Содержание


Задание 1. 3

Задание 2. 7

Задание 3. 8

Задание 4. 9

Задание 5. 10

Задание 6. 11

Список литературы.. 14






















Вариант 17

Задание 1.


    Дайте логическую  характеристику следующих понятий: а) лжепредпринимательство; б) судебная реформа; в)  король России. 

    Произведите с этими понятиями  операции  определения,  обобщения, ограничения (определение  данных понятий проверьте по правилам  логики), дополнения  к  классу.

    Определение – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.

Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении:

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правила четыре:

1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении.

Типы ошибок:

а) широкое определение;

б) узкое определение;

в) определение в одном отношении узкое, в другом широкое.

2) Определение не должно заключать в себе круга.

    Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.

     Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось – прямая, вокруг которой происходит вращение.  

    Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например: идеалист – человек идеалистических убеждений.

3) Определение должно быть ясным, четким.

    Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в собственном определении и не содержащие двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями.

4) Определение не должно быть отрицательным.

    Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия.  Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, выражение: «Сравнение – не доказательство». Однако на определении отрицательных понятий это правило не распространяется. «Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» - пример правильного определения.


    а) Лжепредпринимательство -  создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую  деятельность, имеющее  целью  получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение  иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

    б) судебная реформа – преобразование, изменение, переустройство суда и судопроизводства.

    в)  король России – глава монархической России.


Ограничение – логическая операция  перехода  от родового  понятия к видовому.  При ограничении мы переходим от понятия с большим  объемом к понятию с меньшим  объемом.

        а) Лжепредпринимательство  – лжепредпринимательство ООО «Корен».

        б) Судебная реформа - судебная реформа 1864 г.

        в)  король России - король России Николай II.


Обобщение - логическая операция, обратная  ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем  отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении  мы переходим от понятия с меньшим  объемом к понятию с большим объемом.

         а) Лжепредпринимательство – коммерческая деятельность.

         б) Судебная реформа – преобразование.

         в)  король России – глава государства.


Дополнением к  классу А называется класс не – А, который при сложении с А образует универсальную область – 1. чтобы образовать дополнение к классу, нужно класс А исключить из  универсального класса : 1 – А = не-А.

         а) Лжепредпринимательство - нелжепредпринимательство.

         б) Судебная реформа - несудебная реформа.

         в)  король России – король Дании.


Логическая характеристика понятий

    Понятия делятся на следующие виды. По объему на:  1) единичные и общие;

2) собирательные и несобирательные; По содержанию на:  3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные [1].


    1) Единичные и общие:

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.

    2) Собирательные и несобирательные:

    Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем; оно относится ко всей совокупности элементов.

     Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому элементу, называется несобирательным.

    В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

    3) Конкретные и абстрактные:

    Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

    Различие между  конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

    4) Положительные и отрицательные: 

    Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются  положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются   отрицательными.

    5) Безотносительные и соотносительные:

    Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. «Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д.  Соотносительные  содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители» (по отношению к понятию «дети»). «Начальник» - «подчиненный».

а) Лжепредпринимательство - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное;

б) Судебная реформа – общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 в)  король России – пустое понятие.

 г) лжепредпринимательство ООО «Корен» - единичное, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное;

 д) судебная реформа 1864 г. – единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

е) коммерческая деятельность - общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 Ж) преобразование - общее, абстрактное, безотносительное, положительное, несобирательное;

 З) глава государства - общее, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 И) нелжепредпринимательство - общее, абстрактное, безотносительное, положительное, несобирательное;

 К) несудебная реформа - общее, несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное.

 Л) король Дании - единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.


Задание 2.


    Дайте  объединенную  классификацию  суждений, приведите их  схемы и принятые  в  логике  обозначения (A, E, I, O). Укажите распределение терминов и изобразите их  соотношение с помощью  круговых схем Эйлера.

2.1. Все равны перед законом и судом.

2.2. Незаконный договор является недействительным.

2.3. «Свобода не заключается ни в какой форме правления» (Ж.-Ж. Руссо).

2.4. Многие преступники, добровольно освободившие заложника, освобождаются от уголовной ответственности.


2.1. А – общеутвердительное суждение. «Все S суть Р».

2.2. А – общеутвердительное суждение. «Все S суть Р».

2.3. Е – общеотрицательное суждение. « Все S не есть Р».

2.4.  I - частноутвердительное суждение. «Некоторые S суть Р».

  

    В суждениях термины S и Р могут быть либо распределены, либо не распределены. Термин считается  распределенным, если  его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него. Термин  будет нераспределенным, если  его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.

Задание 3.


    Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите с помощью  символов, используя  пропорциональные союзы. Составьте таблицу истинности. Если сложное суждение комбинированное, приведите его  полную логическую  схему.

3.1. «Равенство может быть правом, но никакая человеческая сила не в состоянии обратить его в факт» (О. Бальзак).

3.2. «Мир, купленный очень дорого, редко бывает продолжительным» (П. Бови).

3.1. Это конъюнктивное  суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической  связкой «но».

- связка конъюнкции.

А

В

А В

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л


3.2. Если мир куплен очень дорого, то он редко бывает продолжительным.

Это условное (импликативное) суждение «если…, то».

мир куплен очень дорого – антецедент (предшествующее)

он редко бывает продолжительным – консеквент (последующее)

pq

p


q


pq


И

И

И

И

Л

Л

Л

И

И

Л

Л

И


Задание 4.


    Нарисуйте логический квадрат, напишите виды  отношений между суждениями в логическом квадрате и установите истинность  других суждений, если исходные суждения  следующие:

А. «Из пушек по воробьям не стреляют» - истинно;

Б. «Иногда мысли невозможно выразить языком формальной логики» - ложно.

    Отношения между простыми суждениями обычно  рассматриваются с помощью мнемонической  схемы, называемой  логическим квадратом.

    Его вершины символизируют простые категорические суждения – A, E, I, O.

 А – Е – контрарность, I – О – субконтрарность, А – I, Е – О – подчинитель.,  А – О, I – Е – контрдикторность.


А. Из пушек по воробьям не стреляют – истинно

Е– истинно;

А– ложно

I – ложно

О – истинно

Б. Иногда мысли невозможно выразить языком формальной логики– ложно

О -  ложно

Е – ложно

А – истинно

I - истинно

Задание 5.


    Сделайте полный разбор силлогизма. Если заключение  с необходимостью  не следует, укажите, какие правила нарушены.

5.1. Эта рукопись не является средневековой, ибо ни одна средневековая рукопись не написана ализариновыми чернилами, а эта рукопись написана ализариновыми чернилами.

5.2. Ни одно зло не останется безнаказанным, а некоторые преступления остаются безнаказанными, стало быть, ни одно преступление  не является злом.

    Широко распространенным видом дедуктивных умозаключений является простой категорический силлогизм, состоящий из трех категорических суждений.

Ни одна средневековая рукопись (Р) не написана ализариновыми чернилами (М)

Эта рукопись (S) написана ализариновыми чернилами (М)

_______________________________________________

Эта рукопись не является средневековой

S – Р

Чернила (М) – средний термин, средневековая рукопись (Р) – большая посылка, рукопись – (S) – меньшая посылка.

II фигура имеет правильные модусы АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIО.

Модус силлогизма  -  ЕАЕ, следовательно, суждение верно.


5.2. Ни одно зло (Р)  не останется безнаказанным (М)

Некоторые преступления (S) остаются безнаказанными (М)

________________________________________________

Ни одно преступление  не является злом

S – Р

Зло – (Р) – большая посылка, безнаказанное – (М) – средний термин силлогизма, преступления (S) – меньшая посылка термин.

II фигура имеет правильные модусы АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIО.

Большая посылка всегда является общим суждением.

Модус силлогизма – ЕIЕ, следовательно, суждение не верно.

Задание 6.


    Приведите  логическую  схему, установите  истинность и логическую  корректность  следующих  умозаключений. В индуктивных умозаключениях определите степень  вероятности  логического вывода.

6.1. Однажды калиф Омар решил казнить особо опасного преступника, но чуть позже решил, что пусть лучше жребий определит его судьбу. Если преступнику достанется жребий со словом «жизнь», пусть живет. Если преступнику достанется жребий со словом  «смерть», пусть умрет. Обвиняемый выберет жребий со словами либо «жизнь», либо «смерть». Преступник догадался о подмене, и во время казни  один из жребиев проглотил, громко крикнув: «Смотрите, что осталось в корзине!». Если жребий со словом «смерть», то я выбрал жизнь. Если же я проглотил жребий со словом «жизнь», то в корзине должен остаться другой – со словом «смерть». Значит, если в корзине остался жребий со  словом «смерть», то я выбрал «жизнь».


А

В

Не-В

С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

И

И

Л

И

И

Л

Л

Л

Л

И

И

И

И

И

И

И

Л

И

И

Л

И

Л

Л

Л

Л

И

Л

И

И

И

Л

И

л

И

И

Л

Л

И

Л

И

И

И

Л

Л

И

Л

Л

И

И

И

И

И

И

И

Л

И

Л

Л

И

И

И

И

Л

Л

И

И

И

И

И

И

Л

Л

И

И

И

И

Л

И

Л

Л

И

Л

И

Л

И

Л

Л

И

И

И

Л

И

Л

Л

И

И

И

Л

Л

И

И

И

И

И

И

Л

Л

И

Л

И

И

И

Л

Л

И

И

И

И

И

И


((АВ)^(Сне – В)^(АС))((СВ)^(АС)А))

       1.      3.        2.          5.    4.         11.   6.      8.   7.      10.          9.


Следовательно, умозаключение логически верно.


6.2. Умышленное убийство, доведение до самоубийства, умышленное телесное повреждение, истязание, изнасилование, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией наказывается лишением свободы. Значит, все преступления против личности наказываются лишением свободы.


Это неполная индукция – умозаключение,  в котором  вывод о принадлежности  признака  всем  предметам  класса  делается  на основании его принадлежности  некоторым предметам класса.

    Схема неполной  индукции:

S1 – P

S2 – P

………

Sn – Р

S1, S2 … Sn – cоставляют часть класса

_________________________________

Вероятно, все S – Р

    Неполная индукция дает вероятные  заключения.  Перечислены не все преступления  против личности.


















Список литературы



1.     Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: НТООО «Тетра Системс», 1997, - 416 с.

2.     Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.

3.     Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.

4.     Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.

5.     Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.

6.     Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

7.     Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1982.




[1] Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М. : Высшая школа, 1982. С. 54.