Содержание

Содержание. 2

1. Таблица конфликтов. 3

2. Социологическое исследование. 8

3. Проанализировать реальный конфликт. 18

Список литературы.. 22

1. Таблица конфликтов



К. Маркс

Г. Зиммель

Р. Дарендорф

Л. Козер

Дж. Бертон

природа

конфликт является неизбежным и очень расп­ространенным свойством социальных систем

Конфликт -неизбежное явление в общественной жизни

Специфика социальных конфликтов заключается в их обусловленности социальной структурой

Обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональной, психической расcтроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их взаимных коллизиях.

Природа конфликта кроется в нарушении ественных прав человека.

причины

социальная система систематически порождает конфликты причиной, которых является де­фицит ресурсов и в частности власти, а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов.


Конфликты вытекают из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности

источники - ролевые отношения и неравномерное распределе­ние власти, вытекающей из ролевых позиций и не всегда связанной с долей собственности, внутриорганизаци- онные субкультурные причины.


Сомнение в законности сущест­вующего распределения дефицитных ресурсов, обнищание групп из абсолютного превращается в относительное тем более вероятно, что эти группы станут зачинщика­ми конфликтов


основания конфликтных ситуаций -- ущемленные базовые потребности

функции

Перераспределение ресурсов общества

Некоторые конфликты укрепляют проч­ность и интеграцию социальной системы.

Негативное влияние на общество

интегративные и адаптивные функции в социальной системесодействует сохранению ус­тойчивости и жизненности организации.


Восстановление справедливости в обществе

Методы разрешения

мирные формы конфликта лучше урегулируют межличностные отношениям но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конф­ликта

снизить остро­ту возможного конфликта можно с помощью ослабления эмоциональных привязанностей членов группы, изолированности и разрозненности груп­пы



вскрытие и устранении причин потенциальных направлений, о прогнозировании возможных обострений конфликтных ситуаций.

последствия

конфликт по его мнению произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям

Может иметь как отрицательные последствия –разрушение так и положительные - сохра­нение и укрепление социальной системы как целостности сплочение и унификация социального организма.


разрушительные последствия насильственного неконструктив­ного конфликта.

Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью в теле общественного организма.


Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать центра­лизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать со­циальный контроль.

конфликт считается разрешенным, когда вскрыты и устранены действительные причины разногласий или столкновений с применением насилия


2. Социологическое исследование


Опрос работников проводился в ООО «Синтекострой»  расположенной по адресу  г. Новосибирск ул. Мира 58.(продажа строительных материалов).


1. Завъялова Л.Н. (оператор копировального аппарата)



Степень удовлетворенности (Суд):

1

Уровень з/платы     

0,8

2

Условия труда

0,8

3

Отношения в коллективе

0,6

4

Перспектива карьеры

0,4

5

Социальные гарантии

0,6


Вес удовлетворенности (Вуд):



0,25                    0, 25               0,15                     0,1 5                     0,2 

Уровень з/платы     условия      отношения в  перспектива   социальные

                                  Труда         коллективе      карьеры          гарантии

                           

О,8 * 0,25 = 0,2

О,8 * 0,25 = 0,2

0,6 * 0,15 = 0,09

0,4 * 0,15 = 0,06

0,6 * 0,2 = 0,12


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,2 + 0,2 + 0,09+ 0,06+0,12= 0,67% 2. Симонов С.К. (монтажник)

         

Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,8

2

Условия труда

0,8

3

Отношения в коллективе

0,4

4

Перспектива карьеры

0,6

5

Социальные гарантии

0,6



Вес удовлетворенности (Вуд):


 0,25                0,2                   0,15                  0,2                  0,2

Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           

О,8 * 0,25 = 0,2

О,8 * 0,2 = 0,16

0,4 * 0,15 = 0,06

0,6 * 0,2 = 0,12

0,6 * 0,2 = 0,12


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,2 + 0,16 + 0,06+ 0,12+0,12= 0,66% 3. Сафронова Е.М (секретарь)


Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,8

2

Условия труда

0,6

3

Отношения в коллективе

1

4

Перспектива карьеры

0,2

5

Социальные гарантии

0,6


Вес удовлетворенности (Вуд):



0,25                     0,15             0,3                  0,1                    0,2

 


Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           


О,8 * 0,25 = 0,2

О,6* 0,15 = 0,09

1 * 0,3 = 0,3

0,2 * 0,1 = 0,02

0,6 * 0,2 = 0,12


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,2 + 0,09 + 0,3+ 0,02+0,12= 0,73% 4. Иванова Г.М. (инспектор ОК)



Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,6

2

Условия труда

0,6

3

Отношения в коллективе

0,8

4

Перспектива карьеры

0,6

5

Социальные гарантии

0,4



           Вес удовлетворенности (Вуд):



0,2                   0,15                  0,25                 0, 25                 0,15               

Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           

О,6 * 0,2 = 0,12

О,6 * 0,15 = 0,09

0,8 * 0,25 = 0,2

0,6 * 0,25 = 0,15

0,4 * 0,15 = 0,06


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,09 + 0,2+ 0,15+0,06= 0,62% 5. Цапко М.С. (менеджер)


Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,4

2

Условия труда

0,6

3

Отношения в коллективе

0,6

4

Перспектива карьеры

0,4

5

Социальные гарантии

0,6



Вес удовлетворенности (Вуд):



         0,15                   0,2                      0, 2                 0,15                0,3


Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           

О,4 * 0,15 = 0,06

О,6 * 0,2 = 0,12

0,6 * 0,2 = 0,12

0,4 * 0,15 = 0,06

0,6 * 0,3 = 0,24


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,06 + 0,12 + 0,12+ 0,06+0,24= 0,60%














6. Кириченко (уборщица)



Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,6

2

Условия труда

0,8

3

Отношения в коллективе

1

4

Перспектива карьеры

0,2

5

Социальные гарантии

0,6



Вес удовлетворенности (Вуд):



           0,15                 0, 25                  0,3                    0,1                  0,2

Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           


О,6 * 0,15 = 0,09

О,8 * 0,25 = 0,2

1 * 0,3 = 0,3

0,2 * 0,1 = 0,02

0,6 * 0,2 = 0,12


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,09 + 0,2 + 0,3+ 0,02+0,12= 0,73%












7. Жилина О.В. (товаровед)


Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,8

2

Условия труда

0,8

3

Отношения в коллективе

0,6

4

Перспектива карьеры

0,6

5

Социальные гарантии

0,6


Вес удовлетворенности (Вуд):


           

            0, 3                  0,2                    0,15              0, 15                    0, 2


Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           


О,8 * 0,3 = 0,24

О,8 * 0,2 = 0,16

0,6 * 0,15 = 0,09

0,6 * 0,15 = 0,09

0,6 * 0,2 = 0,12


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,24 + 0,16 + 0,09+ 0,09+0,12= 0,70%














8. Хомченко С.К. (юрист)


Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,6

2

Условия труда

0,6

3

Отношения в коллективе

0,4

4

Перспектива карьеры

1

5

Социальные гарантии

0,2



Вес удовлетворенности (Вуд):



           0,2                     0, 25             0,15                     0,3                0,1


Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           


О,6 * 0,2 = 0,12

О,6 * 0,25 = 0,15

0,4 * 0,15 = 0,06

1 * 0,3 = 0,3

0,2 * 0,1 = 0,02


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,15 + 0,06+ 0,3+0,02= 0,65%













9. Горгесян И.М. (бухгалтер)


Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,6

2

Условия труда

0,8

3

Отношения в коллективе

0,4

4

Перспектива карьеры

0,4

5

Социальные гарантии

0,6



        Вес удовлетворенности (Вуд):


    0,2                    0,25                0,15                  0,2                   0, 2


Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

                           


О,6* 0,2 = 0,12

О,8 * 0,25 = 0,2

0,4 * 0,15 = 0,06

0,4 * 0,2 = 0,08

0,6 * 0,2 = 0,12


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,2 + 0,06+ 0,08+0,12= 0,58%


















10. Комаров М.Т. (водитель)



Степень удовлетворенности:

1

Уровень з/платы     

0,6

2

Условия труда

0,8

3

Отношения в коллективе

1

4

Перспектива карьеры

0,4

5

Социальные гарантии

0,4



Вес удовлетворенности (Вуд):


           0,2                     0,25                 0, 25               0,1                   0,2


Уровень з/платы      условия          отношения в  перспектива   социальные

                                   Труда            коллективе      карьеры          гарантии

О,6 * 0,2 = 0,12

О,8 * 0,25 = 0,2

1 * 0,25 = 0,25

0,4 * 0,1 = 0,04

0,4 * 0,2 = 0,08


Коэффициент благосостояния (Кбл) = 0,12 + 0,2 + 0,25+ 0,04+0,08= 0,69%


0,67+0,66+0.73+0,62+0,60+0,73+0,70+0,65+0,58+0,69= 6,63 / 10 = 66,3 (коэффициент благосостояния предприятия) 3. Проанализировать реальный конфликт

Василий Петрович организовал свою фирму по изготовлению мебели. Подобрался хороший коллектив трудолюбивых и ответ­ственных работников. Заказы на мебель поступали во многом благодаря прежним связям Василия Петровича, ранее работав­шего в большой строительной компании. Вскоре к Василию Пет­ровичу пришел старый знакомый и попросил взять его на рабо­ту. Так как Василий Петрович знал Виктора как очень хорошего столяра и, в общем, неплохого человека, он после недолгих раз­думий принял его в фирму.     

Как потом выяснилось, в предыдущие годы Виктор сменил много мест работы, считая, что его недооценивают как та­лантливого столяра, ущемляют в зарплате и не дают полно­стью реализовать себя.

По обычному сценарию история развивалась и на новом мес­те. На малейшее замечание Виктор реагировал болезненно, тотчас вступал в спор, до хрипоты отстаивая свою точку зре­ния. Сначала коллективе не придавали большого значения горячности Виктора, так как слишком заняты были делом. Но по­сле того, как Виктор допустил ряд ошибок в технологии обра­ботки дерева и при этом ни за что не хотел признавать свою вину, коллеги обратились к Василию Петровичу.

Василий Петрович, человек мягкий и не терпящий конфлик­тов, оказался в затруднительном положении. Он стоял перед выбором: пустить дело на самотек и подождать, что будет дальше, или уволить Виктора за некомпетентность. Виктору, между тем, удалось уверить Василия Петровича, что он не по­вторит своих ошибок. Василию Петровичу было легче ему пове­рить и закрыть глаза на возмущение всего коллектива.

Виктор, почувствовав свою безнаказанность, ходил с гордо поднятой головой. Работники фирмы негодовали, но сделать ничего не смогли. Не увольняться же всем. Решили дать Викто­ру еще один шанс.

Как-то, работая над заказом вместе с более молодым сто­ляром, Виктор в ответ на его замечание взорвался: «Ты кого учишь, молоко еще на губах не обсохло». Возникла словесная пе­репалка. После этого случая дня не проходило спокойно, каза­лось, Виктор только и искал повода, чтобы поскандалить.

В данном случае имеет место конфликт между личностью (Виктор) и группой (рабочий коллектив)  этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую сис­тему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавля­ются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личнос­тью и группой может быть как конструктивным, так и деструктив­ным, В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и группо­вой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, проис­ходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция. В нашем случае происходит сплочение коллектива против Виктора, однако разрешить конфликт будет непросто так как причина его скрывается в личности одного человека который противопоставляет себя обществу. Цель Виктора добиться превосходства в коллективе.

Если суммировать основные способы устранения противо­речий, лежащих в основе конфликта, то ими могут быть следу­ющие:

устранение объекта конфликта;

раздел объекта конфликта между сторонами;

установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

разведение сторон конфликта;

перенос отношений сторон в другую плоскость, предпо­ лагающую выявление у них общего интереса и пр.

Разрешение конфликта — достижение соглашения по спор­ному вопросу между участниками, в том числе соглашение в результате совпадения мнений; соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; согла­шение, навязанное одной из противоборствующих сторон.

В первом и третьем случаях разрешение конфликта предпо­лагает обоюдную активность соперников. Практика показыва­ет, что в большинстве случаев процесс разрешения конфликта нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому.

В нашем случае при продолжении описанного конфликта будет наблюдаться дисфункциональные последствия конфликтов: неудов­летворенность людей, их плохое самочувствие, рост текучести кадров, проявление непродуктивной конкуренции с другими группами, преуменьшение возможностей сотрудничества, из­лишне сильная преданность коллективу своей группы, пред­ставление о другой стороне как о «враге», уменьшение комму­никаций вплоть до их полного исчезновения, смешение акцен­та — придание большого значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы.

Позиция занятая Василием Петровичем может привести к описанным выше дисфункциональным последствиям.





Список литературы

1.     Барсамов В.А. Политические кризисы и смуты (история, теория, современность) М.; 1996.    

2.     Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

3.     Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политологический анализ. Ростов н/Д, 1992.

4.     Зеркин Д. М. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998.

5.     Купряшин Г. Л. Кризисы модернизации // Кентавр 1994. №3