Содержание
Введение. 3
1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика. 4
2. Формирование и использование экологических фондов. 11
3. Использование бюджетных средств и другие источники в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии. 16
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
Экономика в современном понимании охватывает условия и формы производства и обмена товаров, а также способы их распределения.
Глубинная связь экономики и экологии выявилась, когда стало реальным обратное воздействие измененной людьми природы на человека, его хозяйство.
Экологический кризис есть, по существу, результат традиционной экономической политики. Непосредственной причиной экологического кризиса во многом явилась погоня за узко понимаемой прибылью, когда эксплуатируются не только рабочая сила, но и природные ресурсы, когда себестоимость продукции уменьшается за счет загрязнения среды.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности человек оказывает все более возрастающее и многообразное воздействие на природную среду, изменяя ее состав. Природоохранные мероприятия, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие производства на природную среду. Кроме того, объект должен возмещать ущерб, причиненный за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы. Поэтому очень важно правильно и наиболее рационально составлять ежегодный план природоохранных мероприятий. При этом необходимо учитывать тенденции изменения затрат на эти мероприятия за последние годы и предстоящие расходы на большие природоохранные проекты.
Источниками финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время являются: 1) бюджеты (федеральный, субъектов федерации, местные); 2) экологические фонды (ресурсные, страховые, общественные); 3) средства предприятий; 4) прочие (проекты, иностранные поступления и др.).
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с финансированием природоохранных мероприятий
1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика
Проблема финансирования природоохранных мероприятий включает вопросы потребностей финансирования, выявления источников поступления средств, создания банковско-кредитных структур и других форм субсидирования, определения экономической эффективности и рационального расходования средств. Следует сразу оговорить, что последний вопрос, который является основным отчетным и аналитическим вопросом всех природоохранных организаций в мире, в том числе и международных, в настоящее время не решается, или решается формально. Во всяком случае, в ежегодном Государственном докладе по охране природы такой раздел, обязательный для всех зарубежный докладов подобного направления, отсутствует. Отсутствуют и исследования в этой области, и достоверная информация.
Соотношение расходов и поступлений, природоохранных потребностей и возможностей для их реализации определяются конкретными планами и бюджетом города, выбором приоритетов социально-экономической политики и наличию срочных проблем. Финансирование природоохранных мероприятий общегородского уровня и заказы на НИОКР по общим проблемам во всех странах мира осуществляется через городской бюджет, и величина этих ассигнований в развитых странах достигает более 5% всего бюджета. Однако государство заинтересовано и в поступлении доходов от природоохранной отрасти в прямой форме через экологические услуги, налоги, плату за пользование ресурсами и др. Кроме того, частично бремя финансирования природоохранных мероприятий городского уровня должны нести и природопользователи.
Экономическая политика государства в области охраны природы в условиях рыночных отношений осуществляется по следующим направлениям:
- создание возможности регулирования территориально-ресурсных и производственных отношений с помощью экологических ограничений и нормативов;
- проведение рациональной инвестиционной политики в сфере охраны природы;
- создание системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;
- увеличение финансирования и расширение органов контроля за претворением природоохранной политики;
- создание новых форм кредитно-финансового обеспечения природоохранных работ;
- формирование ранка экологических услуг.
Некоторые из этих направлений уже реализуются, в частности, система платежей за природопользование. Однако внедрение этой системы не принесло ощутимых результатов по улучшению экологической обстановки. Это связано с тем, что в этой системе основным видом экономического воздействия являются платежи за загрязнение, довольно ограниченно используемые на западе, и кроме того сама система платежей и льгот не исчерпывает все аспекты организации охраны природы. Кроме того в этой системе наблюдаются некоторые противоречия экономического и внеэкономического характера, особенно в отношении использования ресурсов. К внеэкономическим противоречиям по данной проблеме относится включение в число прецедентов оплаты нарушения, необеспеченные прогнозом. В основном это касается “эффективности” и “рациональности” использования природных ресурсов, оценки которых должны выявляться в результате многовариантных и многокритериальных прогнозов. Критика отсутствия таких прогнозов не означает, что показатели эффективности и рациональности должны быть изъяты из рассмотрения платы за ресурсы, а лишь содержит рекомендацию по введению природоохранных прогнозов.
Еще одной рекомендацией по совершенствованию экономического механизма природопользования может являться предложение по использованию схем зонирования для определения платы за использование территории. В отсутствии схем зонирования экономическая и природная ценность территорий могут не совпадать, что приведет к усугублению экологической обстановки.
Платежи за загрязнение при их большей, чем платежи за ресурсы, научно-методической разработанности также вызывают определенные сомнения, связанные с тем, что природопользователи в определенной степени все-таки остаются заинтересованными лишь в том, чтобы снизить размеры платы, а не в том, чтобы стремиться к улучшению качества среды. Опыт введения платежей (налогов) за загрязнение в развитых странах показал их недостаточную эффективность по улучшению экологической обстановки. США, Япония, Италия и др. отказались от этого вида экономического воздействия и заменили его системой штрафов и запретов. Плата за загрязнение присутствует там как компенсационная и регулирующая мера между предприятиями одного района ( например, принцип “пузырька” в США). Поэтому, рассматривая платежи за загрязнение как некоторую вынужденную и в определенной мере фискальную функцию создания экономической основы для осуществления природоохранных мероприятий, необходимо разработать более совершенные экономические методы стимулирования экологически чистых производств и сокращения загрязнения природной среды.
Финансовая политика в области оперативного управления природоохранной деятельности основывается на существовании кредитно-финансовых единиц местного значения, хозрасчетных (частных) учреждений природоохранного направления и различных фондов.
Для обеспечения более конкретных проектов во всех странах имеется практика создания целевых общественных фондов под заявленные намерения.. Создаваемые общественные фонды пытаются решать либо глобальные политические задачи, либо узко прикладные, направленные на внедрение собственных разработок. На данном этапе рыночных отношений, когда существует опасность безответственного расходования общественных средств, трудно рекомендовать опыт правовых государств накопления финансовых средств в отдельных общественных фондах.
Более перспективным представляется создание коммерческого экологического банка. Главные ресурсы для кредитных вложений банк может получить путем выпуска облигаций, хранения средств экологических фондов, страховых взносов и платежей природопользователей, процентов под кредиты. Банк предоставляет кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, устанавливая “плавающие” проценты в зависимости от приоритетности субсидируемой проблемы, обязательств по реализации проектов, стабильности поступления платежей и др. Основными получателями кредитов должны явиться предприятия, объединения, хозяйственные службы как государственного, так и частного сектора.[1]
В ходе развития рыночных отношений под воздействие возрастающего спроса на экологическую информацию, технологию, квалифицированную рыночную силу формируется рынок экологических услуг. Его структура включает в себя:
- научно-технические и производственные центры по разработке и выпуску природоохранных технологий, очистного оборудования, систем контроля и мониторинга, приборов и др.;
- организации и объединения, ведущие работы по обустройству рекреационных зон, вывоз и переработку отходов, очистку рек и водоемов и др.;
- ассоциации, центры, фирмы, ведущие геоэкологические исследования и съемки, производящие прогнозы изменения экологической обстановки и составляющие экологические карты и схемы;
- информационные центры, представляющие информацию о состоянии среды и о состоянии научных и технических разработок в области охраны природы;
- центры экологических знаний, профессионального обучения и переподготовки;
- посреднические фирмы, занимающиеся рекламой и заключением контрактов.
Отдельные из перечисленных организаций уже начали активно функционировать в системе природоохранной деятельности. Опыт создания и работы их показывает, что их лицензирование сталкивается с рядом сложностей организационного и методического характера. Поэтому, в первую очередь необходимо решить вопросы нормативно-правового характера, а дальнейшем организовать государственную поддержку наиболее перспективных направлений частного бизнеса в области охраны природы.
Таким образом, политика финансирования природоохранных мероприятий должна состоять из государственной регламентации приоритетов охраны природы с корректировкой экономических механизмов природопользования на основе прогнозной информации о состоянии окружающей среды и организации тактического управления на базе рыночной экономики с целью создания конкурентно способных технологий и форм хозяйствования[2].
Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.
Впервые в практику хозяйствования предполагается ввести систему платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.
С каждым годом увеличиваются затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлагается создать экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда могут быть использованы по согласованию с природоохранными органами на совершенствование основного производства, обеспечивающее снижение вредного воздействия предприятия на окружающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов должны стать платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, проценты за природоохранные кредиты. Влияние кредита на эффективность функционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природопользованием достигается, с одной стороны за счет применения его для перераспределения денежных ресурсов между различными звеньями народного хозяйства, а с другой - за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Применительно к обеспечению охраны природы и рационального использования природных ресурсов кредит может служить дополнительным источником финансирования ресурсосберегающих мероприятий. Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в зависимости от результатов работы предприятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и финансов, своевременное и полное выполнение обязательств в части погашения кредитов. Особую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональным природопользованием играет материальное стимулирование.
Применяемые долгое время командно-административные методы управления народным хозяйством ориентировали предприятия на эксплуативный рост промышленного производства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны, система санкций за загрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, своего труда[3].
2. Формирование и использование экологических фондов
Экологический фонд - это фонд денежных средств, образуемый в составе областного бюджета за счет доходов целевого назначения и используемый по отдельной смете для обеспечения финансирования природоохранных программ и мероприятий.
Основными задачами Фонда являются:
- финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;
- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений;
- содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды и финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;
- содействие в развитии экологического воспитания и образования.
Направления расходования экологического фонда
Средства экологического фонда используются на разработку и реализацию программ и мероприятий по охране окружающей среды, а именно:
1. осуществление мер по оздоровлению окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения, воспроизводство природных ресурсов;
2. проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и оценки природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, оценки воздействия на окружающую среду; разработка и внедрение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий;
3. долевое участие в строительстве, техническом перевооружении и реконструкции объектов природоохранного назначения, включая переработку и захоронение отходов;
4. участие в создании, совершенствовании и содержании автоматизированных систем мониторинга окружающей среды и технических средств для них;
5. обследование территорий для оценки их состояния, разработки и реализации мероприятий по их реабилитации;
6. создание и эксплуатация информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды;
7. развитие и содержание особо охраняемых территорий областного и местного значения, финансирование мероприятий и программ, направленных на сохранение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;
8. развитие системы экологического образования и воспитания, издание методических пособий и иной печатной продукции в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, оплата услуг средств массовой информации, связанных с распространением экологической информации, участие в подготовке и проведении выставок, смотров и конкурсов, совещаний и семинаров экологического характера; организация и осуществление подготовки и переподготовки кадров природоохранных органов области;
9. разработка нормативной правовой, в том числе эколого-экономической, методической и инструктивной документации, программно-технических средств для создания и ведения автоматизированных баз данных по вопросам организации управления в области охраны окружающей природной среды;
10. обеспечение функций экологического контроля и надзора, закрепленных действующим законодательством за органами государственной власти Новосибирской области;
11. выплата компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду;
12. премирование и поощрение организаций, отдельных работников в порядке, определяемом органом управления фондом;
13. предотвращение негативных процессов техногенного и природного характера, возмещение ущерба окружающей природной среде;
14. совершенствование материально-технической базы природоохранных органов области, необходимой для выполнения основных функций по охране окружающей среды;
15. долевое участие в создании на договорной основе установок и технического оборудования, имеющего природоохранный и экономический эффект.[4]
Управление экологическим фондом
Средства экологического фонда находятся в оперативном управлении администрации области, управление фондом осуществляется советом экологического фонда.
Компетенция Администрации:
разработка и представление в областной Совет депутатов проекта Положения об экологическом фонде Новосибирской области, вносимых в него изменений и дополнений;
утверждение положения о совете экологического фонда и его составе, ревизионной комиссии и ее составе, порядка использования средств экологического фонда;
разработка и представление в областной Совет депутатов проекта сметы доходов и расходов экологического фонда;
организация выполнения программ и мероприятий, финансируемых из экологического фонда;
представление в областной Совет депутатов информации за I квартал, I полугодие и 9 месяцев текущего финансового года:
об исполнении сметы доходов и расходов экологического фонда;
о финансировании получателей средств экологического фонда;
проведение проверок по целевому использованию получателями средств экологического фонда;
направление результатов проверок целевого использования получателями средств экологического фонда в областной Совет депутатов;
направление утвержденного распределения средств экологического фонда по получателям и конкретным объектам (мероприятиям) на финансовый год в областной Совет депутатов.
Компетенция Совета экологического фонда:
формирование предложений по реализации основных направлений природоохранной и природоресурсной деятельности;
согласование проекта сметы доходов и расходов экологического фонда на очередной финансовый год;
согласование отчета об исполнении сметы доходов и расходов экологического фонда за отчетный финансовый год;
утверждение распределения средств экологического фонда по получателям и конкретным объектам (мероприятиям) на очередной финансовый год;
рассмотрение и согласование ежеквартальной информации:
об исполнении сметы доходов и расходов экологического фонда;
о финансировании получателей средств экологического фонда, объектов и мероприятий;
рассмотрение результатов проверок целевого использования получателями средств экологического фонда.[5]
1995-2000 годах Фонд осуществлял свою деятельность в условиях имеющихся противоречий в действующем законодательстве Российской Федерации. Нормативные акты, определившие в 1992 году Фонд как внебюджетный, не соответствовали условиям функционирования Фонда, средства которого ежегодно, начиная с 1995 года, в соответствии с федеральными законами о федеральных бюджетах включались в состав федерального бюджета и операции со средствами Фонда должны были осуществляться через органы федерального казначейства Минфина России.
Необходимые изменения в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», определивший статус Фонда как внебюджетный, в течение пяти лет не были внесены. Правительством Российской Федерации не был определен порядок формирования и использования средств Фонда. Только в 2000 году Правительство Российской Федерации обязало федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление Фондом, совместно с Минфином России, в целях соблюдения нормативных отчислений по природоохранным платежам, определить порядок зачисления и распределения доходов Фонда. Однако, соответствующий нормативный документ утвержден не был.
Начиная с 1995 года, направления расходования средств Фонда, включая содержание исполнительной дирекции Фонда, определялись федеральными законами о федеральных бюджетах.
Вместе с тем, исполнительная дирекция Фонда при использовании средств руководствовалась не только указанными федеральными законами, но и положением о Фонде, утвержденным до консолидации его средств в федеральный бюджет. В результате, средства Фонда использовались на цели, не предусмотренные федеральными законами о федеральных бюджетах, в том числе: на депозиты, покупку ценных бумаг, взносы в уставные фонды коммерческих организаций, а также на содержание исполнительной дирекции Фонда сверх утвержденных сумм.
С
3. Использование бюджетных средств и другие источники в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии
Предприятие АО «Комитекс» производит клееные, иглопробивные полотна и линолеум.
Из вспомогательных цехов и участков в атмосферу выделяют загрязняющие вещества: химстанция №1, станция предварительной очистки сточных вод, ЦРМ и котельная.
Производство нетканых материалов осуществляется на поточных линиях. Каждая линия закрыта кожухом, имеющим снизу проемы для подсоса воздуха, который удаляется вместе с выделяющимися в процессе технологической операции вредными веществами, через трубы смонтированными в верхней части кожуха.
Для производства линолеума используется гранулированный поливинилхлорид, пластификатор, наполнитель, краситель. Узлы линии, выделяющие вредные вещества оснащены зонтами и укрытиями, с помощью которых они удаляются из помещения. Воздух, содержащий пары пластификатора очищается в волокнистом фильтре золоуловителя.
Затраты на природоохранные мероприятия АО «Комитекс» подразделяются на текущие затраты и затраты капитального характера.
К текущим затратам относятся:
- платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм);
- платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования;
- затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы;
- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;
- расходы по захоронению экологически опасных отходов:
- расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов;
- расходы на очистку сточных вод;
- другие виды текущих природоохранных затрат.
К затратам капитального характера относятся:
- плата за экологическую экспертизу;
- затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения;
- затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.
- Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по таким вопросам:
- организация аналитического учета затрат на охрану природы;
- создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия;
- разработка форм внутренней отчетности о затратах на природоохранные мероприятия.[6]
Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики предприятия.
Предприятие АО «Комитекс» ежеквартально производит платежи по затратам на природоохранные мероприятия. Отчисления на природоохранные мероприятия производятся из собственных средств, амортизационного фонда или из чистой прибыли предприятия. АО «Комитекс» не использует внешние источники для покрытия затрат природоохранного характера.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО «Комитекс» за 2002г.
|
I |
II |
III |
IV |
Сумма |
Вода |
359,36 |
827,36 |
556,18 |
393,4 |
2136,3 |
Воздух |
1926,54 |
1083,03 |
924,04 |
2970,12 |
6903,73 |
Отходы |
10058,77 |
11171,33 |
11413,78 |
6510,33 |
39154,21 |
Всего |
12344,67 |
13081,72 |
12894 |
9873,85 |
48194,24 |
Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО «Комитекс» за 2003г.
|
I |
II |
III |
Сумма |
Вода |
658,63 |
1762,29 |
2210,66 |
4631,58 |
Воздух |
3591,84 |
1492,31 |
1163,61 |
6247,67 |
Отходы |
8409,56 |
10771,73 |
8493,57 |
27674,86 |
Всего |
12660,03 |
14026,33 |
11867,84 |
38554,2 |
Отходы составляют большую часть в составе затрат на природоохранные мероприятия. Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. На предприятие АО «Комитекс» отходы составляют: коагулюм (смесь акриловых эмульсии), бытовые отходы, строительный мусор, полиобразные отходы, передвижные источники загрязнения.
Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу предприятием АО «Комитекс»
Наименование |
ПДК м.р. (ОбуВ) мг/куб.м |
Класс опасности |
Выброс вещества т/год |
Азота диоксид |
0,085 |
2 |
770371 |
Бутилакрилат |
0,0075 |
2 |
2,706 |
Водород хлористый |
0,2 |
2 |
0,009 |
Марганец и его соединения |
0,01 |
2 |
0,002 |
Формальдегид |
0,035 |
2 |
0,345 |
Взвешенные вещества |
0,5 |
3 |
0,021 |
Винилацетат |
0,01 |
3 |
25,353 |
Кислота уксусная |
0,2 |
3 |
5,956 |
Углерода оксид |
5,0 |
4 |
34,993 |
Аммиак |
0,2 |
4 |
7,837 |
Спирт диоксановый |
0,01 |
- |
5,046 |
Пыль |
0,1 |
- |
0,052 |
В начале отчетного года предприятие АО «Комитекс» разрабатывает план предполагаемого выброса вредных веществ. Согласно этому плану предприятие АО «Комитекс» производит расчет 10-процентных отчислений от оплаты за загрязнение окружающей природной среды на отчетный год, направляемых в Федеральный бюджет Российской Федерации. Если в течение отчетного года предприятие превысит план предполагаемого выброса вредных веществ, то предприятие доплачивает сумму, на которую был превышен план.
Предприятие пользуется льготой по налогу на имущество предприятия. Стоимость имущества предприятия, исчисленная в целях налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы.
Предприятием АО «Комитекс» планируется снижение загрязнения окружающей среды путем ввода в эксплуатацию нового оборудования. Экологическое страхование на предприятии не применяется.[7]
Заключение
Источником финансирования природоохранных мероприятий являются платежи природопользователей за загрязнение окружающей среды. Финансирование природоохранных мероприятий производится в соответствии с перечнем природоохранных мероприятий, подлежащих финансированию из средств экологического фонда. Заявка от районов, предприятий, организаций, групп или отдельных граждан на выполнение природоохранных мероприятий представляется в дирекцию по реализации целевых программ Министерства экологии и природных ресурсов
Природоохранные мероприятия – все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду
Платежи за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются на основании базовых нормативов и перечисляются: 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Затраты на выполнение природоохранных мероприятий могут засчитываться в счет платежей во внебюджетные государственные экологические фонды.
Список литературы
1. Бобылев С.Н. Экология и экономика взгляд в будущее//Экологическое право, 2001. №2. С. 15-21
2. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2002. - 444 с.
3. Выскребенцев И.К. Экологическое регулирование деятельности предприятия//Налоговый вестник, 2002. №8. С.27-33
4. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование//Вестник МГУ. 2003. №3. С.54-60
5. Основы общей экологии. Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т., Глазачев С. М. - М.: МДС, 2003.- 272 с.
6. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов / Под ред. Б.П. Супруновича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1995.
7. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 2002. №1. С. 54-61
8. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2003. №16. С.17-21
9. Экология, здоровье и природопользование в России. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 525 с.
10. Экологические затраты, проблемы, сопоставление и анализ//Вопросы экономики. 2003. №6. С.122-132
[1] Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 2002. №1. С. 54-61
[2] Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование//Вестник МГУ. 2003. №3. С.54-60
[3] Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов / Под ред. Б.П.Супруновича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1995. С. 67-70.
[4] Основы общей экологии. Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т., Глазачев С. М. - М.: МДС, 2003.- 272 с.
[5] Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2002. - С. 273
[6] Экологические затраты, проблемы, сопоставление и анализ//Вопросы экономики. 2003. №6. С.122-132
[7] Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2003. №16. С.17-21