Содержание



1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. 3

1.1 Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей. 12

1.2 Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр. 12

1.3     Учёт товаров и транспортных средств. 14

1.4 Устный опрос физических лиц и должностных лиц. 14

1.5 Проверка системы учёта и отчётности. 15

1.6     Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов  и  других  мест,  где  могут  находится товары и транспортные средства, подлежащие  таможенному  контролю,  либо  осуществляется  деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.. 15

1.7     Иные формы,  предусмотренные Таможенным кодексом  и другими актами законодательства  РФ по таможенному делу,  либо не противоречащими законодательным актам РФ.. 16

ЗАДАЧА № 1. 21

ЗАДАЧА № 2. 23

Список литературы.. 30





















1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.

Таможенный контроль  представляет  собой  действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через  границу,  в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования,  при перемещении товаров и транспортных средств,  под определённый таможенный режим.[1]

К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской  Федерации  товаров  и  транспортных средств, установленные,  исходя  из экономической политики Российской Федерации.

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения  товаром и транспортным средством таможенной границы РФ,  а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль  при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств,  если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске  товаров и транспортных средств,  вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации,  таможенный контроль завершается в  момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ -  это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства РФ и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России (п. 16 ст. 18 Таможенного кодекса РФ)[2]

Различают таможенный контроль товаров и транспортных средств.

В рамках каждого из этих двух видов может быть проведена более дробная классификация. Например, таможенный контроль транспортных средств в зависимости от их вида подразделяется на:

а) таможенный контроль морских судов;

б) таможенный контроль речных судов;

в) таможенный контроль железнодорожных составов;

г) таможенный контроль воздушных судов;

д) таможенный контроль автотранспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров следует различать таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа и т.п.

По общему правилу товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с выбранным таможенным режимом. Поэтому предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранного таможенного режима. Если товар декларируется к выпуску для свободного обращения, то срок может исчисляться днями, а если выбирается, например, режим таможенного склада, то счет может пойти на годы (в соответствии со ст.43 ТК РФ товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет, и все это время, как это следует из ст.41 ТК РФ, они будут находиться под таможенным контролем).

Началом таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств будет являться момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации. Таможенный контроль за ввозимыми товарами и транспортными средствами начинается с момента принятия таможенной декларации. Что же касается времени завершения таможенного контроля, то оно определено не так четко: "таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". Действительно, в ряде случаев ТК РФ в ст.193, 227, 228 допускает проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных средств.

При выпуске экспортируемых из России товаров и вывозимых за пределы российской территории транспортных средств таможенный контроль завершается в момент пересечения российской таможенной границы.

В компетенцию ГТК России входит определение минимальных сроков нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем. При принятии соответствующих решений помимо различных соображений технического и технологического характера обязательно должны приниматься в расчет одновременно два важнейших публично-правовых принципа:

- обеспечение государственной безопасности;

- уважение и соблюдение законных прав и свобод человека.

Статья 190 ТК РФ устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

Согласно части второй ст.190 ТК РФ таможенные органы и их должностные лица, причинившие неправомерный вред лицам, товарам, транспортным средствам, несут ответственность на общих основаниях в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Вред представляет собой всякое умаление личного или имущественного блага. Соответственно различают вред материальный и моральный. Возможны два способа возмещения вреда: в натуре или путем возмещения причиненных убытков.

Под убытками понимаются невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме. В соответствии с п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежит (часть третья ст.190 ТК РФ).

Положения ст.190 ТК РФ находят свое развитие в ряде нормативных актов ГТК России.

Так, в Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной приказом ГТК России от 13.03.1998 N 144, на сотрудников отделов (групп) таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов возлагается обязанность предусмотреть вероятные последствия досмотра с точки зрения возможности причинения неправомерного вреда делящимся и радиоактивным материалам, в том числе и за счет самораспада, проведения экспертиз и т.п.

В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:

1) двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;

2) односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят, как правило, таможенные органы только одной из стран;

3) совместный таможенный контроль, имеющий место в случае осуществления таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.

Таможенный контроль может быть однократным и повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.

Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Так, морское (речное) судно заграничного плавания, прибывшее в порт назначения, как правило, не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии данных о контрабанде таможенным органам предоставляется право повторного досмотра судна в пределах портовых вод и во время стоянки судна в порту. Аналогичные правила действуют и в отношении других видов транспортных средств.[3]

 Все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на достижение следующих целей:

§    установление законности перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

§    выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.

Для  целей   таможенного   контроля  в  местах таможенного оформления товаров  создаются зоны таможенного контроля.

 Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов Российской Федерации и иных местах, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России.

Зоны таможенного контроля в обязательном порядке создаются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации.

При создании свободных таможенных зон, при выдаче таможенными органами лицензий на учреждение складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли территории свободных таможенных зон, территории и помещения указанных складов и магазинов беспошлинной торговли приобретают статус зон таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого быть постоянными или временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и территории свободных таможенных зон также являются постоянными зонами таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, в случае перемещения либо нахождения таких товаров за пределами установленных мест таможенного оформления, а также при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Порядок создания зон таможенного контроля включает в себя принятие таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее). При этом принимаются меры по обозначению временной зоны таможенного контроля.

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы зоны таможенного контроля, а также средства, используемые для обозначения зоны таможенного контроля. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone"). Такие знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля.

Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone") непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих периметр зоны таможенного контроля.

Допускается применение для надписей помимо английского любого другого языка, целесообразного для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.

Знаки обозначения зон таможенного контроля, устанавливаемые на автомобильных дорогах, изготавливаются в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационно-указательных знаков.

Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно устное оповещение.

Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зон таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных пределах зоны таможенного контроля, установленных местах пересечения границы зоны таможенного контроля и таможенных маршрутах, перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, средствах ее обозначения и иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.

Обозначение зон таможенного контроля в пунктах пропуска, в местах расположения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов производится по периметру занимаемой территории. Указательные знаки располагаются с частотой, обеспечивающей видимость одновременно двух знаков.

Зона таможенного контроля ликвидируется в связи с изменением места нахождения таможенного органа, закрытием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, ликвидацией места таможенного оформления, по миновании иных обстоятельств, требующих выделения и обозначения части таможенной территории Российской Федерации для осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации.

Основанием для ликвидации зон таможенного контроля на территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и свободных таможенных зон является ликвидация согласно установленному порядку указанных складов, магазинов беспошлинной торговли и свободных таможенных зон.

Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля оформляется в виде приказа таможенного органа.

Постоянные или временные зоны таможенного контроля могут быть ликвидированы только при условии, что на их территории отсутствуют товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Таможенный орган после ликвидации зоны таможенного контроля, находившейся в регионе его деятельности, принимает меры по снятию средств ее обозначения.

Таможенный контроль  проводится должностными лицами в определённых формах,  указанных в Таможенном кодексе РФ.

Используются такие формы, как:

1.1 Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Таможенный контроль  осуществляется  путём  проверки  документов  и сведений, необходимых для таможенных целей.

  Цели при таможенном контроле  определяются  по  тем  документам  и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.

Указанные документы должны содержать сведения,  позволяющие  идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование  российского  получателя  товаров,  наименование  перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве,  такие как:  вид,  название,  номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его  качество.

1.2 Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр

Наиболее важной  и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр.  Таможенный досмотр  делится  на  обязательный,  который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр,  производимый по  усмотрению  начальников таможни и начальников таможенных постов. В обязательном порядке таможенный досмотр производится в отношении товаров, подлежащих обложению акцизным налогом:  заявленных в товаросопроводительных документах как различного  вида  безалкогольные  напитки,  продукты питания, табак,  стекло,  обувь  и другие товары,  близкие по наименованию к акцизным товарам,  в отношении лиц,  ранее допустившими  нарушения  процедуры внутреннего таможенного транзита,  а также товаров,  перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.[4]

Личный досмотр, являясь исключительной формой таможенного контроля, может проводиться по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего.

Положения ст.189 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), посвященной личному досмотру, были развиты в Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, утвержденной приказом ГТК России от 22.09.1997 N 569.

Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства, за исключением следующих лиц:

- Президент Российской Федерации;

- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления;

- судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи;

- сотрудники органов ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя органов ФСБ России или решения суда;

- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без разрешения суда;

- лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года;

- лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с частью пятой ст.188 ТК РФ;

- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.

Личный досмотр может быть проведен при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

1.3            Учёт товаров и транспортных средств

Формой таможенного контроля является также  учёт  товаров  и  транспортных средств.  Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ,  как при ввозе,  так и при вывозе,  помещаются  на  склад временного хранения (СВХ) или в таможенный склад (ТС). Товары и транспортные средства подлежат обязательному учёту.  Формами учёта являются книги учёта и таможенный документ  учёта.

1.4 Устный опрос физических лиц и должностных лиц

Одной из  форм  таможенного контроля является устный опрос физических и должностных лиц.  Так,  таможенным кодексом установлено,  что товары и транспортные средства  подлежат  декларированию.  Допускается  письменная  и устная форма декларирования. Устное декларирование, как правило, возможно при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров. Если в ручной клади или багаже пассажиров есть товары,  в отношении ввоза или вывоза которых  установлены ограничения, то в этом случае необходима письменная форма декларирования.

1.5 Проверка системы учёта и отчётности

В качестве формы таможенного контроля применяется  также  проверка системы учёта и отчётности. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ,  находящиеся на складе временного хранения,  а также заявленные в режиме таможенного склада и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных органов.

На основании Таможенного кодекса РФ,  владельцы складов обязаны вести учёт и представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и транспортных средствах.

1.6            Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов  и  других  мест,  где  могут  находится товары и транспортные средства, подлежащие  таможенному  контролю,  либо  осуществляется  деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы

Следующей формой таможенного контроля является  осмотр  территорий и помещений складов,  свободных таможенных зон,  транспортных средств и других мест,  где находится или могут находится товары и  транспортные  средства, подлежащие таможенному  контролю.  Основанием  для  проведения таможенного контроля является Таможенный кодекс РФ, а также приказы и указания ГТК РФ.

Под таможенным  осмотром  понимается  действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест,  где  находятся  или  могут находиться товары и транспортные средства,  исследование внешнего вида транспортного средства или грузовых помещений,  тары,  либо упаковка груза на предмет установления  законности их перемещения через границу и выполнение таможенных формальностей.  В местах таможенного оформления таможенные  органы производят осмотр  транспортных  средств как непосредственно перед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.

Целью осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства,  выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения способа осуществления досмотра,  сохранность средств идентификации и т.п. Осмотр предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных средств без вскрытия упаковки,  тары,  без нарушения целостности товаров.

1.7            Иные формы,  предусмотренные Таможенным кодексом  и другими актами законодательства  РФ по таможенному делу,  либо не противоречащими законодательным актам РФ

Контролируемая поставка  -  это  система  согласованных  между собой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других  компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного международного оборота предметов,  ввоз, вывоз и транзит которых запрещён международным, либо  национальным  правом стран - участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту.

Также относится к иным формам контроля в соответствии с пунктом 3.1 Положения об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденную приказом ГТК РФ от 3 февраля 1999 года N 60, таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии осуществляется сотрудниками таможенных органов совместно с ответственными представителями энергообъекта и электронадзора путем снятия показаний с приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии, а также проверки системы учета и отчетности, документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Исторически правила осуществления таможенного контроля формировались в рамках национальных правовых систем. Каждое государство устанавливало свои собственные правила таможенного контроля, исходя из национальных интересов и потребностей.

Единообразное и длительное применение отдельными государствами идентичных по содержанию национальных правил и требование соблюдения принципа взаимности в межгосударственных отношениях вели к формированию международно-правовых обычаев, относящихся к наиболее важным аспектам осуществления таможенного контроля.

В современных условиях государства, стремясь к упрощению таможенных формальностей и вместе с тем к повышению эффективности таможенного контроля с целью ускорения движения огромных масс пассажиро- и грузопотоков, идут по пути выработки международно-правовых договоренностей, регламентирующих процедуры таможенного контроля (например, Киотская конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур 1973 года, Чикагская конвенция 1944 года о международной гражданской авиации, касающаяся порядка проведения таможенного контроля воздушных судов, и т.д.).

В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. Вся процедура таможенного контроля условно может быть разделена на пять этапов.

На первом этапе осуществляется формально-логический контроль сведений, заявленных в ГТД. Для этого сотрудниками грузовых (оперативных) отделов таможни используется компьютерная программа "Достоверность". При отсутствии компьютерной техники проводится визуальная проверка правильности заполнения всех граф декларации и устанавливается наличие документов, необходимых для таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным режимом и наименованиями товаров. После проверки ГТД ей присваивается номер  или она возвращается декларанту для устранения ошибок технического характера.

На первом этапе проверяется правильность заполнения товаротранспортных документов и соответствие указанных в них сведений тем сведениям, что содержатся во внешнеторговом договоре (контракте) и других документах, представленных к таможенному оформлению вместе с ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованиями товаров. После чего в правом верхнем углу транспортного документа (коносамента, железнодорожной, авиационной или автомобильной накладной) указывается номер ГТД.

Кроме того, на первом этапе проверяются сведения и документы, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирования, сертификации, разрешений иных государственных органов), а также осуществляется контроль за достоверностью и полнотой сведений, указанных в ГТД для целей идентификации товара.

На втором этапе предметом контроля становятся платежно-расчетные операции в иностранной валюте банковскими учреждениями, указанными в ГТД. Одновременно с этим сотрудники отдела (группы) валютного контроля проверяют соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства.

На третьем этапе сотрудниками отдела федеральных таможенных доходов проверяется правильность начисления таможенных платежей, правомерность предоставления таможенно-тарифных преференций, осуществляется контроль за поступлением платежей на счета таможни.

Четвертый этап - проверка сотрудниками отдела таможенной статистики правильности заполнения тех граф декларации, на основании которых формируется таможенная статистика.

Наконец, на пятом этапе таможенного контроля руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой сотрудник таможни, им уполномоченный, принимает решение о проведении досмотра товаров.

При принятии решения о непроведении досмотра товаров руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой уполномоченный сотрудник, принявший такое решение, указывает на оборотной стороне первого листа  под цифрой 5 "Без досмотра" и заверяет эту запись своей подписью и личной номерной печатью.

По завершении всех этапов таможенного контроля в грузовом документе проставляется штамп "Выпуск разрешен". Этот штамп, а также номер ГТД в правом верхнем углу грузового документа заверяются личной номерной печатью руководителя грузового (оперативного) отдела таможни либо уполномоченного им сотрудника.

Выдача штампа "Выпуск разрешен" неуполномоченным сотрудникам таможни и доступ к этому штампу таких сотрудников не допускаются.

В ходе таможенного контроля может применяться органолептический метод, предусматривающий использование органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния). Могут привлекаться различные измерительные приборы и приспособления (мерная линейка, весы и т.д.), а в ряде случаев допускается назначение исследования свойств и характеристик взятых проб и образцов с помощью различных химических приборов и реактивов.

Статья 180 ТК РФ допускает привлечение на стадии таможенного контроля специальных технических средств: "При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам".

Использование технических средств приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиро- и грузопотоков; позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств; содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Особое значение технические средства контроля приобретают в деле организации борьбы с контрабандой.

В учебном пособии "Технические средства в таможенном деле", выпущенном Российской таможенной академией, технические средства таможенного контроля определяются как "комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью установления соответствия содержимого объектов данным декларирующих их документов и выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу)".

Выполнение каждого отдельного вида оперативных задач требует применения особых технических средств таможенного контроля:

а) для проверки таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения используются оптические увеличительные приборы (лупы с подсветкой, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;

б) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения объектов контрабанды - досмотровые конвейерные рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты - флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов) и др.;

в) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентификаторы и др.;

г) для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля - аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);

д) для контроля носителей аудиовидеоинформации - различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;

е) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);

ж) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.

ЗАДАЧА № 1

Водитель автомашины в обход поста пытался перевезти большую емкость с бензином. Таможенник жестами потребовал остановиться, однако тот продолжал движение. Сделав первый, предупредительный, выстрел вверх, вторым инспектор попал по машине. Произошел взрыв, вследствие чего машина сгорела, водитель же остался жив.

Проанализируйте ситуацию.


РЕШЕНИЕ:

В данной ситуации сотрудник таможенной службы действовал в рамках закона. Так, статьей 422 Таможенного кодекса РФ предусматривается обязательность исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в том числе и физическими лицами. Требованием таможенника было - остановиться, однако водитель автомобиля продолжил движение, даже не смотря на предупредительный выстрел. Таким образом автомобиль сгорел в результате взрыва. Таможенный кодекс РФ на этот счет говорит: «Должностные лица таможенных органов Российской Федерации не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Кодексом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия».

При применении огнестрельного оружия должностное лицо таможенного органа Российской Федерации обязано:

предупредить о намерении его применить (предупредительный выстрел), предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; В данном случае предупреждение последовало.

Статья 426 Таможенного кодекса РФ закрепляет положения о ношении, хранении огнестрельного оружия и пользования им, а в статье 427 - применение и использование огнестрельного оружия.

Целью ношения, хранения и применения огнестрельного оружия сотрудниками таможенных органов Российской Федерации является выполнение возложенных на таможенные органы задач, а также обеспечение личной безопасности сотрудников этих органов. Огнестрельное оружие применяется сотрудниками таможенных органов в качестве крайней меры для:

- отражения нападения на сотрудников таможенных органов, когда жизнь или здоровье подвергаются опасности;

- пресечения попытки завладения огнестрельным оружием сотрудников таможенных органов (попытка лица, задерживаемого сотрудником таможенного органа, приблизиться к огнестрельному оружию или прикоснуться к нему, рассматривается как стремление к завладению этим оружием и предоставляет сотруднику право применить его);

- отражения группового или вооруженного нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, когда иные меры пресечения нападения оказались безрезультатными;

- задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказавшегося выполнить законные требования о сдаче оружия.

Огнестрельное оружие может быть также использовано для:

- остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью сотрудников таможенных органов и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;

- обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью сотрудников таможенных органов;

- предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

 В данном случае имело место быть - остановка транспортного средства путем его повреждения, т.к. водитель не подчинился их неоднократным требованиям остановиться;

Решение о непосредственном применении огнестрельного оружия сотрудники таможенных органов принимают самостоятельно.


ЗАДАЧА № 2

В соответствии с таможенным законодательством РФ установлено 11таможенных платежей. Однако в 1995 году были введены и другие сборы, и специальные налоги.

Найдите в законодательстве иные таможенные платежи. Сколько их и кто вправе их устанавливать?

Каков порядок взимания таможенных платежей? Каковы меры ответственности за уклонение от уплаты?


РЕШЕНИЕ:

1. Таможенные платежи могут рассматриваться в различных аспектах, например как способ регулирования внешнеэкономической деятельности и как специальная категория платежей в налоговой системе. Понятие "таможенные платежи" определяется в ТК РФ дважды. В ст. 18 ТК дается следующее определение:

"Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации".[5] Статья 110 ТК РФ содержит перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других установленных законодательством случаях. В него включены:

- таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное оформление;

- таможенные сборы за хранение товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

- плата за информирование и консультирование;

- плата за принятие предварительного решения;

- плата за участие в таможенных аукционах.

Список таможенных платежей в 1995 г. был расширен во временной инструкции "О взимании таможенных платежей" (данный документ признан недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58). В него вошли таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам, и сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России. К таможенным платежам были отнесены также и "другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации". Таким образом, перечень таможенных платежей стал открытым. Введение нового косвенного налога предполагает, как правило, его взимание с импортируемых товаров. Если законодательство содержит закрытый, исчерпывающий список таможенных платежей, взимание нового налога таможенными органами юридически затруднено. Так произошло со специальным налогом для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства России и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, введенным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Специальный налог был определен в качестве таможенного платежа приказом ГТК России от 25 января 1994 г. N 36, изданным совместно с Государственной налоговой службой РФ и согласованным с Министерством финансов РФ. При этом статья 110 ТК РФ, дающая исчерпывающий перечень таможенных платежей, не содержала упоминания о специальном налоге.

В соответствии со ст. 8 НК РФ "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". Сбор определяется как "обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

специальные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Порядок взимания таможенных платежей.

Взимаются таможенные платежи с юридических, физи­ческих лиц, а также с предпринимателей без образова­ния юридического лица. По российскому таможенному зако­нодательству плательщиками таможенных платежей могут быть непосредственно декларанты либо иные лица. Причем право уплаты таможенных платежей предоставляется любому заинтересованному лицу, за исключением случаев, специ­ально оговоренных Таможенным кодексом РФ.

Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уп­лачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Централь­ным банком Российской Федерации. Таможенным кодексом РФ определено, что таможенные платежи уплачиваются до или в момент принятия к таможенному оформлению товара и доку­ментов на него.

Сроки уплаты таможенных платежей уста­новлены для каждого вида таможенных платежей. В соответст­вии с Таможенным кодексом РФ по отдельным видам таможен­ных платежей в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты тамо­женных платежей, относящихся к товарам, на срок не более двух месяцев. На практике, начиная с 1996 г., отсрочка и рассрочка не применяются. Не предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей физическим лицам, а также юридическим лицам, пытавшимся уклониться от уплаты таможенных платежей.

Решение о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей принимает начальник таможенного органа, проводящего таможенное оформление, по письменному заявлению плательщика, составленному в произвольной форме.            

На практике используется также авансовый платеж, который представляет собой сумму денежных средств, внесенных плательщиком   на счет таможенного  органа,  в  зачет будущих таможенных платежей. В ряде случаев таможенным законодательством предусмотрен  возврат  таможенными  органами излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Порядок такого  возврата разработан ГТК РФ. Авансовый платёж можно вносить как в рублях, так и в иностранной валюте. Без расходования авансовые платежи могут находиться на счёте таможенного органа не более 1 года. По истечении этого срока авансовые платежи подлежат перечислению в ГТК РФ как невостребованные. Поэтому до истечения одного года плательщик должен обратиться в таможенный орган с заявлением о расторжении или о возврате авансовых платежей.

В ТК определяются порядок взыскания таможенных платежей и меры ответственности. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом РФ в беспроцентном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке.

За время задолженности взыскивается  пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.

При отсутствии у плательщика денежных средств взыскание обращается на имущество плательщика в соответствии с законодательством РФ.

При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК по представлению таможенного органа РФ вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными учреждениями.

За неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ о бесспорном взыскании, а также за необоснованные задержки исполнения таких решений эти лица, в том числе и виновные должностные лица, привлекаются  к ответственности в соответствии с ТК.

Существует также Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, которая предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса РФ. Для квалификации деяния по ст. 194 УК РФ, учитывая сложную процедуру таможенного оформления, необходимо определить, что является таможенной границей (этот вопрос, в частности, возникал применительно к въезду и выезду на и со складов временного хранения), какова процедура перемещения предметов через таможенную границу, что является ее началом и окончанием.[6]

Эффективное применение ст. 194 УК РФ, на мой взгляд, требует соблюдения следующих основных условий:

1) изучения фактических обстоятельств незаконченности таможенного оформления; обнаружения поддельных документов, связанных с таможенными платежами, явной заниженности таможенных платежей;

2) необходимости устанавливать: а) правовой режим перемещаемых предметов (товаров, автотранспортных средств) именно применительно к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение действий субъекта уплаты, т.е. установить, что они являются уклонением в уголовно - правовом смысле, - неправомерны и направлены на отказ от уплаты или уменьшение уплаты; определить размер суммы неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;

3) своевременности решения в интересах государства вопроса о возможности освобождения от уголовной ответственности лица по примечанию 2 к ст. 198 УК, если это может лучше защитить государственные интересы.

Список литературы

2.     Габричидзе Б.Н. Таможенное право. Учебник. - М.: «БЕК», 1995. – 276 с.

3.     Драганов В.Г., Рассолов М.М.Таможенное право. Учебник – М.: Юнити – Дана, 2001. – 352 с.

4.     Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г.//ВВС РСФСР. № 23  1993. - 821 с.

5.     Карпов В.В. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне. Практическое пособие. - М.: 1997. - 64 с.

6.     Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенных платежей. Журнал Бухгалтерский учёт № 2. М.: 1998. - 60 с.

7.     Таможенный кодекс РФ//СЗ РФ № 22, 2004. - 2066 с.

8.     Таможня. Вопросы – ответы. Справочно – методическое пособие. М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1997. - 35 с.

9.     ФЗ РФ о внесении дополнений в закон РФ «О таможенном тарифе» от 25.11.1995 г.//СЗ РФ. № 48, 1995. - 4567 с.








[1] Драганов В.Г.,Рассолов М.М. Таможенное право. Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2001. - с. 52


[2] Таможенный кодекс РФ.Собрание законодательства РФ. № 22, 2004. - ст.2066

[3] Габричидзе Б.Н. Таможенное право. Учебник. - М.: «БЕК», 1995 - с. 76


[4] Таможня. Вопросы – ответы. Справочно – методическое пособие. - М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1997. - с. 35


[5] Карпов В.В. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне. Практическое пособие. - М.: 1997. - ст. 49


[6] Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенных платежей. Журнал Бухгалтерский учёт № 2. - М.: 1998 - ст. 13.