Содержание
Введение. 3
1. Революционные движения. 5
2. Реформистские течения. 15
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 19
Введение
XIX столетие занимает особое место в истории русской духовности. Его по праву принято называть «золотым веком» русской философии — по богатству ярких имен и содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха русского универсализма (многообразия), когда произошел крупнейший раскол в общественной мысли, а отечественной философии были присущи напряженнейшие духовные и социальные искания. Философия этого времени становится, как никогда ранее, социально окрашенной, в ней познание мира органично сочетается с энергичной установкой на практическое его преобразование. Н.А.Бердяев отмечал, что «...русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе». С.Л.Франк тоже замечал, что философия истории и социальная философия — «главные темы» в русской философии. Еще одна особенность этого столетия состояла в том, что здесь философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы, в ее лоне. Философия и литература XIX века — это две формы духовности, образовавшие в прошлом столетии не имеющий аналогов оригинальный и нерасторжимый синтез.
Период классики в развитии русской философии начинается с 20-х годов XIX века и завершается к началу XX столетия («серебряный век» русской духовной культуры). Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. Философия того времени развивалась как под влиянием внешних источников (французское Просвещение, немецкая классика), так и в силу обстоятельств сугубо национального характера (острота социального вопроса в стране, особенности политического режима, влияние православия и др.). Классический период являет собой большое многообразие течений, школ и учений, объединенных преимущественно вокруг проблемы выбора Россией общественного идеала, путей и форм дальнейшего развития.
Большое значение в данный период имеют революционные и реформистские движения.
Целью данной работы является изучение сущности реформистских и революционных движений.
Задачами работы являются:
- изучение реформистских идей,
- изучение сущности революционных идей.
- определение сходства и различия в данных движениях.
1. Революционные движения.
Ряда базовых идей западничества придерживался Н.Г. Чернышевский (1828 — 1889 гг.), символизирующий собой русское просветительство середины XIX века. Чернышевский — это философ материалист, разносторонний ученый и писатель. Он был самой крупной фигурой среди представителей русского материализма 60 годов прошлого столетия (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.В.Шелгунов). Работая в журнале «Современник», Чернышевский активна пропагандировал общедемократические и социалистические идеи.
В творчестве Чернышевского особое место занимает его антропологический материализм, продолживший учения ряда мыслители XVIII — XIX вв. (прежде всего — Л.Фейербаха). В своей стать. «Антропологический принцип в философии» русский ученый подчеркивал, что человек является цельным существом и, будучи продуктом эволюции природы, он должен исследоваться прежде всеми средствами естественных наук. Суть антропологического принципа в философии состоит в том, чтобы на человека, говоря словами Чернышевского, «...смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, ...чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног включительно или рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом». Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой прежде всего природное существо, а целью всех его жизненных устремлений выступает получение наслаждения. Добро — это то, что приносит долговременную и прочную пользу, удовольствие для организма человека. Основным же качеством человека является эгоизм, ориентация на собственные интересы и выгоду («Человек любит прежде всего самого себя», — подчеркивал мыслитель)[1].
Отталкиваясь от этой идеи, Чернышевский разработал теорию «разумного эгоизма». Он подчеркивал, что разум должен иметь первенство над волей, приводить поступки человека в соответствие с актуальными потребностями общества и всего человечества. Разумный эгоизм — это соединение собственного блага с благом других людей, нацеленность на изменение общественных отношений в соответствии с принципами разумности и справедливости. Счастье человека возможно, но лишь в условиях разумно устроенного, гуманного общества. Эти идеи Чернышевский изложил в своем знаменитом романе «Что делать?» на примере образов русских революционеров, которых рассматривал как «новых людей» из Завтра.[2]
Чернышевский был приверженцем философского материализма. Он рассматривал психику человека в единстве с его физиологией. Как и Ч.Дарвин, русский ученый отстаивал идею эволюции и усложнения органического мира на нашей планете. Чернышевский внес определенный вклад в теорию искусства (работа «Эстетические отношения искусства к действительности»). Целью искусства, по его убеждению, является воспроизведение красоты, а подлинная красота это ведь и есть наша жизнь, взятая во всем ее единстве и многообразии.
Развивая теорию социальной философии, Чернышевский стремился отыскать экономические предпосылки классовой борьбы в различных интересах и потребностях людей. Русский мыслитель был сторонником идеи крестьянской революции. Он видел в ней самый радикальный способ решения острейших проблем России (прежде всего — крестьянского вопроса) с помощью движения самих народных масс. На смену крепостному праву должен прийти строй производственно-сельскохозяйственных ассоциаций (товариществ). Вообще, в истории действует, по убеждению Чернышевского, закон нарастания прогресса, где роль основного двигателя играет знание. Решающее значение в истории имеет революция как способ коренного изменения всего общественного строя. Русские марксисты высоко оценивали творчество Чернышевского, подчеркивая, что он вплотную подошел к теории научного социализма. От его творчества веет, по определению В.И.Ленина, «духом классовой борьбы». К.Маркс, по его словам, специально изучил русский язык для того, чтобы читать труды Чернышевского в подлиннике.
Чернышевский называет себя «рационалистом». Этим самым он программно отрицает «романтизм» и «сентиментализм.» как идеализм настроения, а также «философию умозрений», выставляя против них культ «пользы», культ естественных наук. Если его предшественники критически относились к «субъективизму» Канта, то Чернышевский просто отбрасывает его как «метафизическую бессмыслицу» и отцом новой философии считает Л.Фейербаха. (1804—1872). Некритически следуя ему, мыслитель исходит из единства всего сущего, рассматриваемого в его многообразных связях. Человек — составная часть, включенная в единый, порядок природы. Чернышевский разъясняет: «Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека. Философия видит в нем то, что видят медицина, физиология, химия; эти науки доказывают, что никакого дуализма в человеке не видимо, а философия прибавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет. Идею о неизменности «натуры», в которой все происходит «по одному и тому же закону». Чернышевский, используя термин Фейербаха, называет «антропологическим принципом». Он «состоит в том:, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру ...чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность всего его организма, от головы до ног включительно, или если он оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем, организмом». Критерием эффективности общественной системы является реальная полнота возможностей для реализаций индивиду цельности собственной «натуры». Так антропологический, принцип становится у Чернышевского достаточным основанием для критики существующих взаимоотношений человека и общества. В его построениях «требования человеческой натуры», «человека вообще... без всяких подразделений» более всего выражены в интересе большинства общества, «простолюдинов».
По сути дела, протагоровская идея «человек есть мера всех вещей» у Чернышевского в более конкретизированном виде («реальный человек — мера всех, вещей») становится методологической основой аргументации о необходимости практической реформации существующих социальных отношений в направлении к «истинной жизни — цельной жизни ума и сердца ».
Исходя из антропологического принципа, Чернышевский провозглашает «разумный эгоизм» основой новой этики. Для. него бесспорно, что сущность человека заключается, в эгоизме. Он лежит в основе всех человеческих поступков. «... Надобно бывает только всмотреться попристальней в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, в основе их. все-таки лежит все та же мысль о свободной личной пользе, личном удовольствии, личном благе, лежит чувство, называемое эгоизмом». Но если идти до конца и признать единственным мотивом деятельности людей, только личную выгоду, то общество распадается на враждующих друг с другом индивидов. Поэтому Чернышевский вводит в свою теорию идею доминирования, приоритета общего интереса над частным, получившую название «разумного эгоизма». Основная его идея заключается в том, что тот. кто хочет быть «вполне человеком, должен знать, что «одинокого счастья нет». Поэтому естественное стремление к счастью осуществляется только в том случае, если каждый будет бороться против всего, «что неблагоприятно человеческому счастью». На этой теории Чернышевский основывает свою шкалу ценностей: общечеловеческий интерес выше, чем интересы одного народа; всенародные интересы выше интересов какого-либо сословия; интересы государства, измеряются количеством заинтересованных в счастье его граждан,
Но каково все же соотношение эгоизма и альтруизма, остается неясным.. А что такое счастье? — Жизнь, «какой она должна быть по нашим понятиям». Так путеводный антропологический принцип философствования Чернышевского «замыкается» на себе же: «реальный человек», т.е. изначально нормальный, здоровый, обладающий структурированной системой «правильных» ценностей человек оказывается «мерой» человеческого мира.
Уязвимая
в философско-теоретическом смысле концепция Чернышевского была для своего времени
программой действий для молодого поколения радикалов. Роман «Что делать?»,
написанный в Петропавловской крепости (опубликован в
Самому Чернышевскому его социальный «утилитаризм», который распространялся на все сферы, и искусство тоже (от него он требовал «прямой непосредственной, пользы», не помешал еще в 1856 году оценить талант великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, раскрывшийся в «знании человеческого сердца, способности раскрыть перед нами его тайны». «Диалектика, души» героев писателя, о котором с упоением, писал Чернышевский, в еще большей мере была присуща, личности Толстого-художника и мыслителя.
Заметным явлением русской общественной мысли 60 годов XIX века было народничество как политическое движение и мировоззрение, основанное на идее крестьянского социализма Народничество — типичное проявление русского радикал, («революционаризм», «богоборчество»), восходящее своими корнями к Радищеву, декабристам и Белинскому. «Люди так глупы, — заметил как-то Белинский, — что их насильно надо вес счастью». Народничество можно определить как субъективизм в теории, доходящий до волюнтаризма на практике. Народит была присуща прочная вера в особый путь развития России, идущую роль прогрессивных идей и субъективного фактора в тории. В этом течении можно выделить три ветви, представленные известными мыслителями: анархистскую (М.А.Бакунин пропагандистскую (Н.Л.Лавров) и заговорщическую (П.Н.Ткачев).
М.А.Бакунин (1814— 1876 гг.) был одним из виднейших теоретиков анархизма (работа «Государственность и анархия»), активным противником марксистского учения о государстве и профессиональным peволюционером. С точки зрения Бакунина, вся история человечества приставляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным же угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет и бой организованное выражение насилия и корпоративного эгоизма чиновников, царство бездушия. Осуществлять господство над людьми. помогают также религия («коллективное сумасшествие») и церковь как разновидность «небесного кабака». Бог — это фикция, которая ограничивает свободу индивида. «Если есть Бог, то человек — раб» — подчеркивал Бакунин[3].
Чтобы привести человечество к состоянию свободы, требуется прежде всего «взорвать» государство, «упразднить» его и исключить принцип власти из жизни общества. По убеждению Бакунина. государство должно быть уничтожено на следующий же день после революции, иначе она погибнет. Философ был уверен что русский мужик всегда готов к революции, поскольку он, дескать, бунтарь и социалист по своей природе. В связи с этим революционерам следует непременно идти в народ и звать его к бунту. На месте государства должна возникнуть «свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, основанных на принципах самоуправления. Бакунизм, таким образом, это бунтарство как метод преобразования общественных отношений, а бунт для Бакунина — это основной способ самоопределения человека в обществе.
Позднее, на рубеже XIX — XX вв. теория анархизма получила свое развитие в творчестве философа, историка и географа П.А.Кропоткина (1842 — 1921 гг.). Он обосновывал идею без государственного коммунизма, который якобы можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе революции. Грядущее общество станет федерацией свободных производственных общин (коммун), где каждый человек получит все необходимые условия для своего развития и инициативы. Анархо-коммунизм явится «счастливым концом истории», где отношения между людьми будут основываться на принципах солидарности, взаимопомощи и справедливости. Здесь сполна проявит себя «закон взаимной помощи», который якобы действует не только в природе, но и в рамках всей истории человечества. В отличие от жесткой борьбы за существование, взаимная помощь людей сделает общественную жизнь прочной и многогранной.
П.Л.Лавров (1823 — 1900 гг.) был не только революционером, но и известным философом своего времени. В целях подготовки революции он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа, идти в народ, слиться с ним и разбудить его. По убеждению Лаврова, главной движущей силой исторического процесса является передовая интеллигенция, или критически мыслящие личности. Лишь она способна сформулировать убедительный социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды, т.е. активного внедрения идей в общественное сознание. Интеллигенция призвана помочь народу уяснить его подлинные потребности и цели, способы их достижения. Революция не может быть вызвана искусственно — она должна постепенно вызреть в недрах общественной жизни.
Напротив, П.Н.Ткачев (1844 — 1885 гг.) был убежден в том. что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в обществе не сформировались капиталистические отношения. По убеждению Ткачева, сам народ не способен сделать это, поскольку он находится во власти рабской психологии и излишне терпелив. Он в состоянии пойти лишь на бунт и слепое разрушение старых порядков. Поэтому революцию призвано осуществить «революционное меньшинство», захватив политическую власть с помощью организованной «партии действия».
В середине 80-х годов прошлого столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Наиболее глубокие и всесторонне обоснованные подходы к решению социального вопроса м России были предложены русским марксизмом[4].
Проникновение идей революционного марксизма с Запада м его укоренение на русской почве началось в 70-е — 80-е годы XIX века. Активизация этого процесса была связана с деятельностью группы «Освобождение труда», созданной русскими эмигрантами в Женеве (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, В.И. Засулич). В отличит от народников, русские марксисты не ставили задачу воспрепятствовать развитию капитализма в России. Напротив, в рамках новых общественных отношений они стремились найти ту социальную силу, с помощью которой можно было бы осуществить революцию. Такую силу, вслед за Марксом, они видели в пролетариате, классе промышленных рабочих, который стал быстро развиваться после отмены в стране в 1861 году крепостного права. Марксисты считали, что следует идти не к крестьянству, а к рабочим на фабрики и заводы, развивать у пролетариев классовое самосознание Они стремились опираться не столько на меньшинство (революционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Русские марксисты полагали, что объективные социально-экономические процессы (развитие капитализма, имущественное расслоение и обострение социальных противоречий) создадут все необходимые предпосылки для социалистической революции. Они были решительными критиками идеологии народничества, считая социалистические проекты сторонников этого направления излишне эмоционально окрашенными, нигилистичными и утопическими.
Распространение марксистской теории в России принято связывать с именем Г.В.Плеханова (1856 — 1918 гг.), крупного теоретика марксизма и публициста, общественного деятеля. Его творчество (работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «Наши разногласия» и др.) охватило широкий круг вопросов: критика идеологии и практики народничества, история мировой общественной мысли, философия истории, эстетика. В работах Плеханова содержатся рассуждения о соотношении политики и экономики в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, о формах общественного сознания. Его произведения популярны и полемичны, написаны живым языком. Вызывает к себе большое уважение и сама личность Плеханова.
Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин (1870 — 1924 гг.)[5], мыслитель и революционер, основатель Советского государства, автор огромного теоретического наследия. Его первые литературные труды появились в 90-е годы и были посвящены анализу социально-экономических аспектов быстро развивавшегося в России капитализма. Вслед за Марксом и Плехановым Ленин увидел в пролетариате ту социальную силу, которая способна (в союзе с беднейшим крестьянством) осуществить социалистическую революцию в стране. Необходимым условием ее подготовки и проведения Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочих. Благодаря Ленину теория социалистической революции стала в русском марксизме, по сути дела, основной составляющей его социальной философии. Все иные теоретические изыскания марксистов были как бы подчинены задаче обоснования необходимости революции и созидания в России нового типа общественных отношений — коммунистического общества.
После 1903 года в русском марксизме произошел раскол на два крыла. Часть марксистов во главе с Г.В.Плехановым («меньшевики») избрала реформистский, эволюционный путь дальнейшего развития России. Другая часть («большевики») пошла за В.И.Лениным, предпочтя революционный, радикальный путь преобразования общества. Тем самым взяла верх ставка на пролетарскую идею и революционную волю как основные инструменты общественных преобразований со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом же в русском марксизме была проделана огромная работа по теоретическому осмыслению социальных проблем российского общества и поиску путей его преобразования.
К
числу важнейших философских трудов В.И.Ленина обычно относят «Материализм и
эмпириокритицизм» (
2. Реформистские течения.
Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П. Огарев), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники — это выразители «мужского» (рационального) начала в русском национальном самосознании. Они активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному (капиталистическому) пути. В этом смысле они являлись как бы «агентами Запада» в русской культуре. Идеалами западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Они очень высоко оценивали деятельность Петра Великого, считая его реформы прогрессивными. Как Правило, западники последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и в церкви тормоз общественного прогресса. Они давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым нормам общества. По их убеждению, основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы.
С точки зрения западников, человек европейского типа вправе быть свободным от предрассудков и обладать личной независимостью («не петь в общем хоре»). Ему доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и осваивать общественные отношения. Европейский человек как идеал западников должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Он любит красоту и ценит женщин, которые являют собой воплощение гармонии, обаяния и красоты. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на светский образ жизни. Само по себе оно было неоднородным: леворадикальное (А.И. Герцен, В.Г.Белинский) и просветительское, реформистское (В.П.Боткин, Т.Н.Грановский). Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания во всем.
Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен (1812 — 1870 гг.), «Вольтер XIX века», писатель, мыслитель и общественный деятель. Его мировоззрение формировалось под влиянием творчества А.Сен-Симона, Л.Фейербаха и И.Гете, а в диалектике Г.Гегеля он видел «алгебру революции». Философию Герцен рассматривал как орудие для воплощения на практике идеалов социальной справедливости. В ряде своих крупных работ («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке», мемуары «Былое и думы») он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбы России. На историю ученый смотрел как на закономерный процесс неуклонного освобождения человеческой личности от различных форм рабства и перехода в состояние свободы[6]. История — это свободное и необходимое дело человека, сочетание стихийного и сознательного. Герцен был убежден, что человек вправе обладать «самодержавной независимостью» и поэтому подчинение его обществу есть своего рода жертвоприношение. В своем развитии Россия прошла сквозь дикое варварство и грубое невежество, через чужеземное владычество и деспотизм собственного государства. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно и поэтому остается лишь надеяться на лучшее будущее. Основным смыслом всей своей жизни Герцен считал освобождение России от крепостничества. В этих целях он разработал концепцию крестьянского социализма. Герцен считал, что сельская община («мир») с ее здоровой трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. Он выдвинул формулу: «Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник». По убеждению мыслителя, Россия очень сильно отстала от Запада. Однако русский человек все же сохранил в себе свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен прежде всего в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, общего быта. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями. Но, с другой стороны, индивид ведь и подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации — политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет, по убеждению Герцена, соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. народными массами. Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения. Насилием можно лишь расчистить место для будущего, но никак невозможно создать новое общество. Для этого необходимы «построяющие идеи» и развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри... Наша сила, — писал Герцен, — в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности».
Герцен подчеркивал необходимость союза философии и естествознания, соединения знания с народными массами. По его убеждению, «...философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии»[7]. Если же этого союза нет, то философия погрязнет в абстракциях, а положительные науки утонут в бездне фактов. К западничеству принадлежал также литературный критик В.Г.Белинский (1811 — 1848 гг.). Он полагал, что первейшей для России задачей является избавление от крепостного права и осуществление в стране демократических реформ.
Заключение
Русская философия представляет собой значительное по своему идейному содержанию и влиянию явление духовной культуры человечества. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, учений и идей. В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное самосознание.
В содержании русской философии традиционным является наличие и взаимодействие трех идейных потоков: религиозного, нравственного и историософского. Их присутствие обусловлено, во-первых, активным влиянием православия как религии, ориентированной на высокие общечеловеческие ценности — добро и милосердие, справедливость. Во-вторых, остротой социальных проблем и противоречий в России, что всегда обращало отечественную философию к теме общества, проблеме его переустройства. В-третьих, особенностью этой философии является и то, что в ней всегда присутствует постановка вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, ее особом космическом призвании.
Россия представляет собой огромный «Востоко-Запад», находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов. Это обстоятельство нашло отражение в русской философии, породило в ней множество течений, между которыми зачастую (например, западничество и славянофильство) происходила острая идейная борьба. Тема выбора пути развития и социального идеала отчетливо представлена также в социалистических учениях, прежде всего в русском марксизме.
Значительный вклад в развитие философской мысли внесли реформистские и революционные движения. Революционеры утверждали, что права, свободы, идеальное государство может быть достигнуто только путем революции, в то время как реформистское движение – посредством реформ.
Список использованной литературы
Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы философских знаний. – М., 1994.
Горбачев В.Г. История философии. – М. Курсив, 1998.
Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998.
Митрошенкова О. Философия. – М., 2002.
Радугин А.А. Философия. – М., 1999.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999.
Философия. – Ростов – на – Дону. – 1997.
Шаповалов В. Основы философии. - М., 1998.
[1] Горбачев В.Г. История философии. – М. Курсив, 1998. – С. 291
[2] Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы философских знаний. – М., 1994. – С. 231
[3] Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999. – С. 173
[4] Горбачев В.Г. История философии. – М. Курсив, 1998. – С. 299
[5] Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы философских знаний. – М., 1994. – С. 234
[6] Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999. – С. 185
[7] Горбачев В.Г. История философии. – М. Курсив, 1998. – С. 280