Содержание
Введение. 3
1. Социальная коммуникация. 5
1.1. Понятие и содержание социальной коммуникации. 5
1. 2. История и теория исследования социальной коммуникации. 7
1.3. Функции социальной коммуникации. 12
1.4. Методы социальной коммуникации. 13
1.5. Виды и формы социальной коммуникации. 14
2. Массовая коммуникация. 18
2.1. Понятие массовой коммуникации. 18
2.2. Теории массовой коммуникации. 20
2.3. Методы исследования массовой коммуникации. 26
2.4. Структура массовой коммуникации. 27
2.5. Функции массовой коммуникации. 34
Заключение. 37
Список литературы.. 40
Введение
Теория коммуникации - одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. Это вызывает необходимость создания теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты научных исследований в данной области.
Теория коммуникаций - сравнительно молодая область научного познания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.
Однако у исследователей пока еще нет единства относительно научного статуса теории коммуникаций, ее объекта и предмета, ее принадлежности к тому или иному «научному ведомству», а также ее места в системе современного социально-гуманитарного знания.
Без преувеличения коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Под обществом здесь понимается не столько совокупность индивидов, сколько те связи, отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим объясняется столь пристальный интерес к коммуникации сегодня со стороны представителей разных научных направлений и, в первую очередь, обществоведов.
Теория коммуникации чаще всего обращается к значению коммуникации как социальному явлению, то есть к социальной коммуникации.
Понятие социальной коммуникации в современной литературе является более широким и обобщающим. В то же время его исследование связано с множеством различных вопросов, что предопределяет актуальность изучаемой темы.
Социальная коммуникация имеет множество различных уровней: коммуникация в малых группах и коммуникация в больших группах или массовая коммуникация. Таким образом, массовая коммуникация является своего рода подвидов социальной коммуникации, ее подуровнем. Именно через призму социальной коммуникации в данной работе будет рассмотрена и массовая коммуникация.
Целью данной работы выступает исследование понятий социальной и массовой коммуникации.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1) дать определение понятия социальной коммуникации, объяснить его сущность и содержание;
2) рассмотреть историю и теорию исследования социальной коммуникации;
3) рассмотреть основные виды и формы социальной коммуникации;
4) рассмотреть функции, структуру и методы социальной коммуникации;
5) дать определение понятию массовой коммуникации, его сущности и содержания в ракурсе социальной коммуникации;
6) рассмотреть теории массовой коммуникации;
7) рассмотреть функции массовой коммуникации.
1. Социальная коммуникация
1.1. Понятие и содержание социальной коммуникации
Социальная коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляется при помощи языка и других знаковых систем. Социальное значение коммуникации используется для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о коммуникативных процессах в обществе.
Изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяется проблемам социальной коммуникации в социологии, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов - отдельных личностей, малых и больших социальных групп – классовых, национальных, этнических, демографических и других. В последнее время социальная коммуникация активно изучается общей социологической теорией. В теоретических построениях Н. Лумана, Ю. Хабермаса она становится основной категорией, предметом социологического исследования. Не удивительно, что решительнее других в своих правах на понятие социальной коммуникации и на разработку общей теории коммуникации заявили именно социологи. В рамках социальной психологии соц3иальная коммуникация исследуется как психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология больших групп, то есть массовая коммуникация. Таким образом, массовая коммуникация- это подраздел социальной коммуникации. Приведем несколько определений социальной коммуникации, наиболее часто встречающихся в литературе:
1) социальная коммуникация- это механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. (Ч. Куми).
2) социальная коммуникация- обмен информацией между сложными диалектическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать (А. Урсул);
3) социальная коммуникация в широком смысле слова это социальные объединения индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри);
4) социальная коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом ( М. Каган);
5) социальная коммуникация- это, прежде всего, способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей.
6) социальная коммуникация- это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани);
7) социальная коммуникация- это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека.
8) социальная коммуникация- это специфический обмен информацией в процессе передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Структура социальной коммуникации изображена на рисунке 1.
Рис.1. Структура социальной коммуникации
Каждая из выделенных на схеме частей соответствует определенному уровню обобщения к знаниям: частнонаучному, промежуточному, общетеоретическому.
Социальная коммуникация обеспечивает межнаучный синтез и обобще6ие знаний.
Предмет социальной коммуникации - различные коммуникативные аспекты различных сторон деятельности человека.
1. 2. История и теория исследования социальной коммуникации
Термин социальная коммуникация был веден в научный оборот в начале 20 века, а ранее проблема социальной коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения. Хотя человеческое общение всегда составляло основу социального бытия, его значение и суть далеко не одинаково осознавалось на разных этапах становления и развития человеческого общества.
Проблема социальной коммуникации в античной науке. В рамках традиционного мифологического мировоззрения, характерного для дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Обращение к проблеме человека, человеческого бытия выводило на первый план вопрос межличностных взаимоотношений, которые стали предметом риторики и этики.
Античная риторика внесла огромный вклад в становление и развитие теории социальной коммуникации. Она уделяла много внимания важнейшим проблемам государственной деятельности как арены столкновения ораторов, воспитанию ораторов, технике подготовки речи. Была детально разработана структура речи. Теоретический задел, созданный античными мыслителями, стал основой, на которой строились дальнейшие исследования в области социальной коммуникации.
Безусловно, античная мысль сделала лишь первые шаги на пути осмысления социальной коммуникации: уровень развития личности и реальных человеческих отношений между людьми был еще недостаточно высок, чтобы данная проблема приобрела серьезное значение в общественном сознании.
Проблема социальной коммуникации в христианской и новоевропейской культуре. Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений (социальной коммуникации) был сделан с возникновением и распространением христианства. Христианство провозгласило, яо повеление каждого человека зависит от него самого, то его свободного выбора, его индивидуальных душевных качеств, ибо бог наделил человека свободой воли. Христианство провозгласило важнейший принцип - «возлюби ближнего своего как самого себя». Но оно же отдало приоритет не индивидуальному, а «соборному» существованию человека. Кроме того, высшая ценность была признана за общением человека с богом, а не с себе подобными.
Философские подходы к построению теории социальной коммуникации. На рубеже 18- 19 веков в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для пояснения теории социальной коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объект».
Следует отметить, что большинство немецких философов был склонны трактовать и социальную коммуникацию в категориях субъективно- объективной связи, а не субъективно- субъективной, и выйти за ее рамки не смогли. В их теоретических построениях, особенно у И.Г. Фихте, человеческое индивидуальное Я было настолько абсолютизировано, что другое «Я» ( тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъективности и становилось объектом среди объектов. Таким образом, вместо принципа диалогичности социальной коммуникации восторжествовал принцип ее монологичности. Рассмотрение социальной коммуникации как однонаправленного процесса закрывало дорогу к созданию адекватной теории социальной коммуникации как субъект- субъективного отношения (я – другое Я) и останавливалось на уровне ее понимания как субъективно- объективного отношения, где другая сторона превращалась в пассивный объект воздействия познающего субъекта.
Семиотическое направление. Новое направление исследования социальной коммуникации, возникшее в 20 веке в рамках философии прагматизма, уделяло особое внимание знаковой природе социальной коммуникации, исследовало свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом предавалось особое значение.
Проблема социальной коммуникации в философии 20 века. Философская традиция исследования социальной коммуникации в 20 веке еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики. Кроме того, большое внимание проблеме социальной коммуникации было уделено в рамках таких философских направлений как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия.
В рамках экзистенциализма проводится различие между объективной и экзистенциальной социальной коммуникацией. Объективная социальная коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми. Экзистенциальная социальная коммуникация возникает в ситуации общения двух, трех или нескольких близких людей, их разговора о самых важных для них «последних» вопросов, в ходе которого возможен «прорыв от существования к сущности».
Социальные коммуникации в философии персонализма- общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюдных обязательств- абстрактно и безлично.
В герменевтике были разработаны такие основные категории теории социальной коммуникации как «понимание» и «интерпретация».
Доктрина лингвистической философии по исследованию проблем социальной коммуникации, по сути дела, сводилась к описанию обыденного языка, фактическое употребление которого представляет научный интерес.
Центральным понятием семиотики в 20 веке в рамках исследования социальной коммуникации является понятие знак и семиоза.
Современные концепции социальной коммуникации. Технократические подходы к изучению социальной коммуникации были обусловлены спецификой кокретно-исторических условий и самого предмета исследования. После Второй мировой войны, роль технических средств социальной коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры.
Так возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди них является теория информационного обмена, рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития (д. Белл).
В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория социальной коммуникации Шеннона. Она исходит из специфических предпосылок: сообщения поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют систему знаний. Среднее количество информации определяется уменьшен6ии энтропии приемника в результате изменения его представлений о распределении вероятных состояний источника.
На основе этой теории формировались теории социальной коммуникации в организациях, популярные в 60 – 70 – х годах, согласно которым социальная коммуникация представлялась как деятельность, направленная на изготовление, передачу и сохранение информации в рамках любых организационных структур. (Т. Ньюкомб).
Интеракционный подход рассматривает социальную коммуникацию как взаимодействие. При альтернативном рассмотрении социальной коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности.
В рамках подхода субъекты социальной коммуникации равноправны и взаимосвязаны между собой как взаимными ожиданиями, так и общими интересами к предмету общения. Социальная коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты социальной коммуникации состоят в сближении или расхождении с точки зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или суждение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на социальную коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами социальной коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.
Интеракционный культурологический подход к изучению социальной коммуникации в разных обществах и организациях стал очень популярным в средине и второй половине 20 века. Теория межкультурного содержания социальной коммуникации (Э. Холл) дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к определенной культурной сфере. При анализе социальной коммуникации используется понятие « социальная дистанция», которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. Она же тождественна пространственной, географической дистанции, хотя может выражаться и в других специальных формах расселения этнических групп.
В теории «лица» в переговорах (С. Тинг- Туми) нашли отражение социокультурные аспекты социальной коммуникации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранить идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности.
Лингвистический подход при изучении социальной коммуникации ставит в центр внимания проблему языка, понимаемого как:
- систему символической коммуникации, то есть социальная коммуникация путем вокальных (и письменных) знаков;
- знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным индивидом и существом.
Сциолингвистика охватывает область исследований, находящуюся в ведении социологии и психологии, связанную с социальными и культурными аспектами, а также с функциями языка.
1.3. Функции социальной коммуникации
В экономической литературе выделяю следующие основные функции социальной коммуникации:
1) познавательная функция, выполнение которой предполагает описание изучаемого объекта (явление), накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию. С другой стороны, эта функция направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы социальной коммуникации, информационного обмена и взаимодействия;
2) методологическая функция заключается в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени он опирается на общефилософские методы, принципы и законы, категории, разработанные в ходе анализа коммуникативных явлений. Кроме того, данная функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса исследований в рамках наук коммуникативного цикла. Она заключается в том, что теория социальной коммуникации, поднимая наиболее общие вопросы, выступает теоретико-методологической основой для более частных коммуникационных дисциплин.
3) прогностическая функция состоит в определении ближайших и отдаленных перспектив развития социальной коммуникации. Кроме того, эта функция состоит в заблаговременном проведении научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта. Эта функция также предусматривает моделирование коммерческих процессов в обществе с целью определения их вероятностных последствий и результатов.
4) практическая функция позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомен6даций для достижения стратегии эффективности социальной коммуникации, учет объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса.
Перечисленные функции отражают не только ее академический статус, но и тесную связь с практический деятельностью.
1.4. Методы социальной коммуникации
Метод- это совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата.
Общенаучные методы - это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания как социально- гуманитарного, так и естественно-научного. К числу общенаучных методов относят: моделирование, системный подход, сравнение.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Модель – это аналог реального объекта.
Метод моделирования широко применяется при исследовании социальной коммуникации. Одна из первых моделей построения речи была предложена Аристотелем, большинство же коммуникационных моделей разработано в 20 веке. Теория социальной коммуникации оперирует большим количеством моделей общетеоретического и прикладного характера.
Системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Система- это общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и единство.
При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные интегральные свойства данного множества. При рассмотрении коммуникационного акта с точки зрения системного подхода можно раскрыть многообразные связи с внешней средой, влияние этой среды на характер, цель и стратегию коммуникации. Система характеристик социальной коммуникации позволяет установить уровневую иерархичность коммуникативных систем, выявлять социокультурную дифференциацию и вариантность коммуникативных средств.
Системный подход основан на использовании таких методов как анализ (разложение системы целого на разноуровневые по степени сложности составляющие части) и синтез.
В коммуникациях в качестве сложных систем могут рассматриваться языковой текст, средства массовой информации, коммуникационный акт. Коммуникационный акт как система, отдельные его элементы и способы связи можно проиллюстрировать многими моделями социальной коммуникации. Интегральным качеством любого коммуникационного акта как системы является информационный обмен, возможный только при наличии всех необходимых элементов данной системы.
Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве или различии объектов. Например, изучение специфических особенностей различных уровней коммуникации (массовой, групповой) возможно лишь на основе общих функциональных свойств используемых коммуникативных средств.
Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе.
1.5. Виды и формы социальной коммуникации
Основные виды и формы социальной коммуникации представлены на рисунке 2.
|
Рис. 2. Основные виды и формы социальной коммуникации
Вербальные коммуникации осуществляются в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например, жестов, речи, азбуки Морзе. Вербальные коммуникации изучаются семиотикой- наукой, исследующей свойства знаковых систем и соответственно знаков. Знаковая система- совокупность знаков, устроенная определенным образом. Вербальная коммуникация- речевое общение людей в процессе их совместной деятельности.
Речь- особый вид деятельности человека, разновидность общения при поморщи языка.
Невербальные коммуникации- это система невербальных символов, знаков, использующихся для передачи сообщений. Это социально обусловленная система взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные. Неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека. Основное свойство- это движение.
Мимика- это координированные движения мышц лица, отражающие состояние чувств, эмоции.
Жесты - это внешние проявления внутреннего состояния человека, несущие при этом информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее.
Поза- это определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него.
Походка в меньшей степени, чем другие элементы, поддается регуляции. Поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека.
Контакт глаз – обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда.
Устно-речевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.
Говорение- вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так в реактивной формах. Высший уровень: динамическая, спонтанная, инициативная (творческая) речь. Единица говорения - производство конкретного слова, предложения.
Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора. Роль слова в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи.
Письменноречевая коммуникация - такая коммуникация, при которой внимание акцентируется на ролях пишущего (создающего текст) и читающего читателя. Она предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результатов - получения информации.
Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный ( по сравнению с говорением) целом рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.
Чтение- это рецептивный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи).
Диалог- форма речи, состоящая из обмена высказываниями- репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от обстановки), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. Характерны полифункциональность форм, экспрессивность, словотворчество.
Монолог- форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Спор- это всякое столкновение мнений, разногласие в точке зрения по какому- либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Дискуссия- спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождения ответа на спорный вопрос.
Полемика- это такой спор, при котором имеется конфронтация, противоречие, противоборство сторон, идей и речей.
2. Массовая коммуникация
2.1. Понятие массовой коммуникации
Массовая коммуникация - это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем, нормативность массовой коммуникации.
Массовая коммуникация имеет свою собственную специфическую природу.
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.
В таблице 1 представлены основные различия массовой и социальной коммуникации.
Таблица 1
Различия массовой и социальной коммуникации
Массовая коммуникация |
Социальная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами |
Непосредственный контакт в общении |
Общение больших социальных групп |
Общение отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения |
Как социальная, так и индивидуальная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения |
Как организованный, так и спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения |
Наличие непосредственной обратной связи общающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения |
Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общения |
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей |
Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная коммуникация |
Индивидуальный характер коммуникатора и его приварная индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория |
Реципиент - отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность, периодичность сообщений |
единичность, превратность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения |
Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психофорсирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия на личность, на социальную группу.
Уникальность коммуникационного процесса в массовой коммуникации связана с его следующими свойствами:
- диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
- диатопность - коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
- мультиплицирование - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
- симультанность - свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;
- репликация- свойство, реализующее и регулирующее воздействие массовой коммуникации.
2.2. Теории массовой коммуникации
Бурное развитие средств массовой коммуникации в 20 веке обусловило пристальный интерес ученых к всестороннему исследованию их деятельности. Изучение массовой коммуникации первоначально развивается как часть общесоциологической теории. Американский социологи Р.Э. Парк, Ч. Х. Кули, У. Липпман трактовали массовые коммуникации как общение членов массы- «коллективной группировки», возникающей на волне индустриализации и урбанизации. Массовые коммуникации рассматриваются как общение индивидов в пределах большого города, страны или даже мира в целом, когда они оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в обществе. Активно изучаются социальные функции массовой коммуникации.
В анализе средств массовой коммуникации особое место занимает телевидение, ставшее наиболее существенным культурным явлением 20 века. Общей тенденцией современного мира стало растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач.
В анализе телевидения видное место занимает критика, обвиняющая его в формировании всевозможных видов нежелательного коммуникативного поведения. Так, нередко высказывается сожаление по поводу снижения культурного значения типографии и превращения телевидения в средство, вызывающее приятное состояние эйфории, но источающее творческие способности. Многие специалисты соглашаются в том, что телевидение, как впрочем и другие средства массовой коммуникации, в политическим отношении является успокоительным средством и обеспечивает сохранение статус- кво.
Большой вклад в эти исследования внесла Анненбергская школа, созданная при Пенсильванском университете в 1959 году и возглавляемая профессором этого университета Дж. Гербнером. Школа ставит своей целью изучение СМИ, их роль в коммуникационном процессе, влияние на массовую аудиторию, на формирование культурных стереотипов общества.
Анализируя деятельность средств массовой коммуникации, специалисты этой школы выделили две их ключевые и связанные друг с другом функции - социальной интеграции и социализации. Выполняя эти функции, массмедиа выступают в качестве средства сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур. Внедряя в массовое сознание определенные культурные стереотипы и целенаправленно формируя определенный тип личности, они тем самым способствуют закреплению и сохранению сложившейся системы общественных связей.
В исследованиях школы отмечен и ряд отрицательных сторон деятельности современных электронных СМИ. в первую очередь подчеркивается, что массированное и всеохватывающее воздействие медийных средств создает массовую аудиторию со стандартным потребительским видением мира и образом жизни, какой не могло быть в доэлектронную эпоху.
Существующие концепции места и роли массовой коммуникации в обществе многообразны.
Теории волшебной пули и подкожных инъекций, или «лекарственного средства для кожных инъекций, открывают историю исследования массовой коммуникации. Согласно эти теориям, те, кто управляет средствами информации, управляет обществом, поскольку средства массовой информации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращает внимание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожному впрыскиванию. Возрастные, демографические, культурные особенности не оказывают никакого модифицированного воздействия на восприятие аудиторией передаваемых сообщений.
В соответствии с теорией аккумуляции сила и эффективность воздействия средств массовой информации на людей прямо пропорциональна частоте информационных «инъекций2.
С 1920- х годов теории массовой коммуникации начинают испытывать все большее влияние эмпирических исследований. В борьбе за массовые аудитории точное знание их реакции на сообщения средств массовой коммуникации оказывается необходимым инструментом торговой и политической конкуренции, что выражается исследованиях, с позиций которых строятся и теории массовой коммуникации. Сложился методологический арсенал исследований массовой коммуникации: разрабатывались процедуры массового отборочного и панельного исследования аудитории, экскрементов, контент - анализа. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия и выяснились факторы, усиливающие или ослабляющие его.
Новый этап в развитии теории массовой коммуникации связан с осознанием того, что представления, согласно которым влияние средств массовой коммуникации определяется прямым воздействием на аудиторию, носят упрощенный характер.
Была выдвинута теория селективной экспозиции, которая утверждала, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию.
В 1940 году было установлено наличие двухступенчатого потока информации и была выдвинута гипотеза о том, что сообщение, посланное аудитории, достигает сначала « лидера мнения» внутри группы, а затем уже через него других членов данной группы. Это означало, что идеи часто распространяются от средств массовой коммуникации к «лидерам мнения», в большинстве своем неформальным, а от них - к их менее активным последователям. Таким образом, вопреки теории массового общества, была высказана идея о том, что в плюралистическом обществе поток массовых коммуникаций опосредуется деятельностью лидеров, формирующих мнение, которые действуют как «привратники» в таком «двухступенчатом» потоке.
Теория, получившая название «спираль тишины/ молчания» напоминает о «парадоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку полагают, что из «голос» не является решающим. Так и в массовых коммуникациях «популярным экспрессом» новостей и мнений становятся те, кто полагает, что они таковыми являются, в то время как другие, не имеющие подобного предубеждения, «отмалчиваются». В такого рода ситуации возникает угроза изоляции друг от друга общественного мнения и « политического класса». Поэтому возрастает роль средств массовой коммуникации как связующего их звена.
Теория диффузии инноваций предполагает понимание диффузии как процесса, при котором новшество распространяется в обществе через коммуникационные каналы в течение определенного времени. Распространение информации может носить запланированный или самопроизвольный характер, в любом случае оно приводит к социальным изменениям.
Теория культивирования возникла на основе научно- исследовательской работы Анненбергской школы в области «культурных индикаторов», среди которых центральное место занимали средства массовой информации и в первую очередь телевидение. Массмедиа рассматривались как средства, культивирующие установки ценности, которые уже существуют в культуре. Согласно выдвинутой гипотезе, телевидение рассматривалось как средство, нацеленное на долгосрочный эффект, составленный из небольших, постепенных, косвенных эффектов, накапливающихся и приводящих к существенному изменению своего значения. Оно признавалось агентом гомогенизации в культуре, опережающим по эффективности другие способы и средства информации.
Теория массовых барьеров разрабатывалась социологом и социальным психологом К. Левином, предложившим новый термин – «контролер», «привратник». Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбор новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависти от наличия в них «ворот», которые в свою очередь устанавливаются некими «контролерами»
Это предположение также нашло отражение в теории искажения новостей, первоначально сформулированной У. Липпманом, согласно которой общественность откликается не н фактические события в окружающем мире, а на события в псевдомире, так как изображения внешнего мира в человеческом сознании, ошибки и ограниченность журналистов создают ложный образ мира.
Вслед за этим была выдвинута теория урегулирования повестки дня, популяризованная М. Маккомбсом и Д. Шоу, согласно которой средства массовой коммуникации не столько заставляют людей думать, сколько формируют их отношение к событиям. В связи с этим выдвигается такая категория, как «повестка дня»- проблемы или события, которые своевременно оцениваются по степени их важности. Повестка дня носит запрограммировано - выборочный характер.
Теория обретения пользы и удовлетворения, представленная в конце 1950 – х годов Дж. Бламлером и Э. Кацем и близкая теория селективной экспозиции, утверждала напротив, что зрителями отнюдь не пассивно воспринимают сообщения средств массовой информации. Члены аудитории, согласно данной теории, являются активными отборщиками сообщений, ориентируемыми на свои цели, потребности, интересы, ценностные ориентации. Активность потребителя информации обусловлена внешними обстоятельствами, к которым, в первую очередь, относятся конкуренция средств массовой информации.
Мотивация включает полезность. Массовые коммуникации являются составляющим элементом общественной жизни, выполняя такие функции, как удовлетворение познавательного побуждения, информационного поиска, обособления, оказание помощи в проведении досуга, управлении распорядком дня.
Этот подход вызвал критические оценки за недостаточность теоретичности и последовательности, ведущей к односторонней оценке средств массовой информации без учета негативных последствий их функционирования.
Теория зависимости, сформулированная С. Болл- Рокеш и М. де Флер, в определенной мере преодолевала подобную односторонность, характеризуя комплекс взаимоотношений между реципиентами, средствами информации и социальной системой. Данная теория показывает наличие сложной системы взаимодействия между средствами информации, их аудиторией и обществом в целом, а также устанавливает существование сильной зависимости потребностей людей от деятельности средств массовой информации. В итоге были достигнуты такие познавательные результаты, как объяснение процесса формирования отношения человека к происходящим событиям и формирования его убеждения, согласно индивидуальных и общественных норм и ценностей, урегулирование повестки дня, укрепление системы информационного влияния, разъяснение значений передаваемых и воспринимаемых сообщений и др.
Анализ перечисленных теорий и подходов позволяет сделать следующие выводы.. Всестороннее изучение коммуникаций не может представлять ничего иного, кроме рассмотрения концепций и утверждений разного уровня обобщения, которые помогают описывать, объяснять, оценивать, предсказывать и управлять событиями коммуникации. Вместе с тем невозможно создать теорию коммуникации путем простого суммирования, механического соединения многочисленных концепций. Для ее построения необходимо обобщение тех знаний о коммуникации, которым располагают социальные, гуманитарные, естественны, технические науки, создающие эмпирическую и теоретическую базу теории коммуникации.
2.3. Методы исследования массовой коммуникации
Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически – прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово- коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты с участниками коммуникаций; описание массовой коммуникации в их историческом аспекте и развитии и выявлении их функций; системно- теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования массовой коммуникации в обществе.
Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы фокус - групп, анкетирование и опроса аудитории, методы беседы с коммуникаторами и реципиентами.
Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации - системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней.
На первом уровне системно- теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово- коммуникационного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне - установит механизм и особенности взаимодействия элементов внутри системы. На третьем уровне - выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. на четвертом уровне - собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой м и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов влияния на общество в целом.
Мы являемся свидетелями бурных процессов «компьютерной революции» и становления информационного общества, в котором массовая коммуникация является основным социальными институтом. В наши дни появляются все новые и новые коммуникативные технологии, которые во многом изменяют жизни общества.
В сложившейся ситуации мы можем выделить следующие основные направления исследования проблем массовой коммуникации. Изучение изменения структуры и функционирования средств массовой коммуникации в результате внедрения новых технологий; исследование воздействия новой техники коммуникаций на культуру. понимаемую в самом широком смысле слова; изучение изменений в процессе международного обмена информацией в результате внедрения спутникового телевидения. видео – и компьютерной связи; изучение путей защиты национальной самобытности и сосредоточение на разработке концепции нового международного информационного порядка; разработка проблем этики в системе массовой коммуникации в условиях глобализации средств массовой коммуникации.
2.4. Структура массовой коммуникации
Различные походы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях - обобщенных схемах, представляющих в описательной и графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем многообразии моделей, каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, представленной в 1948 году американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный , линейный процесс: кто сообщает- что- по какому каналу- кому- с каким эффектом. Рассмотрим схему Лассуэлла более подробно.
Создание массовой информации непосредственно взаимосвязано с процессом восприятия и усвоения данной информации индивидами. в свою очередь этот процесс является познавательным, и в реальности сама социальная информация не может существовать без отдельных людей и целых социальных групп, которые выступают в качестве ее материальных ценностей.
При восприятии и усвоении информации осуществляется ее преобразование. Поскольку потоки массовой информации проходят через призму сознания людей, то неизбежна трансформация ее содержания. Следовательно, создание и преобразование массовой информации нужно рассматривать как единый процесс, направленный на восприятие, усвоение, отражение данной информации, а в дальнейшем на ее распространение и дальнейшее использование. По своему назначению в обществе данный процесс обычно оценивается как служебный, то есть обслуживающий интересы различных социальных систем. Процесс создания и преобразования информации зависит от целей, намеренных и ненамеренных искажений информации индивидами при ее усвоении и распространении; уточнения и обогащения массовой информации, ее актуальности.
На первом месте в модели Лассуэлла (кто сообщат) располагаются коммуникаторы- создатели информационных сообщений.
Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производство и распространение профессионально занимают коллективы и группы людей, которые называются коммуникаторами. В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента.
Производство информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей. Потребители социальной информации, чаще всего, выступают как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называемые аудиториями. В определенном смысле деление участников массово-коммуникационного процесса условно, поскольку профессиональные коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. Однако профессиональные коммуникаторы играют главенствующую роль в массовой коммуникации, так как именно они являются обладателями, распространителями и интерпретаторами большого объема информационных потоков.
При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».
«Редакции» - это непосредственны создатели и передатчики текстов. Сами. «редакции» подразделяются на журналистов и пиарменов, «техников».
Под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры, сприндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. «Издатели» подразделяются на медиократов и спиндокторов.
Поскольку подготовка важнейших сообщений в средствах массовой коммуникации практически всегда является результатом совместной деятельности медиократов, журналистов, спиндокторов, то освещение какого-либо события может быть охарактеризовано с помощью следующих индикаторов:
- частота повторов;
- амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию сообщений, показывающая, при какой частоте упоминания схожих событий в средствах массовой коммуникации данное событие может стать новостью;
- неоднозначности события;
- релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории - общественное мнение преимущественно реагирует а событие, которое доступно его пониманию;
- соответствие произошедшего события ожиданиям: чем более данное событие ожидаемо в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью;
- неординарность события - новостью или сенсацией становится такое событие, которое редко случается, небанально по своей сути и выходит за рамки стандартной ситуации;
- сохранение актуальности события - наиболее яркие и громкие новости сохраняют свою злободневность в течение достаточно длительного времени.
Заметим, что именно издатели организуют «продвижение» сообщения о событиях в средства массовой коммуникации. Схема «продвижения» сообщения в его дальнейшее развитие сводится к следующим этапам:
- первые, отрывочные сведения о событии;
- появление полноценной (высококачественной) информации;
- добавление первичных комментариев автора данного сообщения;
- новое развитие события в средствах массовой коммуникации, величине его значимости в глазах общественности;
- высказывание мнений общественных авторитетов в средствах массовой коммуникации;
- первые попытки аналитического осмысления проблемы, затронутой в информационном сообщении;
- разрастание и усугубление проблемы;
- попытка выработки единого решения;
- озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами;
- выработка стереотипа по решению дайной проблемы в общественном сознании.
Рассматривая механизм контроля за средствами массовой коммуникации на практике, правомерно выделить две его основные модели:
- «тоталитарную», которая налагает запрет на освещение определенных событий;
- «демократическую», которая предусматривает освещение «нежелательного « события в информационном потоке вместе с другими событиями.
Массовая информация стоит на втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается).
Массовая информация- это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени м и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой информации непосредственно зависти то характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды - экономическая, политическая, научно- техническая, художественная, религиозная и так далее.
Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание, субъект использования и назначения, специфика обращения.
Массовая информация отражает общественные процессы в целом, а также конкретные процессы в региональных и профессиональных сообществах, в различных социальных организациях. По степени сложности в наши дни массовая информация представляет собой высший и наиболее сложный тип информации и обладает самой высокой формой упорядочения действительности.
Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего массовую информацию.
Количественная характеристика массовой информации - мера ее потребления индивидом усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с средствами массовой информации, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востебованность, польза, интересность, эмоциональная окрашенность.
Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:
- диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;
- органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;
- постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;
- наличие объективной стороны оценки массовой информации;
- наличие субъективной стороны оценки, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.
Средства передачи массовой информации - это организационно- технические комплексы, позволяющие осуществить быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы.
Пресса - это массовые периодические печатные издания. Это единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Радио- это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио - в его везде сущности и общедоступности.
Телевидение- это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные способности.
Информационные службы - это организации, собирающие и передающие новости.
PR- фирмы- это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.
Паблик рилейшнз - это специальная система управления информацией, где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.
Паблик рилейшнз включают в себя следующие виды деятельности:
- пресс- посредничество;
- промоушн;
- «общественные дела»
- паблисити;
- маркетинг;
- торговля;
- реклама.
Типология рекламных сообщений может различаться:
- по способу воздействия на аудиторию: инфрмативное, механистическое, суггестивное;
- по способу выражения: жесткая, мягкая;
- по целям и задачам: имиджевая, стимулирующая, реклама стабильности, внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения рынка сбыта продукции, увещательная реклама, сравнительная реклама, напоминающая реклама, подкрепляющая реклама, информирующая реклама;
- по возможности обратной связи с потребителями- с обратной связью и без обратной связи.
Информатика - это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров).
Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.
Интернет - относительно новое информационное средство, постпенно обретающее черты СМИ.
Массовые аудитории находятся на четвертом месте в модели Лассуэлла. Аудитории могут быть устойчивыми и неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.
Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик. Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуются факторами, имеющими ситуативный характер. О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.
На пятом месте в структуре массовой коммуникации Лассуэлл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации.
Анализ сложившейся ситуации позволяет выделить пять основных типов реакции на массовую аудиторию:
- реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях;
- явные и скрытые;
- желательные и нежелательные;
- характеризующие изменения в сознании и деятельности индивидов
- связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории
Впоследствии модель Лассуэлла была усовершенствована за счет введения обратной связи, как обязательного вида отношений между компонентами.
2.5. Функции массовой коммуникации
В 1948 году Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно - культурологическую функцию, функцию преемственности культур.
В 1960 году американский исследователь К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации - развлекательную. в начале 1980- х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак- Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации- мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще- политических, реже- религиозных.
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная, регулирующая. социального контроля, социализации личности- привитие личности тех черт, которые желательны для общества.
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самих различных сферах деятельности - деловой, научно- технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные способности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле исследованная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
Регулирующая функция имеет широкий спектр и диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контакта и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля.
Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.
При помощи средств массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями разных культур.
С учетом характеристики и функций массовая коммуникация- это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
Заключение
В ходе выполнения данной работы была достигнута ее основная цель, поставленная во введении, а именно были исследованы понятия социальной и массовой коммуникации. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе.
Понятие социальной коммуникации в современной литературе является наиболее общим и широким. Социальная коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляется при помощи языка и других знаковых систем.
Социальная коммуникация может осуществляться на разных уровнях: личностном, на уровне малых групп и на уровне больших групп. Коммуникация на уровне больших групп есть массовая коммуникация. Таким образом, массовая коммуникация в данной работе рассматривается как социальная коммуникация, осуществляемая на уровне больших социальных групп.
Проблемы социальной коммуникации начали рассматриваться в истории человеческой мысли еще с древнейших времен. В античные времена греческими ораторами были заложены основы теории социальной коммуникации. Во времена появления христианства философия продолжая, традиции античного ораторства ввела такие понятия как знаковая система, язык, речь и так далее. 20 век стал вершиной развития теории социальной коммуникации, так как именно в это время появляется множество направлений и школ, занимающихся углубленным изучением отдельных сторон теории социальной коммуникации. (семиотика, технократический подход, лингвистический подход и так далее).
Современная теория выделяет несколько основных функций социальной коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая.
Среди методов, используемых в теории социальной коммуникации наиболее распространены методы анализа и синтеза, метод моделирования, системный подход и другие.
Наиболее часто встречающиеся виды социальной коммуникации: вербальная и невербальная, речевая, устно-речевая, письменно речевая коммуникации. Среди вербальных коммуникаций выделяют речь. Среди невербальных- мимику, жесты, позу, походку, контакт глаз. среди речевым коммуникаций выделяют диалог, монолог, спор, полемику. Среди устно-речевых коммуникаций выделяют говорение и слушание. Среди письменно речевых коммуникаций выделяют письмо и чтение.
Массовая коммуникация- это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психофорсирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия на личность, на социальную группу.
Бурное развитие средств массовой коммуникации в 20 веке обусловило пристальный интерес ученых к всестороннему исследованию их деятельности. Изучение массовой коммуникации первоначально развивается как часть общесоциологической теории.
В настоящее время существует множество различных теорий массовой коммуникации. Среди основных из них: теория волшебной пули, теория аккумуляции, теория селективной экспозиции, теория «спираль тишины/ молчания», теория диффузии инноваций, теория культивирования, теория информационных барьеров, теория урегулирования повестки дня, теория обретения пользы и удовлетворения, теория зависимости и другие.
Среди основных функций массовой коммуникации выделяют и информационную функцию, регулирующую функцию и культурологическую. функцию.
Структура массовой коммуникации изучена в модели Лассуэлла, которая представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает - что- по какому каналу- кому- с каким эффектом.
Таким образом, понятия массовой и социальной коммуникации в современной литературе очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Их исследование является очень актуальным в настоящее время.
Список литературы
1) Бландел Р. Эффективные бизнес - коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с. : ил.
2) Березин В. Теория массовой коммуникации. – М. : Инфра- М, 1999. – 134 с.
3) Буданцев Ю. Социология массовой коммуникации. – М: ДИС, 1995. – 345 с.
4) Василик М.А. Основы теории коммуникаций. - М.: Гардарики,2003.- 615 с.: ил.
5) Вацлавин П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия/ Пер. с анг. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 320 с.
6) Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Инфра- М, 2000. – 345 с.
7) Дьякова Д., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности - анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург: Пресс, 1999. – 245 с.
8) Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб.- М.: Норма- Инфра-М, 2000. – 624 с.
9) Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982.- 125 с
10) История психологии. 20 век/ Под ред. П.Я. Гальперина, а, К. Ждан. – 5 изд. – М.: Академический проспект, 2003. – 832 с.
1) Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. - М.: Дело,1999.-112с.
11) Конецкая В.П. Социология коммуникаций: Учеб. – М.: Гардарики, 1997. – 315 с.
12) Ляпина Т.П. Политическая реклама. – Киев: Васпри, 2000. – 198 с.
13) Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес - коммуникации. - СПб.: Питер, 2001. – 678 с.: ил.
14) Майерс Д. Социальная психология/ Пер с англ. Спб. : Питер, 1999.- 688 с. : ил.
15) Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований/ Под ред. М. Назарова. – М.: Гардарика, 1999. – 267 с.
16) Монсон П. Современная западная социология. – СПб.: Питер, 1992. – 456 с.
17) Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. .А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
18) Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб,2001.-215 с.
19) Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. – М.: Инфра-М, 2001. – 633 с. : ил.
20) Смол М., Макккензи Р.А. Как стать предприимчивым и богатым (из американских рецептов) / Пер. с англ.- М.,1991.-398 с.
21) Снетков В.Н. Психология коммуникаций в организации. - СПб.,2000.- 256 с.
22) Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2002. – 278 с.
23) Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.
24) Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия. – М.: Васпир, 1999. – 167 с.
25) Томпсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. – М.: Инфра- М., 1992. – 356 с.
26) Федотова Л. Н. Массово- коммуникационные процессы в условиях общественной модернизации России. – М. :Гардарики, 1997. – 234 с.
27) Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова, м. : Гардарики, 1991. – 567 с.
28) Черняк Т.В. Современные технологии коммуникации: Учеб.- Новосибирск, СибАГС, 2001. – 162 с.