СОДЕРЖАНИЕ


Ответы на теоретические вопросы:


1. Правовое обеспечение сферы информационных услуг………………………...3


2. Основные виды административных правонарушений в сфере маркетинговой деятельности, административная ответственность за их совершение…………...6


3. Судебная система Российской Федерации………………………………………8


Задача № 1………………………………………………………………………….13


Задача № 2………………………………………………………………………….18


Задача № 3………………………………………………………………………….20


Список использованной литературы…………………………………………..23


1. Правовое обеспечение сферы информационных услуг

Попробуем проанализировать некоторые положения российского законодательства. В первую очередь речь идет о Федеральном законе от 25 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (Закон об информации). Начнем с рассмотрения легального определения понятия «информация». Было уже достаточно сказано о сложностях, возникающих при попытке дать информации всеобъемлющее определение. Другое дело, и об этом также шла речь, - дать узконаучное определение информации, что было с успехом сделано в физике, кибернетике или статистике. Если под правом понимать законодательство, то естественно, что говорить о прямом заимствовании из какой-либо науки, включая юриспруденцию, не представляется возможным. Российский Закон об информации содержит определения как собственно «информации», так и «документированной информации», т.е. различает информацию как таковую, как нематериальный объект, и информацию, связанную с материальным носителем. На конкретные запросы информационного общества такая позиция ответа не дает. Более того, вопрос об информации, существующей независимо от материальных носителей, встает не всегда и не обязательно в связи с электронной информацией. Например, ст.139 и 771 ГК РФ, ст.11 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», ст.10 Федерального закона «О государственной тайне» имеют в виду не документированную информацию, а сведения, т.е. то, что составляет ее содержательную (идеальную) сторону. 1 Существующие нормативные акты регулируют исключительно частные аспекты функционирования Сети - деятельность операторов, распределение адресного пространства, борьбу со спамом и т.п. В самом деле, информация как таковая (т.е., вообще говоря, сведения) не может быть вовлечена в систему общественных отношений без соответствующего преобразования, которое фиксирует ее форму и способ подачи. Иными словами, форма и способ трансляции информации оказываются неотделимыми от ее содержания. Если вернуться к ФЗ об информации, то проблема, на наш взгляд, состоит не столько в недоработанной дефиниции, сколько в том, что заявленный в качестве существующего и описанный в дефиниции объект правового регулирования так и остается не вписанным в систему гражданско-правовых отношений. Если быть точным, то, в соответствии со ст.1, он «регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации». С позиций Закона об информации, в общественных отношениях, складывающихся в области использования информационных технологий, основными категориями являются информационные системы, состоящие из документов и информационных технологий, и информационные ресурсы, формирующиеся из массивов документов в информационных системах. Информационные ресурсы сводятся лишь к документированной информации. Указанные общественные отношения развиваются «в рамках процесса информатизации», который определяется как «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». Любому юристу совершенно очевидна теоретическая несостоятельность и практическое неудобство подобного рода «наукообразных определений». В Законе не раскрывается понятие информации как отдельного объекта гражданских прав (как она обозначается в ГК РФ), причем не учитывается и то, что из предусмотренного в Законе режима регулирования, существующей в форме сведений. Тем самым была заложена «мина замедленного действия» в дальнейшее развитие российского законодательства в области информационных отношений (как будет показано в следующих главах, это в первую очередь относится даже не столько к «жонглированию» словами типа «информационные ресурсы» или «информационные процессы», сколько к нерешенности фундаментальных вопросов прав на информационные объекты). Безотносительно к содержанию Закона об информации вопрос о специфике правового регулирования информационных отношений можно представить в виде дилеммы: следует ли создавать для информации особый набор нормативно закрепленных механизмов регулирования или следует воспользоваться уже имеющимися правовыми средствами, которые могут оказаться не менее эффективными, чем вновь созданные?. 1 О том, что отмеченная дилемма носит не только теоретико-познавательный, но и конкретно-практический характер, свидетельствует хотя бы реально существующая проблема подходов к правовой охране такого информационного объекта, как программное обеспечение. Со стороны крупнейших производителей программного обеспечения все больше голосов высказывается в пользу так называемой кумулятивной охраны, сочетающей методы как авторского, так и патентного права. В то же время безответной остается часть вопросов об объеме правомочий разработчиков и добросовестных приобретателей программных продуктов, относящихся к категории так называемого открытого программного обеспечения («программ с открытым исходным кодом»), модификация и распространение которого, по общему правилу, разрешается без каких-либо ограничений. Тем самым существенная доля присущих авторскому праву методов охраны становится если не бессмысленной, то, по крайней мере, неэффективной. Еще в меньшей степени, на первый взгляд, для подобных случаев подходят методы, характерные для обеспечения прав на имущественные объекты (права собственности и иных вещных прав).

2. Основные виды административных правонарушений в сфере маркетинговой деятельности, административная ответственность за их совершение

Согласно ст. 14.3 КоАП РФ ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы влечет за собой наложение административного штрафа на виновных граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Что касается такого административного правонарушения, как непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа или его территориального органа, то за его совершение административное наказание установлено статьей 19.8 КоАП РФ в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Абзац первый п. 3 ст. 31 Закона «О рекламе» признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. в связи с тем, что с этого числа действует статья 19.5 КоАП РФ, пункт 2 которой предусматривает иное административное наказание за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа. Если отмененный абзац п. 3 комментируемой статьи определял в этом случае штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда независимо от того, кто является субъектом административной ответственности, то статьей 19.5 установлен штраф, налагаемый на виновных должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Абзац пятый п. 3 ст. 31 признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. в связи с тем, что разделом V, введенным в действие КоАП РФ, установлен иной порядок исполнения постановлений о наложении штрафа за совершение административных правонарушений, в том числе за такое правонарушение, как нарушение законодательства о рекламе. Согласно ст. 32.3 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Сумма штрафа вносится или перечисляется оштрафованным лицом в банк или иную кредитную организацию. При неуплате административного штрафа в срок копия постановления о наложении штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление: в отношении физического лица - в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится или получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его зарплаты, вознаграждения, стипендии, пенсии или иных доходов; в отношении юридического лица - в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица. В случае если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает либо взыскание штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого штрафу, постановление о наложении штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Следует иметь в виду, что, в отличие от порядка, существовавшего до 1 июля 2002 г., когда федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривали все дела, связанные с нарушением законодательства о рекламе, они в настоящее время рассматривают только дела о ненадлежащей рекламе и, отказе от контррекламы (ст. 14.3 КоАП РФ), невыполнении в установленный срок их предписаний по делам о ненадлежащей рекламе и отказе от контррекламы.

3. Судебная система Российской Федерации

Конституция РФ утвердила в системе государственной власти страны разделение властей и самостоятельное положение судебной власти как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной и исполнительной отраслям государственной власти. Определение Конституцией РФ начал организации судебной власти, основных ее признаков, средств реализации отразило федеральные основы построения современного Российского государства, распределение содержания и пределы нормотворческой компетенции в сфере судоустройства, формы его законодательного регулирования. 1 Основы правового регулирования этой отрасли государственной власти содержатся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах. Этим законодательством устанавливаются основные институты, устройство и организация деятельности судебной системы. К подлежащим правовому регулированию составляющим сферы судебной власти относятся: система судебных органов, принципы ее организации и основные начала правосудия, формы судопроизводства и их особенности, основы статуса судей и формирования судейского корпуса, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, исполнение судебных актов, функционирование органов судейского сообщества. Таким образом, сфера судебной власти охватывает совокупность судебных органов и непосредственно обеспечивающих их деятельность учреждений, объединенных общностью принципов и задач и руководствующихся в своей деятельности едиными для Российского государства правовыми основами. Отмеченные основы организации судебной власти, главное направление их правового регулирования представлены в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (Закон о судебной системе). Ключевые положения этого Закона определяют круг нормативных актов, уполномоченных устанавливать структуру судебной системы РФ. Таковыми являются Конституция РФ и сам комментируемый Закон. В гл. 1 Закона утверждается основной принцип организации судебной системы в Российской Федерации - ее единство, устанавливаются государственно-правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа. Дальнейшее развитие получает конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий. Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия - охраны прав и свобод граждан. Общие положения комментируемого Закона призваны служить утверждению законодательных начал судебной власти как одному из главных направлений реализации государственной власти в правовом государстве. Они являются правовой основой для подготовки предусмотренных Законом нормативных актов в сфере судоустройства. Судебная власть как основополагающий государственно-правовой институт российского судоустройства получила многообразное нормативное утверждение в ходе судебной реформы не только в Конституции РФ, но и в ряде федеральных конституционных и федеральных законов. К их числу относятся прежде всего Закон о судебной системе, а также федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации»,1 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Признание и закрепление в Конституции РФ политико-правовой концепции судебной власти лежит в основе развития и совершенствования всего российского законодательства о судоустройстве. Утверждение этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократической правовой государственности. Используемая Конституцией РФ и комментируемым Законом формула «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из установления разделения властей в правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма. Как известно, судебная власть, будучи одной из ветвей государственной власти, заключает в себе способность и возможность волевого воздействия со стороны государства на поведение людей, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах. Волевое воздействие на общественные процессы судебная власть оказывает при выполнении своих функций и сама выражается вовне путем установления присущих ей судебно-властных отношений. Эти отношения по своей сути являются правоохранительными и праворегулирующими. Содержанием судебно-властных отношений является реализация воли суда, воплощаемой в жизнь судебным решением (приговором), подчинением участников судебного разбирательства суду и безусловным исполнением его постановлений всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Предметом установленных законом судебно-властных отношений являются также общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, формирования, организации деятельности, порядка реализации правомочий и гарантий осуществления судебной власти. Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «судебная власть», признавая лишь наличие этого конституционного института в системе государственной власти Российской Федерации. Однако многими конкретными нормами Конституция РФ обозначает признаки этого понятия, его материальное содержание, взаимосвязи этой отрасли государственной власти с иными властными структурами, круг полномочий и функций органов судебной власти. Названные характеристики детализируются федеральными конституционными и федеральными законодательными актами в сфере судоустройства. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Специфика положения судебных органов в системе государственной власти Российской Федерации отнюдь не означает их обособленность, не исключает взаимодействие установленных Конституцией РФ ветвей власти по ряду направлений. Тем не менее вся структура судебной власти занимает особое место в государственном механизме Российской Федерации, и ее влияние на происходящие в России общественно-политические процессы непрерывно возрастает. Потребность государства в деятельности органов судебной власти носит объективный характер и определяется необходимостью правового разрешения возникающих в демократическом обществе коллизий, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Именно суду государство предоставляет право разрешать возникающие противоречия между личностью и государственными органами, между гражданином и экономическими структурами, споры между последними. Именно суд уполномочен: в определенном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами или между юридическими и физическими лицами. Вместе с тем основное назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности. Характерной тенденцией последнего времени стало законодательное расширение объема полномочий судебных органов за счет включения в их юрисдикцию разрешения конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях различных ветвей власти при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления. Так, Верховный Суд РФ уполномочен рассматривать в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии РФ; по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Верховный Суд РФ в соответствии с ч. 1 ст. 93 Конституции РФ обязан дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина путем отправления правосудия составляет главное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции РФ). Осуществление функций судебной власти имеет прямое отношение к конституционным гарантиям права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, соблюдение тайны переписки, телефонных и иных сообщений. Возрастание роли суда в области охраны прав и свобод граждан прямо вытекает из ряда установлений гл. 2 Конституции РФ. Анализируя нормы Конституции РФ, ряда федеральных конституционных и федеральных законов, можно отнести к общим полномочиям судебной власти следующие функции: конституционный контроль; правосудие; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. 1

Задача № 1

Условие:

Главное управление торговли Министерства обороны РФ (ГУТ МО) заключило с рядом коммерческих фирм договоры поставки продовольственных товаров, перечислив им более 350 млрд. р. на условиях предварительной оплаты товаров.

Процесс заключения договора осуществлялся в два этапа: сначала подписывался сам договор, где отсутствовали данные о товаре и его количестве, а затем специалисты коммерческого отдела ГУТ МО, не знавшие содержание основного документа, составляли спецификации к договору. Спецификации не имели даты составления и не соответствовали по сумме тому, что было оговорено в договоре.

По факту халатности, допущенной должностными лицами ГУТ МО, подписавшими договоры, Главная военная прокуратура возбудило уголовное дело.

1. Что собой представляет договор поставки?

Как он соотносится с другими договорами, опосредующими переход права собственности на вещь (товар) от продавца к покупателю: договором купли-продажи, договором контрактации сельскохозяйственной продукции?

2. Как соотносятся между собой договор и спецификация к договору? Что следует понимать под «спецификацией к договору»?

3. Дайте правовую оценку взаимоотношениям сторон, описанным в задаче.

4. В чем проявилось злоупотребление служебным полномочием должностных лиц ГУТ МО? Какая ответственность для них предусмотрена УК РФ?

Решение:

1. По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). 1

Договор поставки как вид договора купли-продажи является консенсуальным, возмездным, двусторонним (синаллагматическим) договором.

Квалифицирующими признаками, отличающими договор поставки от иных видов договора купли-продажи, могут быть признаны следующие особенности договора поставки.

Во-первых, особый субъектный состав данного договора, характеризующийся тем, что в качестве поставщика может выступать только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Некоммерческие организации могут быть поставщиками товаров только в том случае, если такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется в рамках их целевой правоспособности. Товары, поставляемые по договору поставки, производятся или закупаются поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика по общему правилу выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающиеся их закупками. 2

Во-вторых, в силу этого договора покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Следовательно, и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация (индивидуальный предприниматель).

При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т. п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже. 1

И все же основным смыслом выделения договора поставки в отдельный вид договора купли-продажи следует признать необходимость обеспечения детальной правовой регламентации отношений, складывающихся между профессиональными участниками имущественного оборота. Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми торговыми организациями, специализирующимися на реализации указанных товаров. Данные правоотношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче товаров, а долгосрочные договорные связи между поставщиками и покупателями.

2. Поставщик обязуется передать, а Покупатель принять и оплатить товары, в количестве, качестве, номенклатуре (ассортименте) в соответствии со Спецификациями (накладными), являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора.

Товары поставляются Покупателю партиями по ценам, наименованию, в количестве и ассортименте, соответствующим указанному в накладных  (спецификациях).

Цена товара устанавливается в валюте РФ и указывается в накладных, (спецификации) являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки - передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

3. Взаимоотношения сторон, описанным в задаче, следует дать следующую правовую оценку. Договоры заключаемые Главным управлением торговли Министерства обороны РФ (ГУТ МО) с рядом коммерческих фирм на поставку продовольственных товаров, в дальнейшем могут быть признаны недействительными.

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК РФ). 1

4. Злоупотребление служебным полномочием должностных лиц ГУТ МО проявилось в том, что их полномочия вышли за пределы установленные должностными инструкциями, уставами, и другими нормативными актами регулирующими деятельность должностных лиц ГУТ МО.

Для них предусмотрена следующая ответственность по УК РФ, а именно, в соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 1


Задача № 2

Условие:

Васильев, торговый агент фирмы, реализующий компьютеры, заключил от имени фирмы договор на поставку четырех компьютеров акционерному обществу (АО). Поскольку компьютеры в обусловленный договором срок поставлены не были, АО обратилось с иском в арбитражный суд о взыскании предусмотренной договором неустойки, возврате перечисленных фирме в качестве предоплаты средств, а также выплаченного Васильеву вознаграждения, составляющего 0,3 % от суммы совершенной сделки. В отзыве на исковое заявление фирма указала, что готова вернуть перечисленные ей АО средства, но платить неустойку и возмещать выплаченное Васильеву вознаграждение она не намерена. Позиция фирмы основывалась на том, что заключенный Васильевым договор на поставку компьютеров является недействительным, поскольку Васильев, как и все остальные торговые агенты фирмы, был уполномочен лишь на поиск потенциальных покупателей компьютеров и проведение с ними переговоров, но не подписание каких-либо договоров. Что касается выплаченного Васильеву вознаграждения, то к нему фирма вообще никакого отношения не имеет, так как сама выплачивает своим торговым агентам комиссионные с каждой заключенной при их помощи сделки.

В ходе судебного заседания выяснилось, что, во-первых, Васильев не зарегистрирован в качестве предпринимателя и, во-вторых, между ним и АО заключен договор, в соответствии с которым Васильеву поручался поиск необходимых для АО компьютеров по цене ниже рыночной с выплатой вознаграждения в размере 0,3 % от суммы сделки.

Как разрешить возникший спор? Может ли Васильев рассматриваться в качестве коммерческого представителя? Изменится ли решение задачи, если фирма уже поставила АО один компьютер?

Решение:

Возникший спор следует разрешить таким образом. Васильев может рассматриваться в качестве коммерческого представителя, т. к. Васильеву поручался поиск необходимых для АО компьютеров по цене ниже рыночной с выплатой вознаграждения в размере 0,3 % от суммы сделки.

Васильев не имел права на подписание каких-либо договоров, т.к. он не зарегистрирован в качестве предпринимателя, и вышел за пределы своих полномочий, т.к. он был уполномочен лишь на поиск потенциальных покупателей компьютеров и проведение с ними переговоров, но не подписание каких-либо договоров.

Соответственно, решение суда будет следующим, заключенный Васильевым договор на поставку компьютеров является недействительным, поскольку Васильев, как и все остальные торговые агенты фирмы, был уполномочен лишь на поиск потенциальных покупателей компьютеров и проведение с ними переговоров, но не подписание каких-либо договоров.

На основании ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. 1

Соответственно фирма должна вернуть перечисленные ей АО средства.

Решение задачи не изменится, если фирма уже поставила АО один компьютер.


Задача № 3

Условие:

Общество с ограниченной ответственностью «Ринтек» приобрело у дизайнера Смирновой неисключительную лицензию на право использования промышленного образца «Поляроид». По договору лицензиат был обязан уплатить лицензиару единовременно 50 тыс. р. и возвратить всю передаваемую ему документацию по окончании 5-летнего срока действия лицензии.

Спустя четыре года после заключения лицензионного договора общество «Ринтек» как один из учредителей совместного российско-германского предприятия «Сатурн» передало право на использование промышленного образца данного предприятия «Поляроид» в качестве своего вклада в уставный фонд данного предприятия, созданного сроком на десять лет. Смирнова признала незаконными эти действия «Ринтека» и потребовала возмещения причиненных ей убытков. Не получив ответа на свой протест, Смирнова обратилась с иском в суд. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что лицензионный договор между Смирновой и «Ринтеком» не был зарегистрирован в установленном порядке.

Какие права и обязанности имеют стороны по договору неисключительной лицензии? Вправе ли общество «Ринтек» передавать право на использование промышленного образца совместному предприятию? В каком порядке регистрируется лицензионный договор? Какие последствия влечет несоблюдение этого порядка? Какое решение должен принять суд?

Решение:

Право патентования объектов промышленной собственности (в случае их создания) может быть уступлено также исполнителем заказчику по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Однако в случае оформления заказчиком исключительных патентных прав на свое имя и при отсутствии иной договоренности за исполнителем сохраняется право использования полученного им результата работ лишь «для собственных нужд» (п. 2 ст. 772 ГК - если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.), т. е. фактически на условиях неисключительной безвозмездной лицензии. 1

Авторский договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким же способом (п. 3 ст. 30). Подобный договор создает пользователю менее сильные позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже. Существует презумпция неисключительности использования передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 4 ст. 30 ЗоАП). 2 По объектам исключительных прав авторские договоры классифицируются на: издательские, сценарные, постановочные и др.

Неисключительная лицензия отличается от исключительной тем, что она никак не связывает лицензиара. Он вправе как сам использовать охраняемый объект в пределах и способами, на которые он выдал неисключительную лицензию, так и предоставлять аналогичные лицензии любым третьим лицам. Поскольку подобная лицензия не создает лицензиату сильной конкурентной позиции в сфере, к которой относится объект промышленной собственности, ее цена обычно бывает значительно ниже цены исключительной лицензии. Существует презумпция неисключительности использования передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 4 ст. 30 ЗоАП). 1

Передача исключительных прав может происходить в рамках совместной деятельности субъектов имущественных правоотношений как с образованием, так и без образования юридического лица (простое товарищество). Наряду с деньгами, ценными бумагами, другими имущественными правами исключительные права, имеющие денежную оценку, могут быть формой вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества (п. 6 ст. 66 ГК) либо в общее имущество товарищей по договору о совместной деятельности (ст. 1041–1054 ГК).

Правообладатель обязан: передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав; выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Несоблюдение простой письменной формы договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, хотя и не препятствует им приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК). Такими доказательствами могут, в частности, служить протоколы переговоров о заключении договора, платежные ведомости о выплате авторского вознаграждения и переписка с правообладателем по поводу получения экземпляра его произведения.

Суд должен вынести следующее решение. Т.к. лицензионный договор между Смирновой и «Ринтеком» не был зарегистрирован в установленном порядке, соответственно он не имеет юридической силы, а значит требования Смирновой необоснованны.

Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).

4. Закон РФ от 09.07.93 N 5351-I (ред. от 19.07.95) «Об авторском праве и смежных правах».

5. Бачило И.Л. Институты интеллектуальной собственности и информация // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. Проблемно-тематический сборник. ИГП, ИНИОН РАН. М., 1998.

6. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994.

7. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2000 г.

8. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации//Государство и право. 1996. N 6.

9. Огородов Д.В. К вопросу о правовой охране информации // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы: Проблемно-тематический сб. / ИГП, ИНИОН РАН. М., 1998.

10. Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля//Вестник КС РФ. 1995. N 3.



1 Огородов Д.В. К вопросу о правовой охране информации // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы: Проблемно-тематический сб. / ИГП, ИНИОН РАН. М., 1998. С.81-89.

1 Бачило И.Л. Институты интеллектуальной собственности и информация // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. Проблемно-тематический сборник. ИГП, ИНИОН РАН. М., 1998. С.71-74.

1 Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.

1 Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля//Вестник КС РФ. 1995. N 3. С. 82.

1 Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации//Государство и право. 1996. N 6. С. 4.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

2 Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2000 г. С. 167 – 168.

1 Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2000 г. С. 168.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2000 г. С. 325 – 327.

2 Закон РФ от 09.07.93 N 5351-I (ред. от 19.07.95) «Об авторском праве и смежных правах».

1 Закон РФ от 09.07.93 N 5351-I (ред. от 19.07.95) «Об авторском праве и смежных правах».