет признаки стагнации инве­стиционной и инновационной активности, что не может не отра­жаться отрицательно на состоянии экономической безопасности страны. Следует учитывать, что в мире нет страны, наделенной так щедро, как Россия, природными ресурсами. По подтвержден­ным данным, стоимость (в ценах свободного рынка) разведанных запасов основных видов полезных ископаемых в середине 90-х го­дов составляла 28,6 трлн. долл., а прогнозный потенциал —140 трлн. долл.

Проводимая экономическая политика последних лет привела к тому, что наиболее остро встал вопрос уже не о развитии или хо­тя бы стабилизации инвестиционного процесса, а о восстановле­нии потенциала инвестиционного комплекса страны.

К основным характеристикам угроз экономической безопасно­сти в инвестиционном комплексе можно отнести резкое уменьше­ние объемов ресурсов капитального строительства; разрушение эко­номических связей между его подсистемами (сырьевая база, техни­ческое и технологическое обеспечение, научная и кадровая база); отсутствие стратегических ориентиров в инвестиционной сфере; преобладание тактической направленности в инвестиционном про­цессе (элитное жилищное строительство, поддержание экспорт­но-ориентированных сырьевых отраслей и др.) над стратегической.[5]

3. Организация службы безопасности в торговле.

Служба безопасности (СБ) является важным структур­ным подразделением, организуемым администрацией для обеспечения целостности технико-технологических, эко­номических, правовых, коммерческих, режимных и фи­зических компонентов предприятия, организации, уч­реждения. Она формируется на основе анализа, оценки и прогнозов их внутренней деятельности с целью реше­ния задач защиты интересов предприятия (фирмы).

Ее статус определяется соответствующим приказом ру­ководителя предприятия (фирмы) либо решением выше­стоящей организации, в которую входит это предприятие (фирма).

Правовое оформление она проходит через регистра­цию в органах государственной безопасности и внут­ренних дел, но подчиняется только руководителю пред­приятия, учреждения, организации либо одному из за­местителей, которому поручено непосредственно ее ку­рировать. Чаще всего это лицо, занимающееся вопроса­ми режима.

Служба безопасности является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в его работе. Структура и штаты службы безопасности определяются руководителем предприятия в зависимости от объема ра­бот и особенностей производственно-коммерческой дея­тельности. Назначение на должность начальника службы безопасности предприятия (фирмы), а также его освобож­дение производятся только руководителем предприятия (фирмы).

Вышеназванные и другие требования включаются в ус­тав службы безопасности, который разрабатывается по указанию руководителя предприятия. Наиболее оптимальная структура службы безопасности может быть определена при анализе всех функций обеспечения экономи­ческой безопасности и выделении из всего комплекса тех, которые наиболее адекватно соответствуют производственно-коммерческой деятельности предприятия. Приведем наиболее полный перечень функций, выполняемых службами экономической безопасности с привлечением специалистов предприятия (рис. 1.).

Рис. 1. Функции службы безопасности на предприятии.

*административно-распорядительная, которая реализуется путем подготовки решений по установлению и поддержанию систе­мы безопасности, определению полномочий, прав, обязанно­стей и ответственности должностных лиц по вопросам обеспе­чения безопасности объекта;

*хозяйственно-распорядительная, которая реализуется путем уча­стия службы безопасности в определении ресурсов, необходи­мых для решения задач безопасности объекта, в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению сохранности иму­щества, финансовой, интеллектуальной и иной собственности;

*учетно-контрольная, которая реализуется выделением наиболее важных направлений финансово-коммерческой деятельности и работой по организации своевременного обнаружения внеш­них и внутренних угроз финансовой стабильности и устойчи­вости объекта, оценкой их источников, налаживанием контро­ля за критическими ситуациями, ведением учета негативных факторов, влияющих на безопасность объекта, а также накоп­лением информации о недобросовестных конкурентах, ненадежных партнерах, лицах и организациях, посягающих на жизненно важные интересы объекта;

*социально-кадровая, с участием службы безопасности в расста­новке кадров, выявлении негативных тенденций, возможных причин и условий социальной напряженности, в предупреж­дении и локализации конфликтов, создании нормальной об­становки, инструктаже персонала объекта по вопросам своей компетенции, формировании у него чувства ответственности за соблюдение установленных режимов безопасности;

*организационно-управленческая, по воздействию на создание и эффективное поддержание организационной структуры управ­ления процессом обеспечения безопасности, гибких времен­ных структур по отдельным направлениям работы, организа­ции взаимодействия и координации между отдельными звень­ями системы для достижения заданных программных целей;

*планово-производственная, по разработке комплексной про­граммы и отдельных подсистемных целевых планов обеспече­ния безопасности объекта, подготовке и проведению меро­приятий по их осуществлению, установлению и поддержке ре­жимов безопасности;

*организационно-техническая, которая осуществляется путем ма­териально-технического и финансового обеспечения системы безопасности объекта, освоением специальной техники и дос­тижений соответствующего потребностям обеспечения безо­пасности уровня, содействием в освоении новых видов техни­ки для специальной деятельности;

*научно-методическая, которая реализуется накоплением и ос­воением опыта обеспечения безопасности, организацией обу­чения штатного контингента объекта, научной разработки воз­никающих проблем обеспечения безопасности и методиче­ского сопровождения деятельности в этой сфере;

*информационно-аналитическая, по целенаправленному сбору, накоплению и обработке информации, относящейся к сфере безопасности, созданию и использованию необходимых для этого технических и методических средств аналитической об­работки информации, организации информационного обеспе­чения заинтересованных подразделений и отдельных лиц в сведениях, имеющихся в службе безопасности.[6]

Заключение

Переходное состояние российской экономики, необхо­димость преодоления кризисных явлений настоятельно требуют су­щественного расширения экономических и политических отноше­ний с развитыми странами мира. Страна нуждается в иностранных капиталах и инвестициях, в передовых технологиях, в импорте продовольствия и потребительских товаров. В то же время расши­рение этих связей не должно приводить к экономической зависи­мости страны, к потере ею своей безопасности.

После окончания «холодной войны» и снижения военной угрозы на первое место выходят проблемы экономической безопасности.

Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, дос­таточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность охватывает систему следующих уровней: международный, национальный, хозяйственной структуры, личности. Экономическая безопасность имеет две составляющие: внутрен­нюю и внешнюю. Внутренняя означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднаме­ренным угрозам, возникающим внутри страны. Внешняя состав­ляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источни­ком которых служат действия или намерения иностранных эконо­мических или политических субъектов.

Для современной России характерны следующие ключевые эко­номические угрозы: усиление структурной деформации экономики; снижение инвестиционной и инновационной активности и разруше­ние научно-технического потенциала; тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; усиление импортной зависимости; утечка из страны валютных ресурсов; усиление имущественного расслоения общества; рост внешнего долга; чрезмерная открытость экономики; криминализация экономи­ческих отношений.

Для предотвращения этих угроз государственная стратегия эко­номической безопасности России должна быть ориентирована на поддержание достаточного уровня производственного, научно-техни­ческого потенциала, недопущение снижения уровня жизни населе­ния до пороговых, предельных, значений, способного вызвать со­циальную напряженность, предотвращение конфликтов между от­дельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.

Список литературы

1.     Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / В.Б. Зубик. – Минск.: Высш.школа., 2002. - 391 с.

2.     Мур Алек Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. – М.: ФИЛИНЪ, 2001. – 328 с.

3.     Экономика. Учебник для вузов поб/ред. А.И. Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 792 с.

4.     О.Г. Туровца. Организация производства на предприятии: Учебник для технических и экономических специальностей. Ростов/н.Д, МАРТ, 2002. – 464 с.

5.     Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие- Ростов, МАРТ, 2000, - 544 с.

6.     Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ, 1996. – 367 с.



[1] Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / В.Б. Зубик. – Минск.: Высш.школа., 2002. - 391 с.


[2] Мур Алек Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. – М.: ФИЛИНЪ, 2001. – 328 с.


[3] Мур Алек Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. – М.: ФИЛИНЪ, 2001. – 328 с.


[4] Экономика. Учебник для вузов поб/ред. А.И. Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 792 с.


[5] Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / В.Б. Зубик. – Минск.: Высш.школа., 2002. - 391 с.


[6] Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ, 1996. – 367 с.