Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 5

Основы оценки бизнеса: предмет, цели, принципы, технология оценки, отчет об оценке бизнеса. 5

1.1.  Предмет и цели оценки бизнеса. 5

1.2. Принципы оценки бизнеса. 7

1.3. Технология (  способы и методы) оценки бизнеса. 12

1.4. Отчет об оценке бизнеса. 14

2. Практическая часть. 17

Задача. 17

Заключение. 18

Список литературы.. 20


















Введение

Рыночная экономика насыщена ситуациями, когда происходит при­нятие решений финансово-экономического характера (инвестиционно­го, кредитного; при организации различных форм собственности и про­ведении различных мероприятий по реструктуризации действующего предприятия; при проведении процедуры банкротства, санации, оздо­ровлении предприятия и при многих других финансовых, экономичес­ких и юридических ситуациях) и при этом необходимо оценить партнера и его вклад, в целом предприятие, бизнес, определить его рыночную стоимость на дату принятия решения или на определенный момент в будущем после реализации программы, определить возможность ком­пенсации потерь, способность рассчитаться с государством, контр­агентами, гражданами; стоимость предприятия после реализации определенного проекта, рентабельность экономического субъекта, а в конечном итоге создать и использовать механизм контроля за наличием и движением собственности.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что без умения пра­вильно и быстро оценивать стоимость любого бизнеса невозможно со­здание среднего класса собственников, устойчивого и динамического развития рыночных отношений, недоверия партнеров и инвесторов, а в конечном итоге создание законного и честного экономического макро- и микроклимата. На этом основано функционирование экономики Гер­мании, Франции, США, Японии, других развитых и развивающихся стран.

Одним из способов  адаптации предприятия к внешней среде является оценка бизнеса  или проекта   в сложившихся условиях.  Оценка бизнеса  преследует цель не просто  математически оценит вероятность того, насколько эффективным будет тот или иной проект, или то или иное принятое решение, но и отыскать пути и возможности снижения  риска и неопределенности, а, возможно, и устранения его в определенной степени.

         Целью данной работы выступает исследование основ  оценки бизнеса.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть  предмет и  цели оценки бизнеса

2)    рассмотреть принципы оценки бизнеса

3)    рассмотреть технология оценки бизнеса

4)    рассмотреть   структуру формы отчета об оценки бизнеса




























1. Теоретическая часть

Основы оценки бизнеса: предмет, цели, принципы, технология оценки, отчет об оценке бизнеса

1.1.  Предмет и цели оценки бизнеса

В качестве предметов оценки бизнеса могут выступать[5, с. 147]: * продуктовые линии либо инвестиционные проекты (бизнес-линии в широком смысле слова);

* совокупности контрактов, обеспечивающих закупочные и сбытовые линии бизнеса (бизнес-линии в узком смысле слова).

Предметом оценки в последнем случае может выступать даже отдельный долгосрочный контракт, позволяющий регулярно получать определенные дополнительные доходы или определенную экономию в затратах. Примерами этого могут служить долгосрочные льготные (выгодные) договоры поставки товара по цене выше рыночной либо, наоборот, долгосрочные льготные договоры закупки ресурса (товара, сырья, комплектующего изделия, найма работника и пр.) по цене ниже рыночной. Такой же смысл имеет и оценка долгосрочных льготных договоров аренды недвижимости или оборудования.

Оценка бизнеса широко применяется при разработке бизнес-плана, так как инвестиционная стоимость проекта прежде всего интересует инвестора. Ответ на вопрос, какова инвестиционная эффективность проекта по сравнению с безрисковой рыночной ставкой ссудного процента, характеризующей простейшую альтернативу вложения средств, например в государственные облигации, следует приводить в бизнес-плане сразу же после краткого изложения сути инвестиционного проекта, а соответствующие численные показатели, отражающие интегральную эффективность проекта, необходимо поместить в краткий сводный проспект. Показатели должны быть именно теми, которые применяются в современном инвестиционном анализе, а не теми, которые удобно и просто сосчитать авторам бизнес-плана. Необходимо показать расчет этих показателей (например, в специальных приложениях, которых вообще должно быть много), тем самым убеждая инвестора в своей компетентности и добросовестности.

Наиболее распространенными и часто встречающимися в мировой практике целями оценки фирм являются[3, с. 101]:

1)    Проверить объективность текущей рыночной котировки акций той или иной открытой компании с достаточно ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении: мелким и портфельным инвесторам это поможет определиться в ожидаемом продолжении или изменении данного тренда, стратегическим же инвесторам ≈ принять более обоснованное решение о приобретении или продаже контрольных пакетов такой компании, не опираясь только на данные фондового рынка.

2)    Следить за рыночной стоимостью закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить сколь либо надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен.

3)    Подготавливать предложения по цене купли-продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвидными акциями.

4)    Использовать при составлении и аудите финансового отчета компаний всех типов для предоставления их владельцам (и другим внешним пользователем) полной информации об истинном финансовом положении и перспективах предприятия.


1.2. Принципы оценки бизнеса

Можно выделить три группы принципов оценки[7, с. 247]:

·        основанные на представлениях собственника;

·        связанные с эксплуатацией собственности;

·        обусловленные действием рыночной среды.

Большое количество принципов не означает, что можно применить их все сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательные принципы.

Рассмотрим первую группу принципов.

Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному потенциальному собственнику.

Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени, в пространстве и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить его способность приносить доход.

Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью.

Кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки. И еще один аспект применения принципа полезности: если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества.

При этом замещающий объект не обязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.

Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания или предвидения.

Конечно, прошлое и настоящее бизнеса являются важным, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое и настоящее состояние бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего поведения.

Полезность любого бизнеса, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно сказывается представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от перепродажи.

При этом очень важна величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего потока дохода. Однако ожидания относительно этого потока могут меняться. Принцип ожидания можно определить следующим образом. Ожидание — это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатацией собственности и связана с представлением производителей.

Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением. Доходность бизнеса — это результат действия всех четырех факторов, поэтому стоимость предприятия как системы определяется на основе оценки дохода.

Для оценки предприятия нужно знать вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки — принцип вклада, который сводится к следующему: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привлечены к ней. Это означает, что сначала должна быть произведена компенсация за эти факторы, и остаточная сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собственнику.

Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно учитываться при оценке стоимости предприятия.

Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Из этого важного положения экономической теории вытекает еще один принцип оценки бизнеса, содержание которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства, чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача, хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами.

Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется принципом предельной производительности.

Предприятие является системой, одной из закономерностей развития и существования которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованны между собой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия.

Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды[5, с. 222].

Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях совершенного рынка.

Если рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеет место избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.

В долгосрочном аспекте спрос и предложение являются относительно эффективными силами в определении направления изменения цен. Но в короткие промежутки времени силы спроса и предложения могут и не иметь возможности эффективно работать на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут быть следствием монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий.

С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия вероятно не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия, скорее всего, окажется выше его стоимости.

На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту область пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли.

Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но, во многом, — внешними. Стоимость предприятия, стоимость его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Отсюда следует, что при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости. Из этого принципа следует, что для того, чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют альтернативные способы использования данного предприятия.

При рассмотрении альтернатив развития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение имеет место, если права на объект можно разделить на два или более имущественных интереса, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.

Результатом такого анализа является определение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления использования собственности предприятия, которое юридически, технически осуществимо и которое обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества.

В этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Данный принцип применяется, если оценка проводится в целях реструктурирования. Если же целью оценки является определение стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется.

1.3. Технология (  способы и методы) оценки бизнеса

Промежуточным предметом оценки может быть предприятие, не имеющее статуса юридического лица. Таким предприятием, которое не совпадает с понятием "бизнес-линия" уже в силу того, что оно способно иметь несколько бизнес-линий, в состоянии оказаться, например, товарищество на вере, коммандитное товарищество. Юридической основой подобных предприятий является учредительный договор, которому присущи характерные черты договора о совместной деятельности с распределением затрат и ответственности по обязательствам, с одной стороны, и прав на получение доходов от целевой деятельности  с другой. Но и в этом промежуточном случае предметом оценки являются как рыночная стоимость всего такого предприятия, так и стоимость долей в нем.

Фирма как предмет особой оценки имеет смысл тогда, когда ее рынок объективно оценить не в состоянии. Это происходит в следующих ситуациях[2, с. 144]:

·        оцениваемая фирма является закрытой, т.е. по определению не подвергается оценке на фондовом рынке (общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество, товарищества);

·        оцениваемая фирма является формально открытой, однако не находится в листинге фондовых бирж потому, что не отвечает их требованиям (по размеру, открытости финансовой отчетности и пр.); в то же время на внебиржевом рынке ее постоянная котировка не осуществляется;

·        оцениваемое предприятие является открытым акционерным обществом, котируемым на фондовой бирже, но акции фирмы являются недостаточно ликвидными (по ним мало и редко осуществляется сделок) ≈ так что реально наблюдаемой рыночной стоимости этих акций нельзя доверять;

·        весь фондовой рынок в стране недостаточно ликвиден, либо очень сильно зависит от краткосрочных внеэкономических факторов, результат чего тождественен предыдущему случаю.

Многие стратегические пакеты акций приобретаются не финансовыми институциональными инвесторами, а другими промышленными или сельскохозяйственными компаниями-смежниками в целях нормализации снабжения и сбыта. Следовательно, цена акций в таких пакетах соотносится не с доходами по акциям, а с доходами от сделок на товарных рынках.

Оценка фирм (предприятий) по их имуществу предполагает оценку как их материальных, так и нематериальных активов.

Если материальные активы могут быть впрямую переоценены по их рыночной стоимости, взятой по котировкам их аналогов с соответствующих рынков, то нематериальные активы, по которым такие рынки чаще всего отсутствуют, могут оцениваться по принципу оценки тех бизнес-линий, которые они обеспечивают (или могут обеспечить) в качестве конкурентных преимуществ.

Оценка имущества может также свестись к оценке бизнес-линий и при оценке финансовых активов, когда в отношении некоторых находящихся в инвестиционном портфеле предприятия неликвидных акций (паев) компании-эмитенты этих акций приходится оценивать также отталкиваясь от их бизнес-линий.

Результатом оценки компании общепринятыми методами оценки бизнеса всегда является получение такой оценки собственного, (уставного) капитала компании, которая чаще всего не совпадает со стоимостью ее собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия.

Ведь на последнюю решающее влияние оказывают такие не имеющие прямого отношения к истинной стоимости этого собственного капитала обстоятельства, как существующие нормы амортизации, время постановки на баланс амортизируемых активов, выбранные методы амортизации.

Владельцам компании, акционерам, пайщикам, а также тем, кому в будущем может быть предложено купить ее или доли в ней, крайне важно знать, насколько балансовая стоимость ее собственного (уставного) капитала расходится либо совпадает с оценкой обоснованной рыночной стоимости этого капитала.

1.4. Отчет об оценке бизнеса

В отчете должны быть сформулированы следующие исходные положения и/или ограничения[6, с. 111]:

1.     Относящиеся к объективности оценщика - отчет должен содержать заявление оценщика, что он не является собственником части оцениваемых активов и не имеет других имущественных интересов, связанных с данным предприятием, которые могут вызвать сомнения в независимости и объективности оценщика. В противном случае, соответствующая информация об оценщике должна быть непременно включена в отчет.

2.     Относящиеся к используемым данным - в отчете должно быть отражено, где это является необходимым, что оценщик пользовался данными, предоставленными другими лицами, и не проводил их дальнейшей проверки, то же и в отношении источников информации, на которые полагался оценщик.

3.     Относящиеся к действительности оценки - отчет должен содержать заявление, что оценка является действительной только на указанную дату оценки и только для сформулированных целей.

Точное определение задания на оценку играет ключевую роль в общении с пользователями оценочным отчетом. Ниже перечислены основные компоненты такого определения, которые должны быть включены в отчет:

1.     Оцениваемая доля акций в капитале предприятия должна быть четко определена, например "100 обыкновенных акций класса "А" акционерного общества "XYZ" или "20 процентов собственности в Товариществе с ограниченной ответственностью "АВС". Другие виды собственности на оцениваемое предприятие, если они существуют, связанные с этим права и/или ограничения также должны быть описаны исчерпывающим образом, если от них зависит оценочное заключение о стоимости.

2.     Цель оценки и дальнейшее ее использование должны быть четко сформулированы, как ,например, "определение обоснованной рыночной стоимости с целью создания системы участия работников в собственности предприятия (ESOP)" или "определение обоснованной стоимости в целях защиты прав несогласных с положением дел на предприятии". Если оценка производилась в соответствии с тем или иным конкретным официальным документом, она должна содержать ссылку на него.

3.     Использованный в оценке стандарт стоимости должен быть указан и точно определен. Должна быть сформулирована предпосылка определения стоимости, например, оценка на базе "меньшей доли" или "на базе предприятия".

4.     Должна быть четко определена дата оценки. Также должна быть указана дата готовности отчета.

Чтобы засвидетельствовать старательный труд оценщика при сборе данных об оцениваемом предприятии и облегчить пользователям понимание оценочного заключения, полная письменная форма отчета по оценке бизнеса должна включать описание, охватывающее все относящиеся к предприятию факты, такие как[2, с. 45]:

1.     Организационная форма (акционерное общество, товарищество или др.).

2.     История предприятия.

3.     Производимые товары и/или предоставляемые услуги, рынки сбыта, клиентура.

4.     Организация управления.

5.     Основные активы как материальные, так и и нематериальные.

6.     Перспективы развития экономики страны, отрасли и данного предприятия.

7.     Ретроспективные данные о рыночных сделках.

8.     Зависимость от сезонных или циклических факторов.

9.     Конкуренция.

10.                       Источники использованной информации.

Финансовый анализ:

A.   Анализ и последующее обсуждение финансовых отчетов фирмы являются неотъемлемой частью оценки бизнеса и должны быть включены в отчет об оценке. Кроме того, в него должны быть включены суммирующие таблицы данных балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках за количество лет, достаточных для достижения целей оценки, а также информация о том, что представляет собой оцениваемая компания.

B.   Все корректировки финансовых данных в отчете должны получить исчерпывающее объяснение.

C.   Если при проведении оценки использовались прогнозы балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках, в отчет должны быть включены и прокомментированы основные допущения, лежащие в основе прогнозов.

D.   При необходимости в отчет должны быть включены финансовые результаты деятельности компании в сравнении с соответствующими отраслевыми показателями.

Методология оценки:

A.   Выбранный метод (методы) оценки, равно как и причины, но которым они были выбраны, должны быть прокомментированы. Должна быть описана последовательность действий, выполненных при применении данного метода (методов); эти действия должны логически приводить к оценочному заключению о стоимости.

B.   Отчет должен включать объяснение, каким образом были выбраны и в дальнейшем использовались переменные величины, например, ставки дисконта, ставки капитализации или оценочные коэффициенты. Должны быть четко сформулированы логическое обоснование и/или использованные вспомогательные данные для всех премий и скидок.





2. Практическая часть

Задача

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Предприятие выпускает два вида продукции А и Б. Рыночная стоимость имущества (нефункционирующих активов), которое не нужно для выпуска  продукции составляет 320 тыс. руб. Ожидаемые (чистые) доходы от продажи продукции прогнозируются на уровне:

А – через 1 год – 100, через  2 года – 70 тыс. руб.

Б – через 1 год – 20, через 2 года – 130, через 3 года – 700, через 4 года 820, через 5 лет – 180 тыс. руб.

         Средние ожидаемые доходности государственных облигаций с погашением через 2 года – 25 %, через 3 года – 20 %, через 5 лет- 15 %.

         Определить без учета рисков бизнеса рыночную стоимость предприятия как действующего в расчете на 5 лет продолжения его работы.

РЕШЕНИЕ

1)    определим сумму поступлений  доходов от облигаций:

через 2 года : 320*0,25 = 80 (тыс.  руб.)

через 3 года: 320*0,2 = 64 (тыс. руб.)

через 5 лет: 320*0,15 = 48 (тыс. руб.)

2)    Определим общую сумму денежных поступлений за 5 лет от продукции:

А: 100+70 = 170 (тыс. руб.)

Б: 20+130+700+820+180 = 1850 (тыс. руб.)

Общая сума поступлений: 1850+170 = 2020 (тыс. руб.)

3)    Общая стоимость предприятия как функционирующего равна:

320+2020+80+64+48 = 2532 (тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Рыночная стоимость предприятия равна 2532 тыс. руб.

Заключение

          В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.

Оценка бизнеса широко применяется при разработке бизнес-плана, так как инвестиционная стоимость проекта прежде всего интересует инвестора.

Можно выделить три группы принципов оценки:

·        основанные на представлениях собственника;

·        связанные с эксплуатацией собственности;

·        обусловленные действием рыночной среды.

Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но, во многом, — внешними. Стоимость предприятия, стоимость его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Отсюда следует, что при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Оценка фирм (предприятий) по их имуществу предполагает оценку как их материальных, так и нематериальных активов.

Если материальные активы могут быть впрямую переоценены по их рыночной стоимости, взятой по котировкам их аналогов с соответствующих рынков, то нематериальные активы, по которым такие рынки чаще всего отсутствуют, могут оцениваться по принципу оценки тех бизнес-линий, которые они обеспечивают (или могут обеспечить) в качестве конкурентных преимуществ.

Оценка имущества может также свестись к оценке бизнес-линий и при оценке финансовых активов, когда в отношении некоторых находящихся в инвестиционном портфеле предприятия неликвидных акций (паев) компании-эмитенты этих акций приходится оценивать также отталкиваясь от их бизнес-линий.

Результатом оценки компании общепринятыми методами оценки бизнеса всегда является получение такой оценки собственного, (уставного) капитала компании, которая чаще всего не совпадает со стоимостью ее собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия.




























Список литературы

1)    Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.

2)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.

3)    Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.

4)    Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.

5)    Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.

6)    Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.

7)    Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.