ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
Статистическое изучение расходов и потребления населения
1.Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг. 5
2. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств. 12
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ. 19
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 30
Исследование стоимости минимального набора продуктов питания в субъектах Российской Федерации на октябрь - ноябрь 2005 года
1. Постановка задачи.. 30
2. Методика решения задачи.. 31
3. Технология выполнения компьютерных расчетов. 31
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
Список использованной литературы.. 35
ВВЕДЕНИЕ
Статистика населения является самой древней отраслью статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и пр.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые выявлены в области таких явлений, как рождаемость и смертность населения.
И в наши дни население - объект всестороннего исследования, поскольку оно (трудоспособная его часть) является непосредственным участником производственного процесса и потребителем его результатов. Причем интерес к статистическому изучению населения, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает. Изучение расходов и потребления населения, на мой взгляд, наиболее важно и интересно во всех отношениях.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Основные задачи статистики расходов и потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
Целью предлежащей курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов сатистического изучения расходов и потребления населения.
Для достижения цели поставлены задачи по изучению следующих направлений:
1) Источники данных и задачи социальной статистики;
2) характеристика расходов населения, их виды;
3) основные показатели и методы их расчета;
4) дифференциация расходов и проблема социального неравенства;
Объектом исследования послужило население.
Предметом изучения явились расходы и потребление населения.
Расчетная часть курсовой работы включает решение четырех задач по теме из варианта расчетного задания.
Аналитическая часть работы включает в себя анализ статистических данных, в качестве источника, которых использован «Российский статистический ежегодник. 2006».
При работе с табличными данными использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2000.
В работе использовались учебники базового курса, дополнительная литература, а также материалы СМИ.
В работе применены различные методы исследования:
- диалектический
- метод массовых явлений
- группировок
- обобщающих показателей
- табличный.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Статистическое изучение расходов и потребления населения
1.Источники данных о потреблении населения,
показатели потребления населением товаров и услуг
Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:
• данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете надушу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
• данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
• баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
• статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов. На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. [2]
В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:
1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:
• расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);
• расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);
• конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда,
• потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);
2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-резидентами за границей;
3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных ранее показателей 1), 2) и 3) как 1+2-3.
Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.
Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств.
Объем фактического потребления домашних хозяйств – реальная величина конечного потребления, которое обеспечивается как за счет реального дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления, и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение. [4]
Потребление населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени из значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и т. п.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль в потребление населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище – они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечении проживания в жилище и домашние услуги, производимые работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.)
Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.).
Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные). [2]
Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он рассчитываются в виде отношения годового объема потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям).
Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения.
При значительном сокращении среднедушевого потребления продовольственных товаров в стране за последние годы оно существенно дифференцируется по группам домохозяйств с разными доходами, это видно из сравнения потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах двух крайних децильных (10%-ных) групп - 1-й группы с наименьшими денежными доходами и 10-й группы с наибольшими доходами.
Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.
Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре
имеет вид:
(1)
где: - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;
- нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения;
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Ку.п.о) определяется в агрегатной форме:
, (2)
где: p - цена товара;
q - количество фактически потребленных товаров;
s - количество фактически потребленных услуг;
t - фактический тариф за определенную услугу;
qH - норматив потребления определенного товара на душу населения;
sH - норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;
- средняя численность населения за период.
Разность числителя и знаменателя этого показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.
Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления;
Ø общего потребления i-го товара:
(3)
Где , - объемы потребления i – го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;
Ø среднедушевого потребления i-го товара:
(4)
Где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах, соответственно;
Ø разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-го товара:
; (5)
(6)
Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка (в первую очередь - рыночных услуг).
Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов-t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.
Динамика общего потребления населением товаров и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:
(7)
где:
q1,q0, s1, s0 - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;
po, to - цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.
Для изучения динамики потребления отдельных групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:
(8)
где ip - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.
Для изучения зависимости объема потребления от дохода в социальной статистике на практике используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):
(9)
Где x, у - начальные доход и потребление;
- их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой).
Если коэффициент эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.
Если Кэ>1, то потребление растет быстрее доходов.
Если Кэ=1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость. [3]
2. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки. [4]
Потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются.
В программе обследования расходы продуктов питания содержат потребление хлеба и круп, мяса и рыбы, животных жиров и растительного масла, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей, сахара и кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пр. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.
Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.[3]
Рассмотрим некоторые натуральные показатели потребления населением конкретных товаров и услуг. Недавно еще считалось, что по общей калорийности питания (более 3000 ккал в сутки в среднем на душу) наша страна находилась на уровне развитых стран мира. По таким продуктам, как молоко, яйца, рыба, сахар, овощи, картофель, уровень их душевого потребления был не ниже, а по некоторым и выше уровня потребления во многих странах. Лишь по мясу и плодам в России уровень был ниже, т. е. сложилась преимущественно углеводистая модель питания – в основном хлебопродукты, сахар, крупа и картофель, поэтому до 30% населения имели избыточный вес (овощей и бахчевых культур потреблялось на 29% ниже рекомендуемых норм, а фруктов и ягод ниже на 31%).
В большинстве же развитых стран давно перешли на белково-витаминное питание с большим содержанием белков животного происхождения, жиров, витаминов, необходимых аминокислот. Всего для нормальной жизнедеятельности человек должен поглощать более 100 компонентов в соответствующих пропорциях (только витаминов около 15 видов, а среди минералов - железо, марганец, кобальт и др.). Лишь соблюдение потребления в рамках норм обеспечивает рациональное питание (восполняющее затраты энергии человека, а также оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ), необходимое для нормальной жизнедеятельности человека как физического (биологического) существа и как социального субъекта.[5]
В потреблении продовольственных товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности: I - занятые преимущественно умственным трудом (руководители предприятий и фирм, специалисты, работники культуры и науки); II - занятые легким физическим трудом (работники сферы обслуживания, продавцы промышленных товаров, медсестры, санитары); III - занятые средним по тяжести трудом (врачи-хирурги, водители транспортных средств, работники общественного питания, продавцы продовольственных товаров и др.); IV - занятые тяжелым физическим трудом (строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих, плотники, такелажники, горнорабочие, работающие на поверхности, и др.); V - занятые особо тяжелым трудом (шахтеры, сталевары, вальщики леса, землекопы, грузчики, труд которых мало механизирован, и т.д.).
Существенно меняется по группам и нормативная калорийность пищи. Так, если для мужчин в возрасте от 18 до 29 лет норма в группе I составляет 2800 ккал. в сутки, то для группы II - уже 3000; для группы 111 - 3200; для группы IV - 3700 и группы V - 4300 ккал. Для возрастной группы мужчин от 30 до 39 лет суточная потребность в энергии снижается на 100 ккал., а для группы от 50 до 59 лет она снижается уже на 250 ккал. У женщин потребность в энергии меньше, чем у мужчин, примерно на 15%, a y людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калорийности пищи ниже средней на 25-30%. Нормы калорийности для пенсионеров-1900 ккал. Критической же считается калорийность пищи, равная 2000 ккал., или около 8400 кДж (в Международной системе единиц оценка энергетической ценности пищи и расход энергии человека в процессе его жизнедеятельности даются в джоулях: 1 ккал. =4,184кДж).
Изучение потребления непродовольственных товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.
К товарам недлительного пользования относятся, например, одежда, обувь, ткани, чулочно-носочные изделия - нормативный срок их службы установлен до трех лет. К товарам однократного пользования относятся продукты питания.
Товарами длительного пользования считаются предметы сроком службы в три и более лет. Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10 000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.
При наличии дифференцированных показателей обеспеченности тем или иным предметом по группам населения средняя обеспеченность находится как средняя взвешенная величина, где весами выступает доля групп населения в общей его численности (в численности домохозяйств). Произведение показателя средней обеспеченности и коэффициента распространенности (доли домохозяйств, имеющих данный предмет) покажет размер средней обеспеченности предметом на одного человека (на одно домохозяйство). При этом с цепью соизмеримости показателей по предметам индивидуального и обще домашнего пользования последние нужно скорректировать (разделить) на средний размер хозяйства. Если умножить натуральные показатели обеспеченности на общую численность населения, то получим общее количество (парк) предметов, имеющихся у населения.
Наличие конкретного предмета на момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле
(10)
где - наличие предмета на конец и начало года:
- его поступление (покупка и все другие источники) в течение года;
- выбытие.
Выбытие оценивается методом непрерывной инвентаризации исходя из принятого срока службы данного предмета. Сроки службы предметов длительного пользования вычисляются исходя из технико-эксплуатационных данных с учетом их морального износа. Так, если срок службы предмета установлен в 5 лет, то после его истечения с момента продажи данный предмет считается выбывшим из физического объема общего фонда обеспеченности этим предметом.
Годовое потребление предметов длительного и недлительного пользования представляет собой стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Если, допустим, нормативный срок службы телевизоров установлен в 10 лет, то годовой их износ равен 10% общей стоимости находящегося в пользовании населения парка телевизоров. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением среднедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.
Практика равномерного списания стоимости предметов в течение установленного срока их службы исходит из того, что фактический срок службы интересующих предметов не отличается от установленного нормативного - исследования же показывают, что фактический срок службы подчиняется закону нормального распределения, т, е. купленные в некотором базовом году предметы определенного вида (например, телевизоры) начинают выбывать из потребления уже в первые годы их эксплуатации (задолго до установленного срока). По мере увеличения периода их фактического использования доля выбывающих предметов в общем количестве купленных в базовом году возрастает, достигая наивысшего уровня в области нормативного срока службы. Затем эта доля начинает уменьшаться. Поскольку установить реальный годовой износ отдельных видов товаров крайне сложно (нужны специальные исследования), на практике пока поступают в соответствии с изложенным ранее порядком.
Учитывая практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, их годовое потребление нередко оценивается по стоимости годовых покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов, идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.
Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки. Если размер годового потребления того или иного предмета умножить на коэффициент его покупки, то получим размер годовой покупки данного предмета в натуральном выражении в среднем на душу населения. Последний показатель, умноженный на цену данного предмета и численность населения, отражает стоимостный объем годовой покупки предмета. Сумма таких покупок по разным предметам определяет общий объем покупок за год.
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги - особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся.
Не входят в объем производства (и соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья: приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому. [5]
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ 1.
С целью анализа расходов и потребления населения в регионе в отчётном периоде была проведена простая 5-% механическая выборка домашних хозяйств, в результате чего были получены следующие данные, тыс.руб.:
Таблица 1
Исходные данные
№ домохозяйства |
Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства |
Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства |
№ домохозяйства |
Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства |
Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства |
1.
|
80 |
47 |
16. |
89 |
54 |
2.
|
69 |
46 |
17. |
110 |
55 |
3.
|
80 |
53 |
18. |
60 |
45 |
4.
|
69 |
47 |
19. |
70 |
47 |
5.
|
69 |
47 |
20. |
42 |
36 |
6.
|
67 |
46 |
21. |
50 |
39 |
7.
|
88 |
53 |
22. |
69 |
47 |
8.
|
30 |
24 |
23. |
37 |
33 |
9.
|
89 |
54 |
24. |
110 |
56 |
10.
|
69 |
46 |
25. |
67 |
46 |
11.
|
31 |
26 |
26. |
60 |
45 |
12.
|
82 |
54 |
27. |
40 |
35 |
13.
|
41 |
36 |
28. |
40 |
34 |
14.
|
89 |
54 |
29. |
110 |
55 |
15.
|
35 |
28 |
30. |
60 |
44 |
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения домохозяйств по признаку Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства, образовав 4 группы с равными интервалами.
2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
РЕШЕНИЕ:
1. Сначала вычислим величину интервала группировочного признака (Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства):
i=(х максимальное значение–х минимальное значение) /4 групп =
= (110–30)/4=20 тыс.руб.
Таблица 2
Распределение домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена
№ группы |
Группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена тыс.руб. x |
Число домохозяйств f |
% к итогу |
Накопленная частость S |
Середина интервала x` |
x`f |
I |
30-50 |
9 |
30 |
9 |
40 |
360 |
II |
50-70 |
11 |
37 |
20 |
60 |
660 |
III |
70-90 |
7 |
23 |
27 |
80 |
560 |
IV |
90-110 |
3 |
10 |
30 |
100 |
300 |
Итого: |
|
30 |
100 |
|
|
1880 |
Результаты группировки показывают, что более половины домохозяйств, т.е. 67 % в среднем имеют расход на одного члена в размере от 30 до 70 тыс.руб.
2. Построим график полученного ряда распределения:
Рис.1. Гистограмма распределения домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена
3. Рассчитаем характеристики ряда распределения:
Средняя арифметическая взвешенная
xcр= ∑xf/∑f = 1880/30 = 62,67 тыс.руб. в среднем составляют Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства
Среднеквадратическое отклонение
σ = == 19,14 тыс. руб .
(на данную величину в среднем отклоняются значения ряда распределения от среднего значения)
Таблица3
№ группы |
Группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена тыс.руб. x |
Число домохозяйств f |
% к итогу fi |
Середина интервала x` |
|xi-xcp| xcp=62,66 |
(xi-xcp)2 |
(xi-xcp)2*f |
I |
30-50 |
9 |
30 |
40 |
22,66 |
513,48 |
4621,28 |
II |
50-70 |
11 |
37 |
60 |
2,66 |
7,08 |
77,83 |
III |
70-90 |
7 |
23 |
80 |
17,34 |
300,68 |
2104,73 |
IV |
90-110 |
3 |
10 |
100 |
37,34 |
1394,28 |
4182,83 |
Итого: |
|
30 |
100 |
|
|
|
10986,67 |
Коэффициент вариации
υ = σ/xcp *100 = 19,14/62,67 * 100 = 30,5 % - значение характеризующее однородность ряда. Так как коэффициент вариации не превышает 33 %, то делаем вывод, что наш ряд распределения однороден.
4. Мода Мо - это величина признака (варианта), который наиболее часто встречается в данной совокупности, т.e. это варианта, имеющая наибольшую частоту. Моду находим по формуле:
где: минимальная граница модального интервала;
- величина модального интервала;
{частоты модального интервала, предшествующего и следующего за ним
= 50+20 *(11-9/ ((11-9)+(11-7)) =56,7 тыс.руб. - наиболее часто встречается в данной совокупности.
Медиана Ме - варианта, находящаяся в середине ряда распределения. Медиану находим по формуле:
где: - нижняя граница медианного интервала;
- величина медианного интервала;
- полусумма частот ряда;
- сумма накопленных частот, предшествующих медианному интервалу;
- частота медианного интервала.
= 50+20*((0,5*30-9)/ 11) =60,91 тыс.руб.- середина ряда распределения
Значит, наиболее часто встречающееся значение находится в пределе 56,7 тыс.руб., а серединное значение 60,91 тыс.руб.
ЗАДАНИЕ 2.
По исходным данным (Табл.1) выявите наличие корреляционной связи между признаками Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства и Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства, установите направление связи и измерьте её тесноту.
РЕШЕНИЕ: Используя EXCEL, произведем сортировку, выделив каждую группу определенным цветом.
№ домохозяйства |
Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства |
Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства |
8. |
30 |
24 |
11. |
31 |
26 |
15. |
35 |
28 |
23. |
37 |
33 |
27. |
40 |
35 |
28. |
40 |
34 |
13. |
41 |
36 |
20. |
42 |
36 |
21. |
50 |
39 |
18. |
60 |
45 |
26. |
60 |
45 |
30. |
60 |
44 |
6. |
67 |
46 |
25. |
67 |
46 |
2. |
69 |
46 |
4. |
69 |
47 |
5. |
69 |
47 |
10. |
69 |
46 |
22. |
69 |
47 |
19. |
70 |
47 |
1. |
80 |
47 |
3. |
80 |
53 |
12. |
82 |
54 |
7. |
88 |
53 |
9. |
89 |
54 |
14. |
89 |
54 |
16. |
89 |
54 |
17. |
110 |
55 |
24. |
110 |
56 |
29. |
110 |
55 |
Затем выявим наличие корреляционной связи между признаками Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства и Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства, установите направление связи и измерьте её тесноту.
Итак, теснота связи может быть измерена эмпирическим корреляционным отношением:
Вычислим коэффициент детерминации:
;
Для этого нужно вычислить общую дисперсию:
и межгрупповую дисперсию:
Коэффициент детерминации, рассчитанный в EXCEL, показывает, что уровень расходов на продукты питания на (R2= 0,8548) 89,5 % зависит от общего уровня расходов.. Вычислим эмпирическое корреляционное отношение:
,
что свидетельствует о существенном влиянии общих расходов на продовольственные расходы.
Положительное значение коэффициента корреляции свидетельствует о прямой связи.
Итак, наблюдаем высокую прямую взаимосвязь между признаками Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства и Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства.
ЗАДАНИЕ 3.
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:
1. Ошибку выборки средней величины Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства и границы, в которых она будет находиться в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборки доли домохозяйств со средней величиной Общих расходов на одного члена домохозяйства 70 тыс.руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
РЕШЕНИЕ: 1. Средняя величина Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства находится в пределах
Так как выборка механическая, то ошибка выборки определяется по формуле:
, где s2 - дисперсия выборочной совокупности
n – численность выборки
t – коэффициент доверия, который определяется по таблице значений интегральной функции Лапласа при заданной вероятности (Р);
при Р = 0,954 t = 2
N - численность генеральной совокупности
У нас n = 30 =5 % , значит N = 600
2*3,4945*0,95 = 6,64 тыс.руб.
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что средняя величина Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства находится в пределах
хср = 62,67 тыс.руб. ± 6,64 тыс.руб.
2. Доля домохозяйств со средней величиной Общих расходов на одного члена домохозяйства 70 тыс.руб. и более находится в пределах
Выборочная доля составит w = m/n = 11/30 = 0,3667, где m – доля единиц обладающих признаком.
Ошибку выборки для доли определим по формуле:
0,1672 или 16,7 %
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что доли домохозяйств со средней величиной Общих расходов на одного члена домохозяйства 70 тыс.руб. и более находится в пределах
р = 36,67% ± 16,7%.
ЗАДАНИЕ 4.
Потребление населением региона товаров и услуг в отчётном году характеризуется следующими показателями:
Вид товаров и услуг |
Объём продаж, млн. руб. |
Индексы отчетного года к предыдущему , % |
|
Цен |
Физического объёма |
||
Продовольственные товары |
1230 |
115 |
105 |
Непродовольственные товары |
620 |
110 |
97 |
Платные услуги |
350 |
120 |
95 |
Определите:
1. Общие индексы:
· Продаж населению товаров и услуг в текущих ценах;
· Цен (Пааше) на товары и услуги;
· Физического объёма товаров и услуг.
2. Абсолютный прирост (снижение) объёмов продаж населению товаров и услуг вследствие изменения
· цен;
· физического объёма;
· двух факторов вместе.
3. Индекс покупательной способности рубля.
Сделайте выводы.
РЕШЕНИЕ:
1.Общие индексы:
· Продаж населению товаров и услуг в текущих ценах:
Средний прирост товарооборота составил 15,38%.
· Цен (Пааше) на товары и услуги:
Ip = = =1,1429 или 114,29 %
Средний прирост цен на все товары составил 14,29 %.
· Физического объёма товаров и услуг найдем через взаимосвязь индексов:
Известно, что Iq * Ip = Ipq, следовательно
Iq = Ipq/ Ip= 1,1538/1,1429 =1,0095 или 100,95 %.
Средний прирост объёма продаж составил 0,95%.
2.Абсолютный прирост (снижение) объёмов продаж населению товаров и услуг вследствие изменения
· цен;
· физического объёма;
· двух факторов вместе.
Абсолютный прирост товарооборота за счет изменения цен:
Ø по методике Пааше:
Δppq = - = 2200-1924,87 = 275,13 млн. руб.
За счет среднего роста цен денежная выручка продавцов возросла на 275,13 млн. руб.
Абсолютный прирост товарооборота за счет изменения объема продажи товаров:
Δqpq = - = 2200-2179,02 = 20,98 млн. руб.
За счет среднего роста количества реализованных товаров выручка от продажи выросла 20,98 млн.руб.
Совокупное влияние факторов
Δpq = 275,13 +20,98 = 293,28млн.руб.
3. Индекс покупательной способности рубля:
Iпср = 1/ Ip = 1/1,1429 = 0,875
Несмотря на то, что объем продаж вырос, индекс покупательной способности рубля показывает, что реально товаров было куплено меньше на 12,5 %.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исследование стоимости минимального набора продуктов питания в субъектах Российской Федерации на октябрь - ноябрь 2005 года
1. Постановка задачи
Представлены выборочно некоторые регионы Российской Федерации.
По данным <[1]> представленным в таблице 1, необходимо рассчитать:
ü изменение стоимости набора продуктов питания по регионам;
ü изменение стоимости набора продуктов питания в среднем по всем регионам.
Таблица 1
Стоимость минимального набора продуктов питания в субъектах Российской Федерации на октябрь - ноябрь 2005 года
Регион |
Стоимость продуктов питания |
|
Отчетный период, руб. |
Базисный период, руб. |
|
Чукотский авт. округ |
4179 |
4068,2 |
Камчатская область |
2451,1 |
2411,6 |
Магаданская область |
2214,7 |
2155,4 |
Сахалинская область |
2064,7 |
2045,5 |
Республика Саха (Якутия) |
1980,8 |
1938,4 |
Республика Татарстан |
1098,2 |
1085,4 |
Чувашская Республика |
1109,3 |
1083 |
Тамбовская область |
1114,1 |
1083,3 |
Удмуртская Республика |
1130,5 |
1085,4 |
Омская область |
1134,2 |
1090,3 |
2. Методика решения задачи
Изменение стоимости продуктов питания определяется индексным методом.
Изменение стоимости по отдельному региону будем вычислять по формуле:
(1)
Изменение стоимости по всем регионам:
(2)
где:
- стоимость набора в отчетном периоде;
- стоимость набора в базисном периоде.
3. Технология выполнения компьютерных расчетов
Статистические расчеты изменения стоимости набора продуктов выполнены при помощи пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расчетные формулы приведены в таблице 2 (экранная форма таблицы 2 приводится на рис.1)
Таблица 2
Расчет изменения стоимости продуктов питания
Регион |
Стоимость продуктов питания |
|
|
Отчетный период, руб. |
Базисный период, руб. |
Изменение стоимости набора, % |
|
Чукотский авт.округ |
4179 |
4068,2 |
=B6/C6 |
Камчатская область |
2451,1 |
2411,6 |
=B7/C7 |
Магаданская область |
2214,7 |
2155,4 |
=B8/C8 |
Сахалинская область |
2064,7 |
2045,5 |
=B9/C9 |
Республика Саха (Якутия) |
1980,8 |
1938,4 |
=B10/C10 |
Республика Татарстан |
1098,2 |
1085,4 |
=B11/C11 |
Чувашская Республика |
1109,3 |
1083 |
=B12/C12 |
Тамбовская область |
1114,1 |
1083,3 |
=B13/C13 |
Удмуртская Республика |
1130,5 |
1085,4 |
=B14/C14 |
Омская область |
1134,2 |
1090,3 |
=B15/C15 |
Итого |
=СУММ(B6:B15) |
=СУММ(C6:C15) |
=B16/C16 |
Таблица 3
Расчет изменения стоимости продуктов питания
Регион |
Стоимость продуктов питания |
Изменение стоимости набора, % |
|
Отчетный период, руб |
Базисный период, руб |
||
Чукотский авт.округ |
4179 |
4068,2 |
102,7% |
Камчатская область |
2451,1 |
2411,6 |
101,6% |
Магаданская область |
2214,7 |
2155,4 |
102,8% |
Сахалинская область |
2064,7 |
2045,5 |
100,9% |
Республика Саха (Якутия) |
1980,8 |
1938,4 |
102,2% |
Республика Татарстан |
1098,2 |
1085,4 |
101,2% |
Чувашская Республика |
1109,3 |
1083 |
102,4% |
Тамбовская область |
1114,1 |
1083,3 |
102,8% |
Удмуртская Республика |
1130,5 |
1085,4 |
104,2% |
Омская область |
1134,2 |
1090,3 |
104,0% |
Итого |
18476,6 |
18046,5 |
102,4% |
Рис.1. Экранная форма таблицы 2.
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов
Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы. Стоимость набора основных продуктов питания по всем регионам увеличилась на 2,4 %.
По регионам в отдельности стоимость набора выросла в:
Чукотском авт.округу - на 2,7%;
Камчатской области – на 1,6 %;
Магаданской области – на 2,8%;
Сахалинская область – 0,9%
Республика Саха (Якутия) – 2,2%
Республика Татарстан – 1,2%
Чувашская Республика – 2,4 %
Тамбовская область – 2,8%
Удмуртская Республика – 4,2%
Омская область – 4,0
Самый высокий рост стоимости отмечается в Удмуртской республике и в Омской области, самый низкий в Сахалинской области.
В целом стоимость набора основных продуктов питания по всем регионам увеличилась на 2,4 %.
Для исследования были, случайным образом, отобраны регионы РФ. Тенденцию к росту цен на минимальный набор продуктов в целом можно оценить, как повсеместную и негативную, так как ухудшает материальное положение населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статистика расходов и потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много трудных и спорных моментов ввиду своей тесной привязки к постоянно изменяющимся условиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Примером этому может служить более, чем 100-летняя дискуссия в статистике относительно применения базисно- и текуще-взвешенных индексов, больше перешедшее в русло практической применимости того и другого индекса при решении конкретных задач. При этом учитывается, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потребителя в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.
Еще один пример – практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, и, как следствие, их потребление.
В работе приводится не мало подобных трудностей. Однако, кроме вызываемых затруднений при практическом исследовании предмета, такие ньюансы нагладно демонстрируют real-time развитие науки о потреблении, выражающееся в постоянном дополнения и изыскании новых возможностей расчетов, точных нетенденциозных индексов и прочее. В свою очередь, перечисленная демонстрация обуславливает актуальность проведенной работы, что, несомненно, помимо поставленных в начале курсовой задач, приносит автору удовлетворение.
Список использованной литературы
1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. - М.: ЮНИТИ, 2001.
2. Гусаров В.М. Теория статистики: М.: «Аудит», издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.
3. Курс социально - экономической статистики. Учебник / под редакцией М.Г. Назарова: М.: ЗАО «Финстатинформ», «Юнити», 2000
4. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности, Учебник / под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной: М.: «Финансы и статистика», , 1994.
5. Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов/ под редакцией В.М. Симчеры/ ВЗФЭИ.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
6. Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на Российском рынке труда. Вопросы экономики, N 1, 1998.
7. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 480 с.: ил.
8. Официальный сайт Роскомстат РФ: www.gks.ru
[1] Источник: http://www.akdi.ru/ECONOM/stat05/