Содержание

Введение. 3

1. Определение понятия фирменного стиля предприятия, его элементов и его назначения. 4

2. Правила создания и подходы к разработке фирменного стиля предприятия. 8

Заключение. 19

Список источников. 20

Введение

Создание  равных  условий  хозяйствования    для   различных   типов товаровладельцев,  внедрение конкурентных начал в их  деятельность и повышение ответственности за ее результаты,  необходимость насыщения рынка  товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают  объективную   потребность   в   том,  что может  обеспечивать должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также  производимых  ими  товаров  и  услуг.  Эту  роль  и  призван  выполнять такой объект  промышленной собственности, как фирменный стиль.

Особое внимание   к   рассматриваемому   объекту   промышленной собственности обусловлено  теми   функциями,  которые  он   призван  выполнять в хозяйственном обороте. Фирменное стиль, включающий  коммерческое  имя предпринимателя, неразрывно  связано  с его деловой репутацией.  Таким образом предприниматель  совершает  сделки  и  иные  юридические действия,  несет  юридическую  ответственность  и  осуществляет свои права  и  обязанности,  рекламирует  и  реализует  произведенную  им продукцию  и  т.д.  Фирменный  стиль,  ставший  популярным  у потребителей и пользующийся доверием у деловых  партнеров,  приносит предпринимателю  не  только  немало  дивидендов,  но  и  заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг.  Использование фирменного стиля выполняет  также  существенную информационную  функцию,  поскольку  доводит до сведения третьих лиц данные о предприятии. Поэтому  данная тема является актуальной.

Целью работы является рассмотрение основных аспектов разработки фирменного стиля предприятия.

Основные задачи контрольной работы:

·      Определение фирменного стиля, его назначения;

·      Рассмотрение моментов, связанных с созданием фирменного стиля и его элементов.

1. Определение понятия фирменного стиля предприятия, его элементов и его назначения.

Фирменный стиль — это ряд взаимосвязанных приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий, а с другой — противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. Фирменный стиль включает в себя:

1) словесный товарный знак (некоторое условное обозначение фирмы или продукта);

2) графический товарный знак (название фирмы, выполненное в определенной графической манере, необычным, запоминающимся шрифтом);

3) цветовая гамма (цвета, которые в сочетании с формой товарного знака создают определенный, запоминающийся образ);  

4) фирменный шрифт (для оформления печатной продукции может быть выбран определенный шрифт);        

5) фирменный блок (может включать товарный знак, почтовые, банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламный символ, слоган);

6) схема верстки (определенная компоновка всей печатной продукции или, как минимум, рекламных объявлений);       

7) слоган (короткая фраза, девиз фирмы или товара);      

8) рекламный символ фирмы (логотип — специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия (или группы товаров данного предприятия; определенный персонаж или образ, закрепленный за фирмой и/или выражающий суть ее деятельности).

Носителями фирменного стиля могут выступать: фирменный бланк, конверт, визитная карточка, папка, информационный лист, проспект, буклет, плакат, сувениры, упаковочная бумага, пакеты и т.п. (2, с.256)

Фирменный стиль — это отражение своеобразия работы предприятия, его технической и торговой политики. Он помогает предприятию завоевать популярность, а значит, и обеспечить сбыт товара на данном рынке.

С помощью фирменных знаков, шрифтов, цветов, клиенты и партнеры отождествляют вашу продукцию или рекламные материалы именно с вашей организацией, отличают вас от компаний-конкурентов. Фирменный стиль сильнейшим образом влияет на восприятие клиента, является важным шагом в построении узнаваемости брэнда. Профессионально разработанный фирменный стиль способствует повышению общего имиджа и репутации компании на рынке.

 Эффективный фирменный блок должен быть оригинальным, хорошо запоминающимся, должен иметь неповторимый образ и вызывать позитивные ассоциации.

Он должен отвечать высоким эстетическим требованиям и уровню современной графики. В то же время, фирменный блок должен быть простым для восприятия, а так же в изображении и употреблении, то есть легко сочетаться с текстом и другими элементами оформления.   (4, с. 31)

Название и логотип Вашей компании распространяют информацию о ней в окружающий мир. В идеале, Ваш логотип должен показывать, что у Вас за компания и чем Вы занимаетесь. Для некоторых людей факт того, что создание фирменного стиля компании является делом длительным и серьезным, до сих пор абсолютно не известен. Этот процесс гораздо сложнее и многограннее, чем просто написание задание для дизайнера. Все чаще и чаще, идея имени и фирменного стиля компании становятся частью гораздо более сложного процесса создания брэнда. По существу, они становятся основой и духовным началом брэнд-идеи компании. (2, с.248)  

Таким образом, Ваше фирменное имя, логотип должны быть тесно переплетены с основным родом Вашей деятельности. Вот некоторые аспекты, на которых имеет смысл остановится более подробно для достижения наилучших результатов в долгосрочном периоде:

1) Ваш фирменный стиль говорит обо всем. Прежде чем приступить к созданию фирменного стиля компании, рекомендуется разработать брэнд стратегию Вашей компании и Вашу целевую аудиторию. Затем следует перенести всю эту информацию в дизайн логотипа. Задайтесь вопросами, хотите ли Вы видеть Вашу компанию большой и традиционной или современной и эклектичной, ориентированной на технологию или сервис, серьезной или забавной. Какими бы ни были Ваши ответы, они должны найти свое отражение в дизайне логотипа.

2) Однако,  всему есть пределы. Требования некоторых компаний могут быть так велики, что их вряд ли удастся включить в один логотип. Вывод: не требуйте слишком много от Вашего логотипа, и все будет в порядке.

3) Подбирайте аккуратно Ваш дизайн. Каждая дизайнерская компания имеет свой собственный подход, стиль и различные решения, которые все отражаются на их работе.  

4) Внимательно проанализируйте резюме дизайнерских компаний на предмет достаточного опыта и стиля, который Вам нужен.

5) Избегайте клише в дизайне. Овалы, бегущие человечки и прочая ординарность являются лишь некоторыми примерами клише, которые выбирают люди в качестве логотипа своей компании. И поскольку эти предметы знакомы, милы и удобны в обыгрывании, они являются общей тенденцией и вряд ли смогут быть выделены из общей массы. Довольно тяжело быть оригинальным, но абсолютно точно есть более креативные способы для демонстрации скорости и движения, чем быстро и с шумом исчезающий логотип (swoosh (попробуйте произнести слово и станет более понятно о чем идет речь; переводу поддается с большим трудом)).

6) Не связывайте Ваш дизайн с определенным этапом развития компании, он должен быть на все времена. Так же, как Вы будете выбирать имя для компании, которое не будет Вас смущать в дальнейшем, Ваш логотип должен создаваться с прицелом на будущее. И если Вы искушены созданием логотипа в модных цветах и шрифтах, помните, что он недолгое время будет в фаворе, так же, как и Ваша компания.

7) Создайте дизайн, который бы мог быть использованным в любой среде. Одна из наиболее часто встречаемых ошибок при создании логотипа состоит в том, что логотип создается лишь для использования в одной среде: например на визитках. Либо цвета слишком неяркие, либо шрифт слишком нечеткий, либо Ваш логотип нельзя адекватно перенести на homepage. Помните: Ваш логотип будет использоваться везде и всюду, начиная с футболок и журналов и заканчивая письмами и сайтами. Лучшие логотипы могут быть использованы, где только Вам вздумается.          (6, с.29-30)

Важно понять, что создание фирменного стиля – это чуть ли не первая вещь, о которой стоит позаботиться вновь созданной компании, даже если она совсем небольшая.

Привлечь внимание потенциальных потребителей – цель создания фирменного стиля и последующей рекламной работы. Поэтому большинство быстрорастущих компаний рассматривают затраты на рекламу как долгосрочные и высокоприбыльные капиталовложения, а не обременительные расходы.

Существует некий минимальный "джентльменский набор" для любой современной компании, без которого трудно, почти невозможно привлечь потребителей и партнеров. Это  визитные карточки, Веб-сайт, бланки, вывеска. Фирменный стиль – это то, что делает компанию узнаваемой, рекламу – запоминающейся. Он проявляется в повторении основных элементов фирменного дизайна (логотип, цвета, шрифты) на всех элементах рекламной компании. (1, с.213)

При создании фирменного стиля необходимо помнить о том, что выбранный стиль в идеале должен хорошо выглядеть как на визитке 90*50 мм, так и на рекламном щите площадью 5 кв. м, как в цвете, так и в черно-белом варианте (например, факсимильная копия). Задача непростая, но выполнимая.

В окончательном варианте работа по созданию фирменного стиля должна быть представлена в виде следующей информации в нескольких форматах на электронном носителе:  

1. Логотип в цвете и в черно-белом варианте (если таковой предусмотрен) с расшифровкой цветов и шрифтов.

2. Основные текстовые шрифты также с расшифровкой.

3. Макеты визитных карточек, бланков и прочей полиграфической продукции в границах оговоренного печатного формата. Если употребляются какие-либо фоны или сетки, они также должны быть подробно описаны. Если изготовление продукции связано с использованием нестандартной технологии, это тоже должно быть отражено.  (2, с.258)

2. Правила создания и подходы к разработке фирменного стиля предприятия.

Чтобы создать хороший фирменный стиль, нужно думать глобально и правильно задавать вопросы. Главные секреты – профессиональная грамота, выбор правильных инструментов коммуникаций и умение не сказать лишнего. А самые частые ошибки – это просто неследование этим советам. Дело в том, что образовательный уровень, место общения с визуальной коммуникацией определяют язык, на котором должен вестись разговор. Дизайнер должен профессионально владеть своими инструментами, ибо в первую очередь он пропагандист и агитатор. А уже затем он должен развивать своего внутреннего художника, чтобы сделать работу максимально эстетично и эффективно.

Тут можно сослаться на спорную, но единственно разумную теорию, которая обосновывает нашу профессию: мы все знаем, что есть базовые потребности человека и надстроечные. Базовыми называют те, которые обеспечивают физическое и социальное выживание, – и на этом обычно останавливаются. Однако эстетические потребности тоже являются базовыми – еще древний человек, не имея никаких конкурентных задач, придавал своим предметам быта красивую форму. Применение художественных навыков, красивых графических решений является необходимым элементом в построении визуальных коммуникаций – фирменного стиля и рекламы. (1, с.224)

Эффективность не может быть важнее эстетики. А если говорить про надстроечные мотивации, такие как социальный успех, самоидентификация, противостояние обществу, то уж там эстетика является главным символом и инструментом общения. Одним словом, художественная часть данной работы очень важна, описать ошибки ее очень сложно, их миллионы, – нужно просто смотреть и учиться.

Сам фирменный стиль является средством коммуникации и многократно увеличивает возможности воздействия на потребителя. С помощью физических атрибутов можно создать очень хорошее послание. Собственно говоря, главная цель графического дизайна в том, чтобы не испортить это послание. (2, с. 261)

Три правила создания фирменного стиля:       1. Фирменный стиль должен быть запоминающимся.

По этой причине логотип должен быть простым, чтобы клиенты могли легко его запомнить, и существенно отличающимся от других логотипов, чтобы можно было выделить его среди списка конкурентов. При разработке логотипа и фирменного стиля используются не только шрифты, но и создаются графические элементы, так как процесс запоминания изображения в человеческом сознании происходит быстрее, чем запоминания слов и названий. 2. Фирменный стиль должен быть легко узнаваемым.

Элементы вашего фирменного стиля должны ассоциироваться именно с вашей компанией. Причем он должен одинаково выглядеть и быть читаемым на всех рекламных носителях и медиа средствах (на фирменном бланке, экране телевизора или на корпусе троллейбуса). Важно, чтобы ваш стиль можно было узнать не только в цветном, но и черно-белом варианте (например, на факсимильных сообщениях или ксерокопиях).     3. Фирменный стиль должен быть масштабируемым.

Изображение логотипа может быть очень маленьким, например, для изготовления визитных карточек, или очень большим для наружной рекламы. Задача наших дизайнеров разработать фирменный стиль, хорошо копируемый в обоих случаях без искажения нашего восприятия.    (4, с.33)

Существует два подхода к созданию фирменного стиля:

·        Разработка полностью фирменного стиля компании. В этом случае дизайнеры разрабатывают идею и концепцию стиля, цветовые гаммы, фирменные блоки, придумывают компоновки фирменного знака с другими объектами или текстом, а также корпоративную визитку, фирменный конверт, фирменный бланк, форму для факса, фирменную папку.

·        Разработка некоторых объектов фирменного стиля. В этом случае, как правило, заказываются отдельно: бланк, визитка, конверт и т.д. В этом случае происходит простая разработка дизайна всех макетов, и дизайнеры изготавливают их и подходят к ним не как к стилю, а как к макетам, конечно же, придерживаясь некоторых норм разработки фирменного стиля.

Специалисты проводят анализ деятельности, характера и отличительных черт компании, подбирают символические графические элементы и цветовую гамму, создают 5-8 предварительных эскизов, дорабатывают наиболее понравившийся  вариант. (6, с. 30)

Рекламный слоган (девиз фирмы) – это краткая запоминающаяся фраза, которая передает в яркой, образной форме основную идею рекламной кампании. Слоган помогает выделить фирму среди ее конкурентов и придает цельность серии рекламных мероприятий. Хороший слоган поддерживает реноме компании и отражает ее специфику. Важными риторическими характеристиками слогана являются краткость, ритмический и фонетический повтор, контрастность, языковая игра и эффект скрытого диалога. Слоган является важной составляющей фирменного стиля, рекламной и PR-политики.

Создание хорошего слогана требует большого мастерства, интуиции, творческого прозрения. Тем не менее, можно сформулировать некоторые принципы построения удачных слоганов. Эти принципы относятся к содержательной, информационной стороне слогана или имеют отношение к риторике – к  тому, как преподносится эта информация.

Информация, которая закладывается в слоган, должна быть субъективно значимой для потребителей и отражать специфику фирмы. Фразы, применимые в любой ситуации и подходящие для многих фирм (типа "Будем вместе"), в рекламе мало пригодны. (5, с.76)

С содержательной точки зрения, для престижной рекламы наиболее подходящими являются слоганы, которые помогают создать и поддерживать реноме компании, вызывают одобрение принципов ее работы, формируют доверительное отношение к ней.

Это могут быть слоганы, в которых заявлены высокие цели работы фирмы, как в известных фразах: "Мы приносим хорошее в жизнь" (General Еlectric); "Изменим жизнь к лучшему" (Philips); "Будущее обретает реальность" (Goldstar); "Надо жить играючи" (Moulinex); "Деньги - средство, цель - созидание" (Всероссийский биржевой банк).

Другое возможное решение – создать  ассоциативную связь фирмы созначимыми событиями, известными персонажами, общечеловеческими ценностями. При этом общий настрой рекламы должен быть позитивный, а рекламные образы – поддерживать  ощущение значимости и солидности фирмы. Необходимо учитывать, что эмоциональный настрой переносится с рекламного сюжета на рекламируемый объект.

В риторическом плане удачный слоган также должен удовлетворять целому ряду требований. Так, действует ограничение на длину слогана, соответствующее объему оперативной памяти - не более семи слов. Слоган должен подчиняться определенным законам ритмической организации (частичный или полный повтор ритмических структур). В фонетическом отношении наиболее удачными могут быть признаны слоганы, содержащие звуковой повтор (аллитерацию), особенно если они по звучанию напоминают название фирмы или марки: "Rowenta. Радость в Вашем доме"; "Tefal. Ты всегда думаешь о нас"; "Revlon. Революция цвета"; "Wella. Вы великолепны". Фонетическое уподобление слогана и названия создает более прочную связь между ними и придает названию дополнительную осмысленность: в самом звучании названия угадывается смысл, заложенный в слогане. (6, с.31)

Известно, что маркетинг может быть эффективен только в том случае, когда товар соответствует потребностям рынка. Аналогичная ситуация с фирменным стилем - если товар не в состоянии удовлетворить потребителя, то любой, самый гениальный фирменный стиль, созданный для него, обречен на провал.

Создание фирменного стиля – это  творчество, основанное на глубоком знании рынка. Процесс создания фирменного стиля достаточно сложен, а цена ошибки может составлять просто астрономическую сумму, поэтому многие крупные компании предпочитают не заниматься этим самостоятельно, а передать создание фирменного стиля фирме-профессионалу в этой области.

Начало работы над любым фирменным стилем - его позиционирование на рынке. Позиционирование фирменного стиля - место на рынке, занимаемое фирменным стилем по отношению к конкурентам, а также набор покупательских потребностей и восприятия; часть индивидуальности фирменного стиля, которая должна активно использоваться для «отстройки» от конкурентов. Соответственно, позиция фирменного стиля - это то место, которое занимает фирменный стиль в умах целевого сегмента по отношению к конкурентам. Она фокусируется на тех достоинствах фирменного стиля, которые выделяют его из числа конкурентов. Обычно используется следующая схема: «Для целевого сегмента фирменный стиль Х это фирменный стиль, который выделяется». (1, с.227)

Происходит определение стратегии фирменного стиля, то есть путей, по которым будут используются ресурсы организации для создания ценности фирменного стиля.

Стратегия включает в себя следующие элементы:

1.     Кто является целевой аудиторией.

2.     Какое обещание (предложение) следует сделать этой аудитории.

3.     Какое доказательство необходимо ей привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит.

4.     Какое конечное впечатление следует оставить.

Стратегия фирменного стиля также определяет, с помощью каких методов четыре перечисленные выше пункта могут быть выполнены. Обещание преимуществ, даваемых авторами фирменного стиля - это та основная идея, которая лежит в основе фирменного стиля. Создание любой идеи - это вопрос творчества, таланта, поэтому руководств типа «как создать гениальный фирменный стиль» никогда не было и не будет. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые позволяют облегчить создание идеи и направить мысли в нужное русло. (2, с.264)

При создании фирменного стиля специалисты предлагают всегда помнить о позиционировании товаров и о стратегии, разработанной для этого фирменного стиля. Не стоит перегружать фирменный стиль множеством идей - нужно выбрать одну самую ценную и донести ее до сознания потребителя.

Для создания успешного фирменного стиля стоит обратить внимание на другие фирменные стили, присутствующие на том же сегменте рынка. Это позволит, во-первых, избежать дублирования уже существующего фирменного стиля на рынке, во-вторых, учесть ошибки и просчеты, совершенные конкурентами, в-третьих, может натолкнуть на оригинальную идею. (5, с.78)

Один из специалистов в области рекламы, Россер Ривз, разработал интересный принцип формировании фирменного стиля – использование  уникального свойства продукции. Этот принцип был назван философией «уникального свойства продукции». Идея проста – необходимо  перебрать все свойства товаров, производимых и/или продаваемых приедприятием, до тех пор, пока не найдется что-то уникальное, что можно об этих товарах сказать. Если в реальности ничего уникального нет, необходимо найти особенность товаров, оставшуюся незамеченной, и сделать ее своей. Это уникальное свойство, которое эта и только эта организация может предложить покупателю.

Однако подобный подход таит в себе серьезную опасность: вполне можно представить себе товар, у которого нет таких уникальных качеств или не важны или не интересны для потребителя (например - пиво, бензин, моторные масла, хлебобулочные изделия, сливочное масло, дезодоранты, лаки для волос). В таких случаях не следует искусственно выискивать эти уникальные качества, а стоит обратиться к другим приемам - например, использовать шоу-эффекты.

Для того чтобы создать удачный фирменный стиль, нужно знать о товаре и о его производителе как можно больше – факты  об этом товаре и смежных областях (например, создавая фирменный стиль для компании, продающей клей, неплохо познакомиться с органической химией), историю развития этого товара и предприятия-производителя, примеры использования - словом, все, что так или иначе связано с товаром. (4, с.35)

Как утверждают специалисты, на оригинальную идею могут натолкнуть необычные источники, порой даже совершенно не связанные с изучаемым товаром. Так, например, если целевая аудитория - это инженеры, ученые, то имеет смысл обратиться к специализированным изданиям, которые они читают, в поисках интересных и звучных терминов.

При формировании идеи фирменного стиля следует как можно более четко представить себе целевую аудиторию, причем не абстрактно, а на конкретных примерах. Нужно представлять себе, чего хочет целевая аудитория - что ее интересует, чем увлекается, как выглядит, о чем говорит.

По мнению специалистов, существует 16 тем, привлекающих повышенное внимание людей. Если их использовать в качестве идеи, лежащей в основе фирменного стиля, то вероятность того, что люди обратят на это предприятие внимание, окажется выше (хотя с данное утверждение  может показаться спорным). Это следующие темы:

1) Автомобили; 2) Войны; 3) Деньги (как их заработать); 4) Дети; 5)Животные; 6) Известные личности; 7) Катастрофы; 8) Королевская семья; 9) Мода;  10) Предсказания будущего; 11) Продукты питания; 12) Развлечения;

13) Свадьбы; 14) Скандалы (светская хроника); 15) Спорт; 16) Юмор (7)

Все эти рекомендации могут быть применены в том случае, когда компания-производитель занимается разработкой фирменного стиля самостоятельно. Достаточно часто создание фирменного стиля поручают сторонней организации, поскольку этот вопрос требует профессионального подхода. Для создания идеи фирменного стиля используются следующие ресурсы:

§   команда разработчиков компании-производителя,

§   группа профессионалов, работающих в компании, специализирующейся на создании фирменного стиля,

§   целевая аудитория (будущие потребители фирменного стиля),

§   профессионалы в области создания фирменного стиля, работающие в других компаниях.

В компании, специализирующейся на создании фирменного стиля, группа разработчиков обычно состоит из 2-3 человек, ответственных за проект. Работа над каждым контрактом поручается нескольким группам, от двух до пяти в зависимости от заказа. Каждая группа начинает работу с изучения заказчика и его конкурентов, в результате у каждой из групп формируются совершенно непохожие образы заказчика. Как правило, работа группы занимает пять-шесть дней. (2, с.269)

Создание каждого элемента фирменного стиля требует специальных навыков – для создания графического изображения необходим профессиональный дизайнер, владеющий законами композиции. Для выражения идеи фирменного стиля через графический символ следует учитывать законы восприятия графических изображений. Например, известно, что оранжевый и другие теплые цвета способствуют пищеварению – недаром   так много рекламных кампаний пищевых продуктов выполнено в теплых тонах. Мультипликационные герои располагают к себе и делают товар доступнее, «дружелюбнее» и ближе. Для создания звукового символа фирменного стиля необходимо участие специалистов по звуку - так, классическая музыка создает общее ощущение стабильности и надежности – недаром ее так часто используют фирмы, продвигающие свои услуги; определений музыкальный стиль – например, хард-рок или народная музыка, позволят адресовать фирменный стиль к конкретной аудитории. (3, с.186)

Для создания фирменного блока часто используется компьютер, с помощью которого проводится лингвистический анализ (linguistic screening) – сравнивание  только что созданного названия со словарями слов и имеющихся в языке морфем (небольших, но емких по значению частей слов). Важно иметь в виду, где будет работать фирменный стиль – в  случае, если планируется его выход на международный рынок, необходимо также провести лингвистический анализ на предмет негативных ассоциаций на языках той страны, где этот фирменный стиль может появиться.

Солидные агентства, работающие над созданием международного фирменного стиля, проводят семантический анализ на предмет отсутствия нежелательных ассоциаций на 14 языках. Кроме анализа названия по смыслу, в некоторых случаях проводят еще и фонетический анализ.

Идеальное имя  должно нести положительные ассоциации, выражать смысл основных характеристик продукта, быть приятным на слух, запоминающимся и легким для произношения, причем не только в стране создания, но и по всему миру. (7)

После того, как сформированы первые варианты названий, предложения каждой группы разработчиков анализируются, и вся команда ищет что-то неожиданное, провокационное в предложенных именах. Как правило, приходится обрабатывать от 100 до 200 стоящих имен-кандидатов. После юридической проверки остается около половины. Этой сотне присваиваются приоритеты. Клиенту на выбор предлагается 25-50 имен, снова отбор и оценка - остается 3 - 5 претендентов.

После того, как появился «набросок» фирменного стиля, до выхода на рынок обязательным этапом является его предварительное тестирование. Обычно оценивается отношение потребителей к различным вариантам названия марки, изображения и дизайна. Маркетинговый тест позволяет выбрать оптимальный вариант из нескольких возможных. Во время тестирования можно оценить не только то, нравятся ли потребителям элементы фирменного стиля, но и степень эффективности коммуникаций с целевой аудиторией, восприятие определенных свойств фирменного стиля и важность предлагаемых им преимуществ. Процесс предварительного тестирования фирменного стиля позволяет избежать следующих ошибок:

§   идентичности с уже существующими торговыми марками,

§   названия товара, которое может ввести в заблуждение потребителей (что особенно важно для лекарств),

§   избежать дорогостоящих задержек выхода продукта, изменения марки или выхода продукта заново,

§   избежать тяжб с другими компаниями.   (4, с. 36)

Использование информации как средства лучшего обслуживания клиента является лучшей поддержкой отношений поставщика и пользователя.

Фирменный стиль должен постоянно использоваться на финальных стадиях для закрепления уверенности пользователя. Чем больше будет успешных проектов, проведенных под этой торговой маркой, чем больше отношений с клиентами, чем больше положительных ассоциаций с данным фирменным стилем, тем более уверенно будет чувствовать себя фирма.

Индивидуальность фирменного стиля – это не только и не столько характеристики продукта, сколько ассоциации и символы, связанные с фирменным стилем.

Компании, желающие иметь сильный и устойчивый фирменный стиль должны постоянно поддерживать в умах своих сотрудников ощущение значимости фирменного стиля. Успешный, сильный фирменный стиль – это    настоящее сокровище, которым владеет фирма. Как и любое сокровище, его можно оценить, хотя процесс оценки затруднен «не материальностью» фирменного стиля. Подходов к оценке фирменного стиля разработано достаточно много, но все они еще окончательно не отлажены. (5, с.92)

Чаще всего оценивается стоимость фирменного стиля в денежном выражении – та денежная премия, которую держатель фирменного стиля получает с покупателей, приверженных фирменному стилю и согласных за него платить. Иначе стоимость фирменного стиля можно определить как финансовую ценность, вычисленную или определенную для этого фирменного стиля отдельно от других активов.

Один из самых распространенных методов оценки стоимости фирменного стиля предлагает вычислить разницу между ценой товара, которую потребитель платит за товар компании, и ценой аналогичного товара без фирменного стиля на рынке, и помножить полученную разницу на объем продаж этого товара данной фирмы.

«Соотвественность» фирменного стиля определяет степень соответствия имиджа и характера фирменного стиля нуждам и желаниям покупателей. Оценка соответствия фирменного стиля должна проводиться постоянно, поскольку любое несоответствие снижает управляемость фирменного стиля и эффективность работы с ним.

Один из самых популярных и доступных методов изучения фирменного стиля – это  степень известности фирменного стиля. Обычно она определяется как процент целевой аудитории, который может вспомнить данный фирменный стиль. Степень известности фирменного стиля - это достаточно широко используемый способ измерения эффективности маркетинговых коммуникаций. Известность фирменного стиля бывает двух типов: измеряемая без подсказок – когда  респондент сам вспоминает фирменный стиль и подсказанная – когда  фирменный стиль узнается среди других из списка. (2, с.271)

Заключение

     Фирменный стиль, в частности товарный знак  и  знак   обслуживания,   которыми   маркируются производимые товары   и   оказываемые   услуги,  являются   активным связующим звеном между изготовителем  и   потребителем,  выступая  в роли безмолвного   продавца.   Наряду   с  отличительной   функцией, популярный фирменный стиль   вызывает  у   потребителей   определенное представление о  качестве  продукции.  Являясь  своего рода визитной карточкой предприятия,  фирменный стиль обязывает предприятие дорожить своей репутацией   и   постоянно  заботиться  о  повышении  качества выпускаемой  им продукции. 

Одной из важных функций  фирменного стиля является также  реклама выпускаемых изделий,  поскольку  завоевавший доверие потребителей фирменный стиль способствует  продвижению  любых товаров, маркированных   данным   знаком. 

Управляемый фирменный стиль выявляет, выставляет напоказ все достоинства товара, выделяет его из общей массы похожих предлагаемых товаров или услуг в выгодном свете.

Поэтому, говоря о фирменном стиле, мы понимаем, что задача дизайнера – включиться в работу большого коллектива, который создает настоящий фирменный стиль, тот самый единый комплексный образ компании.

Говорить о комплексном создании и выведении на рынок фирменного стиля можно, только если ты отвечаешь за весь процесс: от идеи продукта, его цены, качества, производства и до рекламных коммуникаций, дизайна упаковки, оформления мест продаж. Потому что очевидно – единая творческая концепция обеспечивает успех фирменного стиля, а хороший дизайн позволяет легче узнать его среди других.

Список источников

  1. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. – Спб.: Питер, 2002

2.     Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Финпресс, 2002.

  1. Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М.: Искусство, 1991г.
  2. Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и ее методическое обеспечение // Маркетинг. - 2001. - N 6. 

5.     Стэн Рэпп, Коллинз Т. Л. Новый максимаркетинг. – Челябинск: Урал LTD, 1997.

  1. Что продается? Практический маркетинг. – МиМ «Линк», 1999.

7.     Интернет: http//www.dux.ru/cgi/im_search_action.pl.index.htm