Содержание
Введение.. 3
1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета основных средств, анализа и аудита в банке.. 7
1.1 Нормативная база учета основных средств в коммерческом банке. 7
1.2 Экономические показатели, характеризующие состояние основных средств в банке. 16
1.3 Виды аудита основных средств в банке (внешний, внутренний) 23
Выводы по первой главе. 30
Список литературы... 33
Введение
Для управления процессами денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике необходимо располагать оперативной и достоверной информацией о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторонняя, достоверная, оперативно получаемая и обрабатываемая информация, объективно отражающая экономический климат в стране, обстановку в регионах и различных сферах экономической деятельности, налоговую и таможенную политику государства, конъюнктуру цен, спроса и предложения на финансовых рынках, необходима для принятия управленческих решений как на государственном уровне, так и для успешной коммерческой деятельности в различных секторах экономики, в том числе и банковском секторе.
Значимость разносторонней информации для успешной и эффективной деятельности как банковской системы в целом, так и для отдельных банков трудно переоценить. Это обусловлено многообразием их связей с клиентами и акционерами, партнерами и конкурентами, Центральным банком и органами власти, населением, средствами массовой информации.
Особую актуальность приобретает анализ информации при принятии стратегически важных решений в настоящее время, когда российские банки поставлены в центр чрезвычайных обстоятельств, вызванных действием множества противоречивых, труднопрогнозируемых кризисных процессов в экономике, политике, общественной жизни. Эффект обоснованного экономического решения определяется правильностью оценки и сопоставления собственных возможностей с потребностями и условиями рынка. Это относится к деятельности коммерческих банков, возможно, даже в большей степени, чем к другим сферам бизнеса, так как ошибочная оценка и неверно принятое решение может привести к ликвидации банка или нанести серьезный материальный ущерб клиентам, в том числе и гражданам.
Общая социально-экономическая обстановка в России привела к крайней неустойчивости финансового рынка, что породило все разрастающийся процесс банкротства банков. События истекшего года подтверждают правильность выводов специалистов Всемирного банка, которые еще в 1992-93 годах предупреждали, что коммерческие банки в России неизбежно столкнутся с серьезными проблемами, в том числе с проблемой грамотной оценки финансового состояния коммерческого банка, так как на современном этапе банки работают в условиях повышенного риска. В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках проблема выявления их надежности становится особенно актуальна, необходимо правильно оценить положение того или иного банка, сделать банковскую систему более «прозрачной» и предсказуемой. Помимо того, что результаты проводимого анализа позволяют предостеречь потребителей банковских услуг от проблемных банков, сами кредитные учреждения нуждаются в объективной и надежной системе оценки текущего и, возможно перспективного положения, так как, эффективность управления коммерческим банком определяет возможность осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства, чего невозможно добиться, не имея оперативной информации.
Актуальность выбранной темы данной дипломной работы связана, прежде всего с тем, что с основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность предприятий в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.
Учет основных средств имеет огромное значение. От того верно или нет, отражены операции с основными средствами, зависит достоверность бухгалтерской отчетности в части основных средств. Учет основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат. Также аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках. Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.
При написании дипломной работы используются следующие методы: горизонтальный и вертикальный анализ баланса банка, монографический метод.
Методологической и методической базой исследования при написании дипломной работы послужили:
– Конституция РФ;
– федеральные законы РФ;
– Гражданский кодекс РФ;
– Налоговый кодекс РФ;
– нормативные документы ЦБРФ;
– труды Российских и зарубежных экономистов;
– материалы периодической печати;
– годовые отчеты банка ОАО «Дальневосточное ОВК»;
– отчет о прибылях и убытках ОАО «Дальневосточное ОВК»;
– оборотные ведомости ОАО «Дальневосточное ОВК».
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита могут быть использованы в процессе коммерческой деятельности банка ОАО «Дальневосточное ОВК».
Целью настоящей дипломной работы является исследования механизма учета основных средств коммерческого банка, их анализа и аудита.
Для достижения этой цели в дипломе решаются следующие задачи:
1. провести теоретическое освещение вопросов учета основных средств коммерческого банка, их анализа и аудита;
2. проанализировать процесс учета основных средств, их анализа и аудита на примере банка ОАО «Дальневосточное ОВК»;
3. разработать рекомендации по учету основных средств, их анализу и аудиту в коммерческом банке ОАО «Дальневосточное ОВК».
1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета основных средств, анализа и аудита в банке
1.1 Нормативная база учета основных средств в коммерческом банке
Для признания активов объектами основных средств необходимо единовременное выполнение определенных условий, а именно:
- использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа указанных активов;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, многолетние насаждения и прочие соответствующие объекты [38, С. 19].
Если составные части актива имеют различные сроки полезного функционирования или приносят выгоды предприятию в различной форме, то их правомерно учитывать как отдельные объекты основных средств.
Структура основных средств определяется предприятием самостоятельно, при объединении объектов в группы следует учитывать аналогичность их видов и способов их использования.
При организации бухгалтерского учета основных средств решаются следующие задачи:
- правильное оформление документов и своевременное отражение в них движения основных средств (поступление, перемещение и выбытие);
- правильное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
- правильное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
- контроль за эффективностью их использования;
- выявление резервов использования производственных мощностей;
- составление отчетности о наличии, движении и выбытии объектов основных средств;
- своевременное принятие решений о проведении переоценки объектов основных средств;
- достоверное исчисление налогов, связанных с осуществлением хозяйственных операций с основными средствами;
- выявление излишних и неиспользуемых объектов основных средств.
В постановке правильного учета и для получения достоверной информации об объектах основных средств определенное значение имеет их классификация по различным признакам. Классификация используется в целых единообразия группировки основных средств в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой принадлежности и организационно – правовой формы [38, С. 20].
Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 359 (с изменениями). В соответствии с Классификатором основные фонды состоят из материальных основных фондов и нематериальных основных фондов, которые в бухгалтерском учете принято обозначать соответственно как основные средства и нематериальные активы и учитывать раздельно.
Объектом классификации материальных основных фондов (основных средств) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленных предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно – сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенное для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно – сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одно фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов, и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Каждый объект наделен девятизначным кодом, состоящим из обозначения раздела, подраздела, класса, подкласса и вида.
Разделы представляют собой высший уровень деления, образованный с учетом классификации основных фондов, принятой в системе национальных счетов. Подраздел представляет собой уровень деления объектов классификации, учитывающий их значимость для экономики в целом и сложившиеся традиции. Классы основных фондов образованы в основном на базе соответствующих классов продукции по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Подкласс раскрывает с необходимой детализацией выделенный класс. Вид обеспечивает детализацию объектов классификации, необходимую для выполнения учетных функций, без перехода на конкретные типы объектов.
Данная структура построения группировок в ОКОФ обеспечивает высокий уровень совместимости с международными классификациями видов деятельности, продукции и услуг, действующими в рамках ООН и Евростата, и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) [40, С. 31].
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.
В зависимости от принадлежности основные средства подразделяют на: собственные, принадлежащие организации по праву собственности (в том числе сданные в аренду без права выкупа); находящиеся в оперативном управлении и хозяйственном ведении; полученные в аренду без права выкупа.
В зависимости от целевого использования объекты основных средств подразделяются на:
- производственные – их использование направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т.е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и др.;
- непроизводственные – не используемые при осуществлении обычных видов деятельности.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежной оценке. От правильности и достоверности их оценки зависит точность исчисления амортизации, а следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг), отпускных цен на нее, сумм причитающегося налога на имущество и других показателей. Стоимость основных средств, находящихся у организации, учитывается при решении вопросов залогового кредитования, страхования и аренды.
Принципы оценки имущества установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», согласно которому оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости изготовления.
Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, включая объекты основных средств, может производиться:
- по текущей (восстановительной) стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
- по текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
Фактическая (первоначальная) стоимость основных средств – это строго зафиксированная в учете величина, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при их приобретении, сооружении и изготовлении, внесении учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал организации, дарении и в других случаях безвозмездного поступления.
Оценка основных средств и определение первоначальной стоимости в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Минфином России от 30.03.2001 № 26н, зависит от способа приобретения основных средств [14, 15].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильная классификация приобретаемых основных средств или уже имеющихся на предприятии позволит бухгалтерской службе организовать их учет и отражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями нормативных документов.
Признание объекта основных средств означает принятие его к учету для включения в бухгалтерский баланс. В отношении основных средств применяются общие условия признания активов. Они предусматривают выполнение одновременно двух условий:
- наличие высокой степени уверенности в том, что организация сможет получить в будущем связанные с активом экономические выгоды;
- надежность оценки фактической стоимости актива.
Оценка степени вероятности получения предприятием экономических выгод должна производиться на основании фактов, существующих на момент первоначального признания. При этом наличие достаточной вероятности получения в будущем экономических выгод означает уверенность в том, что предприятие получит связанные с объектом экономические выгоды и примет на себя соответствующие риски. Обычно такая уверенность возникает, когда выгоды и риски уже перешли к предприятию. До этого момента объект основных средств обычно не признается.
Что касается второго условия признания объекта, то оно обычно легко удовлетворяется. Это обусловлено тем, что в случае покупки объекта стоимость определяется в результате операции обмена. Надежная оценка стоимости объекта при его создании своими силами может быть произведена на основании операций с внешними сторонами по закупке материалов, оплате труда и других операций, осуществляемых в процессе строительства.
При определенных обстоятельствах суммарные затраты по приобретению или созданию объекта основных средств целесообразно распределить между составными частями объекта и учитывать каждую часть отдельно, т.е. как отдельный объект основных средств. Такая необходимость возникает, если составные части объекта имеют разные сроки полезной службы или различным образом обеспечивают получение экономических выгод, вследствие чего для них должны применяться разные нормы и методы амортизации.
Особый порядок признания используется в отношении основных средств, обеспечивающих безопасность и защиту окружающей среды. Такие объекты, могут быть признаны как активы, необходимые для получения предприятием в будущем экономических выгод от других связанных с ними активов, превосходящих выгоды, которые можно получить, если бы рассматриваемые объекты не были приобретены. Однако подобные объекты признаются только в той степени, в какой они и связанные с ними активы могут быть возмещены. Это означает, что балансовая стоимость рассматриваемых природоохранных объектов и связанных с ними других объектов основных средств не должна превышать общую возмещаемую сумму.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случае, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагается из:
- сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- таможенных пошлин;
- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и расходов по доведению его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
В фактические затраты по приобретению (сооружению) объекта основных средств включаются также проценты за кредит на его приобретение, уплаченные до принятия объекта к бухгалтерскому учету. Данная норма приведена в соответствие с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», которым установлено, что затраты по займам, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству актива, должны капитализироваться путем включения в стоимость этого актива.
Если проценты за кредит уплачены после принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, то они относятся на счет прочих доходов и расходов.
Фактические затраты на приобретение и сооружение объектов основных средств уменьшаются (увеличиваются за счет суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
В соответствии с п.2 ст.317 Гражданского кодекса Российской Федерации «в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единицах на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон».
К документам, необходимым для закрепления объектов недвижимости за предприятием, относятся:
1. Решение государственного органа по управлению государственным имуществом о создании унитарного предприятия с указанием, что функции учредителя предприятия осуществляет орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Функции координации и регулирования деятельности предприятия выполняет орган управления соответствующей отрасли.
2. Распоряжение Мингосимущества России о передаче имущества в безвозмездное пользование или в аренду.
3. Договор, оформленный на основании распоряжения, с предприятием о передаче и порядке использования движимого и недвижимого имущества предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данный договор оформляется Мингосимуществом России или по отдельным поручениям его территориальными органами.
4. Отчет об оценке имущества, передаваемого органом государственной власти, произведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Стоимостная оценка имущества утверждается учредителем.
5. Акт приема – передачи имущества, передаваемого на праве хозяйственного владения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1.2 Положения № 252-р недвижимое имущество подлежит регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Приказом Минюста России № 194, Минимущества России № 16, Росземкадастра № 168 и Госстроя России № 1 от 03.07.2000. Следовательно, в пакете документов должна содержаться информация о номере реестра либо свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К акту приема – передачи недвижимого имущества прилагаются:
- перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение, с указанием наименования объекта недвижимости (производственный комплекс, объект социально – культурного или бытового назначения, незавершенное строительство, иное), адреса и отнесения объекта к категории памятников истории и культуры, инвентарного номера объекта, даты и номера паспорта БТИ, остаточной стоимости, оценочной стоимости; все объекты перечисляются с указанием данных, позволяющих идентифицировать объект недвижимости;
- перечень имущества, которое не относится к недвижимому, балансовая стоимость которого превышает 1000-кратный МРОТ. Данное имущество также вносится в реестр с указанием номера в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;
- копии учредительных документов организации – пользователя имущества, нотариально заверенные;
- информационное письмо органов статистики с указанием кодов организации – пользователя имущества;
- перечень прочего имущества, передаваемого по акту приема – передачи;
- выписка из технического паспорта БТИ (ф. 1а);
- поэтажный план и экспликация на конкретное помещение;
- справка о техническом состоянии здания.
1.2 Экономические показатели, характеризующие состояние основных средств в банке
Комплексный анализ банковской деятельности требует регулярного его проведения (в виде квартальных и годовых отчетах). Это служит для руководства банка материалом, с помощью которого принимаются соответствующие управленческие решения по дальнейшему развитию банка и обеспечению его надежности.
Необходим не только внутренний анализ деятельности банка, но и сравнительный анализ результатов работы конкретного банка с результатами работы других банков. Это сравнение выполняется с использованием рейтингов коммерческих банков, то есть системы оценки их деятельности, основной на финансовых показателях и данных баланса.
Источниками осуществления анализа деятельности коммерческого банка являются:
1. ежедневный (месячный, квартальный, годовой) баланс;
2. отчет о прибылях и убытках;
3. отчет о движении денежных средств;
4. отчет о собственном капитале;
5. аудиторский отчет внешних аудиторов, а при необходимости – текущая отчетность для Банка России и данные первичного аналитического и синтетического учета.
В любом случае самым важным источником информации при осуществлении анализа деятельности коммерческого банка является баланс, отражающий хозяйственные средства и источники их создания.
В зависимости от цели и периода осуществления различают анализ:
1. предварительный;
2. оперативный;
3. окончательный (по результатам данного периода);
4. перспективный (стратегический).
В зависимости от объекта различают анализ:
1. функциональный;
2. структурный;
3. операционно-стоимостной;
4. анализ масштабности активных или пассивных операций.
В процессе анализа используются такие методы, как:
1. сравнение;
2. группирование;
3. метод коэффициентов;
4. сопоставление;
5. балансовый метод;
6. графический метод;
7. метод табличного отражения.
Выбор методов анализа конкретной ситуации зависит от:
1. периода охвата анализа;
2. цели анализа;
3. времени осуществления анализа: в момент проведения операции или по окончании отчетного периода.
Анализ пассивов и активов банка.
Задачами анализа являются:
· определение размера собственных средств, их структуры и тенденций их изменений;
· определение размера привлеченных средств и задолженности;
· анализ выполнения нормативов достаточности капитала (собственных средств).
Анализ пассивов банка начинают с выяснения общей картины соотношения собственных и привлеченных средств. Для этого сопоставляют балансовые данные по базовому и текущему году.
Данные такого сопоставления покажут, какова тенденция темпов изменения объема ресурсов (рост или снижение), темпы изменения каких – собственных или привлеченных – средств являются большим, а также значимость тенденции более в формировании ресурсов банка.
Затем следует провести более глубокий анализ собственных и отдельно привлеченных средств.
Собственные средства характеризуются качественно и количественно.
Количественно собственные средства характеризуются двумя показателями:
· удельным весом в валюте баланса;
· величиной собственных средств нетто.
Удельный вес собственных средств в валюте баланса определяется как соотношение суммы собственных средств и общей суммы активов банка, выраженное в процентах. Желательно, чтобы значение этого показателя не превышало 8%.
Более характерным показателем является величина собственных средств нетто. Она определяется как разница между собственными средствами банка брутто (всего по балансу) и иммобилизованными средствами банка.
Под иммобилизованными средствами банка в данном случае понимаются средства, изъятые из оборота, то есть вложения в:
· операционные и неоперационные основные средства;
· нематериальные и активы;
· дебиторскую задолженность;
· запасы хозяйственных материалов и малоценные предметы;
· затраты будущих периодов;
· начисленные и неполученные доходы (дебиторы).
Следующим этого составляется отдельная таблица с детализацией собственных средств (капитала) на уставный, на нераспределенную прибыль прошлого года и отдельно отчетного года, а также отдельно резервного капитала и спецфондов по их видам (фонда развития банка, фонда материального стимулирования и т.д.) по данным аналитического учета.
Затем определяется удельный вес каждого вида собственных средств по отношению, как к общей сумме собственного капитала, так и ко всем пассивам банка. При этом осуществляется сопоставление за ряд лет или периодов, чтобы установить тенденции и рост (снижение) роли каждого вида собственных средств отдельно.
Целями анализа привлеченных средств являются:
· установление роли каждого вида привлеченных средств;
· установление роли тенденции увеличения или сокращения каждого вида привлеченных средств;
· осуществление общего вывода о политике управления привлеченными пассивами.
В процессе анализа привлеченных средств отдельно рассматриваются депозиты до востребования (в том числе корсчета банков и средства до востребования), срочные депозиты, в том числе межбанковские кредиты и депозиты предприятий (юридических лиц), вклады и депозиты физических лиц, и другие кредиты. Информация берется за базовый и отчетный год (период). При этом по каждому виду привлеченных средств определяется их доля в общей сумме привлеченных средств банка (или в общей сумме пассива баланса) и темп их изменения за период.
При этом также определяется тенденция роста(снижения) общего объема привлеченных средств, определяются те их виды, благодаря которым и произошел этот рост (снижение), делаются выводы, был ли такой рост (снижение) обусловлен финансово-экономическими потребностями банка.
Также, исходя, из исследования динамики структуры привлеченных средств оценивается качество менеджмента пассивов в банке. Определяются причины недостаточного использования резервов привлеченных средств. Это могут быть либо объективные причины (экономическое положение государства, инфляционные ожидания населения и т.д.), либо недоработка сотрудников банка.
В привлечении средств банком главной ошибкой можно считать такой стиль управления пассивами, когда действия осуществляются без ориентировки на перспективную эффективность, а единственной целью ежедневного выживания (выполнения нормативов Банка России, «латания дыр» в балансе и т.д.). В таких случаях, как правело, из баланса видны неоправданно высокие темпы привлечения межбанковских кредитов.
Цели и задачи анализа активов коммерческого банка заключается в:
· установлении тенденции за ряд лет увеличения или уменьшения как активов в целом, так и в том числе активов:
- доходных;
- недоходных;
- рабочих;
- высоколиквидных;
- иммобилизованных (вложенных в основные средства, дебиторы, затраты будущих периодов);
· анализе качества активов, особенно кредитного портфеля;
· выведении обобщающей оценки на предмет оптимизации состава и структуры активов.
На первом этапе анализа активов сопоставляют изменение объемов и структур (удельного веса) важнейших групп активов за ряд лет.
Сопоставление за ряд лет дает возможность увидеть политику вложения ресурсов банка в доходные активы или, возможно, в их капитализацию (основные средства и т.д.), которая не будет содействовать в перспективе увеличению доходности.
После анализа по группам осуществляют детализированный анализ по видам или подгруппам активов в динамике за ряд лет и по удельному весу каждого вида в общей сумме активов.
Целью анализа качества активов являются определение их жизнеспособности и правильности отражения их стоимости в отчетности банка.
Качественный состав активов характеризуется соотношением продуктивных и непродуктивных активов и затрат на собственные нужды. К продуктивным активам относятся все операции с клиентурой и контрагентами банка по кредитно-инвестиционной системе. К непродуктивным относятся средства, которые отвлекаются на расчеты, резервы и средства дебиторов. К затратам на собственные нужды относятся капитализированные активы, нематериальные активы, средства, затраты и убытки, которые отвлекались за счет прибыли.
Анализ кредитного портфеля представляет собой анализ:
· качества выданных кредитов;
· обеспечения выданных кредитов;
· качества выданных кредитов по срокам погашения.
Исследуются прежде всего, динамика и структура кредитов в таком разрезе: овердрафт, кредиты под платежные карточки, операции РЕПО, векселя, факторинг, коммерческие кредиты, кредиты на строительство, освоение земли, финансовый лизинг и т.д.
Анализ инвестиционного портфеля включает в себя анализ вложений в ценные бумаги:
· на продажи;
· на инвестиции, то есть покупку ценных бумаг с целью получения дохода, дивидендов или доли от прибыли согласно договору.
Анализ доходов-затрат, прибыльность и рентабельности банка.
Задачи анализа доходов и затрат коммерческого банка заключается в:
· систематическом сопоставлении доходов и затрат и определении финансового результата;
· выявлении факторов, которые содействуют увеличению или сокращению доходов и затрат;
· выявлении резервов.
Анализ доходов – это:
· общая оценка;
· оценка структуры доходов;
· оценка влияния на доходы различных факторов;
· анализ выполнения бизнес-планов (поскольку банки разрабатывают стратегию, которая выражается в составлении годовых планов по доходам с разработкой на кварталы, месяцы).
Для оценки уровня доходности в целом сопоставляют уровни:
· доходов;
· активов, которые обеспечивают доходы;
· прибыль;
· доходности одного рубля активов.
Анализ затрат банка заключается в:
· общей оценке их уровня;
· сравнительном анализе структуры затрат;
· общей оценке выполнения плана по затратам;
· постатейном анализе для выполнения наибольших затрат и тенденций, сложившихся по их сокращению или росту;
· проведении расчетов, определяющих влияние отдельных факторов на уровень затрат, связанных с выплатой процентов по депозитам до востребования (средства на счетах клиентов), по срочным депозитам, по оплате процентов за привлеченные банком кредиты.
Задачей анализа прибыльности и рентабельности банка является выявление тенденций за ряд лет, которые сложились в формировании объема полученной прибыли и уровне рентабельности как по банку в целом, так и по отдельным видам деятельности – процентной, инвестиционной, внереализационной. Анализ осуществляется посредством сопоставления фактических уровней и плановых показателей.
1.3 Виды аудита основных средств в банке (внешний, внутренний)
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не леснее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Как правило отмечено в ряде изданий, аудит можно определить как экспертизу бизнеса.
Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения и др.
Известный американский специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робе5ртсон, подчеркивает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) это риск и определить вероятность благоприятных событий.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия условного гражданского дела, в то время, как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне условного или арбитражного дела.
Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для осуществле6ния финансового контроля и аудиторских проверок.
Существуют различные принципы их классификации.
По организационным формам:
А) государственный;
Б) ведомственный;
В) вневедомственный;
Г) аудиторский (независимый);
Д) внутрихозяйственный.
Аудиторский контроль за деятельностью организаций проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер.
Текущий контроль – как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Этому виду контроля присуща максимальная оперативность.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим.
В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.
Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, взвешивания, лабораторного анализа и других способ проверки фактического состояния объектов.
Документальный и фактический контроль взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.
Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизию, аудит тематическую проверку, следствие и т. д.
Аудит бывает нескольких видов:
· Внутренний
· Внешний
Внешний аудит подразделяется на:
· Обязательный
· Инициативный
· По специальным заданиям
Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудиторском объекте.
Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:
1) составление плана и программы проведения аудита;
2) определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
3) проведение аудиторской проверки экономического субъекта;
4) выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
По инициативности аудит подразделяется на обязательный, инициативный, по специальным зданиям.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. бухгалтерская отчетность организаций должна включать в себя аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Статья 7 «Обязательный аудит» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяется обязательный аудит, как обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого служат предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого выступают добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год превышает в 500 тысяч раз установленный размер оплаты труда, или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса, превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством МРОТ.
Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.
Однако перечень субъектов обязательного аудита должен осуществляться в отношении других организаций или индивидуальных предпринимателей, если предусмотрен федеральным законом.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, аудитора-предприниматели проводить аудит на могут.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета, в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценки применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Проведение инициативного аудита может быть обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутреннему контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вызывается различными обстоятельствами – недостаточно высокой оплатой, нежелание руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру, как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.
Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только определенные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.
Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Контроль в банковской системе подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний контроль осуществляет Центральный банк Российской Федерации и внешние аудиторы.
Особая роль в осуществлении внешнего контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размер от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капиталу; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Выводы по первой главе
При организации бухгалтерского учета основных средств решаются следующие задачи:
- правильное оформление документов и своевременное отражение в них движения основных средств (поступление, перемещение и выбытие);
- правильное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
- правильное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
- контроль за эффективностью их использования;
- выявление резервов использования производственных мощностей;
- составление отчетности о наличии, движении и выбытии объектов основных средств;
- своевременное принятие решений о проведении переоценки объектов основных средств;
- достоверное исчисление налогов, связанных с осуществлением хозяйственных операций с основными средствами;
- выявление излишних и неиспользуемых объектов основных средств.
В постановке правильного учета и для получения достоверной информации об объектах основных средств определенное значение имеет их классификация по различным признакам. Классификация используется в целых единообразия группировки основных средств в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой принадлежности и организационно – правовой формы.
Структура основных средств определяется предприятием самостоятельно, при объединении объектов в группы следует учитывать аналогичность их видов и способов их использования.
Самым важным источником информации при осуществлении анализа деятельности коммерческого банка является баланс, отражающий хозяйственные средства и источники их создания.
Задачей анализа прибыльности и рентабельности банка является выявление тенденций за ряд лет, которые сложились в формировании объема полученной прибыли и уровне рентабельности как по банку в целом, так и по отдельным видам деятельности – процентной, инвестиционной, внереализационной. Анализ осуществляется посредством сопоставления фактических уровней и плановых показателей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения и др.
Аудиторский контроль за деятельностью организаций проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер.
Текущий контроль – как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Этому виду контроля присуща максимальная оперативность.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим.
Список литературы
1. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон Российской федерации от 02.12.90 г. №395-1 (в ред. 07.08.2001 г.)
2. Положение Банка России от 25.06.98 №38-П «О порядке предоставления Центральным банком РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации» с изменениями и дополнениями.
3. Положение Банка России от 30.12.98 №65-П «О проведении Банком России переучетных операций».
4. Положение Банка России от 30.12.98 №65-П «О проведении Банком России переучетных операций».
5. Положение Банка России от 13.03.96 №36 «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам». Утв. Приказом Банка России от 13.03.96 №02-63 с изменениями и дополнениями.
6. Положение Банка России от 06.03.98 №19-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» с изменениями и дополнениями.
7. О порядке регулирования деятельности кредитных организаций. Инструкция ЦБ РФ №1 от 1.10.97 г.
8. О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций. Инструкция ЦБ №63 от 2.07.97 г.
9. О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ. Постановление Правительства №752 от 27.06.96 г.
10. Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями. № 490 от 16.05.94.
11. Антонов А.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит, банки. – М., 2002. – 456 с.
12. АРБ призывает банки выдавать синдицированные кредиты // Коммерсантъ. – 2000. – 18 мая. – № 87.
13. Банкам нужна отмашка, чтобы начать кредитование // Коммерсантъ. – 2000. – 30 марта, №54.
14. Банки: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. К.Д. Ульяновой. – Р-н-Д.: Издательство Ростовского госуниверситета, 2002. – 417 с.
15. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М., 1999. – 436 с.
16. Банковское дело: Учебник // Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 592 с.
17. Банковское дело: Учебное пособие // Под ред. проф. В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 357 с.
18. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. – М.: Банки и биржи, 1999. – 192 с.
19. Брук П. Банковское дело и финансирование инвестиций. – М.: Дело, 2001. -366 с.
20. Велислава Т. Севрук. Банковские риски. – М.: Дело Лтд, 2000. – 72 с.
21. Иванов В.В. Анализ надежности банков. – М.: Русская деловая литература, 1999. – 320 с.
22. Викулов В.С. Инновационная деятельность кредитных организаций. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001.- №1. – с.79-89.
23. Власти повернулись лицом к банкам // Коммерсантъ. – 2000. 24 мая. – № 91.
24. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М., 2002. – 623 с.
25. Долан Э.Д., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1991. – 450 с.
26. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Потенциал российских банков – основной источник финансовых ресурсов для подъема реального сектора экономики. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №5. – с. 58-72.
27. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 2002 - 466 с.
28. Кацеленбаум Э.С. К вопросу о сущности банковского депозита // Деньги и кредит. – 1991, №4. – с. 75-79.
29. Крупнейшие банки России // Профиль. – 2000. – 24 апреля. – № 15-16.
30. Лаврушина О.И. Банковское дело: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 349 с.
31. Полоцкая Е.Г. Основные направления комплексного анализа деятельности // Бухгалтерия и банки. -2001 -№ 7 – с. 9-13.
32. Рид А., Коттер Р., Смит Р, Гилл Э. Коммерческие банки. М.: Прогресс, 2003. – 501 с.
33. Свиридов О.Ю. Банковское дело: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: МАРТ, 2002. – 359 с.
34. Табгирбекова К.Д. Основы банковской деятельности: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003. – 271 с.
35. Тавасиева А.М. Банковское дело: управление и технологии.: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 216 с.
36. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 340 с.
37. Финансово-кредитный словарь // Под редакцией П.Р. Рылова. – М.: Дело, 2002. – 278 с.
38. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, г. М.: ЮНИТИ, 2002. – 439 с.
39. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. – М., 1999. – 144 с.
40. Щербаков В.В. О методическом аппарате экономического анализа, используемого во внутрибанковском контроле // Бухгалтерия и банки -2001-№6 – с.7-15.
41. Эдвин Дж. Долан. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – СПб.: Санкт-Петербург ОРКЕСТР, 2001. – 496 с.