Содержание
Введение.......................................................................................................... 2
1. Суть задачи сбыта..................................................................................... 3
2. Взаимосвязь между персональной торговлей и маркетингом............ 7
3. Некоторые аспекты управления сбытом в рамках маркетинга....... 14
4. Новое в организации продаж и управлении сбытом......................... 20
Заключение.................................................................................................. 23
Литература................................................................................................... 25
Введение
Независимо от того, что вы собой представляете и какое положение занимаете в настоящее время, вы, как и все прочие, неоднократно участвовали в процессе продажи. Это, например, имело место, когда вы нанимались на свою нынешнюю работу. Вы совершали некий акт продажи, когда обращались за новым назначением. Определенная форма продажи наблюдалась, когда вы получали последнее повышение. Каждый из нас в своей повседневной деятельности в той или иной степени лично занимается продажей.
Персональную продажу можно определить как надлежащим способом оформленное, оплачиваемое личное представление торговым агентом разных сторон деятельности компании отдельным лицам или группе лиц. Разобраться в отдельных аспектах процесса персональной продажи и методов управления им необходимо для того, чтобы жить и трудиться более эффективно.
Цель данной работы - исследование путей повышения эффективности работы с клиентами в продаже и сервисе
1. Суть задачи сбыта
Продажа через агентов и личное представление компании являются для нее самыми важными и самыми дорогостоящими стимуляторами роста объема продаж и прибыли. При этом необходимо, чтобы каждый человек, участвующий в решении проблемы сбыта, был хорошо подготовлен, чтобы он мог надлежащим образом представить все стороны деятельности компании и ее продукцию. Торговый агент взаимодействует с потенциальным покупателем или заказчиком, и при этом устанавливается более личный контакт, чем при помощи других средств привлечения покупателей — улучшенного качества продукции, привлекательной упаковки и информативной рекламы. Принимая во внимание гиперконкуренцию, царящую сегодня в мире бизнеса, нельзя не признать, что особо важное значение для решения проблем сбыта приобретает непосредственный контакт с потребителем и осведомленность о его потребностях и взглядах. Достичь удовлетворения пожеланий клиента можно, выслушав, поняв его, а затем доставив ему товар или оказав услугу.
Теперь торговому агенту уже невозможно добиться успеха лишь при помощи напора, настойчивости или грандиозных заявлений. Хотя характер человека и прочие черты личности всегда являлись существенными факторами достижения успеха в торговле, одного этого еще недостаточно для совершения сделки. Чтобы успешно продавать товары компании, торговый агент должен тщательно изучить все, что их касается, и выяснить, каким образом они могут удовлетворить потребности покупателя.
Задача реализации продукции усложняется по мере совершенствования технологии товаров и услуг и по мере расширения осведомленности и информированности потребителей. Кроме того, эта задача затрудняется тем, что в принятии решения о приобретении принимает участие все большее число людей, что предполагает активное взаимодействие между отдельными людьми на разных уровнях как в продающей, так и в покупающей организации.
Торговым агентом становятся, а не рождаются. Преуспевающий торговый агент обычно соединяет в себе природные качества и приобретенные навыки. Потребители ценят торговых агентов, которым можно доверять, на которых можно положиться, честных профессионалов, хорошо знающих предлагаемые товары или услуги.
Для того, чтобы прекрасно разбираться в качестве и особенностях товаров, чтобы обрести мастерство, необходимое для эффективной презентации продукции, нужны тщательная подготовка и практика. В настоящее время многие компании имеют свои центры обучения и управления. Такие центры, например, имеют компания Xerox в штате Вирджиния, IBM — в штате Нью-Йорк и AT & Т — в Колорадо.
Время торгового агента
Профессионализм торгового агента имеет особое значение, когда речь идет о правильном использовании рабочего времени в течение обычной трудовой недели. Из 47 часов в неделю, отводимых на профессиональную деятельность, торговый агент уделяет самому процессу продажи лишь 50 процентов рабочего времени, при этом 30 процентов времени (14,1 часа) он тратит на личные встречи с покупателями, 20 процентов (9,4 часа) — на продажу товаров по телефону. Остальное время уходит на поездки и ожидание (23 процента — 10,8 часа), выполнение административных функций (14 процентов — 6,6 часа) и предложение услуг (13 процентов — 6,1 часа). С учетом высокой стоимости каждого торгового предложения и большого количества времени, расходуемого на деятельность, непосредственно не связанную с продажей, чрезвычайную важность приобретает профессионализм торгового агента в осуществлении продажи, будь то при личной встрече с покупателем или по телефону.
Значение и роль торгового агента
Уже сам факт, что многие компании идут на создание собственных центров обучения и программ, свидетельствует о важном значении, придаваемом персональной продаже товаров. Этот вид торговли является весьма трудоемким и самым дорогостоящим способом установления контакта с покупателем и сбыта продукции компании. На долю расходов на продажу через торговых агентов приходится до 58 процентов всех издержек компании, связанных со сбытом. Более 10 процентов всех работающих в Соединенных Штатах (а это свыше 7,5 млн. человек) заняты личной продажей товаров. Уже одно это говорит о том, каким важным считается в деловом мире установление тесных взаимоотношений с покупателем. Это наиболее гибкий, личностный, хоть и самый дорогостоящий из возможных, способ донесения до потребителя информации о товарах и услугах, предлагаемых компанией. Персональная торговля позволяет приспосабливать товары и услуги к специфическим требованиям конкретного рынка и даже к потребностям отдельного потребителя.
Для покупателя торговый агент является олицетворением своей компании. Он зачастую является единственным представителем компании, с которым общается покупатель. Торговый агент значительно выигрывает в глазах покупателя, если тот придерживается высокого мнения о его компании, или проигрывает, если ситуация обратная. Хотя обычно именно торгового агента винят в невыполнении или ненадлежащем выполнении заказа, ошибках в составлении счетов, задержке доставки и низком качестве продукции, ему в заслугу ставится все хорошее, что связано с деятельностью данной компании, особенно предоставление услуг.
Профессиональный торговый агент
С каждым годом поднимается уровень профессионализма, которого надо достичь, чтобы добиться успеха. Профессионализм — это способность торгового агента умело вести все дела с клиентом или потенциальным покупателем. Всевозрастающая осведомленность потребителей наряду с ростом ожиданий радикальным образом изменила задачу сбыта продукции. Торговые агенты обращаются с предложениями о покупке к покупателям, находящимся на всех ступенях управленческой лестницы, и должны уметь соответственным образом общаться со всеми этими людьми. В некоторых компаниях, таких, например, как Xerox или IBM, торговых агентов теперь называют «рыночными представителями». Тем самым подчеркивается, что этот сотрудник проходит интенсивную подготовку и переподготовку, что является гарантией верного представления деятельности компании покупателю и подтверждением репутации, которой пользуются данные компании.
Прогрессивные компании все больше осознают необходимость того, чтобы их представляли талантливые, профессиональные торговые агенты. Поскольку каждый негативный отзыв бывшего клиента, отказавшегося от услуг данной компании в пользу ее конкурента, может отрицательным образом сказаться на сбыте ее продукции, руководство компании вполне понимает необходимость качественного отбора, подготовки и надлежащей оплаты труда своих торговых агентов.
2. Взаимосвязь между персональной торговлей и маркетингом
Торговые агенты в своей деятельности все больше ориентируются на рынок и потребителя, стремясь обеспечить удовлетворение потребностей каждого из них.
Маркетинг являет собой составную часть жизни развитого общества, оказывающую влияние на жизнь каждого человека. Это не изолированная от других функция фирмы. Маркетинг начинается и заканчивается в постоянно меняющейся внешней среде, проходя путь от выработки представления о товаре или услуге до удовлетворения, полученного потребителем от сделанной покупки. Маркетинг — это процесс принятия решений в насыщенной взаимосвязями деловой среде относительно действий, которые могут привести к удовлетворению потребностей намеченной группы покупателей.
Маркетинг и процесс его осуществления
Маркетинг оказывает все более ощутимое влияние на решения, принимаемые не только покупателем и продавцом, но и другими группами людей, в том числе политическими деятелями и даже духовенством. Например, мелкий предприниматель пытается решить, куда поместить небольшие средства, выделенные им на рекламу своей деятельности. Может быть, стоит потратиться на дорогую рекламу в прессе либо на короткую радиопередачу или лучше использовать эти деньги на размещение по всему городу дополнительных рекламных листовок? В другом случае возникает вопрос, как этому предпринимателю разумнее тратить свое время. Следует ли ему лично предлагать свою самую популярную продукцию или лучше попытаться удостовериться в том, что эта продукция наилучшим образом представлена в магазинах, где она продается? Эти и другие такого же рода решения маркетингового характера ежедневно принимаются каждым предпринимателем.
Руководителям закупочных подразделений или покупателям продукции промышленного производства тоже приходится иметь дело с такого рода, хоть и отличающимися по характеру, аспектами маркетинга. Следует ли сменить поставщика товаров в связи с тем, что новый поставщик предлагает продукцию более высокого качества и более низкие цены? А будет ли новая фирма стабильно поставлять требуемое количество товаров по нужной цене? Не будет ли новый поставщик задерживать доставку, что может привести к дорогостоящей приостановке работ на предприятии? Каждый покупатель промышленной продукции или управляющий закупками должен тщательно взвешивать многие аспекты маркетинга в процессе выбора товара или поставщика.
А вот, к примеру, управляющий маленького специализированного магазина, пытающийся решить, каким товаром лучше торговать. Стоит ли вывесить побольше мужских рубашек с длинным рукавом или лучше поставить более короткую стойку, а рядом — другую, с рубашками с коротким рукавом? Следует ли поместить рекламу в местной газете? Проводить ли весеннюю распродажу? Стоит ли магазину стать спонсором местной баскетбольной команды?
Маркетинг: полное определение
Определение маркетинга зависит от того, с чьей точки зрения его рассматривать. Представители закона, сферы финансов, экономики, производители и потребители совершенно по-разному его себе представляют.
В нынешней, постоянно меняющейся среде приемлемым представляется следующее определение маркетинга.
Маркетинг — это процесс принятия решений в среде, обусловленной действием множества взаимосвязанных факторов, а также все виды деятельности, которые ведут к удовлетворению потребностей намеченной группы потребителей и достижению целей, поставленных перед собой данной фирмой.
У этого определения есть четыре аспекта. Во-первых, как может процесс принятия решений влиять на достижение заранее определенных целей? Разные фирмы имеют разные цели, как и разную продукцию, но невозможно принять правильное решение в сфере маркетинга без заранее определенной цели. Основной целью коммерческой организации является получение прибыли. Эта цель может относиться не к самому близкому будущему и не ко всем видам деятельности данной фирмы. Однако в принципе каждая фирма должна получать в будущем, хотя бы и отдаленном, прибыль, чтобы продолжать свое существование. Если придерживаться этой цели при общем следовании концепции действующего предприятия (going concern concept), то это значит, что прибыль не может быть получена путем принесения потребителей в жертву. Концепцию действующего предприятия можно определить как задачу, поставленную перед собой организацией, когда она предпочитает вести дела с одними и теми же или похожими покупателями из года в год.
Во-вторых, в определении говорится об удовлетворении потребностей намеченной группы покупателей. Для этого необходимо, чтобы данный покупатель был центром внимания всей деятельности фирмы. Постоянно проводимый анализ желаний и потребностей этого покупателя позволяет фирме предлагать именно то, что ему нужно. В этом заключается суть понятия маркетинга. Без такой сосредоточенности на его потребностях покупатель может захотеть выбрать кого-то иного из числа конкурентов данной фирмы.
В-третьих, как следует из указанного определения, все виды деятельности, способствующие развитию обмена, представляют собой вполне управляемые элементы маркетинга, используемые в целях удовлетворения покупателя. Обмен подразумевает, что покупатель передает что-то (обычно деньги) компании за то, что она ему предлагает.
Эти управляемые элементы маркетинга, в целом составляющие предмет деятельности компании, можно разделить на четыре категории: продукция, цена, движение товаров от производства к потреблению и стимулирование сбыта.
Каждый из элементов подразумевает набор стратегических решений, необходимых для удовлетворения потребностей покупателя.
1) К области продукции относится все, что касается предлагаемой физической продукции или услуг. Решения здесь принимаются о качестве, ассортименте, степени товарно-производственной специализации, гарантиях и гарантийных сроках, обслуживании и упаковке. Все это делает конечный продукт или услугу более (или менее) привлекательными для намечаемого рынка.
2) Тесно связана с продукцией и цена. Наименее понятный из этих элементов, цена очень сильно влияет на представление о продукции, а также на то, будет ли она куплена. При определении цены принимаются во внимание три фактора: себестоимость, конкуренция и спрос.
3) Движение товаров от производства к потреблению охватывает две области. Каналами движения товара как распределения являются оптовые и розничные торговцы, которые имеют дело с продукцией на пути от фирмы к покупателю. Физическое движение — это физическое перемещение продукции от фирмы к покупателю. Здесь речь идет о складировании, запасах и транспортировке.
4) Стимулирование сбыта — это политика и методы, относящиеся к четырем следующим областям:
А. Персональная продажа: политика и методы личного представления торговым агентом продукции или услуги.
Б. Реклама: цели и методы, касающиеся бюджета, основной идеи рекламной политики и взаимодействия со средствами массовой информации.
В. Продвижение товаров: политика и методы проведения разовых мероприятий, таких как торговая реклама или выставки и презентации.
Г. «Паблисити»: политика и методы разработки всеобъемлющей программы обеспечения благоприятного освещения в прессе и создания впечатляющего образа данной компании.
И, в-четвертых, в нашем определении подчеркивается, что маркетинг осуществляется в постоянно меняющейся среде. Решения, принимаемые в других областях деятельности фирмы, как и решения фирм-конкурентов, оказывают воздействие на маркетинг, подобно переменным составляющим внешней среды.
Концепция маркетинга
Маркетинг способствует выработке целей и направления деятельности организации в гораздо большей степени, чем многие другие функциональные области бизнеса. Центральным моментом основополагающей философии руководства фирмы должно являться удовлетворение потребностей конкретного покупателя. Это ядро концепции маркетинга. В соответствии с этой концепцией центральной фигурой является покупатель и все виды деятельности и ресурсы компании должны быть прежде всего направлены на удовлетворение потребностей покупателя.
Принятие деловым миром США концепции маркетинга было ускорено рядом факторов. Во-первых, как на национальном, так и на мировом рынках произошло значительное усиление конкуренции, что заставило сделать больший упор на удовлетворение потребителя.
Вторым фактором, способствовавшим принятию концепции маркетинга, явились осведомленность и искушенность потребителя. Теперь потребители знают о разных товарах и цене гораздо больше, чем когда-либо прежде. А поскольку потребители все больше узнают об имеющемся выборе, купленными могут быть только те товары или услуги, которые признаны как «удовлетворяющие потребности.
К принятию указанной концепции привел также рост производственных возможностей в совокупности с развитием мирового рынка массовой продукции. Эта возросшая производственная мощность — способность производить все больше и больше изделий по сниженной цене единицы продукции — привела к резкому увеличению количества изделий, предназначенных для продажи. И они могут быть успешно проданы, проникая на все большее число все более обширных рынков, лишь при условии сосредоточения внимания; на удовлетворении потребностей покупателя.
И наконец, поставить потребителя на первое место фирмы заставила необходимость выживания. Уже одно только число случаев, когда вы слышали выражение «новое и усовершенствованное», свидетельствует о размерах потребительского аппетита на новые и, предположительно, улучшенного качества товары. И тем не менее от 80 до 90 процентов всей новой продукции терпит провал.
Ключевым компонентом успешного внедрения новой продукции является знание потребностей и покупательских привычек намеченной группы потребителей — тех, кого определили и отобрали как покупателей, на которых должна быть направлена вся мощь маркетинговой деятельности. Эта концепция имеет важное значение как для продажи товаров торговыми агентами, так и для управления сбытом. Торговый агент хочет быть уверенным в том, что потребности покупателя удовлетворены и что тот покупает только те товары и услуги, которые ему нужны, причем в надлежащем объеме. Это помогает создать у покупателя и продавца чувство взаимного доверия и симпатии, что в конечном счете приведет к продолжению контактов.
Следуя философии маркетинга, основанной на знании потребностей и покупательских привычек потребителей и их удовлетворении, покупателя нельзя винить в проблемах, возникающих в ходе процесса продажи.
Не имея же такой философии в качестве опоры, торговые агенты могут решить, что у покупателя в запасе всегда имеется целый ряд возражений, имеющих целью досадить продавцу и унизить его. Следуя приведенной здесь концепции маркетинга, торговый агент совершенно иначе отнесется к задаваемым вопросам и выдвигаемым возражениям и попытается установить, почему у покупателя эти возражения возникли. Потому ли, что он не располагает достаточной информацией? Или потому, что в процессе продажи недостает каких-то услуг, которые нужны покупателю?
3. Некоторые аспекты управления сбытом в рамках маркетинга
Для того чтобы усилия, направленные на реализацию продукции, оказались эффективными, необходимо хорошее управление сбытом. Коммерческий директор может иметь широкий или
узкий спектр обязанностей, в которые обычно входят:
— оценка спроса и подготовка прогнозов продаж;
— определение количества и содержания задач, стоящих перед штатом торговых агентов;
— подготовка планов продаж и сметы расходов на них;
— определение размеров и организации штата торговых агентов;
— отбор, наем на работу и обучение торговых агентов;
— оплата труда торговых агентов;
— контроль над проведением и оценка результатов продаж.
Эти виды деятельности жизненно важны для любой фирмы, поскольку именно продажи дают прямой доход, без которого фирма не может выжить.
В разных отраслях промышленности, и даже в рамках одной отрасли, конкретные обязанности коммерческого директора могут быть разными, что зависит от характера продукции и деятельности самой фирмы, а также от того, как ее высшее руководство относится к проблемам сбыта. В некоторых фирмах коммерческий директор является лишь руководителем штата торговых агентов, в других — выполняет все изложенные выше обязанности. Последнее нередко случается в небольших развивающихся фирмах с большим потенциалом и ограниченными средствами.
Обязанности коммерческого директора могут быть разными также в зависимости от его статуса в организации. Самое высокое положение, которое он может занимать, — это вице-президент по сбыту, который обычно подчиняется вице-президенту по маркетингу, а иногда непосредственно президенту компании. Эта должность предполагает выполнение таких функций, как долгосрочное планирование, разработка и реализация той части стратегии маркетинга, что относится к сбыту. В тех компаниях, где нет вице-президента по маркетингу, эта должность предусматривает ответственность за всю маркетинговую деятельность. Следующей по степени важности может быть должность национального коммерческого директора. Он обеспечивает связь между верхним эшелоном управления компании и штатом торговых агентов, осуществляет необходимое руководство этим штатом и доводит до сведения агентов стратегический план осуществления маркетинга.
Несколько более низкое положение после национального коммерческого директора имеют люди, занимающие две управленческие должности среднего уровня: коммерческого директора среднего звена и коммерческого директора первой ступени. Коммерческие директора среднего звена называются также региональными, зональными менеджерами по сбыту или менеджерами подразделений фирмы. Они отвечают за деятельность по реализации продукции на определенных территориях. Когда в компании имеются все эти три должности, то зональный менеджер подчиняется менеджеру подразделения, а тот, в свою очередь, региональному менеджеру по сбыту. Менеджеры по сбыту первой ступени рангом ниже коммерческих директоров среднего звена. Их часто называют полевыми менеджерами по сбыту или инспекторами по сбыту. Эти лица отвечают за повседневную деятельность торговых агентов в определенном районе.
И последней в этой системе управления сбытом является должность ведущего уполномоченного или национального менеджера по работе с клиентами. В его обязанности входит продажа продукции нескольким ведущим клиентам, например центральным закупочным конторам таких крупных сетей розничных магазинов, как Kroger, K-Mart, Wal-Mart, Sears, J.C. Penney или IGA. Обычно такой торговый агент имеет право предлагать товары и отдельным магазинам такой сети.
Профессия торгового агента
В качестве профессионального занятия работа торгового агента может быть разнообразной, требующей напряжения сил, увлекательной и хорошо оплачиваемой. Профессия торгового агента почти никогда не бывает скучной: он имеет дело с самыми разными людьми, их меняющимися желаниями и неожиданным поведением. В зависимости от того, каким образом она оплачивается, работа торгового агента может давать ощущение надежности от того, что он работает на определенную компанию, и вместе с тем свободы и независимости, поскольку он сам себе начальник. Принимая во внимание то непосредственное влияние, которое он оказывает на объем продаж и прибыль компании, можно говорить о том, что хороший торговый агент имеет вполне надежную работу, а часто и хорошие возможности продвижения по службе.
Нехватка хороших торговых агентов
В области сбыта продукции имеется большой выбор должностей, работа на которых сравнительно высоко оплачивается. Квалифицированных торговых агентов всегда не хватает. Если не считать тех, кого нанимают на освобождающиеся места, то ежегодно требуются свыше 400 000 новых торговых агентов. Эта нехватка усугубляется еще и неэффективной работой многих уже имеющихся агентов, что ведет к большой текучести кадров. Большая часть действительно производимых продаж осуществляется небольшим числом торговых агентов. Многие торговцы работают неэффективно, недостаточно хорошо планируя и организуя свою торговую деятельность, что ведет к потере времени и бесполезным обращениям к потенциальным клиентам, которые вовсе и не собираются делать покупки.
Профессиональный рост
Помимо возможности стать профессионалом в сфере реализации продукции, работа в области торговли дает человеку шанс быстро попасть в высший эшелон управления. Многие из тех, кто занимает разные управленческие посты в ведущих 500 компаниях (по градации журнала «Форчун»), начинали свою карьеру в качестве торговых агентов. Это свидетельствует о важности изучения данной области бизнеса с ориентацией на тех, кто в конечном счете и определяет успех или провал предприятия или продукции, а именно — на потребителей.
Преимущества профессии
Профессия в сфере реализации продукции предлагает такие возможности получения постоянных и дополнительных доходов, которые по меньшей мере так же хороши, как и в других областях бизнеса. В деловом мире торговые агенты — одни из самых высокооплачиваемых. Тем из них, кто работает на компании, производящие промышленную продукцию, обычно выплачивается зарплата плюс комиссионные. Они зарабатывают больше, чем те, кто работает с компаниями, производящими потребительские товары или услуги, получая обычно лишь определенную зарплату. Многие торговые агенты, работающие лишь за комиссионные или поощрительные вознаграждения, зарабатывают свыше 100 000 долларов в год, а некоторые из них, получающие одни лишь комиссионные, зарабатывают больше, чем их коммерческие директора. В некоторых компаниях торговый агент сразу после курса подготовки может рассчитывать по крайней мере на 50 000 долларов. Поскольку их достижения могут быть вполне определенным образом измерены, торговых агентов и управляющих по сбыту обычно ценят по достоинству и их доходы прямо зависят от того, как они работают. Такая объективная оценка труда дает твердое ощущение надежной занятости и имеющихся возможностей. Даже при сокращении штатов служащих, занятых в сфере сбыта, увольняют одними из последних. Ликвидация должности торгового агента обычно означает падение объема продаж и выручки.
Помимо существенного дохода торговый агент имеет также неплохие дополнительные льготы. Оплата его расходных счетов, премии за привлечение потенциальных и обслуживание имеющихся покупателей, а также машина, льготы, связанные с членством в организации, и офис на дому — все это увеличивает доходы торгового агента.
Профессия торгового агента для женщин
За последние два десятилетия резко возросли возможности получения профессии в сфере сбыта для женщин. Распространенный в былые времена миф о том, что женщины отличаются ненадежностью, что для этого дела они не годятся, что они недостаточно крепки, чтобы иметь дело с покупателями, оказался похороненным даже в отраслях, производящих высокотехнологичную продукцию. Все большее и большее число женщин занимаются продажей товаров и занимают ведущие должности в области сбыта и управления сбытом в разных отраслях: начиная от розничной торговли, сталелитейного производства и страхования жизни до фармацевтической промышленности, пивоварения и биотехнологии.
Во многих прогрессивных компаниях женщины превосходят мужчин, занимающих такие же должности в сфере продажи продукции, по нескольким причинам: в целом женщины гораздо более склонны выслушать другого человека, чем мужчины; женщин, возможно, лучше запоминают, чем мужчин, поэтому положительное отношение к их повторному предложению переносится и на продаваемые ими товары; кроме того, женщинам легче добиться, чтобы покупатели уделили им время. Тем не менее в некоторых отраслях торговыми агентами являются в основном мужчины. Это чаще всего относится к отраслям, реализующим продукцию промышленного производства, и особенно к тем, что ориентированы на технику. Женщина-торговый агент в таких областях — явление необычное, и именно этим она может воспользоваться, чтобы побудить покупателей уделить ей нужное время. Но и в этих областях, как это раньше происходило в других промышленных отраслях, ситуация меняется, и все больше женщин приходят туда, чтобы работать в подразделениях, занимающихся сбытом.
Все реже встречаются случаи сексуального заигрывания, и все меньше становится проблем, связанных со специфическим интересом покупателей. Сегодня женщины сталкиваются в области сбыта, в общем-то, с теми же проблемами, что и мужчины. Женщины-торговые агенты всегда могут получить совет и помощь в таких профессиональных организациях, как Национальная ассоциация женщин-торговых агентов, работающих в бизнесе и промышленности, и Национальная ассоциация женщин-профессиональных торговых агентов.
Профессия торгового агента для представителей национальных меньшинств
Наряду с ростом числа женщин, обретающих профессию в области сбыта, происходит увеличение в этой сфере и числа людей с темным цветом кожи, выходцев из Латинской Америки, Азии и коренных американцев. Большое значение в этом процессе имеет сильное правовое и моральное давление, оказываемое во исполнение закона о гражданских правах, а также возросшие предпринимательские способности самих представителей указанных меньшинств. Все это положительно сказалось на росте числа вакансий в сфере сбыта, открывающихся для них. Кроме того, компании обнаружили, что пребывание представителя национальных меньшинств на ряде должностей в сфере сбыта приносит лучшие результаты. Такой торговый агент может оказаться особенно удачливым, когда имеет дело с покупателем, также принадлежащим к данному национальному меньшинству. Расширению возможностей в сфере сбыта для представителей национальных меньшинств способствовало растущее влияние Национальной ассоциации за продвижение цветных (NAACP) и Городской Лиги, а также постоянные требования о соблюдении законности и акции неповиновения со стороны Комиссии за равные возможности при получении работы (ЕЕОС).
4. Новое в организации продаж и управлении сбытом
Есть основания полагать, что значение торгового агента в рамках общей стратегии маркетинга будет расти и впредь. И сейчас уже сфера сбыта являет собой самый жизненно важный элемент маркетинга во многих компаниях. Число обязанностей торговых агентов все увеличивается, и для успешной конкуренции на рынке им требуется все больше знаний и умений. Торговые агенты получают все большие доходы, растет их престиж и ощущение надежности своего положения, ширятся возможности продвижения по службе. В прежние времена, чтобы стать торговым агентом, вовсе не обязательно было иметь высшее образование. Теперь это зачастую не так. Высшее образование способствует общему развитию человека, дает ему уверенность в себе, а также умение анализировать, общаться, совершенствует его личные качества. Очень жаль, что студенты многих колледжей придерживаются в отношении торговых агентов стереотипного отрицательного мнения, основанного на опыте общения с торговцами подержанными автомобилями и коммивояжерами, звонящими в дверь.
И все же интерес к продаже товаров и управлению сбытом продолжает расти. Сама работа в сфере сбыта быстро получает признание, так как дает прекрасную возможность быстрого продвижения. Положение тех, кто занят продажей продукции и управлением сбытом, существенно меняется. То же будет происходить и в дальнейшем, чему способствует ряд факторов. Во-первых, наблюдается постоянный рост ожиданий у потребителей. Потребители все менее терпимо относятся к товарам, имеющим недостатки, а также к тому, что их ограничивают в товарах или услугах. Чувство взаимного доверия и симпатии может вызвать любой компетентный торговый агент, но не удовлетворенный товаром покупатель быстро найдет другого. Фирмы вынуждены делать больший упор на обновление и качество товаров и услуг. А это требует от них быть хорошо осведомленными о потребностях покупателей, степени их удовлетворенности, их претензиях и следить за этим регулярно и систематически.
Вторым фактором, влияющим на рост интереса к сфере сбыта, является компетентность покупателя. Испытывая нехватку денежных средств и страдая от снижения прибылей, покупатели становятся истинными мастерами в деле получения за свои доллары того, что им нужно. Все чаще они обращаются к мнению комитетов покупателей, чтобы удостовериться, что сделанная покупка стоит произведенных затрат с самых разных точек зрения. Теперь потребители все чаще рассматривают принимаемые ими решения о покупке как долгосрочные капиталовложения. Это налагает на торговых агентов повышенную ответственность, побуждая их устанавливать долговременные взаимоотношения со своими клиентами при помощи тщательной проработки всего процесса продажи. И все большая нужда ощущается в профессиональных торговых агентах, которые опираются на консультирование, а не на уговаривание покупателя.
Воздействие названных двух факторов на перспективы реализации товаров торговыми агентами и управления сбытом осложняется наличием третьего фактора — международной конкуренции. Обширный рынок США с его значительной покупательной способностью привлекает качественную конкурентоспособную по цене продукцию со всего мира. Поэтому торговым агентам и управляющим сбытом необходимо предлагать только качественный товар и внимательно относиться к потребностям покупателей.
И наконец, последним фактором, влияющим на будущее торговых агентов и их руководителей, является электронная революция в области связи и компьютерных технологий. Сегодня торговые агенты и коммерческие директора используют персональные компьютеры, чтобы оформить заказ и произвести анализ потребностей, потребителей и хода продаж. Можно быстро выявить любые отклонения в ходе осуществления продаж, проиграть различные сценарии типа «а что, если», чтобы определить, какое влияние на ход реализации продукции может оказать, например, изменение территории или переподчинение торговых агентов.
Презентация продукции становится более живой и реалистичной, благодаря применению видеотехники. Можно продемонстрировать такие свойства товаров, которые нельзя увидеть на страницах каталогов или посвященных им брошюр. Видеопленка к тому же очень удобна коммерческим директорам, которые могут передать с ее помощью сообщение всем торговым агентам, находящимся на работе в разных местах.
Проведение видеоконференций позволяет минимизировать время и расходы на деловые поездки. Это позволяет их участникам работать профессионально и улаживать все проблемы самым эффективным образом, находясь при этом на большом расстоянии друг от друга.
Широко используются в процессе торговли автомобильные телефоны и электронные сигнальные устройства, позволяя коммерческим директорам мгновенно устанавливать связь с торговыми агентами, работающими на выезде. При помощи этих устройств торговые агенты могут также предупредить клиента, если они задерживаются и опаздывают на назначенную встречу.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Персональную продажу можно определить как надлежащим образом оформленное и оплачиваемое личное представление разных сторон деятельности компании отдельным лицам или группе лиц. Для того чтобы осуществлять продажу продукции, нужен профессионал, который возьмется удовлетворить потребности покупателя. Преуспевающий торговый агент должен глубоко разбираться во всех видах продукции данной компании и знать, как эти товары удовлетворяют потребности покупателей. Предпринимая серьезные усилия, торговые агенты повышают мастерство в области сбыта, которое в сплаве с врожденными чертами характера определяет их профессиональную эффективность. Большинство покупателей в числе наиболее желательных черт, которыми следует обладать торговому агенту, отмечают надежность, правдивость, профессионализм, честность и знание предлагаемой продукции. Этот перечень не только указывает на желательные для торгового агента качества, но и свидетельствует о том, что он является олицетворением своей компании. Играя столь важную роль, торговые агенты могут выигрывать или проигрывать в глазах покупателей — в зависимости от того, какое представление у тех сложилось о компании, которую эти агенты представляют.
Торговому агенту необходимо уметь правильно использовать рабочее время. Учитывая значительность расходов на каждое торговое предложение и количество времени, уходящего на дела, непосредственно не связанные с продажей, необходимо, чтобы торговый агент был профессионалом в деле продажи Товаров, будь то по телефону или в процессе личного общения, чтобы достичь успеха в реализации продукции и получении прибыли.
Ключевым элементом успешного внедрения продукции на потребительский рынок и ее реализации является знание потребностей и покупательских привычек потребителей. Такого рода данные обычно анализируются управляющими сбытом. Планирование, осуществление руководства и наблюдение за деятельностью торговых агентов помогают оценить спрос и подготовить прогнозы продаж. Коммерческий директор определяет штат торговых агентов, ставит перед ними конкретные задачи, составляет сметы и планы продаж и помогает определить размер жалованья агентов по продажам. Все эти факторы свидетельствуют о том, что профессия торгового агента действительно разнообразна, увлекательна, требует напряжения сил и приносит хороший доход.
Все больше женщин и представителей национальных меньшинств становятся торговыми агентами. По мере того как в эту область приходят самые разные люди, все более разнообразными становятся методы реализации продукции, используемые отдельными компаниями. В целях оттачивания стратегии маркетинга компании внедряют самые современные идеи обучения и подготовки. Кроме того, многие из них пользуются преимуществами последних достижений в области техники, что способствует совершенствованию процесса продажи товаров. Это и организация видеоконференций, и использование электронных сигнальных устройств. Презентации товаров становятся более живыми и реалистичными, делая профессию торгового агента еще более увлекательной.
Литература
Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М., 1999.
Завьялов П. С. Формула успеха. - М.: Международные отношения, 1998.
Котлер Ф., Вонг В. и др. Основы Маркетинга. - М.: Ростинтер, 2000.
Лагунов В. Я. Основы маркетинга. - М., 1998.
Мескон М. Х., М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000.
Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. - СПб.: Питер, 1998.
Хисрик Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж. - М: Филинъ, 1996.
Язев В. А. Права и обязанности покупателя и торгового предприятия. М.: Юрид. лит., 1995.