Тема 5. Цена и ценообразование
- Цена - главнейший элемент РО.
- Виды цен.
- Факторы, воздействующие на цену.
- Влияние потребителей, государства и дилеров на установление цены.
- Влияние издержек и конкуренции на установление цены.
- Цена приобретения и цена потребления.
- Основные цели фирмы при установлении цены.
- Методы, реализующие цели ценообразования.
- Ценовая стратегия фирмы.
- Последовательность действий при установлении цены.
Цена - определяется затратами ПР на изготовление и реализацию Т и отражается денежной оценкой полезности его для П.
Количественная характеристика цены - главнейший рычаг рыночного механизма, согласующий спрос и предложение в конкретных условиях рынка;
она, как правило, интересует П и привлекает проще, чем реклама Т.
Цена - гибкий инструмент маркетинга, который меняется в период жизненного цикла Т.
Требование к ценообразованию - цена должна быть достаточной, чтобы компенсировать издержки и воспроизводство Т, но способной выдержать конкуренцию других ПР.
Виды цен - оптовые, розничные, тарифы; фиксированные, регулируемые и свободные; расчетными и договорными.
Факторы, воздействующие на цену: П, издержки производства и реализации, конкуренты, государство, дилеры.
Закон спроса – П из двух товаров одинакового качества приобретает тот, у которого ниже цена.
Увеличение прибыли обеспечивается за счет снижения цен при эластичном спросе, за счет увеличения цен – при неэластичном спросе.
При установлении цены необходимо читывать психологические особенности П, по-разному относящемуся к колебанию цены (экономные, апатичные, персонифицированные, этичные) и остроту потребности в Т (например, связанную с сезонностью).
Уровень конкуренции оказывает влияние на цены: чем выше конкуренция, тем ниже цена.
Государство влияет на цены через налоги, пошлины и может устанавливать тарифы и регулируемые цены.
При наличии косвенных каналов сбыта при традиционной системе посредники могут оказаться конкурентами, а при вертикальной и горизонтальной – способствуют реализации Т (например, лизинг) или затрудняют его реализацию, завышая цену, исходя из своих интересов.
Основные цели фирмы прибыль, увеличение сбыта, выживаемость, лидерство; причем, лидером может быть фирма-лидер или фирма, временно диктующая цены(барометрический лидер), а цена как бы «приходит с рынка», отражая его реалии.
Обеспечение прибыльности – краткосрочная и среднесрочная цель, связанная с увеличением текущей прибыли и объема наличных денег.
Увеличение сбыта - долгосрочная цель, связанная с закреплением определенной доли рынка с максимальной долей сбыта Т.
Обеспечение выживаемости – краткосрочная цель, связанная с окупаемостью затрат при сохранении положения на рынке; причем, цена едва превышает затраты.
Обеспечение лидерства – долгосрочная цель, связанная с поставкой на рынок Т с высокими потребительскими свойствами при высокой цене; причем, потребительские свойства динамически улучшаются.
Различные цели реализуются различными методами; причем, каждый метод должен: обеспечивать безубыточность, получение прибыли, выигрыш в конкурентной борьбе, удовлетворять П.
Метод, основанный на издержках — издержки + средняя прибыль, требует хорошего знания производства (рассчитывается безубыточность) и может привести к ограничениям при получении прибыли (рис. 5.1).
Рис. 5.1
Метод, основанный на мнении П позволяет установить разные цены на один Т в разных сегментах рынка.
Метод, основанный на ценах конкурентов - гонка за лидером, при которой необходимо учитывать издержки (рис. 5.2).
Рис. 5.2
Уровень модели |
Оценочные показатели. Характер изменения показателя. |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
I уровень. |
Увеличение до 20% и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Увеличение до 50% и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Уменьшение до 20% и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Уменьшение до 50% и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Наличие качественных изменений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Исключение излишних свойств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
II уровень. |
Состав функциональных блоков. |
Станина (1) |
Бабка изделия. (2) |
Суппортная группа (3) |
Задняя бабка (4) |
Механизм подачи (5) |
Устройство накопления и смены инструмента и изделий. |
Система управления. (7) |
Система контроля и диагностики. (8) |
|||||||||||||||||||
Группа новизны Степень сложности |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
||||
Кк |
||||||||||||||||||||||||||||
III |
1,0 |
1,3 |
1,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
IV |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
V |
1,5 |
1,9 |
2,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
III уровень. |
Состав функциональных блоков. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||||||||||
Уровень унификации. |
Ку1 |
Ку2 |
Ку3 |
Ку4 |
Ку5 |
Ку6 |
Ку7 |
Ку8 |
||||||||||||||||||||
До 10% |
1,7 – 1,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
До 50% |
1,5 – 1,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
До 70% |
1,3 – 1,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
До 90% |
1,1 – 1,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
100% |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
IV уровень. |
Состав функциональных блоков. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||||||||||
Коэффициент учитывающий издержки производства при изготовлении. |
КП1 |
КП2 |
КП3 |
КП4 |
КП5 |
КП6 |
КП7 |
КП8 |
||||||||||||||||||||
Существенное упрощение конструкции. |
0,3 – 0,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Средняя степень упрощения конструкции. |
0,6 – 0,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Малая степень изменения конструкции. |
0,9 – 1,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Средняя степень усложнения конструкции. |
1,1 - 1,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Существенное усложнение конструкции. |
1,4 – 2,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Ценовая стратегия фирмы - долгосрочная ценовая деятельность, позволяющая прогнозировать объем прибыли, долю рынка и определять маркетинговые исследования.
Разновидности стратегий фирмы:
а) снятие сливок при монополии на рынке и превышении спроса над предложением,
б) проникновение на рынок путем временного установления низких цен с последующим их увеличением при успехе,
в) диверсификация цен - различные цены на одинаковые товары в разном месте и в разное время.
Последовательность действий при установлении цены:
а) установка цели ценообразования,
б) определение спроса на Т (верхняя граница цены),
в) определение издержек (нижняя цена),
г) анализ цен и Т конкурентов,
д) выбор метода ценообразования,
е) установление первоначальной цены,
ж) прогноз действия государства,
з) прогноз действий П (окончательная цена),
и) корректировка цены по этапам жизненного цикла.
Причем, лидером может быть доминирующая фирма или временно диктующая цены фирма (барометрический лидер), а цена как бы «приходит с рынка», отражая его реалии.