Статистика производства продукции


1.      Показатели результатов производства.

2.      Индексный анализ динамики объема реализованной (отгруженной и оплаченной продукции) продукции.

3.      Показатели качества продукции.

4.      Анализ динамики качества совокупного объема продукции.

5.      Анализ динамики затрат, связанных с изменением качества продукции.

6.      Анализ брака и потерь от брака

1. ПОКАЗАТЕЛИ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ПРОИЗВОДСТВА

Результатом процесса производства в его натурально-вещественной форме и стоимостной форме является продукция.

Под   продукцией    понимается прямой полезный результат деятельности предприятия, который может выступать в виде продукта, имеющего вещественную форму, работ и услуг.

Учитывается результат именно основной деятельности. Например, продукция подсобного сельского хозяйства, капитального строительства и ремонта зданий и сооружений войдут в объем продукции других отраслей. Не считается продукцией брак всех видов, даже и реализованный на сторону.

Готовые изделия – продукты, не требующие никакой дальнейшей обработки. Они полностью укомплектованы, точно соответствуют стандартам, снабжены сертификатом, удостоверяющим качество, и переданы на склад готовой продукции.

Полуфабрикаты – то, что закончено производством в одних цехах, но подлежит дальнейшей обработке в других. Некоторая их часть может быть отпущена на сторону. По своему экономическому назначению полуфабрикаты не отличаются от готовой продукции.

К работам промышленного характера (производственным услугам) относятся: ремонт и модернизация оборудования и транспортных средств, механизмов, приборов и другой продукции, отдельные операции по частичной обработке материалов и деталей, по доведению до полной готовности изделий, изготовленных другими предприятиями, монтаж, пуск и наладка у заказчика оборудования и др.

Основными задачами анализа объёма производства и реализации продукции на предприятиях являются:

- оценка динамики по основным показателям объёма, структуры и качества продукции

- выявление степени влияния основных факторов на показатели объёма производства и реализации продукции;

- характеристика выполнения плана по объему, ассортименту продукции с учетом выполнения договорных обязательств;

- характеристика ритмичности производства, выпуска и реализации продукции.

Учет продукции в натуральном, трудовом и стоимостном выражении

Продукт в натурально-вещественной форме может учитываться в натуральных единицах измерения (в физических единицах - шт., т, кг).

Учет продукции в натуральном выражении позволяет осуществить контроль за выполнением производственного плана и предупредить возникновение диспропорций в работе отдельных подразделений (цехов) предприятия.

В отчетности предприятий в натуральном выражении показывается выпуск не всех видов продукции, т.к. это сильно увеличивало бы объем отчетности. Номенклатура важнейших видов продукции, выработка которых должны показываться в натуральном выражении, разрабатывается органами государственной статистики.


Таблица 1 - ПРОИЗВОДСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ по г. Липецку за январь-декабрь 2006 года


Фактически за

Темп роста в %


декабрь 2006г.

2006г.

к соответствующему месяцу предыдущего года

к соответствующему периоду предыдущего года

ЛИПЕЦК





Оборудование транспортирующее разного назначения, шт

10,0

107,0

111,1

139,0

Канифоль, т

-

10,0

-

27,0

Сталь (без стали для дуплекспроцесса на своем заводе), т

76,0

623,0

124,6

127,4

Электросталь, т

76,0

623,0

124,6

127,4

Электроэнергия - всего, млн. квт.ч

376,4

3645,0

90,3

102,8

В том числе: Электроэнергия тепловых электростанций, млн. квт.ч

376,4

3645,0

90,3

102,8

Электроэнергия выработанная электростанциями общего пользования, млн. квт.ч

363,1

3468,3

90,1

103,6

В том числе: тепловыми электростанциями общего пользования, млн. квт.ч

363,1

3468,3

90,1

103,6

Электроэнергия, выработанная блокстанциями, млн. квт.ч

13,3

176,7

95,0

89,6

Теплоэнергия - всего, тыс. гкал

843,5

8017,9

90,6

104,2

Электростанциями, тыс. гкал

762,7

6767,3

92,7

107,7

Котельными, тыс. гкал

39,1

519,1

48,4

57,8

Теплоутилизационными установками, тыс. гкал

41,7

731,5

148,9

143,6

Вывозка древесины - всего, тыс. плотн. м3

-

4,0

-

13,2

Из общего количества вывозки древесины - лесоматериалы круглые, тыс. плотн. м3

-

4,0

-

7,1

Древесина деловая, тыс. плотн. м3

38,8

805,8

77,0

84,3

Пиломатериалы, включая пиломатериалы из давальческого сырья, тыс. м3

82,5

1185,0

112,1

89,9

Блоки дверные в сборе (комплектно), тыс. м2

0,3

1,4

13,4

51,1

Блоки оконные в сборе (комплектно), тыс. м2

0,1

0,6

-

133,3

Технологическая щепа для производства целлюлозы и древесной массы из отходов лесопиления и деревообработки, тыс. плотн. м3

38,8

791,7

81,3

89,7

Технологическая щепа для производства целлюлозы и древесной массы из дров и отходов лесозаготовок, тыс. плотн. м3

-

0,2

-

1,1

Щепа технологическая для гидролизного производства и древесных плит, тыс. плотн. м3

0,6

14,5

в 2,0р.

97,3

Помещения контейнерного типа (включая вагоны-дома), шт

39,0

343,0

в 2,2р.

94,2

Целлюлоза (по варке), включая полуцеллюлозу и массу химическую древесную, т

11280,0

195150,0

86,6

84,1

Целлюлоза товарная, т

10996,0

188832,0

87,6

83,5

Бумага, т

317,0

5275,0

84,8

121,9

Ящики из картона, тыс. м2

11,8

131,6

107,3

136,2

Тара потребительская из бумаги и картона, т

8,0

52,0

в 1,6р.

148,6

Бланки документов, карточки учетные, билеты (листов-оттисков), млн.шт

0,5

3,3

88,7

85,3

Химико-фармацевтическая продукция: лекарственные средства, тыс.руб

4933,0

30238,0

в 2,1р.

в 1,7р.


Разновидностью натурального учета является учет продукции в условно-натуральных измерителях.

Для определения объёма продукции в условных натуральных единицах следует объём продукции в натуральных единицах измерения умножить на коэффициент пересчёта.

 ,

где

Пример 1

 

Вид изделия

Выработано единиц

Коэффициент перерасчета

Выработано условных единиц

Тетрадь школьная 12 листов

 (условный продукт)

50

1,0

50

Тетрадь школьная 18 листов

10

1,5

15

Тетрадь школьная 96 листов

20

8

160

ИТОГО условных тетрадей

(12 листов)

Х

-

225

 


Сущность учета продукции в трудовом выражении заключается в том, что объем выработанной продукции измеряется в нормативных человеко-часах, т.е. количеством труда, которое необходимо затратить на выработку данной продукции по действующим нормам. Для этого количество продукции каждого вида в натуральном выражении умножают на нормативную трудоемкость единицы (tНОРМ); произведения суммируют.


Полученный показатель правильнее называть показателем объема производственной работы, а не объема продукции. Этот метод используется для контроля за работой цехов, участков, бригад.


Пример 2


Выполнение плана по производству продукции цеха

Вид продукции

Выпуск, штук

Нормативная трудоемкость

производства 1 штуки,

чел.-час.

Выпуск в нормативных  чел.-час.

План

Отчет

План

Отчет

А

35

36

13,6

476

489,6

Б

42

41

15,1

634,2

619,1

ИТОГО

Х

Х

Х

1110,2

1108,7


Аналогично условно-натуральным показателям, объем продукции (производственной работы) может быть рассчитан  в условно-трудовых показателях. В данном случае так же количество разнообразных видов продукции при помощи коэффициентов перевода выражают в условных единицах. Коэффициенты перевода определяют на основе соотношения трудоемкости различных видов продукции.

 ,

где


Обобщающую характеристику производства продукции в целом по предприятию, по совокупности предприятий, по отрасли, по экономике в целом можно получить только с помощью стоимостного учета.

Учет продукции на микроуровне (в фирме, на предприятии), а также в отрасли должен быть сопоставим по методологии с макроэкономическим учетом, т.к. показатели продукции по отдельным видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД используются в СНС при вычислении ВВП. В качестве основных показателей отрасли используются показатели ВАЛОВОГО ВЫПУСКА (ВВ) и ВАЛОВОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ (ВДС). Показатели выпуска и ВДС исчисляются в текущих (на момент производства, а не момент реализации) и постоянных ценах. Оценка показателей продукции в постоянных ценах используется для изучения динамики физического объема произведенной продукции.

Традиционно в отечественной статистике на практике использовалась следующая система стоимостных показателей

валовой выпуск                   ВВ

валовой оборот                    ВО

валовая  продукция             ВП

товарная продукция            ТП

реализованная продукция   РП

Валовой выпуск (ВВ) - стоимостное выражение всех готовых изделий, произведённых полуфабрикатов  и законченных услуг, произведенных предприятием за определенный период независимо от направления их фактического использования и степени законченности. В валовой выпуск не входит выручка от реализации выбывшего имущества и от реализации забракованной продукции.

Валовой оборот (ВО) предприятия - сумма валового выпуска и изменения остатков незавершенного производства (на предприятиях с длительным производственным циклом):

ВО = ВВ + DНЗП,

где  DНЗП = НЗПК - НЗПН

Таким образом, в валовой оборот входят:

·         стоимость готовой продукции,

·         стоимость произведенных полуфабрикатов,

·         стоимость продукции вспомогательных цехов,

·         стоимость выполненных работ промышленного характера, как для отпуска на сторону, так  и для использования на данном предприятии,

·         стоимость электроэнергии, выработанной собственной электростанцией,

·         изменение остатков незавершенного производства (как разность стоимости незавершенного производства на конец и начало отчетного периода) –  на предприятиях с длительным производственным циклом.

Если предприятие не имеет длительного производственного цикла, т.е. остатки незавершенного производства отдельно не учитываются, то валовой оборот совпадает с валовым выпуском.

Внутрипроизводственный (внутризаводской) оборот (ВЗО)- стоимость произведенных полуфабрикатов и работ, потребленных предприятием на свои нужды.

Валовая продукция (ВП) предприятия представляет собой стоимость общего результата его производственной деятельности за определенный период. В данном показателе учитываются все произведенные в данном периоде продукты, отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.

Валовая продукция рассчитывается двумя способами:

·         исходя из валового оборота

·         на основе поэлементного подсчета (заводской метод).


1. Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличается от валового оборота на величину внутризаводского оборота:

,

где ВП- валовая продукция,

ВО- валовой оборот,

ВЗО- внутризаводской (внутрипроизводственный, внутрифирменный) оборот.

При поэлементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота, а затем результаты по всем элементам суммируются. Т.е. стоимость валовой продукции поэлементным подсчетом равна:

Стоимость готовой продукции + реализованные полуфабрикаты + остаток нереализованных полуфабрикатов + стоимость работ промышленного характера + проданная на сторону электроэнергия + сальдо незавершенного производства.

В настоящее время валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия,  но он определяется предприятиями, т.к. данные о произведенной  валовой продукции необходимы для исчисления добавленной стоимости и для выяснения динамики производства.

Товарная продукция конечный результат деятельности предприятия за данный период. Это  та часть продукции предприятия, которая реализована или готова к реализации на сторону.

Её составляют следующие элементы:

·           готовая продукция,

·           полуфабрикаты, предназначенные для реализации,

·           работы и услуги промышленного характера.

В неё не включают:

§  нетоварные элементы, т.е. результаты производственной деятельности, не предназначенные к отпуску за пределы предприятия (незавершённое производство),

§  а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии (стоимость давальческого сырья).

Таким образом, товарная продукция представляет собой разность валовой продукции и остатков незавершенного производства, давальческого сырья

Стоимость отгруженной продукции (ОтП) можно рассчитать как разность товарной продукции и изменения остатков готовой продукции на складе.

ОтП = ТП - DГПС

Реализованная (оплаченная) продукция  представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде.

Здесь:  DГПС – изменение остатков готовой продукции на складе,

           СР – средства в расчетах (отправленная, но не оплаченная продукция или услуги).


Таблица 2 - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности (по крупным и средним организациям ) в области, млн.рублей


Декабрь 2006г.

2006г.

Обработка древесины и производство изделий из дерева

642,4

8914,0

в том числе:



распиловка и строгание древесины, пропитка древесины

532,1

7357,5

производство шпона, фанеры, плит, панелей

74,0

1112,5

производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий

30,3

380,9

производство деревянной тары

5,9

61,8

производство прочих изделий из дерева и пробки, соломки и материалов для плетения

0,1

1,3

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

2073,6

24340,2

в том числе:



производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона

1655,2

19973,7

производство изделий из бумаги и картона

418,4

4366,5

При изучении реализованной продукции необходимо понимать ее отличие от отгруженной продукции. Стоимость отгруженной и реализованной продукции одного и того же периода могут не совпадать, потому что реализованная продукция – та, за которую пришли деньги. В состав реализованной продукции данного периода включается отгруженная продукция предыдущего периода, за которую оплата поступила в данном периоде. Соответственно часть отгруженной продукции данного периода может быть оплачена в следующем периоде и войдет в состав реализованной продукции того периода.

Таким образом, имеется балансовая модель для стоимостного объема оплаченной продукции, которая позволяет проанализировать динамику данного показателя в зависимости от динамики его составляющих:

Балансовая модель позволяет рассчитать долю прироста оплаченной продукции под влиянием изменения каждого из факторов, входящих нее:


т.е.


Часто в практике управления предприятием необходимо оценить изменение физического объема произведенной товарной (реализованной) продукции. По всему ассортименту продукции это можно сделать только в сопоставимых ценах. Динамику физического объема продукции можно определить на основе системы взаимосвязанных индексов, зная индекс динамики стоимости произведенной (реализованной) продукции и общий индекс цен на данную продукцию (дефлятор):

.


Несмотря на то, что данная система показателей в явном виде в современной статистике валового внутреннего продукта и национального дохода не востребована, сама взаимосвязь между этими показателями интересна, т.к. дает возможность углубить анализ результатов производственной деятельности.

Современная система стоимостных показателей продукции не столь обширна, как прежняя, но более универсальна, носит сквозной характер. Для микро- и макроуровня это прежде всего валовой выпуск, валовая добавленная стоимость, чистая добавленная стоимость. Только для экономики в целом – валовой внутренний продукт, чистый внутренний продукт.

Валовой выпуск – это стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности хозяйствующей единицы за рассматриваемый период. Термин «валовой» означает, что из показателя не исключается стоимость израсходованного сырья, материалов, других элементов промежуточного потребления, а также потребления основного капитала. Он включает:

-        Товары и услуги, поставленные другим экономическим единицам;

-        Продукцию, произведенную для собственного конечного потребления и накопления;

-        Некоторые услуги, производимые для собственного конечного потребления.

На макроуровне именно показатель валового выпуска представляет собой начальную точку в измерении результатов производства. 

Различают два типа выпуска: рыночный и нерыночный.

Рыночный выпуск включает товары и услуги:

·         Реализуемые по экономически значимым ценам;

·         Обмениваемые по бартеру на другие товары (услуги) или активы;

·         Предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;

·         Поставляемые другим структурным подразделениям того же предприятия;

·         Готовая продукция и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителей и предназначенные для рыночного использования.

Нерыночный выпуск включает товары и услуги:

·         Производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления;

·         Предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим единицам;

·         Готовая продукция и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителей.

Рыночный выпуск, а также товары и услуги, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, рекомендуется оценивать в основных ценах. Это цена реализации производителя, за исключением любых налогов на продукты и включая субсидии на продукты.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) рассчитывается как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением:

ВДС=ВВ-ПП.

Это ключевое понятие в экономическом и социальном анализе предприятия. Она представляет собой богатство, созданное предприятием, т.е. стоимость, добавленная к стоимости сырья, энергии, услуг.

Промежуточное потребление – это стоимость товаров (за исключением инвестиционных) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства товаров и услуг. Оно включает:

·         Затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.;

·         Оплату работ и услуг, предоставленных другими единицами и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, рекламные расходы, услуги банков, страхования, юристов, консультантов и др.);

·         Расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц.


Методика расчета показателей:

1. Отгружено товаров и услуг собственного производства (без НДС и акцизов).

2. Отгружено товаров, приобретенных на стороне (без НДС и акцизов).

3. Промышленная продукция собственного производства, переданная своим непромышленным подразделениям.

4. Сельскохозяйственная продукция собственного производства, переданная своим несельскохозяйственным подразделениям.

5. Изменение остатка готовой продукции собственного производства.

6. Изменение остатка незавершенного производства.

7. Расходы на приобретение товаров для перепродажи.

8. Изменение остатка товаров для перепродажи.

9. Выпуск товаров и услуг (стр. 1 + 3 + 4 + 5 + 6).

10. Расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий на складе для производства и реализации продукции.

11. Изменение остатка сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий на складе для производства и реализации продукции.

12. Работы и услуги, выполненные сторонними организациями.

13. Арендная плата.

14. Другие расходы, связанные с производством продукции, включаемые в промежуточное потребление.

15. Промежуточное потребление (стр. 10 + 12 + 13 + 14 — 11).

16. Валовая добавленная стоимость (стр. 9 — 15).

Если из добавленной стоимости вычесть стоимость потребленного в процессе производства основного капитала (амортизацию), то полу­чится показатель чистой добавленной стоимости.

ЧДС = ВДС - А


Приобретённые товары и услуги


Трудовые

ресурсы

 

Себестоимость продукции


 

Использование капитала

 
 

 

Добавленная стоимость-  результат применения трудовых ресурсов  и капитала

 

Себестоимость продукции

 

Стоимость приобретён-ных товаров и услуг

 
 







                                 минус                                                            равно                           






Рисунок 1 – Процесс создания добавленной стоимости



Из рисунка видно, что произведенная добавленная стоимость представляет собой «чистый прирост», полученный предприятием. Полученный «чистый прирост» не является себестоимостью продукции, т.к. в себестоимость включаются стоимость приобретенных товаров и услуг, которые представляют собой результат производства других предприятий.

При анализе производительности и эффективности предприятия используется добавленная стоимость в сопоставимых ценах. Если речь идёт о распределении добавленной стоимости, то используется добавленная стоимость в текущих ценах.

В аналитических целях в развитых странах рассчитывается такой показатель, как коэффициент добавленной стоимости, как отношение массы добавленной стоимости к стоимости произведённой продукции

,

где -совокупная выручка от реализации

Первый показатель используется для анализа прибыльности производства. Снижение коэффициента добавленной стоимости в динамике означает меньшую прибыльность для предприятия. Второй показатель - для анализа распределения совокупных доходов предприятия.

На изменение коэффициента добавленной стоимости влияет три группы факторов:

·         связанные с изменением производительности предприятия (эффективность использования материалов, эффективность услуг, эффективность использования оборудования);

·         связанные с изменением цены (цена производства, цена материалов, цена на услуги, цена на оборудование);

·         связанные с изменением ассортимента продукции (различная продукция имеет большую или меньшую ДС).

На основе показателя ВДС и ЧДС строятся другие промежуточные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.




2. ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОБЪЕМА РЕАЛИЗОВАННОЙ (ОТГРУЖЕННОЙ И ОПЛАЧЕННОЙ ПРОДУКЦИИ) ПРОДУКЦИИ

Для анализа влияния различных факторов на стоимостной объем отгруженной и оплаченной продукции можно использовать следующую мультипликативную модель:

,

где ВО-валовой оборот,

ВП- валовая продукция,

ТП- товарная продукция,

ОтП- отгруженная продукция,

ОП- реализованная (отгруженная и оплаченная) продукция.


1. Валовой оборот предприятия – ВО - является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям предприятия. ВО=

2.  – доля валовой продукции в валовом обороте (обратная величина к отношению ВО/ВП- коэффициенту внутрипроизводственного комбинирования), показывает, сколько рублей  произведенной валовой продукции приходится на 1 руб. валового оборота, то есть долю валовой продукции в стоимости валового оборота

Если этот коэффициент сокращается, это значит, что уменьшилась стоимость валовой продукции и выросла стоимость внутризаводского оборота, что может говорить об изменениях в организации производственного процесса, вызвавших удлинение стадий обработки.

3. Коэффициент товарности  характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции. Снижение этого коэффициента говорит об увеличении элементов, не входящих в стоимость товарной продукции, а именно увеличение остатков незавершенного производства на складе. Это может косвенно свидетельствовать о плохом качестве внутрипроизводственного планирования.

4. Коэффициент отгрузки  характеризует стоимость отгруженной продукции по отношению к стоимости товарной продукции. Снижение этого коэффициента может косвенно свидетельствовать о недостатках в работе отдела сбыта, т.к. показывает, что на складе готовой продукции остатки увеличились.

5. Коэффициент оплаты  характеризует соотношение стоимости реализованной и отгруженной продукции. Если этот коэффициент увеличивается, значит, возрастает выручка от реализации на 1 руб. отгруженной продукции, и можно предположить, что в отчетном периоде на предприятии улучшен контроль за своевременностью поступления платежей от покупателей продукции

Последовательность сомножителей в модели подчиняется экономическому смыслу. При перемножении сомножителей слева направо и справа налево каждый раз получается экономический осмысленный показатель:

Данная многофакторная модель позволяет проанализировать вклад каждого фактора в изменение стоимости реализованной продукции.


Величину абсолютных пофакторных приростов стоимости оплаченной продукции можно рассчитать любым способом: цепных подстановок, арифметических разниц, с помощью факторных индексов:

Объем товарной, отгруженной или оплаченной продукции анализируется также с точки зрения изменения в структуре продукции, т.к. сдвиги в структуре продукции оказывают влияние на динамику выпуска и реализации продукции, производительность труда, себестоимость и прибыль. Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления, получают отрицательную оценку.




3. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Важным показателем деятельности промышленного предприятия является качество продукции. Его повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объем продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - совокупность потребительских свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей, т.е. потребительский эффект, обусловленный свойствами продукции.

Характеристика качества может быть дана в виде некоторого набора значений тех свойств изделий, которые существенны для удовлетворения потребностей (показатели производительности, надёжности, долговечности и т.п.).

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • Удельный вес новой продукции в общем выпуске;
  • Удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • Удельный вес продукции высшей категории качества;
  • Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

Косвенные показатели качества производимой продукции – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потри от брака и т.п.

Сложность количественного анализа качества, применения, например, индексного метода в данном анализе, заключается в том, что признаки должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественную оценку и может выражаться атрибутивным (альтернативным) признаком: продукция, сертифицированная и не сертифицированная; продукция, соответствующая и не соответствующая техническим условиям.


Получение сводной (интегральной) оценки качества продукции

возможно различными способами:

1. Оценка качества продукции по сравнению с эталоном производится с помощью интегрального коэффициента, который представляет собой сумму модулей относительных отклонений (в долях единицы) фактических величин от эталонных по всем анализируемым показателям качества:

,

где - частный показатель качества продукции данного вида по i-му показателю.

Суммирование по модулю применяется в тех случаях, когда изменение качества по различным свойствам однонаправленные, несмотря на арифметический знак отклонения, например, как положительные , так и отрицательные отклонения от эталона говорят о снижении качества. (Например: если под качеством понимать эталонную траекторию – путь, то отклонение от данной траектории с любым знаком должно восприниматься как снижение качества относительно эталона. В других случаях отклонение от эталона учитываются с арифметическим знаком.)

Преимущества данного подхода:

·           он позволяет получить интегральную оценку по сумме модулей отклонений,

·           выделить роль положительных и отрицательных отклонений, в случае необходимости отбросить положительные отклонения,

·           относительная форма представления отклонений позволяет их суммировать, независимо от единиц измерения, в которых оценивается свойство продукции.


2. Оценка качества продукции по нескольким показателям с помощью перемножения частных показателей качества.

3. Оценка качества продукции по нескольким показателям с помощью средней геометрической простой (методика бывшего Госстандарта СССР):

4. С помощью средней арифметической простой из относительных отклонений в долях единицы:

5. Если различные свойства, определяющие качество, имеют различную относительную значимость, т.е. “веса”, то интегральная оценка качества по сравнению с эталоном может быть получена как средняя арифметическая взвешенная через показатели структуры относительных отклонений:

6. Как средняя геометрическая взвешенная:

=


Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение метода балльной оценки, в соответствии с которым каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы - 5- 10- 100-балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного среднего балла:

Подобный расчет целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований. Вычисленный показатель среднего балла затем используют для расчета новой цены изделия.

В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями производства и требованиями к качеству продукции, например, в электронной промышленности, как правило, не достигается стопроцентного выпуска годных изделий. Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери. В этом случае по специальной методике рассчитывается фактический выход годных изделий в % ко всему выпуску, а затем разность 100% и фактического выхода определяет затраты на бракованную продукцию.

Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:

,


где  СБ - стоимость забракованной в процессе производства продукции, ден. ед.;

СД - стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;

СГ — стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.;

СФ — стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие.


4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА СОВОКУПНОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ

Динамика качества по совокупности продукции изучается с помощью индекса качества продукции, который представляет собой средний арифметический индекс из индивидуальных индексов качества по отдельным видам продукции:

,

где  - индивидуальный индекс качества по определенному виду продукции,

причем в качестве параметра a может выступать и показатель определенного свойства продукции, и интегральный коэффициент качества продукции по сравнению с эталоном.

Разница числителя и знаменателя этого индекса показывает экономический эффект от изменения качества продукции. Если значение числителя больше знаменателя , то налицо повышение качества продукции, в результате которого предприятие получает накопление, и наоборот.

Совместно с индексом физического объёма продукции индекс качества продукции образует систему взаимосвязанных индексов:

,

где - индекс объёма продукции в сопоставимых ценах с учетом качества,

-сопоставимая цена продукции в отчетном и базисном периодах.


Пример 3:

Имеются  показатели выработки продукции шинного завода. Определить изменение объёма выпуска продукции, уровня  качества продукции, объема продукции с учетом её качества, экономический эффект от изменения качества продукции.


Раз-мер шин

Выпуск, тыс.шт.

Ходимость, тыс.км.

Оптовая цена одной

шины, тыс.руб

Индивид. Индекс качества

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

2,60-20

12000

14000

56

70

54

1,25

7,50-20

6200

7100

46

40

35

0,87

5,60-15

5700

5800

30

41

10

1,37

Изменение физического объёма выпуска продукции:

или 15,2%

Физический объем продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 15,2%, что в абсолютном выражении даёт изменение стоимости продукции:

=1062500 –922000= +140500 тыс. руб.

Динамика уровня качества продукции:

или 16,8%.

Качество всей продукции в отчетном периоде увеличилось в среднем на 16,8%. Экономический эффект от улучшения качества продукции:

=1240655-1062500= +178155 тыс. руб.

Динамика объёма продукции с учетом улучшения качества:

Объём продукции с учетом улучшения качества вырос на 34,4%.


1,344=1,167*1,152

318350= +178155+140500


5. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ИЗМЕНЕНИЕМ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции, является также индексный метод. Если показатели качества имеют числовые характеристику, то при построении индексов их можно использовать как веса затрат. В противном случае весами может служить количество элементов изделия, количество деталей, изделий.

В данном случае составляется следующая система взаимосвязанных индексов:

,

где IЗК – индекс затрат с учетом качества,

IК – индекс качества без изменения себестоимости,

IZ – индекс себестоимости с учетом изменения качества,

q1 – новое качество изделия (сырья для производства изделия или новый объем продукции)

q0 – старое качество изделия (сырья для производства изделия или старый объем продукции)

z1 – себестоимость единицы продукции нового качества

z0 – себестоимость единицы продукции старого качества.

 

 

Пример 4:

Имеются показатели о запланированной и фактической стоимости стального листа, используемого для производства продукции предприятия. Рассчитать индекс затрат с учетом качества, индекс качества, индекс затрат.


№ п/п

По плану

Фактически

Толщина листа, мм

Себестоимость листа, д.е.

Толщина листа, мм

Себестоимость листа, д.е.

1

4,62

42

3,05

48

2

4,43

48

2,28

50

ИТОГО

9,05

90

5,33

98

Фактически изменение затрат на данное сырье по сравнению с планом без учета изменения расхода сырья: , т.е. затраты возросли на 8,9 %. Но из таблицы также видно, что вследствие уменьшения толщины стального листа его требуется меньше на изготовление одного изделия, т.е. динамика общего расхода материала:. Расход снизился на 41,1 %.

Индекс, учитывающий изменение качества без изменения себестоимости: .

 За счет изменения качества стального листа расходы снизились на 41,6 %.

Индекс себестоимости с учетом изменения качества: .

За счет увеличения себестоимости нового более качественного материала затраты увеличились на 9,6 % (более качественный материал дороже, т.к. его обработка более трудоемка и требует увеличения оплаты труда).

Итого изменение затрат за счет изменения как качества, так и себестоимости материала:

. С учетом нового качества материала затраты снизились на 36 %.


6. АНАЛИЗ БРАКА И ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

Политика предприятия должна изначально иметь целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии — производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (АБ).

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц — виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (АПБ)

Как правило, АБ ³. АПБ.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.


Пример 5


Показатель, ден. ед.

Предыдущий год

Отчетный год

1. Себестоимость окончательного брака

20000

24000

2. Расходы по исправлению брака

10000

7500

3. Абсолютный размер брака (стр.1 + стр.2)

30000

31500

4. Стоимость брака по цене использования

6000


6500

5. Суммы, удержанные с лиц — виновников брака

-

1500

6. Суммы, взысканные с поставщиков

-

8000

7. Абсолютный размер потерь от брака

(стр.3 +стр.4 — стр.5 — стр.6)

24000


14700


8. Валовая (товарная) продукция по производ-

ственной себестоимости

400000

420000


9. Относительный размер брака

(стр.3/стр.8- 100%)

7,5

7,5


10. Относительный размер потерь от брака

(стр.7 / стр.8 • 100%)

6,0

3,5


Из таблицы можно сделать вывод, что основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. В отчетном году, основываясь на опыте предыдущего периода, производитель составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на:

(24 000 - 14 700) = 9 300 ден. ед.


или на .

Относительный размер потерь от брака снизился на 6,0 - 3,5 = 2,5%.

Стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Dq)., можно определить, умножив фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1pПЛ) на долю окончательного брака производственной по производственной себестоимости (dОБ):

Dq = q1pПЛ× dОБ


Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рек­ламаций следует начинать с изучения причин их возникновения, которые условно можно свести к следующим:

  • производственно-технологические;
  • конструктивные недостатки;
  • качество сырья и комплектующих изделий;
  • вина рабочих;
  • прочие.

Это позволит более точно определить размер излишне израс­ходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение ка­чества продукции.



ЛИТЕРАТУРА

1.      Микроэкономическая статистика: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2004

2.      Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996

3.      Статистика: Учебник / Под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономист, 2005

4.      Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

5.      ЭКОНОМИКА И СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: Учебное пособие / Н.Г. Забродская. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005

6.      Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000

7.      Данные ТУ ФА по Статистике Липецкой области