Содержание
Вариант 3
1. Как соотносятся содержание и форма мысли?. 3
2. Охарактеризуйте виды понятий по содержанию. 4
3. Приведите таблицы истинности тождества и отрицания. 6
4. Каковы непосредственные умозаключения из сложных суждений?. 7
5. Охарактеризуйте прямые и косвенные доказательства. 8
Список литературы.. 10
1. Как соотносятся содержание и форма мысли?
Известно, что любой предмет или явление имеют содержание и форму, которые находятся в единстве и взаимодействуют между собой.
Под содержанием вообще разумеется совокупность элементов и процессов, определенным образом связанных между собой и образующих предмет или явление.
А форма – способ связи элементов и процессов, составляющих содержание.[1]
Мышление тоже имеет содержание и формы. Но есть и принципиальное отличие. Если содержание предметов и явлений действительности находится в них самих, то наиболее глубокое своеобразие мышления заключается именно в том, что у него нет собственного, порождаемого самопроизвольно содержания. Будучи отражательной системой, оно черпает свое содержание из внешнего мира.
Следовательно, содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем. Из этих знаний состоит и обыденное мышление людей, то, что принято называть здравым смыслом, и теоретическое мышление – наука как высший способ ориентирования человека в мире.
Форма мышления, или, иначе, логическая форма, - это структура мысли, способ связи ее элементов. Это то, в чем сходны мысли при всем различии их конкретного содержания.
Наиболее широкими и общими формами мышления, которые исследует логика, являются понятие, суждение, умозаключение, доказательство. Как и содержание, эти формы не самопроизвольны, то есть, не порождены самим мышлением, а представляют собой отражение наиболее общих структурных связей и отношений между предметами и явлениями самой действительности.
В реальном процессе мышления содержание мысли и ее логическая форма не существуют порознь. Они органически связаны между собой. И эта взаимосвязь выражается, прежде всего, в том, что нет и не может быть абсолютно неоформленных мыслей, как и нет и не может быть «чистой», бессодержательной логической формы. Причем именно содержание определяет форму, а форма не только так или иначе зависит от содержания, но и оказывает на него обратное воздействие.
Так, чем богаче содержание мыслей, тем сложнее их форма. А от формы (строения) мысли в немалой степени зависит, будет ли она верно отражать действительность или нет.
В то же время логическая форма обладает в своем существовании относительной самостоятельностью.
Это проявляется, с одной стороны, в том, что одно и то же содержание может принять различные логические формы, - подобно тому, как одно и то же явление, например Великая Отечественная война, может быть отражено в научном труде, художественном произведении, живописном полотне или скульптурной композиции.
С другой стороны, одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание. Образно говоря, это некий сосуд, куда можно влить и обыкновенную воду, и драгоценное лекарство, и сок, и благородный напиток. Разница лишь в том, что сосуд может быть и пустым, а логическая форма сама по себе существовать не может.
2. Охарактеризуйте виды понятий по содержанию.
Понятия по содержанию делятся на следующие виды:
1) Конкретные и абстрактные;
2) Положительные и отрицательные;
3) Безотносительные и соотносительные [2].
1) Конкретные и абстрактные:
Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
Так, понятия, «книга», «город», «север» являются конкретными; понятия «книжный» (переплет), «городской» (житель), «севернее» (Москвы) – абстрактными.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.
Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» - общее, конкретное; понятие «посредничество» - общее, абстрактное).
Как конкретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (например, понятие «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; понятие «мужество Юрия Гагарина» - единичное, абстрактное).
2) Положительные и отрицательные:
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» - отрицательными.
В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неуловимый», «невиновный», «бездействие».
В словах иностранного происхождения – с отрицательными приставками « - а» («ассиметрия», «аморальный»), « - анти» («антибиотик», «антифашист»), «контр -» («контрудар», «контрреволюция»).
Однако на отсутствие некоторых свойств предмета могут указывать и слова без отрицательной приставки. Например: «трезвый» (непьяный).
С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невинный» (простодушный, чистосердечный) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными приставками.
3) Безотносительные и соотносительные:
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. «Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д. Соотносительные содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители» (по отношению к понятию «дети»). «Начальник» - «подчиненный».
3. Приведите таблицы истинности тождества и отрицания.
Таблица истинности тождества
А |
Б |
А Б |
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Таблица истинности отрицания
А |
не – А |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
4. Каковы непосредственные умозаключения из сложных суждений?
Посылкой непосредственного умозаключения может быть не только простое – атрибутивное или реляционное, но и сложное суждение.[3]
Возьмем в качестве примера условное суждение (импликацию): «Если завтра будет солнечная погода, то мы пойдем в лес». Из него можно сделать заключение: «Если мы не пошли в лес, то погода не была солнечной».
Подобное умозаключение основано на законе контрапозиции. Он означает, что любое истинное условное суждение, если в нем поменять местами основания и следствия и подвергнуть их одновременно отрицанию, может дать в качестве заключения тоже истинное условное суждение.
Непосредственное умозаключение можно сделать и из конъюнкции. Если истинно, что «Казань находится на Волге, и Саратов находится на Волге», то истинным будет и вывод: «Саратов находится на Волге, и Казань находится на Волге».
Заключение из нестрогой дизъюнкции: если истинно, что «Производительность труда зависит от технического прогресса или от квалификации работника», то отсюда следует, что истинно и такое суждение: «Производительность труда зависит от квалификации работника или от технического прогресса».
В основе этих непосредственных умозаключений из конъюнкции и дизъюнкции лежит их свойство коммутативности (перестановочности).
Наконец, можно сделать умозаключение из строгой дизъюнкции и эквиваленции.
Подводя теперь общий итог, можно подчеркнуть, что непосредственные умозаключения из простых и сложных суждений – не только лишь «гимнастика для ума». [4] Благодаря им из уже известного знания извлекается дополнительная, и при том самая разнообразная и богатая, информация: о взаимоотношениях структурных элементов мысли – S и Р или x и y – в простых суждениях, а также исходных суждений в сложных. Важно лишь, чтобы в каждом отдельном случае соблюдались те или иные специфические правила таких умозаключений, дабы избегать ошибок в рассуждениях.
5. Охарактеризуйте прямые и косвенные доказательства.
В зависимости от способа обоснования выделяются прямые и косвенные доказательства.
Прямое доказательство. Оно представляет собой рассуждение, в котором доводы непосредственно обосновывают истинность или ложность тезиса. Примеры о движении Земли вокруг Солнца, вращение Земли вокруг оси, о профсоюзах предприятий – примеры прямого доказательства.
Косвенное доказательство. Оно отличается тем, что доводы в нем обосновывают истинность какого-либо тезиса опосредованно, через обоснование ложности другого, исключающего его суждение.
Косвенное доказательство имеет разновидности. Оно может быть апагогическим и разделительным.
Апагогическое доказательство (от греч. apagogos – уводящий в сторону), или доказательство от противного, состоит в том, что в начале предпринимается доказательство тезиса, противоречащего исходному; тезис доводится до абсурда или противоречие с теми или иными установленными истинами, и затем из ложности такого тезиса делается вывод об истинности противоречащего ему.
Немало доказательств от противного можно найти в математике, в частности в геометрии.
Опровержение тоже может происходить в форме косвенного доказательства – от противного. Вот как, например, Демокрит опровергал тезис о том, что «Все истинно». Ведь если кто-то полагает, что не все истинно, то этот тезис будет истинным, и, таким образом, положение, что «Все истинно», оказывается ложным. Демокрит точно также опровергал и утверждение, что «Все ложно». Ведь если все ложно, то ложно и то, что все ложно.[5]
Разделительное доказательство характеризуется тем, что из нескольких возможных тезисов методом исключения доказывается один. Например, известно, что данное преступление или А, или В, или С (и никто другой). Затем последовательно приводятся доказательства, что этого сделать не могли ни А, ни В. Таким образом доказывается, что преступление совершил С.
Здесь важно лишь, чтобы были исчерпаны все возможные варианты, то есть, чтобы дизъюнкция была полной, «закрытой».
Объективные различия между прямыми и косвенными доказательствами тоже относительны: прямое доказательство может быть превращено в косвенное, а косвенное – в прямое.
Изучение видов доказательств имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Оно позволяет сознательно, а, следовательно, более эффективно использовать тот или иной вид доказательств в отдельности или их сочетание.
Список литературы
1. Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: НТООО «Тетра Системс», 1997, - 416 с.
2. Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.
3. Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.
4. Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.
5. Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.
6. Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
7. Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1982. - 192 с.
[1] Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. с. 236.
[2] Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М. : Высшая школа, 1982. С. 54.
[3] Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. С. 156.
[4] Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. С. 109.
[5] Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. С. 178.