Содержание
Содержание. 2
1. Таблица конфликтов. 3
2. Социологическое исследование. 8
3. Проанализировать реальный конфликт. 18
Список литературы.. 22
1. Таблица конфликтов
|
К. Маркс |
Г. Зиммель |
Р. Дарендорф |
Л. Козер |
Дж. Бертон |
природа |
конфликт является неизбежным и очень распространенным свойством социальных систем |
Конфликт -неизбежное явление в общественной жизни |
Специфика социальных конфликтов заключается в их обусловленности социальной структурой |
Обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональной, психической расcтроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их взаимных коллизиях. |
Природа конфликта кроется в нарушении ественных прав человека. |
причины |
социальная система систематически порождает конфликты причиной, которых является дефицит ресурсов и в частности власти, а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов. |
Конфликты вытекают из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности |
источники - ролевые отношения и неравномерное распределение власти, вытекающей из ролевых позиций и не всегда связанной с долей собственности, внутриорганизаци- онные субкультурные причины. |
Сомнение в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, обнищание групп из абсолютного превращается в относительное тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов |
основания конфликтных ситуаций -- ущемленные базовые потребности |
функции |
Перераспределение ресурсов общества |
Некоторые конфликты укрепляют прочность и интеграцию социальной системы. |
Негативное влияние на общество |
интегративные и адаптивные функции в социальной системесодействует сохранению устойчивости и жизненности организации. |
Восстановление справедливости в обществе |
Методы разрешения |
мирные формы конфликта лучше урегулируют межличностные отношениям но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта |
снизить остроту возможного конфликта можно с помощью ослабления эмоциональных привязанностей членов группы, изолированности и разрозненности группы |
|
|
вскрытие и устранении причин потенциальных направлений, о прогнозировании возможных обострений конфликтных ситуаций. |
последствия |
конфликт по его мнению произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям |
Может иметь как отрицательные последствия –разрушение так и положительные - сохранение и укрепление социальной системы как целостности сплочение и унификация социального организма. |
разрушительные последствия насильственного неконструктивного конфликта. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью в теле общественного организма. |
Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль. |
конфликт считается разрешенным, когда вскрыты и устранены действительные причины разногласий или столкновений с применением насилия |
2. Социологическое исследование
Опрос работников проводился в ООО «Синтекострой» расположенной по адресу г. Новосибирск ул. Мира 58.(продажа строительных материалов).
1. Завъялова Л.Н. (оператор копировального аппарата)
Степень удовлетворенности (Суд): |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,8 |
2 |
Условия труда |
0,8 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,6 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,4 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,25 0, 25 0,15 0,1 5 0,2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,8 * 0,25 = 0,2
О,8 * 0,25 = 0,2
0,6 * 0,15 = 0,09
0,4 * 0,15 = 0,06
0,6 * 0,2 = 0,12
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,2 + 0,2 + 0,09+ 0,06+0,12= 0,67% 2. Симонов С.К. (монтажник)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,8 |
2 |
Условия труда |
0,8 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,4 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,6 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,25 0,2 0,15 0,2 0,2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,8 * 0,25 = 0,2
О,8 * 0,2 = 0,16
0,4 * 0,15 = 0,06
0,6 * 0,2 = 0,12
0,6 * 0,2 = 0,12
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,2 + 0,16 + 0,06+ 0,12+0,12= 0,66% 3. Сафронова Е.М (секретарь)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,8 |
2 |
Условия труда |
0,6 |
3 |
Отношения в коллективе |
1 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,2 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,25 0,15 0,3 0,1 0,2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,8 * 0,25 = 0,2
О,6* 0,15 = 0,09
1 * 0,3 = 0,3
0,2 * 0,1 = 0,02
0,6 * 0,2 = 0,12
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,2 + 0,09 + 0,3+ 0,02+0,12= 0,73% 4. Иванова Г.М. (инспектор ОК)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,6 |
2 |
Условия труда |
0,6 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,8 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,6 |
5 |
Социальные гарантии |
0,4 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,2 0,15 0,25 0, 25 0,15
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,6 * 0,2 = 0,12
О,6 * 0,15 = 0,09
0,8 * 0,25 = 0,2
0,6 * 0,25 = 0,15
0,4 * 0,15 = 0,06
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,09 + 0,2+ 0,15+0,06= 0,62% 5. Цапко М.С. (менеджер)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,4 |
2 |
Условия труда |
0,6 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,6 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,4 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,15 0,2 0, 2 0,15 0,3
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,4 * 0,15 = 0,06
О,6 * 0,2 = 0,12
0,6 * 0,2 = 0,12
0,4 * 0,15 = 0,06
0,6 * 0,3 = 0,24
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,06 + 0,12 + 0,12+ 0,06+0,24= 0,60%
6. Кириченко (уборщица)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,6 |
2 |
Условия труда |
0,8 |
3 |
Отношения в коллективе |
1 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,2 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,15 0, 25 0,3 0,1 0,2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,6 * 0,15 = 0,09
О,8 * 0,25 = 0,2
1 * 0,3 = 0,3
0,2 * 0,1 = 0,02
0,6 * 0,2 = 0,12
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,09 + 0,2 + 0,3+ 0,02+0,12= 0,73%
7. Жилина О.В. (товаровед)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,8 |
2 |
Условия труда |
0,8 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,6 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,6 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0, 3 0,2 0,15 0, 15 0, 2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,8 * 0,3 = 0,24
О,8 * 0,2 = 0,16
0,6 * 0,15 = 0,09
0,6 * 0,15 = 0,09
0,6 * 0,2 = 0,12
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,24 + 0,16 + 0,09+ 0,09+0,12= 0,70%
8. Хомченко С.К. (юрист)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,6 |
2 |
Условия труда |
0,6 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,4 |
4 |
Перспектива карьеры |
1 |
5 |
Социальные гарантии |
0,2 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,2 0, 25 0,15 0,3 0,1
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,6 * 0,2 = 0,12
О,6 * 0,25 = 0,15
0,4 * 0,15 = 0,06
1 * 0,3 = 0,3
0,2 * 0,1 = 0,02
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,15 + 0,06+ 0,3+0,02= 0,65%
9. Горгесян И.М. (бухгалтер)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,6 |
2 |
Условия труда |
0,8 |
3 |
Отношения в коллективе |
0,4 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,4 |
5 |
Социальные гарантии |
0,6 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,2 0,25 0,15 0,2 0, 2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,6* 0,2 = 0,12
О,8 * 0,25 = 0,2
0,4 * 0,15 = 0,06
0,4 * 0,2 = 0,08
0,6 * 0,2 = 0,12
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,2 + 0,06+ 0,08+0,12= 0,58%
10. Комаров М.Т. (водитель)
Степень удовлетворенности: |
||
1 |
Уровень з/платы |
0,6 |
2 |
Условия труда |
0,8 |
3 |
Отношения в коллективе |
1 |
4 |
Перспектива карьеры |
0,4 |
5 |
Социальные гарантии |
0,4 |
Вес удовлетворенности (Вуд):
0,2 0,25 0, 25 0,1 0,2
Уровень з/платы условия отношения в перспектива социальные
Труда коллективе карьеры гарантии
О,6 * 0,2 = 0,12
О,8 * 0,25 = 0,2
1 * 0,25 = 0,25
0,4 * 0,1 = 0,04
0,4 * 0,2 = 0,08
Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,2 + 0,25+ 0,04+0,08= 0,69%
0,67+0,66+0.73+0,62+0,60+0,73+0,70+0,65+0,58+0,69= 6,63 / 10 = 66,3 (коэффициент благосостояния предприятия) 3. Проанализировать реальный конфликт
Василий Петрович организовал свою фирму по изготовлению мебели. Подобрался хороший коллектив трудолюбивых и ответственных работников. Заказы на мебель поступали во многом благодаря прежним связям Василия Петровича, ранее работавшего в большой строительной компании. Вскоре к Василию Петровичу пришел старый знакомый и попросил взять его на работу. Так как Василий Петрович знал Виктора как очень хорошего столяра и, в общем, неплохого человека, он после недолгих раздумий принял его в фирму.
Как потом выяснилось, в предыдущие годы Виктор сменил много мест работы, считая, что его недооценивают как талантливого столяра, ущемляют в зарплате и не дают полностью реализовать себя.
По обычному сценарию история развивалась и на новом месте. На малейшее замечание Виктор реагировал болезненно, тотчас вступал в спор, до хрипоты отстаивая свою точку зрения. Сначала коллективе не придавали большого значения горячности Виктора, так как слишком заняты были делом. Но после того, как Виктор допустил ряд ошибок в технологии обработки дерева и при этом ни за что не хотел признавать свою вину, коллеги обратились к Василию Петровичу.
Василий Петрович, человек мягкий и не терпящий конфликтов, оказался в затруднительном положении. Он стоял перед выбором: пустить дело на самотек и подождать, что будет дальше, или уволить Виктора за некомпетентность. Виктору, между тем, удалось уверить Василия Петровича, что он не повторит своих ошибок. Василию Петровичу было легче ему поверить и закрыть глаза на возмущение всего коллектива.
Виктор, почувствовав свою безнаказанность, ходил с гордо поднятой головой. Работники фирмы негодовали, но сделать ничего не смогли. Не увольняться же всем. Решили дать Виктору еще один шанс.
Как-то, работая над заказом вместе с более молодым столяром, Виктор в ответ на его замечание взорвался: «Ты кого учишь, молоко еще на губах не обсохло». Возникла словесная перепалка. После этого случая дня не проходило спокойно, казалось, Виктор только и искал повода, чтобы поскандалить.
В данном случае имеет место конфликт между личностью (Виктор) и группой (рабочий коллектив) этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.
Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным, В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция. В нашем случае происходит сплочение коллектива против Виктора, однако разрешить конфликт будет непросто так как причина его скрывается в личности одного человека который противопоставляет себя обществу. Цель Виктора добиться превосходства в коллективе.
Если суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, то ими могут быть следующие:
устранение объекта конфликта;
раздел объекта конфликта между сторонами;
установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
разведение сторон конфликта;
перенос отношений сторон в другую плоскость, предпо лагающую выявление у них общего интереса и пр.
Разрешение конфликта — достижение соглашения по спорному вопросу между участниками, в том числе соглашение в результате совпадения мнений; соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; соглашение, навязанное одной из противоборствующих сторон.
В первом и третьем случаях разрешение конфликта предполагает обоюдную активность соперников. Практика показывает, что в большинстве случаев процесс разрешения конфликта нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому.
В нашем случае при продолжении описанного конфликта будет наблюдаться дисфункциональные последствия конфликтов: неудовлетворенность людей, их плохое самочувствие, рост текучести кадров, проявление непродуктивной конкуренции с другими группами, преуменьшение возможностей сотрудничества, излишне сильная преданность коллективу своей группы, представление о другой стороне как о «враге», уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, смешение акцента — придание большого значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы.
Позиция занятая Василием Петровичем может привести к описанным выше дисфункциональным последствиям.
Список литературы
1. Барсамов В.А. Политические кризисы и смуты (история, теория, современность) М.; 1996.
2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
3. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политологический анализ. Ростов н/Д, 1992.
4. Зеркин Д. М. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998.
5. Купряшин Г. Л. Кризисы модернизации // Кентавр 1994. №3