Тема 5. Цена и ценообразование

  1. Цена - главнейший элемент РО.
  2. Виды цен.
  3. Факторы, воздействующие на цену.
  4. Влияние потребителей, государства и дилеров на установление цены.
  5. Влияние издержек и конкуренции на установление цены.
  6. Цена приобретения и цена потребления.
  7. Основные цели фирмы при установлении цены.
  8. Методы, реализующие цели ценообразования.
  9. Ценовая стратегия фирмы.
  10. Последовательность действий при установлении цены.

Цена - определяется затратами ПР на изготовление и реализацию Т и отражается денежной оценкой полезности его для П.

Количественная характеристика цены - главнейший рычаг рыночного механизма, согласующий спрос и предложение в конкретных условиях рынка;

она, как правило, интересует П и привлекает проще, чем реклама Т.

Цена - гибкий инструмент маркетинга, который меняется в период жизненного цикла Т.

Требование к ценообразованию - цена должна быть достаточной, чтобы компенсировать издержки и воспроизводство Т, но способной выдержать конкуренцию других ПР.

Виды цен - оптовые, розничные, тарифы; фиксированные, регулируемые и свободные; расчетными и договорными.

Факторы, воздействующие на цену: П, издержки производства и реализации, конкуренты, государство, дилеры.

Закон спроса – П из двух товаров одинакового качества приобретает тот, у которого ниже цена.

Увеличение прибыли обеспечивается за счет снижения цен при эластичном спросе, за счет увеличения цен – при неэластичном спросе.

При установлении цены необходимо читывать психологические особенности П, по-разному относящемуся к колебанию цены (экономные, апатичные, персонифицированные, этичные) и остроту потребности в Т (например, связанную с сезонностью).

Уровень конкуренции оказывает влияние на цены: чем выше конкуренция, тем ниже цена.

Государство влияет на цены через налоги, пошлины и может устанавливать тарифы и регулируемые цены.

При наличии косвенных каналов сбыта при традиционной системе посредники могут оказаться конкурентами, а при вертикальной и горизонтальной – способствуют реализации Т (например, лизинг) или затрудняют его реализацию, завышая цену, исходя из своих интересов.

Основные цели фирмы    прибыль, увеличение сбыта, выживаемость, лидерство; причем, лидером может быть фирма-лидер или фирма, временно диктующая цены(барометрический лидер), а цена как бы «приходит с рынка», отражая его реалии.

Обеспечение прибыльности – краткосрочная и среднесрочная цель, связанная с увеличением текущей прибыли и объема наличных денег.

Увеличение сбыта  - долгосрочная цель, связанная с закреплением определенной доли рынка с максимальной долей сбыта Т.

Обеспечение выживаемости – краткосрочная цель, связанная с окупаемостью затрат при сохранении положения на рынке; причем, цена едва превышает затраты.

Обеспечение лидерства – долгосрочная цель, связанная с поставкой на рынок Т с высокими потребительскими свойствами при высокой цене; причем, потребительские свойства динамически улучшаются.

Различные цели реализуются различными методами; причем, каждый метод должен: обеспечивать безубыточность, получение прибыли, выигрыш в конкурентной борьбе, удовлетворять П.

Метод, основанный на издержках — издержки + средняя прибыль, требует хорошего знания производства (рассчитывается безубыточность) и может привести к ограничениям при получении прибыли (рис. 5.1).

 























 

 














Рис. 5.1

Метод, основанный на мнении П позволяет установить разные цены на один Т в разных сегментах рынка.

Метод, основанный на ценах конкурентов - гонка за лидером, при которой необходимо учитывать издержки (рис. 5.2).









Рис. 5.2





Уровень модели

                     Оценочные                      показатели.



Характер изменения показателя.

1

2

3













 

I уровень.

Увеличение до 20% и более















 

Увеличение до 50% и более















 

Уменьшение до 20% и более
















 

Уменьшение до 50% и более
















 

Наличие качественных изменений.















 

Исключение излишних свойств
















 

II уровень.

Состав функциональных блоков.

Станина


(1)

Бабка изделия.

(2)

Суппортная группа

(3)

Задняя бабка

(4)

Механизм подачи

(5)

Устройство накопления и смены инструмента и изделий.


Система управления.

(7)


Система контроля и диагностики.

(8)

                   Группа новизны


Степень сложности

В

Г

Д

В

Г

Д

В

Г

Д

В

Г

Д

В

Г

Д

В

Г

Д

В

Г

Д

В

Г

Д

Кк

III


1,0

1,3

1,7






















IV


1,2

1,6

2,1






















V


1,5

1,9

2,5






















III уровень.

Состав функциональных блоков.

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень унификации.

Ку1

Ку2

Ку3

Ку4

Ку5

Ку6

Ку7

Ку8

До 10%

1,7 – 1,9









До 50%

1,5 – 1,7









До 70%

1,3 – 1,5









До 90%

1,1 – 1,3









100%

1,0









IV уровень.

Состав функциональных блоков.

1

2

3

4

5

6

7

8

Коэффициент учитывающий издержки производства при изготовлении.

КП1

КП2

КП3

КП4

КП5

КП6

КП7

КП8

Существенное упрощение конструкции.

0,3 – 0,6









Средняя степень упрощения конструкции.

0,6 – 0,9









Малая степень изменения конструкции.

0,9 – 1,1









Средняя степень усложнения  конструкции.

1,1 - 1,4









Существенное усложнение конструкции.

1,4 – 2,0









Ценовая стратегия фирмы - долгосрочная ценовая деятельность, позволяющая прогнозировать объем прибыли, долю рынка и определять маркетинговые исследования.

Разновидности стратегий фирмы:

а) снятие сливок при монополии на рынке и превышении спроса над предложением,

б) проникновение на рынок путем временного установления низких цен с последующим их увеличением при успехе,

в) диверсификация цен - различные цены на одинаковые товары в разном месте и в разное время.

Последовательность действий при установлении цены:

а) установка цели ценообразования,

б) определение спроса на Т (верхняя граница цены),

в) определение издержек (нижняя цена),

г) анализ цен и Т конкурентов,

д) выбор метода ценообразования,

е) установление первоначальной цены,

ж) прогноз действия государства,

з) прогноз действий П (окончательная цена),

и) корректировка цены по этапам жизненного цикла.

            Причем, лидером может быть доминирующая фирма или временно диктующая цены фирма (барометрический лидер), а цена как бы «приходит с рынка», отражая его реалии.