Содержание
Содержание.. 2
Ревизия и контроль выполнения плана производства и продажи продукции (работ и услуг) 3
Ситуация 1. 18
Ответ: 18
Ситуация 2. 19
Ответ: 19
Ситуация 3. 20
Ответ: 20
Ситуация 4. 21
Ответ: 21
Ситуация 5. 22
Ответ: 22
Ситуация 6. 23
Ответ: 23
Список литературы... 24
Ревизия и контроль выполнения плана производства и продажи продукции (работ и услуг)
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни
Контроль это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.
Контроль дает информацию о процессах происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.[1]
Он способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики.
Принято различать 3 вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Предварительный контроль – начинается до решения управленческой задачи. Он проводится до и во время определения цели и задач деятельности, планирования операций по решению задач. Предварительный контроль осуществляется в ходе анализа результативности разработанных правил и процедур, а также выявления оптимального варианта будущего управленческого процесса путем моделирования его характеристик.
Текущий или оперативный контроль – осуществляется от начала управленческой или хозяйственной операции до момента достижения требуемого результата. Цель текущего контроля – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и инструкций. Как правило, это функция руководителя.
Текущий контроль может также осуществляться специальным контрольным отделом, подчиненным, как правило, руководителю высшего звена.
Третий вид контроля – заключительный, т. е. контроль результатов решения задачи. Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования видов деятельности, подобных или отличающихся от сделанной работы, и способствует усилению мотивации. Положительной стороной этого вида контроля является возможность поощрения за успешно выполненную работу.
Французская национальная компания бухгалтеров – ревизоров трактует внутренний контроль, как комплекс мер безопасности, определяемый руководством в целях обеспечения защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства.
Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рентабельность и эффективность деятельности.
Для того, чтобы поставленные цели были достигнуты, к числу задач внутреннего контроля, помимо указанных в определении, необходимо отнести подтверждение того, что принятые управленческие решения обоснованы и эффективны.[2]
Главные характеристики внутреннего контроля следующие:
одна из основных функций управления;
система постоянного наблюдения;
комплекс мер безопасности;
процесс, осуществляемый руководством и персоналом.
Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля (СВК).
Функционирование системы внутреннего финансового контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:
сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;
своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
В каждой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля (СВК) исходя из внутренних и внешних условий, а также степени развития компании. Но существует ряд общих методов повышения эффективности функционирования СВК. Для достижения этих целей должны быть разработаны соответствующие контрольные процедуры, зафиксированные в учетной политике предприятия.
Ничто не мешает бухгалтеру при этом применять методы проверки или отдельные контрольные процедуры, используемые налоговыми органами или аудиторскими организациями. С проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия теми или иными официальными органами или аудиторскими фирмами сталкивались в своей практике большинство бухгалтеров. Но с методиками организации и проведения проверок знакомы немногие.
В то же время создание системы внутреннего контроля - сложная задача, с которой предприятие не всегда имеет возможность справиться самостоятельно. Именно поэтому в реальной практике управления предприятиями приходится говорить не о системности, а о применении отдельных контрольных процедур.
Например, контроль использования рабочего времени; контроль расходования материальных ресурсов и т.п. Выполнение этих контрольных процедур чаще всего возложено на бухгалтерию предприятий. С одной стороны, это вполне понятно - задачи организации и функционирования системы внутреннего контроля предприятия невозможно решить без надлежащего решения основных задач системы бухгалтерского учета, определенных в Законе о бухгалтерском учете.
Именно главный бухгалтер на предприятии отвечает за эффективность системы бухгалтерского учета и обеспечивает контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций, за движением имущества и выполнением обязательств. С другой стороны, система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета, и обеспечить ее функционирование только силами финансовых служб невозможно.
Контроль может быть классифицирован по характеру контролируемых операций или деятельности предприятия, подлежащего контролю.
Организационно-технический контроль направлен на проверку:[3]
· качества сырья и материалов, готовых изделий и товаров;
· соблюдения установленных рецептур и норм расхода материалов;
· эффективности использования оборудования и исправности контрольно- измерительных приборов;
· соблюдения правил торговли и т.д.
Контроль осуществляется непосредственно товароведами, инженерами, технологами и другими специалистами в области соответствующей отрасли деятельности.
Административно-экономический контроль позволяет проводить анализ всей хозяйственной деятельности предприятия. Такой анализ является итоговым, в процессе его проведения на основе количественных и качественных показателей производится предварительная оценка работы предприятия, изучается влияние отдельных факторов на выполнение прогноза, а затем выявляются резервы и вносятся предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности. Нередко ухудшение экономических показателей, отсутствие связи между показателями анализируемого предприятия и отчетными показателями родственных предприятий позволяют выявить скрытые хищения за счет увеличения себестоимости, уменьшения прибыли, роста дебиторской задолженности, снижения качества сырья, роста брака и потерь и т.д. Административно-экономический контроль могут осуществлять специалисты планово-экономических, финансовых, юридических отделов, отдела труда и заработной платы и т.д.
Финансово-хозяйственный контроль проводится с целью оценки финансовых и хозяйственных операций предприятий с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, а также обеспечения сохранности кооперативной собственности. Финансово-хозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные службы вышестоящих организаций.
В системе учета за рубежом выделяют два вида внутрихозяйственного контроля: внутренний бухгалтерский контроль и внутренний административный контроль. Первый используется для защиты средств и для обеспечения надежности бухгалтерских данных. Он предполагает отделение обязанностей по ведению бухгалтерского учета от обязанностей по управлению подразделениями и по хранению товарно-материальных и денежных ценностей (средств). Второй имеет отношение к эффективности хозяйственной деятельности. Он связан с бухгалтерским контролем, поскольку имеет отношение к процессу принятия решений.
Бухгалтерский контроль преследует две цели:
1. предупредить потери денег или товаров в результате краж или мошенничества;
2. обеспечить точный учет фактов хозяйственной жизни и информации в бухгалтерских регистрах.
Административный контроль преследует три цели:
1. иметь в наличии точно необходимые товарные запасы и не допускать затоваривания;
2. иметь достаточно наличных денег для своевременной оплаты покупок и получения скидок с покупок;
3. сократить потери от продажи товаров в кредит.
Сочетание и единство всех видов контроля позволяет осуществлять комплексную оценку работы контролируемого объекта.
Единство целей контроля не исключает многообразия его способов и приемов, которые органически связаны между собой. Различают следующие методы контроля:[4]
· проверку исполнения принятых решений;
· обследование;
· технический контроль;
· экономический анализ;
· инвентаризацию;
· ревизию;
· счетную проверку балансов и отчетов.
Проверка исполнения принятых решений – это метод контроля за исполнением актов, постановлений, законов и указаний по определенному кругу вопросов. Во многих министерствах и ведомствах, вышестоящих органах созданы контрольно-инспекторские группы. Они призваны осуществлять контроль за внутренним документооборотом, прохождением различных деловых бумаг, обеспечивать проверку исполнения принятых решений непосредственно аппаратом и нижестоящими звеньями.
Обследование - метод контроля, позволяющий собрать информацию, которая не может быть получена в ходе документальной проверки. Проводя личное наблюдение и инспектирование, осматривая подконтрольные объекты, беседуя с должностными лицами, а также знакомясь с оперативно-технической, технологической и складской документацией, контролер получает необходимую дополнительную информацию. Например, может проверить соблюдение основных правил работы магазинов, правильность розничных цен, установить отклонения в технологии производства и эксплуатации оборудования и т.д.
Технический контроль - метод, требующий специальных знаний в области того или иного производства, вида деятельности, качества товара, сырья, готовой продукции. С помощью этого контроля углубляются и расширяются сведения, полученные в результате финансово-хозяйственной проверки, вскрывается воздействие причин технического характера на сохранность и эффективность работы предприятий, разрабатываются соответствующие меры.
Экономический анализ - метод контроля, позволяющий выявлять влияние отрицательных или положительных факторов на контролируемый объект и изыскивать возможности устранения недостатков и повышения эффективности хозяйствования. Следует отметить, что в контрольно-ревизионной работе используются лишь отдельные приемы экономического анализа (сравнение, группировки, балансовый метод, средние и относительные величины и др.). Это существенно повышает действенность и эффективность контроля.
Счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов - методы контроля и оценки достоверности и правильности финансово-хозяйственного состояния предприятий и организаций, выявления резервов роста рентабельности и улучшения использования основных и оборотных средств.
Инвентаризация - метод контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за работой материально ответственных и должностных лиц. Инвентаризация позволяет устанавливать реальность и достоверность учетных данных в сравнении с фактическим наличием материальных и денежных средств, объемом и качеством выполненных работ. Различают полные, частичные, перманентные инвентаризации. В потребительской кооперации инвентаризация является основным методом контроля, используемым контрольно-ревизионными отделами районного звена.
Документальная ревизия - действенный метод последующего контроля, направленный на всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью установления законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций. Основными задачами ревизии являются осуществление всестороннего контроля за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы; пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.[5]
В современных условиях распространение получили комплексные ревизии, сочетающие все виды и методы контроля.
Для повышения эффективности и компетентности контроля необходимо, чтобы между отдельными его видами и формами на различных уровнях поддерживались устойчивые связи, была установлена последовательность контрольных действий (процедур). Это позволяет обеспечить соответствующую технологию контрольной деятельности.
Существуют три предпосылки эффективности контроля при планировании продаж. Во-первых, планированием продаж в организации должен заниматься не планово-экономический отдел — ПЭО, как это было в условиях административно-командной экономики и до сих пор продолжает оставаться на некоторых предприятиях, а специализированное подразделение отдела сбыта или отдела маркетинга (например, экономическое бюро отдела сбыта). Планово-экономический или экономический отдел не располагает достаточной для планирования продаж информацией — ПЭО должен играть координирующую роль в планировании деятельности организации в целом.
В функции экономического отдела необходимо включить обеспечение согласованности и взаимной увязки планов функциональных и производственных служб компании, разработку планов производства по номенклатуре в масштабах фирмы в целом. Разработкой же проектов планов продаж (отгрузок) по видам продукции (ассортиментным группам) с учетом программ реализации принципиально новых и модифицированных изделий (конструкций), их согласованием со службами организации (перед подачей на согласование и утверждение в ПЭО) должно заниматься экономическое бюро отдела сбыта (или отдела маркетинга) под контролем руководителей этих отделов.
Во-вторых, основным критерием оптимальности планирования продаж в рыночных условиях является учет и соотнесение (совмещение) следующих параметров контроля:
· избранная модель развития организации (в том числе стратегия рыночной конкуренции);
· максимально возможный объем продаж, определенный на основе исследования рыночной конъюнктуры (максимально возможный объем продаж при данном уровне и соотношении различных цен и с учетом определенного состояния и тенденций развития рынка и формирующих его факторов, то есть потенциальной емкости рынка) и оценки ресурсов и потенциалов организации;
· оптимальный с точки зрения максимизации прибыли в соответствии с возможностями (потенциалами) организации объем выпуска продукции (при котором обеспечивается равенство предельного дохода и предельных издержек);
· оптимальные продуктовые программы (программы должны подвергаться контролю на оптимальность);
· увязка планов продаж с планами производства, в том числе с оперативно-календарными графиками выпуска готовой продукции для обеспечения выполнения планов продаж и отгрузок в установленные сроки и номенклатуре, а также для формирования и увязки показателей финансовых планов организации.
При планировании продаж также следует осуществить контроль на предмет взаимовлияний (взаимодополнений или взаимозамещений) видов продукции на объемы их сбыта. Необходимо отметить и целесообразность сочетания жесткости и гибкости систем планирования: базовых ориентиров в долгосрочном планировании, с одной стороны, и корректировки краткосрочных и среднесрочных планов сбыта по мере изменения целей и условий функционирования организации — с другой. А также важность сочетания общих и вспомогательных (в разрезе рыночных сегментов и географии продаж) планов сбыта. Кроме того, должна быть разработана система оперативного контроля исполнения планов сбыта (процедуры подготовки, анализа и контроля ежедневных отчетов об исполнении планов сбыта).
В-третьих, существенным моментом является сам порядок разработки и контроля планов продаж. Отправной точкой для разработки планов сбыта в современных условиях хозяйствования должно служить комплексное исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка, проводимое отделом (бюро, сектором) маркетинга. Назову основные задачи, которые должны быть выполнены маркетинговым подразделением фирмы для получения основы планирования сбыта:
· сбор, обработка, систематизация и анализ данных по основным конъюнктурообразующим факторам реальных (освоенных) и потенциальных (новых) рынков сбыта серийно выпускаемой и новой (планируемой к выпуску) продукции организации:
1. коммерческо-экономическим, включая общую экономическую ситуацию в регионах сбыта, финансовое состояние и иные особенности покупателей, реальный платежеспособный спрос на виды выпускаемой продукции и его динамику, соотношение спроса и предложения, эластичность спроса, а также средний уровень цен, объемы поставок, технический уровень (технологии производства) и качество (потребительские свойства) конкурирующей продукции (товаров-заменителей);
2. факторам конкурентной среды;
3. законодательным факторам;
4. факторам политической стабильности в регионах сбыта;
5. социально-демографическим факторам, в том числе общественной психологии (менталитету) и предпочтениям определенных групп покупателей (сегментов рынка);
· наблюдение за деятельностью основных конкурентов и составление заключений об их возможной политике на рынке; определение новых рынков сбыта и круга потенциальных покупателей старой и новой продукции организации;
· анализ перемен в специфике требований больших контингентов потребителей;
· расчет реальной емкости освоенных и новых рынков для продукции организации;
· определение доли организации на наиболее важных рынках (для каждого вида выпускаемой продукции) и тенденций ее изменения;
· прогнозирование тенденций НТП, конкурентной среды и других конъюнктурообразующих факторов с помощью электронно-вычислительной техники;
· на основе комплексного аналитического обзора и прогнозирования рыночной конъюнктуры и формирующих ее факторов разработка краткосрочных (1— 2 года), среднесрочных (3 — 5 лет) и долгосрочных (5 — 10 лет) прогнозов потенциальной емкости освоенных и новых рынков для серийно выпускаемой и новой продукции организации в целом, а также в разбивке по отраслевым (покупательским) рынкам и по территориям (прогнозирование долей организации на рынках).
В функции руководителя маркетингового подразделения должны входить контроль и сопоставление данных по комплексному многовариантному прогнозу развития товарных рынков (в том числе прогнозу их емкости) и формирующих их факторов с целями и возможностями (потенциалами) организации: финансовыми и кадровыми, запасами сырья и материалов, наличием необходимых производственных мощностей и уровнем их загрузки, объемом производственных заделов, размещением организации по отношению к рынкам сбыта и источникам сырья, патентам и особому опыту организации, инженерно-техническим знаниям персонала, гибкости производства, условиям сбыта и развитости сбытовой сети, лобби в органах власти и иными возможностями.[6]
Такое сопоставление необходимо для разработки конкурентной стратегии, прогнозирования максимально возможного годового объема продаж продукции организации, а также для изыскания новых сфер применения выпускаемой продукции и определения возможности (целесообразности) разработки принципиально новых или модифицированных (усовершенствованных) изделий.
Руководитель маркетинговой службы представляет прогнозы по максимально возможному годовому объему продаж продукции организации начальнику экономического бюро отдела сбыта, который на основе полученных данных, а также данных анализа и прогнозирования тенденций продаж продукции организации и с учетом иных аспектов планирования продаж (точки минимума и максимума продаж и т.п.) организует разработку проектов планов продаж продукции организации. При этом общая методика, которую целесообразно применять экономическим бюро отдела сбыта, включает следующие стадии:
1. На основе выявленных тенденций изменений объемов продаж с помощью экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок и т.д.) и специальных компьютерных программ составление проектов годовых, квартальных, месячных и декадных (календарных), общих и вспомогательных (по номенклатуре, ассортименту, рыночным сегментам) планов продаж.
2. Контрольное сопоставление и увязка проектов с прогнозными данными по максимально возможному годовому объему продаж, а также с имеющимся портфелем заказов.
3. Контрольное сопоставление и увязка подготовленных проектов с данными ПЭО по расчетам критического объема продаж (критической точки продаж) и оптимального объема выпуска продукции (рассчитанного при определенных ценах и издержках), обеспечивающего максимизацию прибыли, то есть такого, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
Проекты планов продаж, составленных экономическим бюро, должны быть проконтролированы (и при необходимости откорректированы) руководителями отделов сбыта и маркетинга. Кроме того, проекты планов продаж должны быть трансформированы в программы реализации новых и модифицированных изделий (конструкций), разработанные руководителями отделов сбыта и маркетинга.
После этого начальником отдела сбыта проекты годовых и квартальных планов продаж должны быть согласованы с главным технологом, начальником отдела материально-технического снабжения, начальником финансового отдела и заместителем директора по коммерческим вопросам, а проекты декадных (календарных) планов продаж — с заместителем директора по коммерческим вопросам, а также с начальниками финансового и производственно-диспетчерского отделов.
После согласований проекты годовых, квартальных и месячных планов продаж начальником отдела сбыта подаются в ПЭО для контроля и утверждения (годовые, квартальные и месячные планы продаж должны утверждаются заместителем директора по экономическим вопросам, а календарные планы продаж — начальником отдела сбыта). Необходимо добавить, что при составлении планов продаж должна быть проконтролирована их увязка с планами производства, в том числе с оперативно-календарными графиками выпуска готовой продукции для обеспечения выполнения планов продаж и отгрузок в установленные сроки и номенклатуре, а также для формирования и увязки показателей финансовых планов организации.
Ситуация 1
Проверяя отпуск материалов на изготовление продукции, ревизор обнаружил, что в лимитных картах заведующего складом дополнительно отпускал материалы сверх того лимита, который был установлен производственным отделом. Без подписи лиц имеющих право разрешения, заведующий складом отпускал дефицитные материалы цехам по разовым требованиям. Эти материалы (спирт, краски, химикаты и др.) списывались на производство.
Какие должны быть действия ревизора в данной ситуации?
Ответ:
Для разрешения данной ситуации ревизору необходимо потребовать объяснения, заведующего складом, а также изучить установленный порядок отпуска материалов в производство и порядок отпуска дефицитных материалов.
Например, при экспериментальном внедрении планирования затрат материалов на производство временным порядком отпуска материалов на производство может быть оговорено, что в случае крайней необходимости заведующий складом может выдавать материалы сверх установленных лимитов. В этом случае ревизору необходимо изучить было ли данное обстоятельство должным образом оформлено документально. Замаскированное ложными документами и не находящими отражение в сопоставимых отчетностях заведующих производством выявленные недостачи могут трактоваться как хищения.
В случае установления факта хищения имущества предприятия ревизору следует обратиться к органам милиции с просьбой о возбуждении уголовного дела. Однако торопиться с выводами о хищении не стоит, поскольку за частую на предприятии многие вопросы решаются с последующим письменным оформлением. Например, руководитель предприятия или другое уполномоченное лицо мог дать распоряжение заведующему складом об отпуске материалов, забыв оформить данное распоряжение документально.
Ситуация 2
В процессе проверки ревизором было установлено, что ООО «Электроремонт» произвело для предприятия капитальный ремонт электрического оборудования в котельной. Согласно договора, подрядчик обязуется проводить гарантийный ремонт в течении 6-ти месяцев со дня окончания ремонта и передачи оборудования в эксплуатацию. По истечении 2-х месяцев со дня окончания ремонтных работ оборудование полностью вышло из строя. ООО «Электроремонт» отказывается производить гарантийный ремонт указанного оборудования.
Как должен поступить ревизор в данной ситуации?
Ответ:
В данной ситуации ревизору необходимо определить оговорены ли условиями договора ограничения по гарантийному ремонту. Многие организации при заключении договоров гарантийного ремонта оговаривают, что ремонт не производится в случае неправильной эксплуатации оборудования, в случае неосторожного обращения, приводящего к поломке, а также в случае чрезвычайных обстоятельств (пожары, сели, оползни и т.д.). Если в договоре такие оговорки имеются, то необходимо определить какие обстоятельства привели к поломке оборудования и соответствуют ли эти обстоятельства условиям договора о гарантийном ремонте.
В случае если причины данного происшествия не могут служить обоснованием для отказа от гарантийного ремонта необходимо направить иск в Арбитражный суд Российской Федерации.
Ситуация 3
В журнале-ордере №6 больше года числилась задолженность поставщику в размере 10 750 руб. Потом эта сумма была списана в дебет счета 10 «Материалы». Ни каких оправдательных документов не приложено. На вопрос ревизора бухгалтер материального отдела ответила, что неизвестен срок возникновения и назначения этой дебиторской суммы, так как в выписке банка не приложены оправдательные документы, кроме платежного требования.
Какие будут дальнейшие действия ревизора?
Ответ:
Во первых, ревизору необходимо внести рекомендации о внесении исправительных записей. Для этого необходимо внести сторнировочную запись по списанию дебиторской задолженности, затем данную сумму необходимо отнести на определенный учетной политикой предприятия счет для учета расчетов с невыясненными контрагентами.
После этого необходимо изучить платежное требование, приложенное к выписке банка, как правило, в поле «Назначение платежа» указывается документ, подтверждающий возникновение данной задолженности, а так же краткое пояснение.
На основе полученной информации необходимо выяснить в результате чего возникла данная дебиторская задолженность.
Ситуация 4
При проведении документальной проверки было выявлено, что в книге учета депонентов значатся суммы, продолжительное время не выплачиваемые работникам предприятия. Работники, которым причитается депонированная сумма, не ставятся в известность, им не отправляются извещения. Сальдо на конец отчетного периода по депонированной заработной плате составило 23 700 руб. Срок возникновения первой задолженности значится более 3-х лет назад.
Какие должны быть действия ревизора при обнаружении нарушений в учете депонированной заработной платы?
Ответ:
Ревизору, прежде всего, необходимо выяснить, в результате чего возникла данная депонентская задолженность. Возможно, что данная задолженность принадлежит умершим работникам, не имеющим наследников. В этом случае отправлять извещения просто некому и предприятие по истечении трех лет должно списать данную задолженность как невостребованную.
При обнаружении нарушений в учете депонированной заработной плате ревизору необходимо внести рекомендации по устранению данных нарушений, а также известить работника о причитающейся ему задолженности предприятия.
Ситуация 5
При проверке своевременности оприходования материальных ценностей ревизором установлено, что по счету-фактуе поставщика груз отгружен 16 февраля прошлого года, оплата произведена 24 Февраля, а приход на склад материалов осуществлен только в сентябре месяце того же года. В отличие от счета-фактуры на склад оприходовано меньше материалов на 1 743 руб. Никаких актов ревизору не представили. В карточке складского учета указано «Сыпучие грузы в тоннах». В бухгалтерии сумма счета полностью отнесена на счет 25 «Общепроизводственные расходы» по статье «текущий ремонт». Сумма счета составляла 5 375 руб. Сыпучие грузы в карточке складского учета списаны в октябре месяце прошлого года. Оправдательных документов на получение «сыпучих грузов» из склада ревизору бухгалтерия не предоставила.
Как должен поступить ревизор в данной ситуации?
Ответ:
В данной ситуации ревизору необходимо определить оговорены ли условиями договора сроки и порядок поставки материалов, а также оговорены ли транспортные нормы потери. Далее необходимо определить соответствуют ли сроки поставки указанным в договоре, а так же соответствует ли возникшая потеря нормам естественной убыли (либо условиям договора). Затем необходимо определить поступали ли фактически материалы на склад, либо сразу доставлены на место проведения ремонтных работ без оформления соответствующих документов.
Ревизору необходимо определить на основании, каких документов производилось оприходования на склад и почему не составлен акт о выявленных расхождениях, а также на каком основании производился отпуск материалов со склада. В случае обнаружения неустранимых нарушений привлечь к ответственности материально-ответственное лицо (кладовщика).
Ситуация 6
Ревизией на предприятии было установлено, что себестоимость продукции была в целом занижена в годовом отчете на 120 тыс. руб., в том числе:
За счет необоснованного распределения транспортно-заготовительных расходов между затратами основных материалов на производство и их остатками на складе – занижена на 170 тыс. руб.,
За счет неправильного начисления амортизации основных средств – завышена на 50 тыс. руб., о чем в акте ревизии сделаны соответствующие записи.
Укажите последствия выявленных нарушений.
Ответ:
В результате занижения себестоимости продукции на предприятии неверно будет определен финансовый результат. В результате этого предприятием неверно будет определен налог на прибыль.
Одновременно с этим неверное отражение транспортно заготовительных расходов приведет к завышению стоимости остатков материалов, при этом завышение сумм амортизации приведет к переплате налога на имущество предприятия.
Переплату налога можно будет зачесть в счет уплаты налога за последующие периоды после подачи уточненной декларации, однако отвлечение средств из оборота приведет к потере возможных доходов.
Список литературы
1. Аудит предприятия. Учебное пособие./ Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев М.: Дело, 2000г.
2. Аудит и ревизия. Справ. Пособие./ Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 2004г.
3. Аудит: Учебник для вузов./ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003г.
4. Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994.
5. Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
6. В помощь бухгалтеру и аудитору/справочно-методическое пособие/ Авт. -сост. Н.П.Барышников. Том 1,2 . Изд-е 3-е.- М.:Инфориационно-издательский дом “Филин”, 1996.
7. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.:ИНФРА-М, 1998.
8. Аудит предприятия. Учебное пособие/Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев М.: Дело, 1996.
9. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003.
10. Н.Л. Маренков Контроль и ревизия «Феникс» Москва 2004г.
[1] Аудит и ревизия. Справ. Пособие./ Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 2004гг. с.8-12
[2] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г. С.108
[3] Аудит и ревизия. Справ. Пособие./ Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 2004г. С.31
[4] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г. С.117
[5] Н.Л. Маренков Контроль и ревизия «Феникс» Москва 2004г. С.261
[6] Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994г. С.226