СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Прибыль и рентабельность как основные оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов. 5

1.1 Прибыль предприятия – сущность, экономическое значение. 5

1.2 Основные виды прибыли. 7

1.3 Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности. 9

2. Планирование прибыли и рентабельность организаций – залог будущих экономических успехов. 14

2.1 Необходимость планирования прибыли и рентабельности организации на современном этапе. 14

2.2 Основные методы планирования прибыли и рентабельности. 15

2.2.1.Метод прямого счета. 15

2.2.2. Аналитический метод. 16

2.2.3. Факторный метод. 16

3.Основные пути повышения эффективности организаций на современном этапе. 18

Заключение. 24

Литература.. 27

Приложение. 28

Введение

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль — многозначная экономическая категория.  От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования.  Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 

Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).

Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.  Объектом исследования является АО ”Хабаровский хлебокомбинат”.  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·     изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

·     определить основные виды  прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

·     проанализировать основные методы планирования прибыли и рентабельности;

·     рассмотреть основные пути повышения эффективности организации на современном этапе.


1. Прибыль и рентабельность как основные оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов.

1.1 Прибыль предприятия – сущность, экономическое значение.

Экономисты используют понятие “прибыль” для выражения разницы между доходом предприятия и его затратами. Прибыль выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (фирм).

Прибыль выполняет две важнейшие функции:

1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

2) является главным источником финансирования издержек на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).

Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. В экономической теории и хозяйственной практике различают экономическую прибыль, бухгалтерскую прибыль и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль — разница между общим доходом и явными издержками. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерским (или иначе хозрасчетным), так как она учитывает при расчете только явные (денежные) платежи, которые фиксируются в бухгалтерской отчетности предприятия.[1]

BP = TR — EC        (1)

где ВР — бухгалтерская прибыль;

TR — общий доход;

ЕС — явные издержки.

Экономическая прибыль — разница между общим доходом и общими издержками фирмы, явными и неявными.

EP = TR — TC  (2)

где ЕР — экономическая прибыль;

ТС = ЕС + IC;

IC — неявные издержки.

Нормальная прибыль — это та минимальная прибыль, которую должен заработать предприниматель, если он хочет остаться в своем бизнесе и продолжать деятельность. Это — плата за исполнение предпринимательских функций.

Понятие “нормальная прибыль” часто используют для обозначения альтернативных (неявных) издержек капитала фирмы. Нормальная прибыль — это прибыль, от которой собственник фирмы отказывается, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую он мог бы получить, вкладывая свои ресурсы в другое дело.

Экономисты включают нормальную прибыль в неявные платежи (издержки), чтобы получить ресурсы предприятия в данной отрасли. Нормальная прибыль должна быть довольно высокой, чтобы существующие предприятия оставались в данной отрасли, и достаточно низким, чтобы новые предприятия не входили в эту отрасль. Она отражает неявный фактор издержек, который производитель определяет себе за возможность управлять. Этот фактор отображает собственную стоимость исполнения управленческого труда в данной отрасли.

Итак, NP — экономические издержки и часть общих экономических издержек фирмы. NP — это плата менеджеру за то, чтобы не допустить оттока его капитала из данной отрасли в другую. Нормальная прибыль является неявным фактором издержек, предназначенных для оплаты на управленческий труд. Любое превышение прибыли над общими экономическими затратами отражают экономическую, или чистую, прибыль. Экономическая прибыль не входит в издержки, так как это доход, полученный свыше нормальной прибыли.

В конкретных отраслях предприятия могут получать прибыль только определенное время. Прибыль работает как сигнал. Если бы все отрасли были конкурентными, то предприятия могли бы постоянно вступать в новую для себя отрасль, или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В длительный период времени ни одна фирма ни в одной отрасли не смогла бы получать больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неминуемо уменьшится до нуля, как только новые производители вступят в данную отрасль. Это называется парадоксом прибыли: экономическая прибыль порождает межотраслевую конкуренцию, которая сводит ее к нулю.

Аналогично убытки являются также временными. Если предприятие работает с убытком в конкретной отрасли, то в конце концов оно ее оставит. Так как предприятие оставит отрасль, то цены вырастут, и убытки в отрасли в конечном счете исчезнут. В долгосрочном периоде времени ни одна фирма не может надеяться на прибыль большую, чем нормальная.[2]


1.2 Основные виды прибыли.

На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая прибыль), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.

Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:

Пв = Прп + Прф + Пвн       (3)

где Пв — валовая прибыль;

Прп — прибыль от реализации продукции;

         Прф — прибыль от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;

         Пвн — прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как  разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:

Прп = Вд — НДС — А — И        (4)

где Вд — выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг);

НДС — налог на добавленную стоимость;

А — акцизы;

И — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции). При этом остаточная стоимость имущества исчисляется применительно к основным фондам, нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия составляет:

Пр.ф.и. = Вр.ф.и. — Сф.и. * Jинф.          (5)

где Вр.ф.и — выручка от реализации основных фондов и имущества;

Сф.и. * Jинф. — стоимость основных фондов, скорректированная на индекс инфляции.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

— доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;

— от сдачи имущества в аренду;

— доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам;

— а также иные доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

Прибыль от внереализационных операций составляет:

Пви = Дв — Рв                      (6)

где Дв — доходы от внереализационных операций;

Рв — расходы на внереализационные операции.

Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.[3]


1.3 Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности.

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

Рп = (Ц+С)/С*100    (7)

где Ц - цена единицы продукции;

 С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

Ро = (П /ОСср + ОБСср )*100                   (8)

где П сумма прибыли;

ОСср - среднегодовая стоимость основных средств;

ОбСсрсредние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово - хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. Это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности формируются следующим образом :

R СиИ = П / R СиИ       (9)

RСиИ - рентабельность тех или иных хозяйственных средств и их ситочников;

П - прибыль (чистая либо балансовая)

Далее представлены некоторые основные показатели рентабельности, применяемые при анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общая рентабельность

Этот показатель является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

Показатель показывает какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя.[4]

R общ = П днреал          (10)

Пдн - прибыль до налогообложения;

Вреал - выручка от реализации

Рентабельность оборотных активов

Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

R оба = ЧП/ОА         (11)

ЧП - чистая прибыль;

ОА - среднегодовая стоимость оборотных активов

Рентабельность производственных фондов

Определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно - материальных ценностях.

Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)).[5]

Rпрф = П/ПФ    (12)

П - прибыль до налогообложения;

ПФ - среднегодовая стоимость производственных фондов

Рентабельность активов предприятия

Определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия

Ra = ЧП/ВБ   (13)

ЧП - чистая прибыль;

ВБ - валюта баланса

Рентабельность финансовых вложений

Определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.

 

R фв = Пфв /ФВ          (14)

Пфв - прибыль предприятия от финансовых вложений за период;

ФВ - величина финансовых вложений;

Рентабельность производства

Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции.

 

R пр-ва = ВП / СС           (15)

ВП - валовая прибыль;

СС - себестоимость продукции

Период окупаемости собственного капитала

Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет важное значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.

Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

СК пер.окуп. = СК/ЧП                (16)

СК - средняя стоимость собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

2. Планирование прибыли и рентабельность организаций – залог будущих экономических успехов.

2.1 Необходимость планирования прибыли и рентабельности организации на современном этапе.

Важнейшим вопросом управления процессом планирования прибыли является планирование прибыли, рентабельности и  других финансовых результатов.

Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказы потребителей и хозяйственных договорах.

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие облагаются по повышенным ставкам. Существует много разнообразных налоговых льгот, среди которых следует отметить выведение из под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, а также суммы взносов на благотворительные цели.[6]

В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину прибыли, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.


2.2 Основные методы планирования прибыли и рентабельности.

2.2.1.Метод прямого счета.

Метод прямого счета, в основе которого лежит по ассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продук­ции. Более простой вариант расчета предполагает укрупненное планирование по позициям плана.

Рассчитывается

 Птп = Цтп – Стп

где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат).

Затем расчитывается

Прп = Врп - Срп,

где Прп - планируемая прибыль по продукции подлежащей реализации в пред­стоящем периоде;

Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции опреде­ляются о учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Таким образом, 

Прп = Пн + Птп - Пк

где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

Пн - прибыль в остатках продукции не реализованной на начало планируемого периода;

Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

Пк - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планового периода.

2.2.2. Аналитический метод

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяется базовая рентабельность:

Рб = (По:Стп) * 100%,

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного периода);

Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

2.2.3. Факторный метод.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

2. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.

3. Программирование индексов инфляции

4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального варианта.

Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.[7]

 

3.Основные пути повышения эффективности организаций на современном этапе.

Признание того факта, что в настоящее время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов. 

Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.[8]

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.  На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность .  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

Это прежде всего:

·     совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;

·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.[9]

Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукции и единицы ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары.  Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д..

На АО "Хабаровский хлебокомбинат", в условиях когда предприятие само не может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн. руб. ).

Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости ТП.  На АО "Хабаровский хлебокомбинат" он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2004  и 2003гг,  что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

 Цены на данные товары, по которым фактическая рентабельность превышает предельно установленный уровень, должны быть пересмотрены в сторону снижения.

Таблица 3.1. Предельные уровни рентабельности на социально значимые товары народного потребления .

Наименование продукции

Предельный уровень рентабельности, %

Хлеб пшеничный из муки 1-го и 2-го сортов

15

Хлеб ржано-пшеничный формовый и подовый

15

Макаронные изделия

15

Таким образом на АО "Хабаровский хлебокомбинат" резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на АО "Хабаровский хлебокомбинат" напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, в том числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

Таким образом напрашивается вывод о том, что АО "Хабаровский хлебокомбинат", производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

·     уменьшению ресурса затрат, ведущее к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.[10]

Заключение

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

В результате анализа деятельности АО "Хабаровский хлебокомбинат" было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 2003 года за 9 месяцев 2004 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.

Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб. (на 11,77%) и составила 1229741 тыс. руб.; балансовая прибыль сократилась на 499921 тыс. руб. (на 35,71%), составив 899836 тыс. руб.;  чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (на 39,39%), составив 564862 тыс. руб. Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций составило -329905 тыс. руб.

Прибыль от реализации товарной продукции находится под влиянием ряда факторов — изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации на 4252671 тыс. руб., второго уменьшило последнюю на 4199209 тыс. руб.

Качественный анализ демонстрирует, что прибыль от реализации товарной продукции на АО "Хабаровский хлебокомбинат" возрастает лишь за счет фактора изменения цены.

При анализе рентабельности продукции АО "Хабаровский хлебокомбинат" было выявлено, что данный показатель напрямую зависит от изменения цен на продукцию и уровня себестоимости. За счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.

Анализ деятельности АО "Хабаровский хлебокомбинат" продемонстрировал,  что рентабельность производства за анализируемый период снизилась на 2,22%, что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств.

Неудовлетворительным следует признать также пути распределения чистой прибыли на предприятие.  Из-за того, что практически вся она используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.

Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами;

·     уменьшению ресурса затрат, ведущее к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     совершенствование системы управления производством;


Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.


Литература

1.  Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2000г.. - 215 с.

2.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.

3.  Барулин С.В. Самофинансирование  предприятий в условиях рыночной экономики // Финансы. - 2003. - №3 - С. 13-15.

4.  Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.

5.  Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 5 - С. 16-20.

6.  Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. - 2000. - №10 - С. 10-15.

7.  Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 2003. - №7 - С. 77-83.

8.  Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. - 2004. -   № 4 - С. 5-7.

9.  Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.

10.Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 1998. - №5 -     С. 16-20.

11.Федотов М.А.  Анализ прибыли предприятия // Финансы. - 2003. -№12 - С. 10-13.

12.Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.

13.Финансы предприятия. / Под редакцией Бородиной Е.И. -М.: Биржи и банки, 1995. - 285 с.

14.Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2004. - №4 - С. 45-69.

Приложение

Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО “Хабаровский хлебокомбинат”

Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).

Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:


Таблица 1. Финансовые результаты деятельности АО "Хабаровский хлебокомбинат"

Показатель

9 мес. 2004 г., тыс. руб.

9 мес.2003 г., тыс. руб.

2004г.  к  2003 г., %

Выручка от реализации (без НДС)

17852679

16115794

110,78

Полная себестоимость продукции

16622938

14721995

112,91

Прибыль от реализации ТП

1229741

1393799

88,23

Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций

-329905

5958

 55

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

71,60

Чистая прибыль

584956

910256

60,61

Нераспределенная прибыль

85725

430095

19,93


Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2003 года за 9 месяцев 2004 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2004 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2003 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

  Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.


Таблица2. Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль.

Показатель

По базису (9 мес. 2003 г.)

По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию

Фактически по отчету (9 мес. 2004 г.)

Динамика                         


усл. об.

тыс.руб.

усл. об.

тыс. руб.

усл. об.

тыс.руб.

%

Реализация ТП

N0

16115794

N10

13600008

N1

17852679

110,2

Полная себестоимость

S0

14721995

S10

12323729

S1

16622938

112,9

Прибыль от реализации ТП

P0

1393799

P10

1176250

P1

1229741

88,2

Объем производства,  т

Q0

6740

— 

Q1

5688

84,4


         Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Хабаровском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:

         DP1=N10-N1

         DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

         DP2=P0*K1-P0

где, K1 коэффициент роста объема продукции:   K1=S10/S0   


         DP2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.


         DP3=P0*(K2-K1)

где K2=N10 / N0 .

         DP3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:

         DP4=S10-S0.

         DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на Хабаровском хлебокомбинате.

Таблица 3. Структура себестоимости на АО "Хабаровском  хлебокомбинат"

Показатель

9 мес. 2003 г., тыс. руб.

9 мес. 2004 г., тыс. руб.

Динамика, %

Мат. затраты

9521670

10170260

106,81

Затраты на  оплату труда

673294

703033

114,42

Прочие прямые затраты

4171392

5286333

126,73

Накладные расходы

355633

463311

130,28

Итого

14721995

16622938

112,91

Как видно из таблицы 3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

         DP5=S0*K2-S10.

         DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:

         DPа=P1-P0.

где P1  и P0 — прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно;

DPа -  общее изменение прибыли от реализации товарной  продукции .

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

         DPб=

где DPi изменение прибыли за счет i-го фактора.

DPб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:


Таблица 4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор

Абсолютная величина тыс. руб.

Удельный вес, %

DP1

4252671,000

49,05000

DP2

217587,000

2,51000

DP3

5,854

0,00006

DP4

4199209,000

48,44000

DP5

60,000

0,00670

DP6

1,200

0,00001

Абсолютная сумма отклонений

8669534,050

100,00000


Данные таблицы 4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Хабаровском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Хабаровским хлебокомбинатом  регулируется Правительством  РФ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

Анализ рентабельности на Хабаровском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

         Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. 

         K0= ;

         K1=.

Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%. Влияние фактора изменения цены на продукцию:

         DKN=.

Влияние фактора изменения себестоимости:

         DKS=

         DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

В основе модели лежит соотношение:

         R=;

где:   R — рентабельность предприятия;

P — прибыль от реализации продукции;

K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных          средств и основных фондов).


С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:

         R=;

где:   F — основные производственные фонды предприятия;

E — оборотные средства предприятия;

— рентабельность продукции;

—          фондоемкость продукции;

—  оборачиваемость продукции.


Факторный анализ будет строится в таблице 5.

Таблица 5. Расчеты по факторному анализу рентабельности Хабаровского хлебокомбината

Показатель

Условные

обозначения

2003 г.

2004 г.

1

2

3

4

Выручка от реализации, тыс. руб.

N

16115794

17852679

Основные производственные фонды, тыс. руб.

F

7696698

7499012

Оборотные средства, тыс. руб.

E

2987397

3852474

Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

C

14721995

16622338

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

P

1393799

1229741

Рентабельность предприятия

0,1305

0,1083

Расчеты для трехфакторной модели:




1. Прибыльность продукции

P/N

0,0865

0,0689

2. Фондоемкость продукции

F/N

0,4776

0,4200

3. Оборачиваемость оборотных средств

E/N

0,1854

0,2158


Таблица 6.  Расчет отклонений

Показатель

Отклонения


1

2

3

Выручка от реализации, тыс. руб.

1736885

10,78%

ОПФ, тыс. руб.

-197686

-2,57%

Оборотные средства, тыс. руб.

865077

28,96%

Себестоимость, тыс. руб.

1900343

12,91%

Прибыль от реализации ТП

164058

-11,77%

Рентабельность капитала

-0,0222

-17,01%

Прибыльность продукции

-0,0176

-20,35%

Фондоемкость

-0,0576

-12,06%

Оборачиваемость

0,0304

16,40%


Показатели, сведенные в таблицах 5 и 6 предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.

Из таблицы 6  видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

Влияние фактора рентабельности продукции

 а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:

        

         .

б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

        

Влияние фактора изменения фондоемкости:

а)

б)

Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

а)

б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

   

 Итак, суммарное влияние факторов:

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:

ü    общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

ü    некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.




[1] Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2000г.. - 215 с.


[2] Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 2000г.. - 215 с.


[3] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.


[4] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.

[5] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник  - М.: Финансы и статистика, 2001. - 284 с.


[6] Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.


[7] Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.


[8] Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2004. - №4 - С. 45-69.


[9] Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2004. - №4 - С. 45-69.


[10] Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.